Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Христово [Страниц (6): первая страница « 2 3 4 [5] 6 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина, с интересом слежу за Вашими публикациями, много спорного, но много и точных интересных наблюдений. Завтра как раз собираюсь на Святую землю, надеюсь, будет что показать.
Кастельсеприо у меня есть, съёмка, правда, не моя, но чем-то поделиться смогу.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 20 Января, 2012 - 15:23:17
Марина


Проэдр


chalkites
Очень рада, что кто-то читает мои писания. А что кажется Вам спорным, я готова выслушать (вернее, прочитать). Впрочем, я и сама знаю, что кое-что может вызвать вопросы, хотя я стараюсь держаться в рамках ортодоксии. Но писать то, что и так всем известно, не вижу смысла.

И раз уж Вы отправляетесь в Святую Землю, уверена, не обойдете стороной Храм Гроба Господня. Огромная просьба: постарайтесь сделать фотографии на 11 остановке - там изумительной красоты раннехристианские мозаики, кажется, сохранившиеся еще от первоначального храма (только Христос в "яйце" вроде бы вставлен уже крестоносцами). У меня есть несколько - весьма низкого качества и довольно мелкие. Вот образчик.




Но и по ним эту красоту можно оценить. А если бы Вам удалось сделать хорошие снимки и выложить их на всеобщее обозрение, вот было бы здорово! Ангела Вам в дорогу!



(Отредактировано автором: 21 Января, 2012 - 05:45:55)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Января, 2012 - 03:55:10
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
Спасибо за добрые напутствия! Вернулся пару дней назад, с массой впечатлений и фотографий. Постараюсь что-то выложить, здесь и на Яндексе. Снял и эту мозаику с возносящимся Христом на своде Голгофы в храме Гроба Господня. Правда, вынужден Вас огорчить: окружающие её росписи, хоть и выполненные в раннехристианской стилистике, совсем новые, не ранее 19 в. Так что эта фигура Христа - единственный сохранный фрагмент древней живописи храма Гроба Господня (середины 12 в.).

Прикреплена картинка:
att-4f279d6ac53f0475.JPG


(Отредактировано автором: 31 Января, 2012 - 11:51:49)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 31 Января, 2012 - 11:28:49
Марина


Проэдр


Честно говоря, Вы меня действительно огорчили. Хотя о чем-то подобном я догадывалась, и смущали меня срезанные буквы в надписи справа, т.е. то, что вне этого овала с возносящимся Христом, сделано позднее, но я надеялась, что это только золотая рамочка. Стало быть, эти замечательные мозаики - умелая стилизация. Интересно, а кто делал? Я знаю, что после пожара храм восстанавливался при значительной финансовой помощи нашего Государя, так что, может быть, и мастера наши - те, что делали, например, мозаики в храме Спаса на крови? Ну, все равно выкладывайте, они действительно очень красивые. И еще вопрос: что делается сейчас на стенах храма в Вифлееме? Там, судя по фотографиям, остатки мозаик тоже времен крестоносцев, но как-то странно они выглядят - то ли расчищены квадратами из-под белой штукатурки, то их так аккуратно сбили. Что Вы скажете?

(Отредактировано автором: 31 Января, 2012 - 19:00:29)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Января, 2012 - 18:56:13
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Вроде бы там французы работали, может, их рук дело. Или итальянцев, наши - вряд ли. Но это всё предположения, надо поискать в публикациях.
В Вифлееме мозаики середины 12 в. на стенах центрального нефа, смотрятся эдакими прямоугольными островками. Есть ощущение того, что они укреплены на стенах вторично, после снятия для каких-то работ (реставрационных?). Надо было бы спросить у местных греческих священников, но не догадался. Зато услышал о том, что буквально несколько месяцев назад, после настойчивых просьб, местные власти послали рабочих чинить прохудившуюся кровлю (дожди буквально заливают собор). Те, не долго думая, поставили в нефе леса для обследования, вплотную к мозаикам и много чего на них ободрали! Теперь будут ставить леса ремонтные, и священники заранее готовятся к худшему. Защитить памятник толком некому, единого хозяина нет.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 01 Февраля, 2012 - 11:04:43
Марина


Проэдр


Все это очень печально. Мне кажется, что никому до собора нет дела, потому что это арабская территория - евреи давно бы все отремонтировали и отреставрировали. Не потому, что им это очень дорого, а из чисто практических соображений: туристы и паломники больше шекелей привезут. А у этих вообще непонятно что в головах творится.

Я вот тут с прискорбием обнаружила у себя ошибку: там, где писала о фреске Рождества из Темной церкви, поставила ей в пару Поклонение волхвов из церкви Новой. Как я могла ошибиться? Там же рука художника совершенно другая. Тот же художник расписывал церковь Яблочную.

Исправляю свою ошибку:



Кстати, здесь очень интересное пространственное расположение фресок: волхвы и ангел с другой стороны свода обращены к изображенной в люнете Богоматери с Младенцем.



А в церкви Новой Поклонение волхвов - просто под иконой Рождества, которая тоже на своде, но выше. Вот, спасибо Любителю, что, сам того не желая, указал мне на ошибку.

Давно хотела у Вас спросить: почему все церкви Каппадокии указаны с турецкими названиями - "Темная", "Новая" и т.п.? Неужели не осталось никаких свидетельств о том, как они были освящены когда-то и кому или какому празднику посвящены? И нельзя это как-то определить?

(Отредактировано автором: 01 Февраля, 2012 - 14:34:45)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Февраля, 2012 - 13:46:56
Марина


Проэдр


Разговор о каппадокийских фресках решила продолжить на этой ветке, т.к. речь сейчас пойдет именно о необычной иконографии Рождества и Поклонения волхвов в церкви «Под деревьями» или св. пророка Даниила. К сожалению, фреска сохранилась неважно, но самая интересная ее часть прямо-таки бросается в глаза. И это не только наличие логосных сеток, причем, цветных, даже здесь - в пещере, в качестве ложа, на котором отдыхает Мария. Это, во-первых оригинальное решение в отношении пещеры – художник обозначил края пещеры как арку-небосвод или даже радугу, показав тем самым, что ныне само небо спустилось не только на землю, но и ПОД землю, и не осталось такого места, о котором можно было бы сказать, что там Бога нет, предвосхищая тем самым Сошествие во ад Сына Божия, лежащего сейчас рядом с Матерью Младенца.

Лик Богородицы, как всегда, спокоен и прекрасен, хотя сохранился очень плохо – выскабливался и он, и лик Младенца, и даже морда осла целенаправленно, особенно глаза. И, тем не менее, кое-что осталось.



Из глубины пещеры величественно, с каким-то необычайным чувством собственного достоинства, вышагивает осел – взгляд его устремлен на Младенца, он готов тотчас подхватить Его с Матерью и унести подальше от преследующих Их злых людей. Но здесь есть еще один интересный персонаж, которого я не сразу заметила, решила, что это облупившаяся краска. Но нет, пустые места – серого цвета, а он – белый с одним сохранившимся красным глазом. Этот кошачья голова наверху – белая, а хвостик торчит рыжий с полосками, стало быть, кот ванской породы, что вполне логично. Приходится удивляться только древности породы, а также тому, что народ в этом месте сменился, а коты остались. Впрочем, не настаиваю, может быть, действительно краска осыпалась. Но уж очень напоминает стихотворение Саши Черного.

Впрочем, все это можно считать приятными мелочами по сравнению с неким загадочным объектом, который можно счесть и за спустившуюся в пещеру звезду, и за ангела (тоже в виде звезды), или даже за видение Царства Божия, разверзшиеся небеса – их принято изображать в виде сегмента из концентрических кругов, из которого выкатывается золотая звезда. Однако, здесь все иначе: перед нами стремительно вращающийся круг или диск (или даже шар?). В любом случае, это тот самый диск, о котором писал А.М.Лидов, но этот пример почему-то не упомянул, несмотря на то, что он – первый по времени, т.к. роспись церкви Агачалты датируется 9-10 вв., а диски в храмах Эллады и славянских Балкан появились гораздо позднее – в 12-13 вв. Более того, диск этот, сероватого цвета – должно быть, художник желал, чтобы он выглядел серебряным и светящимся (если диск в руке архангела в Лесновском монастыре выглядит, как винил, то этот – как компакт!), – пересечен тонкими линиями, образующими крест, и вся конструкция выглядит опять же как годовой круг, о котором мы говорили выше в теме Рождества. Более того, диск составлен из семи концентрических кругов. Может ли это быть намеком на семь небесных сфер, и тогда это действительно спустившейся в пещеру Рождества Рай Небесный, возможность соединения с которым открывает нам ныне воплотившийся на Земле Мессия? Или все же ангел-звезда (об ангелах в пещере прор. Даниила поговорим на каппадокийской ветке), освещавшая путь волхвам?



(Отредактировано автором: 26 Марта, 2012 - 00:46:32)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Марта, 2012 - 08:09:07
Марина


Проэдр


А вот и они – справа от пещеры Рождества, идут вереницей и несут Новорожденному дары – тоже в виде круглых то ли сосудов, то ли светящихся сфер?






(Отредактировано автором: 26 Марта, 2012 - 00:46:55)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Марта, 2012 - 22:35:40
Марина


Проэдр


Здесь все трое примерно одного возраста – неопределенного, скорее всего, средовеки, и все с длинными жреческими волосами и остроконечными персидскими бородками, причем один темноволосый, а двое других – рыжевато-светло-русые. Такими когда-то были и персы, и армяне. Так что о «трех царях» речь вообще не идет.

Кто из них что несет? Кто несет золото? Кто – ладан? Кто – смирну? У всех в прозрачных сосудах – жидкое золото!

Боже мой! Во что они одеты? На них не красные фригийские – вернее, даже скифо-персидские – колпаки, как принято было изображать в первые века христианства. На них одеяния гораздо более древние!



Эта прекрасная фреска – сцена жертвоприношения – из храма Бела (Бел – Ваал – Эл (Элохим) – один и тот же Велес или Белый, т.е. Светлый Бог) в Дура-Европос, торговом городе на Евфрате, в 3 веке принадлежавшем Риму, но населенном множеством народов, исповедовавших разные религии (найдены и прекрасно расписанная синагога, и гораздо более скромный дом, где проводились христианские евхаристические собрания, с баптистерием, и митреум, и храм Бела и другие). Город был разрушен персидскими войсками в 256 г. по РХ, так что между этими фресками – по меньшей мере 700 лет!

Я вовсе не утверждаю, что те персидские маги – астрологи и огнепоклонники – выглядели именно так. Хотя – почему нет? Белый (или серебристо-небесного цвета) длинный балахон и остроконечный колпак – более высокий, чем обычный фригийский колпак – мог быть принадлежностью жреческой касты любой древней религии – и именно потому, что все они исходят из единого истока, хотя все древнюю единую истину искажают (в разной степени, разумеется). Но факт в том, что христианский художник из Каппадокии таких жрецов древних культов видел и изобразил очень точно. Стало быть, они продолжали существовать, и это могли быть, как мне кажется, именно персы-огнепоклонники, выживавшие в условиях уже наступавшего на Иран (который находится совсем рядом) ислама. Впрочем, и христианской Каппадокии осталось жить не так уж много, и скоро от обилия прекрасно расписанных храмов и монастырей с благочестивыми насельниками-молитвенниками останутся только вот эти, изувеченные грамотными дикарями фрески.

Но чтобы не заканчивать на столь печальной ноте, подумаем сейчас о другом: откуда у служителей различных культов взялись вот эти остроконечные колпаки, которые дожили до наших дней в виде, например, черных муаровых куколей (или как они называются?) армянских монахов или совершенно друидского вида капюшонов монахов западных?


(Отредактировано автором: 28 Марта, 2012 - 01:10:37)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Марта, 2012 - 00:53:02
Марина


Проэдр


Герман Вирт приводит рисунки трех фигурок бронзового века, найденных в Сардинии. Они отлиты из свинца как раз в то время, которое его интересует, - время строительства каменных башен-нурагов.



Вирт описывает первые две фигурки так: "Бог в шапке, которая имеет форму лебедя". Нет необходимости указывать на то, что эти шапки напоминают и остроконечные колпаки жрецов Бела, и - в еще большей степени - фригийские колпаки, конец которых заломлен вперед, а не назад, как было бы удобнее.
Но объясняет все третья фигурка: "Бог с сопровождающим его лебедем, который сидит на его голове. Руки бога (и крылья лебедя) подняты в форме руны "человек" [а мы бы добавили: в жесте оранта]. У бога три лица, причем, второе и третье находятся на его теле и на его утробе". Самое удивительно, что бог пронзен копьем, т.е. являет собою предвечную жертву.
Совершенно очевидно, что это - Триглав. Другой вариант изображения Триглава, гораздо более поздний, я уже приводила в сюжете о Троице. Все это - прообразы Троицы в языческие времена или, как можно предположить, некие искаженные осколки утраченного адамова знания о Боге Истинном. Но дело в том, что во многих религиях (в том числе и в христианстве) служитель Божий являет собою образ того бога, которому он служит. И мы видим, что головной убор жрецов и Бела, и Ахурамазды напоминает птичью голову. И возвращаемся к тому образу, о котором говорили на птичьей ветке, - образу вертикальной оси или креста, на верхушке которого сидит - или парит - птица, образ души или Самого Святого Духа. Этой вертикалью и является Сам Сын Божий - и-или человек, созданный по образу Сына Божия. Достаточно посмотреть на любую икону Крещения. Неужели человек с птицей на голове это образ-парадигма?
Скорее всего, во времена евангельских волхвов это знание было уже утрачено. Но то, что эта "мода" на остроконечные колпаки продержалась многие - не века, а тысячелетия! - говорит само за себя.



(Отредактировано автором: 28 Марта, 2012 - 20:22:22)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Марта, 2012 - 14:39:07
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Марина, Ваши посты достаточно интересные, я тут публиковал кое-какую инфу на счет этих каппадокийских храмов, Вы видели их http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=101&start=3 (?)

(Добавление)
Простите, что не могу часто общатьсяпросто много работу по чисто историческим темам касательно армян-халкидонитов... этими храмами недавно знималась Юлия Садовская (там вых. данные есть на ее работу)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 26 Марта, 2012 - 18:26:56
Марина


Проэдр


Конечно, читала с большим интересом, многое себе накопировала. И даже готовлюсь кое-что по этому поводу сказать (на другой ветке, собственно каппадокийской).

(Отредактировано автором: 29 Марта, 2012 - 19:48:09)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Марта, 2012 - 00:18:43
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Марина, отпишитесь в личке...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Марта, 2012 - 09:04:22
Марина


Проэдр


И еще одна фигурка из "языческой" эпохи. Это гравюра, сделанная с одной из бронзовых фигурок, найденных в Ретре, но вовремя по достоинству не оцененных (их сочли подделкой) и ныне утраченных.



Все, кому я показывала этот рисунок, в один голос (после "Вот это да!") говорят: "Да ведь это икона Отечество!"

И в самом деле: Лев являет царственность Бога-Отца, рогатый отрок - жертвенность Сына (как голова тельца в чаше на иконе Троицы), ну, а уточка - понятно, что это птица Творения. И заметим: птичка опять на голове. То есть, это уже не случайность, но система. И здесь я советую вернуться к римской скульптуре Януса - последней иллюстрации нашей темы иконографии "Троицы". И там уточка на голове двуликого Януса, стало быть, не случайна.

Впоследствии шапка-птица на головах жрецов превратилась просто в остроконечный колпак, а о его символике все забыли. Но как же, оказывается, интересно о таких значимых вещах напомнить!

И в конце заметим: вышитый золотыми нитями на высоком патриаршем куколе шестокрылатый серафим, стало быть, тоже появляется не случайно. Возможно, образ навеян всплывшим из глубин подсознания воспоминанием о крылатом существе на голове - или вершине Креста - Самого Спасителя...

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 20:22:36
Марина


Проэдр


Решила, так сказать, в догонку выложить еще два изображения по теме.

1. Шлем фракийский с выставки, прошедшей несколько лет назад в Музее народов Востока. По форме он напоминает фригийский колпак - или птичью голову. Фотография мелковата, но видна великолепная змея, свернувшася в спираль, - точно такая же, как на рельефе в Баптистерии Православных в Равенне, где Христос попирает льва и змия.



2. Головной убор якутского шамана. На макушке - двуглавый лебедь. Вообще тема двуглавой птицы заслуживает отдельного разговора, а потому мы ее сейчас касаться не будем, просто отметим.



Последнее изделие - недавнее, примерно 19 века, но архаика его просто поразительная.

Таким образом, мы можем проследить развитие "моды": мировая ось или крест (или горка) с птицей-душой на вершине - Сын Божий (который сам являет собою эту мировую ось, или пространственный крест, или гору) с птицей на голове - головной убор служителя Божия в виде птичьей головы (металлический шлем как вариант) - остроконечный (или фригийского типа) колпак - монашеский куколь. Все логично - христианство возвращает нас к изначальной истине.


И, вот, в поисках материала для темы Ангелов залезла в давно забытую мною папку с искусством христианского Египта. И обнаружила там множество поразительных вещей. Как жаль, что я не обратилась туда, когда готовила темы Успения и Рождества! Ну, и теперь, думаю, не поздно.

Совершенно удивительное коптское Рождество:



Икона 7-9 вв. из монастыря св. Екатерины на Синае.

Вместо бычка - хитрющая кошачья морда. Ну, египтяне без котов не могут, это понятно. Но, может быть, и в Каппадокию кот каким-то образом попал? Ведь культуры очень близкие, много общего.


(Отредактировано автором: 30 Марта, 2012 - 03:19:36)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Марта, 2012 - 21:29:19
Марина


Проэдр


В целом эта икона выглядит так.

Внизу, в красном колпаке - пастух. Почему?
Здесь можно рассмотреть две версии.
1. В это время еще помнили, что Галилея была провинцией не совсем иудейской, со смешанным населением. Иудаизирована она была сравнительно поздно. В книге Исайи она названа "языческой". И тогда прозрачной становится странная фраза из Евангелия "что хорошего может прийти из Галилеи?" Да и само название страны сильно напоминает Галатию и Голиафа. Но тогда совсем интересно: первыми благовестие о рождении Спасителя получают от ангелов не иудеи.
2. Красный фригийский колпак носили вольноотпущенники (этот корень - "фр" в самоназвании народов - фригийцы, фракийцы, франки, фризы и т.п. - включал в себя понятие свободы), и тогда это намек на то, что родившийся ныне Богомладенец несет людям истину, которая сделает их свободными от греха и смерти.


Прикреплена картинка:
att-4f7595c5089b3ypte.jpg


(Отредактировано автором: 30 Марта, 2012 - 15:24:23)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Марта, 2012 - 15:15:17
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Христово [Страниц (6): первая страница « 2 3 4 [5] 6 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0395 ]   [ Gzip выкл. ]