Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Христово [Страниц (6): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Беседу об иконографии Рождества Христова хочу предварить отрывком из проповеди на этот праздник архимандрита ИАННУАРИЯ (в самом деле, только архимандрит с ТАКИМ именем мог лучше всех сказать о Рождестве-Новолетии – действительно, все складывается один к одному, как кусочки мозаики).

«… Есть несколько тайн, которые недоступны были, недоступны суть и не будут доступны никакой человеческой науке. Первая из этих тайн – этого основание всего нашего космоса, основание нашего мира. Кто, когда сможет доказать, почему и как произошел наш мир? Это невозможно сделать, чисто логически невозможно. Вторая тайна – это возникновение жизни в уже имеющемся нашем мире. И третья тайна – это появление сознания в жизни этого мира, т.е. появление человека. Все эти три тайны, связаны между собой действием Божиим в этом мире, с тем действием, которое мы называем чудесным, творческим действием. Но превосходит все эти три чуда, тайны, четвертая тайна – тайна Рождества Христова (выделено мною – М.К.), когда не человек в своем мнимом, гордом величии возомнил себя богом, но когда Бог в Своей любви к Своему творению снизошел в этот мир и стал Человеком. Не человек стал богом, а Бог стал Человеком. Бог из Своей вечности, из Своей неприступной дали, из Своей бесконечности воплотился и вочеловечился в маленьком, слабом Младенце. Он родился, как человек. Он родился Человеком. Так началась земная жизнь совершенно нового Божественного Творения – Богочеловека Иисуса Христа, в Которого веруют все христиане, в Котором соединяются все христиане, в Котором они обретают жизнь этого нового творения – богочеловеческую жизнь. Произошло событие, которое по своему значению не уступает, а, пожалуй, больше творения мира, жизни и человека. <…> Это день великой радости – радости соединения земного с небесным, великого счастья того, что в этой земной юдоли человек хотя и страдает, но его ожидает счастье бессмертия, счастье соединения с Богом в грядущем».

Добавим: и уже сейчас, в этой жизни – в Церкви, в Евхаристии; поэтому, как говорилось в изначальном переводе Символа веры на славянский язык, «Егоже Царствию НЕСТЬ конца», то есть, «нет и не будет», а не просто «не будет конца», т.к. Царствие Божие уже началось с приходом в мир Сына Божия, Который родился в Вифлееме две тысячи лет назад как человеческий Младенец, получивший имя Иисус. Родился, чтобы «восставить человека», вернуть ему достоинство первозданного Адама, ибо только такие люди могут наследовать Его Царство.

Иконография праздника Рождества Христова точно отражает изложенные в двух Евангелиях – от Матфея и Луки – события, которые всем известны, а потому излагать их здесь не имеет смысла. Однако, они, как правило, дополнены подробностями, взятыми из апокрифических Евангелий, в частности, из Книги Иосифа Плотника, которые будут указаны по ходу изложения.

Как известно, праздник Рождества Христова как событие воплощения Сына Божия и нашего Спасителя в мир, как и праздник Воскресения Христова, отмечался уже первыми христианами и нашел отражение в самом раннем христианском искусстве – в стенописях римских катакомб. Самое раннее изображение Божией Матери с Новорожденным Младенцем Христом – это фреска 3 века (примерно 240 г.) на своде аркосолия в катакомбах Присциллы:



Вот еще одно из ранних изображений Марии с Младенцем (тоже из катакомб Присциллы, 2 половина 3 в.) – здесь Она без головного покрывала, что должно указывать на Ее девственность. Интересно также, что и здесь Младенец - голенький:



Чуть позднее композиция сидящей Богородицы с Младенцем получила развитие в более подробной композиции поклонения волхвов. Почему не пастухов? Потому что первым христианам важнее была именно царственная, божественная сторона Новорожденного. Его Пречистая Мать восседает на царственном престоле. Однако, дело, может быть, и в том, что в Риме в это время еще не знали Евангелия от Луки, где говорится только о пастухах и ничего не говорится о волхвах, но знали Евангелие от Матфея, где говорится только о волхвах и ничего – о пастухах, о путешествии Святого Семейства в Вифлеем и о рождении Иисуса в пещере.



(Отредактировано автором: 07 Января, 2012 - 04:13:35)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Января, 2012 - 04:04:30
Марина


Проэдр


Вот несколько катакомбных изображений поклонения волхвов – довольно однотипных.

Изображение в аркосолии в катакомбах Петра и Марцеллина, 1 пол. 3 в. (цветная акварель Вильперта, сделанная по его же фотографии в 1903 году; слева на стене Моисей изводит воду из скалы, справа Ной вылезает из ковчега; в центре виноградная лоза – древо жизни).



Кладбище Маия, 2 пол. 4 в.



Мраморная доска, закрывавшая нишу в стене, куда положили покойника (катакомбы Присциллы). Мужская фигура за спиной Богородицы – скорее всего, не Иосиф, а все тот же пророк Валаам.




Катакомбы Домициллы, 2 пол. 4 в.



Горельеф с саркофага с кладбища св. Агнессы в Риме.



Здесь прошу обратить внимание на пятиконечную звезду. Вообще с самой глубокой древности путеводной звездой всегда считалась звезда Полярная, и именно ее обычно по традиции изображали пятиконечной.

(Отредактировано автором: 07 Января, 2012 - 15:48:53)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Января, 2012 - 15:35:46
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Марина
Спасибо за интересную информацию и прекрасные иллюстрации. Отдельно - за пятиконечную звезду. А то в предновогодье у меня вышел диспут на тему: какая звезда должна венчать елку - обязательно восьмиконечная или допустима пятиконечная. Саркофаг с кладбища Св. Агнессы, судя по стилю, - раннее средневековье?

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 07 Января, 2012 - 19:45:05
Марина


Проэдр


Саркофаг 5 века. С пятиконечной звездой дело вообще запутанное. Считается, что это магический знак - пентаграмма. Но это не так! И она не так уж редко встречается на христианских памятниках. Вот, например, рельеф 9-11 вв. из церкви Петра и Моисея в Солине, ныне находится в баптистерии в Сплите.



Обратите внимание: петраграмма в круге и окружена птицами, т.е. занимает в композиции место креста! Сверху ряд из "узлов счастья", т.е. эта символическая композиция носит очень положительный характер.

Вот еще пентаграмма - рельеф из синагоги в Капернауме, ровесницы Христа:



Выходит, что и красные звезды на башнях Кремля не так уж плохи. Парадоксальным образом они являются возвращением к древнейшей традиции. А что они стали символом отрицательным, так это неудивительно - а как мы нынче воспринимаем шестиконечную звезду, которая почему-то стала называться "моген Довид"? Про свастику я вообще не говорю.

Так что спокойно увенчивайте Древо Жизни гиперборейской полярной звездой.



(Отредактировано автором: 07 Января, 2012 - 22:26:43)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Января, 2012 - 22:12:27
Марина


Проэдр


К загадке Вифлеемской звезды – что она из себя представляла? – мы вернемся чуть позднее. А пока прошу обратить внимание на изображения самих волхвов. В древности ни у кого не возникало сомнения в том, что это были персидские маги-астрологи, вычислившие появление на свет Спасителя мира по движению планет. «Волхвы пришли из стран восточных в Иерусалим, как это предсказал Зерадах…» – говорится в апокрифическом Евангелии Младенчества (понято, что речь идет о Зороастре). Все одеты в типично скифско-иранскую одежду и обувь, на голове у всех троих очень характерный головной убор – это фригийский колпак, который носили мужчины, принадлежавшие к арийским народам всего Востока. Интересно, что позднее такие колпаки стали носили вольноотпущенники в Риме. Почему? Может быть, потому, что в названии некоторых из этих народов ясно прочитывался корень, связанный именно с понятием свободы – фригийцы, фракийцы, а также франки и фризы (скорее всего, все – потомки троянцев). В таком же колпаке принято было изображать Париса (Бориса) и Митру. Почему колпак всегда красный? Потому что это головной убор сакральный (нет нужды указывать на наличие корня АР-РА уже в самом слове «кРАсный»). (И еще замечу в скобках: этот фригийский колпак впоследствии стал символом не только митраизма, но и франк-масонства; его же в качестве символа взяли французские якобинцы – это специально для Чорефа). Вообще это тема очень интересная, но я сейчас подробно разбирать ее не буду. Но вообще я особо останавливаюсь на этой детали потому, что позднее она из иконографии исчезла. Но главное здесь – этот головной убор указывает на то, что эти люди в Палестине – пришельцы, люди из другого народа, как бы «не избранного», тем не менее, они первыми воздают царские и божеские почести новорожденному Богомладенцу и Его Матери, и это было близко первым христианам Рима, собранным из представителей множества народов, съехавшихся в столицу мира – чаще всего не по своей воле. Однако, их Бог управил так, что именно здесь, став Его рабами, поклонившись Ему, они обрели истинную свободу.

Волхвы приносят Младенцу дары: золото как царю земному и небесному (заметим опять же в скобках что корень «хрис» в греческом слове «Христос» означает не только «Помазанник», но и «Золото»), ладан как Богу и смирну как смертному человеку, которого ожидает погребение. Маги-огнепоклонники раньше иудеев понимают, КТО родился в убогой пещере, хотя сначала ищут Его в царских палатах. И не боятся, что Он отнимет у них власть – в данном случае духовную.

Удивительно то, что дары волхвов каким-то чудом сохранились до наших дней в одном из афонских монастырей. Вот они – золотые ажурные пластины восточной работы, а к ним приделаны шарики из ладана и высушенной смирны.



(Это кадр из фильма студии «Неофит» «Дары волхвов», в котором рассказывается история обретения этой святыни; на нижних пластинах ясно виден характерный сакральный узор «засеянное поле» – ромбы с точками внутри – символ плодородия и жизни).

Таких пластин двадцать восемь. Но, скорее всего, их было тридцать три – по числу земных лет Спасителя. Понятно, что Мария и Иосиф берегли драгоценные дары посланников из далекой страны, однако, с частью из них пришлось расстаться – жить-то бедному семейству, особенно в изгнании в Египте, было не на что…



(Отредактировано автором: 08 Января, 2012 - 02:17:49)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Января, 2012 - 02:12:41
Марина


Проэдр


Перейдем теперь к искусству периода победившего христианства, когда оно еще сохраняет некоторые черты искусства катакомб, т.е. фактически, по технике – античного, но, с другой стороны, получает правительственную поддержку; теперь христианские художники имеют возможность осуществлять свои замыслы с имперским размахом. В то же время еще сохраняется свежесть, непосредственность восприятия евангельских рассказов ранними христианами. Иконография еще не устоялась, а потому в ней присутствуют какие-то сюжеты и детали, которые впоследствии исчезли. Тем не менее, сами сюжеты вполне узнаваемы.

Русским православным христианам это искусство известно очень мало (вернее – совсем не известно), и это очень прискорбно, потому что это общее наследие неразделенной Церкви и принадлежит нам в такой же степени, как и римо-католикам. А потому стоит остановиться на нем поподробнее.

Самым грандиозным памятником этого периода являются мозаики в базилике Санта Мария Маджоре в Риме, сделанные в середине 5 века. Большая часть мозаик 432-444 г. сохранилась на триумфальной арке над алтарем. Мозаичные композиции триумфальной арки посвящены теме прославления Богоматери, что связано с победой над ересями Ария и Нестория на Никейском и Эфесском Вселенских соборах. Состав изображений полностью охватывает Рождественский цикл сюжетов, особенно подчеркивая тему Боговоплощения и роль Богоматери в Истории Спасения: Благовещение, Рождество – поклонение волхвов, Сретение, Бегство в Египет Избиение младенцев, Ирод и волхвы. Здесь уже использованы сюжеты не только из Евангелия от Матфея (поклонение волхвов), но также от Луки (Благовещение), и даже из апокрифического Евангелия под названием «Книга о рождении блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (эпизод – встреча с правителем города Сотина Афродицием). Присутствуют здесь и традиционные для раннего христианского искусства Иерусалим и Вифлеем с агнцами. В центре арки – Этимасия (Престол уготованный), по сторонам которого – апостолы Петр и Павел.

Левая часть триумфальной арки. Сверху вниз: Благовещение, Поклонение волхвов, Избиение младенцев, город Иерусалим, агнцы – спасенные души христиан.




(Отредактировано автором: 08 Января, 2012 - 04:33:16)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Января, 2012 - 04:21:34
Марина


Проэдр


Обращает на себя внимание необычная для нас иконография некоторых сюжетов, в частности Благовещения и Поклонения волхвов. И в том, и в другом случае Богоматерь изображена не обычном Своем темном мафории, а в великолепных одеждах и украшениях. "Поклонение волхвов" служит в древнехристианском искусстве выражением славы и торжества Христа, прославлением Его как Бога. В данной композиции Новорожденный Христос восседает на троне как Судия Страшного суда – Младенец просто тонет в огромном кресле, рассчитанном на взрослого человека! По сторонам трона – слева, вернее, по правую руку Богомладенца – Богородица (Она же – символическое изображение Церкви), по левую – такое же символическое изображение Синагога; она в синем покрывале, и на первый взгляд кажется, что это и есть Богородица, однако, это не так. Богородица здесь представлена как Царица – в золотом платье с белыми рукавами.



Правая сторона триумфальной арки: Сретение и сон Иосифа на фоне Иерусалимского храма (повеление от ангела бежать в Египет), встреча Святого Семейства в городе Сотин, волхвы у Ирода, город Вифлеем.



Композиция «Волхвы у Ирода».



Обратим внимание: на всех композициях нимбы присутствуют только у ангелов и… у Ирода. Это имеет свое объяснение: в те времена с нимбом изображались цари как носители данной от Бога особой благодати власти (в Иране она называется «хварна»). А высокий статус Богородицы в композициях Благовещения и Поклонения волхвов подчеркнут богатым нарядом и украшениями.

В дальнейшем композиция «Поклонение волхвов» получила развитие в том ключе, в каком она изображалась в катакомбах: Богородица с Младенцем на престоле, а волхвы подходят к Ним с дарами. Одно из ранних изображений такого типа – мозаика в базилике Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (6 век).



(Добавление)
Эта мозаика имеет очень интересную историю. Дело в том, что волхвы здесь появились позднее. А вначале на поклонение Божией Матери с Младенцем ангелами по сторонам престола шли… супруга строителя базилики Теодориха и ее придворные дамы, которые, как известно, были арианами. После смерти Теодориха и победы православия (тогда еще неразделенной, кафолической Церкви) изображения его и его придворных на стенах базилики были удалены. На противоположной стене между изображением Христа Вседержителя с ангелами и во главе процессии мучеников был помещен святой Мартин Турскиий – известный борец с арианством. В конце процессии мучеников, напротив городского пейзажа – изображения порта (Классе) и залива с кораблями – при Теодорихе был выложен мозаикой его дворец (палаты) с самим царем в центре и его приближенными в арках. Так вот, фигуры злостных еретиков-ариан удалили, но небрежно – кое-где на колоннах остались воздетые в молитве руки, причем, с отрезанными пальцами. И – тень, призрак человеческих фигур в центре и над карнизами, где теперь висят занавески. (Сверху над капителями колонн преспокойно располагаются крылатые богини победы Ники в большом количестве между гирляндами цветов). Но это – в качестве курьеза.




(Отредактировано автором: 08 Января, 2012 - 15:16:08)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Января, 2012 - 15:10:19
Марина


Проэдр


Вернемся все-таки к волхвам, заменивших придворных дам. В целом композиция оказалась просто великолепной. Это такая красота, что просто глаз не оторвешь (хотя место стыка видно невооруженным глазом)…



(Добавление)
Но сила воздействия этого искусства состоит даже не только и не столько в красоте, сколько в горячей, искренней, какой-то по-детски чистой любви тогдашних христиан ко Христу, Его Матери и ко святым мученикам, которая нашла отражение в этих замечательных мозаиках.

Однако, речь у нас идет сейчас об иконографии Рождества, а потому рассмотрим поподробнее одну только эту композицию.



(Отредактировано автором: 08 Января, 2012 - 20:56:16)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Января, 2012 - 20:50:16
Марина


Проэдр


Тот факт, что фигуры волхвов оказались вставлены в уже готовую композицию, придал неожиданный эффект: земное, хотя и сакральное, событие оказалось совмещено, даже включено в обстановку Царства Небесного. Первоначально это была процессия мучеников с одной стороны и мучениц – с другой (правда, некоторые исследователи считают, что процессии мучеников были выложена позднее – при Юстиниане; но тогда непонятно, что же было на этом месте?). Драгоценные венцы мученичества – образ испытанного в горниле страданий золота – несут святые свидетели своему Царю и Богу – Христу и Его Пречистой Матери. То есть, фактически эти люди приносят Им в дар свои жизни, но и награду получают соответственную – Царство Божие. И понятно, что вся сцена происходит в райских обителях. Не только Христос изображен здесь как Спас Вседержитель, но и Богородица представлена как Царица Небесная – на престоле и в окружении ангелов. На коленях у Нее – не только Новорожденный, но Предвечный Младенец.



Сидит Она на очень интересной подушке – красной с золотыми звездами; такую «расцветку» ткани мы уже видели на иконах Покрова (и не только) и знаем, что она символизирует не что иное, как небеса, но не здешние, не из нашего падшего мира, но из мира тонкого, где обитают ангелы (причем, это изображение красной ткани со звездами, пожалуй, самое раннее). И вот в картину этого райского мира вставлена сцена, которая произошла в земном пространстве и времени – почти сразу после Рождества Христова, когда Святое Семейство еще не покинуло Вифлеемскую пещеру. Таким образом, время и вечность здесь как бы смыкаются, накладываются друг на друга. Историческое событие как бы уходит в иное измерение и становится метафорой. Символические дары волхвов оказываются сопоставлены с теми дарами, которые приносят Христу любящие Его. И здесь как-то очень явственно, просто до боли сердечной, звучат в памяти слова песнопения, которое поется на вечери накануне Рождества: «Что Тебе принесем, Христе, яко явися еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангелы – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо (радость), земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Иже прежде всех век, Боже, помилуй нас».

Христос «нас ради человек и нашего ради спасения» принес в жертву Себя, Матерь Его – отдала нам Своего единственного Сына. А какую жертву любви принесет Им каждый из нас?



(Отредактировано автором: 08 Января, 2012 - 23:29:05)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Января, 2012 - 23:25:24
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Христово [Страниц (6): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0141 ]   [ Gzip выкл. ]