Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Христово [Страниц (6): первая страница « 3 4 5 [6] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Прошу прощения ромеев за опоздание - я давно приготовила эту фреску к празднику Рождества, но не могла вовремя выложить по причине совершенно непонятного саботажа то ли моего старого компика, то ли сайта - упорно не желал загружаться. И вот сегодня нечаянная радость - сайт открылся сразу и без проблем!

Итак, фрески из храма св. Ахиллия в Арилье мы знаем очень мало - они практически не публикуются (или просто мне не попадались?). Единственная публикация, благодаря которой можно познакомиться с росписью этого храма, - это диск Халкитиса, за что мы все должны быть ему благодарны. И еще была публикация в сборнике Кондакова с черно-белыми фотографиями.

Росписи в этом храме вообще интересные. Но то, что я увидела на фреске Рождества, вызвало у меня столь сильное душевное потрясение, что я решила поделиться им с коллегами.

Композиция Рождества расположена на южной алтарной стене, прямо над литургисающими в мире ином - но вместе с нами! - святыми отцами.



Таким образом, Рождество на южной стене перекликается с изображением Богомладенца в жертвенной чаше на предвечном Престоле - в традиционном виде, со смиренно склоненной главою и покрытый клетчатой пеленочкой (синей с золотом - образом небесного покрова на самом деле, и опять эта энергийно-логосная сетка - ну никак без нее!).





(Отредактировано автором: 11 Января, 2015 - 23:33:35)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Января, 2015 - 17:56:00
Марина


Проэдр


Но вот такой композиции Рождества, как в Арилье, мне больше не попадалось нигде – ни в византийском сакральном искусстве, ни в русском (если кто из знатоков видел что-то подобное – поделитесь, пожалуйста!).

На фотографии видна только нижняя часть фрески: Иосиф с пастухом справа и омовение Младенца слева. Так вот именно эта композиция омовения и вызывает поистине оторопь.



Справа вполне традиционная благожелательная юная повитуха (Саломия?) уже наполнила почти доверху купель в форме жертвенной чаши (синяя вода отражает ночное небо над головою). А вот повитуха справа, как обычно на всех композициях Рождества, кончиками пальцев проверяющая температуру воды в купели (а вода в купели – не живая, льющаяся, а стоячая – мертвая!) – это просто какая-то зловещая старуха, которая левой рукою придерживает совершенно окоченевшего Младенца – Он лежит у нее на коленях абсолютно прямо, даже ножки сзади не свисают вниз, как должны бы свисать у живого ребенка! – то есть, Христос изображен точно так, как будто Он лежит на камне помазания в композиции «Оплакивание» (или «Положение во гроб»). Такое ощущение, что старуха эта – сама Смерть (а греки любили такого рода персонификации – но ведь и самое имя Смерти – «Мара-Марена» довольно амбивалентно – это и Море, и Марево, и Мор, и Мороз, т.е. зимняя Застылость, Обездвиженность, но то же имя носит и Госпожа Мария – Владычица Мира).

Здесь снова мы видим момент остановки времени, о котором я писала в самом начале. Но на данной композиции все сложнее – время линейное, земное остановилось на мгновение, застыло в чаше-купели (потому и вода в ней синяя), но время вечное, время иного мира, время Новорожденного Богомладенца остановиться не может.

(Отредактировано автором: 12 Января, 2015 - 01:38:47)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Января, 2015 - 22:55:31
Марина


Проэдр


И вот мы видим, что молодая повитуха одесную продолжает лить воду из коричневато-красного круглого кувшина – а, значит, она продолжает двигать вперед время и Жизнь. Получается такое своеобразное символическое равновесие между движением и покоем, Жизнью и Смертью – и это в момент, когда только что воплотился, т.е. родился в мир, Владыка Жизни, Времени и Вечности. И Жизнь обязательно должна победить! Ведь для того и родился в мир Сын Человеческий – Сын Божий.

Но пока Богомладенец, отъятый от Своей земной Матери, лежит на коленях у старухи-Смерти, запрокинув голову и обнажив шею так, как будто ожидает удара жертвенного ножа! В такой позе мы часто видим приносимого в жертву отцом своим Исаака. Именно этот сюжет как земной прообраз Жертвоприношения Сына Отцом изображен в нартексе.



Однако, мы знаем, что отрока Исаака на жертвенном камне в последний момент заменяет агнец. Этот же Младенец-Агнец приуготовлен в страшную Жертву от начала мира – и за Жизнь мира. И это пронзительное напоминание нам, живущим, – какой дорогой ценою куплена наша жизнь – жизнь вечная.

Удивительно, почему исследователи не обращают внимания на эту поистине уникальную композицию Рождества? Н.Окунев, автор статьи в Кондаковском сборнике № 8, ограничился такой фразой: «Редкой иконографической чертой является здесь положение Младенца в омовении. Он лежит совершенно горизонтально на коленях у бабки, головой вперед». И никак не связывает эту фреску ни с «Жертвоприношением Авраама» в нартексе, ни с Воскресением (оно должно быть прямо напротив – на северной стене алтарной апсиды, но, к сожалению, не сохранилось) как победой Христа над Смертью – перекличка здесь совершенно очевидна, а соседство изображений подчеркивает заложенные в них смыслы, делает их особенно наглядными. Поражает, однако, какая-то полная бесчувственность автора. Неужели профессиональные искусствоведы обязаны только описывать произведение, не вникая ни в богословские смыслы и не давая воли сердечным излияниям (ежели таковые у оных ученых мужей вообще возникают)?

Богомладенец Иисус на иконах Рождества довольно часто выглядит очень беззащитным и одиноким: маленький, стянутый пеленами, как веревками или погребальными бинтами, в каменных яслях, напоминающих маленький гроб, или на каменном жертвеннике, так же приготовленный к закланию. Но такой пронзительной жалости – до слез, до спазмов в горле, как на закопченной и пыльной фреске в малоизвестном сербском селе Арилье, Богомладенец не вызывает, пожалуй, нигде. И никто, ни один художник не повторил этой детали в композиции Рождества (или они просто не сохранились?).

Впрочем, это свидетельствует о том, что византийское сакральное искусство поистине неисчерпаемо. Может быть, нас еще ждут впереди открытия?


(Отредактировано автором: 12 Января, 2015 - 01:48:09)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Января, 2015 - 01:36:49
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


http://dorogimira.livejournal.com/94274.html вот тут хорошая подборка фотографий из православного храма Ахтала в северной Армении, там же ниже - Рождество Христово, фрески датированы 1205-1216 г.

(Отредактировано автором: 06 Июня, 2015 - 17:50:46)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Июня, 2015 - 17:46:00
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Христово [Страниц (6): первая страница « 3 4 5 [6] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0132 ]   [ Gzip выкл. ]