|
|
|
|
|
|
|
Вот композиция, развернутая на целую стену, посвященная Рождеству Христову, в Марковом монастыре 14 в. (это помимо изображения на подпружной арке, совмещенного со сценой Крещения). Поклонение волхвов здесь опять происходит на фоне дома, т.к. по Евангелию от Матфея. Но вот на головах у волхвов здесь нечто совсем странное – вместо фригийских (или персидских) красных колпаков на них надето нечто, напоминающее головные уборы иудейских священников (можно сравнить хотя бы с фреской «Введение во храм» в Кралевой церкви в Студенице). То есть, теряется очень важная идея – что это представители иного народа, не иудейского, но делается намек на то, что это тоже служители Единого Бога, что вполне вероятно, хотя и под другим именем.
Далее вправо идет участие Святого Семейства в переписи и бегство в Египет.
Как видим, волхвы указывают на звезду – архангела Михаила (почему-то на коне).
То же – в кафоликоне (церкви Преображения) в монастыре Мегало Метеорос
причем, звезда здесь изображена дважды – и в виде архангела на коне, т.е. как путеводитель, и в обычном виде – внутри пещеры. Но это, как известно, обычный для иконописи прием: так же дважды на предыдущей фреске изображены волхвы, и так же дважды обычно присутствует на иконах Рождества Младенец – спящий в яслях и в купели омовения.
Теперь, пожалуй, пора рассмотреть изображения центральных персонажей икон Рождества – Богородицы и Младенца. (Похоже, мы сегодня тоже движемся по кругу, или, скорее, по спирали, и подходим, наконец, к центру).
Сначала поговорим о Богородице, Которая всегда располагается в центре композиции. Она может изображаться в разных позах: сидящей, полулежа, лежащей и даже на коленях перед Младенцем. Последний вариант – поздний и возник под католическим влиянием, однако, поскольку он все-таки имеется, отбрасывать его как неканонический мы не можем.
Феофан Критский, фреска в церкви свт. Николая афонского монастыря Ставроникита, 16 в.
Самым общепринятым, однако, считается изображение лежащей Богородицы, отвернувшей лицо от Младенца, как бы с тревогой всматривающейся в то место, где должен находиться выход из пещеры, т.е. в тот опасный и недружелюбный мир, куда Ей предстоит вынести Сына, где Ей придется Его растить, потом наблюдать за исполнением Его всемирной миссии, а потом и хоронить…
Церковь Богородицы Перивлепты, Мистра, 15 в.
Точно так же Богородица изображена почти на всех русских иконах, с небольшими вариациями на самых ранних фресках - 12-14 вв.
На несохранившихся фресках в церкви Успения Богородицы на Волотовом поле Мария лежит, как-то очень по-русски подперев щеку рукой.
А в Нередице (12 в.) она с молитвой обращается к Своему Новорожденному Сыну.
(Отредактировано автором: 11 Января, 2012 - 15:30:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Января, 2012 - 15:11:41 |
|
|
|
|
|
|
Но мне лично ближе всего те иконы, где отражены материнские чувства Богородицы, где она кормит его (Асину), обнимает и ласкает.
Монастырь Высокие Дечаны, Сербия.
Монастырь Студеница, церковь Иоакима и Анны (Кралева).
(Отредактировано автором: 11 Января, 2012 - 20:54:19) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Января, 2012 - 18:54:12 |
|
|
|
|
|
|
Афон, собор Протата в Карее. (Неважного качества фотография, но что поделаешь? Эту великолепную фреску Мануила Панселина пропустить никак нельзя).
На переднем плане – чуть ниже или по бокам от центральной фигуры Богородицы – обычно располагаются фигуры Иосифа в глубоком раздумье (о нем мы уже достаточно говорили) и двух женщин, купающих Младенца (опять мы возвращаемся к повитухам). Эта обязательная сцена всегда выглядит как-то особенно трогательно: одна женщина обычно держит Младенца на руках или поддерживает уже в купели, другая – наливает воду, и кто-то из них обязательно трогает воду рукой – точно так же, как это делают все матери до сих пор, чтобы проверить температуру воды – не слишком ли горяча или холодна.
Копия фрагмента фрески из церкви Успения на Волотовом поле.
Фрагмент фрески из церкви в Милешево (удивительно трогательный – такой упитанный, белокурый Младенец!):
В Лагудере (12 в., Кипр) Младенец как будто плавает в купели – ножки согнуты в коленях, как всегда у новорожденных – неожиданное художественное решение.
В церкви Троицы в Сопочанах композиция Рождества занимает целую стену:
И здесь я хочу обратить внимание на форму тазика, в котором купают Новорожденного. Не знаю, может быть, такие тазики для купания детей были в ходу в те времена, но сейчас он больше напоминает купель для крещения младенцев, то есть, как бы прообразует собою Крещение Самого Иисуса, но уже в «живой», т.е. проточной воде Иордана.
Вот сцена купания Младенца в Патриаршей церкви в Пече.
Такой сосуд на ножке похож на чашу для причастия – потир, и в целом композиция «Младенец в Чаше» точно соотносится с иконой «Неупиваемая Чаша», евхаристический смысл которой не вызывает сомнений.
Не буду приводить здесь эту икону – она всем известна. Приведу только уникальное изображение Марии с Младенцем из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде: Младенец на груди (или во чреве, т.е. уже родившийся или еще нет – это не всегда понятно) Матери пребывает как бы в чаше из света.
(Добавление) И здесь мы подходим к центру нашей мысленной спирали – к самому важному Лицу нашей иконографии – к Самому Новорожденному Богомладенцу.
(Отредактировано автором: 12 Января, 2012 - 23:12:54) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Января, 2012 - 22:56:28 |
|
|
|
|
|
|
На великолепной мозаике в храме Двенадцати Апостолов в Фессалониках фигура Божией Матери не сохранилась. Виден только Ее контур.
Но остальное все цело, в том числе потрясающие фигуры пастухов в овечьих шкурах и, главное – Новорожденный Иисус.
Однако, мозаика настолько интересна, что стоит посмотреть ее всю – по деталям вокруг фигуры Богородицы.
Вот внизу традиционная сцена купания – тазик здесь больше похож на колодец. А возвышающаяся над волхвами фигура небожителя ангела, похоже, была весьма грандиозной.
Отдельно на изображениях ангелов мы останавливаться не будем – они, как везде в византийском искусстве, удивительно светлы и прекрасны. Но вот тот факт, что первыми благую весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, имеет свое логическое обоснование: ведь в мир родился Добрый Пастырь, который положит жизнь за овец своих. Кроме того, Христос принес благую весть о Царстве Божием, прежде всего, тем, у которого нет других заступников, всем обиженным, бедным, нищим; Они пришел призвать к Себе всех труждающихся и обремененных. И пастухи, пасущие, как правило, чужой скот на холмах близ Вифлеема, где когда-то пас стада своего отца будущий царь и пророк Божий Давид, принадлежали к самым низшим слоям общества – ниже их были только рабы.
(Отредактировано автором: 13 Января, 2012 - 04:23:30) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Января, 2012 - 04:13:49 |
|
|
|
|
|
|
Марина С пятиконечной звездой дело вообще запутанное. Считается, что это магический знак - пентаграмма. Но это не так! И она не так уж редко встречается на христианских памятниках.
Марина, предлагаю создать отдельную веточку про звёзды и др. символы. Тема интересная.
(Отредактировано автором: 13 Января, 2012 - 13:57:05) |
|
Всего записей: 36 : Дата рег-ции: Июль 2008 : Отправлено: 13 Января, 2012 - 13:56:12 |
|
|
|
|
|
|
Фрагмент справа от центральной фигуры Богородицы: внизу беседует с Иосифом пастух в овечьей шкуре – удивительно выразительная фигура.
А чуть выше испуганные пастухи, которым ангел говорит: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
(Добавление) сергион
Честно говоря, меня больше интересуют не пентаграммы, а круги и розетки в храмах. Отдельную веточку обязательно сделаю, но чуть позже. Я пока собрала материал, надо его рассортировать и осмыслить. Кроме того, я поняла, что орнаменты в византийских храмах тоже не пустое украшение, а несут свою смысловую нагрузку, которую современники, скорее всего, понимали, а мы уже - нет. Но мне, честно говоря, приходят в голову такие вещи, что даже говорить о них страшно. И еще я поняла, что на стенах храмов часто изображалось то, о чем не принято было говорить, и я даже не знаю, стоит ли. Ну, наверное, стоит, интересно все-таки.
(Отредактировано автором: 13 Января, 2012 - 14:17:52) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Января, 2012 - 14:01:58 |
|
|
|
|
|
|
Вот он, такой маленький и беспомощный, не только запеленутый, но как будто стянутый веревками.
Пожалуй, это самое сильное изображение Младенца во всем византийском искусстве; еще более сильное, острое чувство жалости вызывает Младенец на фреске в церкви Каранлик – там он вообще выглядит, как мумия. Мы уже знаем, что Его ожидает страшная смерть. Но и Воскресение.
А пока мы празднуем Рождество, на верхушке рождественской ели – Древа Жизни и вечноживого символа оси мироздания – горит вифлеемская звезда надежды. Но опирается она на Крест. И мы должны помнить об этом. Значение корня в слове «ель» исследователи сближают с ностратическим корнем «Эл» – что значит «Бог» и «Свет» не только на еврейском языке, но и на многих других (например, в греческом: Елена, Гелий, елей, а также название праздника зимнего солневорота в европейских языках – Йоль или Юл и т.п.). Древо-Бог. Или Бог на Древе.
Пожалуй, это самое сильное изображение Младенца во всем византийском искусстве; еще более сильное, острое чувство жалости вызывает Младенец на фреске в церкви Каранлик – там он вообще выглядит, как мумия. Мы уже знаем, что Его ожидает страшная смерть. Но и Воскресение.
А пока мы празднуем Рождество, на верхушке рождественской ели – Древа Жизни и вечноживого символа оси мироздания – горит вифлеемская звезда надежды. Но опирается она на Крест. И мы должны помнить об этом. Значение корня в слове «ель» исследователи сближают с ностратическим корнем «Эл» – что значит «Бог» и «Свет» не только на еврейском языке, но и на многих других (например, в греческом: Елена, Гелий, елей, а также название праздника зимнего солневорота в европейских языках – Йоль или Юл и т.п.). Древо-Бог. Или Бог на Древе.
(Отредактировано автором: 13 Января, 2012 - 18:09:56) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Января, 2012 - 16:30:15 |
|
|
|
|
|
|
Младенец лежит в яслях, как в гробу. И самое интересное здесь то, что ясли – кормушки для скота – в Палестине в эти времена действительно выглядели именно так. Вот ясли, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори (древний Сепфорий – столица Галилеи) – действительно это каменный ящик. И это понятно – каменное корыто крепко, долговечно, не пропускает влагу, т.е. можно налить воду, а можно насыпать сена. На сено в кормушке для скота Мать и положила Новорожденного Творца мира.
Правда, здесь мне могут возразить, что, дескать, есть куски кленовых досок от яслей, где лежал Богомладенец. Вот они – святыня церкви Санта Мария Маджоре (удивительное дело все-таки – и здесь внизу фриз из кругов с точками – удивительной красоты мраморная мозаика).
Однако, по поводу подлинности многих святынь Католической Церкви можно поспорить. Во всяком случае, известно, что дерево в Палестине – дефицит, и все, что только можно, делали из камня.
Может быть, как выглядели ясли в древности, донесло до иконописцев предание (а, может быть, такими же кормушками продолжали пользоваться и в средние века). Так и принято было их изображать на иконах.
Но не всегда. Напоследок я оставила одну из любимейших моих мозаик – в монастыре Хосиас Лукас.
Как всегда, грубоватая по рисунку композиция таит в себе глубокий смысл. Нет, это не просто кормушка для скота – это сложенный из красных (цвета запекшейся крови) камней или кирпичей жертвенник (то же – на фреске в Асину, на множестве пластинок из слоновой кости). И на нем лежит Богомладенец – безмолвная Жертва за грехи мира, за наши грехи.
Его, такого маленького и беспомощного, обнимает Мать. Его приветствуют и простецы, и мудрецы, и ангелы, и звери. Ему радуется весь мир. Но Его уже купают – погружают – в жертвенную чашу.
И на этой трагической ноте можно было бы перейти к следующей иконографической теме, раскрывающей именно жертвенную сторону праздника Рождества-Богоявления и Боговоплощения.
Но сначала мне хотелось бы показать всем великолепные произведения византийского искусства, дошедшие до наших дней, к сожалению, в поврежденном виде, но все же являющие миру всю красоту и силу сакрального искусства Второго Рима почти перед самым концом его истории. И пусть никто не смеет говорить, что византийское искусство в этот период клонилось к упадку. Каждый, кто увидит эти чудесные мозаики, скажет, что это не так. И не только высоким искусством отличаются эти мозаичные иконы – в них сквозит такая искренняя любовь к Богоматери и Младенцу Христу, что они кажутся теплыми, живыми (хотя ни о каком реализме здесь и речи нет, разумеется).
Итак, в монастыре Хора в Константинополе сохранился самый полный мозаичный цикл, посвященный земной жизни Богородицы Марии, в том числе Рождественский. Выложу фотографии по порядку, без комментариев. Жаль только, что не все фотографии надлежащего качества – золотой фон получился коричневым (ну уж какие есть).
Сон Иосифа и поездка в Вифлеем на перепись.
Обращает на себя внимание деталь этой мозаики – Мария едет на ослике, придерживая животик. Какое тихое счастье на лице, блаженная улыбка, углубленность в себя…
Иосиф и Мария перед писцами царя Ирода. Мария еще «кругленькая».
(Судя по всему, Иосиф и Мария записали свои имена раньше, чем родился Иисус, и, стало быть, Он не был записан подданным императора Августа, как это обычно утверждается, а Младенец родился в пещере недалеко от Вифлеема, когда Святому Семейству негде было переночевать перед дорогой домой).
(Отредактировано автором: 14 Января, 2012 - 01:08:10) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Января, 2012 - 00:58:37 |
|
|
|
|
|
|
Рождество.
Отдельно Мария с Младенцем. Ее взгляд здесь устремлен на женщин, купающих Ее Новорожденного Сына.
Отдельно задумавшийся Иосиф. Овечка и козлик за горкой.
Волхвы спешат за звездой, и вот они уже у Ирода.
(Отредактировано автором: 14 Января, 2012 - 16:40:48) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Января, 2012 - 15:00:35 |
|
|
|
|
|
|
Ирод спрашивает у мудрецов, где надлежит родиться Царю иудейскому (сохранилась только левая сторона композиции – Ирод и один из его воинов).
Ирод отдает воинам приказ избить всех младенцев в окрестностях Вифлеема.
Натуралистические подробности (так и хочется сказать «кадры») избиения младенцев.
Похоже, художник (или заказчик) так потрясен этим злодейством, что не может остановиться на одной композиции. Вот мозаика в следующей люнете (остатки композиции по краям).
(Отредактировано автором: 14 Января, 2012 - 20:46:33) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Января, 2012 - 20:26:50 |
|
|
|
|
|
|
Плачущие матери. Окровавленные младенцы – первые мученики за Христа.
(Отредактировано автором: 15 Января, 2012 - 01:26:14) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Января, 2012 - 01:24:09 |
|
|
|
|
|
|
Сюжет из апокрифического Евангелия: Елизавета прячет своего сына Иоанна – будущего Крестителя в пустыне; пещера в горе смыкается и спасает мать и ребенка.
Святое Семейство возвращается из Египта и поселяется в Назарете.
Мальчик Иисус едет на закорках у Своего земного отца, но оборачивается на Мать.
Отрок Иисус направляется в Иерусалимский храм беседовать с мудрецами.
Все еще впереди…
Ни «Поклонения волхвов», ни «Сретения», ни «Крещения» в монастыре Хора не сохранилось.
(Отредактировано автором: 15 Января, 2012 - 16:41:34) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Января, 2012 - 16:33:11 |
|
|
|