Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 15 16 17 [18] 19 20 21 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


ХРАМ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АНДРЕЯ КРИТСКОГО (КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО)
Некоторые ученые византинисты полагают, что этот монастырь был первоначально построен сестрой императора Феодосия II, и освящен в честь апостола Андрея Первозванного, основателя Константинопольской церкви. Самое раннее историческое свидетельство о монастыре св. Андрея Критского датируется 6-м столетием.
Позднее женский монастырь был переосвящен в честь св. преподобномученика Андрея Критского, пострадавшего за почитание икон и смелое прилюдное обличение в ереси императора-иконоборца Константина V. Симеон Метафраст, автор жития новомученника, сообщает нам что тело св. Андрея «положено было в святом монастыре Krisei». Память его празднуется 17 октября. Противостояние иконоборцев и православных сопровождалось жертвами со стороны последних. Факт, что монастырь хранил св. мощи одного из самых известных мучеников за православную веру периода гонений на иконы, и что монастырская церковь была повторно освящена именно под его именем, говорит о большой роли монастыря в восстановлении почитания икон.
Можно сказать с уверенностью, что восстановленная и украшенная императором Василием I Македонянином (867-886) церковь была именно церковью св. преподобномученика Андрея Критского. Вскоре после 1284 года принцесса Феодора, племянница Михаила VIII Палеолога, восстановила женский монастырь св. Андрея после ущерба, нанесенного ему во время латинского владычества в Константинополе. Похоже, что монастырь прошел длительный период спада. Сохранились три связанных с ним патриарших указа за 1371, 1400 и 1401 годы. После османского завоевания, монастырь св. Андрея Критского продолжил существовать как женский монастырь до1489 года, когда, в правление Султана Баязета II (1481-1512), ренгат Ходжа Мустафа Паша превратил монастырский комплекс в мечеть, известную сегодня под его именем, как Ходжа Мустафа Паша Джами.
В 1765 году серьезное землетрясение разрушило большую часть купола, который был восстановлен позже. Новый ремонт и поздние пристройки были сделаны в 1937 году. Ныне храм является ядром турецкой постройки и дошел до нас сильно перестроенным.
От первоначального плана церковь сохранила три нефа и два нартекса (внешний и внутренний). Храм был переориентирован турками в сторону Мекки, т.е. развернут для молитвы на 90 градусов по часовой стрелке. Сделано это было так: хотя с востока и сохранилась трехлопостная апсида, ее выступающие из стены части были снесены, конха была перестроена из полукруглой в прямоугольную, таким образом от алтаря осталась лишь глубокая алтарная вима, а южный неф храма весь стал единым михрабом (молитвенной нишей в сторону Мекки), посредине коробового свода южного нефа возвели полукупол. Древний центральный купол храма был также заменен на более низкий турецкий, его поддерживают четыре массивных столпа. Ионические капители колонн нартекса украшены побегами аканфа и относятся ко временам Юстиниана I, того же времени две колонны из зеленого фессалийского мрамора antic verde с характерными капителями удивительной красоты. Сохранились древние дверные коробки из проконисского мрамора с северной стороны храма. В Археологическом Музее Стамбула хранится обрамление входных врат монастыря из зеленого мрамора antic verde, напоминающее о былой красоте его древнего скульптурного художественного убранства.
фото: северный вход в бывший храм:

ВАРИАНТ СТАТЬИ ДЛЯ СЛОВАРЯ

ХРАМ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АНДРЕЯ КРИТСКОГО (КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО) или АНДРЕЯ В КРИСЕ - находится северней Студийского монастыря в Эксакионии.
Предположительно, этот женский монастырь был возведен сестрой императора Феодосия II (408-450 гг.), и освящен в честь Апостола Андрея Первозванного, основателя Константинопольской церкви. Самое раннее историческое свидетельство о нем датируется VI веком.
Монастырь и кафоликон восстанавливается, украшается и переосвящяется императором Василием II Македонянином (867-886 гг.) в честь Св. Преподобномученика Андрея Критского, с упокоением там мощей святого, пострадавшего за почитание икон и смелое прилюдное обличение в ереси императора-иконоборца Константина V. Память святого празднуется 17 октября. Противостояние иконоборцев и православных сопровождалось жертвами со стороны последних. Факт, что монастырь хранил св. мощи одного из самых известных мучеников за православную веру периода гонений на иконы, и что монастырская церковь была повторно освящена именно под его именем, говорит о большой роли монастыря в восстановлении почитания икон.
Вскоре после 1284 года принцесса Феодора, племянница Михаила VIII Палеолога, восстановила женский монастырь Св. Андрея после ущерба, нанесенного ему во время латинского владычества в Константинополе. Монастырь, как и многие обители Константинополя, прошел длительный период спада. Сохранились три связанных с ним патриарших указа за 1371, 1400 и 1401 годы.
После османского завоевания, монастырь Св. Андрея Критского продолжил существовать как женский монастырь до1489 года, когда, в правление Султана Баязета II (1481-1512), ренегат Ходжа Мустафа Паша превратил монастырский комплекс в мечеть, известную сегодня под его именем, как Ходжа Мустафа Паша Джами.
В 1765 году серьезное землетрясение разрушило большую часть купола, который был восстановлен позже. Новый ремонт и поздние пристройки были сделаны в 1937 году. Ныне храм является ядром турецкой постройки и дошел до нас сильно перестроенным.
От первоначального плана церковь сохранила три нефа и два нартекса (внешний и внутренний). Храм был переориентирован турками в сторону Мекки, т.е. развернут для молитвы на 90 градусов по часовой стрелке. Сделано это было так: хотя с востока и сохранилась трехлопостная апсида, ее выступающие из стены части были снесены, конха была перестроена из полукруглой в прямоугольную, таким образом от алтаря осталась лишь глубокая алтарная вима, а южный неф храма весь стал единым михрабом (молитвенной нишей в сторону Мекки), посредине коробового свода южного нефа возвели полукупол. Древний центральный купол храма был также заменен на более низкий турецкий, его поддерживают четыре массивных столпа. Ионические капители колонн нартекса украшены побегами аканфа и относятся ко временам Юстиниана I, того же времени две колонны из зеленого фессалийского мрамора antic verde с характерными капителями удивительной красоты. Сохранились древние дверные коробки из проконисского мрамора с северной стороны храма. В Археологическом Музее Стамбула хранится обрамление входных ворот этого византийского монастыря из зеленого мрамора antic verde, напоминающее о былой красоте его древнего скульптурного художественного убранства.
фото: северный вход в бывший храм:


--------------------------------------------------------------------------------



Отредактировано куратором: христич, 01 Января, 2008 - 15:04:42

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 16:15:08
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


:
Прикреплена картинка:
att-4774f703cfc49door.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 16:15:47
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


колонны VI века:
Прикреплена картинка:
att-4774f72e4a311lumn.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 16:16:30
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


колонны в нартексе:
Прикреплена картинка:
att-4774f8355013bonic.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 16:20:53
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


христич
Помогу, когда разберусь со своими статьями, то есть недели через 2.

byzantofil
Поздновато Вы включились в работу над словарем. Посмотрите, пожалуйста, как построены наши статьи, касающиеся архитектурных памятников. Нужна компактность и структурированность. В статьях указывается лишь самое важное, а не вообще вся информация относительно данного памятника. Это я к тому, что дело пойдет значительно быстрее, если Вы сами предоставите такой вариант статьи, над которым редактору не придется долго ломать голову. То, что Вы даете сейчас, нужно будет сокращать минимум на 2/3 объема, на мой взгляд. Для сравнения, у нас по Святой Софии статья в 2 раза меньше, чем Ваш вариант "храма Богоматери Влахернской", а это неправильно. По Храму Святой Софии целые книги написаны, но мы не можем отдать под него полсловаря, даже если захотим.

Дверная коробка портала врат кафоликона монастыря Андрея Критского. IX век. Стамбульский археологический музей.
христич.
Прикреплена картинка:
att-477a2a8b85711___..jpg



Отредактировано куратором: христич, 10 Января, 2008 - 12:54:43

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 17:59:04
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Увы, al-rumi прав. Но это не значит, Вы не сможете принять участие. Придется.

Дверная коробка портала врат кафоликона монастыря Св. Андрея. Фрагмент. IX век. Стамбульский археологический музей.
Ясно видны крепежные гнезда под металлические элементы декора.
Прикреплена картинка:
att-477a2b8c70cd7jpg2.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 21:12:30
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


ОК, постораюсь. Лучше поздно, чем никогда.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 22:30:38
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Не поздно, не поздно; давайте - скрипите перышком. Сейчас статью, как и обещал, с Вашими дополнениями, скину.

(Добавление)
byzantofil
МОНАСТЫРЬ ХРИСТА ПАНТОКРАТОРА – монашеская обитель, игравшая важную роль в духовной и политической жизни византийской империи в XII – XV веках. Основные здания монастыря построены до 1136 года архитектором Никифором по заказу византийского императора Иоанна II Комнина (1091 – 1143 гг.) в X регионе Константинополя, северо-восточнее начала акведука Валента, [на холме. Перед началом строительства он был выровнен и укреплен контрфорсами. Поддерживающая стена с двенадцатью слепыми арками сохранилась до нынешнего дня с восточной стороны.] По некоторым данным инициатива строительства принадлежит жене Иоанна II – императрице Ирине, дочери венгерского короля Ласло. Комплекс монастыря включал в себя храм Христа Пантократора в его северной части и храм Богоматери Элеуссе в южной, несколько часовен, а также больницу, дом престарелых, психиатрическую лечебницу, [баню, медицинскую школу, приют для странников, несколько цистерн] и кельи насельников. Однокупольный храм Христа Пантократора – самая древняя постройка обители, зато пятинефный, с двумя куполами храм Богородицы значительно больше по размеру и был рассчитан на посещение императора со свитой. Часовня Михаила Архангела была самым поздним строением монастыря. [Интерьер и экстерьер были богато украшены мозаиками, изображавшими мифологические и библейские сюжеты.] Первым его настоятелем патриарх по воле императора назначил Иосифа Агиогликерия. Первоначально монастырь насчитывал немногим более восьмидесяти монахов, позже, во время своего расцвета, количество насельников достигало семисот. Оставаясь формально независимым, монастырь, фактически, подчинялся императору и являлся местом погребения членов императорской фамилии Комнинов. В 1134 году там похоронена императрица Ирина, в 1143 году – основатель обители Иоанн II, в 1158 году монастырь стал местом упокоения Ирины (Берты), супруги императора Мануила I (1143 – 1180 гг.), а в 1180 году там погребли тело и самого покойного императора Мануила I. В 1143 году по приказу императора Мануила I в монастырь Христа Пантократора был заточен неудачливый претендент на престол – севастократор Исаак, брат императора Иоанна II. Среди монастырских реликвий находились: столб, у которого бичевали Иисуса Христа; [обломок Камня] помазания, на котором Иосиф Аримафейский омывал, умащал и облачал в погребальные одежды тело Христа, вывезенный из Эфеса Мануилом I около 1170 года; столб, орошенный слезами апостола Петра; икона святого Димитрия Солунского, привезенная Мануилом I в 1149 году из Фессалоник; глава святого Власия. После захвата Константинополя латинянами в 1204 году, монастырем овладели венецианцы, которые его полностью разграбили, не пощадив и императорских могил, сняли даже мраморную облицовку стен. В числе святынь, вывезенных в Италию, оказался и уникальный поворотный золотой иконостас («Пала де Оро»). Позже венецианцы превратили монастырь в хранилище оставшихся в городе константинопольских реликвий. С 1206 по 1261 годы в нем хранилась икона Богоматери Одигитрии, взятая из храма Святой Софии и возвращенная обратно в 1261 году, после освобождения города. В том же году император Михаил VIII (1259 – 1282 гг.) назначил настоятелем монастыря Феодосия Виллегардуэнского, после 1277 года ставшего антиохийским патриархом. В правление императора Андроника II (1272 – 1328 гг.) монастырь использовался как тюрьма для знатных особ. В разное время в его стенах были заточены: Стефан Деканский, сын сербского короля Стефана Уроша II, двое его сыновей, а также, вероятно, ослепленный Алексей Филантропин. С этого же времени монастырь вновь стал императорской усыпальницей. В 1317 году там была погребена Ирина, вторая жена императора, а затем еще восемь членов правящей династии Палеологов, в том числе императоры Мануил II (1392 – 1425 гг.) и Иоанн VIII (1421 – 1448 гг.). Между 1422 и 1425 годами, по протекции придворного и историка Георгия Сфрандзи, император Мануил II назначил настоятелем монастыря Макария Макрея. Монастырь тогда переживал трудные времена: количество монашествующих сократилось до шести человек, постройки обветшали и многие из них пришли в полную негодность. Усилиями Сфрандзи и Макария строения были частично восстановлены, количество иноков возросло до двенадцати. Около этого времени в монастыре принял постриг, а затем в 1426 году скончался Андрей Палеолог, деспот Фессалоник. В 1431 году, после кончины Макария Макрея, настоятелем стал Геронтий, один из участников Ферраро-Флорентийского Собора (1438 – 1439 гг.). В 1453 году монастырь был разграблен турками, императорские усыпальницы осквернены. В турецкий плен тогда попал один из его монахов – Геннадий, будущий константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий (1453 – 1456 гг.), вскоре назначенный на патриаршую кафедру османским султаном Мехмедом II Завоевателем. Первоначально султан отдал монастырь патриарху, но позже турки превратили храм Христа Пантократора в медресе. Храм Богородицы Элеуссе был превращен в мечеть Зейрек Джами, сохранившуюся до наших дней. Камень помазания был возвращен турками в здание бывшего храма Христа Пантократора. В напольной мозаике[ "космотеско"]было специально выдолблено небольшое углубление и в него сбросили святыню. Там Камень находится и по сей день. Из других основных реликвий монастыря Христа Пантократора уцелели только глава святого Власия, подаренная императором Латинской империи Болдуином II (1228 – 1261 гг.) французскому королю Людовику IX, иконостас «Пала де Оро», ныне находящийся в соборе Святого Марка в Венеции, а также столб, у которого бичевали Спасителя, хранящийся в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца в Стамбуле.
[В настоящее время находится под охраной ЮНЕСКО, проводящей реставрационные работы.]

Дополнения - в квадратных скобках. По Пало де Оро у нас есть отдельная статья в Словаре (см. Реликвии Константинополя). Дополнения небольшие, но, все-таки, я Вам благодарен Вам за поддержку.
[u][/u]христич

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 22:33:29
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


ХРАМ БОГОМАТЕРИ КИРИОТИССЫ (вариант: ХРИСТА АКАТАЛЕПТОС, он же ЦЕРКОВЬ ДИАКОНИССА )
Самое раннее историческое свидетельство о монастыре Христа Акаталептос (Akataleptos) относится к концу 10-го века, но скорее всего, памятник имеет более древнее происхождение, относящееся по некоторым косвенным данным к 7-му столетию. Монастырь был расположен около акведука Валенса, в районе, известном в древности как "Диаконисса" по церкви св. Марии Диакониссы, заложенной императором Маврикием (582-602). Когда-то существовавшие на этом месте римские бани в конце 6-го века сменила маленькая базилика, в 7-м столетии с южной стороны к ней пристраивается вторая церковь. Ныне существующий храм располагается на их месте, включив в себя часть древней апсиды и нартекса.
Некоторые даты проливают свет на время основания монастыря. Монастырь Христа Акаталептос впервые упоминается в 1092 г., в «Алексиаде», принцессой Анной Комненой. В 1283 г. Георгий Кипрский сообщает, что Патриарх Григорий II (1283-1289) был монахом этого монастыря прежде своего возведения на патриарший престол. Из произведения «Алексиада» Анны Комнены мы узнаем, что монастырь, которому принадлежал сей храм распологался близ арок акведука Валенса. А.Г. Паспатис идентифицирует его с женским монастырем, упомянутым в источниках как "монастырь Акведука " и указывает что при патриархе Мине (Menas) (536-552), в правление императора Юстиниана I, один из членов пятого Вселенского Собора в Константинополе (553 г.) подписался как " Игумен монастыря около акведука". Недавние исследования, проведенные в 1966 году привели к открытию надписей в двух стенных росписях, где монастырская церковь названа «Panagia Kyriotissa», в связи с чем некоторые исследователи полагают, что монастырский храм был посвящен Богоматери. Так же в некоторых современных источниках церковь упоминается под именем св. Марии Диакониссы. Однако, монастырь идентифицируется с уверенностью именно как Akataleptos по двум актам султана Мехмета Завоевателя. После 1024 года храмом какое-то время владели монахи-францисканцы, после монастырь вновь перешел к грекам, после падения Константинополя почти сразу же храм был превращен в мечеть и переименован в Календерхан Джами.

Сохранившееся здание датируется двенадцатым столетием. Храм в плане крестово-купольный. Четыре мощные арки перекрывают рукава креста, опираясь на массивные пилоны, вместе поддерживают большой купол и его барабан, прорезанный арочными окнами.
Алтарный выступ ныне снесен, вима заканчивется на западе ровной стеной. Два нартекса относятся к различным периодам строительства. Храм несет в себе элементы базилики – большие двухпролетные арки северной и южной стен опираются на пары мраморных колонн с украшенными листьями аканфа капителями, относящимися к более раннему времени.
В храме сохранились: цветная мраморная облицовка стен, фрагменты фресковой росписи, а так же мозаичное изображение Архангела Михаила в диаконнике, а так же уцелевшая в период иконоборчества мозаика «Сретение» V-VI вв., фрагменты древней алтарной преграды (справа и слева от алтарной вимы) с резными изображениями Христа и этимасии, остатки наборных полов в алтаре и фрагменты фресок с житием преподобного Франциска Ассизского (мозаика «Сретение» и фрески ныне хранятся в Археологическом музее Стамбула).

Храм внешне отреставрирован и приобрел первоначальные формы 12 века. Внутри действующая мечеть. Расположен в районе Лалели у акведука Валенса.


Вариант статьи для СЛОВАРЯ

ХРАМ БОГОМАТЕРИ КИРИОТИССЫ (вариант: ХРИСТА АКАТАЛЕПТОС, он же ЦЕРКОВЬ ДИАКОНИССА )- находится в VIII регионе Константинополя, южнее окончания акведука Валента.
Монастырь был расположен в районе, известном в древности как "Диаконисса" по церкви св. Марии Диакониссы, заложенной императором Маврикием (582-602гг.). При патриархе Мине (Menas) (536-552гг.), в правление императора Юстиниана I (527-565 гг.), один из членов пятого Вселенского Собора в Константинополе (553 г.) подписался как " Игумен монастыря около акведука".
К существовавшим на этом месте Софиевским баням, видимо, в VI веке примыкала маленькая базилика, а позже, в VII столетии, с южной стороны к ней пристраивается вторая церковь. Ныне существующий храм располагается на их месте, включив в себя часть древней апсиды и нартекса.
После 1024 года храмом какое-то время владели монахи-францисканцы, после монастырь вновь перешел к грекам.
Монастырь Христа Акаталептос впервые упоминается в 1092 г., в «Алексиаде», принцессой Анной Комненой. В 1283 г. Георгий Кипрский сообщает, что Патриарх Григорий II (1283-1289) был монахом этого монастыря прежде своего возведения на патриарший престол. Монастырь, которому принадлежал храм распологался близ арок акведука Валенса. Исследования, проведенные в 1966 году привели к открытию надписей в двух стенных росписях, где монастырская церковь названа «Panagia Kyriotissa», в связи с чем некоторые исследователи полагают, что монастырский храм был посвящен Богоматери. Так же в некоторых современных источниках церковь упоминается под именем св. Марии Диакониссы.
После падения Константинополя почти сразу же храм был превращен в мечеть и переименован в Календерхан Джами. Монастырь идентифицируется с уверенностью именно как Akataleptos по двум актам султана Мехмета Завоевателя
Сохранившееся здание датируется XII веком. Храм в плане крестово-купольный. Четыре мощные арки перекрывают рукава креста, опираясь на массивные пилоны, вместе поддерживают большой купол и его барабан, прорезанный арочными окнами.
Алтарный выступ ныне снесен, вима заканчивется на западе ровной стеной. Два нартекса относятся к различным периодам строительства. Храм несет в себе элементы базилики – большие двухпролетные арки северной и южной стен опираются на пары мраморных колонн с украшенными листьями аканфа капителями, относящимися к более раннему времени.
В храме сохранились: цветная мраморная облицовка стен, фрагменты фресковой росписи, а так же мозаичное изображение Архангела Михаила в диаконнике, а так же уцелевшая в период иконоборчества мозаика «Сретение» V-VI вв., фрагменты древней алтарной преграды (справа и слева от алтарной вимы) с резными изображениями Христа и этимасии, остатки наборных полов в алтаре и фрагменты фресок с житием преподобного Франциска Ассизского (мозаика «Сретение» и фрески ныне хранятся в Археологическом музее Стамбула).
Экстерьер храма отреставрирован и приобрел вид XII века . Внутри действующая мечеть.

Прикреплена

Прикреплена картинка:
att-477635612f477nder.jpg



Отредактировано куратором: христич, 01 Января, 2008 - 17:16:27

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Декабря, 2007 - 14:54:09
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


южная сторона
Прикреплена картинка:
att-4776358f0ea34der2.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Декабря, 2007 - 14:54:55
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


арки северной и южной стен трехпролетные, ошибся.
Фото - алтарная вима с остатками алтарной преграды.
Прикреплена картинка:
att-4776369c0cf82der3.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Декабря, 2007 - 14:59:24
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


МОНАСТЫРЬ ХРИСТА ВСЕВИДЯЩЕГО (ПАНТЕПОПТЕС)
Монастырь Христа Pantepoptes (мечеть Eski Imaret Camii), как известно, был либо основан, либо возобновлен Анной Даласеной, матерью Алексия I Комнина (1081-1118). Построенный на вершине городского холма, над подземными цистернами, монастырь величественно возвышаелся над панорамой залива Золотой Рог и Босфором. Местоположение его как бы пдчеркивает название монастыря - Pantepoptes, то есть Всевидящий.
Церковь в плане – крестовокупольная, с четырьмя столбами, поддерживающими купол (подлинные мраморные столбы заменены турками на простые каменные опоры). Храм трехнефный с двумя нартексами. Несмотря на крайнюю запущеность, изящно спроектированное здание сохранило прекрасную декоративную кирпичную кладку внешних стен, мелкие ниши, арки, обрамляющие одинарные или тройные окна, трехпролетную арку из галереи хор, а на западной стороне - меандровые и розетчатые фризы, также и части карнизов, вырезанных пальметками, так же сохранилась дверная коробка из красного мрамора с вырезанным на притолоке крестом.
В годы Латинского пленения монастырь достался бенедиктинским монахам из монастыря Сан Джиорджо Маджоре в Венеции. По свидетельству хрониста Никиты Хрониата, возвращаясь в Венецию, бенедиктинцы вывезли все сокровища, сосуды и реликвии монастыря.
После завоевания Константинополя турки превратили церковь Христа Всевидящего в мечеть и использовали ее в течение некоторого времени как приют и медрессе (imaret), называя ее Eski imaret, название, под которым монастырь и известен в наши дни.
Восстановленный внешне в 1935 году, он был снова заброшен и теперь снова медленно ветшает. Внутри – действующая мечеть.

Вариант статьи для СЛОВАРЯ

МОНАСТЫРЬ ХРИСТА ВСЕВИДЯЩЕГО (ПАНТЕПОПТЕС) - расположен в XI городском регионе, северо-восточней начала акведука Валента.
Монастырь Христа Pantepoptes (мечеть Eski Imaret Camii) был либо основан, либо возобновлен Анной Даласеной, матерью Алексия I Комнина (1081-1118). Возведенный на вершине городского холма, над подземными цистернами, монастырь величественно возвышаелся над панорамой залива Золотой Рог и Босфором. Местоположение его как бы пдчеркивает название монастыря - Pantepoptes, то есть Всевидящий.
Церковь в плане – крестовокупольная, с четырьмя столбами, поддерживающими купол (подлинные мраморные столбы заменены турками на простые каменные опоры). Храм трехнефный с двумя нартексами. Несмотря на крайнюю запущеность, изящно спроектированное здание сохранило прекрасную декоративную кирпичную кладку внешних стен, мелкие ниши, арки, обрамляющие одинарные или тройные окна, трехпролетную арку из галереи хор, а на западной стороне - меандровые и розетчатые фризы, также и части карнизов, вырезанных пальметками, так же сохранилась дверная коробка из красного мрамора с вырезанным на притолоке крестом.
В 1204 году монастырь достался бенедиктинским монахам из монастыря Сан Джиорджо Маджоре, Венеция, куда и были вывезены все его сокровища, сосуды и реликвии.
После падения Константинополя в 1453 году, турки превратили церковь Христа Всевидящего в мечеть и использовали ее в течение некоторого времени как приют и медрессе (imaret), называя ее Eski imaret, название, под которым монастырь и известен в наши дни.
В процессе реставрационных работ в 1935 году восстановлен экстерьер. Ныне - в запущенном состоянии. Внутри – действующая мечеть.


Прикреплена картинка:
att-47763c270e637popt.jpg



Отредактировано куратором: христич, 03 Января, 2008 - 20:55:47

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Декабря, 2007 - 15:23:03
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ТРУЛЛО.

Неизвестно, кем и когда был построен этот маленький храм, расположенный во дворах неподалеку от бывшей патриаршей церкви Богоматери Паммакаристос.
Некоторое время спустя после падения Константинополя патриарх был вынужден оставить собор Двенадцати апостолов и перебраться в монастырь Паммакаристос. Монахини, прежде занимавшие строения монастыря, были поселены неподалеку и получили в пользование маленький храм Иоанна Предтечи по соседству, видимо здание храма осталось в пользовании православных греков, и только позже, в 1520-м году, храм был превращен в мечеть «Ахмет Паша Джами».
Здание простояло в запустении много лет, потеряв два из четырех столбов, поддерживающих купол. В таком полуразрушенном состоянии оно оставалась до 1960-го года, когда наконец было отреставрировано и восстановлено. Отсутствующие столбы были заменены двумя древними колоннами с коринфскими капителями, относящимися к пятому веку, и маленькая церковь вернула часть своей былой элегантности.
Церковь крестовокупольного типа с тремя полукруглыми апсидами, обращенными на восток, из которых средняя больше и выше; с западной стороны расположен нартекс. Четыре столпа и полукруглые своды поддерживают легкий купол и его восьмиугольный барабан. На внешней стороне северные и южные траверсы образуют двухскатную крышу, в то время как на востоке характерная в столичном храмовом зодчестве двухступенчатая арка формирует свод глубокой вимы. Алтарная апсида и северный фасад прорезаны большими тройными окнами.
Храм предположительно датируется 12-м веком. Внутри действующая мечеть.

Вариант статьи для СЛОВАРЯ

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ТРУЛЛО - находится северо-восточней цистерны Аспара в северной части городского региона Эксакионий, неподалеку от бывшей патриаршей церкви Богоматери Паммакаристос.
Датируется, ориентировочно, XII веком.
Некоторое время спустя после падения Константинополя, патриарх был вынужден оставить обветшавший собор Двенадцати апостолов, оказавшийся к тому же в турецком квартале и перебраться в монастырь Паммакаристос. Монахини, прежде занимавшие строения монастыря, были поселены неподалеку и получили в пользование церковь Иоанна Предтечи по соседству, т.к. здание оставили побежденным, и только позже, в 1520-м году, она была превращен в мечеть «Ахмет Паша Джами», действующая и ныне.
Здание простояло в запустении много лет, потеряв две из четырех колонн, поддерживающих купол. В 1960 году проведены реставрационные работы экстерьера и интерьера. Отсутствующие столбы были заменены двумя древними колоннами с коринфскими капителями, относящимися к V веку, и маленькая церковь вернула часть своей былой элегантности.
Церковь крестовокупольного типа с тремя полукруглыми апсидами, обращенными на восток, из которых средняя больше и выше; с западной стороны расположен нартекс. Четыре столпа и полукруглые своды поддерживают легкий купол и его восьмиугольный барабан. На внешней стороне северные и южные траверсы образуют двухскатную крышу, в то время как на востоке, характерная в столичном храмовом зодчестве, двухступенчатая арка формирует свод глубокой вимы. Алтарная апсида и северный фасад прорезаны большими тройными окнами.


Прикреплена картинка:
att-477644925029brull.jpg



Отредактировано куратором: христич, 01 Января, 2008 - 18:10:59

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Декабря, 2007 - 15:58:58
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЕОДОРОВ ТИРОНА И СТРАТИЛАТА

Недавние исследования идентифицируют современный Vefa Mulla Gurani Kilise Camii (Вефа Мулла Гюрани Килиссе Джами) с церковью св. Феодоров, описанный Жилем. Некоторые исследователи связывают церковь с именем мученика Прокопия, ссылаясь на существовавший ранее на этом одноименный храм. Превращен в мечеть при Мехмеде II, сразу после завоевания города турками.
Основное здание храма относится к концу 11 – началу 12 века, а внешний нартекс - ко времени Палеологов.
Церковь свв. Феодоров (Kilise Camii) весьма изящна. В плане наос представляет крест с фронтонами по четырем рукавам креста. В точке пересечения рукавов возвышается двенадцатигранный купол, опирающийся на четыре поздних столпа, подлинные колонны не сохранились.
Украшение храма – внешний нартекс, возведенный в 14 веке, сформированный низким рядом чередующихся крутых ниш и тройных аркад, разделенных монолитными колоннами, а верхний ярус образован рядом двойных и тройных окон, обрамленных сдвоенными арками. Эксонартекс венчают три маленьких и изящных восьмигранных купола. Фасад украшают колонны и резные мраморные плиты от алтарной преграды, относящиеся к 9-му веку.
От внутреннего мозаичного убранства сохранились лишь жалкие фрагменты на внутренней поверхности арочных дуг, поддерживающих центральный купол и в эксонартексе. Они относятся ко времени Палеологов и, должно быть, современны с мозаиками монастыря Хора. В 1937-38 г.г. известный константинопольский художник Иринарх Ковас (Covas) расчистил мозаики в южном куполе эксонартекса. В зените купола – поясное изображение Богоматери с Младенцем, окруженное ветхозаветными пророками. Золотая мозаика фонов была сбита, но изображения хорошо сохранились и были открыты до 1974 года, после чего турки снова их замазали известью, но вполсилы, так что кое-что еще можно рассмотреть. Средний купол сохранил скудные следы изображения Христа Вседержителя, менее всего сохранилось в северном куполе. В софитах окон главного купола храма – остатки орнаментальной мозаики.
Красота внешнего облика храма - результат сочетания в каменной кладке коричнево-красных кирпичей и зеленовато-серых блоков тесаного камня. Макридис замечает весьма точно, что красочный аспект внешнего облика храма, гармония всех его частей и текучая пластичность постройки делают его поистинне шедевром.
Внутри – действующая мечеть.

Вариант статьи для СЛОВАРЯ

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЕОДОРОВ ТИРОНА И СТРАТИЛАТА - находится в Х городском регионе, северней средней части акведука Валента.
Идентифицируется с мечетью Вефа Мулла Гюрани Килиссе Джами; либо вышеуказанную мечеть связывают с церковью мученика Прокопия.
Основное здание храма относится к концу XI – началу XII веков, а внешний нартекс - ко времени Палеологов.
В плане наос представляет крест с фронтонами по четырем рукавам креста. В точке пересечения рукавов возвышается двенадцатигранный купол, опирающийся на четыре поздних столпа, подлинные колонны не сохранились.
Украшение храма – внешний нартекс, возведенный в XIV веке, сформированный низким рядом чередующихся крутых ниш и тройных аркад, разделенных монолитными колоннами, а верхний ярус образован рядом двойных и тройных окон, обрамленных сдвоенными арками. Эксонартекс венчают три маленьких и изящных восьмигранных купола. Фасад украшают колонны и резные мраморные плиты от алтарной преграды, относящиеся к IX веку.
Превращена в мечеть при Мехмеде II, сразу после завоевания города турками, которая действует и ныне.
От внутреннего мозаичного убранства сохранились лишь жалкие фрагменты на внутренней поверхности арочных дуг, поддерживающих центральный купол и в эксонартексе. Они относятся ко времени Палеологов и, должно быть, современны с мозаиками монастыря Хора. В 1937-38 г.г. известный константинопольский художник Иринарх Ковас (Covas) расчистил мозаики в южном куполе эксонартекса. В зените купола – поясное изображение Богоматери с Младенцем, окруженное ветхозаветными пророками. Золотая мозаика фонов была сбита, но изображения хорошо сохранились и были открыты до 1974 года, после чего турки снова их замазали известью, но небрежно. Средний купол сохранил скудные следы изображения Христа Вседержителя, менее всего сохранились мозаики в северном куполе. В софитах окон главного купола храма – остатки орнаментальной мозаики.
Красота внешнего облика храма - результат сочетания в каменной кладке коричнево-красных кирпичей и зеленовато-серых блоков тесаного камня. Красочный аспект экстерьера храма, гармония всех его частей и текучая пластичность постройки делают его поистинне шедевром.






Прикреплена картинка:
att-47764d5c8cdcdamii.jpg



Отредактировано куратором: христич, 03 Января, 2008 - 20:57:29

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Декабря, 2007 - 16:36:28
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 15 16 17 [18] 19 20 21 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0151 ]   [ Gzip выкл. ]