Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 14 15 16 [17] 18 19 20 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
По статье ХРАМ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ - нормально.

По Златоглавому храму в Трапезунде, Мистре и Свв.Апостолов - тоже.

По Св. Софии дам ответ завтра.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Декабря, 2007 - 22:25:07
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
По храму Св.Софии: нормально. Извините за это такое мое "завтра".

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 25 Декабря, 2007 - 17:26:26
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Да нет вопросов. Все мы, увы, не на пенсии.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 26 Декабря, 2007 - 08:38:45
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
Вот тут-то я вырвался вперед...

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Декабря, 2007 - 12:57:13
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


христич, Филин
По поводу храмов: нормально.

Кстати, до какого дня открыт прием статей?

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 26 Декабря, 2007 - 13:47:29
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


До дня отправки файлов христичу (25 января).

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 26 Декабря, 2007 - 13:57:33
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Монастырский комплекс Пантократор (Zeyrek Camii)
был одним из самых больших и наилучшим образом организованных монастырей Константинополя в византийский период и включал в свой состав две церкви, погребальную часовню, бани, богодельню, больницу и медицинскую школу, приют для странников и библиотеку. Здесь монашествовал будущий патриарх Геннадий Схоларий. Главная церковь, расположенная с северной стороны комплекса, была посвящена Христу Вседержителю, дав таким образом, название всему
монастырю. Вторая церковь была посвящена Богородице Милующей (Panagia Eleousa), а погребальная часовня, расположенная между этими двумя церквами, была посвящена
архистратигу Михаилу.
Основание монастыря приписывается императору Иоанну II Комнину (1118_ 1143). Соответствующее свидетельство находится в монастырском типиконе, установленном императором непосредственно в 1137, известные хронисты Никита Хрониат, Никифор Григора, Георгий Пахимер и другие историки связывают историю основания монастыря с именем императрицы Ирины, супруги Иоанна II Комнина, принимавшей активное участие в
строительстве, организации и функционировании монастырского комплекса. Заменяя мужа во время его военных походов, она лично контролировала ход работ, которыми руководил архитектор Никифор. Царственные основатели, Иоанн и Ирина, были погребены в погребальной часовне, посвященной архистратигу Михаилу.
Мануил I Комнин (1143_1180), унаследовавший престол своего отца Иоанна II Комнина, перенес в монастырь из Эфеса мраморную плиту, являвшуюся по преданию, камнем Помазания, на котором тело Христа было положено Иосифом и Никодимом для помазания перед погребением. Толпы народа собирались в монастыре каждый день, чтобы почтить святыню. При настоятеле Иосифе, император также перенес из Салоник известный образ св.
великомученика Димитрия и выставил его для народного поклонения в течение
многих дней.
В годы Латинского завоевания монастырь скорее всего был занят венецианцами. Это объясняет, почему грек Сгурополос в письме Совету Флоренции (Книга IV, 16), описывает коны, священные сосуды и святые мощи из монастыря Пантакратор, которые все еще находятся в соборе св. Марка в Венеции, включая известную Pala d'oro, золотую пластину, которая некогда украшала алтарную преграду церкви Христа Вседержителя. (Мнение спорное, т.к. большинство исследователей указывают на разновременное происхождение частей Pala d'oro, причем везде упоминается то, что пластина изготовлена по заказу венецианского дожа. Собственно говоря, краденым является верхний ряд Pala d'oro – несколько больших эмалей с праздниками, некогда украшавшие темплон алтарной преграды монастыря , да закрепленные по всей пластине маленькие эмалевые медальоны, пооторваные с окладов книг и икон, ядро же пластины – официально заказано в Византии за деньги дожем Венеции до 1204 года. Внимательно рассмотрев Pala d'oro, можно убедиться в разностильности эмалей и нарушенной «довеском» цельности пластины. Поворотная рама ее – это чисто католическое явление, связанное с отсутствием алтарной преграды и развитием ретаблей – алтарных образов-пластин. К нефу Сан Марко «византийская» сторона Pala d'oro разворачивается только по праздникам. На обороте ее – «будничный» готический деисус)
Вход Императора Михаила VIII Палеолога (1261_1282) в столицу после пятидесяти семи лет Латинского господства был подобен тожественной церковной процесии. Чудотворная икона
Богоматери, традиционно приписываемая кисти евангелиста Луки, был пронесена от церкви Христа Вседержителя к Золотым Воротам. Отсюда с иконой во главе, торжественная процессия и император «идущий пешком позади образа Богоматери» (Георгий Акрополит),
духовенство и люди вошли в город. В эпоху Палеологов монастырь Пантакратор стал центром оппозиции к унии. Среди тех, кто включился в борьбу с унией, были Георгий Метохит и особенно будущий патриарх Геннадий Схоларий, живший в монастыре.
Историк Георгий Франдзи сообщает, что перед падением Константинополя толпы взволнованных людей собирались к келлии Геннадия Схолария с единственным вопросом: «Что нам теперь делать?» Помните его записку на дверях келии: «Жалкие ромеи…?»
На протяжении всего византийского периода монастырь Пантакратор находился под прямым управлением императоров, основанном на типиконе (уставе), установленном основателями Иоанном II и Ириной Комниными Щедрые императорские пожертвования, включая меньшие монастыри, метохии (наделы) и собственные земли приносили доходы, которые были приносили доходы, которые были освобождены от налогов. В лучшие годы количество братии доходило до 700 монахов.
Четыре памятных дня праздновались с большим великолепием каждый год, и все в течение августа: 4_го _ в ознаменование освящения церкви: 6-го - на празднование Преображения
Господня; 13-го - в день памяти императрицы Ирины, основательницы монастыря; и 18-го отмечалась память мучеников Флора и Лавра, чьи мощи находились в монастыре.
Монастырский комплекс был построен на холме, направо от современного большого проспекта Ататюрка, ведущего от Золотого Рога к акведуку Валенса. Перед началом строительства, холм был выровнен и укреплен наклонными контрафорсами. Поддерживающая стена с двенадцатью слепыми арками сохранилась до нынешнего дня с восточной стороны (сейчас реставрируется). Руины окруженного стеной корпусов и в частности, приютов для бедных и больных, все еще заметны по всей площади, занятой старым монастырским комплексом _ теперь известным как Zeyrek Camii. Множество цистерн с наземными строениями также сохранились на севере и востоке.
Церковь Христа Вседержителя расположена с северной стороны; крестообразная в плане, она увенчана большим куполом. Большая и более высокая церковь Богоматери Милующей
(Eleousa), на южной стороне (теперь мечеть), так же крестово-купольная в плане, с двумя куполами. Часовня Михаила Архангела, расположена между этими двумя церквями и в плане
однопролетная, двухкупольная. Каждая из церквей имеет по три апсиды на восточной стороне, со средней большей апсидой, в то время как часовня имеет только одну полукруглую апсиду. Все три соединены общим эксонартексом.
В их щедрое художественное оформление входила разноцветная мраморная облицовка, стенные мозаики и мозаику полов с изображениями мифологических и библейских сцен. Стефан Новгородский сообщает нам, что церковь Пантократора имела мозаичные
изображения даже на внешних стенах. А о внутреннем мозаичном убранстве говорит типикон монастыря. Жалкие остатки мозаики – золотаое плетение на пурпурном фоне – сохранились в софите верхнего окна северной стены церкви Елеусы. Несколько членов Комниновской
династии были захоронены в погребальной часовне.
Монастырь Христа Вседержителя был известен большим числом святых мощей и реликвий, находящихся в его владении (наиболее известным из них был Камень Помазания), а так же как обладатель многих ценных и исторических икон, в частности, иконы Богоматери Милующей (Panagia Eleousa), многих важных рукописей его библиотеки; золотых и серебряных сосудов, алебастровых чаш, храмовых украшений и т.д. Многие из этих священных реликвий несут на себе греческие надписи, и немало их любой современный исследователь может увидеть при посещении музеев Сан Маркo в Венеции. В своей книге «Византийские исследования» (1877) А.Г.Паспатис замечает: «По моему мнению, за исключением Святой Софии, церковь Пантократора наиболее великолепна из сохранившихся Византийских церквей».


Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 27 Декабря, 2007 - 18:09:32
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Надо подправить Вашим материалом нашу с al-rumi cтатью (см.выше) и сбросить Филину, а то ему тяжеловато будет еще и этим заниматься.
al-rumi
Помогите. Я ее подправлю и выставлю завтра.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Декабря, 2007 - 22:43:55
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


А почему все забыли о храме Богоматери Влахернской (или я чего не заметил?)
Даю статью собранную мной из нескльких источников. Основа - статья А.М. Высоцкого из "Византийского временника".

ЦЕРКОВЬ БОГОМАТЕРИ ВЛАХЕРНСКОЙ

Первая "большая" церковь Богоматери Влахернской была построена Пульхерией, сестрой императора Феодосия II "Малого" (408-450) и женой императора Маркиана (450-457). Согласно Феодору Анагносту (после 527 г.; KG, Е, 1, 363), "Пульхерия основала многие молитвенные дома во Влахернах, в Халкопратии, в Одигоне"; согласно же Псевдо-Кодину (ок. 995 г.; Patria Constantinopolitana, 3, 74), "Маркиан и Пульхерия возвели во Влахернах храм великий, украсив его дорогим разноцветным мрамором". Каков был этот памятник, письменные источники умалчивают.
Рядом с первой "большой" церковью Богоматери Влахернской императором Львом I (457-474) была построена "малая", "святая Гробница (Agia Soros) ". Согласно Феодору Анагносту (KG, E, 2, 397), "одеяние Богородицы, найденное в Иерусалиме некой богобоязненной еврейкой и свято хранимое девой и перенесенное в Константинополь, было положено во Влахернах, где император (Лев I), построив храм Богоматери и приготовив саркофаг (Soros) из золота и серебра, положил его"; согласно Псевдо-Кодину (Patria Constantinopolitana. 3, 75), "Лев (I) Макелл возвел «святую Гробницу» (Agion Soron), ибо во времена его явились многие реликвии Богородицы". Каков был этот памятник первоначально, письменные источники также умалчивают, но можно предположить, что в дальнейшем он не перестраивался и сохранил свой первоначальный вид, о котором мы знаем из позднейших описаний. Тогда же рядом с первой "большой" церковью Богоматери Влахернской императором Львом I была построена и "святая Купальня позднее замененная при императоре Василии II (976-1025). Согласно Псевдо-Кодину (Patria Constantinopolitana. 3, 75; 3, 214), "он же (Лев I Макелл) основал и Купальню "; "во Влахернах Василий (II) Новый... сын императора Романа (II) Нового, Багрянородного, удалил святую Купальню и недавно отстроил ее, украсив гораздо лучше прежней".
При императоре Юстине I (518-527) первая "большая" церковь Богоматери Влахернской была заменена второй. Согласно Прокопию Кесарийскому (до 562 г.; De aed., 1, 3, 3-5), "(3) ...именно один храм Богородицы он (Юстиниан I) построил (в Константинополе) перед стеной в месте, называемом Влахерны: именно ему нужно причислить и сделанное дядей Юстином (I), так как и в его царствование он управлялся по возможности сам; приморский же этот храм, и самый святой, и очень почитаемый, длинноват, но разумно превзойдена длиной ширина, и верхние, и нижние части ничем другим не поддержаны, кроме как глыбами парийского камня, в виде колонн здесь стоящими. И в цругих частях храма по прямой стоят колонны, но в середине отступают внутрь. Более же всего удивился бы некий, придя внутрь этого храма, видя громадное поставленным без шаткости, а великолепное свободным от безвкусицы". Таким образом, согласно этому источнику, данный памятник был трехнефной базиликой с галереями и, возможно, с трансептом в центре или с экседрами в центре, как церковь Полиевкта в Константинополе (524-527).
При императоре Юстине II в 572 г. вторая "большая" церковь Богоматери Влахернской была перестроена. Согласно Феофану Исповеднику (до 818 г.; Chronographia, AM. 6064 (572)), "он (Юстин II) также добавил в церкви святой Богоматери во Влахернах две арки (или апсиды), с северной и южной (сторон) в большом наосе и сделал церковь крестообразной". Таким образом, согласно этому источнику, а также "Палатинской антологии" (до 1000 г.; Anthologia Palatina, l, 2-3), церковь получила арки или апсиды трансепта (возможно, вместо уже существовавших), став тем самым "крестообразной". В первом случае храм, перестроенный отчасти подобно церкви Ирины в Константинополе (после 532 г.; перестроена после 564 г. и ок. 740 г.), стал подобен более поздним базиликальным церквям на Афоне (начиная с церкви монастыря Протат после перестройки (после 883 г.; перестроена в 965 г.)), с их трансептами в центре. Во втором случае он стал подобен базиликальной второй церкви Рождества в Вифлееме (560-604), с ее трансептом с апсидами на востоке, форму которой описывает русский паломник 1104-1107 гг. Даниил Игумен ("Житие и хождение"), отмечая ее самый существенный признак: "Над вертепом... святым Рождества Христова создана есть церкви велика крестом", однако расположением трансепта памятник скорее стал подобен купольной церкви Тита в Гортине на острове Крит (конец VI в.) и более поздним купольным церквям на Афоне, начиная с собора Великой Лавры X в. после его перестройки в 1002 г.
Так или иначе, согласно Константину Багрянородному (до 959 г.; De сегimoniis aulae Byzantinae. 2, 12), вторая "большая" церковь Богоматери Влахернской составляла единый комплекс с примыкавшими с юга "малой" церковью, "святой Гробницей" и "святой Купальней": "Что следует соблюдать, когда владыки идут для омовения во Влахернах (в святом Влахернском источнике в Константинополе) [по пятницам]... Владыки прибывают во Влахернский храм... с большой свитою; в пропилеях церкви владык встречает клир; когда владыки входят в нартекс, то надевают златотканые саги, возжигают свечи и проходят по середине церкви и солеи и вновь возжигают свечи вне святых врат, входят во святой алтарь и целуют святой покров. Подобает знать, что в то время как владыки молятся во святом алтаре, синклит, чины опочивальни и придворные стоят в нартексе святой Гробницы. Затем таким же образом они проходят по правой, восточной, части алтаря и ризницы и входят в нартекс святой Гробницы, и тогда придворные чины становятся слева от царских врат, а магистры и патриции по правую сторону. Затем владыки, согласно обычаю, возжигают свечи в царских вратах святой Гробницы, входят, и врата эти тотчас закрывают чины опочивальни... Владыки вновь по обычаю возжигают свечи перед святым алтарем, входят и целуют святой покров, и первоверховный император берет от препозита кадило и кадит вокруг святого престола. Затем они снимают саги, и первоверховный император берет от препозита павлинью рипиду и обходит с нею вокруг святого престола. Затем владыки, выйдя из алтаря, удаляются по правой стороне в епискепсис, возжигают и там свечи и совершают преклонение. Оттуда владыки удаляются в митаторикий, где находится икона Богородицы и водружен серебряный крест, и там возжигают свечи, и входят в митаторий ". Чрезвычайно важно, что алтарь и нартекс имела и "большая" церковь, и "малая" церковь, "святая Гробница", причем, согласно тому же Константину Багрянородному (De cerimoniis aulae Byzantinae. 1, 27), и "большая" церковь, и "малая" церковь, "святая Гробница", имела и особые помещения - катихумении - "Вступив одновременно в башенку (большого храма), император и патриарх преклоняются и лобызают друг друга, затем патриарх направляется в большой храм совершать Божественную литургию, а император, удалившись через башенку в молельню, зажигает там свечи, так же, как в катихумениях, крестообразно, и, войдя в молельню, пребывает там, совершая Божественную литургию, а патриции и иные властители стоят снаружи, в катихумениях".
Согласно Никифору Каллисту Ксанфопулу (XIV в.; Historia ecclesiastica. 15, 24), в противоположность другому памятнику, "большой" церкви, "большому храму", этот памятник, "малая" церковь, "святая Гробница, был сферообразным ", т.е. купольным, причем мог быть гораздо сложнее, чем тип "чистой" ротонды, как и не бесспорно идентифицируемая и датируемая "святая Гробница" типа октаконха в комплексе церкви Богоматери Халкопратийской в Константинополе (408—450 гг.; перестроена в 565-578 гг.). В близких выражениях Николай Месарит (ок. 1200 г.; Descriptio ecclesiae Sanctorum Apostolorum. 39, 2) описывает мавзолей Константина типа октаконха в комплексе второй Церкви Апостолов в Константинополе (до 361 г.; "круглый " и "сферообразный"), Псевдо-Кодин (Patria Constantinopolitana. 3, 145; ср.: Proc. De aed., 1, 8, 6-16) - церковь Иоанна Крестителя в Хебдомоне в Константинополе типа октаконха с обходом, или октаконха - "двойной раковины (double-shell)", (379-395 ГГ., перестроена до 560 г.; "круглопокрытая") и Евагрий Схоластик (ок. 600 г.; Historia ecclesiastica. 2, 3) - мартирий типа ротонды со свободными опорами в комплексе церкви Евфимии Халкедонской в Константинополе (до 450 г.; "круглый" и "толосообразный").
О мере значительности церкви говорит хотя бы то, что при императоре Ираклии к ней было приписано 74 клирика: 12 пресвитеров, 18 диаконов, 6 диаконисс, 8 иподиаконов, 20 чтецов, 4 певчих и 6 привратников. Роль, которую играла церковь Богородицы во Влахерне в течение иконоборческой смуты, особенно в правление Константина V, должна быть подчеркнута особо. Подобно Св.Софии, эта церковь была одним из центров православия, где каждую пятницу всенощное бдение было посвящено чудотворному образу Богоматери. По этой причине вся ее иконографическая программа была уничтожена во время гонения на иконы. В современном эпохе житии св. Стефана Нового или Младшего, написанном в 808 году, рассказывается, что иконоборцы заменяли образы Христа, Богоматери и святых на изображения деревьев, птиц и животных: «Разрушивши в чтимой церкви Пренепорочной Богоматери Влахернской стенные росписи, на коих были представлены различные священные картины от Воплощения Бога и Его многих чудес до Его Вознесения и Сошествия Святого Духа, коим образом возвеличивались тайны Христовы, они превратили это место в подобие овощехранилища и птичника, украсив стены, и сказать по правде, безвкусно, различными видами деревьев и птиц и диких животных и прочих скотов вперемешку с побегами плюща, цаплями, воронами и павлинами». Исчезновение исторического образа Богоматери, написанного на доске и обложенного золотом и серебром, относится к тем же годам. Согласно преданию, образ был обнаружен сокрытым в стене в 1030 году, когда Император Роман III Аргир поновлял церковь.
Согласно Михаилу Глике (после 1031 г.; Annalium, 4, A.M. 6539 (1031)) и Иоанну Скилице в изложении Георгия Кедрина (после 1057 г.; Compendium historiarum, A.M. 6539 (1031); Synopsis historiarum, A.M. 6539 (1031)), при Романе III в 1031 г. вторая "большая" церковь Богоматери Влахернской была отремонтирована: "..." (Михаил Глика); и "Он (Роман III) украсил капители Великой церкви (святой Софии) и (церкви) пресвятой Богоматери Влахернской (в Константинополе) серебром и золотом. И когда собирались реставрировать алтарь (церкви Богоматери) Влахернской, он нашел старую висевшую икону, которую приказал обновить" (Иоанн Скилица-Георгий Кедрин).
Согласно Иоанну Скилице (конец XI в.; Compendium historiarum, A.M. 6578 (1070); Synopsis historiarum, A.M. 6578 (1070)) и Михаилу Атталиату (после 1079 г.; Historia, A.M. 6578 (1070)), в 1070 г. вторая "большая" церковь Богоматери Влахернской сгорела. При Романе IV Диогене (1067-1071) или при Михаиле VII Дуке (1071-1078) до 1077 г. памятник был вторично перестроен. Как изменился памятник при второй перестройке и, более того, была ли она вообще, письменные источники умалчивают.
Согласно Руи Гонсалесу де Клавихо (после 1406 г.; Historia de Gran Tamorlan, f.l4r.-v.), "церковь святой Марии Черне (в Константинополе) прежде считалась придворной церковью императоров. Она состояла из трех нефов, средний был самым главным, большим и высоким, а два другие были поменьше и над ними располагались хоры, простиравшиеся до главного нефа: нефы этой церкви, главный и прочие, были сооружены так, что находились на высоких колоннах из зеленой яшмы, а основания, на которых они покоились, и основания [колонн] были из белого мрамора, украшенного разной отделкой и фигурами. Верх этих нефов и стены до половины были покрыты плитами разноцветной яшмы, искусно расписанной узорами и прекрасно украшенной. Верх главного нефа был богаче других и сделан из деревянных перекрытий и балок. И весь свод, перекрытия и балки покрыты чистым золотом. Хотя сама церковь во многих местах была повреждена, но отделка этого верха и позолота были так свежи и ярки, как будто их только что закончили. В главном нефе находились богатый алтарь и кафедра, тоже очень роскошная. Вся отделка этой церкви очень богатая и дорогостоящая; а крыши ее все крыты свинцом". Таким образом, согласно этому источнику, данный памятник, оставшись трехнефной базиликой с галереями, казалось бы, потерял трансепт; однако молчание о трансепте было бы показательным, если бы не сопровождалось тем же молчанием о бесспорно находившейся здесь по другим письменным источникам реликвии - ризе Богородицы и если бы не принадлежало европейцу, для которого трансепт был нормой.
Так или иначе, согласно анонимной маргиналии (до 1434 г.), вторая "большая" церковь Богоматери Влахернской "была измерена и, как было обнаружено, имеет 68 общих футов (21,01 м) в ширину и 146 тех же футов (45,11 м) в длину".
В целом, согласно Исидору Киевскому (после 1434) храм был разрушен в 1434, незадолго перед османским завоеванием, когда "некие молодые аристократы, желая поймать птенцов" (по Г. Сфрандзи) забрались на крышу уже приходившего в упадок храма и по неосторожности устроили пожар в которм сгорел весь Влахернский храмовый комплекс.
После разрушительного пожара 1434 года и падения Константинополя, от некогда богатейшей и известнейшей церкви ни осталось ничего, кроме заросшего травою холма, скрывающего руины да, собственно, места священного источника. Место это принадлежало туркам вплоть до 1867 года, когда оно было выкуплено Гильдией греческих скорняков, которые построили маленькую церковь, содержащую в себе святой источник (hagiasma). Со временем, стараниями Вселенского патриархата древнему священному месту придан тот вид, который он имеет сегодня. В маленькой церкви имеются четыре стенных картины работы Иринарха Коваса (1964 г.) расположенные над самим источником (hagiasma) и напоминающие о значительных моментах в истории Православной Церкви. Серьезные археологические раскопки не производились, и субструктуры храма до сих пор лежат под землей не исследованные и не изученные.
До этого памятник привлекал и русских паломников (начиная с Антония Новгородца в 1200 г. и кончая Стефаном Новгородцем до 1434 г. (?)), которые описывают исключительно его реликвии, умалчивая о каких-либо иконах Богоматери: "Иже ходит во град и Пятерицею, к ней видит и Лахерную святую, к ней же Дух Святый сходит. В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея, сребром окован. И пояс ея во прикупной раце лежит" (Антоний Новгородец. Книга Паломник); и "И оттоле идохом в Лахерну в церковь святыя Богородица, идеже лежит риза и пояс и скуфия, иже бе на главе ея была; а лежит в олтари на престоле в ковчезе запечатано тако ж, яко ж и страсти Господни, еще и твержи того: приковано железом, ковчег же сътворен от камени хитро велми; и целовахом" (Стефан Новгородец. Хождение). Чрезвычайно важно, что русские паломники, во-первых, не разделяют "большую" церковь и "малую" церковь, "святую Гробницу", и, во-вторых, называют среди реликвий пояс Богородицы, по более ранним письменным источникам находившийся в другом месте, в "святой Гробнице" комплекса церкви Богоматери Халкопратийской; согласно Псевдо-Кодину (Patria Constantinopolitana. 3,147), "здесь же (в Халкопратиях) лежит чтимый пояс и одеяние святой Богородицы, святой же омофорий - во Влахернах".
Церковь Богоматери Влахернской была центром культа Богоматери, ставшей к VII в. покровительницей Константинополя: ежегодного праздника Положения риз 2 июля, еженедельных служб по пятницам (Const. Porph. De cer., 2, 12) с посещением императором "святой Купальни" и с шествием из Влахерн в Халкопратию, воспроизводящим шествие на праздник Успения Богоматери в Иерусалиме с Сиона, места Успения Богоматери, из церкви Сиона, в Гефсиманию, к гробнице Богоматери, и ежегодного праздника Успения Богоматери 15 августа (Const. Porph. De cer. 2, 9), а также ежегодного праздника Сретения Господня 2 февраля (Const. Porph. De cer. 1,27). С VII в. церкви Богоматери Влахернской существуют и вне Константинополя.

фото: крохотная церковка над святым источником. Виз на алтарную апсиду.

ВАРИАНТ СТАТЬИ ДЛЯ СЛОВАРЯ

ХРАМ БОГОМАТЕРИ ВЛАХЕРНСКОЙ - находился в XIV регионе Константинополя, во Влахернах.
Первый храм Богоматери Влахернской был построен Пульхерией, сестрой императора Феодосия II Малого (408-450 гг.), являвшейся женой императора Маркиана (450-457 гг.).
Описания храма не сохранилось, за исключением упоминания о роскошном убранстве интерьера, в котором использовался мрамор и цветной декоративный камень. Вероятней, здание являлось базиликой, что подтверждается сохранением общего плана при более поздних перестройках.
Рядом с первым большим храмом Богоматери Влахернской императором Львом I Макеллом (457-474 гг.) была построена церковь, святая Гробница (Agia Soros) для хранения раки из золота и серебра с Одеянием Богородицы, найденным в Иерусалиме некой богобоязненной еврейкой. Каков был этот памятник первоначально, письменные источники также умалчивают, но можно предположить, что в дальнейшем он не перестраивался и сохранил свой первоначальный план.
Тогда же рядом с храмом Богоматери Влахернской императором Львом I была построена и святая Купальня, позднее замененная при императоре Василии II (976-1025 гг) на более роскошное сооружение.
При императоре Юстине I (518-527гг.) обветшавший после многочисленных землетрясений храм Богоматери Влахернской была отстроен практически заново. Работы окончательно завершились при Юстиниане I (527-565 гг.) Памятник явалялся трехнефной базиликой с галереями и, возможно, с трансептом (поперечным нефом) в центре или с экседрами (полукруглыми нишами) в центре, как церковь Полиевкта в Константинополе (524-527гг.).
При императоре Юстине II в 572 г. храм вновь перестраивается. Добавляются арки или апсиды трансепта (возможно, вместо уже существовавших), став тем самым крестообразным в плане. В первом случае храм, перестроенный отчасти подобно церкви Ирины в Константинополе (после 532 г.; перестроена после 564 г. и ок. 740 г.), стал подобен более поздним базиликальным церквям на Афоне (начиная с церкви монастыря Протат после перестройки (после 883 г.; перестроена в 965 г.)), с их трансептами в центре. Во втором случае он стал подобен базиликальной второй церкви Рождества в Вифлееме (560-604гг.), с ее трансептом с апсидами на востоке. ф, Однако, расположением трансепта памятник скорее стал подобен купольной церкви Тита в Гортине на острове Крит (конец VI в.) и более поздним купольным церквям на Афоне, начиная с собора Великой Лавры X в. после его перестройки в 1002 г.
Перестроенный храм Богоматери Влахернской составлял единый комплекс с примыкавшими с юга церковью, святой Гробницей и святой Купальней. Чрезвычайно важно, что алтарь и нартекс имела и храм, и церковь, святая Гробница и святая Купальня; имели они и особые помещения - катихумении - в которых пребывала свита во время молитвы императоров в молельнях.
В противоположность храму, церковь и святая Гробница, являлись купольными, причем, вероятней, гораздо сложнее, чем тип "чистой" ротонды.
О мере значительности храма говорит хотя бы то, что при императоре Ираклии к ней было приписано 74 клирика: 12 пресвитеров, 18 диаконов, 6 диаконисс, 8 иподиаконов, 20 чтецов, 4 певчих и 6 привратников.
Храм Богоматери Влахернской был центром культа Богоматери, ставшей к VII в. покровительницей Константинополя: ежегодного праздника Положения риз 2 июля, еженедельных служб по пятницам с посещением императором святой Купальни и с шествием из Влахерн в Халкопратию, воспроизводящим шествие на праздник Успения Богоматери в Иерусалиме с Сиона, места Успения Богоматери, из церкви Сиона, в Гефсиманию, к гробнице Богоматери, и ежегодного праздника Успения Богоматери 15 августа, а также ежегодного праздника Сретения Господня 2 февраля. С VII в. церкви Богоматери Влахернской существуют и вне Константинополя.
Роль, которую играл храм Богородицы во Влахерне в течение иконоборческой смуты, особенно в правление Константина V, должна быть подчеркнута особо. Подобно Св.Софии, он был одним из центров православия, где каждую пятницу всенощное бдение было посвящено чудотворному образу Богоматери. По этой причине вся его иконографическая программа была уничтожена во время гонения на иконы, а вместо нее стены были украшены растительными орнаментами с изображениями животных. Исчезновение исторического образа Богоматери, написанного на доске и обложенного золотом и серебром, относится к тем же годам. Согласно преданию, образ был обнаружен сокрытым в стене в 1030 году, когда император Роман III Аргир поновлял храм.
В 1070 г. храм Богоматери Влахернской сгорел. При Романе IV Диогене (1067-1071) или при Михаиле VII Дуке (1071-1078) до 1077 г. памятник был вторично перестроен. Как изменился памятник при второй перестройке и, более того, была ли она вообще, письменные источники умалчивают.
По дошедшим до нашего времени "хождениям", храм привлекал и русских паломников между 1200-1434 гг., которые отмечали Сошествие на молящихся Духа Святого и наличие среди реликвий Ризы, Пояса и Посоха Богородицы.
Согласно Руи Гонсалесу де Клавихо "храм святой Марии Черне (в Константинополе) прежде считался придворным храмом императоров. Он состоял из трех нефов, средний был самым главным, большим и высоким, а два другие были поменьше и над ними располагались хоры, простиравшиеся до главного нефа: нефы этого храма, главный и прочие, были сооружены так, что находились на высоких колоннах из зеленой яшмы, а основания, на которых они покоились, и основания [колонн] были из белого мрамора, украшенного разной отделкой и фигурами. Верх этих нефов и стены до половины были покрыты плитами разноцветной яшмы, искусно расписанной узорами и прекрасно украшенной. Верх главного нефа был богаче других и сделан из деревянных перекрытий и балок. И весь свод, перекрытия и балки покрыты чистым золотом. Хотя сама церковь во многих местах была повреждена, но отделка этого верха и позолота были так свежи и ярки, как будто их только что закончили. В главном нефе находились богатый алтарь и кафедра, тоже очень роскошная. Вся отделка этого храма очень богатая и дорогостоящая; а крыши его все крыты свинцом". Таким образом, согласно этому источнику, данный памятник, оставшись трехнефной базиликой с галереями, казалось бы, потерял трансепт; однако молчание о трансепте было бы показательным, если бы не сопровождалось тем же молчанием о бесспорно находившейся здесь по другим письменным источникам реликвии - ризе Богородицы и если бы не принадлежало европейцу, для которого трансепт был нормой.
Согласно анонимной маргиналии (до 1434 г.), храм Богоматери Влахернской "был измерен и, как было обнаружено, имеет 68 общих футов (21,01 м) в ширину и 146 тех же футов (45,11 м) в длину".
Храм был разрушен в 1434 г., незадолго перед османским завоеванием, когда некие молодые аристократы, желая поймать птенцов забрались на крышу уже приходившего в упадок храма и по неосторожности устроили пожар в которм сгорел весь Влахернский храмовый комплекс.
После разрушительного пожара 1434 года и падения Константинополя, от некогда богатейшей и известнейшего храмового комплекса ни осталось ничего, кроме заросшего травою холма, скрывающего руины да, собственно, места священного источника. Место это принадлежало туркам вплоть до 1867 года, когда оно было выкуплено Гильдией греческих скорняков, которые построили маленькую церковь, содержащую в себе святой источник (hagiasma). Со временем, стараниями Вселенского патриархата древнему священному месту придан тот вид, который он имеет сегодня. В маленькой церкви имеются четыре стенных картины работы Иринарха Коваса (1964 г.) расположенные над самим источником (hagiasma) и напоминающие о значительных моментах в истории Православной Церкви. Серьезные археологические раскопки не производились, и субструктуры храма до сих пор лежат под землей не исследованные и не изученные.


фото: крохотная церковка над святым источником. Виз на алтарную апсиду.
Прикреплена картинка:


Прикреплена картинка:
att-4774cf796f2e1urch.jpg



Отредактировано куратором: христич, 01 Января, 2008 - 14:03:04

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Декабря, 2007 - 13:27:05
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 14 15 16 [17] 18 19 20 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0159 ]   [ Gzip выкл. ]