Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 18 19 20 [21] 22 23 24 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Архиные фото апсиды, видны древние колонки с капителями. В середине - развалины стен, фото сделано до реставрации.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Января, 2008 - 17:58:37
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


прикреплено фото:
Прикреплена картинка:
att-477ba70e05e49n_bw.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Января, 2008 - 18:00:30
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


План храма:

(Добавление)
в статье о момонастыре Филантропос надо читать: "южной церкви монастыря Липсов".
Прикреплена картинка:
att-477ba828455fcddin.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Января, 2008 - 18:05:12
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
По замечаниям: согласен, но исправлю чуть позже.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 00:18:33
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Монастырь Мирелейон (Мирилейон) – «мирровое масло»; монашеская обитель в ХI регионе Константинополя. Время возникновения этого монастыря неизвестно, но появился он не позднее VII века вокруг круглого в плане храма с пирамидальной крышей, крытой черепицей, построенного в IV веке по образцу римского Пантеона. Диаметр купола этого здания составлял почти сорок два метра. В VIII веке монастырь Мирелейон пострадал от гонений императора Константина V Копронима (720 – 775 гг.), его насельники были разогнаны за приверженность к иконопочитанию, а сама обитель в насмешку переименована императором в Псарелейон («рыбий жир») и вскоре пришла в запустение. Между 920 и 925 годами император Роман I Лакапин (920 – 944 гг.) на расчищенном от руин храма месте соорудил дворец и храм крестово-купольного типа, использовав старый фундамент. После свержения династии Лакапинов дворец был передан монастырю, восстановленному как женский, а его католикон стал усыпальницей рода Лакапинов. Там были перезахоронены останки Романа I, перенесенные с острова Проти, его жены Феодоры, сына Христофора и дочери Елены. В этот же храм из монастыря Святого Маманта были перенесены останки императора Маврикия и его сыновей. Насельницами монастыря в разное время были: Агата, сестра императора Романа II, Екатерина и Мария, жена и дочь императора Исаака Комнина. Пожар 1204 года, возникший во время разграбления Константинополя крестоносцами, нанес большой ущерб храму монастыря, и повреждения были устранены лишь в конце XIII века. После захвата Константинополя турками, храм около 1500 года был превращен в мечеть Бодрум Джами. Неоднократные пожары в мечети привели к практически полному исчезновению внутренней отделки византийского времени. Колоссальный ущерб был нанесен зданию «восстановительными» работами 1964 – 1966 годов, который был частично компенсирован реставрацией 1986 года.

Храм Святой Ирины – одно из древнейших христианских святилищ Константинополя, располагавшееся во II регионе, к северу от храма Святой Софии, основанное императором Константином Великим около 325 года во имя Святого Мира, который должен был воцариться в империи после основания новой столицы. Представлял собой классическую базилику с гинекеем – балконом для женщин над боковыми нефами. В начальный период существования Константинополя храм Святой Ирины составлял единый комплекс с храмом Святой Софии, соединялся с ним переходом. Оба здания были заключены в общую изящную ограду. До 360 года, когда было закончено строительство Святой Софии, храм Святой Ирины играл роль кафедрального собора константинопольского архиепископа, и впоследствии был частью Великой Церкви Константинополя, наряду с храмом Святой Софии. Первоначальное здание храма Святой Ирины сгорело во время пожара 532 года, в ходе восстания Ника, и было перестроено императором Юстинианом I (527 – 565 гг.) в 532 – 534 годах. Разрушительное землетрясение 740 года вновь нанесло храму значительный урон и потребовалось восстанавливать весь верхний уровень постройки. Эти работы были выполнены в правление императора Константина V Копронима (720 – 775 гг.). Основные черты этой реставрации здание сохранило до нашего времени. Над центральным нефом базилики были надстроены сначала большой Восточный купол, а затем и малый Западный. Из внутренней отделки храма Святой Ирины в настоящее время видны мозаики на куполе апсиды и в нарфике. На мозаике апсиды, выполненной, вероятно, в правление Константина V, на золотом фоне черным контуром выложен большой иконоборческий золотой крест. Мозаики нарфика датируются временем Юстиниана I и подобны тем, что находятся в храме Святой Софии. До второй половины XIX века весь интерьер храма был скрыт под толстым слоем штукатурки и извести, нанесенным турками, превратившими здание в арсенал янычар. Позже эти наслоения были срублены вместе с находившимися под ними мозаиками. Некоторое время в храме размещался Военный музей, в настоящее время отреставрированное здание используется как концертный зал.

Храм Святых Сергия и Вакха – одно из наиболее известных христианских святилищ Константинополя, расположенное вблизи морской стены в III регионе столицы, к юго-западу от сфенды ипподрома и западнее дворца Вуколеон. Храм был заложен в 527 году императором Юстинианом I Великим (527 – 565 гг.) и его женой Феодорой, и возведен не позднее 536 года. Считается, что храм Святых Сергия и Вакха был создан в знак благодарности Юстиниана этим святым, за неожиданную отмену смертного приговора будущему императору по обвинению в измене в правление Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.). Предположительно, здание этого храма в своей основе было уменьшенной копией и своеобразной испытательной моделью храма Святой Софии, строительство которого было закончено несколько позднее. Храм Святых Сергия и Вакха представлял собой квадрат в плане и куб в объеме. Октогональное подкупольное пространство соответствовало аналогичной конструкции храма сирийского города Эзра, построенного в 518 году. Восемь подкупольных опор соединялись тройными аркадами на двух уровнях. Интерьер оживляли расширяющиеся и сужающиеся хоры, охватывающие внутреннее пространство. Как и в храме Святой Софии, ажурная резьба украшала пилоны и капители аркадных колонн, поддерживающих хоры. Роскошные мозаики VI века покрывали внутренние стены; ныне они cкрыты под толстым слоем штукатурки и побелки. С середины VI века в храме Святых Сергия и Вакха и в смежном базиликальном храме Святых Петра и Павла размещалось представительство римского папы в Константинополе. В этих храмах папским священникам было позволено проводить богослужение по западному образцу. Вероятно этот обычай установился со времени посольства римского папы Вигилия к Юстиниану I в 551 году, когда император не осмелился силой захватить папу, искавшего убежища в алтаре храма Святых Сергия и Вакха. При турках храм Святых Сергия и Вакха был преобразован в мечеть.

Монастырь Христа Пантократора – монашеская обитель, игравшая важную роль в духовной и политической жизни византийской империи в XII – XV веках. Основные здания монастыря построены до 1136 года архитектором Никифором по заказу византийского императора Иоанна II Комнина (1091 – 1143 гг.) в X регионе Константинополя, северо-восточнее начала акведука Валента, на холме. Перед началом строительства этот холм был выровнен и укреплен контрфорсами. Восточная часть поддерживающей стены с двенадцатью слепыми арками сохранилась до сегодняшних дней. По некоторым данным инициатива строительства принадлежит жене Иоанна II – императрице Ирине, дочери венгерского короля Ласло. Комплекс монастыря включал в себя храм Христа Пантократора в его северной части и храм Богоматери Элеуссе в южной, несколько часовен, а также больницу, дом престарелых, психиатрическую лечебницу, баню, медицинскую школу, приют для странников, несколько цистерн и кельи насельников. Однокупольный храм Христа Пантократора – самая древняя постройка обители, зато пятинефный, с двумя куполами храм Богородицы значительно больше по размеру и был рассчитан на посещение императора со свитой. Часовня Михаила Архангела была самым поздним строением монастыря. Изнутри и снаружи она была богато украшена мозаиками, изображавшими мифологические и библейские сюжеты. Первым настоятелем монастыря патриарх по воле императора назначил Иосифа Агиогликерия. Первоначально монастырь Христа Пантократора насчитывал немногим более восьмидесяти монахов, позже, во время своего расцвета, количество насельников достигало семисот. Оставаясь формально независимым, монастырь, фактически, подчинялся императору и являлся местом погребения членов императорской фамилии Комнинов. В 1134 году там похоронена императрица Ирина, в 1143 году – основатель обители Иоанн II, в 1158 году монастырь стал местом упокоения Ирины (Берты), супруги императора Мануила I (1143 – 1180 гг.), а в 1180 году там погребли тело и самого покойного императора Мануила I. В 1143 году по приказу императора Мануила I в монастырь Христа Пантократора был заточен неудачливый претендент на престол – севастократор Исаак, брат императора Иоанна II. Среди монастырских реликвий в разное время находились: столб, у которого бичевали Иисуса Христа (к 1204 году он оказался в Храме Святых Апостолов); Камень помазания, на котором Иосиф Аримафейский омывал, умащал и облачал в погребальные одежды тело Христа, вывезенный из Эфеса Мануилом I около 1170 года; столб, орошенный слезами апостола Петра; икона святого Димитрия Солунского, привезенная Мануилом I в 1149 году из Фессалоник; голова святого Власия. После захвата Константинополя латинянами в 1204 году, монастырем овладели венецианцы, которые его полностью разграбили, не пощадив и императорских могил, сняли даже мраморную облицовку стен. В числе святынь, вывезенных в Италию, оказалась и золотая часть фриза одного из храмов монастыря, украшенная фигурами Михаила Архангела и праведников, которую венецианцы сделали составной частью уникального позолоченного иконостаса собора Святого Марка («Пала д'Оро»). Позже венецианцы превратили монастырь в хранилище оставшихся в городе константинопольских реликвий. С 1206 по 1261 годы в нем хранилась икона Богоматери Одигитрии, взятая из храма Святой Софии и возвращенная обратно в 1261 году, после освобождения города. В том же году император Михаил VIII (1259 – 1282 гг.) назначил настоятелем монастыря Феодосия Виллегардуэнского, после 1277 года ставшего антиохийским патриархом. В правление императора Андроника II (1272 – 1328 гг.) монастырь использовался как тюрьма для знатных особ. В разное время в его стенах были заточены: Стефан Деканский, сын сербского короля Стефана Уроша II, двое его сыновей, а также, вероятно, ослепленный Алексей Филантропин. С этого же времени монастырь вновь стал императорской усыпальницей. В 1317 году там была погребена Ирина, вторая жена императора, а затем еще восемь членов правящей династии Палеологов, в том числе императоры Мануил II (1392 – 1425 гг.) и Иоанн VIII (1421 – 1448 гг.). Между 1422 и 1425 годами, по протекции придворного и историка Георгия Сфрандзи, император Мануил II назначил настоятелем монастыря Макария Макрея. Монастырь тогда переживал трудные времена: количество монашествующих сократилось до шести человек, постройки обветшали и многие из них пришли в полную негодность. Усилиями Сфрандзи и Макария строения были частично восстановлены, количество иноков возросло до двенадцати. Около этого времени в монастыре принял постриг, а затем в 1426 году скончался Андрей Палеолог, деспот Фессалоник. В 1431 году, после кончины Макария Макрея, настоятелем стал Геронтий, один из участников Ферраро-Флорентийского Собора (1438 – 1439 гг.). В 1453 году монастырь был разграблен турками, императорские усыпальницы осквернены. В турецкий плен тогда попал один из его монахов – Геннадий, будущий константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий (1453 – 1456 гг.), вскоре назначенный на патриаршую кафедру османским султаном Мехмедом II Завоевателем. Первоначально султан отдал монастырь патриарху, но позже турки превратили храм Христа Пантократора в медресе. Храм Богородицы Элеуссе был превращен в мечеть Зейрек Джами, сохранившуюся до наших дней. Камень помазания был возвращен турками в здание бывшего храма Христа Пантократора. В напольной мозаике «космотеско» было специально выдолблено небольшое углубление и в него сбросили святыню. Там Камень находится и по сей день. Из других основных реликвий монастыря Христа Пантократора уцелели только глава святого Власия, подаренная императором Латинской империи Болдуином II (1228 – 1261 гг.) французскому королю Людовику IX, а также мараморный столб, у которого бичевали Спасителя, хранящийся ныне в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца в Стамбуле. В настоящее время постройки монастыря находятся под охраной ЮНЕСКО, проводящей там реставрационные работы.

Не нашел новой редакции "Студийского монастыря"...

(Отредактировано автором: 03 Января, 2008 - 08:59:58)

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 08:14:07
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Уважаемый Филин!
По поводу вашей цитаты: "В числе святынь, вывезенных в Италию, оказалась и золотая часть фриза одного из храмов монастыря, украшенная фигурами Михаила Архангела и праведников, которую венецианцы сделали составной частью уникального позолоченного иконостаса собора Святого Марка («Пала д'Оро»)"
Правильно писать: "и праздников".
Праздники входили в состав т.наз. темплона, ряда икон, устанавливемого поверх архитрава алтарной преграды. Судя по изображению Михаила Архангела, темплон происходит из погребального храма Комнинов (среднего) монастыря Пантократора.
Так же крадеными являются многочисленные круглые медальоны, приделанные к готической (поздней) раме «Пала д'Оро».

см. схему:
Прикреплена картинка:
att-477c8fc0887d5s_sm.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:33:20
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Sinan Pasa Mescidi)

Руины так называемой часовни Синан Паши расположены в сотне метров от ворот Ayakapi Gate, что близ Золотого Рога, на правой стоне улочки, ведущей к вершине Пятого холма Константинополя. Над фундаментами все еще видны руины алтарной апсиды высотой около трех метров. Судя по литографии 1876 года из книги Паспатиса, храм был базиликального типа, 6 метров в длину, 4,5 метра в ширину и заканчивался на востоке единственной алтарной апсидой. Исходя из особенности кладки стен, храм датируется 14-м веком. Превращенный в небольшую мечеть (месджид), бывший храм получил название по имени адмирала паши Синана, умершего в 1553 году. Известно, что он превратил в мечеть одну из церквей Петриона, но прежнее название этой "отуреченной" церкви не сохранилось.


Прикреплена картинка:
att-477c91242ad2d__bw.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:39:16
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Сомнения у меня на счет "праздников"... Там ведь и сцена распятия Христа присутствует. Может лучше в такой редакции: "... украшенная фигурой Михаила Архангела и евангельскими сценами"?

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:42:29
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: руины с северной стороны нефа, остатки алтарной апсиды, стиль фигурной кладки, распространенной в 11-13 веках, в стиле южной церкви монастыря Липсов и монастыря Филантропос.
Внизу - литография из книги Паспатиса, вид с северной стороны нефа. Как видим, в 70-х годах XIX века верхняя часть апсиды еще не обрушилась, да и стены были покрепче, хотя храм явно уже заброшен.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:46:33
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Я посмотрел в словаре и вижу, что Вы где-то у христича обнаружили старую редакцию статьи об этом иконостасе. Теперь она выглядит так.

Пала д'Оро – «Золотой алтарь»; малый иконостас собора Святого Марка в Венеции из позолоченного серебра, украшенный эмалями, размером 3 метра 45 сантиметров на 1 метр 40 сантиметров; шедевр византийского ювелирного искусства. Иконостас состоит из двух скрепленных вместе частей, имеющих разное происхождение. Основная часть представляет собой антепендиум – переднюю панель алтарного престола, изготовленную в Константинополе в 1105 году по заказу венецианского дожа Орделафо Фальери. В его центре изображен благословляющий Иисус Христос, которого окружают четыре медальона со святыми евангелистами; над этой композицией расположена группа из пяти небольших иконок: центральная изображает приготовление престола Господа перед Страшным судом (Этимасию), а боковые – одного архангела и одного херувима с каждой стороны. Под центральной композицией помещены фигуры Богоматери в центре, дожа Фальери и императрицы Ирины по краям. К основному комплексу образов с обеих сторон примыкает три ряда эмалей. В каждом ряду друг над другом находятся двенадцать изображений пророков, апостолов и архангелов (шесть слева и шесть справа, причем архангелы в верхнем ряду). Все изображения с трех сторон обрамляют ряды небольших медальонов, на верхних из которых представлены сцены из Нового Завета, а слева и справа – эпизоды жизни и мученичества святого Марка. Верхняя часть Пала д'Оро, скорее всего, первоначально являлась частью фриза одного из храмов монастыря Христа Пантократора в Константинополе, откуда она была вывезена венецианцами после разграбления столицы Византийской империи в 1204 году. В середине этой панели находится крупная эмаль с фигурой Архангела Михаила, а слева и справа от нее помещены пластины с изображениями праздников и новозаветных событий: Вход в Иерусалим, Сошествие Христа во ад, Распятие, Вознесение, Пятидесятница и Успение Богородицы. По заказу дожа Андрея Дандоло в 1345 году дополнительная трофейная панель была прикреплена к Пала д'Оро итальянскими мастерами и весь соединенный иконостас вставлен в обрамление в готическом стиле, украшенное множеством драгоценностей.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:48:26
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Нет, все верно. В развернутый праздничный ряд кроме икон 12 главных праздников часто входят сопутствующие сюжеты: распятие, снятие со креста, полжение во гроб... Зайдите в храм, где есть развернутый праздничный ряд, например, с собор Сретенского монастыря на Большой Лубянке, посмотрите.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:50:42
Филин


Деспот
Откуда: Барнаул, Россия


Ну до Большой Лубянки мне идти далековато... Если все сцены принято именовать праздниками - хорошо, я Вам верю и приму это к сведению. Но в новой редакции мы избежали упоминания этого термина.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 10:54:31
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Bogdan Sarayi) (СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ?)

Руины, известные как Bogdan Sarayi на Шестом холме Константинополя, в сотне метров от Kefeli Camii. Все что осталось от храма – это руины алтарной апсиды, используемые теперь для хранения старых автопокрышек.
Происхождение названия Bogdan Sarayi (Господарев дворец) объясняется тем, что в начале 16-го века храм этот некогда входил в комплекс дворца посланника вассала султана - Молдавского Господаря. Паспатис считал, что храм был освящен в честь святителя Николая, а А. Мордтманн в 1892 году предположил, что храм был частью известного монастыря Иоанна Крестителя в Петре и был посвящен Богородице.
Дворец посланника сгорел в 1784 году, после чего часовня была заброшена и превратилась в руины.
На литографии из книги Паспатиса 1877 года храм выглядит еще довольно крепким зданием, хотя купол и своды уже заросли травою и кустами. В начале 20-го века здание храма было занято под коровник.
Ван Миллиген датирует постройку 12-м веком, а Семави Эйс и Томас Мэтьюс - временем Палеологов.

Фото: Bogdan Sarayi, литография из книги Паспатиса, вид с северной стороны нефа.
Прикреплена картинка:
att-477c96e13226daray.jpg



Отредактировано куратором: христич, 10 Ноября, 2008 - 23:19:26

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 11:03:45
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


НЕИЗВЕСТНЫЙ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Isa Kapi Mescidi)

Остатки еще одной византийской церкви в районе Саматия находятся в 250-ти метрах к северо-востоку от Sancaktar Mescidi и представляет две стены византийской постройки и развалины медресе Синана, знаменитого турецкого архитектора 16-го века (отуреченного грека по происхождению). От храма сохранились южная и восточная стены с остатками алтарной апсиды. Форма постройки весьма проста – прямоугольное в плане здание, лишенное нефов, с большой главной апсидой и совсем крошечными апсидами по бокам.
Относительно недавно на южной стене сохранившейся южной апсиды можно было еще увидеть остатки фресок, ныне почти полностью исчезнувших.
Предположительно, храм относится к началу 14 века, но ничего не известно ни о истории его постройки, ни о том, в честь какого святого он был освящен.
Храм был превращен в мечеть в 1560 году евнухом Ибрагим Пашой, бывшем в то время великим везирем султана Сулеймана Великолепного. Ибрагим пристроил к храму большое медресе, спроектированное Синаном. Мечеть и медресе были разрушены землетрясением в 1894 году и пребывают ныне в великом запустении.

На фото: виз памятника с юго-востока.

Прикреплена картинка:
att-477c99c82ad56xter.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Января, 2008 - 11:16:07
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийские церкви и монастыри [Страниц (48): первая страница « 18 19 20 [21] 22 23 24 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0135 ]   [ Gzip выкл. ]