Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Монофизитство в Византийской­ Империи [Страниц (14): « 1 2 3 [4] 5 6 7 » последняя страница
movedПродолжение темы (перемещена)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Horst


Протоспафарий


Цитата:
Мне интересно стало уже. Неужели был еще один Двин !?

Мне тоже стало интересно... Бидлиси в "Шараф-намэ" о предках Салах ад-Дина пишет:
"Родоначальник правителей Египта Шади б. Марван происходит из курдов [племени] раванд Довина в Азербайджане. Ныне то место пребывает в запустении и известно как деревня Гарни [района] Чохур-Саад". В примечаниях к этому месту сказано: "Довин (Двин, Дабиль) — город на Араксе, столица мусульманских правителей Армении. Ныне небольшое селение южнее Еревана". А также: "Чохур-Саадом именовалась Кавказская Армения или Ереванская область". Электронный текст (Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-наме. Т. 1. М. Наука. 1967) есть в Сети (http://www.vostlit.info/).

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 12:28:32
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Horst

Большое спасибо! Значит Двин, все же, был один. Двин, Гарни это селения в одном пяточке (см. по карте). Гарни — посёлок в Армении, в 28 км (на юге) от Еревана в марзе Котайк. Двин же в 35 км к югу от современного Еревана. Неудивительно, что Двин стал столицей мус. правителей, т.к. пред тем он долгое время был столицей Армении вообще.

А что подразумевается под "Бидлиси", не название ли арм. города Битлис, что по-курдси - Bilîs или Bedlîs?

(Отредактировано автором: 13 Июля, 2009 - 13:03:41)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 12:55:55
Horst


Протоспафарий


Цитата:
не название ли арм. города Битлис

Конечно. Шарафаддин (Шараф-хан) б. Шамсаддин Бидлиси (1543 - ок. 1600 г.), курд из племени рузаки, происходил из семьи правителей Бидлиса.

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 13:12:23
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Все понятно!

Horst

Я не забыл о Вашей просьбе на счет книги "Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской Империи" (11 в.) (Ереван, 1980) Арутюновой. Если ничего не изменится, то к 20 числам этого месяца монография будет у меня. Я дам вам знать.

(Отредактировано автором: 13 Июля, 2009 - 13:26:11)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 13:25:00
Horst


Протоспафарий


Заранее спасибо. Хотя по существу обсуждаемого здесь вопроса мы с Вами придерживаемся разных точек зрения .

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 13:51:26
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Вы о чем это? я непнял Вас...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 14:06:38
Horst


Протоспафарий


Ну хотя бы о том, чем должна была заниматься армия Империи на восточных границах в 451 г.

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 14:16:30
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


И чем же?

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 14:17:00
Horst


Протоспафарий


Боюсь, самое большее, на что они были способны - нанести отвлекающий удар по Месопотамии. Маркиан не был трусом, но повторить судьбу Красса или Юлиана Отступника ему вряд ли хотелось. А при сложившемся соотношении сил на "восточном фронте" подобный исход был наиболее вероятен.

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 14:23:16
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Кроме прочего, что было сказанно, есть еще пару моментов

В отличие от Красса и Юлиана, в случае если б римляне согласились помочь армянам, 1) у армян в союзе с ромеями было бы немаленькое войско, 2) война проходила на территории Армении и в горах Армении, где армяне знали все тропы и все регионы в отличие от персов, 3) одной из причин предательства армянского полководца Васака Сюни и его окружения - был отказ Маркиана помочь армянам, а армия, находившаяся в руках Васака была немаленькой.

Теперь сравните все эти данные и посмотрите, можно ли определенно точно говорить, что даже если бы ромеи и помогли армянам, то ничего не вышло бы. Я не забуду сказать, что на стороне армян выступили еще и грузинские и албанские полководцы. Маркиан просто по-боялся, а вот Феодосий II был готов помочь армянам. Я на это смотрю, как на предательство своих христианских братьев, ибо шахиншах Иездигерт приказал армянам отказаться от Христианства и принять зороастризм, и это было первопричиной Аварайрской битвы в 451 года 26 мая, а 8 октября 451 г. Римляне созвали Собор в Халкидоне, у армян не было никаких побуждений даже интересоваться этим собором, В.Болотов именно так и замечает, когда несколькими месяцами ранее ромеи просто кинули армян на произво судьбы персам, которые пришли в Армению насаждать свои религию огнем и мечем! Армения была разоренна, предавалась огню и мечу. Кстати во время войны создавались особые женские подразделения, в бой шли монахи, крестьяне, все те, кто просто-напросто мог держать оружие. Армения крайне нуждалась в римлянах. А подавляющая часть армянского епископата кончила жизнь в мученинях и притеснения в Персии в 454 г. Римляне упустили Армению уже тогда, по своей же вине. И совершенно понятым становиться, когда имя Маркиана, Анатолия и их окружения ассоциировалось с предателями Христианства.

Вот сравните все эти данные, и просто перечитайте историю Армении того периода. А потом дайте еще раз ответ. Может Ваше мнение изменится.

(Отредактировано автором: 14 Июля, 2009 - 10:06:37)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 14:42:55
Horst


Протоспафарий


Пока могу сказать лишь то, что христианский Восток не ограничивается Арменией. Рассуждая о последствиях Халкедонского собора, придется вспомнить о Египте и Сирии. Но я последую Вашему совету.

(Отредактировано автором: 14 Июля, 2009 - 06:59:06)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 15:10:37
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
Пока могу сказать лишь то, что христианский Восток не ограничивается Арменией.


Мне это известно. Но вот само расположение Армении ставит ее в особое положение. И даже если б она не имела столь значимого статуса для ромеев и персов, и тогда необходио было помочь восточным армянам, хотя бы вспомнив о Христианстве и о клятве, заключенной между Константином Великим и Тиридатом Аршакуни в 324 г. в Риме, когда они подписали «вечный союз» против всех «язычников».

Цитата:
Рассуждая о последствиях Халкедонского собора, придется вспомнить о Египте и Сирии.


Мы помним о них, и не оттодвигаем их в сторону.

(Отредактировано автором: 13 Июля, 2009 - 15:30:25)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Июля, 2009 - 15:23:38
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Итак Сирия и Египет. Об отпадении от Православия по националистическим мотивам.

Встав в оппозицию Халкидону в V в., сирийские и египетские христиане старались все упрочить свое положение и создать свои национальные Церкви, которые и создались в VI в. Кстати в том же веке в 554 г. армяне окончательно порвали с Имперской Церковью, утвердив монофизитский догмат, приняв ряд монофизитский литургических эллементов и задав начало новому арм. календарю. Все это не без помощи персов.

При императоре Маврикии с 582 г. династия гассанидов (в государстве-буфере, на границе с Персией) - покровителей сирийских яковитов-монофизитов - была упразднена и введено было сюда византийское управление. Через это и борьба против монофизитской Церкви распространилась из Константинополя и на (помимо др. частей Империи) это убежище ереси. Пришлось некоторым гонимым мнахам бежать в Египет.

После убийства Маврикия Фокой началось в 604 г. победоносное наступление персов. Яковиты вместе с персидскими войсками тоже "наступали" и отбирали кафедры у халкидонитов. С приближением персов в 609 г. в Антиохии произошло восстание против ромеев, в котором приняли видное участие евреи. Среди беспорядков неясно кем был зверски убит православный патриарх Афанасий. В 611 Антиохия была взята персами. Кафедра православного патриарха после этого надолго оставалась фактически незамещенной. В том же году армяне-монофизиты руками персов закрыли армянохалкидонитский католикосат, самого католикоса Иоанна Багаранского с многочисленной паствой отправили в ссылку в Персию, где католикос и умер. Начались гонения на армян-халкидонитов. Персы и монофизиты стали понуждать армян византийской части Армении отречься от Халкидонского Собора, для чего Хосров даже собирал собор при своем дворе.

Далее, Антиохия временно и освобождалась от персов, но ее патриархи продолжали жить беженцами в Константинополе. Только в 742 г. появился в Антиохии снова православный патриарх. Наступала эпоха тотального завоевания Антиохийского и Иерусалимского патриархатов арабами. Как раз перед этим моментом произошел захват их персами. Персы взяли в плен иерусалимкого патриарха Захарию вместе с Древом Креста Господня. От жестокости войны страдали не только православные, но и яковитские епископы и монахи. Они устремились как беженцы, в свой Египет, а местные египетские монофизиты ждали персов как освободителей. И однако с приближением персов все-таки насельники некоторых, монофизитских монастырей убежали из Египта на дальний африканский запад, в Карфагенскую область, и там распространили свое монофизитство.

По смерти Александрийского патриарха Феодосия (в Деркосте, при Юстине II) византийское правительство всячески препятствовало египетским монофизитам в их попытках провести своего возглавителя в патриархи. Пользуясь либеральной политикой Тиверия (578-582), александрийские монофизиты пригласили яковитских иерархов из Сирии и тайно от правительства поставили тут до 70 епископов-монофизитов для состязания православной иерархией. Так возникла существующая поныне Коптская Церковь. С этим фактом ромеям, volens-nolens пришлось примириться. K концу VI в. между православными и коптами-монофизитами установился довольно мирный modus vivendi. Однако “мелкитское” меньшинство занимало все главные церковные здания: Καισάρενον - патриаршую церковь, церковь св. Марка, св. Мины (в пустыне на западе) и св. Кира и Иоанна (в пустыне на востоке, теперь - Абукир). У коптов-монофизитов в Александрии были только две церкви, заново ими построенные. Их патриарх жил вне Александрии, в монастыре Эннатон.

Простой коптский народ хотя и отделял себя от “мелкитов,” но не гнушался по старой привычке ходить в большие праздники в старые “мелкитские” церкви и стоять всю литургию вплоть до причащения. He говоря уже об усердном паломничестве всех без различия больных к целителям Киру и Иоанну в Абукире. Особую популярность среди коптского народа приобрел бывший на Александрийской кафедре с 607 г. православный патриарх Иоанн Милостивый (619 г.) своей святостью и благотворительностью. Он благотворил щедро, и средства к нему на это стекались также щедро. Он получил от предшественников в Александрии 7 церквей, a оставил 70. Но отношение персов к “мелкитской” иерархии, как к врагам - агентам Византии, побудили патриция Никиту уговорить патриарха Иоанна перед осадой Александрии эвакуироваться вместе с ним (617 г.). Так ослаблялась позиция православия в Александрии, уступая место монофизитству и арабскому исламу.

Так, благодаря монофизитству, слабела Византия из века в век. Были, конечно же, времена восстановления территорий, но все же удар, нанесеный ромеям персо-монофизитской коалицией в этот период, - был достаточно мощным!

(Отредактировано автором: 14 Июля, 2009 - 00:54:57)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 14 Июля, 2009 - 00:35:27
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Вот еще нашел краткую редакцию Жития святой грузинской царицы Динар Эретской. Время, описываемое в Житии - X в. Динар считается восстановительницей православия в Эрети (юго-восточной части Грузии), албано-грузинской контактной зоне. Отрывок из грузинского Жития святой:

"საქართველოს ეკლესია დიდ პატივს მიაგებდა წმიდა დედოფალ დინარას. თუ არა მისი თავგამოდებული ღვაწლი, აღმოსავლეთ ამიერკავკასიის მრავალრიცხოვანი მოსახლეობა შეემატებოდა მწვალებელ–მონოფიზითთა რიგებს, რომელნიც აქ გაბატონებული იყვნენ სპარსელთა ხელშეწყობით" (с. 137)

перевод:

"Церковь Грузии воздавала большие почести святой царице Динар. Если бы не самоотверженный подвиг царицы, то в восточной части Закавказья многочисленное население примкнуло бы к рядам еретиков-монофизитов, которые господствовали тут благодаря пособничеству персов".

И тут мы наблюдаем связку - монофизиты=персы. После персов роль покровителей монофизитов в этом закавказском регионе взяли на себя арабы.



(Отредактировано автором: 14 Июля, 2009 - 13:06:43)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 14 Июля, 2009 - 12:50:46
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


И еще один момент касательно армян.

История отпадения Армянской Церкви от Вселенского Православия (в отличии от коптов и сирийцев) имеет очень глубкие корни. Раскольнические тендении армян (пока это были только раскольнические) начали проявляеться впервые при новопосталенном римлянами армянском царе Папе, во второй половине IV в. Когда царь Пап, ведущий политику двойных стандартов и стремившийся к независимости и от (предав интересы) римлян и от персов (с большим уклоном в сторону этих последних), отравил архиепископа Нерсеса Великого, человека римской ориентации, находившегося в прекрасных отношениях с римскими властями и особенно с Кесарийскими предстоятелями (Евсевий Каппадркийский, Василий Великий). Напомню, что Церковь Армении находилась под юрисдикцией Кесарийской Митрополии (Каппадокия), одной из восточно-римских престолов. Убив Нерсеса, Пап стремился к независимости от Восточной-Римской Империи не только в политическом отношении, но и в церковном, ибо после смерти Нерсеса царь и армянские епископы уже не посылали в Кесарию для рукоположения своего кандидата во епископы Армении, как это было принято еще со времен св. Григория Просветителя. Пап поставил своего ставленника епископа-сирийца Юсика из рода Албианидов, покровителями которых, уже тогда, выступали персы. Конечно же - это был раскол. Автокефалия армян была установленна явочным порядком без соглаcования и разрешения на то Кесарийского Престола. И конечно же, отношения были испорчены. Армянский аноним VII в. называет это мероприятие армян, как "нарушение завета св. Григория", и совршенно справедливо, т.к. именно св. Григорий подчинил армянскую кафедру за Кесарийским Престолом.

Потом был период пребладания несторианских архиепископов и, как тут не обойтись без поддержки персов (428-435), а затем монофизитский период, о котором мы так много чего уже сказали тут, приведший к окончательному разрыву отношений в VI в. Действительные причины установления самочинной автокефалии армян были понятны уже тогда - в далеком IV в.

Ведь не зря и то, что ромеи не прислали даже приглашения армянам для участия в заседаниях IV Вселенского Собора - это византийский упрек армянам и еще раз напоминание им, - что Церковь Армении - часть Кесарийской Церкви, которая по 28 Правилу Халкидонского Собора, полностью оказывалась под властью Константинопольского Архиепископата, в чем армяне видели еще большую угрозу своей церковной независимости. А потом, Армянскую Церковь в Халкидоне мог свободно представлять архиепископ Кесарийский, которому de jure подчинялся армянский архиепископ, хотя de facto армянская Церковь была независима ввиду самочинно установленной автокефалии.

28-ое правило имело немаловажное значение и в истории догматического авторитета Халкидонского Собора. Важно то обстоятельство, что, создавая преимущества Константинопольской кафедры, это правило в лице влиятельных епископов столицы создавало обязательных приверженцев авторитета Халкидонского Собора, несмотря ни на что. Противники же халкидонского ороса, монофизиты - копты, сирийцы, армяне, по существу, вынуждались вести дело так, что должны были оспаривать характер Собора как Вселенского.





(Отредактировано автором: 21 Июля, 2009 - 10:54:26)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 16 Июля, 2009 - 21:22:37
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Еще одно замечание по поводу того, что ромеи создавали все условия для сохранения армянского языка и как богослужебного, и не противостояли этому никоим образом.

Как известно, в XI в. в результате византийского продвижения на восток в Армении начали образовываться новые халкидонитские епископии. Тут можно просмотреть карту расположения этих епархий http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=101&start=8

Так вот подтверждением этому факту служит еще и то, что известный арм. западный историк Гукас (Лукас) Инджиджян, в своей "Աշխարհագրութիւն" (Географии), I, 1806, стр. 303 сл., говорит о том, что в его руках находилась книга греческих церковных песен, употреблявшихся у армян-халкидонитов западной Армении начала XIX в., переведенная на арм. в Константинополе «ի շլ», т.е., «в 530 году» армянского летоисчисления, соответствующая 1081 г. по Р.Х., (ц.с., стр. 305).


Ованнес Чаникян в своей "Հնութիւնք Ակնայ" (Древности Акна), Тифлис, 1895, стр. 56, пишет о том, что армяне-халкидониты западной Армении сохранили армянский язык и в богослужении (относились к Константинопольскому Патриархату). Он пишет о том, что у этих армян находились в распоряжении книги - Часослов, Требник, Литургические Указания... пер. с греч. на арм. яз.

(Добавление)
По-поводу арм. языка в качестве богослужебного у армян-халкидонитов в западной Армении пишет и Н.Я. Марр в своем "Аркауне".

Матфей Эдесский вот рассказывает, что накануне смерти Василий Болгаробойца призвал к себе будущего Константина VIII и обратил его внимание на Армению, дабы тот «отечески покровительствовал этому народу» (Маттэос Урхайеци, стр. 55; франц. пер., р. 43).

(Отредактировано автором: 20 Июля, 2009 - 10:10:30)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Июля, 2009 - 21:20:06
Marcellinvs


Протоспафарий
Откуда: Москва
ICQ

И все-таки хотелось бы более точно разобрать важнейший момент - вторую половину 451 года. Несмотря на то что приглашенные епископы съехались, император Маркиан попросил отложить начало Вселенского собора и перенести его из Никеи ближе к столице (собственно в храм мученицы Евфимии в Халкедоне), т.к. сам он в это время был занят в Европе борьбой с варварами. Мог ли он все-таки действительно помочь Армении в ее противостоянии персам? Или недавно приведенный к власти Пульхерией, выбирая средства для укрепления своих позиций на троне, он просто пожертвовал Арменией, как ему тогда казалось, наименьшим пунктом в перечне вставших перед ним проблем?
Просто в тех источниках, с которыми я знаком, я не встретил этой информации. Мне стало очевидно только, что при созыве и проведении Эфесского, Разбойничьего и Халкедонского соборов политические предпочтения и давление высших кругов светской власти Византии повлияли на догматичесие разногласия ничуть не меньше, чем стремления Восточных церквей к обособленности от Рима и Константинополя.

Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 02 Сентября, 2009 - 16:47:07
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Монофизитство в Византийской­ Империи [Страниц (14): « 1 2 3 [4] 5 6 7 » последняя страница
movedПродолжение темы (перемещена)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0129 ]   [ Gzip выкл. ]