Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 6 7 8 [9] 10 11 12 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Иконография вся необычная. Тайная Вечеря.
Прикреплена картинка:
att-50562123b7378____.jpg


(Отредактировано автором: 16 Сентября, 2012 - 22:57:39)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 16 Сентября, 2012 - 22:56:07
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


И Крещение.
Прикреплена картинка:
att-5056215b2b70a____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 16 Сентября, 2012 - 22:58:35
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


И Даниил во рву со львами
Прикреплена картинка:
att-505621a2763c9____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 16 Сентября, 2012 - 22:59:46
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Особенно необычными мне кажутся 24 старца Апокалипсиса, они почти в каждом ихларском храме, и в этом - тоже.
Прикреплена картинка:
att-50562392a561e____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 16 Сентября, 2012 - 23:08:02
Марина


Проэдр


Потрясающе! Вы читаете мои мысли! Я как раз хотела спросить, нет ли у Вас отдельно Тайной Вечери и Крещения, и Вы тут же их разместили. Спасибо. В Крещении Святой Дух спускается в столпе огня. Тайная вечеря немного напоминает армянскую миниатюру - одни головы вокруг стола (выложил Нарсес Эрмени на ветке, где мы говорили о Страстной Седмице), хотя здесь стол не круглый. О рыбах в чаше я уже писала.
Даниил тоже прекрасный. Но где он - в притворе?
А нет ли у Вас отдельно фотографий алтарной апсиды и люнеты с Рождеством - изображений по отдельности Рождества и, особенно, правого нижнего угла? Все-таки непонятно, что же там такое.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Сентября, 2012 - 23:21:33
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Рада, что угодила) Даниил - на западной стене, справа от входа. Алтарная апсида - вот на общем виде, там Христос в мандорле, обычное ихларское Вознесение, вычищенное почти полностью. Храм абсолютно, кромешно темный, пришлось подсветить.
Прикреплена картинка:
att-505748f0ad09a____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 17 Сентября, 2012 - 19:59:44
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


А вот нижняя правая часть люнеты, уже крупнее не получится.
Вообще храм этот очень красивый, и жаль, что система фресок непонятна. Слишком много вопросов, и вероятно, чего-то мы не знаем - глобального об Ихларе. Но дело житейское... надо копать)
Прикреплена картинка:
att-50574a43ed6bc____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 17 Сентября, 2012 - 20:05:23
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Немного Эгри Таш. Рождество Христово
Прикреплена картинка:
att-5058a8f2b370d____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 21:01:38
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Фрагмент Рождества. Омовение. Исключительной выразительности, и - эмоции.

Прикреплена картинка:
att-5058a99098b76____.jpg


(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2012 - 21:17:53)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 21:04:16
Марина


Проэдр


Нарсес Эрмени считает, что в правом углу изображено поклонение волхвов, а в левом - пастухов (кстати, загляните на ту ветку, там может быть много для Вас интересного: http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=101&start=9). Я уже поняла, что люди в высоких жреческих шапках суть волхвы, но не могла понять, что за фигура с поднятыми к небу руками, Ироду это как-то не свойственно. Но тогда выходит, что это Богородица! Опять неординарная композиция. И такой замечательный козлик в сложном повороте внизу. А на обычной композиции поклонения волхвов с дарами вместо волхвов изображены пастухи - тоже необычно. И всю композицию надо рассматривать в комплексе. Еще бы получше рассмотреть верхнюю часть - там тоже композиция Рождества довольно оригинальная.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 22:09:53
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Вопрос возникает - что-то у них у всех с руками в Эгри Таш, не находите...Интересно - это изобразительная особенность или акцентирование внимания, или просто так вышло...
Еще одна Богоматерь.
Прикреплена картинка:
att-5058b980d1de2____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 22:12:16
Марина


Проэдр


Рождество из Эгри таш - просто выше всяких похвал. Никогда и нигде не видела, чтобы повитуха подавала Матери вымытого Младенца! На Марии - синее покрывало со звездами - ночное небо! Что бы там ни говорили, это прямое указание на Ее миссию зримого, земного образа Великой Небесной Матери Софии (тот же смысл проглядывается, например, в образе Богородицы Платитеры, да вообще в любом изображении Ее в конхе алтарной апсиды - и на престоле небесном, и в молитвенной позе Оранты). И сами звезды здесь - это и кресты, и опять фрагменты моего любимого узора - засеянного поля, точно как на русских вышивках.

Огромное спасибо Вам, Зничка. Выкладывайте свои сокровища, порадуйте нас еще!

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 22:20:48
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Марина, не думаю, что среди волхвов - Богородица, как-то странно, с непокрытой головой и коротким подолом... Может быть, это пастух. там вроде у него как дудочка в руке) Но с такой степенью сохранности простор для фантазии открыт. Ветку эту я внимательно читала до поездки, еще два года назад, на тот момент эта была единственная в русскоязычной сети информация такого рода.
А вот Вам верхняя часть - Рождество.
Прикреплена картинка:
att-5058bd98b0eb0____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 22:29:44
Марина


Проэдр


Znichka
А что такого с руками? Просто схематично нарисованы, может быть, не так тонко, как на столичных иконах. Вообще ихларские фрески грубоваты, конечно, но зато как выразительны! Энергия прямо-таки кипит. И, как видим, художник не всегда следует установленному канону, проявляет, так сказать, творческий подход. Но это-то как раз и интересно!
А откуда эта прекрасная Одигитрия? Нарсес выложил прорисовку изображений свода этой церкви, и что-то я ее там не вижу, стало быть, она должна быть где-то в другом месте. В апсиде?

А ведь точно - у фигуры посреди волхвов ноги торчат, я их только сейчас заметила, с Вашей подсказки. Но Ирод точно не может быть - козлики на переднем плане указывают на то, что место действия - пастбище недалеко от Вифлеема (по Луке). И поднятые молитвенно руки... Неужели Иосиф? Или юный Иаков, встречающий волхвов где-то недалеко от пещеры Рождества? Или все-таки пастух с дудочкой?
А вот "пастухи" на левой композии, мне кажется, больше похожи на ктиторов - у них в руках нечто напоминающее каппадокийские каменные "грибочки", а внутри у них - храмы. А как Вы думаете?

(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2012 - 23:24:51)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 22:31:51
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Мне кажется, здесь многое - уникальное, и по сюжету, и по богословию, и по технике... И неизвестное, до такой степени, что ставит в тупик - нигде такого больше нет %) И с символикой... эээ... я бы не спешила. Хотя оно тут всё очень космическое.
А это - Поклонение Богоматери из той же Эгри Таш. Панахранта. Всецарица.
Прикреплена картинка:
att-5058c4f27601b____.jpg


(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2012 - 23:01:06)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 22:58:10
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


И еще про руки. В таком вот ракурсе благословение... живое, одухотворенное, динамичное. А ему больше тысячи лет.
Прикреплена картинка:
att-5058c621166c3____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 23:06:09
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Церковь так разрушена, что трудно определить, где Одигитрия находится. Это узкий проход вдоль фасада, на том же этаже, что и центральный храм, можно сказать, в приделе.
Прикреплена картинка:
att-5058c86d12e0d____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 23:15:57
Марина


Проэдр


Чудесно! А рядом с Богородицей - лоратный Ангел? А что на боковых стенах? И можете Христа выложить, от которого эта рука? Эта фигура со Страшного Суда?

(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2012 - 23:29:40)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2012 - 23:28:10
Марина


Проэдр


Ох! Как же я сразу не заметила? У женщины, которая принимает Младенца из купели с таким умиленным лицом, нет нимба! Стало быть, это все-таки вторая повитуха. Но в таком покрывале! Не мог же художник ни с того ни с сего наляпать ей на покрывало - темно-синее! - эти чисто Богородичные кресты-звезды-логосы? Тут есть над чем подумать.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Сентября, 2012 - 08:59:25
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Марина
По Эгри Таш что смогу, выложу. Пока очень занята. Про волхвов и пастухов ничего толкового сказать не могу. Вот еще одно Рождество, из Кокар. Интересно сравнить, иконография похожая.
Прикреплена картинка:
att-505a15ce41dbe____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 19 Сентября, 2012 - 22:58:22
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


А еще - в Сюмбюлю, вероятно, не Благовещение в апсиде... Вот фрагмент, на нём - нимб, скорее всего Младенца.
Прикреплена картинка:
att-505a165df2fe0____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 19 Сентября, 2012 - 23:00:45
Марина


Проэдр


Znichka
1. Очень мешают эти процарапанные грамотными обезьянами надписи. Попробую скопировать себе и рассмотреть детально.
2. Нет, не Благовещение, но очень интересная композиция. Архангел вверху в центре (в медальоне), два архангела по бокам (т.е. лики трех архангелов образуют равносторонний треугольник - своеобразную Троицу), Богородица с Младенцем, но не Оранта, как обычно в алтарной апсиде, а, вероятно, Она придерживает руками Младенца, как бы несет Его на алтарь-престол для совершения Евхаристии - эта тема через несколько веков будет продолжена в композиции Мелисмос. Интересно, что покрывало у Нее на сей раз не синее - цвета ночного неба, и не темно-вишневое - цвета земли или царственного пурпура, а такое же энергийно-огненное, как у стоящего рядом Архангела Михаила. Не могу понять, кто изображен слева - кто мог попасть в столь высокое общество? Вероятно, какой-либо мученик, может быть, любимый в Капаадокии св.Георгий - может быть, его именем была освящена церковь. И что-то должно быть посредине, под окном - крест, наверное.

Вот эта композиция в более общем виде.



Вообще каппадокийские росписи можно рассматривать бесконечно и каждый раз находить какие-то новые значимые детали, ранее ускользнувшие от внимания.

Спасибо Вам огромное.



(Добавление)
Возвращаясь к Рождеству и волхвам-пастухам в люнете: все-таки слева ктиторская композиция, т.к. квадратные нимбы (пусть даже и черные, хотя обычно они бывают синими - например, в капелле Дзено в Риме или в базилике св. Димитрия в Фессалониках) свидетельствуют о том, что это живые люди, очевидно, заказчики росписей.

(Отредактировано автором: 20 Сентября, 2012 - 00:16:55)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Сентября, 2012 - 00:09:02
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Марина, не надо благодарить, я и сама не знаю, как благодарить, мн еочень интересно)
Кажется, что в Гиацинтах - там вверху - образ Христа Ангела Великого Совета, Спас Благое Молчание который потом, очень уж в этой мистической атмосфере видений, снов и пророчеств он уместен... Иоанн Креститель, может быть. А то, что Богородица с Младенцем при этом - так, опять же, В Каппадокии такая множественность распространена, есть даже три Пантократора в одном храме. Но это так, предположения. Чуть больше я уверена в Рождестве из Пюренли - там снизу два типа поклоняющихся - волхвы волхвам рознь получается. Справа волхвы с пастухами (как в Кокар), а слева - видение волхвов, приносящих дары ко Христу (трех разных возрастов по Эрги Таш), в типовой композиции как на каких-нибудь римских саркофагах, вот этих, они у вас тут уже есть. С такими же сосудиками грибочком...Имя одного, наверное, можно было бы прочитать.
Прикреплена картинка:
att-505b5a2808319____.jpg


(Отредактировано автором: 20 Сентября, 2012 - 22:05:37)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 20 Сентября, 2012 - 22:02:16
Марина


Проэдр


Znichka
2. Вы не заметили мою последнюю приписку? Нет, слева внизу изображены не волхвы, а ктиторы с квадратными нимбами, и в руках у них не сосуды и не коробочки с острой крышечкой, а именно храмы - типично каппадокийские грибочки. Если есть возможность прочитать имя хотя бы одного, это было бы здорово. А волхвы все же изображены справа (и с ними один пастушок, который поднял руки к небу от радости) - в островерхих жреческих колпаках и длинных одеждах, как в церкви Агачалты (посмотрите, кстати, на ветку, посвященную иконографии Рождества, в самый конец). Судя по фреске в церкви Кокар, изображения волхвов с пастухами вместе - это норма для Каппадокии. Впрочем, может быть и наоборот - в Старой церкви Токалы они разведены по разным концам общей композиции. Но видений волхвов, как в Эгри Таш, в Пюренли, очевидно, нет.

1. По поводу Христа-Ангела Великого Совета - это было бы здорово, т.к. это могло бы быть самое раннее из известных изображений такого типа. Но, увы, не вижу у Архангела в Сумбуллу крестчатого нимба.
Вот потрясающей красоты фреска в храме Богородицы Перивлепты (кон. 13 в., Охрид, Македония).



Прикреплена картинка:
att-505b6321bebe4_13_.jpg


(Отредактировано автором: 20 Сентября, 2012 - 22:46:13)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Сентября, 2012 - 22:40:33
Марина


Проэдр


Впрочем, Христос как Ангел Великого Совета в Каппадокии все же есть - в центре композиции "Гостеприимство Авраама" в Новой церкви Токалы (11 в.). Собственно, это и есть земной образ Великого Совета Божия, на котором было решено создать человека (Быт. 1:26). Но поскольку Бог-Троица решил наделить человека богоподобным качеством – свободой воли, то падение его, т.е. измена Божией любви, оказалось неизбежным, и Господь знает это, но по неисчерпаемому Своему милосердию уже готовит спасение Адаму и его потомкам (обратите внимание на свиток в Его руке), и Спасителем должен стать не кто иной, как Сам Сын Божий, Новый Адам, который возьмет на себя подвиг искупления рода человеческого через Свою добровольную Жертву – смерть и воскресение. А посему Ангел Великого Совета (т.е. теперь уже Посланник или Вестник великой радости) сидит за столом в гостях у праведного старца, которому он пророчит сына, из потомков коего должен в свое время произойти и Сам Спаситель рода человеческого во плоти, а на столе стоит большая чаша с вином, которое прообразует Его жертвенную Кровь.



И еще одна интересная композиция Троицы в Каппадокии – все три Ангела имеют крестчатый нимб, что указывает на равночестность всех Трех Лиц



(вот, написала уже об иконографии Троицы http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=15&topic=1&start=8) , вроде закончила, а теперь появились эти новые – каппадокийские - примеры иконографии Троицы и хоть заново все переписывай!) – в притворе церкви Темной (Каранлик) в Гереме – той самой, где три лика Христа Пантократора размещены в одну линию.


(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 14:58:27)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 08:49:03
Марина


Проэдр


Вот фотография с Вашего сайта, Зничка, попробую объяснить хотя бы одно Ваше недоумение.



Пожалуй, это самый ранний вариант композиции, которую условно можно назвать «Три Лика Сына» и которая появится в Греции и на Балканах через пару веков.
(Мы начали обсуждать эту интереснейшую тему вот на этой ветке,
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=13&start=47
но как будто не закончили – тема явно не исчерпана, здесь еще есть над чем подумать).

Но в церкви Каранлик композиция, как мне кажется, вообще уникальна. На всех трех изображениях Христос представлен как Пантократор, но разница между ними все же есть (иначе зачем было бы писать три Лика, если они одинаковы?), и эта разница – смысловая. Христос представлен здесь в трех «модусах» существования. В первом куполе Он – вечный Господь – Вседержитель и Творец мира ДО Своего земного Воплощения.


(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 15:03:00)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 11:13:13
Марина


Проэдр


Поэтому книга в Его руке закрыта, Евангелие еще не возвещено, но план спасения мира и человека уже существует в планах Божиих, и осуществить их суждено именно Сыну.



(Фотография нашего коллеги Валерия).
Вообще говорить о человеческом возрасте в этом случае не приходится – у Бога нет возраста, он вечен, т.е. находится вне времени и пространства. Изображать Его в этом качестве можно только очень условно. Византийские художники изображали Его или в виде старца – Ветхого Днями – по видению пророка Даниила (и – добавим – Еноха, который, также оказывается на сводах каппадокийских церквей в качестве пророка, возвестившего, правда, не столько Воплощение Сына Божия, сколько Его Второе Пришествие), или в виде Отрока Эммануила по тексту книги пророка Исайи. На своде церкви св. Апостолов в Пече, как мы видели, представлены все три Лика Сына Божия – и в виде Отрока-Ангела Великого Совета, и в виде средовека-Пантократора, и в виде Ветхого Днями. Но, повторяю – в виде Старца изображен не Бог Отец, но именно Сын, т.к. Отец вообще неизобразим и писать Его было запрещено (вернее, просто никому в голову не приходило). И лишь еще через несколько столетий появились иконы так называемой «Троицы Новозаветной» (в двух вариантах – сначала появилось «Отечество», а затем и «Сопрестолие»), где в виде Старца изображен Бог Отец. Однако до сих пор эти иконы считаются неканоничными. Но и на них Бог Отец изображен через Сына, т.е. в человеческом облике, по слову Самого Христа «Я и Отец – одно» и «Видевший Меня видел Отца».
Интересна в этом смысле новгородская икона «Отечество» - почти точная калька с фрески в Кастории, и такой же кресчатый нимб у Отца, правда, не столь яркий.



Интересно, что на иконах Христа в образе Ветхого Днями книга (или свиток) может быть как закрыта



(Нередица),

так и открыта



(Монемвасия, ц. св. Софии),
т.е. той идеи, что в каппадокийской церкви Каранлик, обычно нет, даже если три Лика Сына написаны в одну линию, как в Пече или в церкви Ильи в Бобошево (Болгария).

Возвращаясь к программе росписи каппадокийской церкви Каранлик, самой ранней из всех упомянутых, рассмотрим теперь икону Христа-Пантократора в центральном куполе:



здесь отличие от предыдущей только в том, что книга открыта – Евангелие, Благая весть о спасении рода человеческого от греха и смерти – прозвучала из уст Воплотившегося Сына Божия. И в памяти благодарного человечества Он навеки остался таким – тридцати трех лет от роду, как говорится, «во цвете лет». Хотелось бы знать, какие слова написаны в открытой книге (очень интересную информацию на эту тему – о надписях в открытых Евангелиях в руке Спаса Вседержителя – дает Плугин в книге «Мировоззрение Андрея Рублева»)?



(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 15:17:14)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 14:41:25
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 6 7 8 [9] 10 11 12 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.3726 ]   [ Gzip выкл. ]