Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 7 8 9 [10] 11 12 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Ну, а третий образ – в конхе апсиды – по этой логике угадывается легко – это образ Сына Божия и Спасителя мира, Царя Небеси и Земли, грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию несть конца (т.е. нет и не будет конца - в древнеславянском переводе Символа веры присутствует утраченный в 17 в. лингвистически выраженный образ вечно настоящего времени).



Богородица и Иоанн Предтеча молят Судию о снисхождении к грешникам. В медальоне чуть ниже – стерто изображение Престола Уготованного, а по бокам совершают Евхаристию, служат литургию теперь уже в Царстве Божием святые епископы – великие каппадокийцы.

Вот еще интересная деталь: в барабане первого купола в медальонах изображены шесть Архангелов и в седьмом – Отрок Эммануил со свернутым, разумеется, свитком в шуйце.



То есть, указание, намек на то, что в центре купола изображен Сын Божий до воплощения – Он же – Предвечный Младенец и Отрок – есть, и что Средовек и Отрок в одном куполе суть Одно. И этим уже дается толчок развитию этой иконографической композиции – «Три Лика Сына».

Во втором куполе в барабане опять же Архангелы, но добавлены три земных фигуры, имеющие непосредственное отношение к Воплощению и земной миссии Христа, - это Родители Богородицы, земные бабушка и дедушка человека по имени Иисус, а также Иоанн Предтеча и Креститель Господень, Его родич (троюродный брат) по плоти.



Архангелы – вечные спутники Сына Божия и исполнители Его воли – изображены и в боковых куполах, образуя как бы горизонтальную – тварную, хотя и не земную, небесную – ось мысленного креста (как бы верхнюю перекладину осьмиконечного креста, где три перекладины символизируют три яруса тварного мира).



Вертикальную же ось образуют три иконы, три Лика Сына Божия. Эту ось можно также продолжить и иконою Преображения на стене – изображения момента наивысшей Богочеловеческой славы Христа, явленной в Его земной жизни всего трем ученикам, которые более других оказались в состоянии ее воспринять («якоже можаху»).



В программе росписей церкви Каранлик можно таже усмотреть еще одну интересную мысль: три Лика Христа могут обозначать также три модуса времени. Но это не просто прошлое, настоящее и будущее линейного времени, тем более, что и Воплощение Сына Божия на земле тоже уже давно отошло в прошлое. В первом куполе Христос пребывает в вечности, которую можно определить двояко: 1 - как безвременье, в коем Бог-Троица, все Три Лица пребывает всегда – как до творения мира, так и после; это модус пребывания Бога-Троицы в Себе. 2 – как время особое, райское, которое началось с творения ангелов, а затем и райского мира, когда Бог-Троица «вышел из Себя» (ad extra), проявив Себя как Логос (Слово) и энергии Святого Духа (собственно, эта пара – неразрывная и неслиянная, действующая по воле Отца, – и есть София Притчей Соломоновых), сотворил райский мир и «почил от дел Своих» (т.е. творения), но продолжает поддерживать его бытие; это время особое, литургическое – вечное настоящее, в котором ныне пребывают ангелы и души праведников до всеобщего Воскресения. Так вот, Христос в первом куполе как бы отражает два эти модуса времени – безвременье Божие и райское время первозданного человечества, т.е. вечность.

Во втором куполе – Христос Воплотившийся, т.е. родившийся и проживший 33 года в линейном времени падшего мира, но также и вознесшийся «на небеса», т.е. в тонкий мир, откуда Он пришел, и «седящий одесную Отца» на небесном престоле, - к Нему обращены наши молитвы. Здесь Он пребывает также одновременно уже в трех модусах – к первым двум добавляется модус линейного времени падшего мира.

И в конхе алтарной апсиды присутствует наше настоящее – в виде совершающейся на алтаре в земном времени и одновременно литургическом времени Евхаристии – и будущее: Христос представлен как Судия Второго Пришествия, когда линейное время, сделав круг (где радиус стремится к бесконечности), смыкается со своим началом – и все возвращается на круги своя (в буквальном на сей раз смысле). «Времени уже не будет», - говорит Тайнозритель Иоанн Богослов в своем «Откровении». Но это надо понимать не так, что все вернется к дотварному безвременью (тогда бы все движение остановилось, и никакая жизнь была бы невозможна, все творение не просто вернулось бы в состояние первозданного хаоса, но вообще погибло бы – самоуничтожилось; собственно это и есть цель врага рода человеческого – вернуть тварный мир в состояние ничто), но не будет времени линейного, земного, а будет время райское – вечное настоящее или литургическое время.
Пока же колесо времени лишь оставляет на земле свой след в виде линейной колеи, и нам приходится с надеждой ожидать Второго славного – но и страшного для нас, грешных, – Пришествия Христова. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Маранафа!

На этой оптимистической ноте можно было закончить тему, но в церкви Каранлик есть еще одна икона, непосредственно к ней относящаяся, которую иначе как курьезной назвать трудно.






(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 17:58:13)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 17:40:22
Марина


Проэдр


Это икона в конхе малой апсиды-дьяконника, подписанная «Авраам».



Совершенно очевидно, что на самом деле это Христос-Пантократор Ветхий Деньми типа того, что изображен в Пече. Но почему вдруг художник решил подписать икону именем Авраама? Может быть, он не понял смысла этого образа? Или, как говорят, слышал звон, да не знал, где он? Параллелей икон с подобной надписью, насколько мне известно, нет. Да их и не может быть, потому что это просто ошибка, вовремя не исправленная, да так и оставшаяся на века. Хотя на самом деле это странно, потому что образ Христа Ветхого Днями бытовал уже давно. Самая ранняя из сохранившихся икон такого типа – 7 века из монастыря св. Екатерины на Синае и наверняка иконы такого типа были распространены достаточно широко.



(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 20:37:17)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 20:32:57
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Спасибо, Марина! Очень интересно, особенно про Темную церковь и Три Лика. А нет ли у Вас картинки Трех Ликов Божиих еще где-нибудь? Вот Вы говорите о Пече или в церкви Ильи в Бобошево?

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 20:48:23
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Возвращаясь из Гереме в Ихлару, к Рождеству в Пюренли. Нет там ктиторского изображения, мне кажется. Там обычные волхвы, теперь по надписи даже понятно, там можно разобрать - Гаспар... а значит - вот они три - Гаспара , Мельхиор и Валтасар.. так же как в Эгри Таш. А вот сосудики их - интересные, типовые для Ихлары.
Прикреплена картинка:
att-505c9bec360b7____.jpg


(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 21:12:05)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 20:55:08
Марина


Проэдр


Да, действительно, надписи вообще все запутывают. Если бы не было волхвов в остроконечных шапках справа вместе с пастухом, или если бы такое смешение волхвов и пастухов в одном месте было уникальным для этой церкви, то я бы, пожалуй, с Вами согласилась - да, странные волхвы и несут просто сосуды или коробочки со своеобразными крышками. Но, похоже, тут смысл такой: ктиторы, исполняя роль волхвов, подносят Младенцу Христу дары в виде построенных ими (вернее, выдолбленных в скалах-грибочках) и расписанных церквей. Подобная логика есть в храме св. Аполлинария Нового в Равенне: там вслед за волхвами к Престолу Божией Матери с Младенцем идут мученицы и несут им в дар свои венцы.

Думаю, наш спор могут разрешить профессионалы. Давайте дождемся Халкитиса.

Но я не закончила с предыдущей темой (к сожалению, здесь существуют проблемы с загрузкой картинок, поэтому приходится порой прерываться и ждать какое-то время, а потом продолжать).

Итак, иконография Христа такого типа, и тоже более ранняя, есть и в Каппадокии – Ветхий днями Пантократор на своде церкви Яланлы.



Так что тот факт, что иконография осталась неизвестной художнику Темной церкви, довольно странен. Но, с другой стороны, он объясняет, почему на всех трех иконах он написал Пантократора одного возраста – средовеком, и лишь сбоку барабана у него появляется Отрок Эммануил. И на Страшный Суд Христос является также в том возрасте, в котором Он покинул Землю, хотя существуют даже Деисусы с Ветхим Днями, как, например, в Кастории.



Но чтобы закончить тему, приведу фотографию фрески, которая потрясает до глубины души. Это роспись алтаря и сводов в церкви св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 12 в.).



(Увы, больше картинки не хотят загружаться, попробую закончить позднее, и Бобошевские фрески подберу).


(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 21:32:42)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 21:20:57
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Несколько путаные получились у Вас объяснения Трех Ликов, но экскурс, да еще с изображениями, в историю иконографии замечательный) К подписям я бы отнеслась поосторожнее, древние в любом случае были мудрее нас. Но, может, на самом деле, нужно подождать, да и куда спешить?
Благословение, что так замечательно снял Владимир Шкондин в Эгри Таш - вот из этой сцены, я затрудняюсь в её определении. Но это явно не Страшный Суд.

Прикреплена картинка:
att-505ca9dd8c5bc56_1.jpg


(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 21:58:01)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 21:52:20
Марина


Проэдр


Znichka
Нет, на Страшный Суд не похоже. Это, скорее, опять ктиторская композиция, может быть, со святыми. Композиции такого типа, где ктиторы и святые, расположенные рядком, подходят к благословляющему их Христу, есть, например, в Кралевой церкви в Студенице.



Похоже?

(Отредактировано автором: 30 Сентября, 2012 - 14:45:49)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 23:02:29
Марина


Проэдр


Хотелось бы все-таки закончить тему различных образов Христа, в частности, поразмышлять на тему образа Ветхого Днями в Нерези.

На полях иконы Ветхого Днями в медальоне над главой Богородицы очень четкая, хорошо читаемая надпись: IC XC САВА ТЪ.



Что значит это «САВАТЪ»? Суббота? Или Саваоф, т.е. «Владыка Сил безплотных» («Цебаот»)? Но этот эпитет относят обычно к Богу Отцу. Стало быть, действительно, Сын и Отец суть Одно, и Сын являет нам образ Отца, т.к. они суть Два Лица одного «полюса» (например, +), и тогда Святой Дух имеет как бы иной «заряд» или «полюс» (–; на самом деле Кто из Лиц какой «полюс» представляет, неважно – это чистая условность типа китайского понятия инь-ян). Тогда понятно, почему (по свт. Григорию Богослову) Отец Сына рождает, и Духа – изводит, т.е. почему модус происхождения этих Лиц от Отца различен. Тогда и разделение на два пола в человеке есть не только изначальный замысел о нем, но также и отражение образа Божия в человеке, во всяком случае, некой его существенной части. Эта «полюсность» Лиц Пр.Троицы по промыслу Божию нашла отражение в человеке вот в таком виде. Об этом, собственно, пишет св. Анастасий Синаит, переписывает у него свт. Григорий Нисский, а через несколько веков патр. Фотий в «Амфилохиях». И все же это святоотеческое, церковное учение остается как бы за кадром, эти тексты мало кто читает и никто на них не ссылается (один раз мне встретилась ссылка на эти тексты у арх. Киприана Керна и один раз в интернете; может быть, мне просто не попадалось?).

Очень не хочется затрагивать эту тонкую, но больную тему (особенно в связи с последними скандальными событиями), но, похоже, то, что святые отцы не досказали, показали на стенах церквей художники, многие из которых также имели прекрасное богословское образование и были великими молитвенниками. Во всяком случае, если такие изображения не были осуждены священноначалием и не были уничтожены (в данном случае своими, разумеется, не турками – тем такие вещи, как говорится, до лампочки), значит, кому-то зачем-то надо было донести до потомков некую информацию – знание неизреченное, но зримое и в общем-то очевидное.


(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 02:50:02)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:41:08
Марина


Проэдр



И уж совсем под конец покажу очень необычную – для нас, во всяком случае, - икону. Икона эфиопская – не знаю, к сожалению, какого века и откуда. Но вот седовласый Предвечный Младенец на руках Богоматери, с недетским взглядом, отвернувшийся от нас, грешных, и благословляющий… ангелов.


Прикреплена картинка:
att-505cee5b994fb___.jpeg


(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 02:51:10)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:46:51
Марина


Проэдр


Попробую теперь выложить фотографии фресок из ц. Ильи в Бобошево (Болгария), довольно поздние - 17 в., но представляют собою очень характерную, прямо-то классическую композицию Трех Ликов Сына Божия.

В центре Христос Ветхий Днями. Здесь надпись более определенная - IC XC САВАΩТЪ. Может быть, Старец в Нерези и есть Сам эта пропущенная буква Омега, завершающая алфавит и цикл земного существования?


Прикреплена картинка:
att-505cf068d241c____.JPG


(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 03:15:41)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:55:36
Марина


Проэдр


Теперь Пантократор-средовек.


Прикреплена картинка:
att-505cf11a38206____.JPG

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:58:34
Марина


Проэдр


Спас Эммануил.

Прикреплена картинка:
att-505cf1610067e.__..JPG


(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 03:04:51)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:59:44
Марина


Проэдр


В церкви св. Апостолов в Пече эта композиция того же поствизантийского периода - 17 в., и так же написана в зените полуциркульного свода, но композиция несколько иная: в центре здесь Христос-Пантократор среднего возраста, как мы привыкли Его видеть на иконах. Он даже кажется несколько крупнее остальных.



Почему-то Лик Спаса Эммануила перевернут в другую сторону. Но зато здесь это - Ангел Великого Совета.



И, чтобы окончательно закончить тему, представлю последнюю фреску этого ряда - Ангел Великого Совета в притворе Грачаницы (живопись 1560 г., т.е. тоже довольно поздняя, но раньше Печа и Бобошева).



Думаю, что обсуждать русские варианты этой иконографии ("Спас Благое Молчание") мы здесь не будем, т.к. это отдельная большая тема.

Теперь давайте вернемся в Каппадокию.


(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 17:19:52)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 17:10:53
Марина


Проэдр


Znichka
Кстати, Зничка, нет ли у Вас фотографий со свода церкви Эгри Таш? Конкретно, мне бы хотелось поподробнее, в деталях, увидеть сцену Благовещения у колодца. Там, кажется, имеется очень интересная и уникальная деталь, над которой стоит подумать. А пока обратите внимание на свиток в руке Христа-Пантократора-Ангела Великого Совета из Грачаницы.

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 17:34:50
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Марина
1. По поводу "Трех Ликов Сына" - эти два приведенных примера - Печа и Бобошево- не аналогичны. В Гереме в Темной изображен одинаковый, подчеркнуто один и тот же Пантократор. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" читаем Откровение. То есть - один и Альфа, и Омега. А тут какая-то особенная трактовка Апокалипсиса, что при общем очень апокалиптичном контексте вполне возможно, или самое понятие Пантократор здесь имеет другой объём.
2. Ангел Великого Совета в притворе Грачаницы тоже без крестчатого нимба, предположительно, как и в Сюмбюлю.
3. Композиция из Кралевой церкви в Студенице действительно похожа)
4. Вот Благовещение из Эгри Таш.
Прикреплена картинка:
att-505f1943abeb1____.jpg


(Отредактировано автором: 23 Сентября, 2012 - 18:14:27)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:12:52
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


На недельку отлучусь из он-лайна. А пока просто картинки - не до конца понятные мне. Сюжет предательства Иуды из Кокар - кто такой в полосатом халате, какой-то волшебник... на троне...
Прикреплена картинка:
att-505f1b7257e42____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:23:46
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


вот еще загадочное смоляное покрытие из Эгри Таш. Даже представить не могу - что это такое...
Прикреплена картинка:
att-505f1ce703e53____.JPG

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:29:59
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


это - офанимы в Эгри Таш, оказывается, они "исполнены очей" еще в дофресочный период, во времена красных росписей.
Прикреплена картинка:
att-505f2032af39f____.JPG

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:44:02
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Самой загадочной церковью Ихлары. по моему мнению, является Бахаттин Саманлыгы. Пока вот - избиение младенцев, но очень они взрослые...
Прикреплена картинка:
att-505f239270f37____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:58:26
Марина


Проэдр


Znichka

Фрески просто чудесные!

Цитата:
кто такой в полосатом халате, какой-то волшебник... на троне...

Думаю, это Христос у первосвященника Анны или Каиафы - и остроконечный головной убор указывает на священный сан. Но здесь очень необыное изображение Христа в алой огненной мандорле. Но это именно мандорла, огненное сияние, а не красный плащ, как изображают обычно сюжет "Поругание Христа". Очень интересное и необычное решение.

Вообще хорошо будет, если Вы выложите побольше фресок из разных церквей по очереди, чтобы можно было составить представление о програмее росписей того или иного храма и обсудить здесь, на форуме.

Цитата:
По поводу "Трех Ликов Сына" - эти два приведенных примера - Печа и Бобошево- не аналогичны. В Гереме в Темной изображен одинаковый, подчеркнуто один и тот же Пантократор

Ну да, так я об этой разнице и пишу!

Цитата:
Ангел Великого Совета в притворе Грачаницы тоже без крестчатого нимба, предположительно, как и в Сюмбюлю.

Думаю, что крест на нимбе в Грачанице все же есть, просто плохо виден на фотографии - темновато. К тому же там имеется соответствующая надпись. Так же, как в конхе келии св. Стефана на Афоне.





(Отредактировано автором: 23 Сентября, 2012 - 22:07:34)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 21:23:40
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 7 8 9 [10] 11 12 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0177 ]   [ Gzip выкл. ]