|
|
|
|
|
|
|
Ну, а третий образ – в конхе апсиды – по этой логике угадывается легко – это образ Сына Божия и Спасителя мира, Царя Небеси и Земли, грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию несть конца (т.е. нет и не будет конца - в древнеславянском переводе Символа веры присутствует утраченный в 17 в. лингвистически выраженный образ вечно настоящего времени).
![](http://s017.radikal.ru/i429/1209/60/cb34aeab93aa.jpg)
Богородица и Иоанн Предтеча молят Судию о снисхождении к грешникам. В медальоне чуть ниже – стерто изображение Престола Уготованного, а по бокам совершают Евхаристию, служат литургию теперь уже в Царстве Божием святые епископы – великие каппадокийцы.
Вот еще интересная деталь: в барабане первого купола в медальонах изображены шесть Архангелов и в седьмом – Отрок Эммануил со свернутым, разумеется, свитком в шуйце.
![](http://i066.radikal.ru/1209/63/76dd79bb1689.jpg)
То есть, указание, намек на то, что в центре купола изображен Сын Божий до воплощения – Он же – Предвечный Младенец и Отрок – есть, и что Средовек и Отрок в одном куполе суть Одно. И этим уже дается толчок развитию этой иконографической композиции – «Три Лика Сына».
Во втором куполе в барабане опять же Архангелы, но добавлены три земных фигуры, имеющие непосредственное отношение к Воплощению и земной миссии Христа, - это Родители Богородицы, земные бабушка и дедушка человека по имени Иисус, а также Иоанн Предтеча и Креститель Господень, Его родич (троюродный брат) по плоти.
![](http://s011.radikal.ru/i316/1209/8c/2b62cf4c9b65.jpg)
Архангелы – вечные спутники Сына Божия и исполнители Его воли – изображены и в боковых куполах, образуя как бы горизонтальную – тварную, хотя и не земную, небесную – ось мысленного креста (как бы верхнюю перекладину осьмиконечного креста, где три перекладины символизируют три яруса тварного мира).
![](http://s010.radikal.ru/i314/1209/47/d4dae4c2de04.jpg)
Вертикальную же ось образуют три иконы, три Лика Сына Божия. Эту ось можно также продолжить и иконою Преображения на стене – изображения момента наивысшей Богочеловеческой славы Христа, явленной в Его земной жизни всего трем ученикам, которые более других оказались в состоянии ее воспринять («якоже можаху»).
![](http://s019.radikal.ru/i609/1209/6a/a1738e349706.jpg)
В программе росписей церкви Каранлик можно таже усмотреть еще одну интересную мысль: три Лика Христа могут обозначать также три модуса времени. Но это не просто прошлое, настоящее и будущее линейного времени, тем более, что и Воплощение Сына Божия на земле тоже уже давно отошло в прошлое. В первом куполе Христос пребывает в вечности, которую можно определить двояко: 1 - как безвременье, в коем Бог-Троица, все Три Лица пребывает всегда – как до творения мира, так и после; это модус пребывания Бога-Троицы в Себе. 2 – как время особое, райское, которое началось с творения ангелов, а затем и райского мира, когда Бог-Троица «вышел из Себя» (ad extra), проявив Себя как Логос (Слово) и энергии Святого Духа (собственно, эта пара – неразрывная и неслиянная, действующая по воле Отца, – и есть София Притчей Соломоновых), сотворил райский мир и «почил от дел Своих» (т.е. творения), но продолжает поддерживать его бытие; это время особое, литургическое – вечное настоящее, в котором ныне пребывают ангелы и души праведников до всеобщего Воскресения. Так вот, Христос в первом куполе как бы отражает два эти модуса времени – безвременье Божие и райское время первозданного человечества, т.е. вечность.
Во втором куполе – Христос Воплотившийся, т.е. родившийся и проживший 33 года в линейном времени падшего мира, но также и вознесшийся «на небеса», т.е. в тонкий мир, откуда Он пришел, и «седящий одесную Отца» на небесном престоле, - к Нему обращены наши молитвы. Здесь Он пребывает также одновременно уже в трех модусах – к первым двум добавляется модус линейного времени падшего мира.
И в конхе алтарной апсиды присутствует наше настоящее – в виде совершающейся на алтаре в земном времени и одновременно литургическом времени Евхаристии – и будущее: Христос представлен как Судия Второго Пришествия, когда линейное время, сделав круг (где радиус стремится к бесконечности), смыкается со своим началом – и все возвращается на круги своя (в буквальном на сей раз смысле). «Времени уже не будет», - говорит Тайнозритель Иоанн Богослов в своем «Откровении». Но это надо понимать не так, что все вернется к дотварному безвременью (тогда бы все движение остановилось, и никакая жизнь была бы невозможна, все творение не просто вернулось бы в состояние первозданного хаоса, но вообще погибло бы – самоуничтожилось; собственно это и есть цель врага рода человеческого – вернуть тварный мир в состояние ничто), но не будет времени линейного, земного, а будет время райское – вечное настоящее или литургическое время. Пока же колесо времени лишь оставляет на земле свой след в виде линейной колеи, и нам приходится с надеждой ожидать Второго славного – но и страшного для нас, грешных, – Пришествия Христова. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Маранафа!
На этой оптимистической ноте можно было закончить тему, но в церкви Каранлик есть еще одна икона, непосредственно к ней относящаяся, которую иначе как курьезной назвать трудно.
(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 17:58:13) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 17:40:22 |
|
|
|
|
|
|
Это икона в конхе малой апсиды-дьяконника, подписанная «Авраам».
![](http://s017.radikal.ru/i400/1209/18/dd1ff457556a.jpg)
Совершенно очевидно, что на самом деле это Христос-Пантократор Ветхий Деньми типа того, что изображен в Пече. Но почему вдруг художник решил подписать икону именем Авраама? Может быть, он не понял смысла этого образа? Или, как говорят, слышал звон, да не знал, где он? Параллелей икон с подобной надписью, насколько мне известно, нет. Да их и не может быть, потому что это просто ошибка, вовремя не исправленная, да так и оставшаяся на века. Хотя на самом деле это странно, потому что образ Христа Ветхого Днями бытовал уже давно. Самая ранняя из сохранившихся икон такого типа – 7 века из монастыря св. Екатерины на Синае и наверняка иконы такого типа были распространены достаточно широко.
(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 20:37:17) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 20:32:57 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо, Марина! Очень интересно, особенно про Темную церковь и Три Лика. А нет ли у Вас картинки Трех Ликов Божиих еще где-нибудь? Вот Вы говорите о Пече или в церкви Ильи в Бобошево? |
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 20:48:23 |
|
|
|
|
|
|
Возвращаясь из Гереме в Ихлару, к Рождеству в Пюренли. Нет там ктиторского изображения, мне кажется. Там обычные волхвы, теперь по надписи даже понятно, там можно разобрать - Гаспар... а значит - вот они три - Гаспара , Мельхиор и Валтасар.. так же как в Эгри Таш. А вот сосудики их - интересные, типовые для Ихлары. Прикреплена картинка:
![att-505c9bec360b7____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505c9bec360b7____.jpg)
(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 21:12:05) |
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 20:55:08 |
|
|
|
|
|
|
Да, действительно, надписи вообще все запутывают. Если бы не было волхвов в остроконечных шапках справа вместе с пастухом, или если бы такое смешение волхвов и пастухов в одном месте было уникальным для этой церкви, то я бы, пожалуй, с Вами согласилась - да, странные волхвы и несут просто сосуды или коробочки со своеобразными крышками. Но, похоже, тут смысл такой: ктиторы, исполняя роль волхвов, подносят Младенцу Христу дары в виде построенных ими (вернее, выдолбленных в скалах-грибочках) и расписанных церквей. Подобная логика есть в храме св. Аполлинария Нового в Равенне: там вслед за волхвами к Престолу Божией Матери с Младенцем идут мученицы и несут им в дар свои венцы.
Думаю, наш спор могут разрешить профессионалы. Давайте дождемся Халкитиса.
Но я не закончила с предыдущей темой (к сожалению, здесь существуют проблемы с загрузкой картинок, поэтому приходится порой прерываться и ждать какое-то время, а потом продолжать).
Итак, иконография Христа такого типа, и тоже более ранняя, есть и в Каппадокии – Ветхий днями Пантократор на своде церкви Яланлы.
![](http://i011.radikal.ru/1209/1e/6f60c6864d06.jpg)
Так что тот факт, что иконография осталась неизвестной художнику Темной церкви, довольно странен. Но, с другой стороны, он объясняет, почему на всех трех иконах он написал Пантократора одного возраста – средовеком, и лишь сбоку барабана у него появляется Отрок Эммануил. И на Страшный Суд Христос является также в том возрасте, в котором Он покинул Землю, хотя существуют даже Деисусы с Ветхим Днями, как, например, в Кастории.
Но чтобы закончить тему, приведу фотографию фрески, которая потрясает до глубины души. Это роспись алтаря и сводов в церкви св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 12 в.).
![](http://s47.radikal.ru/i115/1209/52/082ecbcc4e4a.jpg)
(Увы, больше картинки не хотят загружаться, попробую закончить позднее, и Бобошевские фрески подберу).
(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 21:32:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 21:20:57 |
|
|
|
|
|
|
Несколько путаные получились у Вас объяснения Трех Ликов, но экскурс, да еще с изображениями, в историю иконографии замечательный) К подписям я бы отнеслась поосторожнее, древние в любом случае были мудрее нас. Но, может, на самом деле, нужно подождать, да и куда спешить? Благословение, что так замечательно снял Владимир Шкондин в Эгри Таш - вот из этой сцены, я затрудняюсь в её определении. Но это явно не Страшный Суд.
Прикреплена картинка:
![att-505ca9dd8c5bc56_1.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505ca9dd8c5bc56_1.jpg)
(Отредактировано автором: 21 Сентября, 2012 - 21:58:01) |
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 21:52:20 |
|
|
|
|
|
|
Znichka Нет, на Страшный Суд не похоже. Это, скорее, опять ктиторская композиция, может быть, со святыми. Композиции такого типа, где ктиторы и святые, расположенные рядком, подходят к благословляющему их Христу, есть, например, в Кралевой церкви в Студенице.
![](http://s50.radikal.ru/i127/1209/ad/00e6ee06fbbf.jpg)
Похоже?
(Отредактировано автором: 30 Сентября, 2012 - 14:45:49) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Сентября, 2012 - 23:02:29 |
|
|
|
|
|
|
Хотелось бы все-таки закончить тему различных образов Христа, в частности, поразмышлять на тему образа Ветхого Днями в Нерези.
На полях иконы Ветхого Днями в медальоне над главой Богородицы очень четкая, хорошо читаемая надпись: IC XC САВА ТЪ.
![](http://s52.radikal.ru/i136/1209/b1/270c69aaf79a.jpg)
Что значит это «САВАТЪ»? Суббота? Или Саваоф, т.е. «Владыка Сил безплотных» («Цебаот»)? Но этот эпитет относят обычно к Богу Отцу. Стало быть, действительно, Сын и Отец суть Одно, и Сын являет нам образ Отца, т.к. они суть Два Лица одного «полюса» (например, +), и тогда Святой Дух имеет как бы иной «заряд» или «полюс» (–; на самом деле Кто из Лиц какой «полюс» представляет, неважно – это чистая условность типа китайского понятия инь-ян). Тогда понятно, почему (по свт. Григорию Богослову) Отец Сына рождает, и Духа – изводит, т.е. почему модус происхождения этих Лиц от Отца различен. Тогда и разделение на два пола в человеке есть не только изначальный замысел о нем, но также и отражение образа Божия в человеке, во всяком случае, некой его существенной части. Эта «полюсность» Лиц Пр.Троицы по промыслу Божию нашла отражение в человеке вот в таком виде. Об этом, собственно, пишет св. Анастасий Синаит, переписывает у него свт. Григорий Нисский, а через несколько веков патр. Фотий в «Амфилохиях». И все же это святоотеческое, церковное учение остается как бы за кадром, эти тексты мало кто читает и никто на них не ссылается (один раз мне встретилась ссылка на эти тексты у арх. Киприана Керна и один раз в интернете; может быть, мне просто не попадалось?).
Очень не хочется затрагивать эту тонкую, но больную тему (особенно в связи с последними скандальными событиями), но, похоже, то, что святые отцы не досказали, показали на стенах церквей художники, многие из которых также имели прекрасное богословское образование и были великими молитвенниками. Во всяком случае, если такие изображения не были осуждены священноначалием и не были уничтожены (в данном случае своими, разумеется, не турками – тем такие вещи, как говорится, до лампочки), значит, кому-то зачем-то надо было донести до потомков некую информацию – знание неизреченное, но зримое и в общем-то очевидное.
(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 02:50:02) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:41:08 |
|
|
|
|
|
|
И уж совсем под конец покажу очень необычную – для нас, во всяком случае, - икону. Икона эфиопская – не знаю, к сожалению, какого века и откуда. Но вот седовласый Предвечный Младенец на руках Богоматери, с недетским взглядом, отвернувшийся от нас, грешных, и благословляющий… ангелов.
Прикреплена картинка:
![att-505cee5b994fb___.jpeg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505cee5b994fb___.jpeg)
(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 02:51:10) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:46:51 |
|
|
|
|
|
|
Попробую теперь выложить фотографии фресок из ц. Ильи в Бобошево (Болгария), довольно поздние - 17 в., но представляют собою очень характерную, прямо-то классическую композицию Трех Ликов Сына Божия.
В центре Христос Ветхий Днями. Здесь надпись более определенная - IC XC САВАΩТЪ. Может быть, Старец в Нерези и есть Сам эта пропущенная буква Омега, завершающая алфавит и цикл земного существования?
Прикреплена картинка:
![att-505cf068d241c____.JPG](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505cf068d241c____.JPG)
(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 03:15:41) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:55:36 |
|
|
|
|
|
|
Теперь Пантократор-средовек.
Прикреплена картинка:
![att-505cf11a38206____.JPG](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505cf11a38206____.JPG)
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:58:34 |
|
|
|
|
|
|
Спас Эммануил.
Прикреплена картинка:
![att-505cf1610067e.__..JPG](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505cf1610067e.__..JPG)
(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 03:04:51) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 02:59:44 |
|
|
|
|
|
|
В церкви св. Апостолов в Пече эта композиция того же поствизантийского периода - 17 в., и так же написана в зените полуциркульного свода, но композиция несколько иная: в центре здесь Христос-Пантократор среднего возраста, как мы привыкли Его видеть на иконах. Он даже кажется несколько крупнее остальных.
Почему-то Лик Спаса Эммануила перевернут в другую сторону. Но зато здесь это - Ангел Великого Совета.
![](http://s53.radikal.ru/i139/1209/ef/d601e497875a.jpg)
И, чтобы окончательно закончить тему, представлю последнюю фреску этого ряда - Ангел Великого Совета в притворе Грачаницы (живопись 1560 г., т.е. тоже довольно поздняя, но раньше Печа и Бобошева).
![](http://s59.radikal.ru/i166/1209/bd/04bf68a21f54.jpg)
Думаю, что обсуждать русские варианты этой иконографии ("Спас Благое Молчание") мы здесь не будем, т.к. это отдельная большая тема.
Теперь давайте вернемся в Каппадокию.
(Отредактировано автором: 22 Сентября, 2012 - 17:19:52) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Сентября, 2012 - 17:10:53 |
|
|
|
|
|
|
Znichka Кстати, Зничка, нет ли у Вас фотографий со свода церкви Эгри Таш? Конкретно, мне бы хотелось поподробнее, в деталях, увидеть сцену Благовещения у колодца. Там, кажется, имеется очень интересная и уникальная деталь, над которой стоит подумать. А пока обратите внимание на свиток в руке Христа-Пантократора-Ангела Великого Совета из Грачаницы. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 17:34:50 |
|
|
|
|
|
|
Марина 1. По поводу "Трех Ликов Сына" - эти два приведенных примера - Печа и Бобошево- не аналогичны. В Гереме в Темной изображен одинаковый, подчеркнуто один и тот же Пантократор. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" читаем Откровение. То есть - один и Альфа, и Омега. А тут какая-то особенная трактовка Апокалипсиса, что при общем очень апокалиптичном контексте вполне возможно, или самое понятие Пантократор здесь имеет другой объём. 2. Ангел Великого Совета в притворе Грачаницы тоже без крестчатого нимба, предположительно, как и в Сюмбюлю. 3. Композиция из Кралевой церкви в Студенице действительно похожа) 4. Вот Благовещение из Эгри Таш. Прикреплена картинка:
![att-505f1943abeb1____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505f1943abeb1____.jpg)
(Отредактировано автором: 23 Сентября, 2012 - 18:14:27) |
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:12:52 |
|
|
|
|
|
|
На недельку отлучусь из он-лайна. А пока просто картинки - не до конца понятные мне. Сюжет предательства Иуды из Кокар - кто такой в полосатом халате, какой-то волшебник... на троне... Прикреплена картинка:
![att-505f1b7257e42____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505f1b7257e42____.jpg)
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:23:46 |
|
|
|
|
|
|
вот еще загадочное смоляное покрытие из Эгри Таш. Даже представить не могу - что это такое... Прикреплена картинка:
![att-505f1ce703e53____.JPG](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505f1ce703e53____.JPG)
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:29:59 |
|
|
|
|
|
|
это - офанимы в Эгри Таш, оказывается, они "исполнены очей" еще в дофресочный период, во времена красных росписей. Прикреплена картинка:
![att-505f2032af39f____.JPG](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505f2032af39f____.JPG)
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:44:02 |
|
|
|
|
|
|
Самой загадочной церковью Ихлары. по моему мнению, является Бахаттин Саманлыгы. Пока вот - избиение младенцев, но очень они взрослые... Прикреплена картинка:
![att-505f239270f37____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-505f239270f37____.jpg)
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 18:58:26 |
|
|
|
|
|
|
Znichka
Фрески просто чудесные!
Цитата:кто такой в полосатом халате, какой-то волшебник... на троне... |
Думаю, это Христос у первосвященника Анны или Каиафы - и остроконечный головной убор указывает на священный сан. Но здесь очень необыное изображение Христа в алой огненной мандорле. Но это именно мандорла, огненное сияние, а не красный плащ, как изображают обычно сюжет "Поругание Христа". Очень интересное и необычное решение.
Вообще хорошо будет, если Вы выложите побольше фресок из разных церквей по очереди, чтобы можно было составить представление о програмее росписей того или иного храма и обсудить здесь, на форуме. Цитата:По поводу "Трех Ликов Сына" - эти два приведенных примера - Печа и Бобошево- не аналогичны. В Гереме в Темной изображен одинаковый, подчеркнуто один и тот же Пантократор |
Ну да, так я об этой разнице и пишу!
Цитата:Ангел Великого Совета в притворе Грачаницы тоже без крестчатого нимба, предположительно, как и в Сюмбюлю. |
Думаю, что крест на нимбе в Грачанице все же есть, просто плохо виден на фотографии - темновато. К тому же там имеется соответствующая надпись. Так же, как в конхе келии св. Стефана на Афоне.
![](http://s45.radikal.ru/i107/1209/7e/d9b0822f00c7.jpg)
(Отредактировано автором: 23 Сентября, 2012 - 22:07:34) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Сентября, 2012 - 21:23:40 |
|
|
|