Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 11 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Очень тонко, почти незаметно написал огненные языки на фреске Пятидесятницы Мануил Панселин в соборе Протата в Карее. И это – его художественное решение. Так же точно – тонко и деликатно написал он мандорлу-сияние вокруг Христа в сцене преображения, о чем мы еще будем говорить во благовремении. Афонский художник подчеркивает тонкое и нежное воздействие Святого Духа на человека и прозрачное сияние божественного света, едва различимое телесными очами – вероятно, он имел собственны й опыт именно такого видения божественного света.



На фреске Мануила Панселина, а также и на множестве более поздних изображений Сошествия Святого Духа на апостолов в темном полукруге, образованном изгибом стола-подковы, вместо представителей разных народов появляется странная фигура, которая получила наименование «Царь Космос».

Таким образом, всю совокупность людей и народов Земли заменяет один человек. И это не может быть никем иным, кроме первозданного Адама, который вмещал в себе логосы (не души, а именно логосы) всех своих потомков. Но он же может выступать и в качестве персонификации всего космоса, то есть, тварного мира, причем, мира падшего. Почему? Святые отцы (особенно преп. Максим Исповедник) учат, что человек есть микрокосм в макрокосме – любой человек. Но в особенной степени это относилось к первозданному Адаму, который суммировал в себе не только род человеческий, но и весь тварный мир и был и выразителем его нужд и чаяний, и предстателем за него перед Царем Небесным. Именно Адам как священник, пророк и царь мира стоял в центре мироздания – рядом с Сыном Божиим и даже в какой-то степени заменяя его – по отношению к твари, как посредник между миром тварным и Богом. Не случайно Христос после Своего искупительного подвига получил наименование «Новый Адам» – именно как Спаситель и Искупитель всего падшего мира. Именно весь этот падший мир, нуждающийся в просвещении и освящении Духом Святым, и символизирует фигура Адама-Космоса, который держит на полотенце двенадцать свитков-проповедей апостольских.



(Отредактировано автором: 20 Июня, 2011 - 00:19:45)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Июня, 2011 - 00:10:35
Марина


Проэдр


Интересно, что здесь (а также на множестве других икон и фресок, см. ранее фрески Афона и Дечан) Царь-Космос носит на голове царскую корону в виде башни – характерный атрибут Софии (а также богинь Фортуны, Тихе, Ктисис). Сама же София на месте Царя-Космоса в церкви Успения на Волотовом поле (вот это название – еще почище «Поганова»!) – без короны, но в мафории Богоматери (интересно, какого он был цвета?), но также с полотенцем со свитками, содержащими самое главное, сакральное знание. И вся Ее фигура напоминает Божию Матерь с платом в руках на иконах Покрова. Интересно, что над композицией Пятидесятницы так же, как в Поганове, располагается Спас Нерукотворный, и вся композиция приобретает вот такой вид:








Вообще земля Новгородская славилась особым почитанием Софии, и в том же Успенском храме есть композиция «Премудрость созда себе храм» (совершенно непонятно, что там за фигуры – и сохранность фрески неважная, и фотография несовершенная – может, кто-нибудь поможет разобраться, что там изображено?), София также появляется рядом с фигурами евангелистов – как вдохновительница их писаний.



(Отредактировано автором: 20 Июня, 2011 - 03:04:55)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Июня, 2011 - 02:13:12
Марина


Проэдр


И здесь, кажется, впервые появляется вокруг главы Софии нимб в виде двух квадратов или восьмиконечной звезды, который позднее стали изображать у Святого Духа и даже Бога-Отца (Которого вообще не подобает изображать никак – «Бога не видел никто никогда»).

Евангелист Лука и София:



Евангелист Марк и София:



И здесь возникает вопрос: так ли это? Или есть где-то более ранние изображения какого-либо из Лиц Пресвятой Троицы с таким необычным нимбом? Если есть, то где? Кажется, это вообще русское изобретение – на византийских иконах такие не встречаются. Но расписывал этот храм, кажется, все-таки художник приезжий – или русский ученик Феофана Грека? Насколько мне известно, исследователи к однозначному выводу по этому поводу не пришли. Но как вообще возникла мысль изображать такой нимб? Нимб с крестом у Христа – это понятно, ибо именно в самом духовном центре мира, в точке пересечения его силовых линий пребывает Сын Божий на Своем Престоле, который и есть Крест. Потому Он и Вседержитель, что держит Своим Крестом все трехмерное пространство нашего падшего мира (вспомним здесь трехмерный крест первых христиан или традиционный крест с горизонталями на четыре стороны света на храмах Греции и Балкан, а также на Ближнем Востоке, например, в Вифлееме), не дает ему распасться – с помощью энергий Духа Святого, разумеется, – опять «две руки» Бога-Отца. А что значит 8-конечная звезда на нимбе? Ведь это звезда Богородицы (а ранее – Венеры, Астарты и т.п.), которая изображается на Ее плате-мафории.

Вот общепринятое толкование необычного нимба Софии: «Восьмиконечный нимб – символ вечности этой мудрости. Число восемь в средние века обозначало вечность. Два цвета нимба имеют сложную символику. Синий обозначает предвечное существование Бога-Отца и Бога-Духа (т.е. цвет неба и воды), красный – воплощение Бога-Сына (т.е. крови и земли)».

Но вот это наложение и переплетение двух квадратов встречается в римском искусстве повсеместно и тоже несет какую-то смысловую нагрузку.


Прикреплена картинка:
att-4dff24099a11ba16b.jpg


(Отредактировано автором: 20 Июня, 2011 - 14:42:17)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Июня, 2011 - 14:31:01
Марина


Проэдр


Если квадрат вообще это символ земли (а круг – неба), то два квадрата не могут ли символизировать переплетение двух миров – нашего падшего (красный) и тонкого, райского, небесного (синий), которые переплетены и переходят один в другой иной раз не замечаешь, где и как? И были ли эти цвета в нимбе Софии в церкви Успения на Волотовом поле, или там просто контуры 8-конечной звезды?
И не отсюда ли пошла иконография Спаса в силах? И Богородицы Неопалимая Купина? – как творческое развитие идеи, так сказать.

Вот русская икона евангелиста Луки с Софией (довольно поздняя).



Но вот та же композиция – евангелист Марк с Софией (церковь Одигитрии в Пече), однако, у Нее обычный круглый нимб.





(Отредактировано автором: 20 Июня, 2011 - 19:33:55)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Июня, 2011 - 17:33:35
Марина


Проэдр


Такой же обычный круглый нимб у Софии в Грачанице в композиции «Премудрость созда Себе храм» (вообще очень интересная композиция. Но что это за две девы с шарфами античных богинь по обе стороны от центральной фигуры? Неужели просто служанки? Не верится…)



А вот в Дечанах вокруг круглого нимба Софии появляется еще светлый ромб, напоминающий ромб в композиции Пятидесятницы из церкви св. Димитрия в Пече, о которой мы уже говорили.





(Отредактировано автором: 20 Июня, 2011 - 20:30:53)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Июня, 2011 - 20:25:34
Марина


Проэдр


То же – у свт. Иоанна Златоуста на фреске в парусе Лесновского монастыря (чудесная у него подставочка для книги, не правда ли? хотя в целом содержание изображения непонятно - похоже, что-то сугубо местное)



И такой же ромб вокруг круглого нимба в композиции «Пир Софии» из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде. То есть, мы здесь наблюдаем некую тенденцию.



Однако мы видим такой же тонкий светлый ромб вокруг нимба Воскресшего Христа на фреске Мануила Панселина (на фресках с изображением земной Его жизни этого ромба нет – просто кресчатый нимб). А этот художник, как я уже заметила, очень осторожен с такими вещами – в смысле зримыми изображениями божественных энергий.



Но вот сине-красная 8-лучевая звезда появляется в келлии св. Стефана на Афоне – но не как нимб, а, скорее, как некое сияние вокруг Божией Матери.





(Отредактировано автором: 21 Июня, 2011 - 01:16:34)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Июня, 2011 - 23:57:39
Марина


Проэдр


Вот в такой же звезде, но только бело-голубой – Богомладенец на руках (или еще в утробе?) Божией Матери на фреске в Марковом монастыре.



Таким образом, такая 8-лучевая звезда есть на фресках Афона и Балкан, но не в качестве нимба, а как сияние вокруг божественного тела Божией Матери и Богомладенца.

И вот такая звезда в качестве украшения в нижней части стены Лесновского монастыря:



И нигде нет ничего подобного вокруг главы Св. Софии, хотя Она и изображалась в разных видах. Неужели такой звездчатый нимб действительно изобрел художник, расписавший церковь Успения на Волотовом поле? Ответьте, пожалуйста, кто знает. Это действительно интересно – хотя бы потому, что обратно в Византию эта иконография, насколько я понимаю, уже не пошла, а закрепилась только у нас на Руси так же, как и новгородское же изобретение Софии-огнеликого Ангела (если я ошибаюсь, поправьте меня, пожалуйста).

И еще в связи с фигурой Софии и Царя-Космоса на иконах Сошествия Св. Духа возникает вопрос о персонификациях в христианском искусстве вообще. Такого рода персонификация на самом деле – явление чисто языческой психологии, и грань между персонификацией («олицетворением») и божеством очень размыта. На иконы Крещения эти две фигуры – персонификации реки Иордана, к которому еще присоединяется «Море» в женском обличии, о которых мы уже говорили, перекочевали прямо с римских мозаик (не буду их здесь приводить, они известны).

Некое олицетворение Космоса впервые в христианском искусстве появляется на саркофаге Юния Басса под ногами юного Христа (интересно, что держит в руках ткань, как небесный свод).


Прикреплена картинка:
att-4dffcf8b7426d__2_.jpg


(Отредактировано автором: 21 Июня, 2011 - 03:00:40)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Июня, 2011 - 02:47:43
Марина


Проэдр


Но вот такие «персонификации» все-таки не хочется считать языческими реминисценциями:



Ктисис - Творение (не знаю, откуда. В руках ткань, как через несколько веков у нас на Руси стали изображать Покров Богородицы).



Еще Ктисис из дома Евстолия (христианского, Курион, Кипр)



Сотерия - Спасение (или Спасительница ?) из музея Антиохии (интересно, где она была раньше: в доме или храме, неужели на полу?)



(Отредактировано автором: 02 Июля, 2011 - 00:29:44)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Июля, 2011 - 00:19:02
Марина


Проэдр


Здесь еще можно привести такие мозаичные «персонификации», как Жизнь, Благоденствие, Добродетель (Арете), Пробуждение (к новой жизни), Празднование и т.п. (не получается выкладывать все, что хочется, – картинки пропадают вместе с кусками текста или приходится выкладывать по 2-3 штуки и потом ждать несколько часов). Но не могу не показать еще парный образ - Ктисис и Космесис, т.е. Творение и Украшение - по обе стороны от символического изображения города Феодориан в Ливии - а это уже эпоха Юстиниана, и город назван (вернее, переименован) в честь его супруги.





У Космесис в руках роза и кадило, у Ктисис не мера длины (римский локоть), как в Курионе, а обруч-кольцо - символ совершенства и небесного мира, а также свиток - намек на знание и мудрость.

Вот в квадратике из той же базилики Ананиосис - персонификация то ли соседнего города, то ли Возрождения (или Пробуждения).



Но совершенно очевидно: на всех этих древних мозаиках - Одна и та же Персона - та же, что и София-Космос в Волотовом поле или на фреске в храме Богородицы Перивлепты и в Грачанице, только разные Ее стороны, смысловые нюансы. И как обобщение для них всех выглядить вот эта чудесная мозаика:



Так же, как на первой мозаике, вокруг нее - творения и твари. А в центре - Она - "персонификация" или "богиня"?

Во всяком случае, становится понятен механизм возникновения многобожия как явления: человек выделял какие-то отдельные стороны, аспекты Единого Бога, помимо Трех Лиц, знание о которых передал своим потомкам Адам, и эти "персонификации" в падшем мире и в падшем сознании превращались в "богов" и "богинь", то есть шел процесс дробления Единого, а не наоборот, как учит нас история религии - от пантеизма к монотеизму. И если не переходить эту грань (очень тонкую, согласимся) - от "персонификации" к "богине", то все остается на своих местах. Но ведь может быть и так: человечество напрочь забыло, что эти "персонификации" представляли собой когда-то некое понятие (пусть даже искаженное в падшем сознании) о Лицах Пресвятой Троицы. Но какие-то осколки, отголоски в глубинах подсознания остались. И всплыли, когда воплотившийся Сын Божий Иисус Христос принес не только Благую Весть о спасении, но и истинное знание о Боге в Трех Лицах - то есть вернул утерянное знание Адамово. Однако, святые отцы Церкви так усердно боролись с язычеством, что не заметили сходства - вернее, общего истока. И так старательно уничтожали платонизм и неоплатонизм, что стерли всякую память о материнском аспекте Святого Духа - опять остались только осколки вроде женского рода Птицы Руах. А без этого понятие о Пресвятой Троице неполно. И начинаются всякие мутные рассуждения о "четвертой ипостаси" и прочая чушь, с полным основанием осужденная как ересь. Впрочем, все это просто размышления, и необязательно с ними соглашаться, но я была бы рада выслушать и другое мнение - но только обоснованное (сентенции типа "это тайна Божия и нечего рассуждать" или "святые отцы уже все сказали" неубедительны).

На этой вопросительной ноте я бы хотела сегодня закончить тему, хотя она, как и вообще вся византийская иконография, неисчерпаема, из одной темы вытекает другая, и все между собою переплетено и взаимосвязано, как плетенки на римских мозаиках и в ирландских священных книгах.



(Отредактировано автором: 03 Июля, 2011 - 16:24:49)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Июля, 2011 - 15:39:44
Марина


Проэдр


17 июля отмечается память недавно прославленного в лике преподобных великого русского иконописца Андрея Рублева. Произведений его осталось очень мало, причем, многие из них приписываются ему условно – то ли его, то ли Даниила Черного, то ли его учеников. Однако, практически ни у кого не вызывает сомнения авторство его знаменитой Троицы (версию Андрея Никитина мы здесь обсуждать не будем, хотя она выглядит весьма правдоподобной). И в самом деле, написать такую икону мог только святой…



Я вообще больше люблю искусство так называемое монументальное – настенные мозаики и фрески. Но есть и несколько любимых мною икон. И первая из них, конечно, эта – Рублевская Троица. Первое, что бросается в глаза при взгляде на икону, – это ее какая-то совершенно нереальная, неземная, божественная красота… Вообще не верится, что она создана человеческими руками, просто дух захватывает, и оторваться невозможно. Так бы и стояла перед ней целую вечность…

Искусствоведческому исследованию Рублевской Троицы посвящены уже не только многие тома, но целые библиотеки. Повторять здесь все это нет смысла. Интереснее поговорить о том, чего не заметили искусствоведы.

Но сначала, как всегда, немного из истории иконографии Троицы так называемой Ветхозаветной.

Первые изображения сюжета «Гостеприимство Авраама» появились еще в римских катакомбах.

Церковь в катакомбах на Виа Латина. 4 в.



Здесь, точно по тексту, к Аврааму пришли три мужа, разве что мужи на этой фреске довольно молодые - без бород, но и без крыльев, обычные люди. Тот, что ближе к Аврааму, немного повыше ростом.

На мозаике в Санта Мария Маджоре средний муж выделен особо - голубой как бы прозрачной мандорлой, то есть показана его божественность в отличие от его спутников. Понятно, что муж этот - не от мира сего. По преданию ранней Церкви, Авраама посетил Сам Сын Божий в сопровождении ангелов - чтобы не смущать хозяина и его домочадцев, все приняли вид человеческий. Внизу показана сцена угощения Авраамом своих небесных гостей - пожалуй, впервые эта сцена сакральной трапезы появляется именно здесь. И здесь, за столом, божественный муж уже ничем не отличается от своих спутников.



И еще интересная деталь, которая будет появляться потом много веков спустя - шатер Авраама показан в виде домика с занавесками, и Сарра обычно стоит именно там, хотя здесь она чуть вышла и подает гостям хлебы. Такой домик с занавесками мы уже видели на других иконах - встрече Марии и Елизаветы в базилике Евфразия и Порече, в Благовещении Феофана Критского на Афоне, то есть, там, где присутствует мысль о некоей тайне - тайне рождения необычного, святого младенца. Здесь речь идет о рождении Исаака, который считается одним из прообразов Христа в Ветхом Завете. В этом смысле Сарру можно назвать прообразом Богоматери. И тогда понятна как бы перекличка этой интересной детали на иконах разных сюжетов и разных эпох. (В этот ряд можно, пожалуй, поставить и мозаику из Сан Марко - Адама и Еву на брачном ложе за таким же закрытым пологом - сюжет, надо сказать, редчайший, если вообще не уникальный в византийской иконографии, а тем более на Западе). Таким образом, мысль о связи двух рождений двух необычных младенцев появляется уже здесь.

Далее мы видим развитие сюжета на мозаике в Сан Витале (Равенна, 6 в.).



Здесь Сарра стоит в дверном проеме своего домика-шатра (хотя и без ткани), Авраам сам прислуживает гостям - несет им на блюде тельца (на предыдущей мозаике с блюдом, похоже, слуга), а сами святые гости - юноши без крыльев, но в нимбах) сидят за столом под дубом рядком, а перед ними - хлебы не простые, а с крестами, похожие на просфоры, то есть, появляется намек на евхаристическую трапезу, а не обычное застолье. Обратим внимание - больше на столе ничего нет. Все три гостя совершенно одинаковые, никто никак не выделяется, то есть посещение Авраама уже осмысляется как явление Пресвятой Троицы.




(Отредактировано автором: 21 Июля, 2011 - 02:31:58)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Июля, 2011 - 01:34:56
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 11 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0104 ]   [ Gzip выкл. ]