|
|
|
|
|
|
|
Однако, эта тема не кажется мне столь интересной и важной, как другие мысли, заложенные в иконографии этого праздника.
Например, вот эта: Святой же Дух в виде Голубки на некоторых изображениях Пятидесятницы есть, а на некоторых отсутствует. Нужно ли здесь Его изображение в таком виде? Об этом в свое время велись споры, и Стоглавый собор, например, принял решение о том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу же, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков – так и должно Его изображать. Тем не менее, изображения Пятидесятницы с Голубкой сохранились в большом количестве. Почему же художники Византии и Руси все-таки считали нужным изображать Голубку на иконах Сошествия Святого Духа на апостолов? Не потому ли, что Она стала символом, знаком Святого Духа так же, как изображение руки – обозначением Бога-Отца, хотя никто и никогда эту руку не видел, как никто на самом деле не видел и Голубки? Не потому ли, что и во время Крещения никакой птицы над головой Спасителя не было, а был сгусток белого света, возникший из ниоткуда, из разверстого неба? Так, выражение «Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь» встречается только в самом позднем из синоптических Евангелий, написанном очевидно с чужих слов, – от Луки. А у Марка и Матфея, писавших свои Евангелия на арамейском языке, а также и у Иоанна говорится, что Святой Дух снисшел, «как Голубь» (это официальный перевод, а на самом деле, конечно, Голубка – «Руах» и на иврите, и в арамейском языке женского рода), что можно понять и как образное сравнение сгустка света с парящей белоснежной птицей, и как отсылку к тексту Книги Бытия, где говорится о том, что Дух Божий носился (парил) над «водой», при этом в оригинальном тексте понятие «Дух Божий» передаваемый словом «Руах», могло обозначать и «Голубку», и «сильный ветер», и просто «дыхание». Почему переводчики евангелий от Марка и Матфея на греческий язык в слове «Руах» выбрали смысл «Голубь», а не «Ветер»? Вероятно, здесь сыграла свою роль аллюзия на образ голубки, которую Ной выпустил во время всемирного потопа, – т.е. также образ птицы, летящей над водой обновляемого, очищаемого потопом мира. (Почему переводчики выбрали мужской род, а не женский? Может быть, потому что пытались вытравить всякий намек на женской род Святого Духа – очевидно, таким образом они боролись с гностицизмом и неоплатонизмом, а также с женским полом и с проявлением пола в человеке вообще. Увы). Кроме того, свою роль сыграла четкая связка образов "душа-птица", сохранившаяся еще с языческих времен (ничего не поделаешь, реминистценции язычества в христианстве приходится принимать как данность).
Тем не менее, так же точно, как в Книге Бытия, о сильном ветре говорится и в Деяниях Апостолов, то есть для тех, кто знал Писание в подлиннике, а не в переводе, ясно было, что речь идет о «Руах», огненной птице-ветре-духе, принимавшей участие в творении мира (Она же – «Художница» Книги Притч). И так же, как Крещение, таинство Миропомазания, которое является личным сошествием Духа Святого на новокрещаемого, целью имеет именно новое творение, создание нового человека – гражданина Царства Божия, восстановление крещаемого и помазуемого в достоинстве первозданного Адама. О полном духовном перерождении апостолов после сошествия на них Святого Духа ясно говорится в Деяниях.
Таким образом, следует согласиться, что признавать изображение Голубки на иконах Сошествия Святого Духа неканоничным было совершенно не логично – отцы Стоглава просто не до конца разобрались в вопросе или же воспринимали слова евангельские о голубе в момент Крещения черезчур буквально. Но ведь изображают же Голубку и в сценах Благовещения, хотя в Евангелии вовсе не говорится о том, каким именно образом Святой Дух сходил на Марию.
(Интересно, что божественный свет, видимый телесными очами каждую Великую Субботу в храме Гроба Господня, может появляться не только на самом Гробе, но и под куполом храма, и прямо в воздухе – в виде сполохов, молний, голубоватых шаров и т.п.– и без ветра, в закрытом помещении, о воздействии же на молящихся мы здесь говорить не будем).
Мы еще поговорим об изображениях Голубки на иконах Пятидесятницы, а пока вернемся к замечательным миниатюрам Евангелия Рабулы.
В них присутствует одна очень интересная мысль, которая впоследствии была практически утеряна: в сцене Вознесения нимбы вокруг главы есть только у Божией Матери как уже сподобившейся обожения при жизни, когда «сила Божия нашла на Нее» в момент зачатия ею Сына, и у ангелов – как у небесных сил; у апостолов же нимбов пока что нет. Они получают их именно в момент сошествия на них Святого Духа, который как бы зажигает над ними эти нимбы. Это и естественно – именно тогда каждый из них получил божественное помазание и восстановление Адамова достоинства человека как царя, священника и пророка (напомню, что нигде в Евангелиях не говорится о том, что Христос крестил кого-либо из апостолов, так что кто-то из них получил крещение Иоанново, недостаточное с христианской точки зрения, а кто-то и вовсе никакого). Пятидесятница для них – это Крещение Святым Духом и огнем. Что мы и видим на мозаике в базилике Санта Мария Ассунта в Монреале (Палермо).
Пожалуй, данная мозаика в этом смысле уникальна (если вернуться немного назад, можно увидеть, что на мозаике Вознесения в этом храме нимбов у апостолов пока что нет, что тоже довольно редко для 11-12 вв., когда нимбы у апостолов уже изображались и в сцене Вознесения, и намного раньше – в смысле последовательности евангельских событий).
Такое же изображение – на грузинской иконе, исполненной в технике чеканки, 12 в. Может быть, есть еще изображения Пятидесятницы с такой иконографией, но мне они неизвестны – в любом случае они редки. А жаль – здесь мысль Деяний выведена максимально точно и наглядно.
Изображения Голубки на мозаике в Монреале нет, как нет Ее и на фреске в Дечанах.
В обоих случаях огненные лучи исходят из разверстого неба – сакрального пространства, изображаемого, как и в сцене Вознесения Христова, концентрическими кругами. Но если в Монреале сходящий на апостолов Святой Дух изображен в виде лучей света – тонких искривленных линий –или нитей, соединяющих небо и землю (удивительное дело – средневековые художники понимали, что божественный свет – не обычный, не тварный, и двигаться он может, как угодно, не обязательно по прямой!), то в Дечанах «огненные языки» изображены в виде язычков пламени на горящих свечах, которые, опять же вопреки законам земной физики, не вверх поднимаются, а как бы стекают вниз, причем здесь опять возникает необычное ощущение: концентрические круги напоминают воду с расходящимися по поверхности кругами (вода, которая над твердью – Быт. 1 : 7), а из них, как в чуде в Кане, выкатываются капли вина – или алой крови… Опять кровь и вода, вода и кровь… И огонь, как душа в крови… И огонь, текущий, как вода, как масло помазания…
Я действительно думала, что это "находка художника", сделанная по вдохновению или наитию. Но вот что пишет апостол Петр в Первом послании: "По предведению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа - благодать вам и мир да умножатся" (1:2). То есть, сошествие Святого Духа он приравнивает к окроплению жертвенной Кровью Христа, как окроплялся жертвенной кровью народ при возобновлении Завета в пустыне. Это очень важный и глубокий смысл, который выявляется при созерцании иконы.
(Отредактировано автором: 02 Июля, 2011 - 16:36:05) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Июня, 2011 - 18:43:22 |
|
|
|
|
|
|
Еще более выразительно это изображено на фреске в афонском монастыре Дионисиад: капли крови стекают по световым лучам – или водяным дорожкам?
Фреска в афонском монастыре Ставроникита почти идентична – но с одним отличием, а именно – в центре небесного круга помещена Голубка (вторая фреска принадлежит кисти Феофана Критского, и, судя по всему, первая – ему же, это середина 16 в., уже после падения Империи, но мы можем здесь о них говорить, т.к. они принадлежат той же тщательно сохраняемой традиции).
(Отредактировано автором: 02 Июля, 2011 - 16:30:36) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Июня, 2011 - 20:52:06 |
|
|
|
|
|
|
Что здесь бросается в глаза? – Кресчатый нимб вокруг главы Голубки-Святого Духа.
Как это понять? Как неканоническая самодеятельность художника-одиночки? Но это Афон – мерило Православия, неканоничных изображений на стенах храмов здесь бы не потерпели. Вот здесь возникает вопрос: сам ли Феофан Критский это придумал или же позаимствовал у художника-мозаичиста далекого 11-го века? А именно – в монастыре Хосиас Лукас в Фокиде, о котором я уже неоднократно писала, что мозаики на его стенах и сводах на вид очень примитивные, но эта примитивность обманчива, ибо скрывает под собой глубочайшие смыслы.
Так же, как Вознесение, изображения Сошествия Св. Духа на апостолов могут располагаться на плоскости, на цилиндрических сводах и, наконец, самое эффектное решение – в куполах, где, кажется, действие происходит здесь и сейчас, у нас над головой.
(Отредактировано автором: 18 Июня, 2011 - 03:07:38) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Июня, 2011 - 00:15:03 |
|
|
|
|
|
|
И вот этот великолепный купол в монастыре Хосиас Лукас (жаль, что мозаика кое-где осыпалась, но главное – центр остался в целости и сохранности).
И вот откуда сходят на апостолов языки божественного пламени.
Как видим, и здесь кресчатый нимб вокруг главы Святого Духа. Более того, здесь Голубка-Святой Дух восседает на престоле, уготованном для Сына Божиего, и именно с него, с престола как из духовного центра мира истекают божественные энергии, причем, наверное, не только на апостолов, но и на всю нашу грешную Землю, и на всех людей, и на все мироздание, освящая и поддерживая наше существование.
Здесь надо заметить, что неканоническое изображение в монастыре было бы тут же заменено – невзирая на высоту купола. Но судя по тому, что оно держится на месте уже тысячу лет (кажется, монастырь был действующим и при турках, но не уверена), ни ромейское, ни элладское священноначалие его неканоническим не сочло, хотя примеров такой иконографии, как говорится, раз, два – и обчелся.
Так как понимать таковую иконографию? Загадка. Единственное, что совершенно ясно, это то, что она не случайна. Можно предложить только версию. Здесь «две руки Божии» (по свт. Иринею Лионскому), которые во-вне, в энергиях, действуют всегда вместе и не могут Одна без Другого, неслиянно сливаются в один, но двойной образ (как Христос Ветхий Деньми – образ Отца и Сына одновременно, по слову Христову «Я и Отец – одно»). Святой Дух – Сила Божия – является носителем Логоса, Который заключен в Нем (в Ней), подобно яйцу в птице. И мысли такие возникают не от ветра главы моея, а из «Толкования на Шестоднев» свт. Василия Великого (приводить цитату не буду, при желании ее можно прочитать самостоятельно).
Напомню только одну очевидную вещь, на которую обычно не принято обращать внимания: Сын и Дух как «две руки Божии» могут заменять друг друга, как бы меняться местами. И это проявляется не только в иконографии (бывает не только Голубка с кресчатым нимбом Сына, но и Сын с нимбом Отца и Святого Духа в виде двух квадратов, например, на иконе Спас Благое Молчание), но и в словесном выражении. В каноне свт. Андрея Критского поем: «Душа моя, душа моя, востани, что спиши ... да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй» – последние слова относятся в известной молитве ко Св.Духу, и мы так и привыкли думать, а здесь – ко Христу. Или самый яркий пример – возглас священника на литургии, цитата из апостола Павла: «Благодать Господа Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Но ведь благодать подает Св. Дух, а причащаемся мы Тела и Крови Христовых. Опять перемена мест слагаемых Пресвятой Троицы.
(Отредактировано автором: 18 Июня, 2011 - 15:38:36) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Июня, 2011 - 02:59:44 |
|
|
|
|
|
|
И еще – приведу пример, казалось бы, совсем уж не отсюда. Вот интересный рисунок – белая птица (или птица-дева) с красным крестом там, где должно быть яйцо.
Кто бы мог подумать? – это герб республики Удмуртия. Вот одна из точек, где сходится христианство и язычество, вернее, проявляется изначальное, еще адамово знание, давно забытое или извращенное в языческих религиях, но все же пробивающееся к свету совершенно неожиданно – в таких вот символах. Думаю, что Христос, когда пришел на Землю, вернул людям в чистоте именно это изначальное, давно забытое или искаженное знание («Не думайте, что Я пришел нарушить закон, но исполнить»), изначальный Закон Божий, данный Адаму в Раю и нарушенный им, а также заключить с людьми – теми, кто примет, – Новый Завет-Закон-Клятву-Обетование (все эти смыслы в древнерусском языке обозначались одним словом – «Рота») – на собственной Своей безценной Крови.
Впрочем, это всего лишь размышления на тему необычной иконографии, и никто не обязан со мной соглашаться. Я буду рада услышать (прочитать в данном случае) какие-то другие удовлетворительные объяснения.
(Отредактировано автором: 18 Июня, 2011 - 17:17:06) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Июня, 2011 - 15:31:10 |
|
|
|
|
|
|
Вернемся, однако, к иконографии Сошествия Святого Духа на апостолов. На купол в Хосиас Лукас очень похож купол Пятидесятницы в соборе Сан Марко в Венеции. Композиция почти идентичная:
Но – нимб у Пресвятой Голубки обычный, не кресчатый. Хотя и восседает Она на том же Престоле Уготованном, духовном центре мироздания, откуда изливаются на него лучи божественных энергий.
Похожее художественно-богословское решение мы находим в храме Богородицы Форбиотиссы в Асину на Кипре: маленькая, едва заметная Голубка – на Престоле Уготованном (Этимасии), но здесь над ним еще возвышается Крест – ось мироздания, на котором предвечно распят Сын Божий. И то же сакральное пространство, обозначенное концентрическими кругами (сферами), только здесь в центре, в зените не купола, а цилиндрической арки.
Так же в цилиндрической арке расположено изображение Пятидесятницы в церкви св. Никиты (Чучер, нач. 14 в.). Но здесь художественное решение очень интересно и наглядно: с одной стороны мы видим Вознесение, и «огненные языки» снисходят из пучка лучей рядом с кругом, в котором возносится на небеса Христос – от круга в этот пучок устремляется луч, т.е. движение светового луча идет от круга в пучок, а из пучка – на апостолов. Остается только пожалеть, что центр композиции утрачен.
(Отредактировано автором: 18 Июня, 2011 - 20:58:30) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Июня, 2011 - 20:21:46 |
|
|
|
|
|
|
Об фреске с изображением Пятидесятницы на стене церкви св. Димитрия в Пече стоит поговорить подробно, т.к. такой иконографии больше нигде нет (если есть, очень прошу показать фотографию, это очень интересно и, кстати, никак не могу определить, что изображено наверху в своде; может, поможете?).
Языки пламени так же, как в Дечанах и на фресках афонских монастырей, в виде капель крови стекают из сакрального пространства в виде концентрических кругов, но здесь из них исходят три дополнительных луча, что указывает на Пресвятую Троицу, причем внутри центрального луча в светящемся ромбе парит Голубка-Святой Дух. Центр круга очень темный, и картина представляется прямо по св. Дионисию Ареопагиту – свет, бьющий из недр Божественного Мрака. Это уже само по себе весьма наглядно – очень существенный момент.
Но это еще не всё. Птица Руах опускается на Крест, который стоит за спинами апостолов на горке. Здесь опять мы видим один из самых древних, архаичных, изначальных представлений человечества – Птица-Дух на оси мироздания (или на верхушке Древа Жизни), да еще и на святой горе Голгофе.
Вообще эта тема заслуживает отдельного разговора, поэтому множества примеров, которые у меня имеются, я здесь приводить не буду, дам только три – икона «Троица Новозаветная» – совершенно неканоническая, но – увы! – очень распространенная:
Село Вегорукса, 18 в. Здесь Голубка-Святой Дух в центре нимба уже из двух квадратов или 8-конечной звезды.
У нас на Руси в первые века христианства на верхушке крестов над церквами почти всегда сидела (или парила, как в Киево-Печерском монастыре) голубка (или уточка):
И вот обычный на Балканах иконостас с крестом (если Крест считается Древом Жизни, то здесь получается как в скандинавской мифологии: сверху птица, внизу, у корней – змеи).
Дечаны, крест на иконостасе. Очень хорошо видна золотая Голубка, а змеи, к сожалению, срезаны.
Зато они очень хорошо видны на иконостасе церкви св. Иоанна Богослова в Поганово (название-то какое!), в Болгарии.
(Отредактировано автором: 19 Июня, 2011 - 16:50:17) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Июня, 2011 - 01:12:40 |
|
|
|
|
|
|
Композиция Пятидесятницы размещена на алтарной стене за иконостасом.
Здесь в центре размещается изображение Спаса Нерукотворного – довольно необычное художественное решение, которое можно понять трояко. Во-первых, как образ того, что Христос всегда присутствует с молящимися во время Евхаристии – а апостолы собрались в горнице как раз для преломления хлеба. Во-вторых, как указание на то, что именно Христос послал Святого Духа от Отца. И, наконец, в-третьих, как намек на то, что апостолы во время священной трапезы всегда имели с собой нерукотворную икону Христову – плащаницу, на которой отпечатался Его Образ в миг Воскресения. По преданию, апостолы собирались вместе и приносили безкровную жертву на Гробе Господнем и постилали плащаницу на каменный уступ – Его погребальное ложе. Отсюда позднее возник обычай постилать на престол антиминс с изображением умершего Христа. Кроме того, современные исследования показали, что чудом сохранившаяся до наших дней плащаница первоначально служила скатертью на Тайной Вечере, то есть, Иосиф Аримафейский купил новую ткань именно с этой целью, а уж потом пришлось использовать ее для погребения Учителя, потому что в тот скорбный момент не было возможности достать другую.
К сожалению, не знаю, когда сделаны росписи этого храма; судя по сохранности – довольно поздно. Но это нисколько не умаляет их достоинства.
Теперь стоит обсудить тему, которую мы уже ранее частично затронули – об изображениях внизу композиции Сошествия Святого Духа на апостолов. И в церкви в Поганово, и во многих других храмах там располагаются изображения представителей разных народов, слушавших проповедь апостолов, как говорится в Деяниях, каждый на своем языке.
(Отредактировано автором: 19 Июня, 2011 - 16:54:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Июня, 2011 - 04:59:22 |
|
|
|
|
|
|
Купол Пятидесятницы в соборе Сан Марко – вид сбоку.
В Хосиас Лукас представители народов располагаются на парусах (см. выше).
Но, пожалуй, самые выразительные и разнообразные народы - в Грачанице:
Таким образом, благодаря дару Святого Духа был преодолен языковой барьер, как проклятие, отчуждавшее народы друг от друга со времен смешения языков во время строительства Вавилонской башни.
Вот и сама эта башня появляется на фреске в церкви св. Апостолов в Пече. Но это башня уже не разделяющая языки, а объединяющая - Церковь Христова. А мы, христиане в ней - живые камни (1 Петр. 2:5). Образ этот появляется в "Пастыре" Ерма, как и сама Церковь - Величественная Жена, молодеющая добродетелями и подвигами христиан.
Самих же огненных языков на этой фреске не заметно – неужели стерлись? Или же художник написал их настолько тонко, что они со временем поблекли.
(Отредактировано автором: 02 Июля, 2011 - 16:40:04) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Июня, 2011 - 16:45:39 |
|
|
|