Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 8 9 10 [11] 12 13 14 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


И закончить тему я хочу произведением совершенно неожиданным. Это римская скульптура, которая оказалась как бы прообразом Троицы. Впрочем, бывает, что гениальные художники (писатели, особенно поэты) могут провидеть будущее (или, наоборот, прошлое, если считать, что Христос принес на землю не только спасение, но и утраченное адамово знание о вещах самых главных - именно о Пресвятой Троице). Это бюст двуликого Януса - божества таинственного, многозначного. Лик Старца смотрит в прошедшее, лик Юноши - в будущее. И здесь же - образ рождения Нового года из Старого (прямо по Вирту). Но именно на этой скульптуре, в отличие от других, помимо этих двух ликов есть еще птичка на макушке (или жреческая шапочка в виде птицы, что само по себе характерно - опять же по Вирту). И опять - с некоторой натяжкой - три лика на одной голове - можно считать необычным и, главное, прообразовательным изображением Пресвятой Троицы. Не отвергайте сразу эту мысль - лучше полюбуйтесь на прекрасное и, может быть, пророческое произведение искусства.




(Отредактировано автором: 11 Августа, 2011 - 01:23:52)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Августа, 2011 - 01:06:41
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Спасибо за красивый памятник, а то Януса видеть приходится всё больше на монетах.
Конечно, отвергать, тем более, сразу ничего не надо. Вы, безусловно, правы в том, что античность создала огромную "базу данных" представлений о божествах самого разного толка, и дело здесь не в индивидуальном прозрении, а в устойчивых матрицах религиозного (и не только религиозного) сознания. Многоликие Янус и Геката конечно проторили дорожку зримым воплощениям христианских идей, крайне сложных для рационального осмысления. Триипостасность единого Божества - одна из тех, которые легче отобразить, заимствуя опыт предшествующей культуры.

(Добавление)
Цитата:
Но вот есть одна икона Деисуса 12 в. из Успенского собора Кремля, привезенная из Владимира. На ней - Спас Эммануил с двумя ангелами. Как предполагают некоторые исследователи, это тоже предельно лаконичный вариант Троицы

Такую версию слышу впервые. А не подскажите, кто о ней писал? Мне она кажется маловероятной хотя бы по причине резкого противопоставления ангельских образов и Эммануила, никак не способствующего утверждению мысли о Божественном единстве. Более правдоподобна, на мой взгляд, вполне традиционная точка зрения о видении в этой композиции сокращённого и "иконизированного" варианта Мелисмос с его евхаристическими коннотациями. Юная плоть Эммануила в ангельском окружении последовательно проводит тему Жертвы вне подробного иллюстративного контекста.
А позднерусские иконографии - это настолько "бездна премудрости книжной", замешанной на западноевропейских образцах, что в ней могло возникнуть неведомое и самой Византии...

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 12 Августа, 2011 - 10:56:28
Марина


Проэдр


Цитата:
Януса видеть приходится всё больше на монетах

Таких бюстов на самом деле очень много, есть даже с лицами - явно портретами живых людей. Но вот такой, с птичкой на голове, мне попался один, вот этот, эрмитажный. Но век, к сожалению, не был указан, я думаю, 1-2 н. э. Именно по причине уникальности этого произведения я и пришла к выводу о некоем индивидуальном прозрении мастера, хотя, может быть, такие скульптуры есть где-еще, просто мне не попались.

Цитата:
дело здесь не в индивидуальном прозрении, а в устойчивых матрицах религиозного (и не только религиозного) сознания.

Разумеется. Именно это я и имела в виду, когда упоминала Вирта.
И еще я уже давно обдумываю одну мысль, связанную как раз и с Янусом, но больше с Гекатой - которая на первый взгляд может показаться еретичной - о как бы не то, чтобы дроблении Троицы еще на Лица, но о том, что Лица Сына и Духа (но не Отца) могут представать еще в трех ликах, и получаются как бы три лика Сына (а изображения их мы уже обсуждали на предыдущей ветке, если Вы помните, например, в Пече и в Нерези, хотя на самом деле их множество) и три лика Духа - а вот здесь всё сложнее и вообще вилами по воде писано, так что доказать что-либо будет очень трудно. Тем не менее, материал у меня понемногу накапливается, и образ Гекаты сюда тоже относиться, а также Мойры, Норны и много чего еще. Когда у меня сложится сюжет на эту тему и как ее подать так, чтобы все это вписалось в христианский контекст и не вызывало отторжения (как это случилось с "явью" и "правью") - я пока не знаю.

Насчет кремлевского Деисуса: эту икону с такой надписью (о том, что некоторые предполагают, что это вариант Троицы) я выудила из Интернета несколько лет назад, когда копила материал, но еще не очень научилась всем этим пользоваться и, конечно, не указала источник, о чем теперь сама очень сожалею. Но запомнила эту версию именно потому, что сама очень удивилась такой неожиданной трактовке знакомой иконы. А потом подумала: почему нет? Ведь на иконах Троицы с гостеприимством Авраама именно так и изображается: Сын в крестчатом нимбе в центре и ангелы по бокам. То же самое - в равеннской мозаике, глядя на которую это сразу бросается в глаза - эти ангелы - синий и красный - по бокам Спасителя. Но тема Мелисмос, мне кажется, здесь совсем не всплывает - там Младенец должен быть обязательно в Чаше. На тему Мелисмос я хотела сделать сюжет на Рождество, но вот как-то не получилось. Может быть, на следующий год, если Бог даст.

О поздних русских иконах - Вы совершенно правы: после "дела дьяка Висковатого" был открыт путь для "вымудривания" вот таких икон, и не все из них оказывались удачны. Художники пытались точно иллюстрировать какие-то выражения из Писания, фантазируя кто во что горазд. Но вот эти две иконы мне показались интересными, хотя зеленое лицо сверху ромба на одной из них - явно лишнее. То же самое можно сказать о новгородской иконографии Софии Премудрости: идея интересная, но вот воплощение ее иногда перегружено деталями, затемняющими основную мысль.



(Отредактировано автором: 19 Августа, 2011 - 01:28:04)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Августа, 2011 - 22:42:24
Марина


Проэдр


ПРЕОБРАЖЕНИЕ (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36).


Прежде, чем мы приступим к обзору икон Преображения, выясним: что же такое показал Христос избранным ученикам на горе Фавор? (Не отсюда ли пошло слово «фавор» и, соответственно, выражение «быть в фаворе» – в смысле под особым покровительством кого-то из сильных мира сего, избранности? Хотя здесь явно чувствуется французское происхождение, но во французском-то языке оно откуда?)
И избрал Христос всего троих из двенадцати – не абы кого, а тех, кто, как Он считал, смогут вместить хоть что-то, хоть частичку того, что Он им покажет – «якоже можаху».
Обычно принято считать (по толкованиям святых отцов), что Христос показал ученикам Свою божественную славу. Не будем спорить со святыми отцами, вспомним только, что еще во времена Ветхого Завета люди были совершенно уверены, что нельзя увидеть Бога и не умереть. Вспомним, как являлся Господь людям – чаще всего в виде Человека же или в виде Ангела, то есть, собственно, тоже человека – якобы Своего же посланника. Об этом мы уже говорили. Напомню только, как увидел Господа Моисей – только со спины, уходящего. До этого он видел Его – или опять же Ангела? – в горящем и несгорающем кусте и слышал Его голос – наяву ли или в сердце своем – кто может точно сказать? (Как и Авраам – кто знает, как он слышал голос Божий – не плотскими же ушами!). Тем не менее, «Бога не видел никто никогда», – и это утверждает апостол Иоанн, который как раз был одним из троих, кто удостоился видения на Фаворе. Остается предположить: не Бога видел он тогда, в незабываемой для него ночи, а Человека. И не божественную славу показал Своим апостолам Христос, а человеческую – вернее – Богочеловеческую. То есть, Он явился перед ними как Новый Адам, в том виде, в каком когда-то был сотворен Адам «первый», но который он утратил после падения. О том, что тело Адама было не таким, каково оно у людей сейчас, а более тонким, проницаемым, легким и, главное – светящимся – писали многие святые отцы, в частности, пр. Макарий и свт. Григорий Палама. Но свет этот был не свой, а, как и свет ангелов, отраженный – свет божественных энергий, которые пронизывали Адама насквозь и заставляли его сиять, как Солнце. Однако, пав, Адам и Ева утратили это свечение («и увидели они, что наги»), и Господь дал им «ризы кожаные», то есть, то плотное и «дебелое» тело, которое мы, их потомки, нынче имеем, – несущее в себе семя тли, подверженное болезням и смерти, но также и в какой-то мере защищающее от суровых условий падшего мира (в том числе от гравитации, магнитных полей и космических излучений). Заметим: это тело надето на человека как бы «сверху», а то, что внутри, Бог не отнял, оно осталось, так сказать, в дремлющем состоянии. Но иногда кое у кого, кто прилагает к этому усилия, «пробуждается» (это и значит имя «Григорий» – «пробужденный»; вспомним, сколько великих святых носили это имя!), дает о себе знать – хотя бы легким свечением, исходящим от пальцев рук и – во время молитвы – от головы. Это то тонкое тело, которое апостол Павел называет «внутренний человек», образ Божий, не отнятый у человека, но затемненный, как бы приглушенный, при том, что подобие Божие – его сияние, излучение божественных энергий – человеком утрачено.
Вот в такое «двухслойное» человеческое тело облачился и Сын Божий в Своем воплощении. Но, в отличие от нас, грешных, это Его «внутреннее тело» под воздействием Его же божественной природы (и так как Он был чист от греха) не дремало. Однако, Он его скрывал – по той простой причине, чтобы ничем не выделяться от окружавших его обычных людей, чтобы не насиловать человеческую волю. И творил чудеса силою Святого Духа, никогда Его не покидавшего, но тоже для окружавших его людей незримого.

И вот на горе Фаворской Он и показал троим ученикам именно это Свое Богочеловеческое тело – пронизанное божественными энергиями, излучавшее свет – но не как Адам – отраженный, а Свой собственный, исходивший от Его божественной природы. Он предстал перед троими учениками как бы уже воскресшим, в сиянии Своей славы.

Свт. Григорий Палама: "Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было…"

Здесь на память приходит миф о смертной деве Семеле, которая попросила Зевса явиться к ней во всем блеске его божества – и погибла, не выдержав его божественной силы, чуть не погубив и росшего в ее чреве младенца Диониса. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив, и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном. Но и этого им хватило: мы видим, как бедные Петр, Иоанн и Иаков падают навзничь от видения преобразившегося своего Учителя, просиявшего в ночи нетварным светом. «Одежды его сделались, как свет (или как снег в другом Евангелии)» - ясно, что это не сами одежды, которые Сын Божий носил в Своей земной жизни, вдруг побелели, но это «одежды» из света заслонили собою те, что были на Нем («одеяйся светом, яко ризою»).

И еще одна важная мысль: Христос показал избранным ученикам также образ Второго Своего пришествия – как Он явится во славе судить живых и мертвых и, во-вторых, то тело, какое обретут люди после всеобщего воскресения – тело первозданного Адама, тонкое, легкое, светящееся, но в то же время свое собственное – одновременно прежнее и новое, так же, как все вокруг станет иным – новая земля и новое небо.

Но это всё сведения предварительные и, я думаю, общеизвестные. Теперь перейдем к вопросу развития иконографии Преображения в течение веков.

Первое изображение Преображения находится в конхе апсиды базилики Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (6 век).



Над головою св. Аполлинария, как верхняя, предельная точка сакрального пространства – небесный круг со звездами, в центре которого Крест Христов с Ликом Его в точке пересечения ветвей Креста – а также пространства и времени – но не линейного, которое в падшем мире движется в одну сторону, а времени особого, первозданного, райского, в котором пребывает и св. Аполлинарий, и апостолы в виде белых овечек (три повыше – это Петр, Иоанн и Иаков, пониже – все двенадцать), и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света. Золотые буквы А и ω по обе стороны Креста Христова указывают на это закольцованное время – начало творения мира и завершение бытия мира падшего, переход его в прежнее – и даже еще лучшее, как учат святые отцы, состояние. Под Крестом надпись – SALUS MUNDI – СПАСЕНИЕ (или СПАСИТЕЛЬ) МИРА, над Крестом – IXƟYC – Тот, благодаря Кому это спасение осуществлено. Весь этот круг – это один большой кресчатый нимб вокруг главы Спасителя, а сам Крест – основа и ось мироздания – как бы стягивает в этот центр все мировое пространство; горизонтальная и вертикальная линии Креста образуют энергетические, световые лучи, как бы силовые линии, и все логосы бытия исходят именно из этого центра. Звездочки-снежинки здесь – тоже маленькие крестики, но уже трехмерные – какие изображались еще в катакомбах вместе с символическим изображением рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика… Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны, исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или окрест). Сам круг замкнут кольцом из драгоценных камней – это стены святого града Нового Иерусалима. И Крест Христов возвышается именно посреди этого града небесного, в отличие от Иерусалима земного, расположенного в стороне от места казни – и славы – Сына Божия; известно, что гора Голгофа – центр земного мира и место погребения Адама – оказалась вне стен земного града Иерусалима, что вполне понятно.

Кто знает, может быть, именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор? Что Крест – Древо Жизни – есть Он Сам, а тот, грубо сколоченный из неструганных балок инструмент позорной казни, на котором ему предстоит висеть в скором времени, – земной знак того, неземного Креста, на котором Он распят предвечно и который на самом деле и есть Его Престол, с коего Он правит созданным Им миром. Этот золотой Крест и есть Его риза из света, Его преображенная плоть, которую Он вознесет в недра Пресвятой Троицы.



(Отредактировано автором: 19 Августа, 2011 - 02:50:47)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Августа, 2011 - 01:27:35
Марина


Проэдр


Но это – центр, то есть, то, что прежде всего привлекает внимание. А на мозаике есть еще множество интересных деталей.



Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс; белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа. Облака на вогнутой поверхности – на золотом небе – располагаются то горизонтально, то вертикально – то есть, пространства в нашем земном понимании здесь нет, оно условно, как условно вообще расположение всей сцены Преображения над райским садом, где твердо стоит на зеленой травке посреди цветов св. Аполлинарий.
И, наконец, также появляющаяся как бы ниоткуда десница – символическое указание на Бога Отца – в самой верхней точке конхи.
Выходит, здесь мы тоже видим все три Лица Пресвятой Троицы, как Она явлена была апостолам на горе Фаворской. И еще: помещение в центр композиции, чуть ниже сакрального круга, святого Аполинария может говорить нам о том, что на этом месте – на месте апостолов, созерцающих таинство Преображения Господня, – может оказался каждый христианин, кого Христос удостоит этой чести, и должен к этому стремиться.

Я уже, кажется, закончила тему мозаики из Сан Аполлинаре ин Классе, когда мне попалась интересная информация на сайте http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/3ch/oblako.html . Там говорится об интересных явлениях, происходящих на горе Фавор раз в год на праздник Преображения – 19 августа. Цитирую дословно:

В день православного празднования Преображения Господня 6 августа по старому стилю (19 августа по новому стилю) каждый год на небе над горой Фавор в Палестине появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы, и покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нём. Это тем более удивительно, что летом в этой местности вообще не бывает облаков. Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше.

Иногда облака озарялись таинственным светом: "Мы видели светящиеся всполохи, похожие на грозовые, но никакого грома - яркая дуга, какие-то искры и блестящие звездочки..."

Вот откуда эти звездочки! Оказывается, эта мозаика двухслойна, но двухслойна, так сказать, «наоборот»: помимо смысла символического, образного, она имеет смысл и вполне буквальный – те чудесные явления, которые автор мозаики, может быть, наблюдал на горе Фавор собственными глазами! То, что облака, появляющиеся и непонятно каким образом и непонятно откуда, да еще и стремительно, летящие (при полном безветрии), как будто знающие куда (на сайте очевидцы явления также рассказывают, что облака устремляются в сторону католической базилики, но, не долетев немного, сворачивают в сторону и растворяются в воздухе) – не дождевые и вообще не являются водяным паром – очевидно. Очевидно также, что они имеют ту же природу, что и таинственное облако, осенившее апостолов на Фаворе тогда, в момент Преображения Христа. И все эти всполохи и «звездочки» в этом облаке – явления того же порядка, что и святой огонь на Гробе Господнем в Великую Субботу. Может быть, художнику или какому-либо еще очевидцу посреди блестящих звездочек явился и крест из света – кто знает?



(Отредактировано автором: 19 Августа, 2011 - 14:35:20)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Августа, 2011 - 14:31:25
Марина


Проэдр


Следующее изображение сцены Преображения – почти одновременное с равеннской мозаикой – тоже мозаика в конхе апсиды – на этот раз в храме монастыря св. Екатерины на Синае.



Здесь мы видим уже знакомую картину преобразившегося Христа в центре композиции, Моисея и Илию во весь рост по обе Его стороны – одесную и ошуюю и падающих на колени – от изумления, ужаса, благоговения – трех апостолов. Нет только изображения самой вершины горы, которое появится лишь через несколько веков. Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью, так же, как и фигуры Моисея и Илии – земной гравитации для них не существует – как для людей, пребывающих в мире ином, так и для Сына Божия, пребывающего на падшей земле, но в двух природах. Золотой крест в синем круге над главою Христа здесь вынесен на самый край конхи и является центром ленты из изображений всех двенадцати апостолов, включая Павла. Очевидно, он знаменует небесное сакральное пространство и заменяет собою десницу – символический образ Бога Отца. От этого креста к кресчатому нимбу Христа идет золотой луч – а в нем, прямо на нимбе, кажется, белая голубка – на фотографии плохо видно (если это не так, прошу меня поправить). Кроме того, этот крест в круге являет собою как бы зеркальное отражение кресчатого нимба Христа и самой Его фигуры – в вытянутом синем многослойном овале – и это не просто овал, а именно яйцо (тогда налицо смысловая связь его с белой голубкой). И – пробивая «скорлупу» этого яйца – сакрального пространства, вторгшегося в пределы нашего земного мира – во все стороны от фигуры преобразившегося Христа бьют лучи божественного света – еще более яркие, чем золотой фон иконы, который тоже являет собою сияние божественных энергий, только более ровное, как бы неподвижное по сравнению с белыми лучами, изливающимися от тела Христова.
Взоры всех участников события устремлены на Спасителя – Сам же Он смотрит прямо – на каждого из нас и так же каждого из нас благословляет простертой вперед десницей.



На этой мозаике очень сильно чувствуется не только особое, не земное, пространство, в которое увлекает апостолов преобразившийся перед ними Христос, но также и особое время – замкнутое не только в «яйце» вокруг Спасителя, но также в самой конхе, вогнутой внутрь, как бы втягивающей туда же и каждого зрителя. Ведь сами апостолы не знали, сколько времени прошло – для них время как бы остановилось – или они желали, чтобы оно остановилось, чтобы это сладостное состояние рядом с Божеством продолжалось вечно. Больше такого эффекта замкнутого пространства и времени не наблюдается ни на одном изображении этого сюжета.
Нечто похожее мы наблюдаем в Неа Мони – тоже за счет вогнутой поверхности конхи – хотя и не так сильно (может быть, потому что мозаика повреждена).



В последующие века изображение Преображения стали более приземленными, в них больше деталей чисто земной обстановки события – вершина горы, на которой стоит (или над которой парит) Христос.
Рассмотрим эти более поздние изображения – иконы и фрески этого евангельского события.

Фреска из церкви св. Николая в Кастории. Одна из немногих, где Христос парит над горкой – так же, как и небесные посланники Моисей и Илия.



На прекрасной фреске из Гереме (Каппадокия, я только не знаю, из какой именно церкви) с нежно-голубой мандорлой, напоминающей рассказ преп. Симеона Нового Богослова (а также аббатисы Хильдегарды) о сапфировом свечении, виденном им в созерцании. Очевидно, нетварный свет может являться, так сказать, в разных цветах – кому-то белым, кому-то золотистым, а кому-то и синим. И синий цвет мандорлы, оказывается, может быть обусловлен не просто чисто физическими ассоциациями с цветом неба, но и виденным кем-то именно таким цветом свечения божественных энергий. Христос здесь также парит в воздухе, лишь касаясь горки пальцами ноги.





(Отредактировано автором: 19 Августа, 2011 - 19:23:07)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 19 Августа, 2011 - 18:08:38
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 8 9 10 [11] 12 13 14 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0176 ]   [ Gzip выкл. ]