|
|
|
|
|
|
|
Квадрифолий же или крест – символ преображения мертвой воды хаоса в воду живую, в воду Крещения, в благодать Св.Духа, так как именно такой формы купели-баптистерии делали первые христиане, и память об этом сохранилось до сих пор.
![](http://s006.radikal.ru/i213/1106/d0/3956d8a78d69.jpg)
(Мануил Панселин, роспись в соборе Протата, Афон).
Именно такой формы у нас на Руси принято прорубать «иордань» во льду в праздник Крещения Христова – Богоявления.
![](http://s48.radikal.ru/i119/1106/3b/22d30e6d748b.jpg)
(Благовещение у колодца, Марков монастырь).
![](http://i054.radikal.ru/1106/dd/05466f086aac.jpg)
(Раннехристианский баптистерий в музее Бардо, Тунис; ящик на ножках на мозаичной стенке - это, кажется, Ноев ковчег. Красота и качество работы вызывает восхищение. С какой же любовью все это делалось!).
(Отредактировано автором: 03 Июня, 2011 - 22:15:09) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 03 Июня, 2011 - 21:54:01 |
|
|
|
|
|
|
![](http://s50.radikal.ru/i127/1106/1e/7f3e878b9c84.jpg)
(Баптистерий в храме на острове Парос: интересна здесь толстая колонна в центре - неужели она не мешала крещаемому? Ведь он должен был заходить в воду с одной стороны и выходить с другой - уже новым человеком. Для чего эта колонна - понятно, но почему ее нельзя было сделать потоньше?)
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 00:45:17) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Июня, 2011 - 00:40:23 |
|
|
|
|
|
|
Вот купель византийского времени в Табхе, при храме на месте насыщения хлебами и рыбами. Здесь крест-квадрифолий в круге.
![](http://i004.radikal.ru/1106/01/3fbdd4d1c3c3.jpg)
А вот фотография колодца Иакова в нынешнем состоянии.
![](http://i055.radikal.ru/1106/8d/a3f6d24b4ff1.jpg)
И вот еще одна интересная параллель: икона Благовещения, где архангела и «человечицу» («иша») Марию разделяет провал в земле или некая бездна, очень похожая на этот колодец, но также и на бездны адские, куда спускается Христос на иконе Воскресения. Этот колодец Иакова – как бы «лестница вниз», в воды хаоса, в шеол, в нигредо, но только так – со Христом – можно погрузиться и воскреснуть для вечной жизни в Его Царстве.
(Икона с Русского Севера, но точно не знаю, откуда. У меня указан 12 в., но на самом деле, похоже, не раньше 16-го. И есть еще несколько похожих, тоже с черной ямой между Архангелом и Марией).
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 16:45:08) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Июня, 2011 - 16:38:04 |
|
|
|
|
|
|
И, наконец, чтобы закруглить, вернее, закольцевать эту тему, хочу дать еще несколько икон Благовещения с красной тканью.
![](http://s54.radikal.ru/i146/1106/f4/38732495370d.jpg)
София Киевская. Здесь Мария сама приоткрывает завесу в домике-храме.
![](http://i020.radikal.ru/1106/a1/d30cae38bbba.jpg)
Церковь Марии Монгольской. Мария сама находится под сенью домика-храма и как бы выходит из-за занавеса навстречу Архангелу - очень интересное решение.
И, наконец, Святой Дух нисходит на молящуюся Марию, а две девочки держат алую ткань за ее спиной (Афон, монастырь Дионисиад).
![](http://s016.radikal.ru/i336/1106/c0/366389f190f3.jpg)
(Отредактировано автором: 04 Июня, 2011 - 18:58:57) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 04 Июня, 2011 - 18:49:48 |
|
|
|
|
|
|
И, наконец, те фотографии, которые не проявились на своем месте:
![](http://i082.radikal.ru/1106/25/397a4a14405b.jpg)
Изображения храмового занавеса в самарийской синагоге Хирбет Самария. Такая форма занавеса вообще характерна для мозаик именно самарийских синагог того времени.
![](http://i043.radikal.ru/1106/df/6dc97dfcdac0.jpg)
Фреска из монастыря Дионисиад. Там вообще пять (!) разных изображений Благовещения. На этой фреске обращает на себя внимание занавес в окошке. Иконы Благовещения с красной тканью на все небо приводить не буду - они известны.
Мозаика 5 века из Санта Мария Маджое: в руках Марии большой моток красной пряжи.
![](http://s006.radikal.ru/i215/1106/c3/f64c34853c7f.jpg)
И напоследок - уникальная мозаика из базилики Евфразия (Пореч).
![](http://i015.radikal.ru/1106/25/ee1c874d77cf.jpg)
Корзинка с пряжей у Марии - на ножке и напоминает по форме чашу. Очень значимая деталь.
(Отредактировано автором: 05 Июня, 2011 - 17:14:54) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Июня, 2011 - 17:05:30 |
|
|
|
|
|
|
Теперь, наконец, можно приступить и к теме недавно прошедшего праздника Вознесения.
Изображения этого праздника появляются не ранее 5-6 вв. Изображения в технике барельефа на костяной пластинке ок. 400 г.
![](http://s015.radikal.ru/i330/1106/2c/5a46441694fc.jpg)
Пластинка очень интересная: внизу жены-мироносицы у гроба Христова, то есть, у ротонды Константина их встречает ангел. А сверху - Вознесение: ангелы за руки поднимают Христа на небо. Немного наивно - ведь воскресший в прославленном теле Христос не имеет веса. С другой стороны, оба события происходят как бы одновременно, в особом иконном пространстве-времени. Мир наш и мир иной объединяет дерево, можно даже сказать, мировое древо - корнями оно уходит в землю, а ветви его в раю, где в ветвях его поют райские птицы.
Следующее изображение - один из квадратиков дверей базилики Санта Сабина 6 в.
![](http://s52.radikal.ru/i136/1106/38/e3d7c2eaf5b1.jpg)
Здесь Христос уже с бородой, и только Вознесение. Ангелы так же за руки уносят Христа на небеса, а апостолы попадали на землю - это больше похоже на иконографию Преображения.
Почти в то же время или чуть позже появляется иконография Вознесения, к которой мы привыкли. Впервые - в Евангелии Робулы 5 века.
![](http://s52.radikal.ru/i135/1106/f0/91aa3ff2c63c.jpg)
(Отредактировано автором: 05 Июня, 2011 - 22:31:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Июня, 2011 - 22:11:43 |
|
|
|
|
|
|
Здесь впервые появляется символ мира иного в виде овала-яйца. Впоследствии он будет изображаться в виде круга, мандорлы (миндаля) или фигуры под названием "рыбий глаз", образуемой при наложении двух кругов. И, главное, эта фигура обычно многослойная - это символ небесных сфер, которые входят друг в друга наподобие матрешки или разборных деревянных яиц - любимой детской игрушки у нас на Руси. Так же, как на ранних рельефах, Христа на небеса уносят ангелы - служители Божии, хотя, конечно же, Воскресший спаситель, тело которого неподвластно земным законам, мог бы вознестись и сам, дело не в этом. Сам этот круг или мандорла указывыает на небеса разверзшиеся, в них как бы образуется прореха, как в ткани, или рана во плоти, которая потом закрывается без следа, без шрама, как смыкаются воды над брошенным в них камнем, оставляя на поверхности лишь круги, которые постепенно успокаиваются. Тот же символ разверстых небес мы видим на многих иконах - Преображения, Успения, Сошествия во ад и других, и везде он означает одно - вторжение в наш мир мира иного, вечности - в линейное время.
Духовный смысл праздника всем известен, поэтому специально останавливаться на нем не буду. Здесь интересна даже не сама иконография - она везде одинакова, а как художники размещали эту сцену на стенах храма.
Вариант 1. Просто на плоскости, однако, выбирая место так, чтобы эта сцена оказалась в самом верхнем ярусе, то есть, Христос действительно возносится ввысь - выше уже только своды храма, то есть, символические небеса.
Церковь в Курбиново.
![](http://s51.radikal.ru/i132/1106/b0/332bda283d00.jpg)
Церковь свт. Николая в Прилепе. Здесь выше только пророки, занявшие свое место на небесах. (Кстати, на двоих из них плащи опять в косую клетку, теперь цветную).
Вариант 2 интереснее. Сцена размещается на цилиндрическом своде (или подпружной арке), т.е. в трехмерном пространстве. У стоящих внизу молящихся в храме людей создается впечатление, что все происходит у них на глазах, более того, они становятся участниками священного действа.
![](http://i041.radikal.ru/1106/7e/c5030c866b72.jpg)
Церковь св. Софии, Охрид.
![](http://s50.radikal.ru/i129/1106/f4/957485879ba8.jpg)
Церковь Богородицы Перивлепты, тоже Охрид. Здесь интересная деталь - Спаситель стоит во весь рост, тогда как обычно он восседает на радуге - символе завета с Ноем, который возобновил Сын Божий Иисус Христос. Само сакральное пространство напоминает мыльный пузырь, в котором, помимо Христа, два ангела, и еще четверо возносят его ввысь. Необыкновенно красиво.
(Отредактировано автором: 06 Июня, 2011 - 18:05:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Июня, 2011 - 17:40:13 |
|
|
|
|
|
|
![](http://s50.radikal.ru/i127/1106/d2/04efebf1ab64.jpg)
Заметим, что на иконных досках или на мозаиках Вознесение обычно изображается на золотом фоне - все залито светом божественных энергий, свет и радость прямо-таки бьет в глаза, тогда как на синих фресках - настроение более сдержанное, но охватывает ощущение таинства Божия, происходящего прямо на наших глазах. Такое впечатление, что Христос, покидая нас, уходит в ночь. И здесь уже настроение, скорее, не радости, но светлой печали, надежды, нежности.
А вот в церкви Каранлик в Каппадокии - наоборот, действие происходит среди бела дня, и небо - светло-голубое. Прикреплена картинка:
![att-4dece07cb4115____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4dece07cb4115____.jpg)
(Отредактировано автором: 06 Июня, 2011 - 19:58:23) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Июня, 2011 - 18:13:16 |
|
|
|
|
|
|
Таких изображений Вознесения на сводах довольно много.
Вариант 3 тоже довольно распространен и так же сильно воздействует на зрителя, вернее, молящегося в храме. Это изображения внутри купола.
Однако, сначала хотелось бы показать два примера, где художники поистине проявляют творческий подход, находят неординарное решение.
![](http://i079.radikal.ru/1106/1e/a6943f77cb67.jpg)
Это, во-первых, Дечаны, где Богородица в цетре композиции, ангелы и часть апостолов изображены на плоскости, а возносящийся ввысь Христос и другая часть апостолов - на прилегающей арке. Вся композиция также трехмерна и так же захватывает стоящего внизу человека.
На месте в зените арке, где изображен Христос, часть краски осыпалась, и возникло впечатление, что Он возносится на облаке.
![](http://s009.radikal.ru/i309/1106/af/c21f4b57e57e.jpg)
![](http://i051.radikal.ru/1106/09/98169baad94a.jpg)
Еще один пример неординарного подхода к изображению Вознесения - в церкви святых Бессребреников в Кастории: возносящийся Христос в зените арочного свода, апостолы по краям, а Богородица с ангелами - на прилегающей плоскости.
![](http://s43.radikal.ru/i099/1106/d5/1db613c30121.jpg)
(Добавление) Интересно, что фон здесь - не светлый и не темный, а цвета морской волны, то есть, это не день и не ночь, а некий момент перехода. Прикреплена картинка:
![att-4dee0b83e473c____.JPG](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4dee0b83e473c____.JPG)
(Отредактировано автором: 07 Июня, 2011 - 15:29:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2011 - 15:16:35 |
|
|
|
|
|
|
Вот и апостолы на своде:
![](http://s58.radikal.ru/i162/1106/41/fc20b3c9bd48.jpg)
Итак, изображение Вознесение внутри купола, как правило, довольно большого. Тоже такое же впечатление, что действие происходит прямо на глазах - Христос в самом зените купола, а участники действа – Божия Матерь, ангелы и апостолы – по краям. Иконное пространство распространяется на всех, кто стоит внизу и молится, и участвует в мистерии.
Печ, церковь св. Димитрия, купол. Богородица, ангелы и апостолы - между окнами барабана.
![](http://s016.radikal.ru/i336/1106/0e/fc8da47fe93b.jpg)
(Отредактировано автором: 07 Июня, 2011 - 22:14:33) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2011 - 21:40:32 |
|
|
|
|
|
|
В церкви св. Апостолов тоже в Пече очень похожее изображение. Насечки на штукатурке создают впечатление снегопада, даже метели. Но что это за более крупные круглые светлые пятна? Кто-нибудь знает?
![](http://s012.radikal.ru/i319/1106/3d/2ef12a67b93a.jpg)
Очень интересно, необычно мозаичное Вознесение в куполе собора св. Софии в Фессалониках (12 в.):
![](http://i034.radikal.ru/1106/b9/15dc1e920477.jpg)
Но, пожалуй, самым ярким и впечатляющим является изображение в куполе собора Сан Марко в Венеции.
![](http://i006.radikal.ru/1106/c1/acf9eac465d0.jpg)
Этот купол в соборе совсем рядом с куполом Пятидесятницы, о котором мы поговорим в следующий раз. Сделал шаг - и уже следующий праздник:
![](http://i056.radikal.ru/1106/b3/9fdd0e43e273.jpg)
Но пока мы говорим об иконографии Вознесения, отметим одну ее особенность. Обычно художники точно следуют тексту Писания, в данном случае - Деяний (1:11): Ангелы говорят ошеломленным апостолам: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на набо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Каким же образом он взошел на небо? - "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их". Иными словами, Он поднялся на некоторую высоту (ни о каких ангелах здесь речи нет, ангелы, вернее, "мужи" появляются только на земле и разъясняют апостолам смысл происходящего), а дальше Его закрыло облако, т.е. некий туман, т.е. Он буквально растворился в воздухе. На иконах же мы видим разверзшееся небо (но это как раз логично, в некоторых подобных случаях говорится о том, что "небо разверзлось и увидели они...", например, в Евангелии от Петра - в момент Воскресения) и Спасителя, восседающего... нет, не на облаке, как говорится в тексте, а на радуге.
(Отредактировано автором: 08 Июня, 2011 - 00:34:00) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2011 - 00:01:08 |
|
|
|
|
|
|
Вот центр купола Вознесения в Сан Марко. Очень впечатляет.
![](http://s56.radikal.ru/i154/1106/23/b52c9622e2bb.jpg)
Однако видно, что художник не особенно задумывался над тем, что он делает. Как могут располагаться звезды на границе сфер? Это же не просто кружочки на плоскости, а символ тонкого мира, изображаемого в виде кругов, причем каждый следующий более темного цвета, за счет чего достигается эффект объема, вернее, именно глубины.
Дело, однако, не в этом. А в том, что как в сценах Вознесения Христос восседает на радуге или даже двух, так же на радугах, а не на облацех, Он изображается в сценах Страшного Суда, причем понятно, что это именно явление Его, так как логично предположить, что символика тонкого мира должна охватывать и молящихся за людей Богородицу с Иоанном Крестителем, и воссевших на судейские кресла апостолов, и, тем более, стоящих у них за спиной ангелов.
Баптистерий св. Иоанна во Флоренции, 13 в.
Прикреплена картинка:
![att-4def9b4d3967010_.jpeg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4def9b4d3967010_.jpeg)
(Отредактировано автором: 08 Июня, 2011 - 19:58:36) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2011 - 19:42:35 |
|
|
|
|
|
|
То же самое в Торчелло.
![](http://s010.radikal.ru/i314/1106/6c/9ef64368bb1c.jpg) И это не латинские влияния, а именно византийская иконография. Такую же мы видим на грандиозной картине Страшного Суда на сводах монастыря Хора.
![](http://i035.radikal.ru/1106/ad/93793c33bd98.jpg)
Интересно, что на наших русских иконостасах в центре композиции моления за людей (Деисуса) Христос изображен не на радугах, а на престоле, но также окружен синим ореолом, который заполнен ангелами, а икона так и называется "Спас в силах". Но связи с иконографией Вознесения здесь уже практически не прослеживается. Но и сакральное пространство, в котором пребывает Христос, на общем фоне не так сильно выделяется, как предыдущих изображениях Страшного Суда.
(Отредактировано автором: 10 Июня, 2011 - 03:48:35) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2011 - 21:58:02 |
|
|
|
|
|
|
Вот Спас в силах Дионисия. Хорошо видны силы небесные, которые теперь уже не снаружи, а внутри синего овала.
![](http://s43.radikal.ru/i102/1106/5c/6f38690234c0.jpg)
А закончить тему я хочу очень симпатичным Вознесением из Хлудовской псалтыри, даже немного забавным в своем наивном буквализме. Воистину чистые сердцем Бога узрят.
Прикреплена картинка:
![att-4df15c6893e85_850.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4df15c6893e85_850.jpg)
(Отредактировано автором: 10 Июня, 2011 - 03:52:04) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Июня, 2011 - 03:45:14 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:А сверху - Вознесение: ангелы за руки поднимают Христа на небо. Немного наивно - ведь воскресший в прославленном теле Христос не имеет веса. |
В этой сцене Христос на небесах встречается с Отцом, Чьё присутствие всегда передаётся десницей. А её иконография сформировалась под очевидным влиянием римской идеи посмертного обожествления императоров, воплощённой, например, на фоллисе Констанция II, с изображением Вознесения его покойного родителя Константина.
Прикреплена картинка:
![att-4df32f6b00f9d____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4df32f6b00f9d____.jpg)
(Отредактировано автором: 11 Июня, 2011 - 13:10:29) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2011 - 13:03:39 |
|
|
|
|
|
|
Эта иконография Вознесения не прижилась в Византии, но удержалась на Западе, по крайней мере, до Каролингского ренессанса, как показывает миниатюра из сакраментария Дрогона (842).
Прикреплена картинка:
![att-4df38d67c3bcd_001.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4df38d67c3bcd_001.jpg)
|
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2011 - 19:44:39 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо, это очень интересно. Но все же мне бы очень хотелось, чтобы Вы ответили на мои вопросы - у меня их по ходу изложения накопилось довольно много. Будьте любезны. И, кстати, с праздником Пятидесятницы. Я сейчас как раз думаю, как подать имеющийся у меня материал по иконографии, там есть довольно интересные вещи. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2011 - 23:10:12 |
|
|
|
|
|
|
Да, Марина, постараюсь, диалог всегда интересней монолога. Вот только времени выберу поболее на будущей неделе |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2011 - 00:56:45 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Спаси Христос, Вы меня очень ободрили. И очень интересная монета, хотя это изображение больше похоже не на Вознесение, а на огненное восхождение пророка Ильи. Кроме того, квадрига напоминает если не Гелиоса-Аполлона, то Митру-Непобедимое Солнце точно. Но самое замечательное здесь - это рука Божия, которая протягивается к восходящему на небеса. Следовательно, эта рука перешла в христианские иконы из язычества? Честно говоря, я не знала.
(Отредактировано автором: 03 Июля, 2011 - 00:57:50) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2011 - 15:14:40 |
|
|
|
|
|
|
Не дождавшись ответов на вопросы, начну все-таки тему Пятидесятницы, но теперь уже попрошу меня не прерывать, пока я не закончу. Боюсь, это будет довольно долго, так как я не знаю, как мне совладать с сайтом, когда перестают высвечиваться картинки - тогда я последнюю убираю и прерываюсь на несколько часов, и тогда появляется полосочка и можно вставить следующую порцию текста и еще 2-3-4 картинки. Может, подскажете мне, как сделать, чтобы появилась полосочка и можно было бы дальше писать и вставлять картинки без перерыва? Куда надо нажать?
Итак, Сошествие Святого Духа на апостолов.
Самое раннее изображение Сошествия Святого Духа на апостолов, миниатюра в Евангелия Рабулы (6 в.) напоминает иконографию Вознесения. Апостолы стоят во весь рост, в центре – Пресвятая Богородица, на которую Святой Дух в виде Голубки изливает божественный свет, как воду или как светящееся масло точно так же, как на мозаике Крещения в арианском баптистерии в Равенне Она изливает Свою благодать на Христа (фотография уже выложена в теме Крещения, очень советую сравнить), а на апостолов Святой Дух сходит только в виде огненных языков, потоков божественных энергий, явленных воочию.
![](http://s42.radikal.ru/i096/1106/8e/2a4164c621b0.jpg)
О присутствии Марии в Сионской горнице в это время в Деяниях Апостольских не говорится, однако факт этот сохранился в Предании, и поэтому Матерь Божию иногда продолжают изображать на иконах Пятидесятницы. Не будем спорить с Преданием. Однако надо помнить, что на Марию уже сошел Святой Дух - вместе с Логосом, разумеется, по отдельности эти два Лица никогда не действуют, так как Они, по образному выражению свщмч. Иринея Лионского, суть две руки Бога Отца – правая и левая; Логос и вселился в девственную утробу Марии и в положенный срок родился как Сын Человеческий. Очевидно, что даже после рождения Сына Дух Святой от Божией Матери не отходил, и Она так и осталась пронизанной Им до конца Своей земной жизни и далее, после Успения, когда взошла на небеса и была прославлена Своим Божественным Сыном как Царица Небесная. Таким образом, Она могла в Сионской горнице присутствовать, а могла и не присутствовать, т.к. божественное помазание на Свое особое служение Она уже получила. И на миниатюре в Евангелии Рабулы мы видим как бы совмещение этих двух событий, а в дальнейшем христианские художники на Востоке от идеи отказались, а на Западе продолжали изображать Матерь Божию в Сионской горнице в центре композиции, где апостолы уже сидят за столом. И впоследствии под западным влиянием православные художники вновь стали изображать Марию в центре композиции Пятидесятницы.
Сошествие Святого Духа. русск. север 17 в (Кемь, Карелия) ГЭ
Прикреплена картинка:
![att-4dfb687a59202____.jpg](http://theatron.byzantion.ru/uploads/att-4dfb687a59202____.jpg)
(Отредактировано автором: 17 Июня, 2011 - 18:49:51) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Июня, 2011 - 01:56:22 |
|
|
|