Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 7 8 9 [10] 11 12 13 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Следующий пример иконы Троицы «рублевского извода» – начала 16 века из Москвы. Крест на нимбе среднего ангела отсутствует (и то хорошо!), но васильковый цвет сменился темным сине-зеленым: левый Ангел в красном мученическом одеянии, у правого – одежда оформлена зеркально (и почему-то золотая полоска на рукаве). Задумчивые лица, плавающие взгляды – не так, как у Рублева – Отец смотрит на Сына, Сын – на Духа, Дух – на Чашу, и взгляды их образуют зигзаг, молнию… А на столе – не только три чаши и столовые приборы, но и… корнеплоды, а именно – редька…



Еще одна Троица «рублевского извода» – яркая и веселая икона 18 века, вся в красно-зеленых тонах – сочетании жертвенной крови и живой земной зелени – смерти и жизни, жертвы и воскресения, возрождения. Но «сервировка стола» еще более щедрая…



Теперь примеры икон «Троицы», отличающихся от рублевской довольно сильно, где все догматические идеи пропадают окончательно. Это, прежде всего, Троица «зырянская», написанная, по преданию, самим Стефаном Пермским. У всех трех ангелов – кресчатые нимбы. На этой фотографии не видно, но каждое Лицо подписано: Отец, Сын и Дух. Из миссионерских соображений. Нелепость данного приема очевидна. Называется, хотел сделать, как лучше, а получилось…



Еще одна икона Троицы – новгородская «таблетка» 16 века. Тут, помимо традиционных Авраама и Сарры – на переднем плане… тавроболия.



Эта деталь, конечно, не оригинальна и заимствована с греческих икон. Кажется, мозаика из Хоры изображает точно такую же кровавую тавроболию – похоже, сверху должна быть тоже «Троица», но, к сожалению, мозаика осыпалась. Если я ошибаюсь, прошу меня поправить. Интересно, что у человека выражение лица здесь более зверское, чем у животного.



Но насколько уместен этот «Митра» на иконе Троицы, да еще на первом плане, прямо притягивающем взгляд зрителя. Кому мы здесь должны молиться – Троице или Митре? Вот до чего доводит рабское следование тексту.

И здесь возникает вопрос: если на русскую иконопись «Троица» преп. Андрея влияния практически не оказала (последующие художники следовали только общей ее композиции при сохранении всех традиционных деталей с соответствующей потерей догматических смыслов), повлияла ли она на художников Византии и Балкан? Похоже, что влияние здесь было исключительно односторонним – от Византии на Русь, а обратного движения в то время не было, а позднее – и подавно.



(Отредактировано автором: 24 Июля, 2011 - 02:38:25)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Июля, 2011 - 01:21:52
Марина


Проэдр


Вот греческая икона 16 века, то есть, уже после падения Империи. К сожалению, качество фотографии оставляет желать лучшего – цвета явно искажены.



Похоже, это сочетание «Троицы» и «Деисуса» – архангелы Михаил (слева в красном) и Гавриил (справа должен быть в зеленом) обращаются к Богу-Троице с молением. Интересно, что Михаил стоит со стороны Сына, а Гавриил – со стороны Святого Духа, который тоже, кажется, в зеленом.

Сама Троица явно напоминает рублевскую, но сказать, что она написана под его влиянием (в общей композиции, позах фигур), вряд ли возможно - скорее, шло влияние на обоих художников из одного греческого источника.

Общий итог такой: чудесная икона преподобного Андрея вспыхнула, как молния, среди дремучих лесов – и быстро погасла, сокрытая сначала потемневшим лаком, затем окладами один богаче другого, и вновь появилась только в начале 20 века, когда ее раскрыли и расчистили. И только тогда ее оценили по достоинству, когда русская публика оказалась к этому готова. Впрочем, эти оклады сохранили Троицу для нас. А до этого она жила в многочисленных копиях, далеко не дотягивавших до оригинала. Такую икону можно и нужно копировать только точно, ничего не прибавляя и не убавляя – настолько она совершенна и прекрасна.


(Отредактировано автором: 24 Июля, 2011 - 13:55:29)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Июля, 2011 - 13:50:25
Марина


Проэдр


Вообще икона преп. Андрея настолько многозначна по смыслам и неисчерпаема, что хочется еще поговорить на эту тему, а также об иконографии Троицы вообще.
Повторю, что икона эта изображает не столько «Гостеприимство Авраама», от которого на ней остался только дуб Мамврийский, и то переосмысленный как Древо Жизни, сколько Предвечный Совет Пресвятой Троицы о судьбах мироздания.

Предвечный Совет это событие вселенского, космического масштаба, определившее судьбу всего творения. На вербальном уровне автору Книги Бытия (условно Моисею) его выразить как-то удалось – в какой степени приближения, неизвестно, но узнаем мы об этом событии только из Книги Бытия – других источников у нас нет и до скончания этого эона не будет. В плане же изобразительном это событие вообще неизобразимо.
Намекает на это событие икона Троицы – причем, единственная адекватная иконография этого события принадлежит преп. Андрею Рублеву – через изображение события из земной истории – посещения праотца Авраама Тремя таинственными путниками. Аврааму явился Бог в виде Трех Вестников, чтобы сообщить ему о том, что молитвы его услышаны и что у него и его престарелой жены Сары родится сын, который станет родоначальником нового народа (не сказав, однако, что в землю, населяемую этим народом, явится во плоти Сам Сын Божий и Спаситель мира). Авраам вообще любил гостей – от людей перехожих всегда можно было услышать, что происходит в большом мире, за пределами его небольшого мирка, ограниченного семьей, помощниками-пастухами и скотом бессловесным. А уж поняв, что гости необычные – Вестники-Ангелы Божии – или Сам Господь в Трех Лицах (или Бог с двумя спутниками-Ангелами – текст этот очень таинственный, многозначный) – расстарался вовсю, по принципу «все, что в печи, на стол мечи». И обычно на иконах с названием «Гостеприимство Авраамово» стол ломится от яств, а слуга на переднем плане, подобно иранскому Митре, режет глотку тельцу. Но вот на иконе преп. Андрея Рублева всех этих деталей нет – они здесь лишние. На столе – единственная Чаша, наполненная чем-то красноватым, что при ближайшем рассмотрении оказывается головой тельца, закланного, то есть, принесенного в жертву. И Чаша эта становится Чашей евхаристической, и стол – Престолом Божиим, и Телец этот указывает на Предвечного Младенца и одновременно Агнца, закланного за грехи мира. Так заурядная бытовая сцена перерастает под кистью святого художника в космическую картину Предвечного Совета Божия.

Об этом мы уже говорили. Но сейчас мне бы хотелось сопоставить икону Троицы с иконой, где изображается иное «застолье» – с Тайной Вечерей, на которой Воплотившийся Сын Божий Иисус Христос устанавливает таинство святой Евхаристии. То есть, то, что было решено на Предвечном Совете, реализуется въяве – в нашем падшем мире – как следствие, результат принятого на Предвечном Совете решения «сотворим человека…». На столе Тайной вечери мы видим хлеб и – так же, как на иконе Троицы – жертвенную Чашу (в ней иногда одну или две рыбы – как намек на жертвоприношение Христом Самого Себя). Интересно, что на стенах греческих и балканских храмов эти два сюжета рядом или как-то параллельно (как с Премудростью в Грачанице) не размещаются – бывает, что «Тайная вечеря» переходит в «Сошествие Святого Духа на апостолов», как в церкви св. Апостолов в Пече.





В непосредственной близости – на одной центральной оси – иконы Троицы и Тайной вечери оказались не где-нибудь, а на русских высоких иконостасах, и обе – прямо в центре: Тайная вечеря непосредственно над царскими вратами, а Троица – рублевский Предвечный Совет (Авраам и Сарра тут совершенно не уместны) – увенчивает иконостас, выше над нею – только Крест как высшее проявление всей сакральной иерархии, ось и мира тонкого, и нашего трехмерного пространства, на котором держится все мироздание. Почему-то вместе эти две иконы обычно не воспринимают, а ведь это бросается в глаза…

(Отредактировано автором: 25 Июля, 2011 - 16:45:41)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 24 Июля, 2011 - 18:34:01
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Цитата:
При этом некая женщина держится рукой за нимб Христа; если это свечение вокруг головы, то это как же такое возможно?

С нимбами, мандорлами и т.п. ситуация в самом деле очень интересная. В византийской живописи с раннего времени они нередко представляются как вполне конкретные, материальные объекты, наделённые соответствующими качествами - плотностью, твёрдостью, осязаемостью. Самый яркий пример - сцена Вознесения Христа, с ангелами, поднимающими Его на небеса, придерживая за края диска мандорлы. На ранних иконах хорошо заметно, как этой край пишется в виде обруча, который ангел обхватывает рукой.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 31 Июля, 2011 - 23:51:15
Марина


Проэдр


Спасибо, что откликнулись. В теме иконографии Вознесения я как-то упустила один интересный момент: этот обруч, о котором Вы говорите говорите, часто изображается в виде кольцевой радуги, т.е. радуга присутствует не только как седалище Христа внутри мандорлы или круга. Это чисто физическое - оптическое явление, которое, тем не менее, может символизировать свет нетварный и - во-вторых - может быть намеком на заключенный Христом с людьми Новый Завет (по аналогии с заветом с Ноем).
Вообще самый богатый материал на эту тему - иконография Преображения, которую я сейчас обдумываю именно с этой точки зрения.
А насчет этой фрески Мануила Панселина - арест Христа в Гефсиманском саду - здесь интересно то, что на другой его фреске того же сюжета - в Ватопеде - этой детали нет, там просто кончик протянутой сбоку руки немного загораживает нимб.



Покрупнее центральные фигуры:



Осталось выяснить, где художник работал раньше? Кажется, сначала в Ватопеде, а позднее в Протатионе. Если я ошибаюсь, поправьте меня, пожалуйста. Вообще художник потрясающий и, похоже, оказал огромное влияние на последующее искусство. Тем не менее, именно у него - множество курьезных моментов, о которых мне бы еще хотелось поговорить, но позднее, когда представится случай к этому.
Однако - если Вы найдете время, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы по ходу изложения, хотя бы некоторые. Особенно мне, честно говоря, не дает покоя эта мозаика из Аквилеи - старик с тремя маленькими головками на голове. Неужели это намек на Троицу? Вообще о разных необычных вариантах изображения Троицы мне тоже хотелось бы поговорить, но теперь уже через год, если Бог даст.
А пока жду от Вас ответы. Буду очень благодарна.

(Отредактировано автором: 02 Августа, 2011 - 20:32:08)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Августа, 2011 - 13:40:35
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Я сам был в Аквилее, но, к сожалению, эту голову с головками неё видал. Думаю всё же, что к триадологии она (они) отношения не имеет. Во всяком случае, изобразительным контекстом это никак не выявлено. Не знаю, что бы эти головки могли означать. Надо поискать.
Зато на саркофагах попадаются не менее любопытные композиции, явно на тему Троицы, точнее, её участия в акте Сотворения человека. Знаю два примера, из Ватикана и Арля. Приведу ватиканский:
Сотворение Евы здесь предпослано сцене Грехопадения.
Прикреплена картинка:
att-4e3afede824e51980.jpg


(Отредактировано автором: 05 Августа, 2011 - 00:21:22)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 05 Августа, 2011 - 00:19:42
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


На арльском саркофаге Сотворение человека выглядит несколько иначе, и Троицу среди четырёх персонажей, окружающих Адама и Еву, вычленить сложней. Нельзя исключить, что здесь в действительности показано что-то другое, отличное от Сотворения.

Прикреплена картинка:
att-4e3b01b16381c_627.jpg


(Отредактировано автором: 05 Августа, 2011 - 00:34:24)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 05 Августа, 2011 - 00:31:45
Марина


Проэдр


Спасибо за интересные фотографии. На самом деле Троицу выделить сложно в обеих композициях - явно лишняя здесь фигура за спинкой трона Бога Отца. Но, может быть, это и есть как бы Святой Дух, который, по некоторым раннехристианским представлениям, "закрепляет" созданное Отцом и Сыном, то есть роль его в творении явно второстепенна. Но тогда как получается, что Один из Трех, соединяющий руки Адама и Евы, вдруг так резко помолодел? А, может быть, это некто иной сзади ревниво наблюдает за созданием соперника? Не зря же он потом отказался поклониться Адаму! А с другой стороны, лица у всех, кроме Сына (явно моложе других на обоих саркофагах) одинаковые.

То, что это сотворение человека - абсолютно точно. Вот римский саркофаг 240 г. с изображением греческого варианта мифа о создании человека: Прометей лепит людей из глины, Афина (опять же эллинский прообраз Премудрой Девы) вдувает в них "душу живу" (и функции те же). Весь остальной "сонм богов" наблюдает за процессом. При этом фигурки людей такие же маленькие, как на ватиканском и арльском саркофагах.




К сожалению, Вы не уточнили, в каком веке сделаны саркофаги. Где-то 5-6-й вв. Значит, в то время уже существовала традиция изображать Троицу вот в таком виде - в образе Трех бородатых мужчин (или один из них - Сын - юноша-Эммануил). В связи с этим неизбежно возникает мысль: насколько же наши зрительные представления зависят от языка! Если на иврите Руах - женского рода (но это же слово значит и "ветер", и "голубку"), то в греческом - Пневма - среднего, и ассоциации совершенно другие - как нечто неуловимо-бесполое. В латыни же совершенно определенно и четко - Spiritus Sanctus - и вот пожалуйста - бородатый мужчина! Остается удивляться, почему переводчики на славянский не перевели это слово хотя бы как "Душа" - это было бы ближе к оригиналу, а так получилось ближе к восприятию латинскому.

Во всяком случае, становится понятно, откуда взялись вот такие коптские старцы:



Это страница из коптской Библии (к сожалению, не указан век, но это не так уж и важно - изображением традиционное).

(Добавление)
Или вот такое католическое изображение из Евангелия (тоже, к сожалению не указаны время и место создания).



(Отредактировано автором: 10 Августа, 2011 - 01:48:47)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Августа, 2011 - 01:03:10
Марина


Проэдр


Бывали в католическом мире и такие изображения Троицы, признанные у нас неканоническими, хотя и изредка появлявшимися.



Иеронимо Козидо (в руках у этого трехликого Божества еще один - графический - символ Троицы; это очень интересная тема, но мы сейчас разбирать ее не будем).



(Отредактировано автором: 10 Августа, 2011 - 16:11:46)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Августа, 2011 - 14:20:12
Марина


Проэдр


Впрочем, справедливости ради стоит привести здесь и другой вариант изображения Троицы из западных областей ойкумены - фреска из романской церкви в Байерне, 9 в. Все-таки и там художники чувствовали, что здесь все не так просто.



Интересные фигуры о трех головах я здесь приводить не буду, так как они у нас уже были раньше, на другой ветке. Но вот недавно нашла (на форуме "Сирота") русский вариант - Ангел великого совета, тоже о трех головах.



И все-таки единственным каноничным вариантом изображения Троицы у нас принято считать сюжет с гостеприимством Авраама - пусть в самой лаконичной, "рублевской" версии.
Но вот есть одна икона Деисуса 12 в. из Успенского собора Кремля, привезенная из Владимира. На ней - Спас Эммануил с двумя ангелами. Как предполагают некоторые исследователи, это тоже предельно лаконичный вариант Троицы - Сын с двумя бесплотьными спутниками.



(Отредактировано автором: 10 Августа, 2011 - 19:01:58)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Августа, 2011 - 18:48:17
Марина


Проэдр


В этом смысле равеннскую мозаику Страшного Суда, где Христос с двумя ангелами отделяют овец от козлищ, также можно (с некоторой натяжкой) счесть изображением Троицы.



Думаю, сейчас нет смысла говорить о таких распространенных, хотя и не признанных каноничными, иконографиях Троицы так называемой "новозаветной", как Отечество и Сопрестолие, так как они у нас уже были. Но вот есть интересная иконография, довольно редкая (и тоже едва ли каноничная - хотя говорить о правомерности какого-то единственного варианта в отношении зрительного изображения Троицы вообще едва ли представляется возможным). Это Троица с распятием.
Вот лист из книги - икона была подписана "1050. Greek Trinity". Однако, судя по стилю, она не византийская, а романская, а с другой стороны - ноги Спасителя прибиты двумя гвоздями, а не одним, как принято у католиков (если кто-то может рассказать о ней подробнее - буду очень признательна, потому что икона в самом деле интересна).



Средневековые художники считали возможным изображать Бога Отца в образе Сына (вернее, логика здесь обратная - Сын есть образ Отца, поэтому можно изображать Отца как воплотившегося Сына). И так мы видим здесь Отца как Спаса Вседержителя, а Сына - распятым на кресте. Но весь смысл этой иконы, как мне кажется, в том и состоит, что это распятие - не только то, что имело место на земле в определенном месте и в определенное время, а, так сказать, распятие предвечное и вечное - и крест здесь - мировая ось, центр пространства и материального, и сакрального одновременно. И птичка - Святой Дух - очень характерно в этом смысле находится на верхушке креста (и на голове Сына - как во время Его земного крещения). Насколько распространена и даже архетипична такая композиция (я имею в виду птицу на верхушке креста или шпиля), известно всем. Может быть, стоит посвятить ей отдельный сюжет (а также другой распространенной композиции - с двумя птицами по обе стороны креста). В данном случае интересно то, что она вписана в композицию Пресвятой Троицы. А крест кроваво-красного цвета как бы вырастает из жертвенной чаши, но уходит нижним концом куда-то еще ниже.

(Отредактировано автором: 11 Августа, 2011 - 00:34:19)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Августа, 2011 - 22:14:39
Марина


Проэдр


И вот через 700 лет в России появляются изображения, сходные по композиции, но обогащенные множеством символических деталей. Это так называемый "Христос распятый Серафим" и "Распятие в лоне Отчем". Названия икон говорят сами за себя - это символическое изображение божественной реальности - жертвоприношения Сына, замысленного на Предвечном Совете Пресвятой Троицы - или же сам этот Предвечный Совет. Мне попалось всего два варианта.

Вот первый.



Распятый Спаситель в виде Ангела Великого Совета - с крыльями, Бог Отец в звездчатом нимбе поддерживает крест, а Святой Дух - очевидно, красно солнышко, на которое крест опирается - огнеликий источник божественных энергий.

И вот второй вариант, усложненный.



Распятый Сын в образе Серафима (множество очей на крыльях); Бог Отец здесь опять в образе Сына - на этот раз это Спас Великий Архиерей, Св.Дух (или Премудрость в царском венце) с мечом истины - там же, где голубка на иконе в греческой рукописной книге, - над головой распятого Спасителя. И, кажется, совершенно лишняя деталь - некий зеленый лик с исходящими из уст тремя лучами на главу Великого Архиерея. Что это? Если Святой Дух, то тогда получается, что красная фигурка в центре - это четвертая ипостась, прямо по о.Сергию Булгакову - хотя это 17 век.

(Отредактировано автором: 11 Августа, 2011 - 00:53:37)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Августа, 2011 - 00:27:20
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 7 8 9 [10] 11 12 13 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.016 ]   [ Gzip выкл. ]