Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ. [Страниц (11): первая страница « 3 4 5 [6] 7 8 9 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Сербия, Грачаница, церковь Успения. Христос упрекает Учеников за неверие – по Мк. 16:14.



У Луки же несколько иначе. После вечери в Эммаусе Лука и Клеопа,
«встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». (24:33-37).

Как видим, Петр рассказал другим Апостолам о явлении Воскресшего Христа ему, лично, одному. Очевидно, это случилось после того, как Петр шел от Гроба, «дивясь сам в себе происшедшему». Подробностей этого явления мы не знаем, хотя о нем упоминает также Ап. Павел (1 Кор. 15:3-7). Но если поверили Петру и даже стали радоваться, то почему не поверили Луке и Клеопе (по Марку). И почему, когда Христос явился им воочию, они подумали, что это призрак? Может быть, поверив Петру на словах – или сделав вид, что поверили, т.к. можно не поверить обезумевшим от горя женщинам, однако, свидетельство Петра так легко отбросить было нельзя – все же в душе сомневались?
Как же трудно дается людям вера в Воскресение! При том, что и Писания Пророков читали, и беседы Учителя слушали, и свидетельства надежных очевидцев – Мироносиц и Петра, а также Луки и Клеопы – тоже слышали. И даже увидев воочию – «подумали, что видят духа», т.е. душу без тела, если не самого врага рода человеческого…
Событие Воскресения настолько невероятно и непостижимо, что понять Апостолов можно. С другой стороны, ведь на их глазах Христос воскрешал и дочь Иаира, и сына наинской вдовы, и, наконец, Лазаря четверодевного, который уже начал «смердить». Почему же Ученики так упорствовали в неверии, когда воскрес Сам Учитель?
Читаем далее:

«Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги (со следами ран от гвоздей и копья). Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». (Лк. 24:33-43).


(Отредактировано автором: 06 Июня, 2016 - 19:31:33)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Июня, 2016 - 19:27:33
Марина


Проэдр


Грачаница. Христос вкушает рыбу и мед – по Лк. 24:42-43.



Примерно то же у Иоанна:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. <…> Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».


(Отредактировано автором: 07 Июня, 2016 - 00:09:47)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2016 - 00:07:04
Марина


Проэдр


Грачаница. Явление через закрытую дверь – по Ин. 20:19-23.



Не стоит осуждать Фому за «неверие» и желание осязать Воскресшего Христа, чтобы удостовериться в Его Воскресении. Ведь у остальных-то Учеников тоже наверняка возникло это желание. В тексте Евангелий не сказано, что они это желание осуществили, однако, свидетельство тому имеется в самом начале Первого послания Иоанна: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1:1). Речь здесь явно идет именно о Воскресшем Спасителе, т.е. о чем-то необычайном, а не обыденном, что все видят и осязают каждый день и о чем и говорить не стоит.

* * *

Итак, от одного отрывка до другого мы наблюдаем постепенное обретение веры в Воскресение Христово ближайшими Его учениками – от полного отрицания до робкого сомнения, потом радости, когда, наконец, убедились в очевидном. Но главное, что убедило Учеников в реальности Воскресения Христа во плоти, – это именно телесные проявления Его присутствия среди них, а именно – осязание Его плоти и то, что Он ел пред ними. То есть, несмотря на то, что Воскресшего Христа не сразу узнавали, что-то в Нем что-то – непонятное, неуловимое – изменилось, Он все Тот же после Воскресения, каким и был раньше, т.е. плоть Его вполне осязаема и материальна. Именно в этом нужно было удостовериться Ученикам, чтобы поверить, что Христос воистину воскрес. И только тогда у них как будто прояснился разум, и они услышали, наконец, слова Наставника – те же, очевидно, пророчества, которые уже слышали Лука и Клеопа по дороге в Эммаус.

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». (Лк. 24:44-48)

* * *

И тогда, хотя не сразу, но поняли Ученики также и то, что Учитель их теперь все же не совсем Тот, что был раньше, ибо во плоти Он – новой, воскресшей, нетленной и животворящей. Именно поэтому Он мог неожиданно появляться и исчезать из виду, мог и беспрепятственно пройти сквозь запертую дверь. Кроме того, теперь от Него, несомненно, исходила некая сила, которую раньше, до Воскресения, Он удерживал в Себе и лишь изредка позволял проявляться. Поэтому – на бессознательном уровне, не понимая того, Ученики испытывали благоговейный трепет, который ощущают люди в присутствии Божества, тот самый «страх Божий», который есть «начало премудрости». Потому они и не верили глазам своим, даже увидев прежнего, казалось бы, Учителя.

А теперь давайте вспомним: а не было ли подобных проявлений необычности плоти Иисуса еще в земной Его жизни, ДО Его смерти и Воскресения? Именно плоти, т.к. о чудесах несомненно Божественных – пресуществлении воды в вино на свадьбе в Кане, умножении хлебов и рыб, многочисленных исцелениях безнадежно больных, воскрешении мертвых и, наконец, предвидении и предведении грядущих событий – мы сейчас говорить не будем.


(Отредактировано автором: 07 Июня, 2016 - 02:11:09)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2016 - 02:07:32
Марина


Проэдр


Христос проходит сквозь разъяренную толпу иудеев, как сквозь стену (Ин. 8:59).

«Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее».



Грачаница. Христос учит иудеев.

Так же, как после Воскресения пройдет сквозь закрытые двери.

Укрощение бури (Мк. 4:37-41).

«И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»


(Отредактировано автором: 07 Июня, 2016 - 16:21:00)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2016 - 16:18:43
Марина


Проэдр


Укрощение бури (Мк. 4:37-41).

«И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»



Повеление ветрам.Дечаны, фреска на кресчатом своде.

Грачаница, ц. Успения.



Хождение по водам.

Ин. 6:16-21.
«Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли».

Более подробно (Мф. 14:23-33).
«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий».


(Отредактировано автором: 07 Июня, 2016 - 19:31:06)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Июня, 2016 - 19:25:22
Марина


Проэдр


Монреале, 12 в.



Дечаны, 14 в.



Вот первый раз, когда Апостолы принимают своего Учителя за призрак. Почему?

Дело происходит ночью. Возможно, светит луна, но отражения ее в воде, которое давало бы дополнительное освещение, нет – море неспокойно. Иисус идет по воде, не обращая внимания на волны. Вероятно, от тела Его исходит тонкое сияние – в противном случае Ученики вряд ли бы Его увидели, тем более, издалека. Действительно, неподготовленному человеку есть, отчего испугаться.

Преображение.

Мф. 17:1-9
«…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Лк. 9:28-36. 29
«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею».

Мы привыкли считать, что на горе Фавор Христос показал Ученикам Своим Иоанну, Иакову и Петру Свою Божественную природу. Это, действительно, так. Но показал Он ее через Свою телесность. Если бы Христос показал Ученикам на Фаворе Свое Божество, они, безусловно, с ними могло бы случиться нечто подобное, что в известном мифе произошло с Семелой. Но Христос показал им светящееся изнутри тело первозданного Адама, которое Он воспринял в Воплощении, «одев» поверх него также и «ризы кожаны» Адама падшего, дабы уврачевать всю нашу падшую природу, целиком. Но если бы Сын Божий ходил по земле в теле первозданного Адама, люди принимали бы Его за Бога, а как раз этого Ему было не нужно, т.к. в этом случае у людей не было бы свободы выбора между верой и неверием. Как говорится в одном из рассказов Древнего Патерика, «Богу угодно, чтобы человеки научались от человеков». И Христос показал Себя на Фаворе как Нового Адама и Сына Божия только троим Ученикам – в порядке исключения и только в той мере, в какой они были способны воспринять («Якоже можаху»).

Вот две фресковые иконы Преображения, довольно необычные. Белы, «как свет», или «как снег» здесь только одежды Христа – точно по тексту Евангелия (а также Пс. 103: «одеяйся светом, яко ризою»). От тела же исходит очень тонкое, почти незаметное на темно-синем фоне ночного неба сияние – изображенные символически божественные энергии.


(Отредактировано автором: 08 Июня, 2016 - 01:45:11)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2016 - 01:41:08
Марина


Проэдр


Грачаница. Преображение в календарном цикле на август. Художники Михаил Астрапа и Евтихий.



Мануил Панселин. Собор Протата на Афоне.

Но присущи они были не только Сыну Божию в Воплощении – Новому Адаму, но также и Адаму первозданному – как дар Божий. Тело его и Евы в Раю не только излучало свет, но было также тонким – и Христос проходит сквозь толпу, никого не задев, – и легким, т.е. не имело физического веса (сила гравитации присуща только падшему миру) – и Христос ходит по водам, как по суше.

Ему служат звери и Ангелы (Мк. 1:13)

«И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему».

Человек был создан господином над всею тварью, в том числе над животными, которым он по поручению Божию давал имена, – и звери приходят к Сыну Божию без всякого страха и не причиняют Ему вреда. Так же и последователи Христовы, святые люди, т.е. те, кто вернулся в состояние первозданного Адама, так же, как он, дружат с животными – в том числе дикими, хищными. Известны истории Герасима со львом, Сергия и Серафима с медведями, Трифона Печенгского с белым медведем, Варлаама Керенского, заклявшего червей-древоточцев, чтобы не ели корабли в Белом море, а также других преподобных, живших среди диких ослов, антилоп и т.д. Кроме того, по молитве преподобных идет дождь и прекращается ураган, т.е. они так же, как Адам, повелевают стихиями. А за стихии, как известно, в частности, за ветра и воды, отвечают приставленные к ним Ангелы.

Первозданный же Адам был более совершенным и могущественным, чем Ангелы, ибо сотворен был во образ не Ангела, но Самого Бога – Пресв. Троицы (в трех составах – тела, души и духа), а также во образ Сына. Кроме того, Адаму и его потомкам, а не Ангелам – служебным духам, дан от Бога дар творчества, который они не утратили даже в грехопадении. И Сын Божий в Воплощении, приняв на Себя плоть первозданного Адама, именно через это восстанавливает падшего человека. Об этом пишут многие св. отцы.

Преп. Макарий пишет о том, что сделал для нас Воплотившийся Сын Божий Иисус Христос:

«О, какое домостроительство Христова пришествия! О, какое возвращение к первобытному состоянию и восстановление естества нашего! Христос возвратил естеству человеческому достоинство первозданного Адама» («Духовные беседы», Беседа 30).

Человек был сотворен во образ Сына Божия, который имел воплотиться (в случае его падения) именно в том виде и облике, в каком творился Адам. Таким образом, если Адам был как бы «зеркальным отражением» Сына, то Сын в Воплощении стал как бы «отражением отражения» – Новым Адамом.


(Отредактировано автором: 08 Июня, 2016 - 11:31:14)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2016 - 11:24:51
Марина


Проэдр


Это очень хорошо показано на мозаике в храме Богородицы в Монреале в цикле «Сотворения мира». День 6 – сотворение животных и человека.



Бог-Творец здесь изображен в виде Сына в Воплощении, Адам же настолько на Него похож, что являет собою как бы зеркальное Его отражение – один отражается в другом, как братья-близнецы. И оба смотрят друг на друга, как в зеркало.

Свщмч. Ириней Лионский пишет:

«Образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою» («Доказательство апостольской проповеди»).

Святитель Фотий:

«…если Слово стало плотию и обитало с нами (Ин. 1:14) и сделалось человеком во всем, кроме греха, то правильное рассуждение никак не воспрепятствует и думать, и говорить, что по этому священному и безгрешному и, более того, истребляющему всякий грех изображению был создан и первочеловек Адам» («Амфилохии», 36).

Более всего внимания уделил этому вопросу преп. Анастасий Синаит («Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему»):

«Адам отображает и предотпечатлевает Воплощение и телесную плотяность человеческого рождения Нетленного и Невещественного Бога Слова и в том, что он, вместо нетленного, бессмертного и близкого к невещественному тела, которым обладал [до грехопадения], был переоблачен Богом в тело нынешнее – более дебелое и страстное. Этот пример… показывает… что нагой и непокрытый Бог Слово будет покрыт и облачен в некие нерукотворенные и богозданные, кожаные и плотяные ризы нашего естества».

Логос Божественный и логос человеческий в Лице Богочеловека Иисуса соединяются неслиянно и нераздельно. По мысли преподобного Анастасия Синаита, человек несет в себе образ Божий еще в большей степени, чем раньше, до Воплощения Сына Божия, так как отныне он отображает собою уже не только Бога невидимого, но и Человека, ставшего плотью. Причем, Сын Божий, родившийся у земной Девы-Матери как Человек, принимает на Себя нашу падшую плоть, как смертный человек устает, нуждается в пище и сне, и лишь изредка в течение Своей земной жизни являет Преображенное Тело – такое же, как у первозданного Адама.

* * *

Итак, Сын Божий в Воплощении имеет не только две природы – Бога и человека, но и человеческая Его природа является двойной – первозданной и падшей, безсмертной и смертной, нетленной и тленной одновременно. Умирает на Кресте Его смертное тело. А в момент Воскресения оно и вовсе сгорает. И остается тело, бывшее сокрытым под «ризами кожаными», – нетленное и безсмертное тело первозданного Адама, в котором воскреснут также все люди после Второго и славного пришествия Христова («сеется в тлении – восстает в нетлении» – по Апостолу).

И это тонкое, легкое и светящееся тело Христово после Воскресения очень деликатно и умело показано нам на стенах византийских соборов.

Грачаница. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине.



Храм Св. Софии, Охрид. На заднем плане – явление Христа двум Мариям.



И, наконец, Мануил Панселин, собор Протата.
В левой части композиции – явление Воскресшего Христа Ученикам на горе Галилейской.



Об овально-звездчатой мандорле Воскресшего Христа на грачаницкой фреске мы уже говорили. А вот две последние – афонская и охридская – заслуживают отдельного внимания.



Воскресший Христос на композиции в храме Богородицы Перивлепты изображен в тех же золотисто-охряных, как будто светящихся одеждах, в коих Он сходит во ад. На фреске в соборе Протата – в Своих обычных. Необычен же на обеих композициях нимб. Воскресший Христос предстает перед нами, увенчанный тройным нимбом – помимо обычного, кресчато-круглого, появляется очень тонкий, полупрозрачный ромб с вогнутыми сторонами, которым несколько позднее будет обозначаться на иконах Бог Дух Святой. Вообще обычно круг символизирует небо, а квадрат – землю. Но квадрат, поставленный на угол, да еще с вогнутыми внутрь сторонами, указывает на землю иную, райскую – пространство искривленное – по сравнению в нашим земным, разумеется (на самом деле это наше земное пространство есть кривое зеркало земли райской). Эта «неевклидова геометрия» тонкого, потустороннего мира, где не действуют земные физические законы, которому принадлежит Сын Божий и куда Он скоро уйдет, позднее появится на русских иконах «Спаса-в-силах», а чуть позднее – «Неопалимой Купины». Пока же Воскресший Христос существует в двух мирах сразу, то появляясь, где Он считает нужным, то исчезая, то переходя в Евхаристический хлеб…

С таким же точно тройным (троичным) нимбом изображена в том же храме Богородицы Перивлепты София-Премудрость, созывающая верных на Свой пир. О сложном этом образе мы сейчас говорить не будем. Просто обозначим сходство.



И если в соборе Протата переход, преложение Христа Воскресшего в Евхаристический хлеб показано в образе двух Ангелов-диаконов с алыми платами в руках, то здесь, в Охриде, – перекличкой двух этих композиций.

«Премудрость созда Себе Дом…»

И этом Дом – Церковь, Небо на земле – создает Христос, предлагающий нам Себя Самого в снедь, оставляя нам Свое Тело и Кровь. Но прежде, чем уйти, удостоверяет Учеников в Своем Воскресении, пройдя в горницу, где они собрались на ужин, сквозь запертые (и крепкие, надо думать) «страха ради иудейска» двери.

Так же это явление Христово изображалась на иконах – именно на фоне закрытой двери.

Пожалуй, резное изображение на створке деревянной двери 430 г. в церкви Санта Сабина – единственное исключение, где действие происходит на фоне каменной кладки. Кроме того, это изображение – самое раннее.



Думаю, Христос появился в горнице внезапно, из ниоткуда. И никто из присутствующих не зафиксировал этот момент. Но евангелисту надо было подчеркнуть, что именно через закрытые двери. Но почему именно через двери? Разве Сыну Божию не все равно, через что проходить – через стены, окна со ставнями, крышу, наконец? Значит, в этом есть какой-то смысл.

С одной стороны, для людей, знающих Писание, должно быть ясно, что здесь снова исполняются слова пророка, в данном случае Иезекииля (44:2):

«Ворота сии будут затворены... и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь... вошёл ими…»



(Отредактировано автором: 08 Июня, 2016 - 15:46:26)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Июня, 2016 - 15:27:40
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ. [Страниц (11): первая страница « 3 4 5 [6] 7 8 9 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0131 ]   [ Gzip выкл. ]