|
|
|
|
|
|
|
Высокие Дечаны, Сербия. Композиция в люнете под кресчатым сводом в непосредственной близости перед алтарной апсидой.
Отплыли недалеко, как рыба сама пошла в сети. Восприняв это как несомненное чудо, которое может сотворить только их Наставник, Апостолы начинают догадываться… Первым об этом сказал Иоанн. Петр же, который, очевидно, и сам уже подумал то же самое, тут же бросился в воду и поплыл к берегу, чтобы встретить Учителя поскорее, т.к. лодка еле шла из-за тяжелой сети, цеплявшейся за дно.
![](http://s019.radikal.ru/i616/1606/84/6081ba305019.jpg)
Псков, Преображенский собор Мирожского монастыря, роспись 12 в.
Кажется, Петр начал догадываться уже тогда, когда почти точно повторилась история, случившаяся с ним, тогда еще Симоном, ровно три года назад и тоже на море Тивериадском. Тогда он с братом своим Андреем тоже ловил всю ночь и ничего не поймал. Рядом случился некий бродячий Проповедник, которого слушало такое количество народа, что для Него не осталось места на земле, т.к. народ оттеснил Его к самой воде. Оратору ничего не оставалось делать, как залезть в стоявшую у берега симонову лодку.
Лк. 5:1-11. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».
(Отредактировано автором: 11 Июня, 2016 - 23:37:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2016 - 21:48:20 |
|
|
|
|
|
|
Первый чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея, а за спиной Христа – Иоанн. Равенна, базилика Сан Аполлинаре Нуово, моз. 6 в.
Каппадокия, ц. «Токалы килисе» Новая, роспись 11 в. Первый чудесный улов рыбы и призвание двух пар братьев на море Тивериадском. Интересно, что все четверо – уже с нимбами, хотя и не золотыми, как у Христа, т.е. это люди, уже избранные, отмеченные свыше.
![](http://s45.radikal.ru/i109/1606/fa/422a1dade3b0.jpg)
И вот теперь, услышав знакомые слова «закиньте сети свои», Петр повиновался без возражений, вспомнив, что с Наставником лучше не спорить. Но свидетелем того чуда были и братья Зеведеевы, которые также бросили все и пошли за Учителем. Иоанн, конечно же, тоже вспомнил тот случай и узнал Иисуса. Он-то и шепнул на ухо Петру, который молчал, зная, что виноват перед Господом. Но тут он не выдержал и… бросился в воду.
![](http://i057.radikal.ru/1606/3d/b9149447afd2.jpg)
Собор Рождества Богоматери в Монреале близ Палермо, мозаика 12 в.
* * *
«Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых».
(Отредактировано автором: 12 Июня, 2016 - 14:11:43) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2016 - 14:03:33 |
|
|
|
|
|
|
Македония, ц. Арх. Михаила Лесновского монастыря. Рыба на костерке у Христа уже спеклась, а надрезанный крестообразно круглый хлебец – один на всех.
![](http://s009.radikal.ru/i310/1606/b9/f1c93e157d53.jpg)
Чудеса продолжаются: Иисус только что стоял на берегу, а когда лодка повернула обратно к берегу, Он уже сидит у костра и печет рыбу. Ту самую, которую они только что поймали. Не Сам же Он ее ловил в самом деле! Едва ли стали печь на одном костре все сто пятьдесят три штуки – скорее, ровно столько, чтобы съели семь человек. А такое количество попалось в сети, чтобы явить Апостолам чудо и напомнить им о чуде первом. И тут Христос велит Ученикам принести рыбу – ту самую, свежевыловленную. Пока тащат сеть, достают и считают рыб – сто пятьдесят три – рыба у Него на угольках уже испеклась: «Придите, обедайте».
Опять тут странные скачки времени, которые происходят от Воскресения до Вознесения постоянно. Да и раньше случалось, на самом деле. И тоже на озере. Вспомним эпизод с хождением по водам: после чуда с насыщением хлебами и рыбами Иисус ушел на гору, а Апостолы плыли всю ночь на другую сторону озера, в Капернаум, но началась буря, и они, опытные рыбаки, похоже, потерялись. Но вдруг увидели Учителя, шедшего к ним прямо по поверхности волнующегося моря. Пришел. «Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли» (Ин. 6:21). Вот это «тотчас» означает, что время сжалось, и они в один миг очутились там, куда плыли. И далее: «Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?» Безусловно, есть, чему удивляться.
А хлеба и рыбы (Ин. 6:5-14) тут тоже не случайны. Все христианские толкователи Писания Нового Завета (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9) единодушно объясняют чудо с умножением хлебов и рыб как прообраз Евхаристии.
(Отредактировано автором: 12 Июня, 2016 - 18:27:19) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2016 - 18:24:56 |
|
|
|
|
|
|
Чудо с хлебами и рыбами. Сан Аполлинаре Нуово, 6 в. Интересно, что по обе стороны Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере, – Иаков с Иоанном и Петр с Андреем – держат хлеба и рыбы покровенными руками, как Святые Дары, Христос же их благословляет.
![](http://s013.radikal.ru/i324/1606/b5/b436f36089e9.jpg)
И вновь, уже после Воскресения Христос предлагает насытиться – теперь только Ученикам – хлебами и рыбами, которые как-то странно пекутся на костре сами собою, еще не будучи пойманными. Безусловно, Христос Апостолов причащает! Здесь надо также принять во внимание и возникший в греческой среде еще в раннехристианское время акроним IХТYΣ, означающая «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 00:38:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2016 - 23:14:29 |
|
|
|
|
|
|
Рыбка в катакомбах Домициллы и Каллиста – здесь уже вместе с пятью хлебами в корзинке.
![](http://s42.radikal.ru/i096/1606/92/cde53d2a2a28.jpg)
И на столе Тайной Вечери во множестве христианских храмов по всей Ойкумене – не только в Элладе и на славянских Балканах, но также и в Италии, и в Каппадокии, и на Русском Севере – на протяжении тысячи лет – с шестого века по шестнадцатый – мы видим не только Хлеб и Чашу, но и Рыбу, причем, большую, и в самом центре стола – там, где по иудейской традиции на пасхальной трапезе должен стоять запеченный жертвенный агнец. На столе Тайной Вечери РЫБА ЗАМЕНЯЕТ ЖЕРТВЕННОГО АГНЦА.
Не потому ли рыболовству и рыбе в Евангелиях уделено так много внимания? Не только же по той причине, что она чаще появлялась на столах бедных людей в Палестине, чем дорогая и не всем доступная баранина.
Приведу для наглядности несколько примеров, т.к. этой очень важной символической детали на русских иконах нет – почему-то она потерялась.
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 13:09:32) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Июня, 2016 - 13:03:01 |
|
|
|
|
|
|
Сан Аполлинаре Нуово, 6 в.
![](http://s020.radikal.ru/i714/1606/ef/cf98250fc443.jpg)
Каппадокия, «Темная церковь», 11-12 в.
![](http://s017.radikal.ru/i412/1606/65/98dae398d331.jpg)
Сербия, Печ, ц. св. Апостолов, роспись в люнете 13 в.
![](http://s017.radikal.ru/i406/1606/a9/64fab6323a57.jpg)
Рыба лежит прямо на дискосе (дискос на ножке).
Псков, Преображенский собор Мирожского монастыря, 12 в. – пожалуй, единственный пример на Руси.
И, наконец, роспись 1552 г., т.е. уже поствизантийского времени, в кафоликоне монастыря Мегало Метеорос. Рыба в центре стола, прямо напротив Христа, лежит на блюде, которое представляет собою тройной вращающийся диск – образ-парадигма божественных энергий (по А.М.Лидову). И ведь Иуда тянет руку тоже к рыбке – правда, другой. Но сам жест показателен.
![](http://s017.radikal.ru/i405/1606/44/df9ccdd0b216.jpg)
Рыба сия – тоже намек на Тело Христово, хотя формально в число Святых Даров не входит. Входит же – хлеб, тоже оказавшийся у Воскресшего Наставника в нужном количестве. И, хотя об этом в тексте не сказано, но достроить рассказ не трудно: Воскресший Иисус, как обычно во время их странствий по земле Иудеи, взял хлеб, прочитал молитву благодарения, которую у евреев принято читать перед каждой едой, благословил, разломил на куски и раздал сотрапезникам. Ел ли Он Сам при этом? – едва ли. Но на этот раз и не пропал, как это случилось в Эммаусе, т.к. Ему надо было завершить еще одно дело.
После молитвы все сидели вокруг костра и ели молча. В тишине чувствовалась какая-то напряженность. С одной стороны, всё было, как раньше, – Ученики обедали вместе со своим Наставником, как совсем недавно, когда они ходили по земле и не всегда удавалось остановиться в гостеприимных домах – случалось ночевать и ужинать под открытым небом. Но теперь все было иначе. Иисус прошел через смерть, Воскрес и не просто явился перед ними и совершил еще одно – очередное – чудо. Сейчас Он кормит их Своею Плотью, Сам сидя перед ними на земле. И они молчат, не смея задавать Наставнику вопросов и ожидая, что Он Сам скажет им.
Но обратился Он только к одному – к тому, который был виноват перед Ним более всех (об Иуде, которого уже не было в этом мире, речь уже не шла). Виноват был Петр – своим троекратным отречением. И, хотя это никак арестованному в ту ночь Учителю уже более повредить не могло, все же братство апостольское было разрушено. Нет, никто не посмел осудить Петра – ведь на его месте мог оказаться каждый из них. И во время казни Его все бежали – под крестом остался стоять один только верный Иоанн вместе с Его земной Матерью и Марией Магдалиной. И потом Ученики еще долго скрывались, крепко затворяя двери «страха ради иудейска». Так что виноватыми чувствовали себя все – разве что в разной степени. И пламя костра (по Луке) напоминало о том, как все было.
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 17:11:46) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Июня, 2016 - 17:04:20 |
|
|
|
|
|
|
Сербия, Печ, ц. св. Апостолов, роспись 1300 г., предположительно Михаила Астрапы и Евтихия.
![](http://s020.radikal.ru/i704/1606/c7/034aad8c6ddb.jpg)
Мф. 22: 69-75. «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько».
![](http://s12.radikal.ru/i185/1606/f5/662d44e07d60.jpg)
Равенна, базилика Сан Аполлинаре Нуово, 6в. Христос предрекает Петру отречение.
Отречение Петра.
![](http://s014.radikal.ru/i328/1606/26/f3d1cfb1901e.jpg)
Отрекся не просто трижды, но каждый раз усугубляя грех: первый раз просто «не знаю человека сего» (по Луке), второй раз в этом поклялся, а в третий – поклялся Именем Божиим, по-славянски – он стал «клятися и ротитися», т.е. произносить торжественную священную клятву – Роту – заведомо ложную. Как эта клятва звучала у евреев? Очень просто и ёмко – «Жив Бог!» (она упоминается в Протоевангелии Иакова). То есть, это отречение уже само по себе означало смерть Учителя. Но известно и то, что неисполнение Роты или Рота ложная имеет обратное действие – она бьет по самому произносящему. Потому что Рота – это не просто клятва, но установленный Богом священный Закон, на котором держится все мироздание, и поддерживается он людьми через священный ритуал – молитвы с жертвоприношением (см. об этом книгу М.Серякова «Вселенский Закон и незримая ось мироздания»; совсем не обязательно при этом разделять антихристианские убеждения автора, который не понял главного – что Христос не нарушает Закона, а восстанавливает его, т.к. он порушен и у иудеев, и у «язычников»; в такого рода книгах нужно просто уметь выбирать нужную информацию). Бог Словом творил мир, а произносящий словом ложную Роту человек произносит «молитву наоборот», т.е. разрушает порядок в тварном Божьем мире и сам выпадает из него, после чего ему остается только умереть. На самом деле мы сейчас недооцениваем силу священного слова, только ругаться можем «на чем свет стоит» – не соображая, что это – проклятие, т.е. обратная, ложная сторона клятвы-Роты. Древние же цену ей знали. Не случайно весь Ветхий Завет (собственно, потому он и «Завет») пронизан темой клятвы-Завета с Богом (по-еврейски «брит» – общий ностратический корень), который еврейский народ постоянно нарушал. Первым же нарушителем Закона-Роты был, как известно, Адам, грех которого и заключался в неверности, предательстве любви к Богу. И именно за тем и пришел на Землю Спаситель-Мессия – чтобы вместо Завета Ветхого установить Новый Завет – на Его Крови, т.е. через Свое Жертвоприношение Христос восстанавливает порядок и гармонию творения.
Но не может Благой Христос наказать любимого Ученика Своего. Он попустил падение Петра для его смирения, чтобы унять его пыл и чтобы он не возносился пред другими Апостолами, которые, хоть и разбежались, но все же не отрекались. И Он предрек Петру на Тайной вечере, что тот отречется от Него трижды, когда Петр так же клялся – чуть ли не божился – что никогда не оставит Учителя в опасности. А перед этим прозвучали страшные предостерегающие слова Христа, обращенные к Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31-32). Христос знает, что Петра часто «заносит», и воспитывает его, несмотря на его седины, т.к. знает также и его любящее сердце, ну а слабость и страх смерти вообще присущи падшему человеку. И если на восьмой день после Воскресения Воскресший Спаситель пришел специально для отрока Фомы, то теперь явился на море Тивериадском именно для пожилого рыбака Петра и воссоздал обстановку его отречения у костра – с той лишь разницей, что ночная тьма уже рассеялась (не только в буквальном смысле, но и в переносном тоже) и петухи пропели. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 20:39:21) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Июня, 2016 - 20:33:18 |
|
|
|
|
|
|
Сербия, Высокие Дечаны, 14 в. Христос восстанавливает Петра в апостольском достоинстве. Интересно, что обстановка не соответствует описанию Иоанна, она, скорее, чисто символическая. Но написано: «Паси стадо Мое», так что ошибиться невозможно. Воскресший Христос изображен на Престоле – одновременно царском и жертвенном, под аркой-киворием. На заднем плане – здание Церкви (в виде базилики), которую предстоит строить Апостолам, в том числе Первоверховному Петру.
Этими тремя вопросами – и полученными ответами, разумеется, – Христос не только изглаживает грех Петра и восстанавливает его в апостольском звании. Более того, если Петр произносил отречение-проклятие у огня, и эта стихия невольно становится свидетелем его греха (а в древности это часто делалось у воды – например, Авраам заключает союз с Авимелехом у колодца – «ротного кладезя»), то сейчас – у костра на берегу моря Галилейского, да еще с Евхаристией, т. е. Безкровным Жертвоприношением, что многократно перекрывало клятву-отречение Петра. И теперь Христос доверяет Петру великое служение – миссию проповеди Его учения. И тут же произносит пророчество о его грядущей смерти.
«Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.
И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»
Что еще сказал Иисус Петру в то знаменательное утро – мы не знаем. Это останется тайной – Петра и присутствовавшего при этом Иоанна.
«Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».
Евангелие на этом заканчивается.
(Отредактировано автором: 14 Июня, 2016 - 01:39:54) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Июня, 2016 - 01:37:00 |
|
|
|