Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ. [Страниц (11): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 11 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Иконография «Уверения Фомы» однотипна и различается разве что степенью драматизма и еще одной деталью – насколько близко приближает Фома свой перст к ране Христовой в боку. Интересно, что на западных картинах (иконами сии изображения назвать, конечно, нельзя) Фома чаще всего вообще вкладывает перст в рану (на картине Караваджо даже как-то с подковыркой – честно говоря, такой натурализм просто претит). На иконах византийской традиции чаще всего Фома просто протягивает перст к ране в боку, как бы указывая на нее, но перста не вкладывает. Впрочем, так, наверное, и правильно, ибо в Евангелии говорится лишь, что он на предложение Воскресшего Христа вложить перст отвечает радостно: «Господь мой и Бог мой!», но о том, вкладывает ли он перст в рану, или нет, не говорится.

И вот такие более сдержанные, но полные внутренней мощи византийские иконные изображения воздействуют на зрителя гораздо сильнее.

* * *

Одно из самых ранних изображений «Уверения Фомы» мы уже видели – на костяной пластинке миланского диптиха конца 4-начала 5 вв. (самая нижняя картинка).



Внизу Христос со свитком в руке проходит через дверь – но Он не входит внутрь дома, а выходит из него наружу. И становится понятно, что выходит Он из Гробницы, т.е. изображен в момент Воскресения. На это символически указывает и деревце, вырастающее из черепичной крыши, – Древо Жизни.

С другой стороны, здесь может быть уже задействован чисто иконописный принцип – действие происходит снаружи дома, хотя подразумевается – внутри. Этот принцип в действии мы видим на многих иконах, в том числе на тот сюжет, о котором мы сейчас говорим.

* * *
Одна из ранних икон «Уверения Фомы» в монументальном искусстве – мозаика в базилике Св. Аполлинария Нового в Равенне – 6 в.



Пожалуй, эта ранняя композиция – наиболее точная из всех: при том, что Ученики живо реагируют на появление Воскресшего, Фома здесь не протягивает руки к Его ране в боку, но кланяется – сейчас упадет в ноги. Скорее всего, так и было. Устоять на ногах в такой момент просто невозможно – и от неожиданности, и от радости, и от стыда, конечно.

И еще одна характерная деталь, о которой мы уже говорили, но, очевидно, и здесь придется продолжить, – это запертая дверь за спиною Христа. Евангелист Иоанн снова подчеркивает: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» Форма дверей на мозаике подчеркнуто перекликается с формой гробницы Лазаря на противоположной стене базилики, хотя мастера на двух стенах трудились, совершенно очевидно, разные.



Это совпадение выявляет христианскую истину Воскресения: Христос Воскресший безпрепятственно проходит сквозь запертые двери горницы, как Он недавно прошел сквозь камень и даже сквозь погребальные пелены, не повредив их.

Эту истину, представленную наглядно, мы увидим на многих иконах «Уверения Фомы» (изображений явления Воскресшего Христа одиннадцати Апостолам довольно мало, а вместе с Фомой – вернее, специально для Фомы – великое множество, и двери на них – самой разнообразной формы).

* * *

Очень интересна в этом плане мозаичная композиция в храме монастыря Хосис Лукас в Фокиде. Дверь эта выглядит объемно и напоминает по форме каменный саркофаг и одновременно – ясли-кормушку для скота, куда был положен новорожденный Христос. Не знаю, специально ли художник это сделал или так получилось случайно. Если специально, то здесь опять нашла выражение отличительная черта мозаик этого монастыря – глубина смыслов при внешней примитивности изображений.

О.С.Попова относит мозаики этого храма к особой группе монастырского искусства – грубоватого по форме, но насыщенного в богословском плане и символике. Остается добавить, что это едва ли не единственный храм, украшенный мозаиками 10 в., сохранившимися практически в полном объеме.



* * *
Полная противоположность такому типу искусства – изысканные мозаики собора в Дафни близ Афин (11 в.).
Величественная фигура Воскресшего Христа светится золотом одежд – буквально «одеяйся светом, яко ризою». Она несколько крупнее остальных, да и стоит на возвышении, как на некоем пьедестале. Совершенно очевидно, что Христос уже не тот, что прежде, хотя внешне – тот же.



Удивительно, как мастер сумел передать потрясающую сдержанную силу и благородство Воскресшего Спасителя. И окружающие Его Апостолы очень разнообразно выражают свои чувства, но без лишней аффектации.

Рыженький молоденький Фома, нерешительно протягивающий палец к Христовой ране в боку, выглядит очень жалко на фоне величественных фигур седовласых и брадатых Апостолов. И с какой же любовью смотрит на него Христос!
Еще интересная деталь: две маленьких прядки волос на лбу Христа. Похоже, художник видел Христову плащаницу в Фаросской церкви в Константинополе – черты лица также совпадают полностью.



Верхняя часть фона композиции осыпалась, но какое счастье, что сохранился лик Христа! И характерная филенчатая дверь тоже очень хорошо видна.
Эта мозаика – просто шедевр и выделяется красотой и силой даже из великолепных мозаик собора в Дафни. Вообще мозаики Дафни представляют собою удивительно гармоничный сплав античной красоты и христианской духовности. Но композиция «Уверение Фомы», пожалуй, из всех – самая лучшая.

* * *
Мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции (12 в.) по исполнению выглядит по сравнению с Дафни гораздо бледнее.



Лица Апостолов невыразительны, движения скованы, а сам застывший в неестественной позе Фома вот-вот вложит перст в Христову рану в боку. Однако, сама эта деталь – квадратной формы рана – очень интересна. Возможно, мастеру попадалось на глаза римское копье – пилум, наконечник которого – пирамидальной формы, следовательно, квадратный в сечении. У центуриона Лонгина могло быть и такое копье, хотя оно считалось оружием метательным, а для ближнего боя использовалось копье с обычным плоским наконечником..

Кроме того, расположенные рядом композиции «Явление Женам-мироносицам» и «Явление Фоме» представляют собою яркий контраст: смиренная любовь и вера Жен и – тоже любовь – но упорное неверие Апостолов, которым надо было ощупать Воскресшего, чтобы удостовериться в Его Воскресении.

* * *
Совсем другое впечатление – в том числе, по мастерству – производит мозаичная композиция «Уверения Фомы» в соборе в Монреале – какое-то праздничное, радостно-ликующее. Статичен и монументален здесь только простирающий десницу Воскресший Христос. Апостолы же представлены в движении, как бы в сакральном танце, подобно Давиду пред Скинией.



Интересно, что среди Учеников Христовых можно заметить Апостола Павла – самая крайняя фигура слева. Это опять некое смещение во времени – ведь он, как известно, не мог присутствовать в горнице через неделю после Воскресения, т.к. обрел веру во Христа гораздо позже – уже после Вознесения, когда он шел в Дамаск преследовать христиан. Но вот как же показать такое важное событие – и без Павла?

Но самая значимая деталь на этой мозаичной иконе – это дверь, конечно. Здесь она выложена во всей красе – составленная из множества окошек-«ширинок», – и получается очень живописный ложный портал в иной мир. Но дело не только в этом. Христос стоит на небольшом возвышении – буквально на солее перед алтарной преградой. И дверь эта – Царские врата в Его храме. А сверху врата украшены не обычным фронтоном, но раковиной – в буквальном смысле «конхой». Таким образом, Воскресший Христос – Хлеб Жизни – как из Гроба, выходит навстречу Апостолам – но и к нам, и ко всем христианам, показывая Свои раны, благодаря которым достигнуто наше спасение и наша жизнь вечная.

* * *


(Отредактировано автором: 10 Июня, 2016 - 00:32:59)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Июня, 2016 - 00:02:20
Марина


Проэдр


Так же в виде темплона с Царскими вратами, на сей раз арочного типа, оформлены двери на фреске Мануила Панселина в соборе Протата.



Средняя часть сделана очень необычно – как будто поверх античного фронтона над центральной частью она покрыта невысоким куполом, над которым – повыше – от одного края до другого перекинут алый велум, а еще выше – ночное небо. Похоже, этот купол – не что иное, как киворий внутри алтаря – или же символическое изображение храма Гроба Господня, из коего и выходит Воскресший Христос через затворенные двери.
Подобную же конструкцию мы видим и на фреске в охридском храме Богородицы Перивлепты.



Но здесь она уже совершенно очевидно напоминает Гроб Господень – константинову ротонду, оставшуюся в воспоминаниях ромеев. Из этого алтаря-Гроба и выходит Воскресший Христос навстречу Апостолам.
На композиции справа редкий сюжет: Христос является Одиннадцати и упрекает их «за неверие и жестокосердие». Однако, на этой фреске мы наблюдаем редкую деталь – нимбы у Апостолов даже в сцене с упреками. Обычно же Ученики Христовы обретают нимбы только после Сошествия на них Святого Духа.
Намеком на Кувуклию в храме Гроба Господня является и зонтичный купол над дверью на фреске в церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (14 в.).



Но здесь мы видим также и иконный прием – действие показано снаружи, но мыслится внутри помещения, на фоне которого оно происходит. При том, что сооружения справа и слева – очевидно, постройки города Иерусалима.
Похожая композиция – тоже с зонтичным куполом – на фреске в церкви монастыря Панагия Влахернон в Арте (14 в.). Но здесь задумчивый Христос, чтобы обнажить рану на боку, не воздевает руки, а лишь приподымает край хитона. Все как-то очень сдержанно, деликатно и лирично.



* * *
Храм-Алтарь-Гроб с затворенными дверями может иметь также форму базилики, хотя в 14 в. в Империи строили уже, как правило, церкви крестово-купольного типа. Тем не менее, образ базилики в качестве христианского храма остался – во всяком случае, в монументальном искусстве.
Грачаница, церковь Успения Богородицы (Сербия, Косово).



Жаль, что эта фреска плохо сохранилась.
Зато в прекрасном состоянии дошла до нас композиция «Уверение Фомы» в церкви Борогодицы Одигитрии в Пече (или Печке Патриаршей, Сербия, Митохия).



Мальчик Фома бежит вприпрыжку, чтобы прикоснуться к любимому Учителю. Остальные Апостолы стоят поодаль с двух сторон – не мешают встрече.
В другой церкви в Пече – Св. Апостолов (роспись в люнете 1260 г.) – Храм-Алтарь на заднем плане изображен чисто символически, но зато двери – Царские врата – очень конкретно, хотя и небольшого размера для монументальной фигуры Воскресшего Спасителя.



* * *
Удивительно, но типично базиликальные сооружения возникают и на русских иконах.
Дионисий и мастерская. Икона из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря (1500, ГРМ).



Уверение Фомы. Конец 15-начало 16 вв.



Интересно, где наши мастера могли их подсмотреть?


(Отредактировано автором: 10 Июня, 2016 - 12:23:45)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Июня, 2016 - 12:09:26
Марина


Проэдр


Но есть и купольные сооружения. Такое впечатление, что действие происходит во дворе церкви. Хотя ясно, что церковь эта – чисто символическая и тоже обозначает одновременно Храм, Алтарь и Гроб Господень, а действие происходит внутри.



* * *
Выяснить, на каком фоне происходит действие на очень плохо сохранившейся фреске в селе Мелетове под Псковом (роспись 1465 г.), не представляется возможным. К огромному сожалению, потому что композиция, действительно, уникальна. Центральной фигурой здесь является не Христос, а Фома, который подходит к Воскресшему Учителю в глубоком поклоне и одновременно протягивает к Его ране в ребре свою «любопытную десницу».



Воздетую же руку Христа можно принять, скорее, за жест приветствия вернувшемуся в апостольское братство Ученику. Остальные же Апостолы сомкнутой группой стоят поодаль, как будто тихо беседуя. Мягкое сочетание разных оттенков коричневато-бежевого с голубым создают удивительно теплое, лиричное настроение.
* * *
Полихромные росписи в русских храмах 17 века создают настроение совсем другое – яркое и праздничное.
Не исключение в этом смысле и фреска на своде церкви Спаса Нерукотворного Образа на Сенях в Ростовском кремле.



Интересно, что Фома здесь показан совсем юным отроком – даже роста небольшого на фоне взрослых своих собратьев. И, кажется, что он здесь делает, несмысленыш? Но, тем не менее, Христос ласково склоняет к нему голову и решительно берет его руку, чтобы поднести к ране Своей на ребре, так как сам Фома от смущения этого не делает. Деталь очень красноречивая. Однако, заимствованная из западного искусства.

* * *

(Отредактировано автором: 10 Июня, 2016 - 23:00:42)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Июня, 2016 - 20:16:33
Марина


Проэдр


* * *
Точно такой жест мы видим на мозаичной композиции «Уверение Фомы» в храме Рождества в Вифлееме, сделанной там во времена крестоносцев. Мозаика красивая, красочная (к сожалению, фотография тусклая, но другой, увы, нет), но совершенно не византийского духа. И деталь эту – руку Фомы в руке Христа – византийское искусство не восприняло.



* * *

В качестве примера позднего, уже поствизантийского искусства – рассмотрим работы известного художника Феофана Критского в церкви свт. Николая в афонском монастыре Ставроникита.

Фресковая композиция на стене. Сооружение на заднем плане как будто списано с композиции Мануила Панселина. Рука Христова поднята вверх, чтобы Фома прикоснулся к ране в боку.



Икона в праздничном ряду иконостаса работы того же Феофана Критского.
Фома касается все-таки перстом раны, но Христос ему в этом не помогает.



И того же Феофана Критского фресковая икона Апостола Фомы в том же храме.



Молодой Апостол уже со свитком в руке – знаком учительства. И, как мы знаем, он много потрудился на ниве просвещения народов и, как почти все Апостолы Христовы сподобился мученической кончины.

* * *
Как одно мгновение пролетела Пасхальная Светлая седмица и в субботу вечером совершилось затворились Царские Врата, которые всю седмицу были отворены, символизируя наш вход в Райские обители.
Когда смотрю на затворенные Царские врата в храме, видится Христос, упрекающий нас – меня – за маловерие и поднимающий десницу, не только благословляя нас, но и так, чтобы мы всегда видели – и осязали! – Его раны. Вот Он – Христос Элеймон, милующий и спасающий. Брат наш по плоти.



Антипасха – вместо Пасхи. Отныне каждый день воскресный станет Антипасхой, новой Пасхой, потому каждый первый – он же восьмой – день седмицы, день Солнца и света, станет именоваться «Воскресением».

(Отредактировано автором: 10 Июня, 2016 - 23:01:29)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Июня, 2016 - 22:48:28
Марина


Проэдр


ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ.
ЧАСТЬ 5.
ЯВЛЕНИЕ У МОРЯ ТИВЕРИАДСКОГО.

Последняя глава Евангелия Иоанна выглядит так, как будто он дописал ее позже и присоединил к основному тексту, когда тот был уже готов. Как будто сомневался: стоит ли делиться сокровенным? Но потом, видимо, решил, что должен реабилитировать своего брата по апостольству Петра, потому что никто, кроме него, этого не сделает, т.к. он был единственным из Апостолов, кто был в ту страшную ночь свидетелем отречения Петра.

Явление Христа семи Ученикам у моря Тивериадского – самое, пожалуй, таинственное и наполненное смыслами. Это второй чудесный улов рыбы, описанный в Евангелии.

Итак, Апостолы прибыли на родину, в Галилею и, чтобы подкрепить силы, решили по старой памяти порыбачить.



Македония, с. Старе Нагоричино, 1317-18.

Ночь, ущербная Луна отражается в зеркале вод. Тишину нарушает лишь плеск весел. Люди в лодке молчат. Чуть брезжит утро. Луна уходит, на восточной стороне небосвода гаснут звезды. В полутьме на берегу виднеется фигура Человека. Лодка подходит к берегу – как раз туда, где стоит Он…



Иоанн, 21:1-25.
«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус».


(Отредактировано автором: 11 Июня, 2016 - 08:37:40)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2016 - 08:34:04
Марина


Проэдр


Грачаница. Явление Христа на море Тивериадском, 14 в.



Почему? Ведь Христос после Воскресения уже дважды являлся им в Иерусалиме. Далее Иоанн уточняет:

«Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых». (21:14)

Но не узнают Его так, как будто встречают после Его Воскресения впервые. А ведь они уже признали Его, беседовали и делили с Ним трапезу. И радовались Его Воскресению. Было недостаточно светло? Едва ли. И ведь подошли на лодке к самому берегу, раз услышали Его голос. Но к новому облику Его – одновременно такому знакомому и все же совсем новому – они еще не привыкли. И начали узнавать, как и Мария Магдалина в саду у Гроба, по голосу. И снова Он спрашивает, есть ли у них еда, – то ли просит поесть, то ли, наоборот, предлагает накормить их самих.

«Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою – ибо он был наг – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот – таща сеть с рыбою.


(Отредактировано автором: 11 Июня, 2016 - 17:59:35)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2016 - 17:56:49
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ. [Страниц (11): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 11 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0185 ]   [ Gzip выкл. ]