|
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Афон (Святая гора) – узкий гористый полуостров на северо-востоке Греции, выступающий в Эгейское море. Со времен поздней античности оставался необитаемым, не считая святилища Аполлона на вершине горы, разрушенного при Феодосии Великом. Первые христианские монахи появились там в VII веке, после того как на VI Вселенском соборе в 680 году было принято совместное решение светских и церковных властей о передаче Афона в распоряжение гонимых мусульманами монахов из Сирии, Палестины и Египта. Первоначально монахи преимущественно обитали в пещерах и других естественных укрытиях, устраивали в них небольшие часовни. С началом IX века на Афоне началось строительство множества монастырей и его вскоре его стали называть «Святой горой». Первое письменное упоминание об афонских монахах встречается у византийского историка Иосифа Гинесия в его описании празднования в Константинополе восстановления иконопочитания в 843 году. Самыми ранними известными афонскими анахоретами были святые Евфимий Новый и Петр Отшельник, жившие в IX веке. Хрисовул 872 года императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.) утвердил за монахами Святую гору как исключительно им принадлежащее достояние. Около 942 года император Роман I Лакопин (920 – 944 гг.) предоставил ежегодную субсидию в размере одной номисмы на каждого афонского монаха, установленную для крупных монашеских центров империи. В первой половине X века на Афоне уже были известны два довольно крупных монастыря: Святого Климента и Ксеропотам. К тому времени сложилась в основных чертах система управления, определились внутренние правила жизни монахов Афона. С 908 года во главе монашеского самоуправления стоял назначаемый императором прот, председательствовавший в протатоне – совете монастырских старцев. Собрания совета (синаксисы) проводились трижды в год: на Рождество, Пасху и Успение Богородицы в Карее, административном центре полуострова. Одним из первых благотворителей Афона был полководец и императора Никифор II Фока (963 – 969 гг.), сделавший значительные пожертвования из добычи, захваченной у сарацин после освобождения острова Крит от мусульманского господства, в том числе ворота дворца критского эмира. На эти средства святой подвижник Афанасий Афонский основал Большую лавру – богатый монастырь, имевший многочисленных насельников, значительную недвижимость, земельные угодья и даже собственный корабль. Некоторое время анахореты противились новым «суетным» формам монашеского общежития на Святой горе, но в 972 году император Иоанн I Цимисхий (969 – 976 гг.) дал Афону первый типикон (устав), узаконивший оба вида монашеского бытия, а также права и обязанности прота и игуменов, отношения между иноками и мирянами. С тех пор на Афоне стали гармонично развиваться все виды монашества. Начиная с XI века Афон сделался одним из главнейших монашеских центров Византийской империи. Благодаря выгодному географическому положению и привилегиям, афонские монастыри стали развивать собственную морскую торговлю, приносившую им немалую прибыль. В середине XI века уже существовали главные афонские монастыри: Большая Лавра (Святого Афанасия), Ватопед, Иверон, Ксеропотам, Дохиар и Есфигмен. Изначально все афонские монастыри подчинялись непосредственно императору, но император Алексей I Комнин (1081 – 1118 гг.) изменил этот порядок и переподчинил их константинопольскому патриарху, который осуществлял свои полномочия через епископа соседнего города Иерисса. Благоденствие Афона продолжалось вплоть до захвата большей части Византийской империи крестоносцами Четвертого крестового похода. В 1206 году по распоряжению папы Иннокентия III политическую власть над Афоном получило Фессалоникийское королевство, а церковную – номинальное папское епископство во Фракии. На Святой горе с появлением крестоносцев начались убийства, грабежи, глумления над монахами и надругательства над святынями, и вскоре большинство монастырей опустело. В 1222 году, после отвоевания Македонии, эпирский деспот Феодор Дука (1215 – 1224 гг.) освободил от латинян и полуостров Афон, а когда в 1261 году Константинополь вновь стал столицей Византии, Афон восстановил свои связи с Вселенским патриархатом. Однако уже в 1277 году из-за резкого неприятия святогорцами союза императора Михаила VIII (1259 – 1282 гг.) с папством, Михаил послал войско для подавления монашеской крамолы. В ходе этого карательного похода были сожжены многие монастыри и протатон. После смерти Михаила VIII его сыну, императору Андронику II (1272 – 1328 гг.) пришлось приложить значительные усилия, чтобы примириться с афонскими монахами. В 1307 – 1309 годах Афон захватили каталонские наемники, разрушавшие монастыри, грабившие монастырские ценности и терроризировавшие монахов. Однако после ухода каталонцев, монастыри быстро восстановили свои богатства и продолжили развиваться благодаря пожертвованиям центральной власти и частных благотворителей. В те годы широкое распространения и признание на Афоне получило учение исихазма. Периодически Афонские монастыри страдали от набегов турецких пиратов и военных действий. Некоторое время Афон находился под властью сербского короля Стефана Душана и подчинялся сербскому патриарху. Стефан Душан оказывал покровительство афонским монастырям, при его поддержке основывались новые обители, реставрировались и украшались храмы. На средства местных властей и иностранных правителей были основаны монастыри: Пантократора, Григориат (молдавский), Симонопетра (сербский), Дионисиат (валашский), Святого Пантелеимона (русский) и Кутлумуш. С того времени Афон стал по праву считаться мировым центром православного монашества. В 1371 году Афон вновь оказался под контролем Константинополя, но ненадолго; в 1383 году полуостров захватили турки-османы. Афонцы сумели выхлопотать у султана обещание неприкосновенности своих монастырей и их собственности, но этот договор турецкой стороной часто нарушался: обители периодически подвергались разграблению, посевы поджигались, а монахи захватывались в плен. Бесчинства турок прекратились в 1404 году, когда император Мануил II Палеолог (1392 – 1425 гг.) договорился с султаном Сулейманом I о выводе турецких войск с Афона. Константинопольские власти старались по мере возможности поддерживать монастыри, но их силы под османским гнетом иссякали. В 1424 году, когда Афон оказался отрезанным от Фессалоник и возникла реальная угроза нападения турок на полуостров, делегация афонских монахов явилась к султану Мураду II и просила его покровительства. С этого времени Афон опять оказался под турецким игом. Чтобы выживать под тяжелым налоговым бременем, при произволе турецких чиновников и расквартированных солдат, афонцы были вынуждены использовать всю свою изобретательность и значительные финансовые ресурсы, поступавшие от торговой деятельности и в качестве пожертвований. С византийских времен и по сей день вход на Афон запрещен не только женщинам, но также и самкам животных. Монастырские библиотеки Афона содержат множество ценнейших рукописей.
(Отредактировано автором: 14 Июня, 2007 - 12:14:27)
Отредактировано куратором: христич, 19 Июня, 2007 - 15:17:11 |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 13 Июня, 2007 - 08:39:51 |
|
|
|
|
|
|
Афон. Великая Лавра. Библиотека. Книга евангельских чтений. Деисус с Богоматерью, Иоанном Предтечей и четырьмя евангелистами. Темпера, золото, пергамент. Середина X века.
Прикреплена картинка:
Отредактировано архонтом: Александр, 03 Июня, 2009 - 23:41:39 |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 13 Июня, 2007 - 10:54:21 |
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
христич
Предлагаю последнюю группу монастырей для работы: 1) м-рь Св. Евгения в Трапезунде (у меня уже готов); 2) м-рь Св. Екатерины на Синае; 3) м-рь Св. Симеона Столпника у Алеппо; 4) лавра Св. Саввы Освященного у Иерусалима.
(Отредактировано автором: 18 Июня, 2007 - 14:10:38) |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 17 Июня, 2007 - 16:03:33 |
|
|
|
|
|
|
МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА НА ПАТМОСЕ, был основан бывшим игуменом монастыря Стилос на Латре, Христодулом Летриносом, в 1088 г. на месте старой часовни Иоанна Богослова, сооруженной, в свою очередь на руинах храма Артемиды - покровительницы Патмоса. Остров Патмос был отдан императором Алексеем I Комнином (1081-1118 гг.) Христодулу в обмен на его владения на острове Кос и в городке Стробел на побережье Эгейского моря по ходотайству матери императора Анны Далассены. Строительство монастыря было начато под руководством Христодула вскоре после передачи острова в его собственность. Однако окончания строительства он не увидел, так как вынужден был покинуть Патмос в 1092 г., спасаясь от набегов турок-сельджуков, и в 1093 г. скончался на Эвбее. В 1095 г., после прекращения турецких нападений, некоторые ученики и единомышленники Христодула возвратились с его останками на Патмос и продолжили прерванное строительство. Ими был достроен кафоликон (церковь Святого Апастола Иоанна), престолом которого служит пилон храма Артемиды, трапезная, цистерна под кафоликоном и множество келий, и всё было окруженно мощной 15-метровой каменной стеной. Позднее константинопольский патриарх присвоил монастырю статус ставропигиального, так что он перестал зависеть от местных властей. Весь XII век стал для монастыря Иоанна Богослова веком процветания, что обеспечивалось, главным образом, таможенными льготами, предоставленным торговым судам монастыря, и доходами от его собственности в Малой Азии, на Крите и ближайших островах. В конце XII века была предпринята масштабная перестройка монастыря. В ходе нее трапезная была снабжена сводами и куполом, были построены часовни Девы Марии и блаженного Христодула, присторен к кафоликону внутренний и внешний нартексы, а интерьеры украшены великолепными фресками. О благосостоянии монастыря в этот период свидетельствует также назначение его игумена, Леонтия, Иерусалимским патриархом в 1176 г., посещение обители королем Филиппом II Августом в 1192 г., и формирование обширной библиотеки, в которой к 1200 г. насчитывалось более 300 ценнейших рукописей. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. остров, с 1207 года, попал в сферу влияния венецианцев в рамках Латинской империи, и вплоть до сороковых годов XIV в. являлся территорией, оспариваемой ими и византийцами. Несмотря на частые вооруженные столкновения вокруг острова, монастырь ни разу не был разграблен. В 1340 г. патмосские монахи признали власть рыцарей-иоаннитов над своим островом. [Филину: это надо также добавить в статью про Патмос]. Монастырь продолжил свое существование благодаря тому, что в 1537 году сдался без боя турецкому султану, который оставил за монастырем право собирать налоги на Патмосе в монастырскую казну, обеспечил защиту острова от пиратов, а также позволил монастырю беспрепятственно торговать по Средиземноморью. В 1659 году венецианцы, разграбив остров, не тронули обители. В 1912 году, после итало-турецкой войны, остров отошел к Италии вплоть до 1948 года, когда был возвращен Греции. С 2006 года действующий монастырь, имеющий одно из крупнейших собраний среднегреченских манускриптов, охраняется ЮНЕСКО.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Июня, 2007 - 21:20:51 |
|
|
|