|
|
|
|
|
|
|
Михайло А большая эта книга - "Про що розповіли давні стіни"? Какие материалы в нее входят? (Заинтересовала, знаете ли... если не очень объемная - отсняли бы)
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 16:42:50 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil По предварительной информации оба порфировых саркофага до помещения их в пределы нынешнего Ватикана, находились в римских храмах. Но в каких конкретно храмах находились и откуда они там оказались - пока уточнить не смог.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 20:48:41 |
|
|
|
|
|
|
КОСТЁЛ Свв.ПАВЛА и ДОМЕНИКА Мечеть Арап Джамии, бывшая доминиканская церковь во имя Свв. Павла и Доменика находится в стамбульском районе Галата, на улице Kalyon. Церковь была построена и освящена в 1233 году монахами доминиканцами в годы правления Латинских императоров в Константинополе (1204-1261). Сооруженная по подобию современных ей итальянских церквей, она представляет вытянутый в длину зал, заканчивающийся прямоугольным пресбитерием с двумя боковыми капеллами, перекрытыми «готическими» кресчатыми сводами с «валиками». Сводчатые окна и высокая колокольня-башня выделяли сильно выделяли здание среди прочих византийских церквей города. После возвращения Константинополя в руки греков в 1261 году здание храма было передано генуэзской общине Галаты в виде платы за лояльность и помощи в отвоевании Константинополя у венецианцев. В 1407 году церковь была обновлена и перестроена на средства Римской курии, а в 1475, в последние годы правления султана Мехмеда II, превращена турками в мечеть и получила название Галата джамии (Галатская мечеть). В 1492 году при султане Баязиде II мечеть была передана в пользование переселившимся в Константинополь испанским арабам из Андалусии и стех пор называется Арап джамии (Арабская мечеть) После землетрясения в августе 1999 года со сводов и стен пресбитерия частично отслоилась штукатурка и открылись фрески 14-го века. Фрески не были как следует исследованы, а сейчас под сводами натянута сетка для предохранения ковров от падающей штукатурки и фрески плохо видны. В сегментах сводов расположены фигуры сидящих апостолов, а валики кресчатых сводов покрыты геометрическим узором. Отдельные фрагменты росписи сохранились и на южной стене.
колокольня: Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 06 Апреля, 2010 - 22:42:58 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 20:52:02 |
|
|
|
|
|
|
фасад и вход: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 20:52:44 |
|
|
|
|
|
|
интерьер зала: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 20:53:34 |
|
|
|
|
|
|
вид на пресбитерий и боковую капеллу: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 20:54:27 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil До костела Свв.Павла и Доменика так и не добрался...
Костел Свв.Павла и Доменика. Интерьер. Евангелист Марк. Фреска. 1407 год. Хорошо видны насечки турецких штукатуров, готовивших стену под работу в 1475 году. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Марта, 2008 - 21:13:38 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Итак, по поводу саркофага Константины. У нас эта информация была в статье. Первоначально находился в церкви Санта-Констанца. Первоначально - языческая постройка, возведенная между 324 и 330 годами, что доказано посредством серьезных научных работ по изучению самых ранних мозаик. Позже - баптистерий, в котором крестились дочь и сестра Константина. В 354 году привезен и захоронен в саркофаге прах Константины (дочери Константина Великого). В 361 году захоронен в саркофаге прах ее тети - Елены. В 360 -370 годы баптистерий перестраивается в мавзолей. В 865 году получает название Санта-Констанца, по месту муч.смерти святой. С 1256 года - храм Св.Констанцы (прах Константины поместили под алтарь). В 1785 году саркофаг Константины перевозят в Ватикан, в музей. Ныне копия саркофага находится в храме, напротив входа, в нише.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 30 Марта, 2008 - 13:10:35 |
|
|
|
|
|
|
C Констанцей все ясно, а вот с Еленой нет. Вот сведения о ее мощах: Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет на руках своего сына и внука Констанция. Тело святой Елены Константин велел перенести в Рим, где ее погребли с великими почестями. По одним источникам, ее могила находилась якобы при церкви святых Петра и Марцеллина, расположенной на пути из Рима в Неаполь, где до сих пор существует кладбище святой Елены. Спустя два года мощи святой Елены (а скорее, их часть) были перенесены в Константинополь. По другим источникам, саркофаг с ее телом якобы находился в Torra Pignattara на улице Via Labicana, о чем в 1154 году писал папа Римский Анастасий IV. Есть сведения о том, что на самом деле мощи разделили еще в древности: часть мощей святой Елены попала в римскую церковь Santa Maria in ara coeli, а другая часть мощей в IX столетии попала во французское местечко Овилье в Шампани (Hautvillers). Об этом сообщается в хронике некоего монаха по имени Altmann из Hautvillers: один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой. Убедившись, что все рассказанное им Тёджисом о святыне соответствует историческим данным, члены монастырской комиссии Овилье послали в Рим делегацию, состоявшую из трех монахов и священника, чтобы те, не предавая дело огласке, навели справки и выяснили, действительно ли мощи святой Елены из римского храма пропали. В том случае, если это подтвердится, члены делегации должны были урегулировать возможный конфликт с Римским епископом, с Папой. Через некоторое время монахи вернулись и сообщили, что мощи действительно исчезли из Рима. Итоги их посольства были восприняты как знак благословения Папы на то, чтобы похищенная святыня оставалась во Франции: Глава Католической Церкви прислал с возвратившимися монахами в подарок монастырю частицы мощей нескольких святых. Во время революции, когда во Франции начались гонения на Церковь и разрушались монастыри, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее уже направлен отряд, получивший приказ конфисковать монастырское имущество, а затем разрушить и сам монастырь, взял мощи из раки и перенес их в церковь, находившуюся в соседней деревне. Потом этот монах (звали его отец Грассар) был арестован, а монастырь – разрушен революционным отрядом. В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасенную им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. Но епископ Парижский посчитал, что эта святыня должна находиться в храме, где ей будет воздаваться более широкое почитание. Мощи оказались в парижской в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль где хранятся поныне. Еще одна часть мощей хранится в Трире. По сведениям служителей Кафедрального собора святого Петра и Епископского музея Трира, глава святой Елены хранится в Трире с 1356 г.: это подарок собору и его горожанам короля Карла IV. В 1990 г. реликварий, в котором хранятся мощи святой Елены, был украшен бюстом святой царицы работы Тео Хайерманна. Насчет константинопольской части мощей – у меня сведений нет.
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 30 Марта, 2008 - 21:06:05 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Между 1205 и 1260 годами перевезены в Западную Европу. Куда? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Апреля, 2008 - 22:29:32 |
|
|
|
Михайло
Анфипат Откуда: Україна, Київ
|
|
|
|
byzantofil Цитата:А большая эта книга - "Про що розповіли давні стіни"? Какие материалы в нее входят? (Заинтересовала, знаете ли... если не очень объемная - отсняли бы) |
Простите, что не сразу ответил -- для этого надо было книжку полистать, и только вчера успел.
Книга содержит, не считая вступления с общей историей Софии, 4 главы -- о надписях на стенах Св. Софии (графитти), о ктиторской фреске (там где Ярослав с семьей -- правда, в последнее время вроде появилась новая версия), о саркофаге (ее я повесил) и об фреске с музыкантами на лестнице (утверждается, что там нарисован орган).
Хотите -- отсниму.
(Отредактировано автором: 02 Апреля, 2008 - 13:45:05) |
|
Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 13:41:34 |
|
|
|
|
|
|
Михайло Спасибо. Про саркофаг было самое важное. Я тут посмотрел мнения разных весьма уважаемых авторов о саркофаге Ярослава - почти все сходятся на Х-ХI вв. |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 14:01:48 |
|
|
|
|
|
|
Михайло Если есть фрески с изображением его семьи, то нет ли там их изображения на киевском ипподроме? Фреска с его, ипподромом, изображением в Св. Софии Киевской абсолютно точно имеется. Если есть ( в книге), то имеется ли там изображение квадриги, которую позаимствовал Владимир в Херсонесе, а Ярослав установил на ристалище?
(Добавление) byzantofil Есть датировки VI и VII веков. По- моему - конец VI века, либо период правления Фоки. Но не позже, т.е. не X-XI века. Посмотрите сами хотя бы алтарные преграды и сравните. А что касается крышки, то она действительно имеет формы X - XI веков. Михайло, кстати, указал на это, ссылаясь на текст книги (см.выше).
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 15:08:34 |
|
|
|
|
|
|
Семья Ярослава Мудрого. Фреска в соборе Св.Софии, Киев. Начало 40-х годов (?) XI века.
(Добавление) Есть чудесная, как говорят, книга: Мозаики и фрески Софии Киевской, "Мистецтво", К., 1971. Составитель - Тоцкая И.Ф.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 15:33:04 |
|
|
|
|
|
|
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне ("пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи"), достроен Ярославом Мудрым. Архитектурная композиция собора объединяет базиликальную схему с центричной крестово-купольной системой. Храм трехнефный, трехапсидный, восьмистолпный, пятикупольный, имел хоры с запада, севера и юга (ныне хоры остались лишь на западе). Сохранились резные шиферные плиты ограждения хор. Храм является провинциальным подражанием константинопольскому столичному типу, характерной чертой которого является глубокая ступенчатая алтарная вима. Лестничную башню с северной стороны восточного фасада уравновешивала с юга крестильня в виде небольшой церкви (не сохранилась). Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры. Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески. Аркады нефа украшали колонны белого мрамора с комбинированными ионическими капителями византийского типа, по-видимому, взятые из более раннего храма где-то в Причерноморье. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам. Для улучшения акустики использовались голосники (керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды). Собор испытал много перестроек. В 1239 г. во время нашествия Батыя частично разрушены своды, уничтожены купола. В ходе обновления в 17 в. надстроены апсиды, возведены барокковые купола. Храм сильно пострадал после пожара 1750 г. Погибли остатки древнего убранства собора, в том числе и древние фрески, колонны нефов настолько сильно пострадали от огня, что были обложены вокруг кирпичом, что исказило интерьер храма. После пожара храм был значительно перестроен. В конце 18 в. надстроена северная башня, а также возведена на месте разрушенной крестильни южная башня, не существовавшая в древности. Сделаны новые верхи, все фасады оштукатурены и побелены. В 1818 г. по проекту архитектора А. Карташевского возле западных, южных и северных порталов возведены просторные тамбуры, в конце 19 в. позолочены верхи, и собор приобрёл современный вид. Иконостас изготовлен нежинскими мастерами С. Волощенко и С. Белопольским по проекту архитектора И. Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник Т. Мизко. В ходе ремонта начала ХХ века пол выложен кафельной плиткой, древний уровень полов лежит на 60 см. ниже современного. Ныне Спасо-Преображенский собор является действующим храмом.
Фото 1 План, реконструкция и современный вид Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 18:31:42 |
|
|
|
|
|
|
Фото 1 полностью: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 18:32:29 |
|
|
|
|
|
|
Рис 2. Тройные аркады нефов с севера и юга Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 18:33:43 |
|
|
|
|
|
|
Рис. 3 Подлинная колонна, аркада и стена северного нефа Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 18:35:07 |
|
|
|
|
|
|
Рис. 4 Кладка башни и алтарной апсиды Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 18:41:24 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil А фотографии саркофагов из коростеньского шифера есть? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Апреля, 2008 - 21:44:04 |
|
|
|
|
|
|
христич А что за коростеньский? Знаю только овручский (пирофилитовый сланец). Поясните.
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Апреля, 2008 - 09:43:10 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Можно его назвать и овручским. Название происходит от т.н. Овручского щита (поднятия) пород на территории Русской равнины в виде купола. Там есть несколько месторождений природного шифера, одно из которых находится около г.Коростень. Я там был. По произведенным исследованиям саркофаги в Чернигове (речь сейчас идет о нем) высекались, а точнее, собирались из плит конкретно этого месторождения. У меня были мои фотографии саркофагов, которые делал в Чернигове, но найти, к сожалению, их не могу. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2008 - 13:46:04 |
|
|
|
Михайло
Анфипат Откуда: Україна, Київ
|
|
|
|
Цитата:А фотографии саркофагов из коростеньского шифера есть? |
А какие это конкретно саркофаги (чьи, или где найдены --- известно)? Т.к. у меня есть фото пары саркофаков, но нигде не написано, из какого шифера...
|
|
Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 03 Апреля, 2008 - 15:17:37 |
|
|
|
|
|
|
Михайло Саркофаги домонгольские, членов семей черниговских князей, которые называли себя "великими", хотя ими и не являлись (вспомним сосуд из серебра с Поволжья, захваченный татаро-монголами в Чернигове с надписью хозяина - одного из черниговских князей, который именует себя "великим". Т.е. факт оспаривания верховной власти). Сами саркофаги разбиты в 1239 году, во время разграбления захоронений. Фотографии делал в черниговских соборах, но, повторяю, найти их не могу. Говорят, что были еще саркофаги, но, насколько помню, немцы их в 1941 году увезли, т.к. имели рунические надписи. Вообще до 1941 года исторический музей Чернигова (включая его филиалы в храмах), был одним из самых богатых на территории СССР. Практически ничего не сохранилось. Информацию по поводу вывоза саркофагов немцами еще требуется уточнить. Но я фотографировал лишь стенки - от крышек были осколки. Узоров не помню, но они точно были. Работа была древнерусская, не греческая. Другой вопрос: в какой степени они являлись подражанием византийским? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2008 - 15:37:30 |
|
|
|
|
|
|
Михайло Перенес информацию по ипподрому в соответствующий подраздел - "Ипподром...". См. стр. 2. Там и будем этот вопрос рассматривать. Чуть позже информацию об ипподроме из подраздела "Византийские церкви..." сотру, а то не очень-то здорово получается: церкви, монастыри, ипподром/кабаки. Это - чтобы Вы были в курсе. ------ Посмотрите работу Лазарева с иллюстрациями части фресок Софии Киевской: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=5&chap=1&ch_l2=0 |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 00:03:01 |
|
|
|
|
|
|
христич В Борисоглебском соборе Чернигова (музей) есть шиферный саркофаг сборного типа (второй ему подобный был найден при раскопках десятинной церкви в Киеве, сейчас в Софии). Черниговский саркофаг стоит у северной стены в аркосолии. Крышка действительно разбита. Над саркофагом - сдублированные на новую основу кусочки фресок.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 09:37:52 |
|
|
|
|
|
|
он же: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 09:38:35 |
|
|
|
|
|
|
Еще из шифера в соборе изготовлены карнизы (пяты сводов) и сохранился инкрустированный омфалий под куполом (реставрация Холостенки, не уверен, что смальта подлинная, но шиферная основа сохранилась хорошо. Все углубления когда-то были заполнены мозаическим набором. Супер! Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 09:43:58 |
|
|
|
|
|
|
крупно: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 09:46:26 |
|
|
|
|
|
|
и еще: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 09:47:27 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Да, это - один из тех самых саркофагов. И он действительно сборный, т.к. шифер сам по себе слоистый материал и вырубить из него, словно из мрамора, просто невозможно. Что касается узоров на боковинах - то здесь этого нет. Но абсолютно точно они были. Или на другом, или на осколках. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 14:20:01 |
|
|
|
|
|
|
Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря в Киеве.
«Того же лъта ( 1070) заложена бысть церквы святого Михаила в манастыръ Вьсеволжи на Выдобычи». Строительство храма затянулось на долгих 18 лет. Его освящение состоялось только в 1088 г. Столь длительные сроки строительства, как и изменения в архитектурном замысле, находят объяснение в исторической ситуации последней четверти XI в. Основателем Михайловского храма, как видно из летописи, был Всеволод Ярославич. В 1078 г. он стал великим киевским князем. Теперь небольшой храм на южной околице Киева, в фамильном монастыре, не мог казаться Всеволоду постройкой, достойной его имени. В результате в первоначальный замысел были внесены коррективы, изменившие архитектуру собора. Пристройка нартекса придала ему необычную вытянутость по линии восток — запад, отчего он стал производить впечатление шестистолпного. В результате архитектурно-археологических исследований Михайловского храма, осуществленных в последние годы, были обнаружены материалы, свидетельствующие о пышном внутреннем убранстве: фрески па стенах, резные шиферные плиты полов, инкрустировавшиеся в древности мозаикой, резные парапеты. 10 июля 1198 года была заложена, а 24 сентября того же года завершена и освящена подпорная стена, удерживавшая древний (заложенный еще отцом Владимира Мономаха) Михайловский собор на осыпающемся берегу Днепра. Строил стену известный мастер Милонег (Петр) на средства киевского князя Рюрика Ростиславича. В 1200г. стена была завершена но скоро она потеряла прочность, и уже в древности обрушилась в Днепр. От собора Выдубицкого монастыря сохранилась только западная половина здания. Несмотря на проведенные здесь раскопки, остается неизвестным, имел ли собор дополнительное членение перед апсидами. В зависимости от этого существуют два варианта реконструкции памятника: с обычными и более вытянутыми пропорциями плана. Лестничная башня в Выдубицком соборе сильно утоплена в тело храма и незначительно выступает наружу. Над сохранившейся западной частью здания надстроена поздняя главка, с востока пристроены новые апсиды и в таком виде хрпм существует по сей день. Кладка с утопленным рядом типична для константинопольских храмов того времени. К кладку включены куски природного камня. Храм действующий, но занят сторонниками Филарета.
Западный фасад. Мозаика над входом - современная работа. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Апреля, 2008 - 18:30:04 |
|
|
|