Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Для сведения всех лиц, заинтересованных в издании словаря.
Публикую письмо Олега Абышко и мой ответ на это письмо.
Костя, здравствуйте!!! Есть прорыв со Словарем. Во-первых, издательство СПбГУ целикоми полностью от него отказалось. Заикин С. П., исполнявший обязанности директора полгода и заинтересованный в проекте, не утвержлен. В июне назначен некто Новиков, вообще далекий от книжных дел. На совещании 23 июня он объявил, что издательство - банкрот, и готово к судебным искам (сам он юрист, это для него в издательстве главное). Ничего издавать, кроме уже проплаченного и планового от факультетов, не будет. Роману Светлову пришлось резко сказать о возврате денег или поиске выхода из этой ситуации. И вот вчера он сказал, что Словарь готова издавать "Амфора", где он в данный момент работает. 2 июля у меня с ними будут переговоры в их офисе. Это, конечно, будет совсем другое издание - тиражом не менее 2000 экз., со всеми иллюстрациями, с широкой продажей по всей стране. Что мне от Вас срочно надо. 1) Ваши телефоны (дом. и моб.) для оперативной связи. 2) Опять бумагу на мое имя, что я представляю интересы авторов и составителей Словаре и Ваше как главного редактора (прежнюю бумагу отнес в СПбГУ, ее уже и не найдут). С издательством СПбГУ я судиться, конечно, не буду, но и платить им 30 тыс. руб. за их неизвестно какую работу над Словарем, тоже не буду - все равно это будет делаться все заново. Поэтому: 3) Мне нужна полная на сегодняшний день эл. версия Словаря (все, что приходило от Вас, начиная с мая, я им уже не отдавал), все шрифты и т. д. Можно послать как по эл. почте, так и по почте. 4) Заново нужны все иллюстрации на диске. Это придется точно выслать по почте. 198332. СПб., пр-т Маршала Жукова, д. 37, корп. 1, кв. 71. На имя Абышко Нэлли Дмитриевны. Иллюстрации нам, скорее всего, не отдадут. Вот такие дела, Костя. Надеюсь, что все у нас получится. Всех Вам благ! Прошу срочно отписаться. Я пока живу на даче с семьей. В городе буду 1 июля вечером. С уважением - ваш О. Л.
Здравствуй, Олег!
Я только вчера вечером вернулся из санатория домой. Если оставить в стороне эмоции, то у меня есть следующие вопросы. 1. Устраивает ли тебя до сих пор прежняя форма нотариально заверенного документа (в виде заявления с прежним текстом)? Если да, то продублировать ее я смогу достаточно быстро, а потом уже скорость доставки будет зависеть от работы почты. 2. Какие нужны иллюстрации (ч/б, цв.) и в каком количестве? Если речь идет о прежних 130, то проблем нет – я их в эл. виде храню. Но если картинок нужно больше, то новый отбор займет один – два дня дополнительно. 3. О каких шрифтах идет речь, я ведь никаких шрифтов не предлагал? У меня есть подборка хороших шрифтов и ее я могу выслать, но нужна ли она?
Тексты словаря посылаю с этим письмом. Мои телефоны прежние: р.т. (3852) 363377, д.т. (3852) 262728, м.т. 89069419839
С наилучшими пожеланиями, Константин Филатов
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Вряд ли можно быстро прочитать почти 700 стр. основного текста и около 100 стр. дополнений. Нет, речь идет только о новых статьях - их примерно на 5 стр. Вот с этими статьями действительно нужно срочно работать.
Вот они:
СКУЛЬПТУРА ГОЛУБЯ - золотая скульптура сидящего голубя, одного из символов Бога-отца. Находилась на верхней оконечности креста Храма Св. Софии в Константинополе. Была обращена на Восток. Скульптура, вероятней, была выполнена из золотых листов, крепящихся на несущем каркасе из металла (как и собственно крест на котором она находилась). Для соблюдения пропорциональности, скульптура, ориентировочно, была выполнена в масштабе 5:1.
Стакта — мыльный порошок.
Малакатарии - кожевенники, дословно «смягчители кожи» в противоположность дубильщикам - вирсодепсам.
МАЛЫЙ ТЕАТР - древнейшее здание города для проведения культурно- массовых мероприятий. Находится чуть восточней Готской колонны, в верхней части холма Акрополя, II городской регион.
Пожалуй, легатарий - это не просто начальник таможни. Это первый заместитель эпарха Константинополя, утверждаемый в должности императором. Докладывал эпарху о прибывающих в город иностранных купцах, осматривал их товары и определял срок и способ их распродажи, составлял список тех товаров, которые эти купцы закупили в Константинополе, следя за тем, чтобы запрещенные к вывозу предметы не могли покинуть империю. Замещая эпарха по важнейшему участку деятельности — регулированию внешней торговли, легатарий также призван был бороться со спекуляцией и с припрятыванием товаров. (По Успенскому и комментариям Сюзюмова к Книге Эпарха).
Легатарий - это многозначное понятие. В Византии так ещё назывался младший офицер в тагме эскувитов, который вместе со своими подчинёнными мог передаваться в распоряжение других военных подразделений или гражданских ведомств:
http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0031(01_07-2004)&xsln=showArticle.xslt&id=a02&doc=../content.jsp
А ещё в римском семейном праве легатарием назывался получатель легата, то есть части наследства, получаемого легатарием не от наследодателя, а от наследника согласно завещанию.
Мафорий - не только короткий плащ с капюшоном, но и длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят (вариант - "мафорион"). Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) - одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным. Взято из Википедии... На картинке - украинская икона сер. XVII в. "Покрова Богородицы".
Метапраты — нарушители монополии константинопольских торговых корпораций, перекупщики.
Мера (metron). 4). Мера вместимости, приблизительно равная 13 метрическим литрам.
Статион - залив с причалом для небольших судов и рыбачьих лодок. То же, что "лимен".
Статмы. Единицы измерения, которые могли выражать как отвлеченное понятие веса и объема, так и конкретные меры, напр., сосуд или гирю. Ангии — кружки, бокалы, в которых подавали вино "распивочно", причем вместимость этого сосуда определялась симпоном и зависела от им же определяемой цены на вино.
Таксеоты – наемные воины особых отрядов в фемах, несущие сменную гарнизонную службу в то время, когда фемное ополчение распускалось по домам. Иногда, впрочем, таксеоты размещались на границе в течение всего года, а перед отправкой туда несли службу в крепостях. Назывались также "таксатами". Взято из комм. Литаврина и Новосельцева к «Об управлении империей» Константина Багрянородного.
Сарацинами в IV в. называлось только племя бедуинов, жившее поблизости от Египта. Так они упомянуты Аммианом Марцеллином.
По поводу сакеллы. Это одна из двух императорских частных касс, но туда не поступали какие-либо ценности, кроме денежных. Возможно, правильнее - сакеллион. Натуральные запасы поступали в вестиарион, который после X в. вытеснил сакеллион: и деньги, и оборудование скапливались в нем. Stoeckle, Zuenfte, S. 147, Doelger, Finanzverwaltung, S. 28. Сюзюмов в комментах к Книге Эпарха ссылается на них.
Сандалия - рыбацкая лодка.
ЛОЖА ПИ - ложа, охватывающая с трех сторон Кафисму и являвшуюся непосредственной частью ее. В плане представляла собой греческую литеру "пи" - отсюда и название. По уровню расположения была ниже собственно Кафисмы, но значительно выше зрительских трибун. Состояла из двух частей, рассеченных ступенями лестницы для победителя, ведущей к парапету местонахождения императора. Оби части соединялись с Кафисмой посредством двух массивных бронзовых дверей, расположенных в ее, Кафисме, северном и южном фасадах, по одной на каждом. Двери закрывались со стороны императорской ложи. К зрительским трибунам проходы отсутствовали. Ложа Пи служила для размещения приближенных более низкого ранга и части гвардии, выполняющих функции внешней охраны.
Лимен - залив с причалом для небольших судов и рыбачьих лодок. Назывался также статионом.
С моим нулевым знанием греческого не рискую транслитерировать, посему оставляю, как взял в комментариях к "Книге Эпарха". Рurjuraerion. 1. Шерстяные, окрашенные пурпуром ткани, считавшиеся ценными влаттиями; 2. Ткани из различных комбинаций шелковых и шерстяных нитей. Вероятно, от erion (шерсть), но возможно и происхождение от aerion, «воздушные», т. е. чрезвычайно тонкие или голубые.
Протостаты - не только воины, но и первые после проэстотов лица из руководства константинопольских корпораций торговцев и ремесленников.
ПУЛЬВИНАР (судейская трибуна) - располагался на западной трибуне Большого ипподрома Константинополя. Служил для размещения судейского состава во время ристаний. В отличие от императорской ложи (кависмы), был смещена к центральной поперечной оси ипподрома. Достоверных изображений пульвинара Большого константинопольского ипподрома нет. Вероятно, в общем, конструкционно соответствовал пульвинару Большого цирка в Риме и представляла собой небольшую трибуну, отделенную от зрительских мест очень высоким парапетом и имеющую отдельный вход с внешней стороны трибуны, с улицы, с целью предотвращения нежелательных проникновений на её территорию. Вход перекрывался массивными металлическими решетчатыми дверными створками. Двускатная крыша, крытая бронзовой черепицей, покоилась на четырех колоннах; главный фасад имел треугольный фронтон.
Индульгенция - налоговая льгота в виде отсрочки платежа до конца индикта. Аммиан Марцеллин указывал, что воспользоваться И. удавалось только богатым людям, а беднякам приходилось платить налоги полностью в самом начале индикта.
Пирриха - военный танец, исполнявшийся вооруженными людьми. Комментарии Ю. Кулаковского к Аммиану Марцеллину.
Скала – лестница, крыльцо. Возм., пристань, специально приспособленная для рыболовецких кораблей. Скалой называлась императорская гавань Буколеон.
Кампан — безмен.
Камара – это не только подвал под сводом, но и вообще помещение под сводом, а иногда - придел к главному помещению. У Константина Багрянородного неоднократно встречается этот термин в значении приделов и сводов над окнами (Vogt, Le livre de сeremоп, I).
Камара - это еще и название маленького селения в византийской Фракии, оттуда был родом муж св. Марии Новой (+ 903) - друнгарий Никифор, который в борьбе с болгарами показал себя с наилучшей стороны, как храбрый и доблестный воин, ввиду чего, решением императора Льва Философа он был послан в Визию в качестве турмарха.
Кроме хориков встречаются еще хориты, как сельские производители продуктов и в более широком смысле - крестьяне вообще.
Комит. В ранневизантийское время, напр., при Констанции II, термин comites (не "comes") означал "оруженосец", но употреблялся и как специальное имя некоторых отрядов германского или вообще варварского происхождения. Напр., у Аммиана Марцеллина.
КОННАЯ СТАТУЯ ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО - бронзовая позолоченная скульптура, установленная у Великого Нимфея в 381 году, в годовщину победоносного сражения с готами под Сирмием. На мраморной базе имелась посвятительная надпись императору от сената и народа. Позже скульптура была органически вписана в сооруженный на месте обветшавшего Нимфея форум Феодосия (Тавра).
КОЛОННЫ ФОРУМА АРКАДИЯ - три императорские посвятительные колонны на форуме Аркадия, являвшиеся его неотъемлемыми элементами : - Феодосия Младшего; - Валентиниана II; - Маркиана. Возведение первой можно датировать 423 годом. Высота каждой составляла примерно пять метров. Колонны несла на себе изображение императоров в натуральную величину, выполненные из бронзы. Погибли в результате обрушения во время одного из землетрясений. Остатки сохранялись еще в середине XVI века.
Патриограф - византийский "краевед".
По поводу вестиариона. Это, по-видимому, не просто хранилище и гардероб, а (в X в.) одна из двух частных императорских касс, которая, в отличие от сакеллиона, имевшего дело исключительно с денежными поступлениями и выдачами, ведала и натуральными: например, снаряжением для походов - паруса, сифоны для греческого огня, цепи для пленных, гвозди и т. п. Для заготовки нужного оборудования требовались деньги, поэтому в кассу вестиариона поступали и некоторые сборы. Впоследствии сакеллион исчез, а вестиарион объединил функции обеих касс.
Вирсодепсы - кожевенники-дубильщики, в противоположность малакатариям - "смягчителям кожи".
Пантаполы – «продающие всё», многочисленные и оборотистые греческие купцы V - VI вв.
Зигии — двучашечные весы, на которых взвешивались дорогие товары: специи, благовония и т. п., - в отличие от безмена-кампана, использовавшегося при торговле продуктами.
Эклект – раб или наемный работник, «отобранный», т. е. выдвинутый на должность надсмотрщика или управляющего в эргастерии.
Экзагий – гиря для взвешивания монет. В переносном смысле - прибыль.
НОВАЯ ЦЕРКОВЬ (ХРАМ В ЧЕСТЬ ИИСУСА ХРИСТА, БОГОМАТЕРИ, ПРОРОКА ИЛИИ, Св. НИКОЛАЯ И АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА) - находилась в юго-восточной части комплекса Большого дворца, I городской регион. Строительству Новой церкви предшествовало расширение пределов территории комплекса Большого дворца вплоть до морских стен над Пропонтидой, что сопровождалось выкупом за крупные суммы частных землевладений. На искусственную терассу, возведенную на новой территории, в частности, был перенесен Циканистр, а на месте старого, в 867 году, развернулось строительство наиболее крупного и роскошного храма из всех возведенных императором Василием I Македонянином (867-886 гг.) в пределах комплекса Большого дворца. Освящен в 881 году. Храм представлял собой крестово-купольную тетраконховую постройку. Т.е. к барабану купола примыкали, с ориентацией на части света, четыре конхи. Т.о., храм носил ярковыраженное обратное влияние армянской архитектуры на греческую. В плане здание представляло собой, вероятней, квадрат. По периметру его опоясывали аркады с колоннами. Эстерьер храма, его внешние стены, были полностью облицованы мраморами. Кровля была выполнена из широких прокованных бронзовых позолоченных полос. Конхи и барабан купола между ними рассекались оконными проемами, закрытыми витражами, и служившими для освещения интерьера. Пол был выполнен из цветных поделочных камней в технике opus sectile ( или, как ее называют ныне "флорентийской мозаики"). Рисунок пола представлял собой геометрические фигуры и изображения животных, а каменные элементы изображений разделялись прокладками из черненного серебра. По периметру opus sectile, вдоль стен, шел широкий мозаичный бордюр из смальты. Все полы были покрыты роскошными, т.н. молельными, коврами, в чем тоже ясно видно восточное влияние. Стены интерьера были облицованы мрамором, швы плит которых были проложены не только серебром, но и золотом, а каждая стена, в дополнение, имела по периметру еще и декоративную рамку из этих благородных металлов. Ближе к подкупольному пространсту мрамор уступал место мозаикам, занимавших всю их верхнюю часть, включая аркады, опиравшиеся на колонны, потолок и подкупольное пространство. Мозаики представляли собой иконы Спасителя, Богородицы, пророка Илии, Св. Николая и Архангелов Михаила и Гавриила на золотом фоне. Пространство аркад было задрапировано шелковыми занавесями. Мраморный алтарь был полностью покрыт листовым серебром со вставленными многочисленными драгоценными камнями и перегородчатыми эмалями по золоту. Алтарная преграда, ее колоннада, ступени перед алтарем и кресла в его пределе были выполнены из серебра и богато изукрашены узорами и каменьями. Весь архитрав алтарной преграды был золотой. Кроме драгоценных камней его также, как и алтарь, украшали эмали по золоту. В алтарном пределе хранились реликвии, связанные с пророком Илией. Двери для нартекса были взяты из сгоревшего и невосстановленного Большого здания сената на форуме Константина и, первоначально, являвшихся главными храма Дианы в Эфесе. На литых барельефах створок была изображена Гигантомахия работы скульптора Апеллеса, IV в. до Р.Х. Перед нартексом располагался прямоугольный обширный двор, охваченный портиком, который имел, в частности, южные ворота, ведущие в сторону Нового Циканистра. Во дворе была установлена статуя Асклепия со змеей в руке, незадолго до этого по указанию Василия I, перемещенная в Малое здание сената на форуме Августеон. Кроме Новой церкви и портика, в комплекс входили два фонтана, располагавшиеся с северной и южных сторон храма. Северный фонтан был выполнен из резного сагарийского мрамора. Южный - из египетского порфира, либо красного египетского гранита. На внешней стороне чаши были вырезаны изображения драконов. Центральный источник был выполнен в виде огромной шишки с многочисленными отверстиями, через которые испускалась вода. По периметру чаши, по ее краям, находились беломраморные колонки, охваченные сверху бронзовым венком. На венке находились бронзовые же изображения петухов, козлов и баранов. И колонки, и венок, и изображения животных также имели водопропускные отверстия и испускали струи в чашу. Остальную территориию Старого Циканистра занял дендропарк - Месокипий (Срединный сад), в котором была представлена уникальная коллекция растений из всех уголков известного тогда мира. В 1204 году, после захвата Константинополя латинянами, храм подвергся беспощадному разграблению, включая мраморное покрытие стен, полов и кровлю. Тем не менее, после освобождения Города в 1261 году, само здание сохранилось хорошо и было включено императором Михаилом VIII Палеологом (в Константинополе 1261-1282гг.) в список немногих объектов получавших субсидию на восстановление из казны. Разумеется, полностью восстановить прежнеее великолепие не удалось. В османский период, ориентировочно в XVI веке, здание было превращено турками в пороховой склад, который взорвался от попадания молнии в XVII веке.
Кюлистария — склад товаров, предназначенных для выдачи в качестве подарков, в т. ч. важным иноземцам.
Дата рождения сомнительна. Уже в 1159 г. Кылыч-Арслан совершил нападение на Мануила II около Икония. 1161-1162 гг. Кылыч Арслан приезжал в Константинополь, где ему был устроен торжественный прием императором. В любом случае султан был активным «субъектом международных отношений» уже в конце 50-х - начале 60-х гг.
Бракхиаты – название вспомогательного военного отряда. Т. к. brachium по-латыни - часть руки от локтя до кисти, то у бракхиатов были, по всей видимости, какие-то особые браслеты на запястьях (Lyd. De magistr. I.46). Аммиан Марцеллин указывает, что они нагоняли страх уже одним своим видом, но не отличались особенной верностью и за высокую плату их можно было склонить к чему угодно. Банников А. В. Позднеримские auxilia. http://ancientrome.ru/publik/bannikov/bann01.htm#t020
Офон. 1. Льняная ткань; 2. Простая нижняя рубашка; 3. Покрывало, которым окутывали тело покойника. Одно из агиографических сочинений описывает, как некий грабитель хотел воспользоваться одеянием, в котором была похоронена девушка. Он откопал гроб и сначала снял с мертвой саван, потом «мафорион», но когда стал снимать и офон, обнажая мертвую, девушка вдруг встала и дала грабителю пощечину, от чего он навсегда лишился зрения.
Рипарии, рипариолы – поселенцы, проживавшие по берегам пограничных рек. За земельный надел несли погранслужбу. В. Т. Сиротенко. История международных отношений в Европе во второй половине IV – начале VI в. Пермь. ПГУ. 1975. С. 174.
Корнуты – «рогатые», отряд вспомогательных войск, которых так называли, возможно, из-за защитного гребня на шлеме. Принимали участие в операциях имп. (тогда - цезаря) Юлиана (Отступника) в Галлии против алеманов. Голдсуорти А. Во имя Рима. «Транзиткнига». Москва, 2006. http://www.roman-glory.com/03-07-01
Комментарии Ю. Кулаковского к Аммиану Марцеллину: "Должность нотария возникла от должности придворного стенографа. Константин Великий учредил schola notariorum, высшую императорскую канцелярию, первый чин в которой назывался primicerius, а второй – tribunus ас notarius. Нотарий в качестве должностного лица занимал весьма высокое положение и по поручению императора направлялся в провинции для контроля и руководства деятельностью чиновников, особенно в вопросах судопроизводства. Выполняли нотарии и дипломатические функции".
Гипогир — зауженное книзу платье. В гипогире изображен Никифор Вотаниат на известной миниатюре.
По поводу "факиолидов". Нашел еще такое: Факиол — тюрбан. Патриарх Александрийский Тимофей (середина V в.) получил прозвище 'белотюрбанный'. Судя по изображениям александрийских патриархов (Кирилла и Афанасия), факиол покрывал голову наподобие чепца. Известно, что в IX в. тюрбаны носила болгарская знать. Слово «факиолии» могло означать также женский платок.
И, кстати, нужно включить в список авторов Вячеслава Николаевича (еще бы его фамилию узнать). Он сделал уже больше для словаря, чем замыкающая тройка.
Вячеслав Николаевич, сообщите нам свою фамилию.
|
|