Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Ну как?... [Страниц (25): первая страница « 7 8 9 [10] 11 12 13 » последняя страница
movedПродолжение темы (перемещена)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ - колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.).
Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших.
Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.
Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.
Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.
-------
Это с изменениями

(Добавление)
Филин
Вячеславу Николаевичу сбросил запрос.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:22:38
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Иерусалимский крест – колоссальный каменный крест на горе Голгофе в Иерусалиме, возведенный после 420 г. в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.). Поводом для его водружения послужило видение Креста в небе над священным городом и проявление его на одеждах всех наблюдавших это явление. Согласно замыслу архитекторов, горе была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе возвышался Крест, выше всех зданий и даже городских стен. Монумент напоминал о Распятии Христа и символизировал Божественную победу над смертью. Этот памятник был уничтожен персами при участии иудеев, после взятия Иерусалима в 614 г. войсками шаха Хосрова II. Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим, но затем вновь уничтожен арабами и иудеями после 638 года. Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий Иерусалимский крест, а также следы террас на холме.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 13:47:29
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
Сойдёт
----
Статья byzantofil a, которую не могу найти. Дублирую:

Храм Св. Полиевкта

Возведенн в VI веке Аникией Юлианой.
Тесно связан, как композиционно (общая конструктивная идея), так и на уровне декоративной программы с Храмом Св. Софии. Возможно, что часть мастеров, занятых при строительстве Св. Полиевкта, позже привлекалась Юстинианом для работы в Св. Софии.
Здание храма находилось приблизительно в центре византийского города, на середине пути от восточной оконечности мыса Акрополя к Феодосивым стенам, и на полпути между Золотым рогом и Мраморным морем. Рядом расположены акведук Валента и колонна Маркиана.
Перед храмом располагался большой мощеный мрамором атриум.
Пол самого храма был приподнят на 5 метров выше уровня земли, сохранились нижние ступени массивной лестницы, ведущей из атриума в нартекс. Две колоссальные фундаментные стены делили храм на три нефа. Сверху на этом основании располагались две пары экседр с изображениями распустивших хвосты павлинов. Расположенные друг напротив друга, полукруглые экседры была обрамлена арками, несущими посвятительную надпись. Фрагменты их сохранились. Перекрытый арочным сводом подземный ход вел из нартекса в расположенную под алтарем храма сводчатую крипту. В нее также можно было попасть из алтаря по двум лестницам.
Алтарь храма был возведен на прямоугольной каменной платформе, выравнивающей перепад рельефа на месте храмовой площадки.
Амвон, согласно древней традиции, располагался под куполом в центре храма. Над амвоном возвышался опирающийся на экседры широкий купол, снаружи купол церкви был вызолочен.
Скульптурный декор храма содержит широкий репертуар сасанидских мотивов, экзотических, натуралистических и геометрических орнаментальных форм, т.к. начало строительства храма падает на период правления императора Анастасия (491–518), во время которого интенсивно развиваются отношения с Сасанидами и происходит активное проникновение иранских мотивов через торевтику и ювелирное искусство в византийскую культуру.
Храм был украшен мозаикой, известно, что в нем существовала мозаичная композиция с изображением крещения Константина Великого расположенная над главным входом в нартекс (большое число фрагментов мозаики было найдено при раскопках, но только немногие из них способны составить представление о декоративной схеме и иконографии. Большая часть представляет группу черно-белых кусочков, есть вариации с зеленым, красным и желтым цветами. Самый большой фрагмент мозаики имеет размер 0.47х0.52 м. Среди изображений есть часть лицевого письма. Так же обнаружены осколки плит облицовки из мрамора и порфира.
К северо-западному углу нартекса примыкают фундаменты большого здания, возможно, баптистерия.
К 526 году, еще до завершения строительства юстиниановского храма Св. Софии, церковь Св. Полиевкта являлась самой большой и представительной постройкой не только столицы, но и Восточной империи.
К 520-м годам храм уже стоял на своем месте на протяжении трех поколений, хотя датировка начала строительства спорная (в нижнем слое распопа фундаментов большинство найденных монет относится к годам правления Юстина I (518—527)). Церковь образовывала часть дворца Аникии, и являлась своего рода фамильным монументом (посвятительная надпись указывает на то, что строительство было начато еще бабкой Аникии, Евдокией), делом чести и гордости всей семьи. Кроме того, церковь была назиданием потомкам императоров, напоминая о том, как Аникии удалось превзойти выскочку-крестьянина Юстина и его племянника Юстиниана. Такая трактовка во многом подтверждается сообщением Григория Турского о том, как Аникия перехитрила Юстиниана, покушавшегося на ее богатства. Она тратит и вкладывает их все в строительство и украшение своей церкви, а затем приглашает императора ее посетить. Придя же в храм Юстиниан понял, что ему будет очень трудно обокрасть мученика [Gregorius ep. Turonensis, Miraculum lib.1 de gloria martyrum 102].
Дальнейшая судьба храма достаточно темна. Сын Аникии Юлианы, Олибрий, оказывается замешанным в восстании Ника в 532 г., за что Юстиниан изгоняет его из столицы, попутно конфисковав его имущество. Но уже в следующем году он возвращен и ему возвращается вся собственность. Он не имеет наследников по мужской линии, ничего не известно о владельцах дворца и об использовании храма после него.
Из документов известно, что в X–XI вв. церковь еще существовала и использовалась.
К XII веку храм, по-видимому, окончательно пришел в упадок. Здание разбиралось на строительные материалы новых построек, spoila из храма Полиевкта можно видеть в южной церкви монастыря Пантократора. Два пилона веницианцы вывезли после 1204 года и установили их на площади Сан Марко, назвав, правда, столбами из Акры.
В ходе раскопок 1965 года обнаружено множество фрагментов резного камня: три стенные панели с резным изображением Христа, Богоматери и восьми апостолов,капители колонн, фрагменты экседр, осколки каменных оконных рам (ныне - в Археологическом музее Стамбула).
-----
Статья "тяжёлая" даже после того, как я её урезал.



Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 14:10:11
ald


Куропалат


Цитата:
Вряд ли можно быстро прочитать почти 700 стр. основного текста и около 100 стр. дополнений. Нет, речь идет только о новых статьях - их примерно на 5 стр. Вот с этими статьями действительно нужно срочно работать.


Конечно каждый все не пересмотрит. Но можно пересчитат по словам что есть и что еще неть.

Цитата:
Известно, что в IX в. тюрбаны носила болгарская знать.


На Волге или на Дунае? На Дунае. Если реч идет о ответах папа Николоя, где он говорить о ligatura lintei - ligatura переводится по словарям
http://www.linguaeterna.com/vocabula/list.php?letter=L
1) перевязка (in vitibus Pall);
2) повязанный амулет Aug;
3) связка, пучок (uvae Vlg);
4) (в спортивной борьбе) хватка, обхват (ligaturis corporis certare Ambr).

Реч идет о льняныя перевязка. Но изображения неть. В Менелогия Василий ІІ есть шляпы похоже на руские княжеские короны, а у Скилица шляпы красные как на иконах Бориса и Глеба.
На Волге можно - они приняли ислам и можно арабская традиция дала отражение.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 09 Октября, 2009 - 21:53:29
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Я учту это замечание. Тюрбаны дунайским болгарам надевать не будем.

Нужно еще 20 - 30 статей подготовить, чтобы довести их общее количество до 4000.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 12 Октября, 2009 - 07:32:45
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Ну вот и все. В словаре 4000 статей. Материал собран и отправлен в "Амфору"... Ждем... Плановый срок выхода словаря из печати - осень 2010 года.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 15 Октября, 2009 - 09:33:26
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Всем, кому интересна сдьба Византийского словаря.

Особенно прошу diodoros'а внимательно прочитать это сообшение!

Публикую свежую переписку с Олегом Абышко.
________________________________________

Здравствуйте, Константин!
Пересылаю Вам письмо от редактора "Амфоры" - весьма интересное.
Скажу сразу, что я полностью с ним согласен - богословская часть очень слабая, т. е. Словарь не сможет по своим качествам продаваться и на православном рынке, а это, однако, большая часть рынка.
Прошу внимательно прочитать письмо, и главное - добавить нужные статьи (только не на рабоче-крестьянском уровне!!!).
Это надо сделать быстро.
Всё остальное мы поправим здесь.
С уважением - Олег Абышко

-------- Пересылаемое сообщение --------
08.12.09, 16:37, "Игорь Степанов" :


Олег, добрый день. Пишет Вам Степанов Игорь, редактор "Амфоры", по поводу Византийского словаря. Начну с названия. Словарь не просто толковый и не именно толковый , поскольку сочетает принципы энциклопедического и толкового - статьи разные по размеру и по форме подачи материала. Причем акцент сделан на истории (события, этносы, персоналии, топонимы, материальная культура). Поэтому предлагаю назвать книгу просто "Византийский словарь" или "Византийский исторический словарь". И акцент на истории, и по охвату материала, и по подаче - главное преимущество словаря. Слабая сторона - богословие: слишком общие, некорректные с православной точки зрения формулировки, слишком краткие, сжатые дефиниции, что странно на фоне развернутых исторических статей. Поэтому, помимо всех технических требований, которые необходимо соблюсти и о которых мы с Вами говорили при встрече (сокращения, ударение, языковые пометы - греч., лат., евр., хотя бы это, если уж не будет отсылок), надо привест
и в соответствие с принятыми нормами статьи, касающиеся богословских понятий: Жертвенник (не "покрывалом", а покровцами и воздухом), Исихазм ("учение о путях соединения с Богом" - слишком расплывчато, прежде всего практика мистического богопознания, состоящая в "умном делании" - "сведении ума в сердце", Иисусовой молитве (текст молитвы). Иисусова молитва способствует восприятию Бога в Его энергиях, "нетварных энергиях" - благодатных действиях Божиих, позволяющих человеку сокровенным образом приобщаться Божеству при различении непостижимой Сущности Божией и доступных человеку нетварных энергий Божественной сущности), Канонизация (не "Церковным", а Архиерейским или Поместным собором), Обожение (слишком общие определения - "соединиться с Богом", "растворение в Боге", "доступность Бога человеческой душе", только в отношении Христа справедливо выражение "соединение Божественной и человеческой природы", природа, или сущность Бога непознаваема, Божество открывается только в нетварн
ых энергиях Его сущности - отсылка к Исихазму и Григорию Паламе), Откровение ("о Страшном Суде и тысячелетнем царстве Божием" (порядок обратный, после тысячелетнего царства - воскресение мертвых и Страшный Суд), Отцы Церкви (пояснить - "однако к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени", в православной традиции ряд О.Ц. заканчивается преп. Иоанном Дамаскиным, У111 век), Паремия ("избранное место из Ветхого или Нового Завета" - только Ветхого, содержащее прообраз того, о чем говорится в Новом), Парусия (не только "присутствие", но и Второе пришествие Христа), Патристика ("совокупность богословских доктрин о Церкви" - не говорится ни о Священном Предании, ни о аскетике (о том, что содержится в "Добротолюбии"), "патристическая" литература - "святоотеческая"), Престол ("стол, закрытый покрывалом"), Туринская плащаница ( не именно Туринская, а просто Плащаница, такая статья уже есть, "подлинность подтверждена... исследованиями" - неверно, Т.пл. датируется Х11
1 веком, отношение Православной церкви к этому "артефакту" неоднозначное). Мне кажется, надо также дополнить статьи: Антипасха ( о Фомином воскресенье), Епифания (прежде всего Богоявление), Икона (о типах икон), Мощи, София ( о православном понимании "Софии - Премудрости Божией"). Включить - Благодать, Дух, Душа, Нетварные энергии, Сердце, Ум, Усия (природа, сущность),еще раз просмотреть все статьи, касающиеся православного богослужения, из персоналий - пропущен Никита Исповедник, игумен Мидикийский.
Вот те соображения, о которых я лишь упомянул при встрече. Остальное - техническая сторона и т.п. - в рабочем порядке, когда будут утверждены основные параметры издания и установлены сроки.
Всего доброго, с уважением, И.С.

_____________________________


Здравствуйте, Олег!

Ну что тут скажешь… Нас критикуют за то, чего мы не сделали, чего, впрочем, и не обещали. Мы изначально делали популярный словарь, дающий общие представления об основных сторонах жизни Византии. На «энциклопедичность» мы не замахивались, поскольку сам круг наших авторов не позволяет нам ставить перед собой подобные задачи. Скромность в данном случае неизбежна. Нет среди нас профессиональных богословов. Но с другой стороны ничего плохого в предложении углубить текст статей, относящихся к духовной проблематике я не вижу. Есть у нас на форуме некто под ником diodoros, явно изучавший богословие в вузе. Ему и предложу подключиться к нашему общему делу.

С уважением,
Константин Филатов
__________________________________


Итак, богословы в ружье! Кто может подключиться - участвуйте в последнем "мозговом штурме". А Родина, естественно, не забудет своих героев...


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 16 Декабря, 2009 - 06:32:54
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Ё-мое (это самое мягкое, что могу сказать)! Похоже, нас отсылают на цензуру-редактуру к святым отцам. Типа: будете в Москве - загляните к патриарху. пусть он благословит. При таком подходе неуверен. что словарь вообще выйдет, либо в нем будут уже совсем другие авторы.

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 16 Декабря, 2009 - 08:28:05
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Я тоже был несколько удивлен свежим взглядом редактора. Но... на то он и редактор. У него, видимо, свои представления о степени православной грамотности широких слоев населения. Я то грешным делом специально "покровцы" на "покрывала" изменял, для ясности читающей публики. Оказалось, что был не прав...

Но ничего катастрофического я в этом предложении не вижу: поправим и дополним, коли редактор настаивает.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 16 Декабря, 2009 - 08:40:55
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
Avtor

Ничего страшного: пусть правят. Лишь бы к осени Словарь увидел свет.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Декабря, 2009 - 21:28:00
Геннадий


Куратор
Откуда: Москва
ICQ

Филин

А что сейчас с иллюстрациями? Мне тут Александр Вачков сказал, что он готов предоставить бесплатно некоторые свои реконструкции византийцев.

-----
С уважением,
Геннадий

Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 17 Декабря, 2009 - 23:48:18
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


христич

"Прикол" в том, что богословско-церковные статьи редакция предлагает править нам самим. Поэтому срочно нужно подключать к работе какого-нибудь богослова. Diodorosa, например. Я ему приглашение к работе в личку заслал, но ответа пока нет.

Геннадий

По иллюстрациям никакой новой информации нет, поскольку редакция к верстке еще не приступала. Новые картинки можно послать или Абышко или в "Амфору". Они должны быть черно-белыми, достаточно высокого разрешения и с подписями - к какой статье иллюстрация.


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 18 Декабря, 2009 - 06:08:54
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Самый прикол в том, что редактор, похоже, считает византийское православие идентичным современному

Если авторы словаря будут пропагандировать византийское богословие, то православные читатели их просто побьют. Во-первых, за ересь, а во-вторые, за то, что непонятно пишут.

Надо бы список опубликовать, какие статьи надо написать или переписать. Может быть, какие-либо темы окажутся знакомыми кому-то из присутствующих.



(Добавление)
Житие Никиты Мидикийского издавалось в 2001 г. в Индрике:

http://www.libfl.ru/newbnp/2003-05/2-text.htm

Там есть вводная статья.

Можно ещё и вот это использовать:

http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5514

только сократить и стиль сделать более нейтральным.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 19 Декабря, 2009 - 03:09:43
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


a_e_g

Цитата:
Надо бы список опубликовать, какие статьи надо написать или переписать. Может быть, какие-либо темы окажутся знакомыми кому-то из присутствующих.


Верно, это поможет бысто внести дополнения и исправления в тексты.

Филин

Цитата:
Нас критикуют за то, чего мы не сделали, чего, впрочем, и не обещали. Мы изначально делали популярный словарь, дающий общие представления об основных сторонах жизни Византии.


Абсолютно верно Вы им заметили. Я не вижу смысла в том, чтобы усилить богословскую часть словаря, ведь у нас не сугубо богословская тема или церковно-историческая. Мы даем общие сведения, а не информацию узкой направленности, что просто может сделать наш словарь бесконечным...


(Отредактировано автором: 19 Декабря, 2009 - 11:26:30)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Декабря, 2009 - 11:25:25
ald


Куропалат


Мне кажется, что Игорь Степанов хочет сделать им "Византийский словарь" - "Православный словарь". К сожелению империя уже неть, а то, что в прошлое всегда история.
Конечно то, что начли, надо и закончит. Мне кажется, что легче будет если для дополнения возмем кое-что из уже наличних словарей, которые ест в Google Books:

Слова для поиск: словарь церковный

Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка 1847
Императорская академія наук (Руссиа)

http://books.google.com/books?id=msgGAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9&lr=&ei=nIQuS9v4N5TcyASqmMmEBA&cd=4#v=onepage&q=&f=false

Церковный словарь Петр Алексеевич Алексеев 1816

http://books.google.com/books?id=gsYaAAAAYAAJ&printsec=frontcover&dq=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9&lr=&ei=nIQuS9v4N5TcyASqmMmEBA&cd=6#v=onepage&q=&f=false

Словарь церковно-славянского языка‎ Александр Христофорович Востоков 1861
http://books.google.com/books?id=C8gGAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9&lr=&ei=nIQuS9v4N5TcyASqmMmEBA&cd=7#v=onepage&q=&f=false

Словари церковно-славянские, но для богословских понятия мне кажется будут в пользе.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 20 Декабря, 2009 - 23:22:00
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Ну как?... [Страниц (25): первая страница « 7 8 9 [10] 11 12 13 » последняя страница
movedПродолжение темы (перемещена)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0145 ]   [ Gzip выкл. ]