|
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Все мнения и предложения наших коллег вполне разумны на мой взгляд. Но отвергнуть напрочь запрос редактора «Амфоры», наверное, было бы неразумно.
Может быть a_e_g тогда возьмется "довести до ума" статьи богословской тематики? Я готов их при необходимости корректировать в литературном плане, но в роли богослова выступать не могу, просто не хватит мне необходимых знаний.
Нужно написать или отредактировать, прежде всего, следующие статьи:
Умное делание, Обожение, Патристика, Епифания, Душа
Ну и остальные статьи по церковной тематике посмотреть.
Последнюю версию словаря я пришлю на e-mail.
Как Вам, a_e_g , такое предложение?
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 07:57:56 |
|
|
|
Avtor
Проэдр Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Цитата:Нужно написать или отредактировать, прежде всего, следующие статьи:
Жертвенник, Исихазм, Иисусова молитва, Нетварные энергии, Умное делание, Канонизация, Обожение, Откровение, Отцы Церкви, Паремия, Парусия, Патристика, Престол, Туринская плащаница, Плащаница, Антипасха, Епифания, Икона, Мощи, София, Благодать, Дух, Душа, Усия, Никита Мидикийский, Аскетика, Священное Предание, Проэресий.
Ну и остальные статьи по церковной тематике посмотреть. |
Да они там офонарели, право слово!!! Как Вы себе представляете объем и сроки предполагаемых "уточнений"? В конце концов, издательство подряжалось выпустить эту книгу за деньги. Не более того |
|
Всего записей: 633 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 10:46:38 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Avtor
Не все так однозначно. Спонсорский взнос был, но очень небольшой по нынешним временам. Далекий от такой суммы, базируясь на которой мы могли бы диктовать свои условия. И к тому же достался этот взнос не "Амфоре", а издательству О.А. Объем "уточнений" в общем указан, а срок - 1 месяц. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 12:45:45 |
|
|
|
Avtor
Проэдр Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Цитата:Спонсорский взнос был, но очень небольшой по нынешним временам. Далекий от такой суммы, базируясь на которой мы могли бы диктовать свои условия. |
Ну, тогда они будут нам выкручивать руки и другие части тела. Имеют право... |
|
Всего записей: 633 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 13:22:21 |
|
|
|
|
|
|
Филин В чём конкретно заключается редактирование вышеперечисленных статей? Если они требуют капитальной редакции, то в каком плане? |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2009 - 15:03:04 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
христич
Все что мне известно на эту тему изложено в письмах Степанова и Абышко. От нас требуют "солидных", богословски точных определений и толкований теологических и церковных терминов.
Вижу, что впрягаться в работу богословы не спешат, поэтому начинаю делать то, что смогу своими силами. А там уж, кто может, пусть сделает лучше...
___________________________________________
Никита Мидикийский – византийский церковный деятель, борец против иконоборчества, преподобный, исповедник. Дата рождения неизвестна, умер в 824 г. Выходец из благочестивой семьи, проживавшей в городе Кесарии, в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. Мать Никиты умерла на восьмой день после его рождения, и вскоре его отец принял монашеский постриг. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет Никита прислуживал в храме и находился в послушании у отшельника Стефана. Повзрослев, Никита, по благословению своего наставника отправился в Мидикийский монастырь, игуменом был святой Никифор. Через семь лет добродетельной жизни в этом небольшом монастыре, славившемся строгостью устава, Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек. После кончины святого Никифора, насельники обители Никиту своим игуменом, прославившегося на этом посту многочисленными чудесами и исцелениями. В те годы, в правление императора Льва V Армянин (813 – 820 гг.) в империи усилилась иконоборческая ересь, ужесточились гонения на святые иконы, православных епископов изгоняли с кафедр и отправляли в ссылку. Император, призвав к себе игуменов византийских монастырей (среди которых оказался и Никита Мидикийский), лично склонял их к ереси, но многие предпочли верность Богу. В числе твердых приверженцев Православия Никита и еще целый ряд настоятелей монашеских обителей были брошены в темницу. Там Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных. Через некоторое время император пообещал даровать им свободу, при условии вступления прощеных игуменов в церковное общение с тогдашним еретическим патриархом Константинопольским – Феодотом I Мелиссином Каситерой (815 – 821 гг.). Никита первоначально не хотел идти на уступку, но его товарищи по несчастью умолили его согласиться на Причастие от иконоборческого патриарха. Уступив их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все последующие уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины Льва V. В заточении Никита неоднократно совершал чудеса силой своей молитвы. Через четыре года после освобождения, преподобный Никита умер, и тело его было с почестями погребено в Мидикийском монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику. День памяти преподобного – 3 апреля по церковному календарю. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Декабря, 2009 - 06:02:38 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Пожалуй, лучше я читать, то, что уже есть, пока не буду, а напишу некоторые статьи сам. А Филин решит, как с ними поступить: или оставит как есть, или скомпонует из двух версий одну. Это на его усмотрение.
Если надо будет потом ещё что-то дописать, я допишу. Сейчас выложу уже готовые статьи.
(Добавление) Престол - четырехсторонний стол на четырех столпах посредине алтаря христианского храма, предназначенный для совершения евхаристии. Его покрывают две священные одежды: срачица - нижняя одежда, символизирующая плащаницу, которой было обвито тело Христа при погребении, и индития - верхняя одежда из того же материала, что риза священника, а иногда и из чеканного серебра. Срачица при освящении храма обвязывается версием в память об узах Христовых. Престол символизирует небесное место селения Господа Вседержителя, а также гроб Христов. Только священнослужителям позволяется касаться престола, а также проходить между престолом и царскими вратами или между престолом и горним местом. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз. Под престолом полагается часть святых мощей в память о древнем обычае совершать литургию на гробницах мучеников.
(Добавление) Жертвенник - стол в алтаре христианского храма, предназначенный для совершения проскомидии. Проскомидией (приношением) называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Небесной и земной Церкви Христовой .
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 23 Декабря, 2009 - 13:55:11 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Отцы Церкви - церковные писатели, которые признаются продолжателями дела святых Апостолов на основании следующих признаков: святость жизни, ортодоксальность учения и признание Церкви. Святость жизни предполагает, что свои проступки они искупили пред Господом подвигом покаяния, молитвы и доброделания. Ортодоксальность учения означает допустимость в трудах Отцов Церкви погрешностей в тех истинах, которые не были на тот момент определены Церковью и потому могли быть изъясняемы по-разному и обсуждаемы. Но вместе с тем не должно быть погрешностей. упорствования против ясного определения истины всей Церковью. Признание Церкви в силу её непогрешимого авторитета и служит гарантией ортодоксальности учения. Предложенный католиками признак древности учения Восточная Церковь отвергает, хотя исторически сложилось так, что хронология восточных Отцов Церкви ограничена VIII в.н.э.: Ориген, Евсевий Памфил, Антоний Великий, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Макарий Великий, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский, Кирилл Александрийский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. Святоотеческие творения составляют важную часть церковного Предания наряду с другими памятниками церковной письменности, такими как церковные каноны, постановления соборов и т.д.
(Добавление) Филин Да-да, конечно . Литературные изменения можете делать любые. Это всего лишь минимум, который я посчитал необходимым написать.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 23 Декабря, 2009 - 14:45:46 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Откровение - проявление Высшего Существа в нашем мире(теофания) с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. Откровение получается отдельными лицами для распространения. В собственном смысле оно обязательно для каждого верующего лишь в случае признания авторитетом Церкви. Откровения же частного характера являются допустимыми или рекомендуемыми за их назидательность. В христианстве различают три главные степени Откровения и соответствующие им памятники: подготовительное (Ветхий Завет), центральное (Новый Завет) и окончательное, связанное с исходом мирового процесса. Для последнего даны лишь предварительные общие указания в символической форме, выраженные в книге Откровения (Апокалипсис). Средневековые эсхатологические ожидания породили лжеучение о наступлении окончательного Откровения, основанное на ошибочных толкованиях Апокалипсиса.
(Добавление) Канонизация - утверждение Церковью умершего подвижника благочестия и веры в качестве святого посредством особого постановления высшей церковной власти. Для канонизации необходимо, чтобы кандидат был известен своей совершеннейшей жизнью, оказал великие услуги Церкви и почитался достойным молитвенного чествования со стороны своих живых собратьев по вере. В раннем христианстве святыми почитались ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы, а также мученики. Особых постановлений тогда не издавалось: их имена с ведома епископа вносились в диптихи и синодики, а день кончины объявлялся церковным празднованием. Почитание было местным, в каждой епархии имена святых со временем переносились в особые сборники (менологии или месяцесловы). Вселенское почитание апостолов и мучеников и установление в их честь церковных праздников засвидетельствовано с IV в. С этого же времени к святым начинают причислять высших иерархов Восточной Церкви, прежде всего патриархов Константинополя. Святые из прославленных своими духовными подвигами монахов первоначально почитались местно, а со временем могли достичь и вселенского признания. Поместные иерархи канонизировались в меньшей степени. Даже такие Отцы Церкви, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский получили вселенское утверждение в святости только в конце IX-начале X вв., при императоре Льве VI Премудром. Причислялись к святым также прославленные в благочестии и церковной деятельности члены императорских фамилий. Прежде всего это равноапостольные Константин и Елена, а также императорские жёны (Феодора, Пульхерия и Феофано). Император Василий II в XI в. издал общий менологий святых, чтимых по всей Византийской империи. Право канонизации местных святых принадлежало епископу епархии, общецерковными святые признавали патриархом при участии собора иерархов Церкви.
(Добавление) Филин У меня опечатка в статье Престол:
Срачица при освящении храма обвязывается версием в память об узах Христовых
Должно быть "вервием", это такая верёвка.
(Добавление) Антипасха - первое воскресенье после Пасхи, в Неделю о Фоме. Как обновленное воспоминание о Пасхе в восьмой день, знаменует вечную радость христиан о Воскресении Христовом. Название Антипасхи связано с тем, что в день восьмой Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в том числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения. Согласно правилу 66 VI Вселенского Собора верующим надлежит в этот день радоваться и торжествовать о Христе посредством псалмов, пений и песен духовных.
(Добавление) Мощи - оставшиеся по смерти нетленными тела святых христианской церкви. Почитались святыней ещё во времена раннего христианства. Места погребения мучеников становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. Подобный обычай сохранился и в Восточной Церкви. Почитание мощей основывается на церковном учении о высоком назначении христианских тел как храмов Святого Духа и об их участии вместе с душами в бессмертии. 7-ое правило VII Вселенского собора определило извергать из должности епископа, освятившего храм без мощей. Что и утвердило каноничность учения о почитании мощей. Ересью в Восточной Церкви полагается как непочитание мощей, так и воздание им чести, приличной одному Богу. Таким образом, мощи чтятся наравне с иконами.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 23 Декабря, 2009 - 15:10:36 |
|
|
|
Сергей
Патрикий Откуда: Екатеринбург
|
|
|
|
Цитата:между престолом и горним местом | могут проходить не только священнослужители, но и лица, благословленные священнослужителем для прислуживания при совершении богослужения (церковнослужители (пономари и чтецы)).
Могу написать статью "Паремия".
Филин: За чем же дело стало, Сергей? Пиши, конечно!
Отредактировано куратором: Филин, 24 Декабря, 2009 - 06:48:15 |
|
Всего записей: 482 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 23 Декабря, 2009 - 20:55:22 |
|
|
|
|
|
|
О св. престоле (я не понял зачем он так не называется и отличается от других престолах в статия) - он в православнах храмах освещается от епископа (в католических не делается) - он омывается с св. воды, помазывается с св. миро и одеваетсвя в св. покривки. на св. престол стоит антиминис (вместопрестолие), напрестольный крест, кандило ... Хорошо в конце дабавит: См. тоже синтрон. Сопрестолие (горное место) тоже находится в альтар и в его середине трон епископа. И так как мый добавляем богословских елементах, то посмотрите и в Апостол: Кол. 1:16 - реч идеот об один и 9 ангелских обрзах.
Лучше посмотрите в славарях, на которых обратил внимание. Из за терминология мне трудно писать на русском.
О Апокалипсиса - Новый завет включает как каноничный только откровение Йоана Теолога из всех остальных, которые встречались во всей пределах Византии.
(Отредактировано автором: 23 Декабря, 2009 - 23:15:56)
----- ALD |
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 23 Декабря, 2009 - 23:15:05 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Никита Мидикийский – византийский церковный деятель, борец против иконоборчества, преподобный, исповедник. Дата рождения неизвестна, умер в 824 г. Выходец из благочестивой семьи, проживавшей в городе Кесарии, в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. Мать Никиты умерла на восьмой день после его рождения, и вскоре его отец принял монашеский постриг. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет Никита прислуживал в храме и находился в послушании у отшельника Стефана. Повзрослев, Никита, по благословению своего наставника отправился в Мидикийский монастырь, игуменом был святой Никифор. Через семь лет добродетельной жизни в этом небольшом монастыре, славившемся строгостью устава, Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен. Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек. После кончины святого Никифора, насельники обители Никиту своим игуменом, прославившегося на этом посту многочисленными чудесами и исцелениями. В те годы, в правление императора Льва V Армянин (813 – 820 гг.) в империи усилилась иконоборческая ересь, ужесточились гонения на святые иконы, православных епископов изгоняли с кафедр и отправляли в ссылку. Император, призвав к себе игуменов византийских монастырей (среди которых оказался и Никита Мидикийский), лично склонял их к ереси, но многие предпочли верность Богу. В числе твердых приверженцев Православия Никита и еще целый ряд настоятелей монашеских обителей были брошены в темницу. Там Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных. Через некоторое время император пообещал даровать им свободу, при условии вступления прощеных игуменов в церковное общение с тогдашним еретическим патриархом Константинопольским – Феодотом I Мелиссином Каситерой (815 – 821 гг.). Никита первоначально не хотел идти на уступку, но его товарищи по несчастью умолили его согласиться на Причастие от иконоборческого патриарха. Уступив их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все последующие уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины Льва V. В заточении Никита неоднократно совершал чудеса силой своей молитвы. Через четыре года после освобождения, преподобный Никита умер, и тело его было с почестями погребено в Мидикийском монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику. День памяти преподобного – 3 апреля по церковному календарю.
Престол – 1) четырехсторонний стол на четырех столпах посредине алтаря христианского храма, предназначенный для совершения евхаристии. Его покрывают две священные одежды: срачица – нижняя одежда, символизирующая плащаницу, которой было обвито тело Христа при погребении, и индития – верхняя одежда из того же материала, что риза священника, а иногда и из чеканного серебра. Срачица при освящении храма обвязывается вервием в память об узах Христовых. Престол символизирует небесное место селения Господа Вседержителя, а также гроб Христов. Только священнослужителям позволяется касаться престола. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз. Под престолом полагается часть святых мощей в память о древнем обычае совершать литургию на гробницах мучеников; 2) трон монарха или патриарха.
Отцы Церкви (святые Отцы) – церковные писатели, которые признаются продолжателями дела святых Апостолов на основании следующих признаков: святость жизни, ортодоксальность учения и признание Церкви. Святость жизни предполагает, что свои проступки они искупили пред Господом подвигом покаяния, молитвы и доброделания. Ортодоксальность учения означает допустимость в трудах Отцов Церкви погрешностей в тех истинах, которые не были на тот момент определены Церковью и потому могли быть изъясняемы по-разному и обсуждаемы. Но вместе с тем не должно быть погрешностей. упорствования против ясного определения истины всей Церковью. Признание Церкви в силу её непогрешимого авторитета и служит гарантией ортодоксальности учения. Предложенный католиками признак древности учения Православная Церковь отвергает, хотя исторически сложилось так, что хронология восточных Отцов Церкви ограничена VIII в. от Р.Х.: Ориген, Евсевий Памфил, Антоний Великий, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Макарий Великий, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский, Кирилл Александрийский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. Святоотеческие творения составляют важную часть церковного Предания наряду с другими памятниками церковной письменности, такими как церковные каноны, постановления соборов и т.д.
Жертвенник – стол в алтаре христианского храма, предназначенный для совершения проскомидии (первой части литургии), на которой чрез особые священнодействия из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии. При этом совершается поминовение членов Небесной и земной Церкви Христовой.
Откровение – проявление Высшего Существа в нашем мире (теофания) с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует. Откровение получается отдельными лицами для распространения. В собственном смысле оно обязательно для каждого верующего лишь в случае признания авторитетом Церкви. Откровения же частного характера являются допустимыми или рекомендуемыми за их назидательность. В христианстве различают три главные степени Откровения и соответствующие им памятники: подготовительное (Ветхий Завет), центральное (Новый Завет) и окончательное, связанное с исходом мирового процесса. Для последнего даны лишь предварительные общие указания в символической форме, выраженные в книге Откровения (Апокалипсис). Средневековые эсхатологические ожидания породили лжеучение о наступлении окончательного Откровения, основанное на ошибочных толкованиях Апокалипсисов: канонического (от Иоанна Богослова) и апокрифических.
Канонизация – «подчинение правилу, узаконивание»; утверждение Церковью умершего подвижника благочестия и веры в качестве святого посредством особого постановления высшей церковной власти. Для канонизации необходимо, чтобы кандидат был известен своей совершеннейшей жизнью, оказал великие услуги Церкви и почитался достойным молитвенного чествования со стороны своих живых собратьев по вере. В раннем христианстве святыми почитались ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы, а также мученики. Особых постановлений тогда не издавалось: их имена с ведома епископа вносились в диптихи и синодики, а день кончины объявлялся церковным празднованием. Почитание было местным, в каждой епархии имена святых со временем переносились в особые сборники (менологии или месяцесловы). Вселенское почитание апостолов и мучеников и установление в их честь церковных праздников засвидетельствовано с IV в. С этого же времени к святым начинают причислять высших иерархов Восточной Церкви, прежде всего патриархов Константинополя. Святые из прославленных своими духовными подвигами монахов первоначально почитались местно, а со временем могли достичь и вселенского признания. Поместные иерархи канонизировались в меньшей степени. Даже такие отцы Церкви, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский получили вселенское утверждение в святости только в конце IX – начале X вв., при императоре Льве VI Премудром. Причислялись к святым также прославленные в благочестии и церковной деятельности члены императорских фамилий. Прежде всего, это равноапостольные Константин и Елена, а также императорские жены (Феодора, Пульхерия и Феофано). Император Василий II в XI в. издал общий менологий святых, чтимых по всей Византийской империи. Право канонизации местных святых принадлежало епископу епархии, а общецерковный статус они получали после их признания патриархом при участии собора иерархов Церкви.
Антипасха – первое воскресенье после Пасхи, в Неделю о Фоме. Как обновленное воспоминание о Пасхе в восьмой день, знаменует вечную радость христиан о Воскресении Христовом. Название Антипасхи связано с тем, что в день восьмой Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым Своим явлением апостолам, в том числе апостолу Фоме, осязанием язв Господа удостоверившемуся в действительности Его Воскресения. Согласно 66-ому правилу VI Вселенского собора верующим надлежит в этот день радоваться и торжествовать о Христе посредством пения псалмов и песен духовных.
Мощи – оставшиеся по смерти нетленными тела святых христианской Церкви. Почитались святыней еще во времена раннего христианства. Места погребения мучеников становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение. Подобный обычай сохранился и в Восточной Церкви. Почитание мощей основывается на церковном учении о высоком назначении христианских тел как храмов Святого Духа и об их участии вместе с душами в бессмертии. Седьмое правило VII Вселенского собора определило извергать из должности епископа, освятившего храм без мощей. Что и утвердило каноничность учения о почитании мощей. Ересью в Восточной Церкви полагается как непочитание мощей, так и воздание им чести, приличной одному Богу. Таким образом, мощи чтятся наравне с иконами.
Иисусова молитва – обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию c испрошением оставления грехов и освобождения из ада. Самая ее краткая форма: «Господи, помилуй». Полная форма Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Православные миряне используют её для противостояния искушению, а монашествующие в качестве средства духовного совершенствования и созерцания Бога. Непрестанное творение Иисусовой молитвы является обязанностью каждого монаха, в знак чего постригаемому в монахи вручаются четки. Согласно трактату «Против мессалиан» Варлаама Калабрийского, окончательная версия молитвы принадлежит Григорию Паламе.
Паремия – притча, иносказание; отрывок из Священного Писания Ветхого либо Нового Заветов, читаемый на богослужении и содержащий пророчество о празднуемом событии, либо прославляемом лице. По мысли святителя Василия Великого, паремия – значит «припутное» – то, что должно быть неким указателем пути для человека, наставлять его для должного прохождения жизненного пути. Количество паремий, использующихся за одним богослужением, бывает разным. Например, на вечернях под праздники, которым церковный устав назначает службу от полиелея до Всенощного бдения (в эту группу можно отнести и некоторые двунадесятые Господские и Богородичные праздники), бывает три паремии; на вечерне в навечерие Рождества Христова назначается для чтения восемь паремий, а в навечерие Богоявления Господня – тринадцать. В Великую Субботу Страстной седмицы устав назначает чтение пятнадцати паремий; связано это, в первую очередь с тем, что в древности во время чтения этих паремий в баптистерии совершалось крещение оглашенных. Так же паремии читаются на вечернях, шестом часе и Литургии Преждеосвященных Даров в период Великого поста, на великих часах в навечерия Рождества Христова и Богоявления и на царских часах в великую пятницу Страстной седмицы. В традиции Греческой Церкви паремии объединялись в одну книгу под названием «Профитологий», а на Руси сборник паремий носил название «Паремийник». В современном богослужении паремии включаются в состав служебной Минеи и Триоди. Паремиями византийцы называли также любые нравоучительные изречения.
Аскетика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Источником аскетики является святоотеческий духовный опыт, то есть познания христианских аскетов, прошедших путь возрождения человеческого естества. Аскетика опирается на письменные свидетельства подвижников, передавших свой опыт для следующих поколений христиан. При этом аскетика не исчерпывается изучением человеческой реальности, но раскрывает взаимодействие человека с нетварной Божественной благодатью, раскрывает основание этого взаимодействия, как в человеческой воле, так и в воле Божественной. Она выявляет сверхъестественное содержание христианского подвига, учит видеть в нем присутствие Божие. Рассматривая христианский подвиг как живое сотрудничество и взаимное действие Бога и человека, аскетика неразрывно связана с догматическим богословием, раскрывающим основы Богопознания.
Парусия – 1) термин, обозначающий в Новом Завете явление Господа Иисуса во Славе при конце времен. Знаменательно, что слово парусия переводится с греческого языка и как «пришествие», и как «присутствие». Такая двойственность указывает на то, что парусия понималась не только эсхатологически, но и мистически, как пребывание Господа в мире с момента Его первого явления. В таком двойном смысле употреблено слово парусия в одном из самых ранних посланий апостола Павла (1 Фес. 2:19; 3:13). Духовный смысл благовестия о парусии заключается в том, что каждый человек с момента явления Христа на земле должен пребывать в постоянной готовности предстать перед Господом. К этой готовности призывают многие евангельские притчи (о талантах, о десяти девах, о «тати в нощи»); 2) одно из трех основных требований (наряду с филофронесисом и гомилией) греческого античного и византийского эпистолярного искусства, предполагавшее, что каждое искусно написанное письмо должно создавать у адресата иллюзию присутствия автора.
Нетварные энергии – благодатные действия Божии, позволяющие человеку сокровенным образом приобщиться Божеству, открывающие Бога тварному миру. По сути дела, эти энергии – Премудрость Божия. Согласно православному вероучению, хотя Сущность Божия остается абсолютно непостижимой для тварного человека, нетварные энергии Божественной Сущности ему доступны и дают ему возможность обожения. Святитель Григорий Палама учил об единой числом, но многообразной в своих явлениях миру нетварной энергии, общей для всей Пресвятой Троицы. Догмат о непостижимом различии в абсолютно простом Божестве сущности и энергии был принят на Константинопольском соборе 1351 г. и выразил принципиальное отличие Православия от римско-католической версии христианства, поскольку в католичестве, признающем лишь нетварного Бога и тварный мир, отсутствует учение о нетварных энергиях и присущая этому учению богословско-мистическая глубина.
Дух – 1) наименование разумной, волевой силы (энергии), присущей личному существу: Богу, ангелу или человеку. Согласно христианской антропологии, дух, наряду с телом и душой, является одним из качеств человеческой природы, выражая высшие свойства человека как личности, наделенной самосознанием, совестью, свободой воли и творческими способностями. В христианской традиции различение духа, души и тела восходит к апостолу Павлу, который понимал дух как нематериальную часть человеческой природы, которая связывает человека с Небесным миром. При этом дух мыслился апостолом Павлом, а за ним и отцами Церкви, не в качестве иной субстанции по отношению к душе, но в качестве высшего аспекта единой духовности человеческого существа – вершины души, способной соприкасаться с Божией благодатью; 2) наименование существа небесного мира (ангела или демона). Признание реальности добрых и злых духов, их влияние на людей и необходимости их различения является одной из важнейших составных частей православной традиции.
Усия – «сущность, природа»; понятие, которое в богословии Пресвятой Троицы выражает сущностное единство Бога, в отличие от понятия «ипостась», выражающего три личностных начала единой природы Божией. В православном богословии усия не мыслится вне Ипостасей как отвлеченно-общая их природа. Поскольку христианство учит о личностно-духовной, а не безлично-субстанциональной единосущности Бога, то каждое Божественное Лицо представляется как находящееся в полноте общения и любви с двумя другими, передающее им свою природу и получающее от них полноту их сущностей, что определяет живое личностное единство Троицы.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 24 Декабря, 2009 - 06:31:11 |
|
|
|