|
|
|
|
Avtor
Проэдр Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Митрофан I – византийский епископ в 307 – 314 годах. Имеется в виду города Византия? И что, больше о нем сказать нечего?
По цепи Золотого Рога получилось очень хорошо.
(Отредактировано автором: 31 Января, 2008 - 13:50:45) |
|
Всего записей: 633 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 13:48:44 |
|
|
|
al-rumi
Спафарокандидат Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Яков Бозский - последний номинальный латинский император, герцог Андрии. |
|
Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 14:27:09 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Мне о Митрофане I более ничего неизвестно. В доступной мне литературе кроме самого факта существования этого епископа я более ничего не обнаружил. А византийский он именно потому что в Византии сидел.
По Якову Бозскому я внес уточнения в статью Афинское герцогство. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 14:32:11 |
|
|
|
|
|
|
Филин Может про Митрофана написать - епископ Византия? Просто в Византийском словаре не сразу поймешь, что имелось в виду, а словарь популярный, значит расчитан и на неподготовленного читателя.
----- С уважением, Геннадий
|
|
Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 14:48:41 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Так и поступим с Митрофаном.
Митрофан I – епископ Византия в 307 – 314 годах. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 14:58:19 |
|
|
|
|
|
|
Филин Датировка материала - 26 января 2008 года, 16-45. Ничего страшного.
(Добавление) Филин Жду вариант словаря после проверки.
К статье ЗОЛОТОЙ РОГ, по поводу цепи: часть цепи сохранилась и является экспонатом Морского музея Стамбула. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 15:08:52 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Кто-нибудь может объяснить, что происходит со словарными статьями на форуме? Половина не открывается... |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 15:14:24 |
|
|
|
Avtor
Проэдр Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Цитата:К статье ЗОЛОТОЙ РОГ, по поводу цепи: часть цепи сохранилась и является экспонатом Морского музея Стамбула. |
Именно потому, что видел такую фотографию, я и вспомнил об этой цепи. Еще ряд замечаний по статьям: Ахелой На мой взгляд, гораздо более известна одноименная река в Болгарии, впадающая в Черное море. Там в 917 г. болгары разбили византийцев (о чем говорится в статье. "Болгаро-византийские войны"). Наверное, во избежание путаницы, стоит по крайней мере упомянуть и об этой реке-тезке. Сиагрий - человек он. конечно, был очень интересный, но какое отношение имел к Византии? А нужна ли эта статья вообще? Сирмий - современная Сремска-Митровица в Сербии. СпафарокувикулариИ - евнухИ... (оба слова нужно дать во множественном числе. Стратигемы - имеется еще одно написание: стратАгемы. Сфенда - на юго-восточной оконечности ипподрома, а в статье "Ипподром" - на юго-западной, что правильно. Помнится, я об этом уже писал. Ох, чувствую, что можно накопать еще немало замечаний, но, как говорится: "Язви в душу, ноют пальцы" (с)... P.S. Перед Яковом Бозским снимаю шляпу. |
|
Всего записей: 633 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 15:23:31 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Ахелой – 1) самая значительная и полноводная река в Греции протяженностью 220 километров. Берет начало в горах Пинда и впадает в Патрасский залив; 2) река в Болгарии, впадающая в Черное море. На ее берегу болгары разгромили в сражении византийцев в 917 году.
В словаре довольно много материала по Западной Римской империи, после падения которой все ее государственное наследие юридически отошло Константинополю. А Сиагрий был крупной фигурой последнего периода империи на Западе.
Сремску- добавил к Митровице.
Спафарокувикуларии – евнухи при царской опочивальне, несшие вооруженную охрану.
Стратагемы добавил, хотя мне такой вариант нигде не встречался.
Сфенда – юго-западная оконечность Большого ипподрома в Константинополе. Представляла собой скамьи, расположенные в виде полукруглого амфитеатра с внешним радиусом 58,75 метра, напротив поворота беговой дорожки. Сфенда была возведена на массивном кирпичном основании и облицована мраморными плитами. В верхней части находился сквозной портик в виде стоящих полукругом в два ряда колонн, перекрытых массивными мраморными архитравами под черепичной кровлей. Первоначально это была часть общего портика, охватывавшего трибуны по периметру в ранневизантийский период. В то время собственно над сфендой высились двадцать семь пар колонн. К 1453 году количество стоящих там колонн сократилось до тридцати семи. После 1533 года оставшиеся элементы портика были использованы турками в своих постройках. Основание сфенды сохранилось до наших дней.
Часть цепи также добавлена.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 15:39:43 |
|
|
|
Avtor
Проэдр Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Цитата:Стратагемы добавил, хотя мне такой вариант нигде не встречался. |
А мне, честно говоря, до сих пор наоборот! |
|
Всего записей: 633 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 15:50:04 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Ай, правда Ваша. Стратегемы-то через "е" надо писать. Исправил.
Стратегемы (стратагемы) – военные хитрости, необычные тактические приемы ведения боевых действий; обязательный объект исследования в римских и византийских трактатах о военном искусстве. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 16:01:08 |
|
|
|
|
|
|
Филин Получил последнюю версию Словаря.
В Хронологии есть два, еще раз повторяю, замечания:
- "...но незначительного греческого города Византий...",- слово "незначительного" нало убрать. Для этого региона он был одним из самых крупных. Достаточно посмотреть территорию, которую он занимал и то, какое значение ему придавали борющиеся стороны во время гражданских войн в римский период. И потом, не забывайте, как Септимий Север отстроил город. Посмотрите мое фото западной трибуны в подразделе "ИППОДРОМ" и комментарий к нему;
- "...439 год - сооружение стен Феодосия в Константинополе...",- надо - 448 год. Эта дата фигурирует в некоторых статьях и соответствует факту: возведение внешней линии стен (внутренняя закончена в 423 году), боевого парапета и системы рвов.
(Добавление) Avtor Спасибо за СФЕНДУ: в Словаре просмотрел.
(Добавление) Филин А у меня открываются нормально.
(Отредактировано автором: 31 Января, 2008 - 21:05:55) |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 20:59:51 |
|
|
|
|
|
|
Филин Виноват, цепь в ВОЕННОМ, а не в Морском музее. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 23:03:01 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Христич, убейте все файлы, что Вы от меня когда-либо получали. Все Ваши правки были внесены своевременно. Сегодня вечером пришлю последнюю выверенную версию.
Последние (пока) добавления.
Мелург (мелод, мелопий) – композитор, автор духовной музыки. Мелурги появились в Византии во второй половине XIII века, что было связано с утверждением нового калофонического стиля в церковных песнопениях. Мелурги, в отличие от гимнографов более ранних времен, перестали считать пение лишь второстепенным звуковым подспорьем для украшения текстов и придавали мелодии важное самостоятельное значение. В Палеологовский ренессанс творцы духовной музыки вышли из тени поэтов, а музыка стала играть в песнопениях главенствующую роль.
Калофонический стиль – «прекраснозвучная» певческая манера исполнения духовных песнопений, которая вошла в византийский церковный обиход со второй половины XIII века, после освобождения Константинополя от полувековой латинской оккупации. Калофонический стиль зародился как праздничный, радостно-эмоциональный напев, отражавший настроение населения возрожденной Византийской империи и надолго сохранился в греческой церковной музыке. Если в более ранние времена в литургической традиции строго соблюдался принцип «один слог – один звук» и музыкальное сопровождение текста песнопения было не более чем звуковой оберткой, ритмическим обрамлением слов, то в калофонических произведениях мелодия стала превалировать над словесным содержанием.
Хирономия – «рукоправление»; система особых дирижерских жестов, с помощью которых руководитель византийского церковного хора (протопсалт, доместик) общался со своими певчими. В ходе песнопения протопсалт вычерчивал руками в воздухе знаки музыкальной нотации, определявшими темп и высоту звучания звука, а певчие должны были мгновенно реагировать на эти знаки.
Иоанн Глика – афонский протопсалт, выдающийся византийский мелург (композитор духовной музыки) второй половины XIII века, учитель прославленных мастеров-мелургов Иоанна Кукузеля и Ксена Короны. Иоанну Глике приписывается авторство небольшого трактата о ладотональной системе октоиха.
Иоанн Кукузель – святой, прославленный автор духовной музыки (мелург) начала XIV века, монах афонской лавры. Сохранилось «Житие святого Иоанна Кукузеля», переведенное на русский язык еще в первой половине XVIII века, а также «Краткая история об Иоанне Кукузеле, аскетствовавшем в монастыре Лавры на Святой горе».
Ксен Корона – знаменитый византийский мелург (композитор) начала XIV века. Имел брата Агафона, который также занимался сочинением духовной музыки. Ксен был другом прославленного мелурга, святого Иоанна Кукузеля, вместе с которым он в конце XIII века на Афоне обучался песнопениям у выдающегося теоретика духовной музыки и педагога Иоанна Глики.
Акоп Карабнеци – видный армянский церковный деятель, настоятель монастыря Санаин в сане вардапета, равнозначном архимандриту. В 1065 году был отправлен армянской церковью в Константинополь для ведения полемики с греческими богословами. Не победив их, Акоп перешел на сторону греческого Православия и подписал соглашение о соединении армянской и греческой церквей. Узнав об этом, бывший армянский царь Гагик немедленно явился в Константинополь и порвал соглашение, заверенное Акопом Карабнеци, сказав при этом: «Таких вардапетов в Армении много, а царь только один». Тем самым Гагик отказался признать соглашение Акопа как мнение всего духовенства Армении. После этого Акоп Карабнеци больше не возвращался на родину и умер в Эдессе.
Гагик II Багратуни – армянский царь Ани из династии Багратидов в 1041 – 1045 годах, сын Ашота III Храброго. Коронован в 1041 году после смерти слабовольного и трусливого царя Ованеса Смбата, брата Ашота III, завещавшего свое царство Византийской империи. Поскольку армяне не спешили исполнять завещание покойного Ованеса Смбата, византийский император Константин IX Мономах попытался завоевать Анийское царство силой. После нескольких неудачных осад Ани, византийцам с помощью провизантийских заговорщиков-армян, в числе которых оказался и армянский католикос Тер-Петрос, удалось заманить Гагика II в Константинополь якобы на переговоры, где армянский царь был немедленно арестован. Император силой принудил его в 1045 году передать византийцам армянское царство вместе со столичным городом Ани. Взамен Гагик получил земельные владения на территории империи в Каппадокии. В 1080 году Гагик был убит византийцами. Ликвидировав армянское царство, Константин IX тем самым уничтожил преграду, защищавшую Восток империи от непосредственного контакта с кочевниками и дорога туркам-сельджукам в малоазийские владения Византии оказалась открытой.
Гагик – армянский царь Вананда (Карса) в 1029 – 1065 годах, передавший в 1065 году свое царство Византии в обмен на имперский титул и владения в Малой Азии на территории империи. Убит греками в 1081 году.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 01 Февраля, 2008 - 05:35:50 |
|
|
|
|
|
|
Филин Все получил и сделал. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Февраля, 2008 - 12:30:08 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
В словаре ровно 3600 терминов на 645 страницах. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 01 Февраля, 2008 - 14:19:27 |
|
|
|
|
|
|
Филин То, о чем так долго грозился, свершилось. Жду дальнейших ЦУ к действиям.
(Добавление) Филин Стена Анастасия находится в 65 км. от Константинополя. По поводу 40 км - это упоминает Васильев, но он говорит о верстах (верста - чуть более 1066 метров). Тогда по его прикидкам получается около 42 км. На самом деле, повторяю, - 65 км.
(Добавление) Филин не хочу быть назойливым, но опять напомню о статье ЗОЛОТОЙ РОГ, и о том, что оговорился, назвав местонахождение цепи в Морском музее. Она (сохранившаяся часть) - в Военном. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Февраля, 2008 - 20:32:43 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Длинные стены (Стена Анастасия) – система оборонительных сооружений, построенная при императоре Анастасии в 512 году для защиты столицы от вражеских вторжений. Они шли от Мраморного моря до Черного в 65 километрах от Константинополя и имели протяженность в 420 стадий (около 80 километров). Конечными пунктами длинных стен были города Силимврия на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) и Деркос на берегу Понта (Черного моря). Эти стены не поддерживались в оборонительном состоянии и поэтому, как правило, не играли никакой роли при нападении внешних врагов на столицу империи.
За цепь - извините. "Вылетела из головы". Исправлено.
Кстати, не стоит ли добавить к статье Варанга, что непосредственным поводом отказа византийских императоров от услуг русских наемных воинов стал их бессмысленный пьяный бунт против Никифора III Вотаниата около 1080 года? Дебоширы ломились во дворец и стреляли в императора из луков, но были вытеснены дворцовой стражей и блокированы в некоем дворе. Протрезвев (как сообщает Васильевский) русские просили у императора прощения, и никаких суровых наказаний никто не понес, однако все русские воины были сосланы в провинциальные гарнизоны для продолжения службы подальше от столицы империи. Заодно из Константинополя были высланы все находившиеся там русские купцы, паломники и даже арестанты (Олег "Гориславич").
Несколько подправлена статья Русь.
Русь (Русская земля) – государственное образование восточных славян в IX – XIII веках. Летописная традиция связывает начало Руси с призванием Рюрика и его братьев в 862 году. Князь Рюрик стал править в славянском Новгороде (с Новгородом времен Рюрика ассоциируется так называемое «Рюриково городище»), а его преемники взяли под свою власть «путь из варяг в греки» – речные торговые магистрали от Белого до Черного моря. Подавив сепаратизм местных славянских племен, русские князья в IX веке создали государство с центром в Киеве. Кроме столицы, первоначальными центрами нового обширного государства были Новгород и Чернигов, имелись и менее значительные города: Вышгород, Полоцк, Изборск, Любеч, Вятичев, Смоленск, Гнездов, Седнев. Более поздние русские летописные своды позволяют точнее наметить границы древней Русской земли. По данным XI – XII веков, в состав Русской земли, кроме названных городов, входили Переяславль, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были бывшие племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, некоторые земли уличей и вятичей. В ходе объединения различных племен первоначально этническое понятие «русь» стало наименованием правящего дружинного слоя государства, во главе с князем, а затем распространилось на все земли, находившиеся под властью русского государя и стало наименованием страны (Киевской Руси). Принадлежность к русской земле дала имя древнерусской народности, стала основой понятия «русский». Первое достоверное известие о Руси сохранилось в так называемых «Бертинских анналах» епископа Труа Пруденция Галиндо, где сообщается о посольстве императора Феофила (822 – 842 гг.) к императору Людовику Благочестивому. Посольство было принято в Ингельгейме 18 мая 839 года. В составе посольства находились послы «народа Рос», прибывшие в Византию от своего повелителя – кагана. Посольская миссия в Константинополь, судя по всему, увенчалась успехом. Феофил просил Людовика помочь росам вернуться домой, так как путь был перекрыт варварским народом (венграми). В 860 году состоялся первый набег русских на Константинополь. 18 июня 860 года русы, приплыв на 360 кораблях, осадили город, что вызвало панику среди населения, которую удалось прекратить только усилиями патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). 25 июня русские воины по неизвестной причине сняли осаду и отбыли на родину. В более поздних сочинениях сообщается о чуде Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого установлен церковный праздник, отмечаемый только в Русской Православной Церкви. После 860 года Фотий послал на Русь своего епископа, итогом миссии которого стало так называемое «Первое крещение Руси» к 867 году. Об отношениях Руси с Византийской империей в X веке свидетельствует император Константин Багрянородный (911 – 959 гг.) в своем сочинении «Об управлении империей» («De administrando imperio»), а также договоры Руси с Византией X века и сообщения русских летописных сводов XI – XII веков. В 941 году русский князь Игорь предпринял морской поход на Византию во главе десятитысячного войска. Армия и флот империи в то время воевали с арабами. Император приказал срочно отремонтировать имевшиеся в гавани Золотой Рог корабли и вооружить их «греческим огнем», с помощью которого русский флот был сожжен. Лишь нескольким ладьям во главе с Игорем удалось прорваться и уйти. В 944 году Игорь повторил поход, но на этот раз до боя дело не дошло. Был заключен мирный договор, по которому Игорь получил от Византии дань, а взамен обязался не пускать хазар в Крым. В 967 году, как сообщает византийский историк Лев Диакон, по приглашению императора Никифора II Фоки, великий киевский князь Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Затем в союзе с венграми и печенегами Святослав вел войну в Болгарии против Византийской империи в 970 – 971 годах, закончившуюся подписанием мира. Император Василий II (960 – 1025 гг.) в критический момент восстания полководца Варды Фоки обратился за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, и русский шеститысячный военный корпус сыграл решающую роль в разгроме войск мятежника. За этим последовало взятие русскими Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия II и Константина VIII (962 – 1028 гг.), а затем крещение Руси в 988 году. Вместе с христианской верой на Русь пришла богатейшая византийская культура, многообразное византийское искусство – храмовая архитектура, искусство мозаики и фрески, искусство церковного пения, христианские книги. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь же избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 году были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике. Северное Причерноморье стало областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению государственности на Руси. В результате временного ухудшения русско-византийских взаимоотношений в 1043 году состоялся последний русский поход на Константинополь, закончившийся полной катастрофой. Флот, на котором перебрасывалась армия сына князя Ярослава Мудрого Владимира и воеводы Вышаты, был сожжен «греческим огнем». Восемьсот русских воинов были захвачены в плен и по приказу императора Константина IX Мономаха ослеплены. Затем до 1115 года между Киевом и Константинополем сохранялись тесные дружественные связи, заключались династические браки, члены семьи киевского князя путешествовали в Константинополь, ширилось паломничество. Неожиданно в 1116 году войска русского великого князя предприняли поход против Византии на Дунай. Киевский великий князь Владимир Мономах даже попытался удержать за собой несколько византийских городов на Дунае, но безуспешно. Мирные отношения были, вскоре восстановлены и сохранялись почти до середины XII века, когда в сороковых годах этого столетия Русь оказалась втянутой в конфликт между Венгрией и Византией. В 1145 году киевский князь Изяслав прогнал греческого митрополита, и только ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, став великим князем, вернул Русскую Церковь под византийское верховенство. В шестидесятых годах XII века наметился союз между Византией и Киевской Русью. Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественные связи с империей, вступила в союз с Венгрией и оказала поддержку знаменитому авантюристу Андронику Комнину (1182 – 1185 гг.). Постепенно в тесные отношения с империей втягивались, кроме Киева, и другие русские города: Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Полоцк, Перемышль. В XI – XII веках сложились и окрепли культурные русско-византийские связи, которые оставили глубокий след в духовном развитии Руси. Падение Константинополя в 1204 году и завоевание европейских владений империи латинянами временно нарушило нормальное развитие русско-византийских отношений. К началу XII века, в результате объединительной политики русских великих князей, «Русской землей», наряду с исконной Русью, считались земли всех славянских племен, населявших Восточную Европу. В начале XIII века русскими землями стали называться преимущественно северо-восточные территории Древнерусского государства: Ростово-Суздальского княжества и Новгородской республики. После монголо-татарского завоевания 1237 – 1241 годов название «Русь» закрепилось за этой территорией, хотя в памятниках XIII – XIV веков оно встречается и со значением более широким, для всех земель восточных славян. С XIII века и позднее, когда связь между различными территориями бывшего Древнерусского государства сильно ослабла, и появились новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь. Центр русской государственности из Киева был перенесен во Владимир, а затем в XIV веке – в Москву. В XV веке усиливающаяся Московская Русь стала продолжателем духовных и государственных традиций Византийской империи, сокрушенной турками, великий князь московский Иоанн III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, и стал первым из русских государей именоваться царем.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 04 Февраля, 2008 - 06:30:13 |
|
|
|