Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Текущая информация по словарю [Страниц (16): первая страница « 6 7 8 [9] 10 11 12 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


О Статуе Асклепия. Я ничего не понимаю. И в моем вордовском файле и в соответствующем разделе словаря на форуме, выставленного с этого файла, имеется именно Вероя (Алеппо). Почему у Вас Берос - ума не приложу. Закончите проверку я Вам новую версию словаря отправлю.

По форумам правки сделаны.

Форум (forum) – первоначально рынок в Риме и других латинских городах, затем – главная площадь, центр общественно-политической жизни. По периметру форумы украшались портиками, арками и скульптурами; на них выходили фасады важнейших административных зданий и храмов наиболее почитаемых богов. Форумы имелись во всех без исключения городах римской империи. В Константинополе важнейшими были форумы: Августеон (с выходящим на него фасадом сената и Святой Софией), Константина, Феодосия, Быка и Аркадия. В ранневизантийское время форумы вновь стали использоваться для рыночной торговли, однако Августеон – главный форум Византийской столицы, всегда оставался свободным от базарной суеты.

Форум Аркадия – площадь в Константинополе на холме Ксиролоф (Сухой холм), открытая 435 году первоначально как форум Феодосия, по имени правящего государя Восточной империи. Площадь была построена вокруг великолепной высокой колонны, установленной еще императором Аркадием в 403 году, которая и дала прижившееся название площади.

Форум Быка – площадь в Константинополе по триумфальной дороге, в южной части города, к западу от Форума Константина. Место получило свое наименование от бронзового быка, который служил для сожжения преступников живьем. Согласно Кедрину, этот бык был привезен из Пергама, и представлял собой печь, в которой был сожжен мученик Антипа. Форум Быка был местом судилища преступников, и Юлиан Отступник сжег там многих христиан. Печь существовала до времени Фоки. Сменивший его на троне Ираклий переплавил быка в оболы (медные монеты). По другим данным, печь существовала до VIII века включительно.

Форум Константина – вторая по важности после Августеона площадь Константинополя, вымощенная мраморными плитами. Находилась в юго-восточной части города. На площади был сенат, несколько церквей, в центре ее находилась порфировая колонна, к которой примыка¬ла часовня Святого Константина.

Форум Феодосия (Форум Тавра) – одна из крупнейших константинопольских площадей, находившаяся юго-восточнее акведука Валента. Сооружена на месте Великого Нимфея при императоре Феодосии I (379 – 395 гг.). На форуме стояла триумфальная колонна, поставленная Феодосием I в память его побед над варварами и украшенная рельефными изображениями, поднимавшимися спиралью снизу доверху. Саму площадь окружал портик с двумя арками, украшенными статуями. К форуму примыкали триумфальная арка Феодосия и бани Тавра (позже переименованные в Софиевы), а также ряд важнейших административных зданий. Обиходное название площади дали бронзовые бычьи головы, украшавшие триумфальную арку императора Феодосия I. При императоре Феодосии II (402 – 450 гг.) на площади была установлена его статуя. Во второй половине IX века на форум Феодосия был переведен с Амастриана городской конский рынок, там же велась торговля рыбой. До наших дней сохранились элементы и барельефы триумфальных арки и колонны, а также арки портика.

В Халке изменения внесены.

Халка – парадный вестибюль Большого дворца, пол которого был вымощен мрамором, а купольная крыша покрыта позолоченными медными листами, отсюда и название. Строительство этого здания было начато в 324 году при императоре Константине I (306 – 337 гг.), единолично правившем Римской империей в 324 – 337 годах. Интерьер был богато украшен мозаиками и каменными плитами редких пород. В середине центрального зала, под куполом, лежала плита из порфира (рота) – место императора во время торжественных церемоний. В 941 году на этой плите император Роман I (920 – 944 гг.) сжег все долговые расписки константинопольцев. Халка не однажды страдала во времена бунтов константинопольской черни, в том числе в 498 году против императора Анастасия I (491 – 518 гг.) и в 532 году против императора Юстиниана I (527 – 565 гг.). Юстиниан I позже восстановил это здание в еще большем блеске, украсив мозаиками его полы и потолки. Вероятно, к этому же периоду относится появление чудотворного надвратного образа Христа в Халке, уничтоженного императором-иконоборцем Львом V (813 – 820 гг.), но позже восстановленного монахом-иконописцем Лазарем в середине IX века. В правление императора Василия I (866 – 886 гг.) Халка вновь была отреставрирована и стала служить местом заседаний императорского суда. В июне 913 года в Халке произошел бой между мятежниками во главе с полководцем Константином Дукой и дворцовой гвардией. В 959 году триклиний использовали для прощания с почившим императором Константином VII (911 – 959 гг.). От площади Августеон Халку отделяли большие железные врата, также именовавшиеся Халкой, внутренние малые медные ворота вели на территорию Большого Дворца. Над воротами Халки первоначально имелась надвратная часовня, сооруженная при императоре Романе I (919 – 945 гг.). Позже, при императоре Иоанне I Цимисхии (969 – 976 гг.), часовня перестроена в храм, примыкающий к воротам. В храме Христа Спасителя на Халке хранились христианские реликвии, вывезенные Иоанном Цимисхием из походов на Восток; в 976 году этот храм стал его усыпальницей. Кроме того, Халкой называлась одна из тюрем Большого дворца, расположенная рядом. Период власти крестоносцев в Константинополе в 1204 – 1261 годах нанес дворцу непоправимый урон: мраморная облицовка и бронзовая крыша были сняты, выломаны мозаики пола. Халка, как и весь Большой дворец, после освобождения Константинополя от латинян была заброшена и к 1453 году превратилась в руины.

Христич, Вы явно используете устаревший файл. Посмотрите в выходных данных Вашего файла, он явно был не в январе 2008 года создан. Обратите внимание, в основном словарном тексте должно быть 643 страницы. Вот статья о храме Святых Апостолов.

Храм Святых Апостолов – 1) второй по значимости храм Константинополя (после храма Святой Софии), стоявший на центральной улице Месе в XI регионе столицы империи, западнее акведука Валента, на самом высоком из холмов города. Начало его возведения положил в 330 году император Константин I Великий (306 – 337 гг.), и незадолго до его кончины храм был освящен в 337 году, но завершилось строительство в правление императора Констанция II (337 – 361 гг.), сына Константина Великого. Именно в этом храме был похоронен основатель Константинополя. Храм задумывался как хранилище мощей всех апостолов Христианской Церкви, однако на деле в нем удалось собрать лишь мощи одного из двенадцати – святого Андрея, и двух из семидесяти – святого Луки и святого Тимофея. В 356 году в храм Святых Апостолов были перенесены из Эфеса мощи святого апостола Тимофея, а в 357 году там же положили мощи святых апостолов Луки и Андрея. Позже храм стал местом хранения мощей и других святых, в том числе: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, а в IX веке – константинопольских патриархов Никифора I и Мефодия I. В храме Святых Апостолов были погребены и некоторые другие патриархи Константинопольские. В числе реликвий храма была и голова святого апостола Матфея, а также Столп бичевания Христа, другие менее значимые святыни и множество драгоценностей. Первоначально здание представляло собой крестообразный мартирий, совмещенный с цистерной, рукавами которого служили трехнефные базилики, перекрытые в центре куполом под бронзовой золоченой кровлей. Здание окружала изящная позолоченная металлическая ограда. Интерьер был богато украшен мозаиками, изображавшими, в частности, деяния апостолов. Алтарь храма был сооружен над мощами апостолов, хотя крипта, как таковая отсутствовала. В 356 – 370 годах со стороны атриума был сооружен особый мавзолей для упокоения тела равноапостольного императора Константина Великого. После землетрясений и пожара 532 года, случившегося в ходе кровавого бунта столичного населения, храм Святых Апостолов был перестроен по инициативе императрицы Федоры, жены императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). Архитекторы Анфимий Траллский и Исидор Милетский отстроили его фактически заново. При этом использовались строительные материалы, оставшиеся после возведения храма Святой Софии. Новый храм строился с 536 года и был освящен 28 июня 550 года, уже после смерти Феодоры. Он имел в плане вид креста с пятью куполами. Серебряный алтарь, с мраморным балдахином на четырех колоннах, находился под центральным куполом, имеющим световые окна. Последующие императоры этот храм украшали и реставрировали; он служил прототипом для храмового строительства по всему Востоку, в том числе и на Руси. Типовыми по отношению к константинопольскому храму Святых Апостолов были, например, частично сохранившийся мартирий Святого Симеона Столпника в Сирии и собор Святого Марка в Венеции. Храм Святых Апостолов был соединен с двумя усыпальницами, где была погребена большая часть византийских императоров и императриц. В мавзолее Константина, помимо саркофага самого Константина Великого, позднее были установлены саркофаги императоров: Констанция II, Феодосия I, Льва IV, Василия I, Никифора I, Константина VIII и Василия II, а также императриц Пульхерии и Феофано. В мавзолее Юстиниана был похоронен сам Юстиниан I, его жена Феодора, император Юстин II с супругой Софией, а также императоры Ираклий и Феофил. Последним из монархов там был погребен Константин VIII в 1028 году. В храме Святых Апостолов неоднократно проводились Церковные соборы. Например, именно там начался VII Вселенский собор, но был разогнан иконоборчески настроенными войсками. В 867 году в этом храме был проведен собор, созванный патриархом Фотием (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.), осудивший патриарха Игнатия (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.). В 1347 году там же состоялся один из соборов, утвердивших в Византийской Церкви учение святого Григория Паламы. В 1204 году латинские крестоносцы, взяв Константинополь, разграбили гробницы храма, вывезли оттуда все ценное: золото, драгоценные камни, мощи святых. При этом с останками императоров и императриц захватчики обращались как с мусором. После возрождения Византийской империи в 1261 году, храм Святых Апостолов был отремонтирован, однако прежние блеск и слава его осталась в прошлом. В результате землетрясений к 1422 году здание превратилось в руины, над которыми возвышались лишь огромные порфировые саркофаги. С огромным трудом храм был вновь частично восстановлен. После взятия Константинополя турками, султан Мехмет II в 1454 году предоставил храм Святых Апостолов в распоряжение константинопольского патриарха Геннадия II Схолария (1453 – 1456 гг.), но патриарх долго там не пробыл из-за ветхости сооружения и враждебности местного мусульманского населения; вскоре он перебрался в монастырь Богородицы Всеблаженной. В 1471 году Мехмет II разрушил храм Святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих Джами, которая и стоит там до сих пор. Описание этого храма сохранилось в поэме Константина Родосского, византийского писателя X века; 2) христианское святилище в I регионе Константинополя, на территории Большого императорского дворца, примыкавшее к триклинию Триконх. Храм возведен в IV – V веках, сгорел в девяностые годы V века в правление императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.), но вскоре был восстановлен. Разрушившийся в результате землетрясений храм Святых Апостолов, был повторно восстановлен при императоре Тиверии II (578 – 582 гг.), и с того времени представлял собой базилику, перекрытую полусферическим куполом; 3) христианское святилище в столичном квартале Регий (VII и IX регионы). Разрушено землетрясением между 946 и 958 годами в правление императора Константина VII Багрянородного (911 – 959 гг.), но вскоре было восстановлено. После реставрации храм Святых Апостолов стал представлять собой крестово-купольную постройку.

В Цистерну правку внес.

Цистерна (cisterna) – водохранилище, резервуар для накопления и хранения воды. Цистерны строились и над земной поверхностью и под землей. Они могли наполняться из водопроводов или собранными дождевыми потоками, после их отстоя в специальном бассейне. В Византии цистерны строились в крупных городах и крепостях, а также в засушливых районах для поливного земледелия. Крупнейшие цистерны были возведены в ранний период Византийской империи в Константинополе, где в общей сложности было свыше сорока цистерн.


Уверен на сто процентов, что такого окончания в словарной статье Энрико Дандоло пока не было. Теперь будет.

Энрико Дандоло – венецианский дож в 1192 – 1205 годах. Родился в 1107 году, умер в 1205 году. Несмотря на преклонный возраст и слепоту стал одним из вождей Четвертого крестового похода. Был крайне озлоблен на ослепивших его византийцев и поклялся не умирать, пока не отомстит за обиды, нанесенные ими венецианцам. Энергично добивался установления господства Венеции в Средиземноморской торговле и сыграл ключевую роль в изменении первоначального маршрута крестоносцев, вместо Египта оказавшихся у стен Константинополя в 1203 году. После захвата Константинополя в 1204 году Дандоло был одним из кандидатов на трон Латинской империи, но противоречия и разногласия между вождями крестового похода не позволили ему стать императором. Он получил второй по важности титул деспота, а также власть над «четвертью и полчетвертью Римской империи», куда входили: Пелопоннес, Акарнания, Эпир, Албания, Эвбея, Кикладские и Ионические острова, а также прибрежные территории вдоль Пропонтиды от Херсонеса Фракийского до Селимврии, Лампсак и ряд городов у проливов. Эти территории наследовали и венецианские приемники власти Энрико Дандоло, умершего в 1205 году и похороненного в храме Святой Софии столицы Латинской империи. После освобождения Константинополя от латинян в 1261 году, горожане выбросили останки дожа в Пропонтиду. На хорах храма Святой Софии сохранилась его надгробная плита.

al-rumi
Avtor


Все разногласия в процессе работы мы обсуждали совершенно открыто на форуме, каждый мог высказать свое мнение и оно в обязательном порядке учитывалось. То есть, в сущности, содержание словаря определялось методом консенсуса. Если кто-то заявлял свое категорическое несогласие с какой-то формулировкой и приводил весомые, бесспорные аргументы, изменения всегда вносились. Другое дело - стилистика. Это, естественно, дело вкуса, а о вкусах спорить бессмысленно. Редактировал бы словарь кто-то другой, наверное он бы и выглядел по-другому. Но он стал таким каким он стал и я, в общем-то, работой удовлетворен.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Января, 2008 - 06:00:51
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


Филин
Я без претензий. Словарь по e-mail получил, благодарю.

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 30 Января, 2008 - 15:30:28
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Похоже, на форуме вирус, господа. Многие разделы словаря перестали открываться. Все замечания по словарю пишите в разделе текущая информция или посылайте мне в почтовый ящик - иначе я прочитать их не смогу.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 05:56:43
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Филин
Итак, как Вы уже поняли, по "окончательному" тексту статей появляются все новые вопросы. Причем, не только стилистические. Полагаю. что лучше все же изложить их здесь, а не отправлять по e-mail. Надеюсь, что другие участники проекта также смогут высказать свое мнение. Ведь если текст разослали, то очевидно, чтобы в последний раз еще можно было бы что-то учесть и исправить.

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 08:39:53
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Ну да, все так и есть...

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 08:48:43
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора - 14 (27) ноября.
Благоверная царица Пульхерия - 10 (23) сентября.
Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена - 8 (21) марта и 21 мая (3 июня).
Императрица Ирина в календаре РПЦ отсутствует (уж не за сына ли?)

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 09:02:14
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Ну у нас не святцы все-таки. День памяти указывать я не вижу смысла, а вот о том, что тот или иной персонаж словаря был канонизирован - желательно упомянуть.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 09:07:22
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


В статье "Афинское герцогство" упомянут "император Яков Бозский". Полагаю. следует указать императором какой империи он являлся.

(Добавление)
В статье "Длинные стены" указано, что они находились на расстоянии 40 км. от Константинополя. В свою очередь, в статьях из Wikipedia называется другая дистанция - 65 км. Полагаю, что следует уточнить.

(Отредактировано автором: 31 Января, 2008 - 11:04:58)

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 10:39:33
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Статью об Афинском герцогстве al-rumi готовил, пусть он нам и подскажет чем рулил этот император Яков.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 11:08:54
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Катасесты (пропендулии) – жемчужные подвески, свисавшие по краям короны императорской короны. ???
Кстати, может стоит дать ссылку на эту статью в статье "диадема"
А об этом Якове я, честно говоря. ничего не слышал. Тем более интересно было бы узнать.

(Добавление)
А есть в какой-либо статье упоминание о том, что Золотой Рог перегораживался цепью? ИМХО это было бы важно и интересно.

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 11:25:21
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


В Диадему добавил. Катасесты подправил.

Об императоре Якове и мне ничего неизвестно.

Длинные стены находились на расстоянии 40 км. от Константинополя. Эта информация взята из научного комментария к труду одного из византийских историков. Пусть христич уточнит по возможности.


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 11:40:02
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Длинные стены находились на расстоянии 40 км. от Константинополя. Эта информация взята из научного комментария к труду одного из византийских историков. Пусть христич уточнит по возможности.

Хорошо, согласен.

(Добавление)
В статье "Мартирий" великомученица Евфимия Всехвальная именуется ХалкЕдонской, а сам город тут же ХалкИдоном??

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 11:51:14
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


О цепи залива Золотой Рог упоминается в Вашей статье Константинопольские осады, но я сделал добавку и к статье Золотой Рог.

Золотой Рог – залив Пропонтиды (Мраморного моря) у входа в Боспор (Босфор), на южном берегу которого был построен древний город Византий, а затем на его месте Константинополь. Залив имеет максимальную ширину 560 метров и глубину более 30 метров, проникает в глубь Фракии на шесть с половиной километров. В эпоху Византийской империи, в случае возникновения военной опасности для Константинополя, вход вражеским кораблям в залив преграждала массивная железная цепь длиной около 700 метров. Эта цепь удерживалась на поверхности воды деревянными брусьями-поплавками. Подобные цепи имелись также в Афинах, Задаре и других крупных морских гаванях. Цепь, перегораживавшая Золотой Рог, существовала уже в начале VIII века. На протяжении истории Византии она натягивалась для противодействия вражеским судам по крайней мере пять раз: в 717 – 718 годах против арабского флота; в декабре 821 года, во время восстания Фомы Славянина, пытавшегося в союзе с арабами захватить столицу; в 969 году, перед лицом опасности со стороны Руси; в 1203 году, во время осады Константинополя крестоносцами Четвертого крестового похода; в 1453 году, во время осады столицы империи османами. В поздневизантийский период цепь тянулась от башни Кентенарий на городском Акрополе в Перу к Галатской башне, на северном берегу залива. Механизм, регулировавший положение цепи, был устроен таким образом, что ее натягивали и отпускали со стороны города, а в Пере она наглухо крепилась к башне. Часть цепи сохранилась и является экспонатом Военного музея Стамбула.

Исправил Мартирий святой великомученицы Евфимии Всехвальной (Халкидонской).

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2008 - 13:44:19
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Текущая информация по словарю [Страниц (16): первая страница « 6 7 8 [9] 10 11 12 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0182 ]   [ Gzip выкл. ]