Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Текущая информация по словарю [Страниц (16): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 11 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


С такими доводами спорить нельзя. В статье "ересь" говориться о первых семи Вселенских соборах, поэтому нужно понимать католичество именно в этом смысле как ересь. Однако в понимании простого обывателя, которому предназначен Словарь, понятие "ересь" носит несколько другой смысл. В словаре Ожегова кроме первого есть еще два толкования: 1) нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию; 2) нечто ложное, вздор, чепуха. Поэтому я бы вообще убрал какое бы то ни было определение католичества или написал бы, с чьей именно точки зрения католичество - ересь.

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 15:28:33
Геннадий


Куратор
Откуда: Москва
ICQ

Хорошо, давайте остановимся, хотя "неизданная тактика"издана МакГиром, а Тактика Урана очень популярный источник, когда нужно использовать сравнительный материал.

(Добавление)
al-rumi

Юридически, католицизм - не ересь.
Единственный еретический момент - включение добавления в Символ Веры, на что католики постоянно отвечают, что это только традиция. В принципе, они правы, ведь не осуждалось это в течении нескольких веков, пока в символ веры не включили.

Христич

Любой, кто не признает семь Вселенских Соборов - еретик. Решения и клятвы вселенских Соборов незыблемы. Только другой Вселенский Собор может внести изменения-дополнения-поправки (выражаясь современным языком).
Вот мой диспут на Правой.ру:
http://www.pravaya.ru/dailynews/14451
Трудно диспутировать с фанатично настроенными людьми, но можно.


(Отредактировано автором: 28 Января, 2008 - 15:52:56)

-----
С уважением,
Геннадий

Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 15:29:38
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


Мое конкретное предложение по статье "католицизм" таково: убрать отовсюду прилагательное "еретический", а в начале написать: направление в христианстве, которое многими святыми отцами Православной церкви считается ересью.

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 15:53:25
Геннадий


Куратор
Откуда: Москва
ICQ

По хорошему, не назовешь их "направлением" - это Римская Епископская кафедра, разорвавшая отношения с остальными древнейшими и апостольскими кафедрами.

-----
С уважением,
Геннадий

Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 16:04:41
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Мое конкретное предложение по статье "католицизм" таково: убрать отовсюду прилагательное "еретический", а в начале написать: направление в христианстве, которое многими святыми отцами Православной церкви считается ересью.


Может быть, конечно, и стоит "по капле выдавливать из себя раба", а то пресловутая политкорректность задолбала, но все-таки называть одну из мировых религий "ересью" это нечто!?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 17:01:35
Геннадий


Куратор
Откуда: Москва
ICQ

Avtor

Мировая религия - это христианство. Римская кафедра - не религия.

-----
С уважением,
Геннадий

Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 17:26:00
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


В принципе предложение al-rumi, на мой взгляд, приемлемо.

Предлагаю такой вариант.

Католицизм (латинство) – западная традиция в христианстве, нововведениями исказившая вероучительные основы в догматическом богословии и богослужебной практике. Процесс обособления латинского христианства начался еще в III – IV веках, с возникновением и усугублением экономических, политических и культурных различий между восточной и западной частями Римской империи. Но непосредственной причиной отделения католицизма от Вселенского Православия было стремление римских пап к безусловному главенству в христианском мире, сопровождаемое отклонениями в сфере апостольского вероучения. Зачатки этих отклонений наглядно проявились уже в V веке, в полной мере открылись в IX веке, а после окончательного отложения римского престола от Святой, Соборной и Апостольской Церкви в 1054 году – оформились окончательно. Кроме необоснованных изменений в порядке совершения церковных таинств, и в частности, использования опресноков вместо квасного хлеба для причащения, в числе нововведений католицизма, основными были: догмат об исхождении Святого духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (филиокве) и догмат о чистилище. В последствие к этому добавились догматы о непогрешимости римского папы (в 1870 году), догматы о непорочном зачатии Девы Марии (в 1854 году) и о ее телесном вознесении на небо (в 1950 году). Католическая иерархия имеет большое сходство с православной. Западное христианство отличает экзальтированное почитание Божией Матери и традиции духовной экспансии. В византийское время и до середины XX века церковные службы в католицизме проводились только на латинском языке. Многие святые отцы Православной Церкви почитали католицизм ересью.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 17:50:10
Геннадий


Куратор
Откуда: Москва
ICQ

Может здесь раскрыть вопрос и написать, что если само учение Августина до сих пор не осуждено, то предпринятое на западе изменение Символа Веры - добавление Filioque - было нарушением клятв Вселенских Соборов, которые запретили внесение изменений и дополнений в Символ и предали анафеме всех кто покусится на это?

-----
С уважением,
Геннадий

Всего записей: 359 : Дата рег-ции: Дек. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 18:09:54
христич


Севаст
Откуда: Москва


ВСЕМ

Оставим последний вариант Филина. Не сползайте в полемику. Новый текст наиболее объективен.

(Добавление)
Филин
Проштудировал до литеры "С", включительно. Следующие замечания и предложения:

- дополнить статью ГИНЕКИЙ 3) место для женщин, присутствующих при богослужении. Как правило, представляли собой балконы над боковыми нефами базилик и нартексом. Особо характерны для восточных регионов империи в IV-начала VI веках. Кроме прихожанок, для большего акустического эффекта, на гинекиях располагались певческие хоры. Отсюда и более поздние их название.

[ у нас в статьях по монастырям встречается это определение, но два значения, которые даны в статье, не раскрывают его по отношению к ранним церковным постройкам];

- по статье МАНГАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Это мой "косяк". Название произошло не по одноименному дворцу, уже находившемуся рядом, а по названию территории, на которой он был возведен - колоссального городского арсенала императора Константина Великого;

- по статье МАНГАНСКИЙ ДВОРЕЦ - название аналогично;

- по статье СТАТУЯ АСКЛЕПИЯ - надо ее местонахождение написать соответственно с написанием в других статьях - вместо БЕРОС - ВЕРОЯ. Хотя первое тоже правильно, но, чтобы не было разночтения.


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 22:15:43
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Да еще одно значения слова гинекей мы упустили. Добавляем.

Гинекей – 1) женская половина дома, женская мастерская; 2) с начала IV века от Р.Х. в Римской империи гинекеями назывались государственные мастерские по производству оружия и амуниции, в которых работали и свободные, и осужденные, и рабы; 3) место в храме для женщин, присутствующих при богослужении. Как правило, гинекей представлял собой балконы над боковыми нефами базилик и нарфиком. Особенно распространены были гинекеи в святилищах восточных регионов империи в IV – начале VI веков. Кроме прихожанок, для усиления звучания голосов на гинекеях располагались певческие хоры, давшие более позднее название этим сооружениям.

Манганский монастырь – монашеская обитель в центральной части Константинополя, на берегу Пропонтиды, северо-восточнее древнего акрополя Византия, основанная императором Константином IX Мономахом (1042 – 1055 гг.) до 1045 года. Монастырь был возведен около дома фаворитки императора Марии Склирены, вблизи Манганского дворца, на территории огромного столичного арсенала, и от него получил свое название. Непосредственной причиной строительства монастыря стало желание Константина IX регулярно посещать свою любовницу под благовидным предлогом. Размеры первоначально построенного храма не удовлетворили императора, и он приказал расширить постройку, однако вскоре, еще до завершения реконструкции, приказал снести возведенное и начать все заново. Строительство нового роскошного монастырского храма истощило все резервы казны, и в поисках новых средств в империи были введены новые налоги. Законченный крестово-купольный храм, освященный во имя святого Георгия, окружала галерея; по отзывам современников, он был необычайно прекрасен снаружи и изнутри. Мозаика подкупольного пространства, украшенная золотыми звездами переходила ниже в сплошной золотой фон, на котором были изображены библейские персонажи. Под куполом находилось изображение Бога Отца. Над входом – единственное в своем роде иконографическое изображение ангела, парящего в облаках и указывающего двенадцати апостолам на изображение Истинного креста, в то время, как на них нисходит, в виде огня, Дух Святой. Основными темами мозаик храма были сцены Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Алтарь храма, выполненный из золота и серебра, украшали драгоценные камни. Над ним находилась икона, изображающая беседу Сына Божьего с самаритянкой у колодца. Пол был выполнен в стиле «флорентийской» мозаики из итальянского порфира и яшмы. Между воротами ограды монастыря и Свято-Георгиевским храмом располагался баптистерий, в виде открытой ротонды с восьмью покрытыми барельефами беломраморными колоннами, изъятыми из постройки IV века. Колонны поддерживали золоченый купол над купелью. Вокруг храма был разбит парк с фонтанами и водоемами. Среди этого земного рая, обнесенного великолепной оградой, находились всевозможные монастырские постройки, в том числе приюты и благотворительные трапезные для малоимущих горожан. Пользуясь покровительством Константина IX Мономаха, монастырь в кратчайший срок превратился в одну из самых влиятельных и значимых обителей в империи. Его игумен стал носить, наряду с настоятелями монастырей Продрома и Студийского, звание архимандрита и протосинкелла. По повелению императора при монастыре открылась высшая школа во главе с номофилаксом Иоанном Ксифилином, обучение в которой было доступно выходцам изо всех сословий. Около 1046 года в католиконе монастыря, в великолепном саркофаге из порфира была погребена скончавшейся в результате скоротечной болезни Мария Склирена. В последние годы своего правления Мономах был вынужден сократить расходы опустошенной казны, многие храмы и монастыри были лишены государственной поддержки, однако благосостояние Манганского монастыря, пользовавшегося особой любовью императора, и в тот период не пострадало. На рубеже XI – XII веков в этом монастыре жил и учился грузинский ученый-энциклопедист преподобный Арсений Икалтойский; до 1114 года он вновь был насельником Манганского монастыря, после своего возвращения с Черной Горы. Около 1155 года в монастырском приюте жил и творил один из самых замечательных византийских поэтов, чье настоящее имя неизвестно, оставшийся в истории с наименованием Манганский Продром. В 1204 году, во время захвата Константинополя крестоносцами, монастырь был разграблен и пришел в запустение. После освобождение города византийцами в 1261 году, обитель попала в немногочисленный перечень объектов, на восстановление которых из казны были выделены средства. Насколько можно судить по крайне скудным сведениям о существовании Манганского монастыря в XIII – XV веках, ему в какой-то степени удалось оправиться от последствий латинского погрома, он вновь стал местом упокоения представителей высших слоев империи. В 1342 году на монастырском кладбище похоронена Феодора, мать императора Иоанна VI Кантакузина. В 1355 году император Иоанн VI (1347 – 1355 гг.), вынужденный отречься от престола, принял постриг в Манганском монастыре. Известно, что к концу XIV века монастырю удалось собрать немногие христианские святыни Константинополя, уцелевшие после разграбления города латинянами. Последний период существования монастыря связан с подвижнической деятельностью непримиримого борца с унией, святителя Марка, митрополита Эфесского. При захвате Константинополя турками в 1453 году обитель вновь подверглась жестокому разграблению и поруганию, ее территорию заняли мусульманские дервиши. Заброшенные здания со временем начали разрушаться, турки разбирали их на строительный материал для своих построек. В конце XIX века, во время строительных работ по возведению железнодорожной магистрали, проходящей вдоль морского побережья, последние остатки монастырских строений были окончательно уничтожены.

Манганы – один из самых пышных дворцов Константинополя, уступающий в размерах и роскоши только Большому дворцу. Находился в восточной части города, недалеко от берега Босфора, на территории огромного столичного арсенала, и от него получил свое название.

христич
Вы по присланному мною файлу работаете или по статьям в словаре на форуме? Берос я уже давно исправил на Верою. Обновленные статьи я выставил пока только до буквы "И", сегодня буду продолжать обновление.

Геннадий, я согласен с христичем, не стоит нам углубляться в канонические споры. Основное о католицизме в статье сказано.


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 05:59:39
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


[q]Не сползайте в полемику.[/q

Абсолютно согласен, но все же, поясните, наш словарь носит светский, исторический характер, или "инквизиторские" тенденции и оценки с вынесением "окончательных приговоров" в нем приветствуются? А то давайте про ислам напишем еще что-нибудь похлеще.
В этом случае можно подключить Кассию. Чувствую у нее здорово получится (ничего личного).

(Отредактировано автором: 29 Января, 2008 - 08:53:58)

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 08:52:38
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Avtor
А что, Кассия к мусульманам относится как-то особенно? Не замечал... Что касается оценочных суждений по религиозным вопросам, то нам их не избежать. Вообще о религозных вопросах можно рассуждать с трех основных позиций: 1. - были правы эти, 2. - были правы те, 3. - все были не правы, потому что я - атеист. Поскольку я не атеист, то я выбираю первый вариант. Однако это не значит что для меня "эти" были правы во всем и всегда. Поэтому латинскую критику греков я также привел. Ну вот например.

Лев Тосканец – переводчик византийского императора Мануила I (1143 – 1180 гг.), автор полемического сочинения «О ересях и лицемерии греков», написанного на латыни в конце семидесятых годов XII века, сохранившегося до наших дней, но до сих пор не опубликованного в полном объеме. В первой части своей работы Лев Тосканец дал список из сорока шести пунктов обвинений против обычаев греческих христиан, во второй части он рассказал о спорах и раздорах между римским и константинопольским престолами. Сообщения Льва Тосканца, хотя и далеко не беспристрастные, в целом достоверно отражают состояние византийского общества во второй половине XII века.

Лиутпранд Кремонский (Liudprando Cremonensis) – епископ Кремоны в Северной Италии, историк и дипломат императоров Священной Римской империи германской нации Оттона II и Оттона III. Родился в Павии около 920 года в знатной лангобардской семье, умер в начале 972 года. Отец Лиутпранда был влиятельным лицом при дворе, в 927 году исполнял дипломатическую миссию в Византии от имени короля, но вскоре по возвращению в Италию умер. Отчим Лиутпранда также был послом в Константинополе в 942 году. Сам Лиутпрнд получил прекрасное классическое образование в придворной школе итальянского короля Гуго, хорошо овладел греческим языком. В 931 году юный Лиутпранд, обладавший прекрасным голосом, был приглашен в дворцовую капеллу, позднее получил сан диакона. С 945 года Италией стал править маркграф Беренгарий (король Италии с 950 года), и Лиутпранд служил у него личным секретарем, исполнял посольскую миссию в Константинополе в 949 году. Однако затем по неизвестным причинам, отношения Лиутпранда с Беренгарием испортились, и молодой диакон был вынужден бежать в Германию ко двору короля Оттона. Там Лиутпранд сделал успешную карьеру, и в июне 961 года был поставлен на епископскую кафедру в Кремоне. В последующие годы он принимал участие во многих политических событиях, исполнял дипломатические поручения Оттона в Риме и Равенне, участвовал в императорской коронации Оттона на Рождество Христово в 967 году. В 969 году Лиутпранд ездил в Константинополь сватать Феофано, дочь византийского императора Романа II, за сына императора Оттона. По некоторым сведениям он отправлялся в столицу Византии еще раз в 971 – 972 годах в составе посольства кельнского архиепископа Геро, для сопровождения в Германию принцессы Феофано. Или по дороге в Грецию, или сразу по возвращению домой Лиутпранд умер. Перу Лиутпранда принадлежат три сочинения. «Антаподосис» («Воздаяние») в шести книгах, главный его труд, кратко и не всегда последовательно рассказывает от истории европейских государств в 887 – 962 годах. Второе сочинение Лиутпранда, «Деяния Оттона», содержит всего 22 главы и посвящено деятельности Оттона в 960 – 964 годах, его итальянскому походу и действиям против папства. Здесь есть весьма интересные сведения о жизни и нравах папского двора. Сочинение это вполне объективно, о себе Лиутпранд говорит в третьем лице, приводит документы, письма, речи. Особенно интересно третье сочинение кремонского епископа – «Отчет о посольстве в Константинополь». В нем он, чтобы отвлечь внимание императоров отца и сына Оттонов и императрицы Адельгейды от итогов своей миссии, закончившейся полным провалом, привел множество подробностей и второстепенных деталей, имеющих, однако, важное значение для истории. Тенденциозно, местами злобно, но при этом достаточно точно описал Лиутпранд жизнь Константинополя, внешность и привычки императора Никифора II Фоки и его ближайшее окружение. Сочинения Лиутпранда служат важным источником по истории Священной Римской империи, Италии, Византии и Древней Руси. Например, в «Антаподосисе» приводится подробный рассказ о неудачном походе киевского князя Игоря на Византию.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 09:56:26
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Ну а как быть, если в словаре окажутся утверждения. в корне противоречащие моим взглядам (пока, к счастью, такого не было)? А ведь статьи не подписаны фамилиями авторов. Значит соответствующие материалы вроде бы даются и от моего имени. Мне это было бы неприятно.

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 12:56:47
al-rumi


Спафарокандидат
Откуда: Санкт-Петербург


Единственный способ этого избежать - указывать автора для статей, где присутствует личное мнение автора, не согласующееся с мнением остального авторского коллектива.

Всего записей: 143 : Дата рег-ции: Сент. 2006 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 14:05:04
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
Единственный способ этого избежать - указывать автора для статей, где присутствует личное мнение автора, не согласующееся с мнением остального авторского коллектива.


По-видимому, да.

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 14:08:55
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
По материалу, который Вы мне сбросили. Там, повторяю, в статье СТАТУЯ АСКЛЕПИЯ - Берос.

(Отредактировано автором: 29 Января, 2008 - 21:32:32)

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 19:35:17
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
Так, вроде закончил по первому разу. Замечания и предложения:

- статья ФОРУМ БЫКА

- форум Быка - это не форум Тавра, который был назван благодаря бронзовым бычьим головам на арке Феодосия. Т.е. скобки, в которых имеется наименование "форум Тавра" надо убрать;
- обязательно дополнить, что "...по другим данным, печь существовала и позже - в VIII веке";

- статья ФОРУМ ФЕОДОСИЯ - дополнить скобками (ФОРУМ ТАВРА) и пояснить, что это обиходное название произошло из-за бронзовых бычьих голов, украшавших триумфальную арку Феодосия;

- статья ХАЛКА
- "...Строительство этого здания было начато в 326 г. ...". Строительство Халки началось в 324 году;
- "...единолично правившем Римской империей в 324-337 гг." Надо бы просто, для унификации, как в других статьях "...(306-337 гг.);

- статья ХРАМ Свв. АПОСТОЛОВ 1) - а где 2) и 3)? ;

- статья ЦИСТЕРНА - "...Цистерны строились открытыми и закрытыми, в т.ч. под землей." Цистерн открытых просто нет. Если это открытый накопитель воды, то это - водоем (пруд). Озеро - естественный накопитель воды;

- статья ЭНРИКО ДАНДОЛО - нет окончания. А ведь оно было, помню, хотя статья и не моя. Излагаю и подтверждаю эти факты: после освобождения города в 1261 году, константинопольцы выбросили останки доджа в Пропонтиду [причем, выбрасывали собственно из храма в буквальном смысле слова не через нартекс, а через ближайший оконный проем и далее ]. На хорах хр.Св.Софии сохранилась его надгробная плита.

В остальном, нормально.



(Добавление)
al-rumi
Avtor
Мне тоже не все нравилось из моего материала, который отредактировал Филин. Наверняка, ему также не все нравилось из того, на что он согласился. Каждому не угодить. А в таких вещах требуется взаимный компромисс, а то дело будет стоять на месте.
Далее. Часть статей написана в соавторстве. Часть моих материалов вошла в статьи других авторов в той или иной степени. Их мне, например, стыдно тянуть за уши к соавторству. Такая же история и у некоторых моих статей. Господа, помилуйте, не надо Филина загружать еще и этой лишней работой, будьте выше себя ради общего дела.
Что касается личного мнения авторов по тем или иным его статьям, суть которых не полностью совпадает с его первоначальным, то вместо приложения напишите на них рецензию в ВВ. Это я абсолютно серьезно. И потом: если кто-либо из вас видел подобные дополнения в справочной литературе - прошу сообщить.

(Отредактировано автором: 29 Января, 2008 - 22:35:03)

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 21:57:49
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Текущая информация по словарю [Страниц (16): первая страница « 5 6 7 [8] 9 10 11 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0144 ]   [ Gzip выкл. ]