Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Текущая информация по словарю [Страниц (16): первая страница « 13 14 15 [16] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
ald


Куропалат


Цитата:
"Архимандрит Далмаций" - какого точно монастыря??? Или отсылать читателя к 9 тому "Православной энциклопедии"?


Мне кажется, что проблем остался.

Цитата:
Архимандрит Далмат, признанный лидер константинопольского монашества, сорок восемь лет не покидавший стен своего монастыря


Самое важное из собора то, что собор решил. Можно какая-то увертюра, но прежде всего читатель надо поймат что сделал тот собор. Описание на "все более скандальный характер" собора похожет скороее на газету, чем на научный словарь. Если отправим в том виде, на етот раз не приедет писмо о обсуждение, а выстрелый.

Когда пишем статия не важно только то, что хочем написать, но и то что хотели бы прочитат о соборе.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 02 Июня, 2008 - 21:29:24
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


"Проблема Далмация" (правильнее - Далмата) - надуманная. На самом деле, неизвестно точное название монастыря во время жизни Далмата, но после его смерти этот монастырь стал именоваться Далматским. Потому и пишу "не покидал своего монастыря".

И потом, наш словарь на академический характер не претендует, оттого и лексика в нем достаточно "популярная". Эфесский собор действительно носил самый скандальный характер в ряду Вселенских соборов, отцы этого собора вели себя как стасиоты на ипподроме, чем поразили Феодосия II и его уполномоченных представителей в Эфесе. Противоборствующие партии во время их совместного сбора в храме приходилось разделять рядами воинов во избежания кровопролития. Именно такие не очень значительные, казалось бы, факты и отражают дух времени. Наверное некоторые замечания о решениях собора также были бы не лишними, хотя по богословским тонкостям и вправду было бы логично отсылать читателя к "Православной энциклопедии", ибо нельзя объять необъятное...

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Июня, 2008 - 06:29:16
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


С богословской точки зрения тут ничего особенно сложного нет. Главное разногласие - в понимании образа соединения двух природ в Христе после его воплощения.

1) у монофизитов в Христе после соединения остаётся одна ипостась и одно лицо.
2) у православных дифизитов после соединения - две природы, одна ипостась и одно лицо.
3) у дифизитов-несториан - две природы, две ипостаси и одно лицо.

То есть Несторий считал равнозначными ипостасное единение и единоприродное. А Кирилл их различал. Потому несториане и считали его монофизитом, что он утверждал одну ипостась.

Философски антиохийская школа склонялась к учению Аристотеля, а александрийская - к Платону.

А если оставить богословские различия, то на Эфесском соборе шла борьба между Антиохийской и Александрийской церквями за контроль над небольшим, но очень важным столичным диоцезом. Ранее из-за того же пострадал антиохиец Иоанн Златоуст, ставший патриархом Константинополя, от Феофила Александрийского.


(Добавление)
Про Далмата можно написать "основанного им около кельи отшельника Исаакия монастыря". Из монастыря он не выходил 46 лет.


(Добавление)
А про скандальность собора действительно лучше не писать. Достаточно просто привести факты, а читатель пусть сам оценивает.

Также и про то, что учение Нестория было еретическое. Дрстаточно написать, что на первом же заседании собор это учение осудил. Это более точная формулировка. Дело в том, что борьба между антиохийской и александрийской школами продолжалась и на следующих соборах, а учение Нестория ему не принадлежало, он всего лишь согласился с тем, что предложено антиохийцами. Да и боролся с еретиками он ничуть не меньше других.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 03 Июня, 2008 - 14:31:14
ald


Куропалат


Именно за то, что славарь популярны надо быт сказано что он решил, а не подробности для "жолтых газеть".
Если ищете информацию о Фераро-Флорентийнский собор что считаете лучше было узнать - что на нем была обявлена уния или то, что тогда умер конст. патриарх, который был внебрачный сын болг. василевса Шишмана?

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 03 Июня, 2008 - 22:26:01
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Предлагаю доверить окончательную редактуру этой статьи a_e_g , поскольку он более, чем я разбирается в богословских тонкостях. В принципе со всеми замечаниями я согласен. За основу можно взять изготовленный мной текст, а можно и написать все иначе. Желательно только сделать это на этой неделе.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 04 Июня, 2008 - 06:45:15
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Да у меня особых замечаний и нет. Факты отражены полностью. Только по стилистике. Давайте уберём нетолерантные формулировки "скандальный" и "еретический". Научные статьи пишутся в нейтральном стиле. Про еретичность Нестория вполне достаточно написать в посвященной ему статье, если таковая имеется. Да и Карташёв высказывает мысль, что все претензии к антиохийскому богословию возникли только когда её представитель Несторий занял патриаршеский престол. А здесь более интересны не христологические разногласия, а становление независимости от центра восточных патриархатов.

Если замечания Олега Абышко удовлетворены в данной версии и нужные исправления внесены, то будем считать вариант Филина принятым. Будут ещё замечания, тогда и продолжим.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 04 Июня, 2008 - 11:41:46
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Тогда отсылаю статью в такой редакции.

Эфесский собор (Первый Эфесский собор) – Третий Вселенский собор, состоявшийся в 431 г. в городе Эфес в Малой Азии. Этот собор изначально раскололся на две непримиримых группы сторонников и противников константинопольского патриарха Нестория (428 – 431 гг.), и прошел с многочисленными формальными нарушениями. Не дожидаясь опаздавших к назначенному сроку епископов Антиохийской Церкви и папских легатов, 160 епископов – противников константинопольского патриарха – открыли заседания собора 22 июня 431 г., не смотря на протесты 68 других епископов уже прибывших в Эфес. Явившийся на открывшееся заседание представитель императора, комит Кандидиан просил отложить обсуждение богословских вопросов до приезда антиохийцев, но решительно настроенные представители Александрийской Церкви и их союзники, сочли полномочия Кандидиана недостаточными для вмешательства в богословские прения и попросили его удалиться. Большая часть собравшихся к тому времени в Эфесе епископов под председательством александрийского патриарха Кирилла (412 – 444 гг.) на первом же заседании единодушно осудила учение Нестория, принижавшего божественное начало во Христе, утверждавшего, что Бог не мог родиться от плоти и страдать во плоти. Однако по сути дела, споры вокруг учения Нестория были конфликтом между Александрийской и Антиохийской богословскими школами, каждая из которых была не более православной, чем другая, и в богословских построениях александрийцев уже тогда вызревали зерна монофизитства. Сам Несторий на собор не явился, хотя находился в Эфесе и получил несколько приглашений. Прибывшим 26 июня антиохийцам было торжественно объявлено, что соборное осуждения Нестория уже состоялось, а они опоздали. После этого еще 43 епископа перешли на сторону Кирилла. Оставшиеся в числе сторонников Нестория 35 епископов, и в том числе антиохийский патриарх Иоанн (423 – 440 гг.), провели свой церковный собор, не претендовавший на титул Вселенского. Не вызывая к себе Кирилла для оправданий, сторонники Нестория объявили его еретиком, и взаимные анафематствования несли угрозу раскола Церкви. Иоанн попытался проникнуть в один из храмов города, чтобы рукоположить нового митрополита для Эфеса, взамен Мемнона Эфесского, сторонника Кирилла, но был с позором изгнан. Рапорт комита Кандидиана о бесчинствах и нестроениях на Эфесском соборе вызвал полную растерянность при дворе императора Феодосия II (402 – 450 гг.), и заседания большей части собора во главе с Кириллом продолжались до 31 июля, когда наряду с рассмотрением других вопросов было принято решение о независимости Кипрской Церкви от Антиохии и о наделении ее правом автокефалии. Кроме того, в этот день соборные отцы приняли решение о запрещении употребления Никео-Цареградского символа веры (употребительного ныне), но подписать это соборное правило не успели, и в дальнейшем оно было признано недействительным. Неожиданно явившийся на заседание новый императорский уполномоченный Иоанн огласил приказ Феодосия II об аресте Кирилла Александрийского, Мемнона Эфесского и Иоанна Антиохийского; впрочем, через несколько месяцев все они были освобождены и остались на своих кафедрах. На этом работа Эфесского Вселенского собора была завершена. Феодосий II первоначально отрицательно отнесся к решению собора о низложении Нестория и некоторое время колебался. Однако под давлением столичного монашества и паствы, в большинстве своем настроенной против патриарха Нестория, он сдался и утвердил решение о лишении его кафедры. К тому же, осуждение несторианства поддержал римский папа Целестин (422 – 432 гг.). Архимандрит Далмат, признанный лидер константинопольского монашества, сорок шесть лет не покидавший стен своего монастыря в предместье столицы, лично отправился к императору, очень его уважавшему, и убедил его признать решение Эфесского собора. Со своей стороны Кирилл Александрийский повлиял на решение императора аргументами материального характера, подписав обязательство выплатить в имперскую казну 2 тыс. литр золота. На освободившуюся столичную кафедру, вероятно по настоянию папских легатов в Константинополе, был поставлен Максимиан, бывший апокрисиарий императора при папском дворе. Однако споры между стронниками Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского продолжались еще около двух лет и завершились, наконец, взаимным утверждением согласительного вероисповедания в 433 г., ставшего, по сути дела, итоговым документом Третьего Вселенского собора.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 04 Июня, 2008 - 13:34:51
ald


Куропалат


Воть мое предложение о статия о ІІІ соборе:
Цитата:
Эфесский собор - Третий Вселенский собор, который состоялся в Эфес в 431 г. Константинополский патриарх Несторий говорил, что Христос родился не как Бог, а как человек, а Божественое соединилось с ним при Богоявление; за то он считал, что и Приснодева Мария не надо назвать Богородица. Учение Нестория нашло поддержка и у патриарха Иоанна Антиохийскаму (423 – 440 гг.). Римский папа Целестин (422–432 г.) созвал поместный собор, на который осудил учение Нестория. Патриарх св.Кирил Александрийски (412–444 г.) тоже созвал в Александрию поместный собор на которай решения Римского поместного собора были потвержденый. Для разрешение на возникшему спору по приказу императора Феодосиа II Молодого (408–450 г.) в город Эефес был созван Третий Вселенский собор. На соборе в отсуствие Нестория и Иоанна были принятый восем решения. Первых шесть из них были посвещуный на осуждения последователей Несториа. Седмое правило запрещало произносит "Символ веры" с содержание различно от то, которые утвердили отцы во время І и ІІ Вселенских соборах. Восмое правило освобождало кипърские епископи от зависимост от антиохийском патриархе.


Короче сказано какой был проблем и какие решения были взяты.

Цитата:
Кроме того, в этот день соборные отцы приняли решение о запрещении употребления Никео-Цареградского символа веры (употребительного ныне), но подписать это соборное правило не успели, и в дальнейшем оно было признано недействительным.
Так как не идет реч о 7 правило, выглядит, что собор забранил Символ веры. А с 7-е правило собор только запращал произносить Символ различно от то, что было ,тверждено на І и ІІ вс. соборах.


(Отредактировано автором: 04 Июня, 2008 - 23:50:57)

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 04 Июня, 2008 - 23:46:41
Сергей


Патрикий
Откуда: Екатеринбург
ICQ

Полностью согласен с ald-ом: третий Вселенский собор даже и не думал запрещать использовать Символ веры, составленный на первых двух Вселенских соборах! Речь была лишь о том, чтобы к этому Символу ничего не было прибавлено и убавлено. Ссылаясь, кстати, именно на это правило, византийские полемисты времен переговоров с латинянами об унии подчеркивали несправедливость прибавки к Символу Filioque.

(Отредактировано автором: 05 Июня, 2008 - 02:19:06)

Всего записей: 482 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 05 Июня, 2008 - 02:17:47
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


На этом соборе в основном шли христологические споры, а не триадологические. То есть о природе Христа, а не всей Троицы. Поэтому информация о Символе Веры здесь и не так важна.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 05 Июня, 2008 - 11:35:41
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


"Исторически интересно постановление Ефесского собора о воспрещении употребления всякого другого символа веры, кроме Никейского (правило седьмое). Харисий, епископ филадельфийской церкви, докладывал, что для присоединения к церкви сектантов четыренадесятников к ним явились от Нестория Константинопольского пресвитеры с "развращенным" символом веры, написанным на случай обращения еретиков и содержащим христологию в духе Нестория. Вероятнее всего, это был просто уже сформировавшийся и вошедший в Константинополе в церковно-богослужебное употребление наш нынешний, полный Никео-Цареградский символ. Выслушав доклад, соборные отцы воспретили употребление такого символа. Постановление это не было подписано до 31 июля, когда все соборное делопроизводство непредвиденно прервалось. В это время явился императорский уполномоченный Иоанн с приказом об аресте и Кирилла, и Мемнона Ефесского, и Иоанна Антиохийского. Посему в рукописном предании деяния этого собора кончаются шестым правилом с подписями, седьмое правило осталось неподписанным, т.е. формально не имеющим обязательной силы. И, по существу, оно было аннулировано ходом истории церкви. Для компетентных современников эта необязательность седьмого ефесского правила была бесспорна. Так, на Вселенском Халкидонском соборе 451 г., когда некоторые сослались на канон Ефесского собора, воспрещающий употребление нового символа веры, Евсевий, епископ Дорилейский, смело заявил, что такого ороса и канона Ефесского собора не существует". (Карташев А.В. "Вселенские соборы").

Что касается взглядов, приписываемых Несторию его противниками, то многие обвинения, в том числе в отстаивании этим патриархом термина "Христородица" и категорическое отрицание термина "Богородица" - рядом исследователей опровергаются. Еще раз подчеркну, что для популярного словаря, на мой взгляд, углубление в богословские споры неуместно. Эта информация просто не найдет своего читателя.


Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 05 Июня, 2008 - 12:25:53
ald


Куропалат


Воть 7-е правило:

Цитата:
7. По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, Если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; Если же миряне: да будут преданы анафеме. Равным образом: Если епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении, о воплощении единороднаго Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего святаго и вселенскаго Собора, то есть, епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; Если же мирянин: да будет предан анафеме, как сказано.

Харисий представил предложение о изменение "Символ верый", но оно не бъло принято, а собор утвердил Символ в том виде, в которы был утверден на І и ІІ ВС.

Мне кажется, что редакция, которую предложил удачная для популярного словаря. Понятия как монофизиты, дифизиты, христологические - ето скорее для богословски словарь, а не для исторический. Мой текст небольшой, но за то из его сразу понимается за чем созван собор, что сделал собор, когда и где состоялся, а тоже и основные имена на людей, которые были двигатели события. Информация вполне достаточна и для понимания правила собора - напр. перв,х из правил говорится, что решения относятся и для тех, которые неприсустволи - т.е. Несторий, Иоанн и из последователи. 8-е правило отделило Кипр от Антиохийскую церкв, а видно, что мнозинство на соборе было против Антиохийсково патриарха. В текст неть все, что можно быт сказано о соборе, но достаточная началная информация.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 05 Июня, 2008 - 12:50:34
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Сегодня получил письмо от Олега Абышко. Он сообщает, что "работа над словарем идет полным ходом".

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Июня, 2008 - 06:06:51
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
"работа над словарем идет полным ходом".

На сколько авторских экземпляров можно будет рассчитывать?

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 23 Июня, 2008 - 11:42:17
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Вам - 3 экземпляра. А в целом расклад будет такой: 20 + 10 (спонсор) + 5 + 5 + 3 + 3 + 3 + 2 + 2 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 60 экземпляров.

Кстати, питерцы смогут получить свои экземпляры прямо в издательстве. Остальным, в том числе живущим в ближнем и дальнем (?) зарубежье я разошлю книги по почте. Москвичам также, возможно, удастся организовать раздачу причитающихся экземпляров "на месте".

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 24 Июня, 2008 - 06:13:43
Avtor


Проэдр
Откуда: Санкт-Петербург


Цитата:
питерцы смогут получить свои экземпляры прямо в издательстве

Ждем-с!

Всего записей: 634 : Дата рег-ции: Апр. 2006 : Отправлено: 24 Июня, 2008 - 08:42:01
Maxlit


Ромей
Откуда: Минск


Простите, господа, во многих местах где логично предположить Босфор пишется БосПор, с чем это связано? Ошибка в автотранслитерации?

Всего записей: 8 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Августа, 2008 - 00:16:10
Maxlit


Ромей
Откуда: Минск


Maxlit

Цитата:
Простите, господа, во многих местах где логично предположить Босфор пишется БосПор, с чем это связано? Ошибка в автотранслитерации?


Простите ещё раз, понял -- Боспор Фракийский.

Всего записей: 8 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Августа, 2008 - 14:28:30
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » Текущая информация по словарю [Страниц (16): первая страница « 13 14 15 [16] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0091 ]   [ Gzip выкл. ]