|
|
|
|
|
|
|
Цитата:Эту информацию повторяет Евагрий, причем об Армении не упоминая вовсе: |
А вот об армянах в русле этой истории пишет Моисей Хоренский (493 г.). Он пишет, что, когда в Персии воцарился Врам II (420-439), он совершил в отношении армян много жестоких злодеяний, подорвав установленный порядок и доведя страну до разрухи. Врам искал случая выместить свой гнев на Армению, заключил мир с ромеями и не коснулся принадлежащаго им удела в Армении (т.е. византийской части Армении, которая отшла к ромеям по договуру 387 г.). Когда архиепископ армянский святой Саак Партев (389-439) увидел все эти бедствия в персидском уделе в Армении (где он, собствено, и заседал и был весьма притесняем персами, как христианин, а значит, потпенциально, и как сторонник ромеев), он отправился чрез восточные области Армении в удел греческий. Там впрочем, св. Сааку был сделан прием, недостойный его. Поэтому он послал св. Месроба Маштоца и внука своего Вардана Мамиконяна в Византию к императору Феодосию с письмом такого содержания:
«Миролюбивому императору, господину моему Августу Феодосию, Саак, архиепископ армянский, желает радости о Господе. Знаю, что молва о стесненных наших обстоятельствах достигла уже до снисходительного слуха твоего самодержавства, и потому, в надежде на твое милосердие, ищу убежища у ног твоих. Я не нашел приема в жребии моем, благодаря приказанию его правителей. Они до такой степени ненавидят нас, что не приняли даже наших письмен (т.е. арм. алфавита, созданного св. Месропом) принесенных тем же мужем (св. Месропом), которого я отправил к тебе, благодетелю: не мало приходилось переносить ему трудностей и в стране Сирийской. Да благоугодно будет вашему величеству не лишить нас нашей власти в нашем жребии и приказать принять нас и учение от нас. Будь здрав!».
Пишет св. Саак и к архиепископу Константинопольскому следующее: «Саак, архиепископ армянский, учителю нашему Аттику, архиепископу вселенского двора, благословение и приветствие. В надежде на вашу святость, я отправил к вам вардапета нашей страны, Месроба, и внука моего Вардана, с тем, дабы ты мог слышать от них о бедствиях наших и ходатайством своим у великого государя помочь нам, как любящий брат. Будь здрав!».
Пишет он и византийскому полководцу Анатолию следующее: «Саак, архиепископ армянский, храброму полководцу Анатолию, радости желает. Благодарю Бога, что Он уготовил тебя на защиту нашу. Поэтому извещаю тебя, что, ища выхода из стесненного положения, отправил я учителя нашего, Месроба, и внука моего, Вардана, к царскому двору. Прошу тебя, мужественного воина, оказать им помощь во время их путешествия. Будь здрав!».
Анатолий отвечает (там же ответ Аттика и Феодосия):
"Прочитав это письмо и вспомнив в тоже время молву о добродетели св. Месроба, еще прежде распространившуюся, Анатолий сделал им отличный прием и с нарочным уведомил императора письмом о прибытии их. Он получает от императора приказание немедленно и приличным образом отправить их к нему. Поэтому он удержал в городе Мелитене множество учеников, приведенных св. Месробом с главным между ними, Леонтием, поручив их епископу св. Акакию Мелитинскому, а св. Месроба и Вардана, Дерджанскому епископу Гниту и с почестями отправил в путь. Они вступили в Константинополь, представились великому государю, получили чего ожидали и чего не ожидали, и пустились в обратный путь с следующим письмом..."
Это еще раз показывает положительное отношение Феодосия к армянам Персии. Кстати, сообщение это лишний раз указывает на то, что армяне, обратившись за помощью к василевсу, считали его своим защитником и союзником, причем это происходило на всем протяжении IV в. Например, когда в середине IV в. на армян вновь пошла военная машина персов архиепископ армянский святой Вртанес Аршакуни написал письмо Констанцию II:
«Глава епископов Вртанес и под его властью находящиеся епископы и все нахарары Великой Армении, господину нашему Констанцию, самодержавному императору, радости желают. Вспомни мирный договор, заключенный отцом твоим Константином с царем нашим Тиридатом, не отдавай страну нашу безбожным персам. Помоги нам войском возвести Хосрова, сына Тиридата, на престол. Ибо Бог поставил вас господином не только Европы, но и всех стран Средиземных. Страх, внушаемый могуществом вашим, проник до пределов земли. Просим Бога о непрерывном распространении твоего господства. Будьте здравы!».
Уже отсюда видно, какую силу и важность имел договор 324 г. заключенный в Риме между ромеями и армянами. Договор, который имел большую важность для самих армян в первую очередь и посмотрите, что отвечает император. Констанций, прочитав письмо, приказал отправить куропалата своего Антиоха с большим войском в Армерию, с порфирой и венцом, при письме такого содержания: «Самодержец Август, император Констанций, Вртанесу Великому со всеми его соотечественниками, радости желает. Я послал вам в помощь войско, повелел возвести Хосрова, сына царя вашего Тиридата, на престол, водворить у вас добрый порядок, дабы вы служили нам верно. Будьте здравы!». Антиох же, прибыв в Армению, вместе с армянами прогнал персов и возвел на престол Хосрова, утвердив мир во всей земле армянской.
Как мы после этого должны расценить отказ Маркиана в помощи армянам (наряду со всем сказанным выше)? Позволю себе повториться: у армян в 451 г. была наисерьезнейшая проблема - быть или не быть Христианству в Армении, речь шла о самом существовании Христианства среди армян!
Кратко пишу события, которые отчасти известны участникам темы:
В период новой агрессорской политики персов направленной против Армении и ее населения, кровь ее сынов и, в первую очередь святых архиепископа Иосифа I и полководца Вардана Мамиконяна, внука св. Саака Партева, потекла за истинную веру. В это время Восточная Армения уже почти вся была под властью Персии в качестве пограничного округа (марзпанства). Дело в том, что в 438 г. персидским царем стал Йездигерд II. К 447 г. ему удалось нормализовать свои отношения с историческим врагом – Византией, и после многолетней войны победить кочевников – кушанов. Упрочив свое положение, Йездигерд решил ужесточить политику в отношении Армении. Вероятно, этим царь хотел: 1) добиться большего внутреннего единства своей державы, 2) ликвидировать возможную «пятую колонну» в случае войны с Византией, ведь восточные армяне были потенциальными союзниками византийцев, и 3) продвинуть официальную религию того времени (зороастризм), котоую Йездигерд считал единственно верной. В связи с этим в Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил церквки, монастыри и народ тяжелыми налогами, отнял у армян должности «великого судьи» и «азарапета» (ведшего экономикой) и отдал их персам. Среди правящей армянской аристократии велась усиленная пропаганда в пользу религии зороастризма. Наконец, великий визирь персов издал указ, которым потребовал от армян отказаться от Христианства и перейти в зороастризм. В ответ на это святой архиепископ Иосиф Вайоцдзорский созвал Собор высшего духовенства и знати, на котором отверг требования персов. Армяне изложили исповедание своей веры и передали его персидскому представителю за подписями 18 епископов с таким заявлением: «От этой веры не могут отклонить нас никакая власть или сила, ни Ангел с неба, ни земной владыка, ни огонь, ни меч. Достояние наше в ваших руках, но Владыка веры нашей есть один Бог, с Которым мы неразлучно соединены!».
Этот ответ крайне разочаровал Йездигерда и, переманив на свою сторону некоторых армянских князей-отступников, он приказал направить 200 000-ую персидскую армию в Армению для усмирения непослушных. Руки православных армян обратились к Византийской Империи, с надеждой на спасение. В Константинополь были отправлены послы, которые и пробыли там довольно значительное время, ожидая помощи от единоверных им византийцев. Тогда умер Феодосий II (не успев оказать армянам помощи) и на его место вступил император Маркиан Флавий (450-457 гг.), который, в самый трудный для армян момент, отказал им в помощи. Армения осталась один-на-один с могучей Персией. Шах послал в Армению свою огромную армию под командованием Мушкана Нисалавурта, к которой присоединился и отступивший от Христа армянский полководец Васак Сюни со своими сторонниками. Христиане начали трезвонить во все колокола и созывать народ на защиту веры и отечества. Армяне сумели собрать 66 000-ое войско. Надо отметить, что в армянской армии было много и невоенных людей: священников, монахов, крестьян, взявшихся за оружие. В бой шли даже женщины. Современник-летописец и непосредственный участник этих событий монах св. Егише († 480; февраля 27 марта 11), в то время бывший секретарем Вардана Мамиконяна, во всех героических красках описывает оборону армян. 26 мая 451 г. персидская и армянская армии встретились на Аварайрской равнине в Армении. Это по сути было восстанием армян, объявивших, таким образом, протест персидскому насилию. После ожесточенной бойни персы подавили это восстание c трудом, но зато были вынуждены отказаться от своей идеи – насильственно обратить армян в язычество. Христиане отстояли свою веру ценою жизни. Вождь восставших армян, полководец Вардан Мамиконян и 1036 павших с ним в битве воинов были канонизированны, как и казненные персами в 454 г. архиепископ Иосиф I, епископы Саак и Тирит, иерей Леонтий и многие с ними (память их ноября 20 декабря 3).
Йездигерд II не был счастлив от одержанной победы: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать Христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в Христианство.
Теперь задайтесь вопросом: если армяне без ромеев смогли отстоять свою веру, но проиграли саму битву, увидели разоренной свою страну, разрушенные семьи, дома, храмы, лучшая часть армянского народа была просто-напросто вырезана в Персии..., то в союзе с ромеями могли бы они избежать всех этих бед?
Цитата:Можно выделить два аспекта в этом вопросе: факт пренебрежения со стороны римлян армянским бедственным положением и восприятие армянами этого факта. Как мы уже установили, императоры римлян по-разному относились к тяжелой ситуации и вокруг веры и спорных территорий в приграничной зоне с Ираном; в зависимости от обстоятельств и собственных предпочтений одни из них оказывали военную поддержку Армении, другие игнорировали ее просьбы и мольбы о помощи. Но начало этой, я бы сказал, чисто "политической" тенденции было положено еще в конце IV века, когда Армянское царство было поделено на сферы влияния между Персией и Византией. Я разделяю точку зрения Narses Ermeni о том, что элемент предательства со стороны "братьев по вере" присутствовал во времена Маркиана, тем более что формальный повод (нарушение оговоренных прав христианского населения) и недавний прецедент (вступление Феодосия в войну) для вмешательства у Константинополя был, но отдаю себе отчет, что политические и экономические приоритеты чаще берут верх над "братской любовью". Также я понимаю, что Narses Ermeni горько сетует на эту ситуацию, разделяя в свою очередь взгляд со стороны Армении, которой действительно всегда доставалось и от жестокости персов и от попустительства ромеев. Почему попустительства? Потому что я опять же соглашусь с Narsesом, что Ближний Восток, Месопотамия и в силу сложного географического строения, и в силу уникального геополитического положения, в котором соприкасаются с древнейших времен Европейская и Азиатская цивилизации, и в силу запутанной и противоречивой этнографической и религиозной ситуации, были и для ромейских василевсов важнейшим пунктом внешней политики, пренебрежение которым порой оказывалось для Византии фатальным. |
Я именно так и думаю.
(Отредактировано автором: 01 Октября, 2009 - 01:39:47) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 00:59:34 |
|
|
|
|
|
|
Уважаемый Marcellinvs, приведенные Вами цитаты из Сократа Схоластика и Евагрия не являются даже косвенным доказательством "предательства" Маркиана. О Феодосии II не буду повторяться - слишком много свидетельств его не слишком серьезного отношения к политике (Иоанн Антиохийский, Приск, Феофан - самые известные). Тем не менее Вы повторяете прежние обвинения. Бедная Империя ромеев, она всем была "должна"! Защищать православие от ариан в Испании и Африке, бороться с узурпаторами в Риме, поддерживать восстание армян... И никакой благодарности: ведь не краснописцу Феодосию II пришлось сражаться с иранцами, а Цитата:храброму полководцу Анатолию |
Тому самому Флавию Анатолию (см. соч. Марцеллина, Прокопия Кесарийского, Феофана и комм. к ним), которого архиепископ Саак называет "мужественным воином", а Егише обвиняет в трусости, дурном влиянии на Маркиана и прочих грехах. Анатолий, который трижды принимал участие в посольствах к Атилле, лучше других мог оценить, какой враг в 451 г. представлял наибольшую опасность. Впрочем, Маркиан тоже служил не писарем и не псарем. |
|
Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 21:41:53 |
|
|
|
|
|
|
Уважаемый Horst, Вы же прекрасно понимаете, что то же самое можно сказать и относительно армян: бедные армяне, они всем должны были, и персам и ромеям, и разрывали их на две части, делили один народ на два; получается, что и армяне должны были всем, а эти "все" в большинстве своем составляли империи персов и ромеев. И тем и этим они платили дань золотом и воинами... Вы не в курсе, может быть, как армяне-халкидониты защищали свою веру ценою жизни в 6 в. и в послед. вв., и первая причина этого была то, что они "благодаря ромеям" были союзниками Империи, и единоверцами их. Так получается, что бедные армяне-халкидониты из-за ромеев были под постоянным персидским гнетом. Мученическая смерть в нач. 7 века католикоса-халкидонита Иоанна Багаранского и многих православных армян пусть служит этому наглядным примером.
А какую благодарность ромеи оказали армянам? и тем более армянам-халкидонитам?
Мне кажется, что армяне-халкидониты свое "спасибо" сказали ромеям четко, когда спасали греческие жизни в течении 9-11 вв. (неговоря уже о 6,7,8 вв.) от варваров арабов и сельджуков, когда большая часть византийской армии (в основном восточные войска) состояла из армянских воинов, в большинстве халкидонитских. Лучшие полководцы-армяне умирали за Империю и служили ей верою и правдою. Они даже не щадили самой Армении и действовали в интересах Империи, т.к. знали, что Армении без Византии спокойно жить не дадут, и еще многое другое, в чем Вы хорошо осведомлены. Неужели греки не в состоянии были выставить своих воинов? Наверное нет, если защищать Империю пришлось армяна-ромеям. Где спасибо? Вы же понимаете, что о подобном можно много спорить.
Да, Анатолий был мужественным воином, но иногда и мужественные воины дают "задний ход" и забывают о всех "союзах", "договорах" и тому подобном. А Егише писал историю уже после отказа Маркиана и его страстность в истории четко прослеживается, и конечно же, его такое вот действие принять нельзя (!), но можно его и где-то понять.
Цитата:Тому самому Флавию Анатолию (см. соч. Марцеллина, Прокопия Кесарийского, Феофана и комм. к ним), которого архиепископ Саак называет "мужественным воином", а Егише обвиняет в трусости, дурном влиянии на Маркиана и прочих грехах. Анатолий, который трижды принимал участие в посольствах к Атилле, лучше других мог оценить, какой враг в 451 г. представлял наибольшую опасность. Впрочем, Маркиан тоже служил не писарем и не псарем. |
То же самое можно сказать и о Вардане и его соратниках, которые лично вели переговоры и с персами и с гуннами, и с кавказцами, и с ромеями. Вардан был хорошо осведомлен о положении дел на тех территориях. Вардан, думаю, зная о том, что ромеи были не в состоянии помочь ему войском, и не обратился бы к ним за помощью. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 22:19:39 |
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni, уважаю Ваше мнение, хотя остаюсь при своем. Мне просто не нравится, когда из-за одного лишь свидетельства (не подтвержденного другими источниками) человека называют "предателем". Конечно, если бы Маркиан служил в РККА, ему припомнили бы и плен у вандалов, и "пребывание на оккупированной территории"... Если же говорить о том, кто кому должен, то Вы правы - Цитата:о подобном можно много спорить. |
Не только армяне храбро служили Империи. В Византии "гот, гунн, алан вставали в ряды войск" (Пакат); "варвар", презираемый в Риме цезарей, теперь "грыз... землю" и оказывался "счастливцем, достойным Елисейских полей" (Клавдиан). Ведь для истинно православного Царства "нет ни эллина, ни иудея". Но отсюда следует, что раскол православной Церкви страшнее проигранной войны. Цитата:То же самое можно сказать и о Вардане и его соратниках |
С одной небольшой разницей - Маркиан, Флавий Анатолий и Васак Мамиконян никогда не служили в иранской армии.
(Отредактировано автором: 02 Октября, 2009 - 11:52:59) |
|
Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 01 Октября, 2009 - 23:45:14 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:А Егише писал историю уже после отказа Маркиана и его страстность в истории четко прослеживается |
Мовсес Хоренаци тоже писал свою историю после Аварайрской битвы, но оставался беспристрастным. |
|
Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 11:42:37 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Narses Ermeni, уважаю Ваше мнение, хотя остаюсь при своем. Мне просто не нравится, когда из-за одного лишь свидетельства (не подтвержденного другими источниками) человека называют "предателем". Конечно, если бы Маркиан служил в РККА, ему припомнили бы и плен у вандалов, и "пребывание на оккупированной территории"... |
Также как и я Ваше. Я не сылаюсь на Егише, когда пишу о предательской роли ромеев 451 г., это мое мнение вытекает исходя из истории армяно-римских отношений начиная с 324 г. по 451 г. Егише страстен, мне немного не нравится стиль его письма. Говорю Вам откровенно. Куда больше мне нравится Лазарь Парбский.
Вы пишете: "Не только армяне храбро служили Империи. В Византии "гот, гунн, алан вставали в ряды войск" (Пакат); "варвар", презираемый в Риме цезарей, теперь "грыз... землю" и оказывался "счастливцем, достойным Елисейских полей" (Клавдиан)".
Да, не только армяне, но их вклад в Империю была куда более значительным, нежели готов и...
Цитата:Ведь для истинно православного Царства "нет ни эллина, ни иудея". Но отсюда следует, что раскол православной Церкви страшнее проигранной войны. |
И это верно, да. Но все же, как раз-таки, отказ Маркиана и сыграл свою крайне отрицательную роль во время монофизитских споров в Малой Азии и в Закавказье в 5-6 вв. В.В. Болотов так и понимает эту проблему, что одной из первых причин разрыва отношений армян с ромеиями сыграл исторический отказ ромеев помочь армянам. Думаю, в исследовательских способностяд выдающегося В.Болотова сомневаться не надо. Так или иначе, но раскол произошел. То от чего бежали ромеи настигло их в будущем. Армянская Церковь играла ведущую роль в Закавказье, это надо было учесть ромеям.
Цитата:С одной небольшой разницей - Маркиан, Флавий Анатолий и Васак Мамиконян никогда не служили в иранской армии. |
Вы абсолютно правы и Тем более, т.к. Вардан, в отличие от них, бывал не раз в Персии и был хорошо осведомлен о военном потенциале персов. А значит, его мольба о помощи имела на то основание: что совместными усилиями можно было бы сломить персов. Тем более, что персы все ожидали отказа императора ромеев с такой настороженностью.
Цитата:Мовсес Хоренаци тоже писал свою историю после Аварайрской битвы, но оставался беспристрастным. |
Да, Моисей писал свою историю после 451 г., но Аварайрской битвы и всех баталий связанных с ним он не касается. Историк доводит свою "историю" до падения армянской царской династии в Персии, т.е. до 428 г., а также до смерти блаженных Саака Партева в 439 г. и Месроба Маштоца в 440.
Если я и обвиняю в одном аспетке ромеев, ведь это не значит, что я их ненавижу, наоборот, ромейская традицимне куда более ближе мне чем армянская (монофизитская). Она мне ближе и по предкам и по духу. В данном случае я пытаюсь понять и определить в чем были правы-неправы ромеи и правы-неправы восточные армяне. Но во всей этой истории я отдаю предпочтение ромеям, о чем речь, т.к. армяне всеми силами должны были держаться за Империю, но не предавать ее в тех или иных исторических периодах, как это произошло в нач. 7 века, когда восточные армяне взяли сторону шахиншаха Хосрова ивместе с язычниками наступали на византийскую чать Армении, лишив армян-халкидонитов католикоса и католикосата, начав немалые репрессии против православных армян, и заставляя их отказываться от Халкидона... Конечно, Ираклий вернул много чего на место, но удар нанесенный тогда ромеям и армянам-халкидонитам был ощутимым.
(Отредактировано автором: 02 Октября, 2009 - 16:51:18) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 02 Октября, 2009 - 12:43:48 |
|
|
|