|
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni
Как и обещал, скидываю новую инфу по Давиду.
Недавно читал диссертацию греческого ученого Пасхалидиса "Никита Давид Пафлагон. Личность и труды." Все шло нормально, пока я не дошел до главы "Философские сочинения". В этой главе Пасхалидис, ничтоже сумняшеся, атрибутирует Пафлагону сочинения Давида "Определения философии" и "Комментарий к введению Порфирия". Я сначала стал плеваться: думаю, вот очередной фантазер. А теперь не знаю, как и думать. Ведь многие ученые называли автора вышеуказанных трудов "Псевдо-Давидом". Только благодаря исследованиям Аревшатяна, было установлено, что Давид - армянский автор. Короче, привожу аргументацию Пасхалидиса. Судите сами.
1. Внешнее сходство имен: Давид Аникитос (по-греч.) и Давид Никита. Плюс к этому многие средневековые армянские сведения о Давиде Анахте пересекаются с жизненными коллизиями Никиты Давида ("претерпел клевету и гонения"). Сюда еще следует отнести связь Давида с армянским переводом Ареопагита (об этом говорит Аревшатян в статье "Давид Армянский и Дионисий Ареопагит, Byzantina Sorbonensia, 12). Однако известно, что Никита Давид комментировал Дионисия и вообще все его богословие - это развитие идей Ареопагита.
2. Рукописная традиция называет автором этих сочинений некоего "Давида". Известно (из Жития Никиты), что византийский Никита Давид часто именовался просто Давидом. Важным аргументом является тот факт, что упоминание армянского Давида в качестве автора этих текстов впервые встречается в армянской рукописи 13 века, где говорится, что Давид - армянский богослов 5 века, ученик Олимпиодора. Что касается греческой рукописной традиции, то по крайней мере три рукописи упоминают в качестве автора этих сочинений Никиту Давида (ркп. 13, 14 и 15/16 вв.). А вообще самые древние ркп. Давида - 10 века (время жизни Никиты Давида).
3. Научная атмосфера, в которой жил византийский Никита Давид, была вся пропитана углубленным изучением Аристотеля. Эту традицию поднял на очень большую высоту Фотий, развивали его ученики Арефа Кесарийский и Захария Халкидонский. А Пафлагон был учеником Арефы. Самое интересное, что и Арефа написал схолии на Введение Порфирия и Категории Аристотеля.
4. Арефа приводит список лучших комментаторов Аристотеля. В этом списке отсутствует имя Давида (что странно, так как в схолиях самого Арефы множество параллелей с Давидом). Впервые имя Давида в качестве комментатора в Византии встречается у Михаила Пселла. В Армении впервые Давида начинают изучать тоже в 11 веке. По его учебнику первым преподает Григорий Магистр (990-1058), которого Шанян (David Anacht: Аn Introduction) называет an outstanding Hellenophile scholar and Neoplatonist of the eleventh century. А первый комментарий к определениям филсофии на армянском написал Nerses Shnorhali (1098-1173). Т.о. пересечение текстов Арефы и Давида можно считать влиянием Арефы на Давида, а не Давида на Арефу.
5. В ркп. слова, стоящие в заголовке, ἀπὸ φωνῆς Δαβὶδ τοῦ φιλοσόφου, означают, что речь идет об известном (византийцам) учителе философии. Поскольку же армянского Давида в Византии не знали (Бенакис), а Никита Давид был известным учителем, то это еще один аргумент в пользу последнего.
--------
Ну как Вам? Как теперь доказать, что Давид Анахт, автор Определений философии, армянский философ 5 века?
Вообще, можете привести ВСЕ возможные источники по идентификации Давида Армянского? Честно говоря, мне не очень верится, что такой текст мог написать Никита Давид. Но у меня не хватает аргументов. |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 04 Января, 2009 - 15:19:43 |
|
|
|
|
|
|
Как мне кажетя - это все-таки частное, авторское мнение Пасхалидиса; и то, что он атрибутирует Пафлагону сочинения Давида Анахта, из его, так сказать, личных расследований, в то время как многие иные говорят об авторстве Анахта. Конечно характер жизнеописаний обоих этих личностей (что и удивительно) похож один на другое. Удивительно и то, что, как Вы сказали - "Научная атмосфера, в которой жил византийский Никита Давид, была вся пропитана углубленным изучением Аристотеля. Эту традицию поднял на очень большую высоту Фотий, развивали его ученики Арефа Кесарийский и Захария Халкидонский"; так как в период жизни Давида Анахта 5 - нач. 6 вв. научная атмосфера в Армении также была пропитана изучением греческой философии вообще (я бы сказал что 5-6 вв. били БУМОМ - началом и основой изучения) и в первую очередь трудами Аристотеля, Платона и Порфирия (!), а развивал ее сам Давид Анахт, который в купе со своими одноклассниками (по приезде из Византии) открывал философские школы в Армении и преподавал там молодежи греч. филос., и судя по его трудам, в интерпретации Аристотеля, Порфирия и Платона.
Если в Византии 9 века этим первопроходцем в возрождении углубления изучения Аристотеля оказался свт. Фотий, а не сам Никита Давид (что интересно!), то в Армении этим человеком стал сам Давид Анахт, именно после него и пошла целая плеяда арм. философов, как из халкидонитов, так и из монофизитов. Только подобному человеку как Анахт можно и было писать толкования на труды греч. философов, человеку, который явился всеармянским учителем философии, сыгравший одну из важнейших ролей (если не первую!) в Армении касательно начала и дальнейшего углубления филосс.
Плюс к этому расследования Бенакиса, который говорит прежде всего о влиянии Давида Анахта ("Армянина"), что оно очень сильно сказывается в сочинении св. Иоанна Дамаскина ("Источник знания"). Если верить Бенакису, так труд Иоанна Дамаскина и мог испытать на себе вляние именно Давида Анахта, жившего в 5 веке, но никак не Никиты Давида, представителя 9-10 вв.
Действительно много сходств между Давидом Анахтом и Никитой Давидом, и они наводят на сущую путанницу; и это не первый подобный случай. Но как мне кажется, уместнее считать автором этих толкований Давида Анахта, нежели Никиту Давида, исходя из всего вышесказанного. Я вот думаю, что Никита Давид создал толкования фил. соч., но труды его, впоследствии были утеряны, хотя последующему виз. обществу о них было известно, и быть может Пасхалидис, проводя свои расследования, выдвинул свою теорию - атрибутировав труды Анахта Пафлагону, на основе еще и того, что и Жизнеописания некоим образом похожи и эпоха развития и углубления филос. (в Армении и Византии) совпадала; в общем, хочу сказать, что много просто-на-росто сыграло на руку в расследованиях Пасхалидиса. Тут вот было бы интересно прочитать расследования Аревшатяна, Чалояна, Лосева и др. по поводу Анахта более глубже рассмотрев о его авторстве этих сочинений.
Но вот я думаю так Что скажете?
(Добавление) И добавлю следующее:
Выдающийся российский ученный 19-20 вв. Н.Я. Марр отмечает (и это задолго до Аревшатяна), что "В Армении в VII-VIII веках образованное общество было увлеченно философией. С возникновением интереса к философии здесь наблюдается тесное книжное общение с греко-византийским миром, даже близкое участие армян в философской литературе самой Византии, настолько близкое, что есть лица, как напр. армянин Давид Непобедимый, про которых еще недавно было не установлено, были ли они армянские или греческие писатели" (см. лит.: Марр.Н.Я. Иоанн Петрицский, грузинский неоплатонник XI-XII века \ Марр. Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения. С. 335. См. Также: Дионисий Фракийский и армянские толкователи Издал и исследовал Н. Адонц. Пг., 1915, и рец. на этот труд Н.Я.Марра: Марр Н.Я. Кавказский культурный мир и Армения. С. 309-323). ----- Великий армянский философ Давид Анахт, неоплатонник александрийской школы, писал и читал лекции на греческом языке (см.: Чалоян В.К. Развитие философской мысли в Армении (Древний и средневековы период). М., 1974. С. 57-60=цит. по книге. В.А. Арутюнова-Фиданян. Повествования о делах армянских. (VII в.). М., 2004. Сс. 99-100.)
Учтем и это расследование Марра...
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 11:24:01 |
|
|
|
|
|
|
Плюс к Марру еще в начале 19 века вышла книга: Neumann C/ Memoire sur la vie et les ouvrages de David, philosophe Armenien, Paris 1829. И автор считал, что Давид - армянский философ. Но Крумбахер, кстати, оспаривал это мнение. Короче, Пасхалидис все это знает, но его это ничуть нге смущает. А аргументы у него сильные. Мне вот что интересно. Какими ИСТОЧНИКАМИ мы располагаем по Давиду? |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 12:05:24 |
|
|
|
|
|
|
Мдаа, он смелый парень Вы имеете ввиду источниками древними и средневековыми или современной научной литераты? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 12:24:02 |
|
|
|
|
|
|
В первую очередь нужны древние источники. Средневековые и новые - это уже не источники. (средневековые - только наполовину).
Надо выяснить:
1. Откуда мы знаем, что Давид вообще существовал. 2. Откуда известно, что он был учеником Месропа и именно он был в числе тех, кого послали в Грецию учиться. 3. Откуда известно, что он - автор вышеупомянутых трактатов.
-----
Кстати, по поводу цитат у Дамаскина Пасхалидис говорит, что мол все это за уши притянуто Коттером (издателем Источника знания). Я сам не сравнивал, а было бы очень интересно. |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 13:59:24 |
|
|
|
|
|
|
Так, ну кому-то мы дадим, как говорится, "сто перед", или Аревшатяну или Пасхалидису, а может этот вопрос так и останется открытым
Я соберу макс. данные и отпишу. Как скоро я это сделаю - сказать не могу, учитывая свои работы, да еще и приближающиеся прздничные службы, плюс - мне надо проверить древние жития Саака и Месропа и пару "Историй" 5 века, где может прямо говорится о Давиде Анахте.
Хотя мне кажется Пасхалидис слишком смело говорит о своей точке зрения. Интересно, что сказал бы на этот счет Аревшатян?...
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 14:22:34 |
|
|
|
|
|
|
тут еще один нюанс. Вестеринк (который даст сто и Аревшатяну и Пасхалидису) издал по-моему два сочинения Никиты Давида. О конце мира и еще какое-то. Пасхалидис нашел в этих текстах ссылки Никиты Давида на "свои" комментарии" к каким-то логическим текстам. Т.е. он там пишет: "как мы писали в своем месте", говоря о логических трактатах. Т.е. еще один косвенный аргумент. |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 14:46:58 |
|
|
|
|
|
|
Вот это действительно интересно! Я постараюсь быстро собрать материал и выложить его... |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 14:56:20 |
|
|
|
|
|
|
Хе, а если мы с вами докажем, что Давид Анахт - автор Определений и комментариев к Порфирию, то, пользуясь логикой того же Пасхалидиса, мы припишем трактат о конце мира Давиду Анахту, а Пафлагон останется с носом. (Я шучу, конечно. Но пусть Пасхалидис не зазнается!). |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 15:03:36 |
|
|
|
|
|
|
размышления вне этой темы, с которыми очень хотелось с вами поделиться:
Помните мы с вами уже сделали как-то одно маленькое открытие? касательно Проэресия и приезжающих к нему "земляков" с Армении и Каппадокии. Как в свое время и сам Проэресий приехал к Юлиану Каппадокийцу на учебу. Так вот, благодаря вашей идее, на которую вы меня подтолкнули, - создание истории Армяно-халкидонитской Церкви, нам удалось сделать еще одно небольшое открытие, касающееся армяно-каппадокийского монашества, что еще раз зримым образом свидетельствует насколько Армения и Каппадокия были связанны друг с другом:
это небольшой отрывок с главы АРМЯНО-ХАЛКИДОНИТСКОЕ МОНАШЕСТВО
" Корни армяно-халкидонитского монашества уходят в глубрь времен, ко времени св. Григория Просветителя, при содействии которого в Армению прибыли многие греческие и сирийские монахи из региона Малой Армении и Каппадокии, наладившие здесь монашескую жизнь. После церковного разрыва многие халкидонитские монастыри, не пожелавшие иметь общения с национальной Армянской Церковью, вошли в подчинение Константинопольского и Антиохийского Патриархатов. Из этой халкидонитской среды время от времени отделялись личности, которые ради стяжания высшего подвига, уходили в палестинские пустыни. Надо отметить, что палестинские монашеские общины, создавшиеся во множестве уже в IV в., обретают большое значение и влияние в V и VI столетиях. Несмотря на влияние сирийских и египетских примеров, Палестина, находившаяся между двумя этими византийскими областями – Египтом и Сирией, не отставала от них, но и стала достойным их продолжением. V-VI вв. для армян-халкидонитов были временем усиления в их среде эллинофильства (еще и как противовес сирийской культуре монофизитов) во всех проявлениях этого направления. Центр этой эллинофильствовавшей армянской халкидонитской среды лежал, по всей видимости, по соседству с Каппадокией. Значение Каппадокии вообще для древней христианской Церкви всем должно быть известно. Но каппадокийские вклады в общецерковную жизнь должны заключать в себе и кое-какие блески армянской жизни, переливавшейся в самую Каппадокию, в восточной части которой существовал значительный пласт армянского населения. Из при-каппадокийской или Каппадокийской Армении (Armenia Minor) происходили многие деятели Греческой Церкви. Из различных свидетельств выступает заботливый интерес киновиарха св. Феодосия Великого († 529; января 11 24) и св. Саввы Освященного († 532; декабря 5 18) и к участи армян-халкидонитов, и объяснение такого интереса в том, что оба святые происходили из Каппадокии, Феодосий из селения Могарионского, а Савва – из Муталаски. Преемник Феодосия «по игуменству был армянин Софроний, родом из селения Зомери близ Севастии». Одним из учеников св. Саввы был Иеремий Армянин († сер. VI в.; суббота сырная), который прибыл с другими армянами-халкидонитами к св. Савве в его Лавру. Достойный неумлкающих похвал святой отец наш Иоанн Молчальник († 558; декабря 3 16) был родом из Никополя Армянского; скрыв свой епископский сан, он подвизался в Лавре св. Саввы как обычный монах. Сам святой и великий Евфимий († 473; января 20 февраля 2), был родом из Мелитины Армянской, к нему-то, по свидетельству Жития и пришли, (видимо) как к соотечественнику, 400 армян. Одним из самых приближенных учеников св. Евфимия был св. Дометиан († Vв.; суббота сырная), уроженец той же Мелитины. В Лаврах святых Саввы и Феодосия армяне-халкидониты обладали своими церквями и вели службу на родном языке. Таким образом, получается, что покидая свою родину, православные армянские монахи поступая в палестинские монастыри к святым Савве, Феодосию и Евфимию, приходили к последним, КАК К СВОИМ "ЗЕМЛЯКАМ", соискав от них поддержду и утешение. Все это и внушило известному русскому ученному В.В.Болотову мысль, что «Каппадокия и Армения в V и VI вв. имели среди палестинского монашества славных и немалочисленных представителей» и что «пересадка некоторых армяно-каппадокийских церковных установлений в Палестину, а из Палестины в Александрию, Антиохию и наконец в Константинополь, поэтому, была весьма возможна» (В.В.Болотову. Михайлов день. Христ. Чтение, 1892, II, 620-621)".
Как же все это до ужаса интересно-то, аа! Что скажете?
о Давиде инфу уже ищу...
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 19:27:30 |
|
|
|
|
|
|
Да, очень интересно. Тут у меня еще появились ссылки на некоторые важные статьи. Если ли у вас следующие работы:
1. Nina Garsoian, L' Eglise armenienne et le grand schisme d' Orient, Lovanii 1999 (CSCO 574) 2. East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period (Dumbarton Oaks Symposium 1980), Washington 1983.
Есть еще журнал: Revue des Etudes Armeniennes - в нем много интересного по Вашей теме.
А так вообще я тут просматриваю статью "Василий Великий, Великая Армения и армяне в сборнике конференции м-ря Бозе (но она на итальянском, а я его только учу - поэтому разбираюсь в час по чайной ложке). |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 05 Января, 2009 - 21:11:56 |
|
|
|
|
|
|
Трудами Нины Гарсоян (по ссылкам Арутюновой-Фиданян) я пользуюсь.
Revue des Etudes Armeniennes - это очень интересно, но как жаль, что он не на англ. яз.
"Василий Великий, Великая Армения и армяне в сборнике конференции м-ря Бозе" - если, что будет на англ. яз, имею ввиду, может какие ссылки, сообщите пожалуйства мне. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Января, 2009 - 12:27:16 |
|
|
|
|
|
|
отписал Вам на мэйл про книги на английском. |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 09 Января, 2009 - 22:13:49 |
|
|
|
|
|
|
Вот кое-какая инфа по Давиду; отвечаю на Ваши вопросы (по мере найденной инфы):
"1. Откуда мы знаем, что Давид вообще существовал. 2. Откуда известно, что он был учеником Месропа и именно он был в числе тех, кого послали в Грецию учиться".
После создания арм. алфавита св. Месропом армяне сразу же начали переводить на свой язык богословские и филосовские сочинения античных авторов; параллельно были также созданны и Жизнеописания некоторых особо почитаемых святых Армении, в числе которых были Житие св. Месропа Маштоца, написанное (между 443-449 гг.) учеником его Корюном в 5 веке, а также Житие св. Саака Партева (арм. ахриеп.), написанное неким Хосровом в 5 веке. Вот в этом Житии или "Истории" св. Саака и упоминается (на ряду с др. учениками) Давид Анахт. В шести из семи сохранившихся списков-перечней арм. историков после Корюна или рядом с ним упоминается Хосров, автор "Истории Саака" ( о ней см.: А.Анасян. Армянская библиология (V-XVIII), т. 1. Ереван, 1959, сс.10-13-V (на арм. яз.). К. Мелик-Оганджанян предполагает, что именно об этом Хосрове говорит Лазарь Парбский (историк 5 в.) в своем "Послании Ваану Мамиконяну" (см. Корюн. Житие Маштоца. Предисловие К.Мелик-Оганджаняна, с. 63.). "История Саака" упоминается также в числе источников, которым пользовался автор IX в. Аарон Ванандеци (Андэс амсореа, 1947, с. 520, изд. Н.Акинян (на арм. яз.). Этим исчерпываются наши сведения о написанном в древности, но не сохранившемся Житии Саака.
Единственное произведение о Сааке Партеве, дошедшее до нас - "История св. Саака и вардапета Маштоца; приблизительным временем создания этого памятника Р.Ачарян считает IX в. (см.: Р.Ачарян. Источники истории св. Месропа. Париж, 1907, с. 29 (на арм. яз.). Точку зрения Р.Ачаряна поддерживает также Х.Торосян (см.: Житие Саака Партева и его автор, - Вестник общест. наук Ереванск. гос. ун-та, 1967, №2,с.201-2011 (на арм. яз.)). Этот памятник был создан на основе Жития св. Саака, написанном в 5 в. выше названым Хосровом, который до нас не дошел. Цитирую место из него о Давиде Анахте: "Посему святые мужи (имеются ввиду Саак и Месроп) особенно пекутся о скорейшем обучении юношей на местах. Отбирают 60 особо любознательных учеников, обладающих голосом и долгим дыханием, и посылают к разным народам и языкам чужих краев изучать философию и риторику и делать переводы. Среди них были Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) и брат его Мамбрэ, Давид Непобедимый (т.е. Анахт) и Егишэ, Иосеп, Езнак (философ Езник), Ардзан, Аган, Муше и многие дугие, отправившиеся с ними в Александрию, Византию, Афины и иные страны изучать философию подобно другим народам, ибо в то время у всех народов замечалась тяга к учению и в мире процветали науки".
По книге: Армянские Житие и мученичества V-XVII вв. К.С.Тер-Давтян. сс. 38-39 (Ереван, 1994).
-------------------------------------------------------------
О Давиде Анахте есть также упоминание в одном кратком памятнике, относящемся к 5 веку - “Вопрос Ювенала и ответ Моисея (т.е. Хоренского), армянского грамматика, и Философа Давида”. "Язык этого памятника", по свидетельству комментатора, "обличает в его авторе писателя не позднейшего времени, так что мы готовы отнести его к V-му веку и приписать, если не философу Давиду или Моисею Хоренскому, то по крайней мере кому-нибудь из их товарищей. Со временем мы издадим его с надлежащими пояснениями". (см.: Вардан Великий. (13 в.). Всеобщая история. ч. 2. М. 1861. Н.Эмин.
Хотя, я замечу, что этот памятник как раз мог быть одним из тех ранних подлогов антихалкидонитов-армян, которые они пытались распространять в своих целях; подобно аполлинарианским подлогам в 5 веке, которыми свободно пользовался Кирилл Александрийский, считая их достоверными. Я хочу сказать, что этот памятник мог иметь место в 5 веке, но позднее прошел очень глубокую переработку под конфессиональные течения среди восточных армян, т. к. в нем весьма ярко отражены обиды армян на ромеев, которые были вложенны в уста (переписчиками-монофизитами) Давида и Моисея, полемизирующих (в памятнике) с ромеями; переписчикам нужно было освятить внушающим авторитетом эти антихалкидонитские тексты, подписав их именами известных и авторитетных деятелей среди армян, в лице которых они и нашли - Моисея и Давида Анахта.
"3. Откуда известно, что он - автор вышеупомянутых трактатов".
Вот это нужно спросить у Сена Аревшатяна. На что опирался он в своих исследованиях, когда приписал эти толкования Давиду Анахту. У Вас же есть на русском книга Аревшатяна, что он там говорит? И интересно было бы узнать, знал ли Пасхалидис о Жизнеописании Саака, где упоминается о Давиде Анахте?
(Добавление) Добавлю, что как мне помнится, никто из числа арм. историков 5 века (Моисей Хоренский, Егише, Корюн) не упоминает о Давиде Анахте, за исключением Лазаря Парбеци (также грекофила и проходившего учебу в Греции); я хочу сказать, что не читал полностью его сочинение и мне надо его проверить, но его у меня нет в наличии. Я постараюсь на днях его найти. Хотя замечу, что никто из них не приводит полного списка имен учеников Саака и Месропа, они (насколько это возможно определить максимальное число имен) нам известны по различным Житиям Святых. Итак, что у нас есть?
(Добавление) Это что касается о Давиде по арм. источникам, о неарм. источниках я писал Вам на меил, они должны у Вас быть.
(Отредактировано автором: 14 Января, 2009 - 14:23:44) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 14 Января, 2009 - 13:41:55 |
|
|
|