Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Давид Анахт [Страниц (10): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
diodoros


Протоспафарий


Цитата:
А есть ли у Вас вот эта статья - Лосев А. Ф.. Давид Непобедимый и конец александрийского неоплатонизма.?

Да, эта статья Лосева мне знакома. Но в отличие от статей (глав в Истории античной эстетики) Лосева о других неоплатониках (в частности, о Порфирии), эта статья не вносит ничего нового в изучение Давида. Видимо, Лосев его понимал уже как переходную ступень к средневековью, поэтому ограничился лишь конспективным изложением его мысли, основываясь на одной книжке ("Сочинения" в переводе Аревшатяна).

Цитата:
Кстати, так какое же влияние имел Давид на византийскую философию?

Тут вы затронули мою любимую тему. Дело в том, что после Порфирия философская традиция передавалась в виде школьных комментариев на основополагающие тексты Платона и Аристотеля. Так было уже в поздней античности (когда и расцвел александрийский платонизм), так осталось на протяжении веков и в Византии. Первыми текстами, к которым приступали студенты, изучавшие философию, были логические трактаты Аристотеля. Но так как они были не очень ясны для понимания, а также допускали варианты истолкования, то каждый схоларх (глава философской школы) считал своим долгом написать краткое руководство для учеников. "Исагога" Порфирия (Введение в Категории) был первым текстом, который начинали изучать. Барнз (Porphyry, Introduction. Translated with a Commentary by J. Barnes) считает, что все античные мыслители принимали как само собой разумеещееся то, что "Исагога" фактически была первым текстом, призванным ввести в логику - начало философии, т.е. первым текстом в философии. Но так как и "Исагога" в дальнейшем оказалась "сложным текстом" (нужно учесть, что к изучению философии приступали в 12-14 лет), то схолархи писали также толкования и на "Исагогу". Именно в этой области Давид оставил самый значительный след. Он был учеником Олимпиодора, который был учеником Аммония, ученика Прокла. Таким образом, Давид - представитель классического александрийского платонизма. Александрийским он назван для того, чтобы методологически отличить его от Афинского и Сирийского (Симпликий, Прокл). Отличие это сотоит в том, что, как говорит Бенакис, он был более свободен от неоплатонической догматики. Школа Аммония, в отличие от сирийского и афинского неоплатонизма, действительно более свобода от неоплатонической "ортодоксии", поэтому ее методы и были приемлемы для христианских учителей логики и философии. Кстати, если вспомнить причину, по которой Филопон, ученик Аммония, перешел в христианство, картина становится более ясной. Татакис вот как это объясняет: "Опустошенный духом, царившим в его языческом окружении среди философов неоплатоников, таких как Прокл и Ямвлих (магия и гадания), он ищет покоя и утешения, настоящей мудрости". Согласно Татакису, это показывает, что в то время христианство предоставляло ученым более твердую основу для занятий наукой, нежели языческая философия. Вероятно по той же причине и Стефан Византийский принял приглашение Ираклия возглавить христианскую философскую школу в Константинополе. В этой традиции Давид занимает центральное место. Прав Лосев, когда говорит, что "той виртуозной новизны мышления, которая для него (Давида) специфична, мы не можем найти среди античных неоплатоников, или можем найти только в зачаточной форме". Это чувствовал не только Лосев, но и византийские философы и учителя.

В своей статье "Давид Армянин и его присутствие в трудах византийских комментаторов Аристотеля" Бенакис (ведущий специалист по византийской философии) подробно анализирует возможные влияния на сочинения византийских авторов философии и философских методов Давида. Надо сказать, что виз. ученые прекрасно знали всех позднеантичных философов и испытали влияние многих (Аммоний, Филопон и т.д.). Но после анализа конкретных текстов византийской эпохи, который проводит Бенакис, становится очевидным, что влияние Давида было основополагающим. Помимо анонимных комментариев, которые важны для создания общей картины, Бенакис анализирует следующих авторов. Прежде всего влияние Давида очень сильно сказывается в сочинении св. Иоанна Дамаскина Источник знания". Некто B. Kotter подсчитал, что в этом произведении около 40 цитат из Давида (вот она - немецкая педантичность!). А Вы знаете, что такое "Источник знания" для византийской мысли. Далее, Михаил Пселл и Иоанн Итал. Их логические сочинения также обнаруживают связь с трактатами Давида (вопрос о подлинности этих этих лог. соч. Пселла и Итала я опускаю). Ну и самое главное. Никифор Влеммид. Он написал учебник Логики, который на все последующие столетия (!) стал основным учебноком (в Византии и в Греции эпохи турецкого господства). Так вот, Никифор больше всех других авторов зависит от Давида. Эта зависимость доходит до буквального цитирования. Видна она также и в композиции сочинения. Единственно, Никифор заменяет языческие примеры Давида христианскими. Потом Бенакис упоминает (не анализируя) таких авторов, как Григорий монах (авторКраткое изложение философии), известного ученого Георгия Пахимера (соч. Краткое изложение логики Аристотеля), Льва Магентина (14 в.), Иоанна Цеца (стихотворные комментарии к "Исагоге"), Феодора Продрома (Ксенедим, или о терминах - т.е. о терминах, обсуждаемых Порфирием).
Тут надо еще добавить, что влияние Давида по-видимому ограничивалось "начальным" уровнем философии. Он был важнейшим комментатором, к которому обращались в самый первый момент, начиная изучать философию. В принципе, труды Давида и сами по себе ограничиваются этйо областью. (Не считая "Определений", которые имеют полемический характер.)

Теперь, мне в свою очередь хотелось бы спросить. А известна ли более-менее подробно судьба Давида после возвращения в Армению? И какие у него есть христианские сочинения? Это особенно важно в виду следующего вопроса. В философских сочинениях Давида меня смущает одно обстоятельство. А именно, из них видно, что автор был язычником. Так, он приводит пример "долгоживущих нимф" (верит в их существование), ссылается на прорицания Пифии. У меня возникла гипотеза. Может, когда он учился у греков, он еще был язычником, а христианином стал уже после возвращения в Армению? Может быть такое? Как думаете?

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 13 Ноября, 2008 - 15:21:21
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Даа, как же все интересно (!), я особо не интересовался личностью Давида, но теперь вот буду его изучать. Не думал, что настолько сильным было влияние Давида на физ. философию.

О жизни Давида мы знаем немного, лишь те заметки, которые сообщают нам историки раннего средневековья. Но вкратце я Вам расскажу. Давид Анахт был учеником святых учителей армянских - архиепископа Саака Партева (+ 439) (праправнука св. Григория Просветителя) и вардапета (ученного монаха-архимандрита) Месроба Маштоца (+440), с их именами связывается второе (и окончательное) просвещение Армении светом Христианства (более подробно см. о них в "кратком очерке"). Когда эти святые учителя стали повсеместно организовывать по всей Армении школы для изучение арм. грамматики (и вновь созданного арм. алфавита), и собирать для этого мальчиков в возврасте от 12-14 лет, то среди них оказался и юный Давид. После изучения арм. алфавита и грамматики, Давид также попадает в число 60 молодых ребят (где были Моисей Хоренский, Елисей, Иосиф Архиепископ, Леонтий и т д), (это были лучшие из лучших учеников Саака и Маштоца), которых свв. Саак и Маштоц сняряжают всем необходимым - деньгами, провизией..., и отправляют на учебу в лучшие школы Византийской Имприи. Это было начальным (подготовительным) этапом философского и богословского взрыва в Армении. Вобрав в себя всю мудрость Имперской философии и богословия (а учились они у таких великих мыслителей, как Кирилл Александрийский, Олимпиодор Младший...) эти 60 учеников должны были вернуться на родину и возглавить всеармянский процесс образования, основывая школы и гимназии при монастырях (что и произошло в последствии).

Так вот, когда все по отдельности, либо группами, они возвращались в Армению (сер. 5 века), в то время уже Армения была сотрясаема монофизитскими движениями, персидской аккупацией земель, и плюс ко всему этому, славные учителя их Саак и Маштоц уже "почили о Господе", то встречу им организовали весьма, как говорится, по-вражести. По сути, 60 учеников возвращались уже в среду недружелбную им, ибо покровители их были уже мертвы, а эти 60 - были грекофилами, взрощенными в духе любви и дружбы к ромеям, а значит люди виз. ориентации, что настораживало монофизитов и персов. Большинство их сразу попало в опалу со сторону арм. духовенства (прочитайте последнюю главу "Истории Армении" Моисея Хоренского "Плач", - как он жалуется, как горюет о жалком состоянии Армении; в "Истории" Лазаря Парбского 5 века говорится то же самое), они были гонимы, угнетаемы были лучшие умы Армении варварами-монофизитами (хотя сегодня армяне называют иные причины этих гонений на них и даже публикуют полемичсекие тексты (подписывая его именем Давида Анахта), где якобы некий Давид способом философской и богословской мысли доказывает правильность учения о единой природе. Кстати то же самое они делают и с именем Моисея Хоренского. У меня где-то даже есть эта полемика (в эл. виде) с православными). Находясь, время от времени в таких преследованиях и гонениях, Давид вынужден был перебраться в соседнюю Грузии, где и умер в начале 6 века.

На счет христ. сочинений я, как и обещал, спрошу в арм. церкви.

Нет, Давид не был язычником, просто, скорее всего - он был горячим любителем античной философии и почему у него иногда и получались такие вот "выпады" в сторону язычества, как Вам кажется? Я так помню, нечто подобное я читал и у святых Отцов, по-моему даже у Василия Великого что-ли... Если Вы прочитаете "Историю Армении" Фавста Византийца (христианского автора) 4 века, так там тоже есть нечто подобное - вера в арлезов, языческих мифических существ похожих на ангелов с крыльями и т.д. Но, как мне кажется, это были образные выражения, пережиток старых ощущений на фоне новых... Давид Непобедимый - в лике святых и АЦ и ВПЦ, вот что интересно. Он был учеником Саака и Маштоца, и потому вряд ли мог быть язычником, хотя я не исключаю и Вашу версию ("Может, когда он учился у греков, он еще был язычником, а христианином стал уже после возвращения в Армению? Может быть такое? Как думаете?"). Саак и Маштоц были весьма чуткими и умудренными жизнью людьми, и потому могли сделать набор учеников как из христиан, так и из языческих семей, ведь, как известно, они делали ставку на умственные и деловые качества юношей! Да, и еще, из этих славных учеников Саака и Маштоца, в календари ВПЦ были внесены только Давид Анахт, Моисей Хоенский и Елисей-Егише. Об их православии было известно им, в то время как об остальных ученика, видимо, они питали какие-то сомнения, ибо некоторые из них (например архиепископ Иоанн Мандакуни) не поддержали Халкидон и неприняли его.

Ну, Вы прямо заинтриговали меня философией Давида! Как поеду в Армению, надеюсь скоро, то по-максимуму поищу инфу о нем и его книги!






Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 13 Ноября, 2008 - 17:08:34
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Вот небольшая статья о возникновении и становлении философии в Армении, может она Вас заинтересует:

На территории Армении в древнейшие времена существовала высокая цивилизация, у аборигенов страны (хеттов, хурритов, урартийцев) была высоко развита культура обработки металла и камня. Сохранившиеся остатки крепостей и других сооружений (как, например, Ванская цитадель с ее высеченными в скалах строениями, Мусасирский храм с колонным фасадом и др.) свидетельствуют и о самобытном архитектурном искусстве. Урартийцы и хетты имели собственную письменность — до нас дошло множество клинописных памятников той эпохи. Армяне унаследовали культуру своих предков: в армянском языке сохранилось немало урартийских слов и географических названий.

Постоянное общение со странами Древнего Востока и античного мира в значительной степени способствовало развитию армянской культуры и литературы. В связи с походами Александра Македонского Армения вместе с другими странами была вовлечена в орбиту эллинизма. Здесь находят прибежище греческие культурные деятели, преследуемые у себя на родине. Нам известны имена некоторых из них. Так, по свидетельству Плутарха, при дворе Тиграна Великого (I в. до н. э.) находили пристанище известные риторы и историки Амфикрат Афинский и Метродор Скепсийский. При дворе царя Сохемоса (II в.) в городе Арташате провел часть своей жизни Ямвлих, автор знаменитой повести «Вавилониака». Римский полководец Лукулл вывез из Армении «высокопочитаемого за свою ученость» грамматика Тиранниона (Тирана Армянина), который, впоследствии попав в Рим, прославился как видный ритор и грамматик. О научной деятельности Тиранниона высоко отзывался в своих письмах Цицерон, в доме которого он основал школу грамматиков и привел в порядок его богатейшую библиотеку.

Эллинистическая культура, сливаясь с армянской национальной традицией, дала блестящие образцы в различных сферах духовной жизни. Так, в столице Армении Арташате существовал эллинистический театр с профессиональной труппой, в котором, согласно свидетельству Плутарха, в 53 г. до н. э. были поставлены «Вакханки» Эврипида с участием греческого трагика Язона из Траллы. Полагают, что эллинистический театр был и в городе Тигранакерте. Из архитектурных памятников армянской эллинистической эпохи сохранились развалины крепости и уникального языческого храма из базальта в Гарни (неподалеку от Еревана), построенного в I в. н. э. Традиции эллинизма в Армении продолжались не только в I—II вв., но и в первый период распространения христианства (III—IV вв.).

Значительная часть армянских философов, риторов, писателей получила свое образование в Афинах, Александрии, Антиохии, Константинополе. Некоторые из них обосновались в этих центрах и стали видными деятелями эллинистической культуры. Так, известный греческий ритор и философ (выходец из восточных областей Армении) Проэресий — Паруйр Айказн (276—367) — возглавлял в Афинах школу риторов, а затем, как повествует его ученик Евнапий, императором Гонорием был приглашен в Рим, где настолько прославился своим ораторским искусством, что ему еще при жизни был воздвигнут памятник с надписью: «Царица держав Рим — царю красноречия» («Rerum regina Roma — regi eloquentiae»). Учениками Проэресия были знаменитые ранневизантийские писатели Василий Кесарийский и Григорий Назианзин, а также император Юлиан Отступник.
Традиции эллинизма в Армении в значительной мере сохранили свою жизненную силу и в V в. — в эпоху становления армянской словесности (Давид Анахт, Моисей Хоенаци, Езник Кохбаци и др). Можно говорить, таким образом, о непрерывности движения античных эллинистических традиций в Армении, творческое освоение которых оказало сильное влияние не только на становление армянской литературы и науки, но и на дальнейшее развитие всей духовной культуры. Не случайно «отец армянской истории» Мовсес Хоренаци (V в.) называл Грецию «матерью или кормилицей науки».



Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 14 Ноября, 2008 - 20:21:40
diodoros


Протоспафарий


Цитата:
Так, известный греческий ритор и философ (выходец из восточных областей Армении) Проэресий — Паруйр Айказн (276—367) — возглавлял в Афинах школу риторов

Вы мне на многие вещи прямо-таки открываете глаза. Личность Проересия несомненно заслуживает самого тщательного изучения. Я им интересовался (в связи с каппадокийцами, которые учились у него в Афинах). Но я как-то не обращал внимания на то, что он, оказывается, был армянин. Почитал о нем у Евнапия. Просто потрясающе! Это, действительно, был выдающийся учитель риторики. Кстати, риторика изучалась студентами после того, как ими были освоены "Категории" Аристотеля. Вы упоминаете армянское имя Проересия. Неверное Вы использовали какие-нибудь армянские источники (и тут мне приходиться в очередной раз Вам позавидовать). А не могли бы поподробнее осветить все, что Вам известно о нем. Кстати, насчет армянских источников. Недостаток европейских исследований в том и состоит, что для них эта область - терра инкогнита. Поэтому у них часто лишь смутные предположения. Вот, к примеру, взял классическое исследование по византийской риторике Кустаса: Kustas G.L. Studies in Byzantine Rhetoric. Thessaloniki, 1973. Он там Проересия вообще не упоминает. Ну это ладно. Еще он по ошибке (которую он перенимает у других европейских ученых) приписывает сочинение Давида "Толкование на Категории Аристотеля" другому автору - Элиасу. Однако, как на основании армянских источников доказал Аревшатян, это сочинение принадлежит Давиду (сейчас уже это принятое мнение в науке). Вот также и с Проересием. Его личность (в числе прочих других) помогает восстановить картину того, что происходило в интеллектуальном мире того времени. Так, в частности, мне показалось, что вопрос с происхождением Проересия объясняет, почему к нему приезжали учиться с Понта и Каппадокии. Ведь как Вы показали в "Краткой истории", Армянская Церковь в каноническом отношении зависела от Кесарийской. Ясно, что это было не случайно. Между Кесарией и Арменией существовали налаженные культурные связи. Многие ученики из Армении, как Вы это показали, учились в Кесарии (что уж говорить, если сам Григорий Просветитель жил в Кесарии). Так вот. Во-первых, почему Проересий приехал в Афины. Раньше ведь все учащиеся стремились ехать учиться к своим учителям (это хорошо показывает Евнапий, а также по-моему об этом есть и у св. Григория Богослова). Да потому , что глава афинской риторической школы Юлиан был из Ксесарии. К нему и приехал Проересий, что вполне логично (если учитывать связи Армении с Каппадокией). То же самое, как мне кажется, и в отношении Каппадокицев (свв. Василия и Григория). Они приехали в Афины именно к Проересию! И все по той же причине: он был "своим". Вот так мне кажется. Если эти предположения справедливы, то мы с вами сделали маленькое открытие. По крайней мере мне эта гипотеза нравится.
Так что давайте быстрей выкладывайте Ваши армянские данные о Проересии и других!!!

Цитата:
Нет, Давид не был язычником, просто, скорее всего - он был горячим любителем античной философии и почему у него иногда и получались такие вот "выпады" в сторону язычества, как Вам кажется? Я так помню, нечто подобное я читал и у святых Отцов, по-моему даже у Василия Великого что-ли... Если Вы прочитаете "Историю Армении" Фавста Византийца (христианского автора) 4 века, так там тоже есть нечто подобное - вера в арлезов, языческих мифических существ похожих на ангелов с крыльями и т.д. Но, как мне кажется, это были образные выражения, пережиток старых ощущений на фоне новых...

Ну да. С этим я вполне согласен. Тем более не имея фактических данных, достоверно судить о том, когда именно Давид обратился в христианство, не представляется возможным. Византийские комментаторы, кстати, знали, что Давид был христианин, хотя и не знали его христианских сочинений (подробные сведения о которых я с нетерпением жду от Вас). Они его даже называли: Δαβὶδ ὁ θεοφιλέστατος καὶ θεόφρων φιλόσοφος. Интересно также, что и соученик Давида Элиас (т.е. Илия) также был христианином. Где-то я встречал предположение, что даже Олимпиодор был христианином. Если сюда приплюсовать также Иоанна Филопона и Стефана Византийского - то вот Вам и александрийская школа неоплатоников!!! На самом деле я уже давно думаю (кстати, уже Лосев вроде намекал на это), что понятие александрийский неоплатонизм не очень корректное. Ну посудите сами, какой там неоплатонизм, если перечисленные авторы совершенно не разделяли основных неоплатонических концепций (т.е. не были ортодоксальными последователями Плотина, в отличие Порфирия, Ямфлиха, Симпликия и др.)? Это наверное просто чисто технический термин. А вот то, что большинство из них стали христианами, о многом говорит (исключая Аммония и еще кое-кого). Поэтому я из этого делаю далеко идущий вывод (может, он поспешный, конечно), что не было никакого искусственного привития неоплатонизма к христианскому учению (как думают многие ученые). По-моему все гораздо проще. Увидев, что язычество разлагается и само себя изживает (в самом деле,Ф посмотрите в каком болоте увязли последние платоники-язычники!), большинство ученых и философов просто постепенно перешли в христианство. (Что уж говорить о рядовых, когда даже схолархи и знаменитые учителя попринимали христианство!) А в виду того, что уже при Аммонии эта традиция стремилась к строгой научности концепций и не принимала всякую языческую мистику, то у ученых-христиан, видимо, не было особых трудностей с тем, чтобы продолжать разрабатывать научные вопросы, которые их интересовали, и в то же время быть христианами. Кстати, за это их ругали "платоники"-язычники, которые не могли понять, как это вдруг вся античная традиция (вкупе с Платоном и Аристотелем) стала вдруг достоянием христиан (полемика между Филопоном и Симпликием).

PS. Вскоре буду мучить Вас в связи с Езником и Егише.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 15 Ноября, 2008 - 11:47:52
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Давид Анахт [Страниц (10): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0186 ]   [ Gzip выкл. ]