Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История Средних веков » Христолюбивое воинство. [Страниц (5): « 1 [2] 3 4 5 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
Та же Каппадокия - это не есть ли Анатолия ?


Нет. К X веку фема Анатолия граничила на востоке с фемой Каппадокия. Например города Иконий и Аморий находились тогда в феме Анатолия. А города Нисса и Тиана в феме Каппадокия. Эти две фемы просто соседствовали.

(Добавление)
Дима

К.Н.Юзбашян рассматривает реформу Константина Мономаха, распустившего 50-тысячное войско в Ивирии и Месопотамии, в русле "тагматизации" византийской армии. Исследователь считает, что в Ивирии было классическое фемное войско - стратиоты, живущие доходами с государственных участков (опсонием). Статус этих земель император упразднил, заставив население не пставлять стратиотов, а выплачивать налоги. Р.Бартикян полагает, что цель реформы заключалась в стремлении лишить антиимперские восстания местных военных сил.

(Отредактировано автором: 23 Ноября, 2009 - 15:53:56)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Ноября, 2009 - 15:29:11
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Цитата:
Р.Бартикян полагает, что цель реформы заключалась в стремлении лишить антиимперские восстания местных военных сил.


Мне эта версия больше по душе. Учитывая ещё известные высказывания из трактата "О боевом сопровождении"... Василевсы не очень расчитывали на своих армянских подданных.
Насет "тагматизации" - по моему, в то время шел процесс создания собственных тагм в фемах, т.е. кроме "столичных" (в сущности - наемных, содержавшихся за счет Двора), создавались местные, фемные - те кто за счет своих доходов и, возможно, более регулярных выплат из бюджета, могли выступить в поход по первому зову. Т.о. беднейшие стратиоты как бы ненароком от службы отстранялись, а состоятельные, наоборот поощерялись. Войско качественно улучшалось, а колличественно уменьшалось. Фемные Тагмы участвовали в походах, а все остальные собирались только в крайнем случае (да и служили больше для "массовки").
Естественно всё это сопровождалось перекосами "на местах" и прочими прелестями, в результате чего империя осталась вобще без войск.
А сами фемы просуществовали вплоть до "ромейской реконкисты" (отвоевывания Царьграда у Латинян) - в источниках воины названы по наименванию местностей откуда прибыли. Правда тогда они уже "Аллагиями" именовались, но всё-равно Пафлагонцами, Фракийцами, Македонянами и пр., т.е. по старым фемам.


-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 23 Ноября, 2009 - 17:31:41
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Понятно.

Цитата:
Василевсы не очень расчитывали на своих армянских подданных.


Дима, тут я немного не соглашусь с Вами. Армянские контингенты входили в византийскую армю еще с раненго средневековья. Армяне вместе с армей Империи сражались против арабов, а Никифор Фока в "Стратегиконе" рекомендовал комплектовать войска восточных фем из ромеев и армян. Лев Философ принимал армян, бывших павликиан, принявших православие, давал им титулы и доверял им охрану восточных границ. При Василии II и Романе III армяне входили в императорскую гвардию, армянские войска сражались и на Востоке, и на Западе. Немалую часть армии Романа IV Диогена составляла армянская пехота. При Алексее I армяне, по-видимому, не считались "иноземными контингентами". Во всяком случае они не названы хрисовулах, освобождающих жителей Империи от постоя иноземных военных отрядов.

Недоверие у василевсов вызывало армянское войско неправославного исповедания и особенно арм. феодалы-монофизиты. Именно их, например, Василий II и "попытался прижать к стенке" в первой четверти XI в., в то время как князья Тарониты в 966-67 гг., которые были халкидонитами, абсолютно добровольно передали свои земли Империи, получив за это земли в Малой Азии и византийские военные титулы и должности...

А потом я никак не могу согласиться с Р.Бартикяно в том, что в второй половине X и в начале XI в. армяне подымали антиимперсикие восстания, и наверное, с известной целью. Никаких антиимперский восстаний не было, были восстания против личности василевса, но не Империи, как таковой. Армяне выступали как на стороне восставших (Варда Склир, Варда Фока, Никифора Фоки, Ксифия), так и на стороне василевса Василия II Болгаробойцы. Все они сражались за ту же византийскую корону только не на голове царствующего императора, а претендента.



(Отредактировано автором: 23 Ноября, 2009 - 18:44:07)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Ноября, 2009 - 18:30:44
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Цитата:
Никаких антиимперский восстаний не было, были восстания против личности василевса, но не Империи, как таковой.


Ну, собственно говоря, тогда восстание против "личности" и было восстанием против "Империи", т.к. Василевс олицетворял собой именно Империю. В национально-освободительные восстания, я лично не верю, т.к. "нации" придумали только 20 веке. По религиозным мотивам более вероятно. Людей тогда по религии делили.
Что армянские контенгенты входили в ромейскую армию никто не отрицает, из среды армян были и великие полководцы и Василевсы (правда, я не уверен, что они сами осозновали свою "национальную сущность), однако в трактате "О боевом сопровождении" в 1-й главе сказано ясно: "В пограничных армянских фемах, с учетом того, что армяне несут сторожевую службу неисправно и ненадежно... Но поскольку и они, будучи армянами, даже при условии вознаграждения и оплаты анноны исполняют сторожевую лужбу неисправно..." и т.д. По-видимому, в виду имелись всё-таки монофизиты, а недоверие они вызывали наличием таких же "стражей" на сопредельной стороне, выполнявших аналогичные функции сперва у шахов, затем у мусульман. Но "что написано пером, то не вырубишь топором". Собственно говоря, один и тот же человек может вести себя совершенно по разному находясь на "большой войне" или на "хлебном месте" на таможенном посту где непрерывно шныряют туда-сюда всякие торговцы являющиеся родственниками, друзьями родственников, односельчанами, родственниками односельчан или "двоюродными племянниками соседа дедушки тридцать лет назад переехавшего в Исфахан".


-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 23 Ноября, 2009 - 19:18:14
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История Средних веков » Христолюбивое воинство. [Страниц (5): « 1 [2] 3 4 5 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0093 ]   [ Gzip выкл. ]