Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История Средних веков » Христолюбивое воинство. [Страниц (5): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Как только ясная весна сменила мрачную зиму, император тотчас поднял крестное знамя и стал спешить [с походом] против тавроскифов. Прямо из дворца он отправился помолиться Богу во всеми почитаемый храм Христа Спасителя, находящийся в Халке. Произошло это в 971 году от Р.Х.. Поход был обставлен как богоугодное дело войны с язычниками. Что представляло собой христолюбивое ромейское воинство второй половины X века? Конечно это не то, что описывал Маврикий в «Стратегиконе» и Лев Мудрый в «Тактике», хотя основные посылы сохранились. Войско Иоанна Цимисхия благодаря реформам Никифора Фоки Никатора стало намного сильнее. За счет средств полученных в ходе победоносных походов удалось увеличить число тяжеловооруженной конницы - клибанариев. Разница в вооружении элитных частей - «тагм» и обычного «фемного» ополчения практически стерлась, во всяком случае о действиях легковооруженной конницы в этом походе не упоминается, её с успехом заменила пехота, которая в свою очередь делилась на тяжелую – оплитов и легкую – копейщиков и стрелков. Скорее всего, произошел раздел по имущественному признаку, богатые стратиоты стали латниками, те, у кого средств не хватало – пехотой. Неординарность похода подтверждает и то, что наши источники изволили упомянуть о численности войска, другие компании того периода такой чести не заслужили.
Лев Диакон пишет, что: «Впереди него[Иоанна Цимисхия] двигалась фаланга воинов, сплошь закрытых панцирями и называвшихся "бессмертными", а сзади - около пятнадцати тысяч отборнейших гоплитов и тринадцать тысяч всадников».
Скилица в свою очередь утверждает, что: «Отпустив таким образом послов, сам он выступил вслед за ними, имея около пяти тысяч пехотинцев облегченного вооружения и четыре тысячи всадников». По-видимому, второй автор имеет в виду «фалангу «бессмертных» состоявшую из войска «тагм» и пехоту «нумеров» и наемников: «росов» и «малартиев».
Войско «тагм» - регулярные войска, расквартированные в Константинополе, включали в себя четыре конные части: «Схолы», «Эскувиты», «Арифмы» или «Виглы», «Иканаты», по их численности существует много мнений, от 300-400 всадников до 1500 и даже 6000 в каждой. Последняя цифра вызывает большие сомнения. Скорее всего, численность частей зависела от финансовых возможностей каждого василевса. Кроме того, для усиления войска «тагм» предназначалась фема Оптиматы способная выставить до четырех тысяч воинов. Предназначение Оптиматов (Отборных) для этой цели доказал еще Юлиан Кулаковский. На мой взгляд, части «тагм» в мирное время насчитывали до 500 всадников, после усиления до 1500, в зависимости от мобилизационных возможностей. Кроме «тагм» существовало еще одно «элитное» соединение – «Этерия». В то время она делилась на две части «Большую» и «Среднюю», туда брали тех, кто мог заплатить вступительный взнос, вне зависимости от национальности. В данном походе эту часть, скорее всего возглавлял Анемас (по-арабски, видимо Аль-Ну Ман) – сын и соправитель последнего эмира Крита, взятый в плен в 960 году от Р.Х. Численность «Этерии» согласно трактату «Об устройстве лагеря» составляла 1000 отборных всадников. К элитной пехоте относились «Нумеры» - войска, предназначенные для защиты стены Феодосия. По арабским источникам они насчитывали до 4000 человек и делились на десять отрядов – «нумерий». Оборона стен не требовала тяжелого защитного вооружения, можно предположить, что они и были «пехотинцами облегченного вооружения» описанными Скилицей. Так же к пехоте можно отнести отряды «росов» и «малартиев». В трактате «Об устройстве лагеря» обе эти части упоминаются вместе, в примечаниях сказано, что «малартии» это пехота вооруженная, копьями (дротиками),мечами и щитами. «Малартии» скорей всего прикрывали секироносцев «росов» в бою. В Критском походе Никифора Фоки отмечалось до 800 воинов россов, конечно, это не «Варанга» созданная позже, но довольно внушительная сила.
Из вышесказанного можно составить следующее боевое расписание «Фаланги «Бессмертных»:
1. Этерия – 1000 всадников.
2. 2 паратаксии тагм – 3000 всадников.
3. Нумеры – 4000 пехотинцев в облегченном вооружении, разделенные на 10 отрядов.
4. Таксис росов и малартиев – 500 копейщиков и 500 секироносцев.
Второй частью ромейского войска было ополчение фем. Какие именно фемы участвовали в походе сказать сложно, точно указаны три. Из западных войска Фракии и Македонии под командой стратопедарха Петра. Из восточных Варды Склира – Анатолика. Из росписи фем составленного арабскими хронистами в IX веке:

Фема Ибн ал Факих Кодама
Анатолика 15000 15000
Фракисион 10000 6000
Халдия 10000 4000
Арменикон 9000 9000
Букелларион 8000 8000
Опсикион 6000 6000
Пафлагония 5000 5000
Селевкия - 5000
Македония 5000 -
Фракия 5000 -
Каппадокия 4000 4000
Харсиан 4000 4000
Оптиматы 4000 4000

Видно, что эти три фемы могли выставить войско в 25000 человек, близкое к 28000 указанным Львом Диаконом, но мне кажется, что это натяжка, скорее всего, в походе участвовали контингенты Анатолика, Фракисиона, Опсикия, Букеллариона и Пафлагонии. Остальные фемы были пограничные и наверно остались на местах.
Фемная пехота, судя по описанию Льва Диакона составляла больше половины войска. Создаваться она начала еще во времена Юстиниана II, который переселил в Малую Азию славян, следующее вливание «молодой крови» отмечено в IX веке, тогда, если верить Продолжателю Феофана, остатки персов – хурамитов, до семи тысяч, нашли прибежище в ромейской державе. Сначала они составляли отдельное войско, но через некоторое время размножились и стали представлять опасность. Император Феофил повелел разделить их и развести по две тысячи в каждую фему. С тех пор в каждой феме была турма «персов», со временем от «персов» осталось одно название и тактика боя в горах. Делилась пехота на таксисиархии по 1000 человек. Конница на банды по 300.
Примерное боевое расписание фемных войск:
Войска Запада, ком. Стратопедарх Петр
1.Фракийская фема – 2000 пехоты, 1800 конницы.
2.Македонская фема – 2000 пехоты, 1800 конницы.
Войска Востока, ком. Стратилат Варда Склир
1.Тагма стратилата – 400 конницы
2.Анатолийская фема - 9000 пехоты, 5400 конницы.
3.Фракисийская фема – 2000 пехоты, 1800 конницы.
4.Опсикийская фема – 900 конницы.
5.Фема Букелларион – 600 конницы.
6.Пафлагонская фема - 300 конницы.
Флот в Империи тоже разделялся на «царский» и «фемный». «Фемный» в свою очередь на Восточный - Квериотская фема ( 3 турмарха, 42 друнгария, 42 комита, 5087 человек личного состава) и Западный в Пелопоннесе ( 4067 человек). Для действий в Европе предназначался Западный. Лев Диакон пишет, что: «Полюбовавшись искусным плаванием кораблей в боевом строю и показательным сражением между ними (было их вместе с ладьями и челнами, которые теперь в народе называются галеями и монериям, более трехсот), император наградил гребцов и воинов деньгами и послал их на Истр для охраны речного пути,- чтобы скифы не могли уплыть на родину и на Киммерийский Боспор в том случае, если они будут обращены в бегство». Если сопоставить это известие с данными Прокопия, где экипаж 92 дромонов «царского» флота составлял две тысячи человек, и гребцов, и воинов, и не было там лишних людей. То можно заключить, что объединенный «царский» и Западный «фемный» флоты насчитывали до 300 кораблей и до 6000 экипажа с воинами.


(Отредактировано автором: 08 Ноября, 2004 - 12:46:21)

-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 04 Ноября, 2004 - 17:09:28
ald


Куропалат


"Христолюбивое воинство" - ето шутка ? Они вели себя так христолюбиво, как напр.културолюбивое воинство Хитлера в Царское село. Скорее - златолюбивое воинство.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 01 Декабря, 2004 - 23:52:22
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Это так в источниках, поход преподносился, как борьба с язычниками, ну а вели себя..., Каркуас за то и поплатился, даже Л.Диакон отметил. Ну ведь известно, что ни один "Освободитель" или "Благодетель" не бывает бескорыстным. Ромеи просто в этом случае начали уничтожение I Българского царства, а Василий II окончил.

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 02 Декабря, 2004 - 11:05:45
ald


Куропалат


Если Цимисхий сказал, что пошол взят Преслав, а не воеват с язычников, все могло кончит плохо для его. Скорее потерял бы что то, а не взял.
Но грабит церквей и снят патриарха - ето не христолюбивое воинство. Если скажу с словом Григория Цамблака ( в нач. ХVв. митрополит киевский), которые он употребил на император Палеолог - воинство было болше златолюбивое, чем христолюбивое

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 02 Декабря, 2004 - 21:59:45
Илья


Ипат
Откуда: Воронеж


А какое воинство за всю историю человечества не было златолюбивым. Впрочем всегда и везде были фанатики, которые сражались за идею. А в целом это неплохо. Редко византийцы выступали хорошо на военном поприще.

Всего записей: 49 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 02 Декабря, 2004 - 22:14:29
ald


Куропалат


Напр. воинство руского царя Александра ІІ: 1877-1878г. Пример: когда его воинство подошло в один город, которы напходится недалеко от Преслава, они не толко ничево не взляли, но и дарили городская церкв евангелие с позолочены обков. Иначе и они тоже пошли воеват с язычников и мне кажется, что ето воинство можно назват христолюбивое.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 02 Декабря, 2004 - 23:01:58
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Отрадно, о русском воинстве хорошее услышать. Давно не слыхал, все больше ругают.
А про ромеев 10 в., у них идеологическая подготовка, в смысле религиозная, на высоком уровне была, всегда обосновывали "борьбой с язычеством". Хоть Цимисхий и декларировал "освобождение", но на деле:
"Он вступил в великий храм божественной Премудрости и, воздав благодарственные молитвы, посвятил Богу первую долю добычи - роскошный мисийский венец, а затем последовал в императорский дворец, ввел туда царя мисян Бориса и приказал ему сложить с себя знаки царского достоинства. Они состояли из тиары, отороченной пурпуром, вышитой золотом и жемчугом, а также из багряницы и красных полусапог [66]. Затем он возвел Бориса в сан магистра [67]. Вот каким образом император Иоанн в очень короткое время сверх всяких ожиданий одержал столь великую победу, сломил и поверг ниц своей воинской опытностью, мудрой доблестью и отвагой высокомерное бахвальство росов и подчинил ромеям Мисию [68]" (Л.Диакон кн.9).

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 03 Декабря, 2004 - 13:11:47
ald


Куропалат


Если убрал только "венец"-хорошо, но и икона Богоматери стала "добычи" христолюбивое воинство ( ест даже миниатюр у Мадрид.русапис Скилицы).

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 04 Декабря, 2004 - 19:26:35
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Политика,однако. Может части българ ромейское господство было слаще независимости?

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 06 Декабря, 2004 - 12:05:54
ald


Куропалат


Проблем пришол с династий Комненов. Для болгар было очен важно что их царей были из царский род(после смерт царя Романа, царский стал род Самуила). Востания предводили представители династий - Делян и Бодин. Но венгерский и сербский клон династии не успели. А византийски - а они взяли византийский трон. И пришлось ждат данастии Ангелов - за то и во время Комненов востания не были.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 06 Декабря, 2004 - 21:22:37
Госпитальер


Ипат
Откуда: Россия


Фема Ибн ал Факих Кодама
Анатолика 15000 15000
Фракисион 10000 6000
Халдия 10000 4000
Арменикон 9000 9000
Букелларион 8000 8000
Опсикион 6000 6000
Пафлагония 5000 5000
Селевкия - 5000
Македония 5000 -
Фракия 5000 -
Каппадокия 4000 4000
Харсиан 4000 4000
Оптиматы 4000 4000
Если верить этому списку - то Империя в кон.10 в. выставляла только фемных воинов целых 90 000 !!!! не многовато ли ? а ведь ещё были полевые войска и гвардия императоров - тоже весьма нехилая по численности ?!?

И позвольте вопрос - а чем фема Анатолика (если верить выставлявшая аж 15 тыщ одна!) отличалась от Каппадокии, а ? и фема Фракисион (выставлявшая чуть ли не 10 тыщ !) - отличалась от фемы Фракия и Македония ?


(Отредактировано автором: 22 Ноября, 2009 - 20:50:54)

Всего записей: 44 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Ноября, 2009 - 20:49:05
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Отличались. Территории разные, колличество населения, состав и прочие мелочи. Прямая аналогия - более поздние "городовые корпорации" в Московском государстве или спахии у Османов - и то и другое - продолжение "фемной системы" - каждый уезд и виайлет выставляли столько ратников сколько "могли прокормить" и их число сильно рознилось.

-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 22 Ноября, 2009 - 21:27:07
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


К середине 11 века Константин Мономах распустил 50 000-ое войско в фемах Ивирия и Месопотамия.

Хронист Аристакес сообщает, что "значительное число конницы ромеев защищало страну на востоке, число ее, говорят, достигало до 60 тыс.", историк порицает Константина Мономаха за проматывание денег, предназначенных на увеличение конного войска.

Неужели ромеи обладали к этому периоду столь большим числом конного войска?...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Ноября, 2009 - 22:02:05
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Скорее всего, это "войско" распустили из-за того, что оно было только на бумаге - т.е. деньги на него отпускались, а воевать было некому. Нечто подобное было позже в отношениях крымских татар с османами: ханы всегда завышали численность выставляемых ими войск и требовали на них денег. Казаки запорожские и донские тоже отличались такими приписками. На бумаге - "огромные тыщи", на деле - в лучшем случае половина от заявленного.


-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 22 Ноября, 2009 - 22:56:55
Госпитальер


Ипат
Откуда: Россия


Да реальное войско обычно много менее убмажного, т.к. в походе ещё и потери внебоевые есть..

А про фемы я про другое спрашивал - в этом списке на мой взгляд есть просто параллельные наименования одного и того же. Та же Каппадокия - это не есть ли Анатолия ? географически эти термины обозначают одну и ту же местность - Центр.Турцию восточнее за р.Галис.

Про численность одних всадников умиляет приписочка - "говорят..." Бабы на базарах также "говорят"... Видимо из того же раздела, что и 1,2 млн. персов при Гавгамеллах по греческим данным...


Всего записей: 44 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Ноября, 2009 - 14:31:24
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История Средних веков » Христолюбивое воинство. [Страниц (5): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.1489 ]   [ Gzip выкл. ]