|
|
|
|
|
|
|
Высокие Дечаны, Сербия. Композиция в люнете под кресчатым сводом в непосредственной близости перед алтарной апсидой.
Отплыли недалеко, как рыба сама пошла в сети. Восприняв это как несомненное чудо, которое может сотворить только их Наставник, Апостолы начинают догадываться… Первым об этом сказал Иоанн. Петр же, который, очевидно, и сам уже подумал то же самое, тут же бросился в воду и поплыл к берегу, чтобы встретить Учителя поскорее, т.к. лодка еле шла из-за тяжелой сети, цеплявшейся за дно.
Псков, Преображенский собор Мирожского монастыря, роспись 12 в.
Кажется, Петр начал догадываться уже тогда, когда почти точно повторилась история, случившаяся с ним, тогда еще Симоном, ровно три года назад и тоже на море Тивериадском. Тогда он с братом своим Андреем тоже ловил всю ночь и ничего не поймал. Рядом случился некий бродячий Проповедник, которого слушало такое количество народа, что для Него не осталось места на земле, т.к. народ оттеснил Его к самой воде. Оратору ничего не оставалось делать, как залезть в стоявшую у берега симонову лодку.
Лк. 5:1-11. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним».
(Отредактировано автором: 11 Июня, 2016 - 23:37:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 11 Июня, 2016 - 21:48:20 |
|
|
|
|
|
|
Первый чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея, а за спиной Христа – Иоанн. Равенна, базилика Сан Аполлинаре Нуово, моз. 6 в.
Каппадокия, ц. «Токалы килисе» Новая, роспись 11 в. Первый чудесный улов рыбы и призвание двух пар братьев на море Тивериадском. Интересно, что все четверо – уже с нимбами, хотя и не золотыми, как у Христа, т.е. это люди, уже избранные, отмеченные свыше.
И вот теперь, услышав знакомые слова «закиньте сети свои», Петр повиновался без возражений, вспомнив, что с Наставником лучше не спорить. Но свидетелем того чуда были и братья Зеведеевы, которые также бросили все и пошли за Учителем. Иоанн, конечно же, тоже вспомнил тот случай и узнал Иисуса. Он-то и шепнул на ухо Петру, который молчал, зная, что виноват перед Господом. Но тут он не выдержал и… бросился в воду.
Собор Рождества Богоматери в Монреале близ Палермо, мозаика 12 в.
* * *
«Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых».
(Отредактировано автором: 12 Июня, 2016 - 14:11:43) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2016 - 14:03:33 |
|
|
|
|
|
|
Македония, ц. Арх. Михаила Лесновского монастыря. Рыба на костерке у Христа уже спеклась, а надрезанный крестообразно круглый хлебец – один на всех.
Чудеса продолжаются: Иисус только что стоял на берегу, а когда лодка повернула обратно к берегу, Он уже сидит у костра и печет рыбу. Ту самую, которую они только что поймали. Не Сам же Он ее ловил в самом деле! Едва ли стали печь на одном костре все сто пятьдесят три штуки – скорее, ровно столько, чтобы съели семь человек. А такое количество попалось в сети, чтобы явить Апостолам чудо и напомнить им о чуде первом. И тут Христос велит Ученикам принести рыбу – ту самую, свежевыловленную. Пока тащат сеть, достают и считают рыб – сто пятьдесят три – рыба у Него на угольках уже испеклась: «Придите, обедайте».
Опять тут странные скачки времени, которые происходят от Воскресения до Вознесения постоянно. Да и раньше случалось, на самом деле. И тоже на озере. Вспомним эпизод с хождением по водам: после чуда с насыщением хлебами и рыбами Иисус ушел на гору, а Апостолы плыли всю ночь на другую сторону озера, в Капернаум, но началась буря, и они, опытные рыбаки, похоже, потерялись. Но вдруг увидели Учителя, шедшего к ним прямо по поверхности волнующегося моря. Пришел. «Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли» (Ин. 6:21). Вот это «тотчас» означает, что время сжалось, и они в один миг очутились там, куда плыли. И далее: «Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?» Безусловно, есть, чему удивляться.
А хлеба и рыбы (Ин. 6:5-14) тут тоже не случайны. Все христианские толкователи Писания Нового Завета (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9) единодушно объясняют чудо с умножением хлебов и рыб как прообраз Евхаристии.
(Отредактировано автором: 12 Июня, 2016 - 18:27:19) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2016 - 18:24:56 |
|
|
|
|
|
|
Чудо с хлебами и рыбами. Сан Аполлинаре Нуово, 6 в. Интересно, что по обе стороны Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере, – Иаков с Иоанном и Петр с Андреем – держат хлеба и рыбы покровенными руками, как Святые Дары, Христос же их благословляет.
И вновь, уже после Воскресения Христос предлагает насытиться – теперь только Ученикам – хлебами и рыбами, которые как-то странно пекутся на костре сами собою, еще не будучи пойманными. Безусловно, Христос Апостолов причащает! Здесь надо также принять во внимание и возникший в греческой среде еще в раннехристианское время акроним IХТYΣ, означающая «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 00:38:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Июня, 2016 - 23:14:29 |
|
|
|
|
|
|
Рыбка в катакомбах Домициллы и Каллиста – здесь уже вместе с пятью хлебами в корзинке.
И на столе Тайной Вечери во множестве христианских храмов по всей Ойкумене – не только в Элладе и на славянских Балканах, но также и в Италии, и в Каппадокии, и на Русском Севере – на протяжении тысячи лет – с шестого века по шестнадцатый – мы видим не только Хлеб и Чашу, но и Рыбу, причем, большую, и в самом центре стола – там, где по иудейской традиции на пасхальной трапезе должен стоять запеченный жертвенный агнец. На столе Тайной Вечери РЫБА ЗАМЕНЯЕТ ЖЕРТВЕННОГО АГНЦА.
Не потому ли рыболовству и рыбе в Евангелиях уделено так много внимания? Не только же по той причине, что она чаще появлялась на столах бедных людей в Палестине, чем дорогая и не всем доступная баранина.
Приведу для наглядности несколько примеров, т.к. этой очень важной символической детали на русских иконах нет – почему-то она потерялась.
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 13:09:32) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Июня, 2016 - 13:03:01 |
|
|
|
|
|
|
Сан Аполлинаре Нуово, 6 в.
Каппадокия, «Темная церковь», 11-12 в.
Сербия, Печ, ц. св. Апостолов, роспись в люнете 13 в.
Рыба лежит прямо на дискосе (дискос на ножке).
Псков, Преображенский собор Мирожского монастыря, 12 в. – пожалуй, единственный пример на Руси.
И, наконец, роспись 1552 г., т.е. уже поствизантийского времени, в кафоликоне монастыря Мегало Метеорос. Рыба в центре стола, прямо напротив Христа, лежит на блюде, которое представляет собою тройной вращающийся диск – образ-парадигма божественных энергий (по А.М.Лидову). И ведь Иуда тянет руку тоже к рыбке – правда, другой. Но сам жест показателен.
Рыба сия – тоже намек на Тело Христово, хотя формально в число Святых Даров не входит. Входит же – хлеб, тоже оказавшийся у Воскресшего Наставника в нужном количестве. И, хотя об этом в тексте не сказано, но достроить рассказ не трудно: Воскресший Иисус, как обычно во время их странствий по земле Иудеи, взял хлеб, прочитал молитву благодарения, которую у евреев принято читать перед каждой едой, благословил, разломил на куски и раздал сотрапезникам. Ел ли Он Сам при этом? – едва ли. Но на этот раз и не пропал, как это случилось в Эммаусе, т.к. Ему надо было завершить еще одно дело.
После молитвы все сидели вокруг костра и ели молча. В тишине чувствовалась какая-то напряженность. С одной стороны, всё было, как раньше, – Ученики обедали вместе со своим Наставником, как совсем недавно, когда они ходили по земле и не всегда удавалось остановиться в гостеприимных домах – случалось ночевать и ужинать под открытым небом. Но теперь все было иначе. Иисус прошел через смерть, Воскрес и не просто явился перед ними и совершил еще одно – очередное – чудо. Сейчас Он кормит их Своею Плотью, Сам сидя перед ними на земле. И они молчат, не смея задавать Наставнику вопросов и ожидая, что Он Сам скажет им.
Но обратился Он только к одному – к тому, который был виноват перед Ним более всех (об Иуде, которого уже не было в этом мире, речь уже не шла). Виноват был Петр – своим троекратным отречением. И, хотя это никак арестованному в ту ночь Учителю уже более повредить не могло, все же братство апостольское было разрушено. Нет, никто не посмел осудить Петра – ведь на его месте мог оказаться каждый из них. И во время казни Его все бежали – под крестом остался стоять один только верный Иоанн вместе с Его земной Матерью и Марией Магдалиной. И потом Ученики еще долго скрывались, крепко затворяя двери «страха ради иудейска». Так что виноватыми чувствовали себя все – разве что в разной степени. И пламя костра (по Луке) напоминало о том, как все было.
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 17:11:46) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Июня, 2016 - 17:04:20 |
|
|
|
|
|
|
Сербия, Печ, ц. св. Апостолов, роспись 1300 г., предположительно Михаила Астрапы и Евтихия.
Мф. 22: 69-75. «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько».
Равенна, базилика Сан Аполлинаре Нуово, 6в. Христос предрекает Петру отречение.
Отречение Петра.
Отрекся не просто трижды, но каждый раз усугубляя грех: первый раз просто «не знаю человека сего» (по Луке), второй раз в этом поклялся, а в третий – поклялся Именем Божиим, по-славянски – он стал «клятися и ротитися», т.е. произносить торжественную священную клятву – Роту – заведомо ложную. Как эта клятва звучала у евреев? Очень просто и ёмко – «Жив Бог!» (она упоминается в Протоевангелии Иакова). То есть, это отречение уже само по себе означало смерть Учителя. Но известно и то, что неисполнение Роты или Рота ложная имеет обратное действие – она бьет по самому произносящему. Потому что Рота – это не просто клятва, но установленный Богом священный Закон, на котором держится все мироздание, и поддерживается он людьми через священный ритуал – молитвы с жертвоприношением (см. об этом книгу М.Серякова «Вселенский Закон и незримая ось мироздания»; совсем не обязательно при этом разделять антихристианские убеждения автора, который не понял главного – что Христос не нарушает Закона, а восстанавливает его, т.к. он порушен и у иудеев, и у «язычников»; в такого рода книгах нужно просто уметь выбирать нужную информацию). Бог Словом творил мир, а произносящий словом ложную Роту человек произносит «молитву наоборот», т.е. разрушает порядок в тварном Божьем мире и сам выпадает из него, после чего ему остается только умереть. На самом деле мы сейчас недооцениваем силу священного слова, только ругаться можем «на чем свет стоит» – не соображая, что это – проклятие, т.е. обратная, ложная сторона клятвы-Роты. Древние же цену ей знали. Не случайно весь Ветхий Завет (собственно, потому он и «Завет») пронизан темой клятвы-Завета с Богом (по-еврейски «брит» – общий ностратический корень), который еврейский народ постоянно нарушал. Первым же нарушителем Закона-Роты был, как известно, Адам, грех которого и заключался в неверности, предательстве любви к Богу. И именно за тем и пришел на Землю Спаситель-Мессия – чтобы вместо Завета Ветхого установить Новый Завет – на Его Крови, т.е. через Свое Жертвоприношение Христос восстанавливает порядок и гармонию творения.
Но не может Благой Христос наказать любимого Ученика Своего. Он попустил падение Петра для его смирения, чтобы унять его пыл и чтобы он не возносился пред другими Апостолами, которые, хоть и разбежались, но все же не отрекались. И Он предрек Петру на Тайной вечере, что тот отречется от Него трижды, когда Петр так же клялся – чуть ли не божился – что никогда не оставит Учителя в опасности. А перед этим прозвучали страшные предостерегающие слова Христа, обращенные к Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31-32). Христос знает, что Петра часто «заносит», и воспитывает его, несмотря на его седины, т.к. знает также и его любящее сердце, ну а слабость и страх смерти вообще присущи падшему человеку. И если на восьмой день после Воскресения Воскресший Спаситель пришел специально для отрока Фомы, то теперь явился на море Тивериадском именно для пожилого рыбака Петра и воссоздал обстановку его отречения у костра – с той лишь разницей, что ночная тьма уже рассеялась (не только в буквальном смысле, но и в переносном тоже) и петухи пропели. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».
(Отредактировано автором: 13 Июня, 2016 - 20:39:21) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Июня, 2016 - 20:33:18 |
|
|
|
|
|
|
Сербия, Высокие Дечаны, 14 в. Христос восстанавливает Петра в апостольском достоинстве. Интересно, что обстановка не соответствует описанию Иоанна, она, скорее, чисто символическая. Но написано: «Паси стадо Мое», так что ошибиться невозможно. Воскресший Христос изображен на Престоле – одновременно царском и жертвенном, под аркой-киворием. На заднем плане – здание Церкви (в виде базилики), которую предстоит строить Апостолам, в том числе Первоверховному Петру.
Этими тремя вопросами – и полученными ответами, разумеется, – Христос не только изглаживает грех Петра и восстанавливает его в апостольском звании. Более того, если Петр произносил отречение-проклятие у огня, и эта стихия невольно становится свидетелем его греха (а в древности это часто делалось у воды – например, Авраам заключает союз с Авимелехом у колодца – «ротного кладезя»), то сейчас – у костра на берегу моря Галилейского, да еще с Евхаристией, т. е. Безкровным Жертвоприношением, что многократно перекрывало клятву-отречение Петра. И теперь Христос доверяет Петру великое служение – миссию проповеди Его учения. И тут же произносит пророчество о его грядущей смерти.
«Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.
И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»
Что еще сказал Иисус Петру в то знаменательное утро – мы не знаем. Это останется тайной – Петра и присутствовавшего при этом Иоанна.
«Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь».
Евангелие на этом заканчивается.
(Отредактировано автором: 14 Июня, 2016 - 01:39:54) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Июня, 2016 - 01:37:00 |
|
|
|