|
|
|
|
|
|
|
Но если потолок плоский, как в церкви "Змеиной", то это ощущение еще более сильное: человек становится вертикальной осью, исходящей из центра Креста, как бы сораспинается самому Христу.
Концы Креста здесь соединены и образуют ромб. Но вообще квадрат, как и ромб в данном случае, символизирует землю. Получается, что изображение на потолке являет нам землю райскую, первозданную, в которую все мы стремимся вернуться. А наша материальная, падшая земля есть проекция в яви той идеальной, первозданной земли, откуда были изгнаны наши прародители - и все мы вместе с ними.
Таким образом, здесь становится совершенно очевидно, что каппадокийцы понимали Крест не только как орудие казни Спасителя и орудие Его победы, но именно как конструктивную идею всего мироздания. И это очень хорошо подтверждают как скульптурные, вырезанные в камне, изображения Креста в каппадокийских скальных церквях, так и живописные, написанные красками в основном по центру цилиндрических сводов.
Вот еще пример размещения Креста на плоском потолке - в умноженном, так сказать, варианте (фото взято из "Дневника ZnichKa"):
Кресты на потолке в церкви Кемер Килисе образуют как бы лестницу в небе. Зигзаги по краям - общепринятый символ воды, но вода здесь - не земная, а небесная. Вспомним, что Бог во второй день творения отделил воду от воды и половину отправил на небеса, откуда она должны проливаться в виде дождя.
Там же, в Кемер Килисе, Кресты изваяны также и на стенах прохода в церковь как намек на то, что это Кресты именно пространственные. Человек ощущает себя внутри каркасной конструкции, напоминающей Эйфелеву башню, как бы на пути вверх, несмотря на то, что проход - горизонтальный.
Те, что на потолке, покрыты рисунком - логосными сетками. Что вполне логично.
Церковь св. Даниила сама по себе вырублена (чуть не сказала "построена") в виде Креста. И в рукавах этого большого Креста на сводах - тоже Кресты.
Здесь Крест вписан в ковровый узор, составляет с ним единое целое. Но и этот узор не простой, а представляет собой один из вариантов логосной сетки (мы о нем еще поговорим). Интересно, что пустого пространства здесь совсем нет. Так же, как на расписных вазах геометрического стиля или на мезенских блюдах и шкатулках, все пространство занято сакральными символами. Как будто художник хочет сказать нам: весь воздух или эфир вокруг нас пронизан божественными энергиями, они среди нас, надо только уметь их почувствовать.
(Отредактировано автором: 26 Марта, 2012 - 01:06:09) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 25 Марта, 2012 - 06:59:39 |
|
|
|
|
|
|
Любитель
Валерий, загляните на ветку "Рождество" - я там продолжила разбирать церковь прор. Даниила.
(Отредактировано автором: 26 Марта, 2012 - 01:19:57) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 26 Марта, 2012 - 01:05:14 |
|
|
|
|
|
|
Святых Константина и Елену принято изображать с Крестом, который они воздвигли - собственно, это было делом царицы Елены, но и царь Константин изображается с ней в паре как прекративший гонения и утвердивший христианство в качестве разрешенной в Имерии религии. Оба они почитаются Церковью как равноапостольные. Крест же между ними изображается, в том числе и в каппадокийских церквях, как правило, именно тот, на котором был распят Христос, - большой, деревянный, с тремя перекладинами.
Но не в церкви "Змеиной" в долине Ихлара. Здесь композиция очень необычная.
Константин и Елена едва касаются небольшого благоукрашенного Креста буквально кончиками пальцев, таким образом, Крест как бы парит в воздухе - над единственным в церкви круглым окошком. Получается как бы иллюстрация к возгласу священника на литургии преждеосвященных даров "Свет Христов просвящает всех!", и свет этот идет из подножия Креста как источник воды живой. Непонятно, что в других руках святой царской пары - похоже, круглые хлебы. Императорские лоры Константина напоминают епископский омофор. Общее впечатление таково, что это царь-священник - по чину Мелхиседекову. Так же и украшенная драгоценными камнями вертикальная полоска на царском уборе Елены также напоминает орарь диакониссы, спускающийся вниз из-под богородичного платка. В целом возникает впечатление, что эти мать и сын уподобились Христу и Богородице-Церкви, исполняющим служение в райских обителях (об этом свидетельствуют зеленая травка и растения у них под ногами), где воздвигнутый посреди райской земли Крест воспринимается уже не только как орудие казни и победы Христовых, но и как Древо Жизни.
(Добавление) Такой Крест это уже не только основание, каркас тварного мира, но и источник его красоты и гармонии. И это действительно - украшение (космесис) мироздания (космоса).
Таков же и благоукрашенный крест внизу композиции, в нише, где, очевидно, ставились светильники в темное время суток.
Рассмотрим этот крест поближе.
Здесь крест хотя и не в круге, но имеются все признаки этого символа - направленные в обе стороны и даже закрученные в спираль кончики и дополнительные точки между четырьмя основными положениями Солнца, обозначенные солярными знаками - крутящимися колесиками зеленого цвета (цвета жизни и Святого Духа). Такие колеса суть аналоги древнейшего символа - свастики. Р.Багдасаров определяет оба эти символа не только как катящееся по небосводу солнечное колесо, но и как графическое обозначение вихревых потоков божественных энергий.
На кресте в аларной апсиде эти колесики как будто остановились.
Потому что в алтаре, где совершается таинство Евхаристии, время не то, чтобы останавливается, - оно там другое, райское. Это время-вечность.
(Отредактировано автором: 27 Марта, 2012 - 19:13:38) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 27 Марта, 2012 - 18:16:50 |
|
|
|
|
|
|
Разговор на следующую тему я начну издалека. Не на шутку заинтересовавшись фресками долины Ихлара (с подачи Валерия), я полезла в интернет – искать все, что там есть на эту тему. Нашла немного. Но среди этого немногого запомнился очерк некоей Знички под названием «Священная граница», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Автор, безусловно, наделена и литературным даром, и искренностью чувств, так что я даже прослезилась, честно говоря. Решила через некоторое время перечитать очерк и обнаружила, что таких очерков в Дневнике Знички несколько, и посвящены они разным каппадокийским церквям. Стала читать. Очень живые, непосредственные впечатления, желание поделиться ими, а также дать информацию по истории и искусству, вызывали искреннюю симпатию. Читалось с удовольствием, несмотря на мелкие досадные ошибки (например, слово «преОсуществление» или назвала жертвенник диаконником), выдававшие, впрочем, человека нового в теме, но очень увлеченного и добросовестного. Но вот одна фраза в очерке о церкви Сумбуллу меня неприятно поразила: «Кстати, совсем непонятны устойчивые искусствоведческие байки про армян, коптов и сирийцев, якобы расписывавших местные храмы: ведь все они - монофизиты, и вообще фрески их - специфичны: на них либо умозрительные схемы-символы, либо тяжеловесные в своей бездуховности тела. Здесь - совсем не так».
Но ведь фактический материал для следующего своего очерка – о церкви Агачалты – Зничка позаимствовала с нашего форума, а именно – с ветки ведущего нашего знатока армянского искусства Нарсеса Эрмени «Халкидонитские храмы Армении», о чем добросовестно сообщила в конце. Ну, если ты не знаешь, что значит «халкидонитские», задай вопрос, и тебе охотно ответят. И потом – «тяжеловесные… тела» могут быть у кого угодно, только не у монофизитов. К тому же у Нарсеса ясно сказано, что армянские монастыри Каппадокии принадлежали Константинопольскому патриархату. Да и вообще едва ли многонародное монашеское братство Каппадокии потерпело бы в своих рядах отступников. Хотя я даже и в армян-монофизитов камня бы не бросила, так же, как и в коптов. По той причине, что они, несмотря на то, что не приняли решение 4 Вселенского Собора и своей сепаратистской политикой (а желание отличиться в вере подспудно было продиктовано именно стремлением отколоться) способствовали ослаблению Империи, за что потом сами же и поплатились (потому что имперские чиновники хотя и драли налоги, но войска Императора все-таки защищали местное население от соседей-иноверцев и горла ножами не резали), тем не менее, сохранили многое из древних обрядов, обычаев, искусства и, главное, духа самых древних времен, что у нас оказалось утрачено, т.к. даже такое в принципе консервативное учреждение, как Церковь, все-таки подвержено развитию. Сам этот дух первохристианский, сохранившийся – фактически – в резервации, в которой они оказались в иноверческом окружении. Я это очень хорошо понимаю, т.к. бывала на старообрядческих службах в единоверческом храме. Да и в Армении довелось побывать в отрочестве – в Эчмиадзине и Гегарде - тоже скальном монастыре. Колоссальное впечатление и любовь к Армении остались на всю жизнь, хотя я тогда, конечно, мало что понимала.
Вообще должна сказать, что с монофизитством дело очень сложное, запутанное и далеко не столь однозначное, как с другими ересями. Хотя бы потому, что подспудному монофизитству подвержено фактически все монашество (психологически это очень хорошо объяснимо) - за редким исключением таких светлых гениев, как свт. Григорий Палама или преп. Анастасий Синаит. Свт. Иоанн Златоуст, например, только в зрелые годы помягчел, а начинал ведь очень жестко. И я, например, не уверена, что, доживи до 4 Собора великие каппадокийцы, какую сторону они бы приняли. Практически все их писания свидетельствуют о склонности именно к предельно строгой - до изуверства - стороне, причем, не делая различия между монашествующими и мирянами. Но даже и те монашествующие, которые приняли учение о равночестности двух природ во Христе, все равно на деле продолжали изживать в себе (а, главное, строго осуждая "мирских" за выбор в пользу брака) "плотское" как грешное и порочное, совершенно не понимая, что грех-то идет от ума и воли, а плоть страдает вместе со всем составом человека. И зачем тогда чаять вслед за Христом воскресения из мертвых во плоти? И это "ползучее манихейство", по выражению о. Георгия Флоровского, прекрасно дожило в Православной Церкви до наших дней как результат неизжитого до конца гностицизма, который с монофизитством как раз логически очень тесно связан. Было соборно осуждено монофизитское учение, но соборного осуждения гностицизма как такового так и не последовало, монофизитство же - лишь часть, ответвление этого тонкого и коварного соблазна, принесшего человечеству немало бед. Впрочем, у Знички эта фраза о монофизитах вырвалась, скорее, по незнанию истинного положения дел в Армянской Церкви и от неофитского жара. А вообще я все это написала вовсе не для того, чтобы осудить Зничку, а, наоборот, чтобы выразить свое восхищение тем открытием, которое она сделала. В самом деле, только очень незамутненный, "незамыленный" взгляд любителя мог определить множество ярких кружочков на стенах каппадокийских храмов как ангелов!
Ну а я-то как этого не заметила? Ведь это было так очевидно! И, главное, подтверждает мои догадки о логосной природе ангелов совершенно идеально. Более того: то, что я раньше писала, как говорится, вилами по воде, наконец, обретает некую доказательную базу.
Попробую сперва перенести сюда последнюю часть очерка Знички, а потом порассуждаем о том, насколько верна ее догадка.
Сказки Ихлары. Агачалты Килисе (http://turometr.ru/user/znichk_a/blog/9165.html):
Ещё раз повторю, что в сюжетах каппадокийских церквей значительное место занимают Видения. Кажется — сам воздух здесь насыщен мистикой — светлой и радостной. Небесные силы — присутствуют везде — они символически изображены в виде многочисленных глаз и глазков, вписанных в орнаменты и сюжетные изображения (тут пару моих фоток — технических).
(Отредактировано автором: 30 Марта, 2012 - 08:54:12) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 13:46:43 |
|
|
|
|
|
|
Иоанн в «Откровении», (глава IV) говорит о четырех животных, исполненных очей спереди и сзади. «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». В видениях пророков Исайи и Иезекииля тоже говорится о животных, исполненных очей, а пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов.
В связи с этой «глазастой» темой вспоминается любимое турецкое украшение-оберег — назар бонджук, т.н. «глаз Фатимы». Он в Турции повсюду: в автобусах
и такси, в отелях и в банках, в магазинах и в жилых домах. Его изображение можно увидеть на посуде, одежде, пепельницах, им украшают брелки для ключей или вплетают в украшения…А вдруг это как-то связано?
Особое значение имеет насыщенный символикой образ таинственных «многоочитых» колёс (офаним; особый разряд ангелов) — они тут везде тоже. В Ветхом завете (Книга пророка Иезекииля) они отождествляются с херувимами. Колёса описаны с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенными как «колесо в колесе» и двигающиеся во все стороны.
(Отредактировано автором: 30 Марта, 2012 - 09:02:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 19:35:07 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:....соборного осуждения гностицизма как такового так и не последовало, монофизитство же - лишь часть, ответвление этого тонкого и коварного соблазна, принесшего человечеству немало бед. |
Гм-гм.. Высказываться по этому вопросу я категорически не рискну. Но ...
Цитата:
(Отредактировано автором: 28 Марта, 2012 - 20:13:06) |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 20:12:24 |
|
|
|
|
|
|
Вот эти колёсики вокруг креста.
На своде западного крыла расположен большой крест, целиком состоящий из орнаментальных фрагментов. Его четыре поля также заполнены орнаментом.
Боковые стороны крыла расписаны сложной плетёнкой, включающей медальоны с крылатыми львами фантастического облика (и этот с колёсиком тоже).
Пророк Даниил изображен здесь в позе оранта (с молитвенно поднятыми вверх руками), в окружении двух симпатичных львов. (Ах, и сколько глаз!)
Сюжет «Пророк Даниил во рву львином» воспринимался как прообраз Христа во гробе. Чудо во рву львином совершилось потому, что Господь был осязаемо близок, и перед Его взглядом угасали мученические костры, тупились мечи палачей, делалось водой раскалённое олово, вспыхивали залитые водой дрова и вот — становились ласковыми кисунчиками и покорно ложились к ногам святого свирепые львы.
Отсюда не хочется уходить. Особенное чудо и энергия этого храма, с его детской чистотой и силой, с горячей страстью и верой — не отпускают.
И окидывая прощальным взглядом храм, вдруг понимаешь самое главное, и не сразу как-то доходит до сознания: потрясающе, насколько уверенно всё это расписано. Без сомнений и раздумий. И эти полётные, уверенные (какое хорошее слово для укрепленного в вере человека) линии и краски остаются в памяти как живое, радостное и художественное свидетельство истины.
(Отредактировано автором: 30 Марта, 2012 - 09:11:21) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 20:19:05 |
|
|
|
|
|
|
Пардон! Марина! Но раз уж так получилось, то, может, всё-таки не в "ооо", а - ниже? Так будет проще читать. Иначе, если можно, то пусть кто-нибудь сотрёт моё замечание... |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 20:52:51 |
|
|
|
|
|
|
Правда, интересно? Почему же я не опознала эти "глазки" как ангелов? Я ведь смотрела на них и думала: ну почему так много "солярных символов"? Да потому что глаз уже замылен. Или, может быть, сбили с толку изображенные традиционным образом ангелы - в виде крылатых юношей. Хотя и они здесь не совсем обычны: светлоглазые, рыжеволосые (волосы, как огонь, наверное, намекают на энергетическую природу небесных сил), и свесили свои огромные серебристо-голубоватые крылья вперед, как одежды. Нигде такого не видела.
(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 18:20:35) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Марта, 2012 - 21:36:35 |
|
|
|
|
|
|
Посмотрим теперь, нет ли таких ангелов-"глазков" в других храмах Каппадокии?
Вот они, ангелы-звезды, окружают возносящегося Спасителя на своде церкви "Змеиной".
(Замечу в скобках интересную деталь: у ангелов, которые возносят Христа, на шеях гривны - принадлежность к воинству, в данном случае небесному).
И они же - внутри ромбов, протянувшихся по низу икон святых на арке.
На другой арке, и тоже рядом со святыми:
Я сначала думала, что это просто украшение логосной сетки, чтобы она выглядела поярче, не так однообразно. Но если эти "глазки" - ангелы, то тогда подтверждается моя догадка о том, что первозданные сущности суть логосы, наделенные личностью и самосознанием, но они остаются логосами, т.к. даже не одномерны, но, как микроскопические точки в тонком пространстве, обладают нулевой мерностью. Но это не мешает им, проникая в наше трехмерное пространство, занимать некоторое место в нем и принимать любой вид, какой в данный момент нужно, чаще всего вид человека, чтобы не пугать того, кому они являются (стало быть, все-таки не прав здесь о.Серафим Роуз, как бы я его ни уважала! Вернее, прав частично - ангелы занимают место в пространстве - но только нашем трехмерном, когда они выходят из тонкого плана в наш материальный мир). А крылья на иконах указывают на их способность к стремительному передвижению, которое люди воспринимают как птичий полет. Кроме того, постоянно пребывая в потоке божественных энергий, они ими питаются, а потому обладают колоссальной силой, какую мы здесь, на земле, даже и вообразить себе не можем.
Возможно, ангелы высших чинов составлены не из одного логоса, а из нескольких. Поэтому некоторые "глазки", например вот эти, над возносящимся Христом, напоминают модель атома - маленькие электроны, вращающиеся вокруг ядра. Это как же вообще можно было такое предвидеть! Но наши земные атомы, из которых составлена вся наша природа, суть проекция на земле обычных логосов и самостоятельной личностью, конечно, не обладают. Кроме того, отдельным логосом обладает и каждая тварная вещь в целом. Здесь все построено по принципу матрешки - одно в другом. Но известно и то, что к каждой природной стихии, природному явлению приставлен свой ангел, как это видно на фреске в Лесновском монастыре - ангел-Солнце, ангел-Луна и ангелы-планеты, ну и звезды, разумеется (возможно, отсюда появилось поклонение дриадам, нимфам ручьев и рек, гор и т.п.? или такое явление, которое ученые-позитивисты назвали "анимизмом" или "пантеизмом"?). Об этом очень красочно говорится в Книге Еноха, хотя сам Енох видел на небесах ангелов и как юношей с крыльями тоже.
(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 19:21:46) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Марта, 2012 - 22:06:02 |
|
|
|
|
|
|
О соотношении в изобразительном искусстве звезд, ангелов и глаз мы поговорим через некоторое время, а сейчас - снятая под другим углом алтарная апсида церкви Сумбуллу, где виден не только "глазок" на престоле (который я приняла за солнышко), но и несколько светлых кругов на красном одеянии Архангела, да еще и светящаяся сфера в руке.
Мы сейчас разговор на эту тему прервем, т.к. впереди напряженное время. Но обязательно к нему вернемся - я нашла очень интересный материал.
(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 19:09:33) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Марта, 2012 - 09:10:04 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Марта, 2012 - 18:21:59 |
|
|
|