Мозаичные иконы Ап.Фомы: 1 – из соборного храма монастыря св. Екатерины на Синае, 6 в.;
2 – из церкви Панагии Канакрии, Кипр, 7 в. Это не портреты, а иконы, а потому условны, но главное мастера-мозаичисты запечатлели – молодость апостола, у которого еще не растет борода (а иудеи, в отличие от римлян, не брились).
Но и в его рассказе чувствуется некоторое ласково-пренебрежительное, несколько покровительственное отношение к Фоме – и как к еще более младшему, и как, может быть, не столь умному, как сам рассказчик, человеку. Надо думать, Иоанн пишет честно, как было, не пытаясь выставить Фому в лучшем свете, но и не утаивая его недостатков и слабостей.
И в самом деле, судя по рассказам в Евангелии Иоанна, мы видим, что Фома все время попадает в нелепые ситуации: когда другие, более старшие Ученики молчат, слушая Наставника, Фома – по простодушию – невпопад выдает первое, что приходит ему в голову, из самой глубины сердца, но звучат его слова в каждой конкретной ситуации довольно несуразно, и, честно говоря, сам он выглядит при этом глуповато. Однако, должны мы признать, что недалекость эта его, казалось бы, извинительная в силу его юного возраста, на самом деле обманчива. Как обманчива она у юродивых. И образ Фомы перед нами вырисовывается как образ некоего «Ивана-дурака», младшего сына из русских сказок, который на первый взгляд выглядит, как бы сейчас сказали, человеком «неадекватным», а по-старинному – «не от мира сего», но всегда добросердечным человеком, и, в конечном счете, он всегда оказывается самым удачливым и умным, просто ум этот – иного свойства, это «немудрое» или «буее мира», по Апостолу Павлу, оказывается самым «премудрым» у Господа. Ну что ж, «Господь умудряет младенцы». Кроме того, Фоме все время не везет: он пропускает самые значимые для него события – не пришел на собрание Апостолов через неделю после смерти Учителя, потом, через много лет, опоздал на похороны Божией Матери – при том, что все остальные Двенадцать прибыли вовремя (были принесены ангелами из разных отдаленных частей Ойкумены, где они проповедовали Благую Весть). Но зато потом Она явилась ему Сама и вручила Свой пояс.
Казалось бы, такого простодушного, даже наивного человека, и обмануть легко. Но не тут-то было! При полном доверии и любви к своему Наставнику, Фома, тем не менее, не очень доверяет даже своим собратьям-Апостолам. Отсюда можно предположить: или его слишком часто обманывали, пользуясь его молодостью и наивностью, или у него по жизни пессимистический взгляд на мир, и он готов поверить, скорее, плохим новостям, чем хорошим (а такой взгляд на мир приобретается только негативным жизненным опытом), или же он, несмотря на свою молодость, был, действительно, умнее, глубже других Апостолов? Недоверчивость – свидетельство стремления к истине, желания самому во всем разобраться.
"Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже..."
Есть такая категория людей, которым мало просто принять общепринятые истины на веру, которым надо пощупать, потрогать своими руками, чтобы в этой истине убедиться. Или ее отвергнуть. Любопытные такие люди, с любопытными руками и глазами. Именно из таких людей вырастают настоящие ученые. И святые тоже – это не только те, кто поверил сразу и от души (это путь пастухов), но и те, кто преодолел сомнения, неизбежные для умных и образованных людей, и удостоверился в истине (это путь волхвов).
Вообще образ Апостола Фомы современному человеку должен быть очень близок. Ведь и сейчас при чтении Писания возникают вопросы и недоумения, которые не всегда легко разрешить. Не говоря о том, что весть о Воскресении – действительно невероятна, непостижима для человеческого ума. Но и помимо нее Священное Писание таит для современного человека множество загадок, особенно если не можешь читать его подлиннике и не знаком с тогдашними историческими реалиями. Однако, далеко не все имеющиеся толкования удовлетворяют – до каких-то истин приходится докапываться, искать в книгах и не стесняться спрашивать знающих людей. Слепая вера может привести к плачевным последствиям. Поэтому вера зрячая все же предпочтительнее. Даже и в вопросах религиозных мы не должны отключать разум. Сомнения – нормальная вещь. Для человека важно преодолеть сомнения – тогда его вера будет намного сильнее и глубже.
Может быть, и Фома искал Учителя, который помог бы разобраться ему в вопросах не только житейских (таких наставников – просто умных и опытных людей немало), но именно в вопросах главных, глубинных, как у нас на Руси говорят, «на чем свет стоит». И такого Наставника он нашел. Вернее, Тот Сам его отыскал и призвал в число Двенадцати избранных, несмотря на юный возраст. И в этом Фоме исключительно «повезло». Но значит, и Сам Христос прозрел в отроке Фоме такие качества, которые впоследствии сделают из него истинного Апостола.
И видя, что Фома ищет, жаждет истины, Христос позволяет ему свободно искать, исследовать и убеждаться.
Мы не знаем, почему Фомы не было в этот день в горнице. Возможно, Крестная смерть Учителя произвела на Фому настолько удручающее впечатление, что он подумал: теперь уже все кончено, надежды больше нет, и эти три прекрасных года странствий, учения и чудес останутся лишь светлым воспоминанием. Упадок духа Фомы был столь велик, что он, возможно, ушел из города и решил вести самостоятельную жизнь.
Прошла неделя – неделя слез и молитв по дорогому Усопшему. И Фома понял, что не может быть один – иначе у него разорвется сердце, что тяжкую утрату все-таки лучше пережить с друзьями. И вот он приходит в знакомый дом, и его встречают радостные собратья – Христос Воскрес! И они видели Его и, как прежде, слушали Его наставления, и даже кто-то из них осмелился и пощупать.
Первая реакция Фомы – в шоке, не веря своим ушам, – «Не может быть!» Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Потом – предощущение радости – «Я тоже хочу!» Но разве это неверие? Скорее, досада, даже в какой-то степени зависть из-за того, что он не был в это время вместе со всеми. И желание Фомы увидеть и ощутить Христа своими руками, «любопытною десницею», связано, прежде всего, с любовью к Учителю. Потому он и говорит такие странные, казалось бы, для него слова: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Однако, упорное неверие в Воскресение Христово всех остальных Учеников – несмотря на слова Жен-мироносиц, Луки и Клеопы – свидетельствует о том, что на самом деле они ничуть не лучше Фомы – ведь уверовали они только тогда, когда сами не только увидели, но буквально ощупали Воскресшего Учителя. Похоже, для того чтобы удостовериться, они именно этого и хотели, но, как обычно, смолчали – и Христос Сам предложил им осязать Его тело. А Фома, как всегда, говорит прямо, не придавая значения тому, кто и что о нем подумает.
Но почему Фома говорит не просто об Учителе, но именно о Его ранах? Чтобы удостовериться, что это именно Тот человек, а не другой, просто похожий. Ведь наверняка Апостолы сообщили Фоме, что видели Христа не избитым и окровавленным, но совершенно целым, только с отметинами от гвоздей и римского копья. Фома не желает быть легковерным. Слишком много было лжеучителей, которые прельщали людей ложными чудесами. И для этого-то Самому Христу угодно было оставить эти отметины на Своем воскресшем и прославленном теле.
* * * Прот. Александр Шаргунов.
Это не другое тело – оно прославлено, отличается от того, которое апостолы знали, но оно не другое. Никем и никогда уже не уязвимое, во свете неприступном, но по-прежнему с теми же ранами. На руках и ногах Его – следы от гвоздей, и Он не стыдится их перед Отцом Небесным, перед ангелами и перед нами, ибо они неотделимы от Его славы. Из всех знаков пребывания Его среди нас Он эти захотел сохранить – великолепные знаки Его победы, отпечатки подлинности Его – Бога и Человека. <…> Если это не то же самое тело, которое соткано было во чреве Девы Марии, если не в этом теле сидел Он, утрудившись, у колодца, говоря с самарянкой, если прикосновением не этих рук отверз Он глаза слепому и сердце погибающей от отчаяния Марии Магдалины, изгнав из нее семь бесов, если это не то же самое тело, – это не мой Господь и не мой Бог. Если это не то же самое тело трепетало от ужаса смерти в Гефсиманском саду и истекало кровью от бичеваний – не побеждает, не может никогда победить жизнь на земле, где она была побеждена. Если это тело мертво, то душа моя – труп. Никогда, ни за что, никакому призраку не поверю – это будет другой христос, лжехристос, антихрист.
* * * Сердцеведец Христос, зная прекрасные качества Фомы и его любовь к Нему, не осуждает Ученика за неверие и не гневается на него – Он является ему лично. Можно предположить, что Апостолы собрались в первый день недели, надеясь на явление им Христа, а двери заперли, теперь уже зная, что они для Него не помеха. И Он, конечно же, явился – на этот раз ради Фомы. На сомнение Апостола Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома: «… подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои». Этими словами Господь показал, что и тогда незримо присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди Учеников Своих, когда Фома высказывал сомнение в их словах.
Именно поэтому, наверное, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же уверовал и исповедал Христа как Бога: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Легко представить себе, что при этом Фома падает пред Ним на колени или хотя бы склоняется до земли.
И далее Воскресший Христос (подымая Своего Ученика с пола) говорит очень знаменательные слова: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Этими словами Господь присоединил к апостолам всех верующих в Него на всей земле и во все времена. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума.
* * * Схиархимандрит Зосима (Сокур)
Христос сказал: блажен ты, Фома, что, увидев, уверовал, но блаженны те будут поколения людей до скончания века, которые не будут Меня видеть, но будут в меня веровать. Этим самым (всегда подчеркиваю вам важность этого места Евангелия), нас всех – последователей своих – Господь назвал блаженными. Мы не видели Господа ходящего, не слышали Его глас проповедующий, не видели чудес, но мы, читая Евангелие Святое – Слово Божие, веруем в Спасителя, в истинность слов Его, в истинность чудес Его и веруем в истинность Его Светлого Воскресения.
* * * По словам святителя Иоанна Златоуста, «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким».
Сегодня мощи Святого Апостола Фомы пребывают в небольшом итальянском городке Ортона на Адриатическом побережье. Помолимся Святому Апостолу Фоме и испросим у него укрепления в вере, избавления от малодушия, сомнения и лицемерия, от суетных беспокойств душевных.
* * *
(Отредактировано автором: 09 Июня, 2016 - 21:59:17) |