|
|
|
|
|
|
|
Такие же нимбы - на фресках храма в Асину.
И вот - на изображениях Спаса Нерукотворного, вернее, самого Мандилиона, которые снова возвращает нас к образу ткани как логосно-энергетической сетки тонкого мира. Сама ткань воспринимается здесь не только как конкретный плат Авгаря - святыня Фаросской церкви в Константинополе, но как космический носитель образа Логоса. Расположенные друг напротив друга Мандилион и Керамион воспринимались как зримое подтверждение учения о двух природах во Христе: Керамион - отпечаток Мандилиона на камне (а примеры такового чуда бывали даже совсем недавно, например, отпечатки икон на закрывающем их стекле) - как символ природы человеческой, перстной, а Мандилион - соответственно, символ природы божественной, а потому и изображали его не только белым, но и вот в такую сеточку. Правда, здесь может быть и так: Мандилион был заключен в золотой футляр, являя только Лик Спасителя. Но не исключено, что поверхность этого футляра была испещрена сеткой с точками или маленькими годовыми кругами, как отображено в храмах Спаса Нередицы и Мирожского монастыря.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 02:24:09) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:30:03 |
|
|
|
|
|
|
В связи с этим придется вспомнить второй Мандилион - плащаницу Христову. С чего это художник в Нерези решил нарисовать клетки на плащанице, в которую Богородица заворачивает Сына распятого?
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:38:12 |
|
|
|
|
|
|
Недавно прочитала интересную версию: плащаница, в которую был завернут Христос и через которую Он, воскреснув, прошел в новом теле, не повредив ткани, но только оставив отпечаток, сначала использовалась на Тайной Вечере в качестве скатерти; таким образом, благообразный Иосиф купил новую плащаницу заранее, но не для погребения, о котором он и помыслить не мог, но подарил Учителю для празднования Пасхи. И вот она, скатерть, свисает со стола (или это что-то вроде ковра?) в люнете Темной церви Каппадокии. Понятно, что скатерть должна быть белая. Почему тогда на ней клетки и опять с характерными маленькими кружочками внутри?
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 02:26:18) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:45:19 |
|
|
|
|
|
|
Художники, работавшие над вторым, живописным слоем каппадокийских церквей, как видим, отнюдь не забывали о сакральной сетке, даже местами закрывая ее от глаз молящихся.
Деисис в конхе апсиды церкви Сандалий. Зигзаги на ленте времени здесь уже цветные. А на Престоле Вседержителя - вот оно, знакомое "засеянное поле".
Другой Деисис - фреска того же мастера - в Темной церкви - просто усеян сакральными сетками.
Здесь интересная деталь: верхняя часть фигуры Спасителя опирается на сетку синего, небесного цвета, а нижняя - на красную, земную, ноги же - на желтую, тоже цвета земли ("Земля подножие ног Его").
О символике красного и синего цветов мы уже говорили (в теме иконографии Преображения в связи с двойными квадратами) и еще поговорим далее. А сейчас мне хочется остановиться именно на иконографии Христа или Божией Матери на престоле, вернее, на изображениях самого этого престола.
Ткань в клетку, покрывающая престол и - особенно - висящая, как занавес, на спинке (там, где по земным меркам, казалось бы, должен быть твердый упор).
Конха апсиды церкви Богородицы Мавриотиссы в Кастории (у меня, к сожалению, цветная фотография только половины фрески, а полностью - только черно-белая, на которой ничего не видно).
Вместо точек в клетках - крестики не просто с раздвоенными концами, а прямо-таки с завитками. Это крест Йоля - праздника зимнего солнцеворота народов Северной Европы, серединка изображения креста в годовом круге - намек на то, что данный узор имеет отношение к самым глубинным космическим понятиям - о пространстве и времени. И о том, что Владыка пространства и времени - у Матери на руках и составляет с Нею, земным Ликом небесной Премудрости, единое целое.
А в Курбиново на престоле Богоматери ткань с лилиями в клетках, совершенно очевидно символизирующими животворящие энергии Св.Духа.
Вместо точки в клетках могут быть и классические трилистники, как на арке (опять на арке!) в Дечанах:
А могут быть крестики, похожие на листики клевера с четырьмя лепестками - символом счастья и удачи.
Христианское погребение катакомбного типа в Египте в районе Александрии (или это церковь, причем, ныне действующая, судя по наличию деревянных скамеечек, - подскажите, если кто знает!).
(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 20:23:42) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 18:41:43 |
|
|
|
|
|
|
Добрый день! Я вернулся. Марина! Большое спасибо за интересные тексты. Многое неожиданно. Теперь я бы хотел вернуться к комментариям к своим съёмкам в Ихларе. Надеюсь, что они тоже будут небесполезны. Где то у меня быди птички из Мадабы (Иордания) и Константинополя (из остатков Большого константинопольского дворца). Нужны? |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 10:33:44 |
|
|
|
|
|
|
Птички всегда нужны. Присылайте мне на почту. А к Ихларе обязательно вернемся. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 11:50:11 |
|
|
|
|
|
|
Цитата: Птички всегда нужны. Присылайте мне на почту |
Хорошо. Только Вы мне почту свою сообщите, пожалуйста, в личку. А то я её не знаю ... |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 12:39:56 |
|
|
|
|
|
|
Давайте сначала вернемся к церкви Сумбуллу (Гиацинтовой). Там росписи просто удивительные.
Надо всем пространством храма парит Христос Вседержитель в круге небесного голубого цвета. Несмотря на неважную сохранность, видно, что это икона какой-то необыкновенной, неземной красоты.
Интересна и алтарная апсида: три архангела - один в круге сверху и два по сторонам Богоматери (не понятно только, что за фигура в центре). Лавочка для священника выбита прямо в монолитном камне, как и престол, на котором сохранилось живописное изображение скатерти - и солнышко (кружок с точкой) сбоку. Когда-то на этом престоле приносилась безкровная жертва...
Остатки Благовещения в отдельной нише. Сверху царь и пророк Соломон. Кажется, царский венец он держит в левой руке.
Какая здесь связь? Наверное, намек на то, что ныне на земле воплощается Премудрость.
Справа, кажется, моя святая. На ней одеяние Богородицы, даже с точками-звездочками в виде креста над челом. Я уже видела целый ряд святых жен в одеянии Богородицы в притворе церкви в Асину и весьма удивилась. А потом подумала: а ведь действительно, все святые жены подражают Богородице, являют собою Ее образ. Каждое имя святой жены - это эпитет Богоматери: Екатерина - Чистая, Анна - благодать, София - Мудрость, Ангелина - Вестница, Дарья - Сильная, Ника и Виктория - Победа, Елена, Фотиния и Лукия - Свет, Александра - Защитница людей, Матрона - Мать - ну, и так далее, можно при желании посмотреть по святцам. Здесь же и Марина - Морская, т.е. Повелительница Вод - во всех смыслах (или Мара, что тоже входит в образ Великой Матери), она же Маргарита-Жемчужина (или умный бисер). Дай Бог нам всем получить такое одеяние в Царстве Божием из пречистых рук Самой Борогодицы!
А вот что слева - не совсем понятно. Возможно, краешек от Входа в Иерусалим.
(Отредактировано автором: 07 Марта, 2012 - 00:50:25) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 17:55:26 |
|
|
|
|
|
|
Интересна также фреска Успения с характерной именно для Каппадокии деталью: Христос передает душу Своей Матери ангелу, чтобы тот доставил ее на небеса. Как мы видели, в Греции и на Балканах душа Усопшей летит сама, и там, на небесах ее принимают ангелы (даже открытые врата кое-где показаны). Но здесь - вот так.
(Добавление) И вот что еще бросается в глаза в росписях этой церкви, это совершенно не южный, нордический тип всех изображенных лиц - и людей, и ангелов, и самого Сына Божия. Такое впечатление, что эта церковь расположена не в глубинах Азиатского материка, а где-нибудь в Новгороде или на Готланде. В церкви с условным названием "Юсуф-коч" персонажи на стенах сероглазые и рыжие (или седые, что картины не меняет), кроме Архангела Гавриила - он светло-русый. Прямо-таки Ирландия. Вот такие люди жили в Каппадокии много веков назад - потомки хеттов или галаты - адресаты посланий св. апостола Павла. И чтобы сменить расовый тип населения, надо было очень потрудиться. Похоже, оккупанты их просто вырезали. Просто слов нет.
(Отредактировано автором: 07 Марта, 2012 - 00:44:33) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Марта, 2012 - 00:18:06 |
|
|
|
|
|
|
Добрый день, Марина! Большое спасибо! Очень интересные комментарии. Большая часть хеттов имела вполне европейский фенотип. Если интересно, то я потом покажу подборку из Археологического музея Анкары - центрального хранилища хеттских барельефов и находок. Музей фантастичен. Очень много всего ... |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 07 Марта, 2012 - 09:33:36 |
|
|
|
|
|
|
Прежде, чем мы перейдем к следующей церкви, хотелось бы закончить рассмотрение символических изображений в церкви Сумбуллу. Просмотрела еще раз все фотографии и обнаружила интересную деталь. Опять мои любимые ромбы. В первом, "иконоборческом" слое есть ромб вот такой - аналог креста в круге. Круг, как известно, символизирует небеса, мир тонкий, а квадрат или ромб - землю. Тем не менее, они бывают взаимозаменяемы. Например, в символическом изображении годового круга с петельками круг может заменяться квадратом или, чаще, ромбом. Здесь вместо петелек тоже ромбы, но это явно то же самое.
Вообще эти символические изображения годовых кругов могут иметь разнообразную форму - в известных пределах, разумеется. Как и логосные сетки, которые можно рассматривать как бесчисленное множество этих кругов или ромбов. Если принять во внимание, что время и есть поток божественных энергий, в котором мы все живем, то это не случайно. Но здесь меня поразил тот факт, что на алтарной преграде изображена именно та разновидность, которая очень часто встречается у нас на Руси, особенно на севере. Похоже, прав автор статьи в журнале "Наше наследие" - росписи в скальных церквах Каппадокии действительно напоминают мезенские вышивки, но не только самый ранний, графический, слой, а, как видим, и второй, живописный слой тоже.
Вот здесь получше видно, что эти ромбики с точками (опять же "засеянное поле" - засеяно не только зернами, но и семенными логосами). Хорошо бы еще подсветить!
Я, конечно, бросилась искать мезенские вышивки. А нашла... коробочки и доски, сделанные современными мастерами, но точно в традиции 19 века - тогда так расписывали сундуки и прялки. Несколько лет назад дочке подарили такую коробочку для всяких девичьих украшений. Я еще тогда поразилась архаичности рисунка, но совершенно не знала, что это такое и откуда (вот позор-то! как мало мы знаем собственное народное искусство! вот уж действительно: век живи - век учись, да дураком и помрешь).
Вот эти квадратики с точками на стволе елочки-древа жизни.
В центре композиции - космический круговорот - Рота. Он показан точно так же, как круговое движение вокруг образа Христа Пантократора в куполах церкви в Нерези (см. фото на ветке, посвященной архитектуре, в самом конце).
Вот еще вариант: здесь елочка на горке, т.е. являет собою ось мира, а тут и красные лошадки, и птички. Ромбы с точками здесь - на поверхности этой горки, т.е. это земля в центре мира.
А на этой дощечке ромбы с точками присутствуют на верхнем, небесном уровне (очень изящная жар-птица, она же феникс):
Таким образом, данный рисунок встречается на всех трех уровнях мироздания, т.е. этот символ является универсальным. Думаю, это не случайно, т.к. божественные энергии поддерживают существование всего мира, а не только какого-то отдельного его уровня. То же самое мы видим и в христианских церквах, в том числе и в каппадокийских - там эта сетка может быть в любом месте, но чаще все же - на верхних ярусах и на арках.
Но вот следующая дощечка (вернее, поднос) живо напомнила... нежно любимые мною греческие горшочки геометрического стиля.
На этих сосудах также вся поверхность усеяна символическими сакральными узорами, а ромбы с точками помещены под брюхом лошадей и львов.
Обратите внимание: из-под ромбов со всех четырех сторон вылезают еще уголки. И вся фигура напоминает конфигурацию, которая всплывет через много веков в иконах Спаса в силах, Неопалимой купины, а также в нимбах Бога Отца и Святого Духа (мы об этом говорили в теме иконографии Преображения; как интересно переплетаются наши веточки - но это не удивительно, всё в сакральном искусстве взаимосвязано, как всё взаимосвязано и в богословии).
(Отредактировано автором: 09 Марта, 2012 - 01:55:36) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Марта, 2012 - 20:00:33 |
|
|
|
|
|
|
На крышке этого горшочка для каши (угощение для покойника, а горшочек с крышкой называется «пиксида») эти ромбы покрупнее. Да еще у лошади под хвостом - путь солнца, как на самой первой фотографии из церкви Сумбуллу, которую мы обсуждали.
Такие же ромбы с точками мы видим на очень архаичных каргопольских игрушках. Вот, например, птичка-душа.
И глиняный колокольчик (хвостики по углам ромба, составленного из четырех частей, направленные в разные стороны, напоминают нам, что это один из вариантов изображения годового круга) :
Очень похожие погребальные колокольчики, также расписанные в геометрическом стиле, делались в Греции примерно в 7 в. до н.э.
(Отредактировано автором: 09 Марта, 2012 - 01:40:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Марта, 2012 - 01:09:31 |
|
|
|
|
|
|
И завершу я тему замечательной мозаикой из базилики Монреале. Вообще она неописуемо хороша - Христос Пантократор как бы обнимает весь мир Своими пречистыми руками. Но здесь мне интересен именно нимб. В каппадокийских храмах мы уже видели ромбы на нимбе Христа в апсиде, но там они более простые. А здесь - типичный северный рисунок, разве что крестики вместо точек (что вполне логично - в прямом смысле слова). Заметим, что базилика построена и украшена мозаиками византийскими мастерами в период норманнского завоевания Сицилии. Может быть, это тоже не случайно?
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Марта, 2012 - 15:24:18 |
|
|
|
|
|
|
Добрый день! В ожидании комментариев и названий сюжетов из долины Ихлара время течёт незаметно ... Снйчас мне понадобились (если они, конечно, возможны) комментарии к снимкам так называемой церкви св. Симеона (Пашабаг). http://narod.ru/disk/44104081001.a8067d6127026297d2632bd0d5a86723/00.zip.html
chalkites ! У меня к Вам будет огромная просьба. Не могли бы Вы попытаться прочитать, что там написано?
(Отредактировано автором: 21 Марта, 2012 - 18:31:42) |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 21 Марта, 2012 - 18:30:38 |
|
|
|
|
|
|
Какой великолепный крест на своде! Воистину, это уже не орудие казни, а именно Хранитель всея вселенныя. И на ветках Креста - все тот же рисунок с точками, только здесь он изображен в виде веревок или нитей, сопрягающих пространство.
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Марта, 2012 - 20:07:52 |
|
|
|
|
|
|
Марина Большое спасибо! А на фреске в апсиде Богородица?
(Отредактировано автором: 22 Марта, 2012 - 09:15:03) |
|
Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 22 Марта, 2012 - 09:14:44 |
|
|
|
|
|
|
Ну да, конечно. Богородица на престоле, но нет ангелов вокруг, как обычно полагается. Лаконично до предела. Но очень выразительно. Жаль, что от нее мало что осталось.
Вот еще разглядела на концах Креста в предыдущей церкви листочки плюща. Я уже, кажется, писала, но напомню еще раз: это растение произрастает на кладбищах и является символом смерти и воскресения, в связи с этим довольно часто изображается в христианских храмах, т.е. христиане не отказались от этого древнего символа, но наполнили новым содержанием. Такие листочки изображены, например, на стенах цервки св. Николая в Мирах Ликийских. Комментаторы обычно удивляются, откуда здесь карточная масть "пики". Но карты с их мастями изобрели гораздо позднее и сами эти масти действительно символизируют орудия страстей (пики - копье, бубны - гвозди, трефы - крест (для кого-то Крест - это нечто "трефное"), черви - губу с уксусом и желчью). Но здесь совсем другое. Несколько лет назад в музее Востока была выставка фракийских изделий из частной коллекции (не помню кого). Там был очень красивый погребальный золотой венок из листьев плюща - в форме сердечек. К сожалению, нельзя было фотографировать.
(Отредактировано автором: 22 Марта, 2012 - 10:45:06) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Марта, 2012 - 10:26:43 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 22 Марта, 2012 - 21:17:34 |
|
|
|
|
|
|
Homo novus
Я имела в виду не "крючки", которые обычно вырастают по углам ромба, а именно уголки ПО СТОРОНАМ. Получается двойной квадрат или квадрат-ромб, или переплетение двух квадратов - символ, благополучно доживший до византийских времен и получивший развитие в русской иконографии Спаса в силах, Неопалимой Купины и т.п.. Я понимаю его как переплетение двух миров - горнего и дольнего, поскольку квадрат обычно символизирует землю (круг, соответсвенно, небо), то в данном случае это земля наша, падшая, и земля тоже тварная, но райская, отошедшая на тонкий план - на небеса.
За статью спасибо, прочитала. Однако, автор не делает вывода о том, ОТКУДА взялись эти "крючки". А вот объяснение Вирта кажется мне убедительным, хотя он говорит о годовом круге, где в определенных точках - солнцестояния зимнего или летнего - солнце может и не повернуть, т.к. существуют две возможности. А что "крючки" заворачиваются в спираль, так это понятно, если речь идет о времени. А если здесь имеет место НАЛОЖЕНИЕ символики - а это бывает довольно часто - тогда все встает на свои места.
Вообще я сделала ошибку, что стала излагать эту тему на ветке, посвященной Каппадокии, а потом еще на птичьей ветке. Надо было сразу выделять ее в отдельную ветку. Однако, как видим, всё настолько связано и взаимоперетекаемо, что я просто не предполагала, что меня так занесет в эту сторону. Все же, наверное, я так и сделаю, пусть и с опозданием, а эти две ветки пусть останутся посвященными каждая своей теме.
Хотелось бы вернуться к церкви св. Симеона. Она, по-видимому, совсем небольшого размера, и человек, стоящий посредине, чувствует, что Крест на своде охватывает его со всех сторон. Таким образом, человек становится как бы продолжением этого Креста - центром Вселенной, микрокосмом в макрокосме. Этот Крест - пространственный, трехмерный. И воздействует на стоящего под ним человека, пожалуй, не менее сильно, чем трехмерный крест, но изображенный на плоскости, например, в глухом куполе архиепископской капеллы в Равенне.
(Отредактировано автором: 25 Марта, 2012 - 07:10:02) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Марта, 2012 - 12:56:06 |
|
|
|