Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 3 4 5 [6] 7 8 9 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Такие же нимбы - на фресках храма в Асину.

И вот - на изображениях Спаса Нерукотворного, вернее, самого Мандилиона, которые снова возвращает нас к образу ткани как логосно-энергетической сетки тонкого мира. Сама ткань воспринимается здесь не только как конкретный плат Авгаря - святыня Фаросской церкви в Константинополе, но как космический носитель образа Логоса. Расположенные друг напротив друга Мандилион и Керамион воспринимались как зримое подтверждение учения о двух природах во Христе: Керамион - отпечаток Мандилиона на камне (а примеры такового чуда бывали даже совсем недавно, например, отпечатки икон на закрывающем их стекле) - как символ природы человеческой, перстной, а Мандилион - соответственно, символ природы божественной, а потому и изображали его не только белым, но и вот в такую сеточку. Правда, здесь может быть и так: Мандилион был заключен в золотой футляр, являя только Лик Спасителя. Но не исключено, что поверхность этого футляра была испещрена сеткой с точками или маленькими годовыми кругами, как отображено в храмах Спаса Нередицы и Мирожского монастыря.






Прикреплена картинка:
att-4f3d679be9d171140.jpg


(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 02:24:09)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:30:03
Марина


Проэдр


В связи с этим придется вспомнить второй Мандилион - плащаницу Христову. С чего это художник в Нерези решил нарисовать клетки на плащанице, в которую Богородица заворачивает Сына распятого?


Прикреплена картинка:
att-4f3d6934922b01164.jpg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:38:12
Марина


Проэдр


Недавно прочитала интересную версию: плащаница, в которую был завернут Христос и через которую Он, воскреснув, прошел в новом теле, не повредив ткани, но только оставив отпечаток, сначала использовалась на Тайной Вечере в качестве скатерти; таким образом, благообразный Иосиф купил новую плащаницу заранее, но не для погребения, о котором он и помыслить не мог, но подарил Учителю для празднования Пасхи. И вот она, скатерть, свисает со стола (или это что-то вроде ковра?) в люнете Темной церви Каппадокии. Понятно, что скатерть должна быть белая. Почему тогда на ней клетки и опять с характерными маленькими кружочками внутри?

Прикреплена картинка:
att-4f3d6adf1b197____.jpg


(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 02:26:18)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 00:45:19
Марина


Проэдр


Художники, работавшие над вторым, живописным слоем каппадокийских церквей, как видим, отнюдь не забывали о сакральной сетке, даже местами закрывая ее от глаз молящихся.

Деисис в конхе апсиды церкви Сандалий. Зигзаги на ленте времени здесь уже цветные. А на Престоле Вседержителя - вот оно, знакомое "засеянное поле".



Другой Деисис - фреска того же мастера - в Темной церкви - просто усеян сакральными сетками.



Здесь интересная деталь: верхняя часть фигуры Спасителя опирается на сетку синего, небесного цвета, а нижняя - на красную, земную, ноги же - на желтую, тоже цвета земли ("Земля подножие ног Его").

О символике красного и синего цветов мы уже говорили (в теме иконографии Преображения в связи с двойными квадратами) и еще поговорим далее. А сейчас мне хочется остановиться именно на иконографии Христа или Божией Матери на престоле, вернее, на изображениях самого этого престола.

Ткань в клетку, покрывающая престол и - особенно - висящая, как занавес, на спинке (там, где по земным меркам, казалось бы, должен быть твердый упор).

Конха апсиды церкви Богородицы Мавриотиссы в Кастории (у меня, к сожалению, цветная фотография только половины фрески, а полностью - только черно-белая, на которой ничего не видно).



Вместо точек в клетках - крестики не просто с раздвоенными концами, а прямо-таки с завитками. Это крест Йоля - праздника зимнего солнцеворота народов Северной Европы, серединка изображения креста в годовом круге - намек на то, что данный узор имеет отношение к самым глубинным космическим понятиям - о пространстве и времени. И о том, что Владыка пространства и времени - у Матери на руках и составляет с Нею, земным Ликом небесной Премудрости, единое целое.

А в Курбиново на престоле Богоматери ткань с лилиями в клетках, совершенно очевидно символизирующими животворящие энергии Св.Духа.



Вместо точки в клетках могут быть и классические трилистники, как на арке (опять на арке!) в Дечанах:



А могут быть крестики, похожие на листики клевера с четырьмя лепестками - символом счастья и удачи.

Христианское погребение катакомбного типа в Египте в районе Александрии (или это церковь, причем, ныне действующая, судя по наличию деревянных скамеечек, - подскажите, если кто знает!).



(Отредактировано автором: 17 Февраля, 2012 - 20:23:42)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Февраля, 2012 - 18:41:43
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день! Я вернулся.
Марина! Большое спасибо за интересные тексты. Многое неожиданно.
Теперь я бы хотел вернуться к комментариям к своим съёмкам в Ихларе. Надеюсь, что они тоже будут небесполезны.
Где то у меня быди птички из Мадабы (Иордания) и Константинополя (из остатков Большого константинопольского дворца). Нужны?

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 10:33:44
Марина


Проэдр


Птички всегда нужны. Присылайте мне на почту. А к Ихларе обязательно вернемся.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 11:50:11
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Цитата:

Птички всегда нужны. Присылайте мне на почту

Хорошо. Только Вы мне почту свою сообщите, пожалуйста, в личку. А то я её не знаю ...

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 12:39:56
Марина


Проэдр


Давайте сначала вернемся к церкви Сумбуллу (Гиацинтовой). Там росписи просто удивительные.

Надо всем пространством храма парит Христос Вседержитель в круге небесного голубого цвета. Несмотря на неважную сохранность, видно, что это икона какой-то необыкновенной, неземной красоты.



Интересна и алтарная апсида: три архангела - один в круге сверху и два по сторонам Богоматери (не понятно только, что за фигура в центре). Лавочка для священника выбита прямо в монолитном камне, как и престол, на котором сохранилось живописное изображение скатерти - и солнышко (кружок с точкой) сбоку. Когда-то на этом престоле приносилась безкровная жертва...



Остатки Благовещения в отдельной нише. Сверху царь и пророк Соломон. Кажется, царский венец он держит в левой руке.



Какая здесь связь? Наверное, намек на то, что ныне на земле воплощается Премудрость.

Справа, кажется, моя святая. На ней одеяние Богородицы, даже с точками-звездочками в виде креста над челом. Я уже видела целый ряд святых жен в одеянии Богородицы в притворе церкви в Асину и весьма удивилась. А потом подумала: а ведь действительно, все святые жены подражают Богородице, являют собою Ее образ. Каждое имя святой жены - это эпитет Богоматери: Екатерина - Чистая, Анна - благодать, София - Мудрость, Ангелина - Вестница, Дарья - Сильная, Ника и Виктория - Победа, Елена, Фотиния и Лукия - Свет, Александра - Защитница людей, Матрона - Мать - ну, и так далее, можно при желании посмотреть по святцам. Здесь же и Марина - Морская, т.е. Повелительница Вод - во всех смыслах (или Мара, что тоже входит в образ Великой Матери), она же Маргарита-Жемчужина (или умный бисер). Дай Бог нам всем получить такое одеяние в Царстве Божием из пречистых рук Самой Борогодицы!

А вот что слева - не совсем понятно. Возможно, краешек от Входа в Иерусалим.


(Отредактировано автором: 07 Марта, 2012 - 00:50:25)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Марта, 2012 - 17:55:26
Марина


Проэдр


Интересна также фреска Успения с характерной именно для Каппадокии деталью: Христос передает душу Своей Матери ангелу, чтобы тот доставил ее на небеса. Как мы видели, в Греции и на Балканах душа Усопшей летит сама, и там, на небесах ее принимают ангелы (даже открытые врата кое-где показаны). Но здесь - вот так.






(Добавление)
И вот что еще бросается в глаза в росписях этой церкви, это совершенно не южный, нордический тип всех изображенных лиц - и людей, и ангелов, и самого Сына Божия. Такое впечатление, что эта церковь расположена не в глубинах Азиатского материка, а где-нибудь в Новгороде или на Готланде. В церкви с условным названием "Юсуф-коч" персонажи на стенах сероглазые и рыжие (или седые, что картины не меняет), кроме Архангела Гавриила - он светло-русый. Прямо-таки Ирландия. Вот такие люди жили в Каппадокии много веков назад - потомки хеттов или галаты - адресаты посланий св. апостола Павла. И чтобы сменить расовый тип населения, надо было очень потрудиться. Похоже, оккупанты их просто вырезали. Просто слов нет.

(Отредактировано автором: 07 Марта, 2012 - 00:44:33)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Марта, 2012 - 00:18:06
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день, Марина! Большое спасибо! Очень интересные комментарии. Большая часть хеттов имела вполне европейский фенотип. Если интересно, то я потом покажу подборку из Археологического музея Анкары - центрального хранилища хеттских барельефов и находок. Музей фантастичен. Очень много всего ...

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 07 Марта, 2012 - 09:33:36
Марина


Проэдр


Прежде, чем мы перейдем к следующей церкви, хотелось бы закончить рассмотрение символических изображений в церкви Сумбуллу. Просмотрела еще раз все фотографии и обнаружила интересную деталь. Опять мои любимые ромбы. В первом, "иконоборческом" слое есть ромб вот такой - аналог креста в круге. Круг, как известно, символизирует небеса, мир тонкий, а квадрат или ромб - землю. Тем не менее, они бывают взаимозаменяемы. Например, в символическом изображении годового круга с петельками круг может заменяться квадратом или, чаще, ромбом. Здесь вместо петелек тоже ромбы, но это явно то же самое.



Вообще эти символические изображения годовых кругов могут иметь разнообразную форму - в известных пределах, разумеется. Как и логосные сетки, которые можно рассматривать как бесчисленное множество этих кругов или ромбов. Если принять во внимание, что время и есть поток божественных энергий, в котором мы все живем, то это не случайно. Но здесь меня поразил тот факт, что на алтарной преграде изображена именно та разновидность, которая очень часто встречается у нас на Руси, особенно на севере. Похоже, прав автор статьи в журнале "Наше наследие" - росписи в скальных церквах Каппадокии действительно напоминают мезенские вышивки, но не только самый ранний, графический, слой, а, как видим, и второй, живописный слой тоже.



Вот здесь получше видно, что эти ромбики с точками (опять же "засеянное поле" - засеяно не только зернами, но и семенными логосами). Хорошо бы еще подсветить!



Я, конечно, бросилась искать мезенские вышивки. А нашла... коробочки и доски, сделанные современными мастерами, но точно в традиции 19 века - тогда так расписывали сундуки и прялки. Несколько лет назад дочке подарили такую коробочку для всяких девичьих украшений. Я еще тогда поразилась архаичности рисунка, но совершенно не знала, что это такое и откуда (вот позор-то! как мало мы знаем собственное народное искусство! вот уж действительно: век живи - век учись, да дураком и помрешь).

Вот эти квадратики с точками на стволе елочки-древа жизни.



В центре композиции - космический круговорот - Рота. Он показан точно так же, как круговое движение вокруг образа Христа Пантократора в куполах церкви в Нерези (см. фото на ветке, посвященной архитектуре, в самом конце).

Вот еще вариант: здесь елочка на горке, т.е. являет собою ось мира, а тут и красные лошадки, и птички. Ромбы с точками здесь - на поверхности этой горки, т.е. это земля в центре мира.



А на этой дощечке ромбы с точками присутствуют на верхнем, небесном уровне (очень изящная жар-птица, она же феникс):



Таким образом, данный рисунок встречается на всех трех уровнях мироздания, т.е. этот символ является универсальным. Думаю, это не случайно, т.к. божественные энергии поддерживают существование всего мира, а не только какого-то отдельного его уровня. То же самое мы видим и в христианских церквах, в том числе и в каппадокийских - там эта сетка может быть в любом месте, но чаще все же - на верхних ярусах и на арках.

Но вот следующая дощечка (вернее, поднос) живо напомнила... нежно любимые мною греческие горшочки геометрического стиля.



На этих сосудах также вся поверхность усеяна символическими сакральными узорами, а ромбы с точками помещены под брюхом лошадей и львов.



Обратите внимание: из-под ромбов со всех четырех сторон вылезают еще уголки. И вся фигура напоминает конфигурацию, которая всплывет через много веков в иконах Спаса в силах, Неопалимой купины, а также в нимбах Бога Отца и Святого Духа (мы об этом говорили в теме иконографии Преображения; как интересно переплетаются наши веточки - но это не удивительно, всё в сакральном искусстве взаимосвязано, как всё взаимосвязано и в богословии).



(Отредактировано автором: 09 Марта, 2012 - 01:55:36)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Марта, 2012 - 20:00:33
Марина


Проэдр


На крышке этого горшочка для каши (угощение для покойника, а горшочек с крышкой называется «пиксида») эти ромбы покрупнее. Да еще у лошади под хвостом - путь солнца, как на самой первой фотографии из церкви Сумбуллу, которую мы обсуждали.



Такие же ромбы с точками мы видим на очень архаичных каргопольских игрушках. Вот, например, птичка-душа.



И глиняный колокольчик (хвостики по углам ромба, составленного из четырех частей, направленные в разные стороны, напоминают нам, что это один из вариантов изображения годового круга) :



Очень похожие погребальные колокольчики, также расписанные в геометрическом стиле, делались в Греции примерно в 7 в. до н.э.



(Отредактировано автором: 09 Марта, 2012 - 01:40:07)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Марта, 2012 - 01:09:31
Марина


Проэдр


И завершу я тему замечательной мозаикой из базилики Монреале. Вообще она неописуемо хороша - Христос Пантократор как бы обнимает весь мир Своими пречистыми руками. Но здесь мне интересен именно нимб. В каппадокийских храмах мы уже видели ромбы на нимбе Христа в апсиде, но там они более простые. А здесь - типичный северный рисунок, разве что крестики вместо точек (что вполне логично - в прямом смысле слова). Заметим, что базилика построена и украшена мозаиками византийскими мастерами в период норманнского завоевания Сицилии. Может быть, это тоже не случайно?




Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Марта, 2012 - 15:24:18
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Добрый день! В ожидании комментариев и названий сюжетов из долины Ихлара время течёт незаметно ...
Снйчас мне понадобились (если они, конечно, возможны) комментарии к снимкам так называемой церкви св. Симеона (Пашабаг).
http://narod.ru/disk/44104081001.a8067d6127026297d2632bd0d5a86723/00.zip.html

chalkites ! У меня к Вам будет огромная просьба. Не могли бы Вы попытаться прочитать, что там написано?


(Отредактировано автором: 21 Марта, 2012 - 18:31:42)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 21 Марта, 2012 - 18:30:38
Марина


Проэдр


Какой великолепный крест на своде! Воистину, это уже не орудие казни, а именно Хранитель всея вселенныя. И на ветках Креста - все тот же рисунок с точками, только здесь он изображен в виде веревок или нитей, сопрягающих пространство.


Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 21 Марта, 2012 - 20:07:52
Любитель


Нотарий
Откуда: г. Москва


Марина
Большое спасибо! А на фреске в апсиде Богородица?

(Отредактировано автором: 22 Марта, 2012 - 09:15:03)

Всего записей: 39 : Дата рег-ции: Янв. 2012 : Отправлено: 22 Марта, 2012 - 09:14:44
Марина


Проэдр


Ну да, конечно. Богородица на престоле, но нет ангелов вокруг, как обычно полагается. Лаконично до предела. Но очень выразительно. Жаль, что от нее мало что осталось.



Вот еще разглядела на концах Креста в предыдущей церкви листочки плюща. Я уже, кажется, писала, но напомню еще раз: это растение произрастает на кладбищах и является символом смерти и воскресения, в связи с этим довольно часто изображается в христианских храмах, т.е. христиане не отказались от этого древнего символа, но наполнили новым содержанием. Такие листочки изображены, например, на стенах цервки св. Николая в Мирах Ликийских. Комментаторы обычно удивляются, откуда здесь карточная масть "пики". Но карты с их мастями изобрели гораздо позднее и сами эти масти действительно символизируют орудия страстей (пики - копье, бубны - гвозди, трефы - крест (для кого-то Крест - это нечто "трефное"), черви - губу с уксусом и желчью). Но здесь совсем другое. Несколько лет назад в музее Востока была выставка фракийских изделий из частной коллекции (не помню кого). Там был очень красивый погребальный золотой венок из листьев плюща - в форме сердечек. К сожалению, нельзя было фотографировать.

(Отредактировано автором: 22 Марта, 2012 - 10:45:06)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 22 Марта, 2012 - 10:26:43
Homo novus


Спафарий
Откуда: Провинция у моря


Цитата:
из-под ромбов со всех четырех сторон вылезают еще уголки

О символике "ромбов с крючками" была давняя статья А.К. Амброза в этом журнале: http://www.archaeolog.ru/media/books_sov_archaeology/1965_book03.pdf

Всего записей: 81 : Дата рег-ции: Апр. 2010 : Отправлено: 22 Марта, 2012 - 21:17:34
Марина


Проэдр


Homo novus

Я имела в виду не "крючки", которые обычно вырастают по углам ромба, а именно уголки ПО СТОРОНАМ. Получается двойной квадрат или квадрат-ромб, или переплетение двух квадратов - символ, благополучно доживший до византийских времен и получивший развитие в русской иконографии Спаса в силах, Неопалимой Купины и т.п.. Я понимаю его как переплетение двух миров - горнего и дольнего, поскольку квадрат обычно символизирует землю (круг, соответсвенно, небо), то в данном случае это земля наша, падшая, и земля тоже тварная, но райская, отошедшая на тонкий план - на небеса.

За статью спасибо, прочитала. Однако, автор не делает вывода о том, ОТКУДА взялись эти "крючки". А вот объяснение Вирта кажется мне убедительным, хотя он говорит о годовом круге, где в определенных точках - солнцестояния зимнего или летнего - солнце может и не повернуть, т.к. существуют две возможности. А что "крючки" заворачиваются в спираль, так это понятно, если речь идет о времени. А если здесь имеет место НАЛОЖЕНИЕ символики - а это бывает довольно часто - тогда все встает на свои места.

Вообще я сделала ошибку, что стала излагать эту тему на ветке, посвященной Каппадокии, а потом еще на птичьей ветке. Надо было сразу выделять ее в отдельную ветку. Однако, как видим, всё настолько связано и взаимоперетекаемо, что я просто не предполагала, что меня так занесет в эту сторону. Все же, наверное, я так и сделаю, пусть и с опозданием, а эти две ветки пусть останутся посвященными каждая своей теме.

Хотелось бы вернуться к церкви св. Симеона. Она, по-видимому, совсем небольшого размера, и человек, стоящий посредине, чувствует, что Крест на своде охватывает его со всех сторон. Таким образом, человек становится как бы продолжением этого Креста - центром Вселенной, микрокосмом в макрокосме. Этот Крест - пространственный, трехмерный. И воздействует на стоящего под ним человека, пожалуй, не менее сильно, чем трехмерный крест, но изображенный на плоскости, например, в глухом куполе архиепископской капеллы в Равенне.




(Отредактировано автором: 25 Марта, 2012 - 07:10:02)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 23 Марта, 2012 - 12:56:06
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 3 4 5 [6] 7 8 9 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0099 ]   [ Gzip выкл. ]