|
|
|
|
|
|
|
На иконе XIV века мз Покровского монастыря в Суздале (точнее 1360 г.) – эта ткань красная (ангелы с двух сторон подхватывают ее концы);
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 14 Октября, 2011 - 03:43:37) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Октября, 2011 - 15:22:56 |
|
|
|
|
|
|
На иконе нач. 16 в. (из Зачатьевской церкви того же Покровского монастыря в Суздале)
ткань у Богородицы в руках тоже красная (есть, правда, «двойник» этой иконы – точно такая же икона из Глушицкого монастыря, единственным отличием которой является белый плат в руках Богородицы), но еще один «отрез» распростерт на небе, на крышах домов и храмов. Это та же красная ткань-велум, которую мы видим на множестве икон – Благовещения, Введения Богородицы во храм, Сретения и др. – где она символизирует не только Покров небесный над Землей, но приоткрывающуюся людям тайну Воплощения, Рождества Сына Божия в человеческой плоти. Потому эта ткань – именно красная, буквально пропитанная Христовой Кровью. Такого же цвета, как мы помним, намотанные на веретено нити в руках Марии, спряденные Ею, по преданию, для новой завесы храма, но ведь и завеса эта храмовая, отделяющая Святая Святых, именно и символизировала завесу, отделяющую Небеса от Земли (или, наоборот, соединяющую?). Так что все сходится.
И если понимать символику этой ткани-велума именно в таком ключе, понятен станет и второй вариант иконографии праздника Покрова Богородицы.
(Отредактировано автором: 15 Октября, 2011 - 05:26:30) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 13 Октября, 2011 - 20:55:29 |
|
|
|
|
|
|
То, что покров Богородицы это не обычный кусок ткани, а именно ткань небесная, показывает нам карельская икона 16 в. Сама икона написана грубовато, но звезды на красном фоне видны очень отчетливо.
К разговору об этом звездном небе, причем, красном, мы еще вернемся, а пока эта икона подводит нас ко второму варианту иконографии праздника Покрова.
(Отредактировано автором: 15 Октября, 2011 - 05:28:30) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Октября, 2011 - 02:49:33 |
|
|
|
|
|
|
2-й вариант: тоже (и всегда) красная ткань распростерта в виде арки, то есть, небесного купола - и над Богородицею, и над всем миром (напомню еще раз: храмовое пространство здесь означает не только Влахернскую церковь, в которой произошло чудо явления Божией Матери блаженному Андрею, но модель мироздания, то есть плат Божией Матери распростерт не только в храме, но и над всем миром, а блаж. Андрей видел, как когда-то архидиакон Стефан, «небеса отверстые»); концы ткани держат два ангела (на самом деле должно быть четыре, однако разместить на плоскости иконы объемное изображение небесного шатра трудно).
Вот очень лаконичная, высочайшего уровня, новгородская икона 1399 г. из Покровского Зверина монастыря.
Самое удивительное здесь – Христос-Вседержитель, сидящий на престоле прямо на арке-ткани, причем, эта арка-ткань дублирует арку-храм, как бы образует второй, высший небесный ярус.
(Отредактировано автором: 15 Октября, 2011 - 05:29:13) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Октября, 2011 - 23:08:38 |
|
|
|
|
|
|
Замечательная икона конца 14-нач. 15 вв. новгородской школы (Третьяковская галерея).
Нельзя пройти мимо замечательной иконы псковской школы. Здесь Божия Матерь очень высокого роста, что особо отмечает Житие, парит над царскими вратами иконостаса и оказывается на одном уровне и со святыми, и с молящимся народом – почти в точности по тексту Жития.
(Отредактировано автором: 15 Октября, 2011 - 05:34:16) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Октября, 2011 - 05:22:55 |
|
|
|
|
|
|
Икона 18 века из церкви Покрова погоста Волнаволок на Пидьмозере практически точно воспроизводит исходную новгородскую иконографию, ничего к ней не добавляя. И, честно говоря, эта, северная, иконография праздника Покрова мне представляется оптимальной, далеко превосходящей иконографию центральной Руси по глубине и оригинальности воплощения основной мысли.
Итак, налицо два варианта иконографии исходных (плат в руках Божией Матери на иконах центральной Руси и в виде арки над Нею и над всем миром – на иконах Новгорода, Пскова и русского севера в целом).
Но со временем иконография развивается. А развиваться она может разными путями: 1) художник рабски копирует предшествующий образец, ничего от себя в него не внося (этот путь, как мы видим – не худший, если икона сделана добросовестно); 2) художник творчески развивает образец, привнося в него что-то новое по откровению Божию (что бывает редко) или 3) просто механически совмещает две иконографии – северно-новгородскую и центрально-суздальскую – в разных вариантах; 4) художник искажает образец по невежеству, загромождая основной сюжет лишними деталями или /и включается в общее течение развития искусства (так наз. направления «барокко», особенно «украинское», а также «классицизм», «академизм» и т.п.), и тогда искажается сам смысл иконы, что мы и увидим в 17 веке и позднее.
А пока рассмотрим примеры совмещения двух иконографий – более или менее удачные или вовсе неудачные.
(Отредактировано автором: 16 Октября, 2011 - 02:36:45) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Октября, 2011 - 14:22:24 |
|
|
|
|
|
|
Пожалуй, самая красивая икона новгородского типа, но уже с добавлением ростово-суздальских деталей (здесь появляется Роман Сладкопевец в центре нижнего яруса посреди молящегося народа – характерный признак центрально-суздальской иконографии), это икона второй половины 16 в. из Карельского музея (происходит из Кижского погоста). Облако, на которую как бы опирается Богородица, – такого же красного цвета, что и покров Ее, т.е. явно ему единоприроден (то же самое – на предыдущих новгородских иконах).
А вот замечательная икона конца 16 в. (центр. Русь). И здесь налицо совмещение двух вариантов. Эта икона по-своему замечательна, стоит на ней остановиться поподробнее.
Здесь мы видим и творческое развитие иконографии, но есть и детали явно лишние, не имеющие отношения к сюжету, загромождающие и так достаточно сложную трехступенчатую композицию (например, явление Богородицы Роману Сладкопевцу во сне, да и сама фигура этого святого в центре иконы вызывает сомнения – нужна ли здесь она? все-таки не он узрел Божию Матерь, а св. Андрей, однако день памяти Романа Сладкопевца совпал с праздником Покрова, вот он и появился на иконе – достаточно случайно на самом деле). Но суть изображения здесь та же, что и на других иконах новгородского типа, даже развита далее: красная арка-ткань образует уже объемный купол или шатер (складочки на ткани выражают объемность); фигура Богородицы окружена облаками в форме яйца, что указывает на потустороннее, сакральное пространство, вторгшееся в земную реальность, но все же отделенное некоей прозрачной пеленой-«водой» или облаками. Такой показ двух реальностей – нашей земной и тонкой, божественной – одновременно вообще характерен для византийской иконографии. В этом, собственно, и состоит смысл церковного, сакрального искусства – показать реальность духовного мира сквозь реальность мира земного. Как писал академик Б.Раушенбах, это четвертое измерение просвечивает сквозь три измерения земного мира. Но здесь художник ухитрился выявить даже не два, а три уровня: ангелы по обе стороны Богородицы в Ее небесную мандорлу не входят – это другой уровень – тварный, как люди, но тонкий, не видимый телесными очами, умопостигаемый, который находится между двумя мирами, а сами ангелы потому и служат вестниками, посредниками между этими мирами. На этом, втором, уровне, но выше его в небесной иерархии, в особом, сакральном пространстве показана Божия Матерь, которая стала Царицей Небесной, как бы наложилась на образ Великой Матери Софии, поднявшись до Ее уровня, став выше сил небесных («Честнейшая херувим и славнейшая воистину серафим»); Она вступает в тварный мир, но не проявляется на видимом уровне, а потому узреть ее могут только святые – чистые сердем, и поэтому показана Она на среднем, а не на нижнем уровне. А в целом изображение Богородицы-Оранты с двумя служащими Ей ангелами по обеим сторонам от Нее напоминает общепринятую в Византии для конхи апсиды иконографию – такое изображение прекрасно смотрится при низком греческом иконостасе и было бы совершенно закрыто иконостасом русским, высоким (известно, что верхние ярусы высокого иконостаса 18 века в Киевском Софийском соборе пришлось снимать, чтобы вновь явить миру мозаику Богородицы Нерушимой Стены). Может быть, изображение молящейся Богородицы «на воздусех» появилось в конхах апсид византийских храмов в том числе благодаря видению св. Андрея? Или Она появилась именно там, где Ее образ уже осенял молящихся, и такою Ее увидел и св. Андрей?
Итак, на втором уровне – святые и ангелы и как бы спустившаяся на этот уровень Богородица, а на верхнем, третьем – Христос Вседержитель в окружении серафимов – тоже тварных, но высших существ ангельской иерархии, а также купола града небесного Нового Иеросалима, который показан в данном случае через схематическое изображение куполов Влахернской церкви.
(Отредактировано автором: 16 Октября, 2011 - 01:49:58) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Октября, 2011 - 17:37:39 |
|
|
|
|
|
|
Следующая икона – из Вологды, 16 в. – совершенно поразительна.
Здесь оба варианта совмещены: Богородица держит в руках ткань в виде арки, распростертую над миром, на уровне груди, причем, сама ткань не провисает; под ногами и над головой Ее – силы небесные, а сама Она появляется из отверстых небес – сакрального пространства в виде мандорлы, тоже усеянного ангелами, причем очень темного, как будто ночного.
(Отредактировано автором: 15 Октября, 2011 - 21:07:19) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Октября, 2011 - 19:52:33 |
|
|
|
|
|
|
На иконе 17 в. из иконостаса Преображенской церкви в Кижах появляется интересная деталь – ночное небо над Влахерской церковью, т.е. здесь – по Житию Андрея Юродивого происходит ночная служба, освещение же внутри храма – очевидно искусственное, и самое явление Богородицы совершается ночью. Икона хотя и грубовато написана, но производит впечатление.
Вот еще новгородская икона (15 в., лицевая сторона двусторонней таблетки из новгородского Софийского собора), где Божия Матерь изображена в кивории – указание на то, что Она пребывает в алтаре (тоже деталь позаимствованная из суздальской иконографии, но при наличии покрова-арки вверху – явно лишняя : киворий в алтаре – рукотворный образ небесного свода, а плат Богоматери – само небо).
Вот еще пример совмещения двух вариантов иконографии на иконе 17 века: удивительное дело – плат-покров, оказывается, может раздвоиться, т.е. быть и в руках Богородицы, и в виде арки над Ее головой. В этом случае смысл алого покрова в виде арки теряется – он просто не просматривается, если в руках Богородицы уже есть один покров – белый – в центре композиции, который и привлекает внимание в первую очередь. А тот, что сверху в виде арки, играет роль велума, т.е., если не просматривать в велуме как таковом символического смысла, то чисто декоративную.
Фигура Романа Сладкопевца здесь даже хоть и немного, но больше по размеру, чем сама Богородица. Однако эффект прямой перспективы (редкое явление в иконописи!) сказывается – Богородица кажется действительно парящей «на воздусех» (на облаке в данном случае).
И вот снова сам покров-плат на иконе из Воскресенского Горицкого монастыря (место хранения - Череповецкое музейное объединение)
изображен дважды – в руках Богородицы и над Нею и над всем народом – в руках ангелов. Композиция этой иконы усложнена до предела: здесь уже не три, а четыре уровня – и в центральной части, и по сторонам. А главное – на белом плате в руках Богородицы появляются кресты, т.е. он действительно становится похож на святительский омофор (на плечах носимый знак архиейрейского служения, сотканный из белой шерсти символ агнца, а сам епископ таким образом уподобляется Пастырю Доброму, т.е. Христу). Эта деталь явно навеяна словами акафиста Покрову «покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Но действительно ли мафорий Божией Матери и святительский омофор это одно и то же? Почему в словах акафиста звучит именно «омофор», а не «мафорий», «плат», «плащ», «одеяние» в конце концов? Кто-нибудь знает?
(Отредактировано автором: 16 Октября, 2011 - 01:49:07) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 15 Октября, 2011 - 22:22:16 |
|
|
|
|
|
|
На вологодской иконе середины 16 в. покров-арка, поддерживаемый ангелами, – белый. Теряется смысл, сближающий покров и с пурпурным одеянием Богородицы, и с пропитанной Христовой кровью завесой между небом и землей, о которой мы говорили. Но подчеркивается другой смысл – воздушности, прозрачности этого покрова, его световой природы (впрочем, и красный цвет подразумевает то же самое).
Зато на иконе московской школы начала 16 в. художник явно перестарался – изобразил и красную ткань-арку в качестве покрова Богородицы, и такой же красный велум над ним. То, что смысл потерян, совершенно очевидно. Интересно, что Сама Богородица парит в воздухе, не опираясь даже на облако, как было принято изображать ранее.
Новгородские иконописцы также постепенно забывают основные смыслы, которые успешно отображали их предшественники. И вот на иконе конца 15 в. покров-арка такой маленький, что едва охватывает только фигуру самой Богородицы, а на молящийся народ его уже не хватает.
На великолепной иконе 16 в. (1530-е гг. Из собрания Н.П.Лихачева, ГРМ), да и на некоторых других тоже, покров теряет полукруглую форму – он становится почти прямым – и так почти теряется символ небесного свода. Хотя сама по себе данная икона уникальна. Изображение Христа не погрудное, как обычно, – это Спас в силах, восседающий на херувимах. И самая интересная деталь – конная статуя императора Юстиниана на колонне.
А на иконе 18 в. (из церкви Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области) Покров в руках ангелов вообще «провисает», т.е. такое впечатление, что художник «забыл» о том, что ткань эта – небесная и законам гравитации не подчиняется. Это уже явное искажение всего смысла иконы.
На иконе 18 в. из Русского музея художник акцентирует внимание на сиянии, исходящем от всей фигуры Божией Матери и Ее белоснежного плата в руках. Однако небесный шатер над Ее главой, придающий иконному пространству глубину, вертикальное измерение, – пропал. И на более поздних иконах он уже не появляется.
Впрочем, встречаются иконы Покрова, где сам этот покров – плат Божией Матери – не представлен вовсе.
Икона нач. 16 в., русский север (Обонежье, частное собрание).
Здесь мы видим только Богородицу-Оранту в окружении своей грозной свиты и молящийся народ внизу. Насколько оправдана такая композиция? Объяснить ее можно двояко. Во-первых, это может быть момент молитвы Божией Матери – до того, как Она закончила молитву и распростерла свой мафорий над народом – точно по тексту Жития. Второй вариант: вопреки Житию, Божия Матерь Свой мафорий не снимает, так как он и на Ней является покровом, завесой, покрывающей землю от всякого зла, прежде всего, от духов злобы поднебесных, донимающих людей, вселяющихся во всяческих врагов рода христианского и внушающих им мысль нападать на Царствующий Град.
(Отредактировано автором: 16 Октября, 2011 - 04:46:24) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Октября, 2011 - 01:48:02 |
|
|
|
|
|
|
Примеров такого понимания мафория Богородицы – как умного неба – в христианской иконографии предостаточно. Приведем хотя бы несколько.
Вот чудесная икона Всецарицы 16 в. из Соловецкого монастыря.
Одежды Богородицы здесь представляют собой облака – облачение в буквальном смысле этого слова. Причем, и на синем небе (нижнее платье-туника), и на красном – рассветно-закатном или, как арка на иконах Покрова, или кровавая ткань-велум на иконах иных праздников.
Такие же облачные одеяния на иконах Богородицы Неопалимой Купины. Вот самый ранний образец этой иконографии – 16 в. из церкви Богородицы Одигитрии в Ростове. Практически все последующие иконы Неопалимой Купины от 17 в. и далее также изображают Божию Матерь в таких же облачных одеяниях.
Впрочем, небо может быть и безоблачным – звездным, причем, это могут быть звезды на ночном небе. Вот икона Божией Матери на престоле (венецианский мастер 14 в. – совершенно в византийском духе, несмотря на начало так наз. «ренессанса»).
Фигурные звезды на чудотворной иконе Божией Матери Ченстоховской (вариант Одигитрии ,14 в.)
И на коптской иконе Богородицы с Младенцем (она находится в храме Санта Мария Маджоре – подарок египетских христиан).
Но самое интересное – это кроваво-красный мафорий Богородицы со звездами – совмещение и углубление символики.
Козельщанская икона (очень интересный очерк об этой иконе принадлежит перу покойного Петра Паламарчука).
Богородица с Младенцем – Недреманное Око (не знаю, какого века, но, похоже, 17).
(Отредактировано автором: 16 Октября, 2011 - 04:57:24) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Октября, 2011 - 04:45:02 |
|
|
|
|
|
|
Как видим, в основном это изображения западного происхождения (кроме, пожалуй, последней и, конечно, коптской), но, как мне кажется, нисколько православному богословию не противоречащие – ведь где облака, там должны быть и звезды.
Западным влиянием можно объяснить и композицию иконы 17 в. из Малороссии. Она так и называется – Покров Богородицы.
Великая Небесная Матерь покрывает людей своим мафорием безотносительно конкретного видения конкретного святого.
Пример такой композиции мы видим также в баптистерии г. Болонья.
Мне почему-то это изображение очень симпатично, пусть оно даже и католическое. Вообще в католическом искусстве изображений Девы Марии такого типа великое множество и называются они Мадонна Милосердная (Мизерикордия).
Вот еще одна Мадонна такого типа, но с редкой для него деталью, хотя и очень милой.
Такая иконография – Мать, покрывающая своих детей широким плащом, как птица крыльями, напоминает русскую икону 16 в. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Здесь София изображена в позе оранты, и вся композиция приобретает более глубокий символический смысл: София уже мать не только земная, но и София небесная; в именах юных мучениц явно просматривается аллегория: три христианские добродетели как производные от Божией Премудрости. И здесь, на иконе, мы видим: словно большая птица крыльями, закрывает своим плащом-омофором святая София своих еще неоперившихся детей. Не случайно, очевидно, сходство этой иконографии с композицией на ветхозаветный сюжет «Три отрока в пещи огненной» в пещерном храме Каранлик (11-13 вв.), где отроков еврейских осеняет крыльями архангел Михаил. Небесная Мать ведет чад своих и покрывает, словно Ангел крылами, в горниле испытаний, в то время как их мать земная следует в Царство Небесное за ними (как известно из жития, мучители применили к Софии самую изощренную пытку – смотреть на мучения и смерть детей, после чего святая умирает на могиле дочерей и почитается мученицей вместе с ними). Мать София на иконе изображена с молитвенно воздетыми руками. В отличие от времен первохристианских, в Средние века так изображать уже принято было только Богородицу (икона Знамение). Так что воздетые руки святой мученицы Софии на иконе – очевидный намек на образ Софии небесной.
(Отредактировано автором: 16 Октября, 2011 - 16:49:27) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Октября, 2011 - 16:42:31 |
|
|
|