Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Богоматери:­ иконография, символика,­ памятники [Страниц (6): [1] 2 3 4 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина, с этого, думаю, можно начинать

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 16 Сентября, 2011 - 13:26:40
Марина


Проэдр


Сначала прошу прощение у читателей за допущенную мною ошибку: конечно, Богородицей Марию первым нарек не Архангел (он просто поприветствовал Ее: «Радуйся, Благодатная» (или, скорее, по-еврейски: «Мир Тебе…»); первой же Ее почти таким же словом пророчески нарекла праведная Елизавета: «И откуда мне сие, что прииде Матерь Господа моего ко мне?», на что Мария, также исполнившись пророческого духа, поет (или читает речитативом) знаменитую Свою песнь «Величит душа Моя Господа».



РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.

Уже в самом названии праздника звучит двойное рождение – РОЖД-РОД, а между ними – БОГ. Это день рождения в земную жизнь Той, Которой предстоит стать Богородительницей, послужить Воплощению Сына Божия, стать соработницей в деле спасения всего рода человеческого. Бог заранее возлюбил эту Деву и избрал Ее Себе не только в Богоневесту, но и в земную Мать. Стоит ли говорить, что отношения, на земле недопустимые, единственно возможны в реальности Божественной, где Св. Дух вечно исходит от Отца и так же вечно рождается единосущный Им Обоим Сын, и, таким образом, Воплощение Сына Божия от Девы земной становится зеркальным отражением отношений внутри Пресвятой Троицы.

Так же, как об Успении, о Рождестве Марии мы узнаем не из Евангелий, а из Предания, а точнее – из апокрифического источника – так называемого Протоевангелия Иакова. И узнаем мы, прежде всего, что Ребенок этот был не совсем обычный – вымоленный на протяжении долгих лет супружеской жизни благочестивой пары Иоакима и Анны, вымоленный со слезами, с болью сердечной, с отчаянием. Известно, что быть бездетным среди иудеев считалось знаком гнева Божия, позором таким, что первосвященник отказался даже принять у них дары на храм, как от великих грешников «не давших потомства Израилю», после чего Иоаким удалился со своими стадами подальше от людских глаз, Анна же осталась дома – плакать о своем горе.

Протоевангелие Иакова хотя и не было включено в число канонических книг Священного Писания, пользовалось в церковном народе большой популярностью. Отдельные сцены из него часто изображались на стенах храмов, особенно посвященных Божией Матери или Ее святым родителям.

Вот фрески из храма святых Богоотец Иоакима и Анны монастыря Студеница в Сербии: священники Иерусалимского храма отвергают дары Иоакима и Анны.





На своде церкви афонского монастыря Дионисиад дано развернутое повествование событий: отвержение даров Иоакима и Анны и то, что случилось далее: благочестивые супруги в отчаянии удалились друг от друга – плакать и молиться Господу, но каждому из них явился Ангел Божий с благовестием о том, что молитвы их услышаны и у них родится чадо. Анне Ангел сказал так: «Анна, Бог услышал молитву твою, ты зачнешь и ты родишь, и будет славен во всем мире род твой».



Здесь следует напомнить, что византийская сакральная живопись всегда имеет символический подтекст, художники-изографы следователи разработанной святыми отцами теории образа: сквозь изображение самой заурядной бытовой сцены всегда просвечивает символический пласт – так же, как при чтении Священного Писания, по учению св. отцов, следует выделять три пласта – буквальный (исторический или телесный), назидательный (душевный) и символический или же прообразовательный, пророческий (духовный).
Итак, в первой сцене мы видим в руках Иоакима и Анны жертвы – Агнца как прообраз жертвы Сына Божия и золотую коробочку – ковчег или кивот: известно, что святые отцы усматривали в Ветхом Завете множество прообразов Божией Матери, в том числе ковчег завета – вместилище скрижалей с начертанным на них законом; Богородица же стала вместилищем Самого Законодателя. Далее мы видим: Иоаким сидит, понурившись, у зеленого куста, в котором нетрудно усмотреть намек на иной куст – купину неопалимую, также прообраз Божией Матери, в которой явился Моисею Бог в виде Ангела – и здесь Иоакиму явился Ангел с вестью от Самого Господа о рождении у него Той, прообразом Которой был куст горящий и несгораемый.


(Отредактировано автором: 17 Сентября, 2011 - 04:31:48)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 16 Сентября, 2011 - 13:43:33
Марина


Проэдр


Неопалимая купина - прообраз Богородицы. Фреска из церкви Богородицы Перивлепты.



Мы еще вернемся к прообразовательным символам Богородицы. А сейчас еще одна сцена – благовестие Анне. Здесь она изображена в саду, где сетует о том, что Бог посылает потомство всем живым существам на земле, у нее же потомства нет. В тексте протоевангелия говорится о том, что Анна смотрит на гнездо воробьев с птенцами в своем саду. Здесь же художник предпочел изобразить белых голубей – опять в качестве символа – Голубицы, которую вскоре родит Анна. Интересно, что на этой фреске с Анной Ангела нет – она слышит как бы непосредственно глас Троичного Бога и ощущает ниспосылаемую на нее благодать, которая привела к исцелению от бесплодия (новопридуманный католический догмат о непорочном зачатии Марии православная церковь не принимает).

Остановимся на сцене благовестия Анне – на тех иконах, где это событие
изображено более подробно. Здесь бросается глаза интересная деталь, а именно – некий водоем, похожий на колодец, и вся сцена напоминает Благовещение Марии у колодца. Однако, как выяснилось, это не совсем колодец, а купальня Вифезда – та самая, у которой Христос совершил исцеление расслабленного. Из Евангелия известно, что время от времени туда являлся Ангел и возмущал воду, т.е. вода как бы вскипала и становилась целительной, Ангел же, явившийся Анне (дом Иоакима и Анны находился неподалеку от этой купальни), и был Рафаил-целитель. И здесь можно усмотреть символ: Анна должна родить Ту, Сын Которой – Воплощенное Слово Божие – исцелит человеческую природу.

В некоторых храмах все эти события изображаются последовательно, составляя единую композицию.

Фреска из афонского монастыря Ватопед. Иоаким здесь изображен дважды: первый раз он слышит из уст соотечественников хулу и насмешки, во второй раз – добрые слова от Ангела Божия.



Еще более развернутая композиция и в церкви Богоматери Одигитрии в Пече:



В Дафни вся сцена уместилась на одной мозаичной композиции в люнете:



На последних двух изображениях мы видим женскую фигуру в домике, приоткрывающую занавеску. Кто это? То ли служанка Юдифь, довольно дерзко говорившая со свой госпожой, то ли опять символическая фигура, намекающая на приоткрывшуюся тайну Божия Воплощения – пока еще, так сказать, в проекте. Точно такие фигуры мы видим на изображениях и Благовещения, и встречи Марии и Елизаветы, - то есть, там, где речь идет о чудесном рождении, и начинается эта традиция с изображения Сарры в сцене Гостеприимства Авраама, где также Бог в виде Трех Ангелов благовествует о чудесном в общем-то рождении сына у пожилой пары; и эта «символическая Сарра» и в Новом Завете напоминает нам о чудесном рождении потомства – сначала Матери Божией, а затем и Самого Спасителя рода человеческого.

(Отредактировано автором: 17 Сентября, 2011 - 04:47:13)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Сентября, 2011 - 04:21:15
Марина


Проэдр


Сарра за занавесом в дверном проеме у нас уже была, когда мы говорили об иконографии Троицы. Поэтому в качестве интересного примера такой девочки с занавеской дам мозаику из Сан Марко – встреча Марии и Елизаветы – и опять здесь речь о рождении чудесного Младенца (даже двух).



Интересно, что этой символической фигурой может быть и девочка, и мальчик, как в мозаике кафоликона монастыря Хора в Константинополе (а также на мозаике «Встреча Марии и Елизаветы в базилике Евфразия в Порече 6 в. – за шторкой в домике тоже мальчик).



Хора, Благовестие Анне. Вот мальчик в дверном проеме покрупнее (правда, без ткани):



На мозаиках этого храма стоит остановиться подробнее. Событиям рождества и детства Божией Матери, а потом и детства Иисуса здесь посвящен целый цикл мозаик, размещенных в люнетах или на разного рода криволинейных поверхностях – арках или сводах сложной конфигурации, так что получается разнообразная и насыщенная символикой картина. О качестве и выразительности изображений говорить не буду – они просто великолепны. Надо только смотреть, и рассматривать подробности, и созерцать… Воистину становишься свидетелем священных событий.

Вот Иоаким, подавленный горем, сбежав от хулителей, сидит прямо в зеленом кусте (похоже, на месте, где должен быть Ангел, мозаика осыпалась).



Далее в тексте апокрифа следует, что Анна после слов Ангела почувствовала великую радость и поспешила навстречу мужу. Иоаким также поспешил домой, к жене. Встретились они у Золотых ворот града Иерусалима.

Эта трогательная встреча двух измученных горем и, наконец, получивших весть о великой радости супругов, изображена на множестве икон и фресок.

В Хоре эта сцена размещена на широкой арке, в зените которой – священный круг с крестом – символ царства Христова.



Иоаким и Анна в Дечанах (также на своде арки) чрезвычайно выразительны: вся гамма чувств на их лицах – и горе, и радость, и удивление, и слезы.





(Отредактировано автором: 17 Сентября, 2011 - 15:40:31)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Сентября, 2011 - 15:27:03
Марина


Проэдр


А вот интересная русская икона. Иоаким и Анна – оба в красном. Такого же цвета ткань раскинута по небу над створками врат Иерусалимских – или же это некое символическое прообразовательное изображение церкви – во всяком случае, у правого здания с краю очень четко прорисованная апсида. Может быть, это намек на то, что эта супружеская пара рождает Деву, Которая дает плоть и кровь воплощенному Спасителю и основателю Церкви, который пока пребывает в вечности, на небесах, отделенных от нашего тварного неба этой красной тканью-завесой?


Встреча Иоакима и Анны у золотых ворот.


Прикреплена картинка:
att-4e74b1318e8d8___.jpeg


(Отредактировано автором: 17 Сентября, 2011 - 18:41:28)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Сентября, 2011 - 18:34:13
Марина


Проэдр


Такая иконография принята для праздника Зачатия Анною Пресвятой Богородицы, который отмечается 22 декабря – заметим: незадолго до Рождества Христова. Случайно ли? Получается, что начало нашего спасения – земное зачатие Небесной Девы – происходит, как и Рождество Спасителя, в самое темное время годового круга, незадолго до зимнего солнцестояния и солнцеворота – и тогда во тьме кромешной появляется надежда на появление света, Солнца тварного и Солнца Правды, и с ним – спасения. Вспомним, что время до пришествия в наш земной мир Спасителя воспринималось христианами как ночь, а время после Его Рождества – как день.

Вот фреска из храма Богородицы Левишки в Призрене: Ангел или «персонификация» Дня и – соответственно – времени Церкви:



Рождество же Божией Матери выпадает на 21 сентября – день, близкий к осеннему равноденствию, когда тварное великое светило клонится на убыль и, по древним поверьям, оживляется всяческая нечистая сила. И опять нам здесь дана надежда на избавление от нечисти – силою молитвы к родившейся ныне Пресвятой Богородице. Кроме того, по вычислениям святых отцов (Василия Великого и Григория Богослова), мир был сотворен в период осеннего равноденствия, потому и церковное новолетие было установлено на 1 сентября – начало осени. С одной стороны, люди радуются праздникам урожая, с другой – печалятся, прощаясь с Солнцем и ожидая долгую зиму.
Остается только удивляться – «Вся Премудростию сотворил еси»!

Сразу после встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот и как следствие обетования Божия изображается уже и само Рождество Богородицы.

Фреска из храма в Долна Каменице.


В церкви Богородицы Перивлепты все события изображены последовательно:





(Отредактировано автором: 17 Сентября, 2011 - 21:04:23)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 17 Сентября, 2011 - 20:59:05
Марина


Проэдр


В церкви Иоакима и Анны в Студенице это целая панорама во всю стену:



Фреска настолько великолепна, что попробую дать ее покрупнее:



И вот вторая половинка:



Очень выразительный здесь Иоаким у колыбели новорожденной Дочери, но самая интересная здесь деталь - опахало у служанки рядом с колыбелькой - на нем рисунок "засеянное поле", о котором мы как раз сейчас поговорим, и он же - на подушке роженицы.

Впрочем, сцена Рождества Богородицы может быть и в сокращенном варианте, как, например, в Грачанице:





Собственно, с этой фрески я хотела начать рассказ об иконографии Рожества Богородицы. Почему? Заметим здесь очень выразительную деталь: Матерь Божия рождается и покидает земной мир – т.е. рождается в жизнь вечную – на одном и том же покрывале с символическими изображениями годового круга, плодородия, жизни вечной, унаследованных от времен языческих и прекрасно вписавшихся в христианскую иконографию. Такое же покрывало мы видим и на предыдущей фреске в церкви Иоакима и Анны (там даже круг с точкой в центре – древнейший, еще с так называемых первобытных времен, символ Солнца).



(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2011 - 01:10:10)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2011 - 00:42:21
Марина


Проэдр


Разные варианты этих же символов мы видим на покрывале роженицы Анны в монастыре Ставроникита (Феофана Критского) хотя это уже 16 век!



и в церкви св. Пантелеймона в Нерези:



На мозаике Пьтро Кавалини в римской базилике Св. Марии за Тибром – не покрывало, но занавес за спиной роженицы – в знакомых всем ромбах, внутри которых еще квадратики – засеянное поле. Символика очень красноречивая и, главное, уместная.



На покрывале Анны на мозаике в Дафни – помимо точек-семян, листья плюща – известный с глубокой античности символ смерти и возрождения.



Рассмотрим теперь иную деталь: в сцене омовения Младенца Марии тазик напоминает купель или чашу на ножке. Что ж, возможно, такие тазики для купания младенцев действительно были в обиходе в те времена, хотя здесь они явно напоминают купели для крещения.

Гораздо в большей степени приковывает внимание другая чаша – в самом центре композиции.



Фреска в церкви Богородицы Левишки.

Уставшей от родов Анне служанки подносят еду и питье. Иногда, как, например, на мозаике в Дафни, в чаше что-то есть. Но обычно содержимого чаши не видно. Да это и не так важно – важна здесь сама эта золотая чаша, т.к. является символом не только судьбы и женского естества, но и конкретно Богородицы – вместилища Тела Христова, а также евхаристических даров. Образ купели Крещения перекликается с символом Евхаристии.



(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2011 - 03:16:22)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2011 - 03:01:16
Марина


Проэдр


Особенно этот смысл подчеркнут в композиции Дионисия над порталом церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.





Здесь присутствует не только золотая чаша в центре композиции: у другой служанки в руках – кувшинчик, напоминающий по форме так называемую стамну – сосуд для хранения манны – тоже ветхозаветный прообраз Богородицы.



Ветхозаветные прообразы Богородицы: ковчег Завета, стамна, светильник. Фреска в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.

Вообще фреска Дионисия – одна из самых выразительных и лиричных, может быть, благодаря особенно нежному колориту. Обычная в общем-то бытовая сцена здесь (как, впрочем, и на всех иконах Рождества Богородицы) приобрела характер священнодействия. Здесь все исполнено какой-то необыкновенной плавности, тишины и радости – ведь перед нашими глазами не просто человек рождается в мир, но начинается история спасения рода человеческого. Рождением Девы, которой суждено стать Матерью не только Сына Божия, но всего человечества, Новой Евой, освящается весь домашний обиход, семейный очаг и семейная жизнь вообще, забота о матерях и детях, приготовление пищи, все бытовые мелочи и домашние дела – если они совершаются с любовью.



Удивительная деталь на фреске в церкви св. Димитрия в Пече (нач. 14 в.) – крест в качестве предмета интерьера. Почему он здесь появился? То ли это намек на будущую судьбу внука Анны, которая здесь только еще рождает свою Дочь – будущую Богородицу, то ли символ жертвенной любви как основы жизни любой семьи, особенно семьи с детьми. Я, конечно же, не скажу ничего нового, если напомню, как нелегко даются дети – их рождение и воспитание – нелегкий труд, но и без них семья не семья, и счастье семьи не может быть полным.


(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2011 - 14:15:31)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2011 - 14:03:43
Марина


Проэдр


Фреска из церкви Богородицы Перивлепты – покрупнее.



На фреске Мануила Панселина из собора Протата – редкая деталь! – Анна еще только ожидает появления на свет Младенца, а служанки ей помогают, как могут.



Давайте повнимательнее рассмотрим этих служанок. Честно говоря, такое их обилие на небольшом пространстве иконы мне всегда казалось странным – до тех пор, пока я не поняла: ведь это не совсем служанки, во всяком случае, не все из этих женщин – служанки. Часть из них – пришелицы из мира иного, ангелы. У некоторых в руках не просто опахала, а настоящие рипиды – круглые символические изображения иного, райского мира, такие же, как принято изображать в зените арок в христианских храмах. Прически – не у всех, у некоторых – как принято изображать у ангелов – кудри с лентами. Алый плащ одной из «служанок» почти в центре композиции развевается так, как будто в комнате сильный ветер – или же законы всемирного тяготения над этой пришелицей из мира иного не властны. Кроме того, похоже, что некоторые из этих женщин несут не еду а… дары, как волхвы несли дары новорожденному Младенцу Иисусу. Помните сказку о спящей красавице? При ее рождении явились три феи – или Мойры? – и вместе с предсказанием судьбы принесли ей дары: красоту, любовь и… веретено. С красотой (физической и духовной, т.е. всеми добродетелями) и любовью, кажется, все понятно – ими Новорожденная Мария была наделена в полной мере. А вот веретено? – и оно здесь присутствует. И дело, конечно, не только в том, что пряха с веретеном у колыбельки Марии символизирует то, что Она будет умелой рукодельницей, - это, прежде всего, намек на будущее Благовещение: как известно, Архангел застал Марию именно за этим занятием – Она пряла нитки для новой храмовой завесы, причем красные, что в свою очередь явилось символом того, что ей предстояло исткать тело Христово из Своей человеческой крови и плоти.
Но и это еще не все. Вспомним: все премудрые богини-Великие Матери – подательницы жизни, а также богини, определявшие судьбу каждого человека (Мойры, Норны и т.д.) – прообразы Богородицы в языческом мире до Христова Воплощения – включая Афину Палладу, Макошь и т.д. – были не просто искусными пряхами, но это занятие именно женскую мудрость и подразумевало, т.к. они пряли нити жизни, солнечные лучи и животворные энергии. «И все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого цвета…» (Исх. 35:25).


(Отредактировано автором: 18 Сентября, 2011 - 16:59:56)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 18 Сентября, 2011 - 16:54:02
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Рождество Богоматери:­ иконография, символика,­ памятники [Страниц (6): [1] 2 3 4 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.1202 ]   [ Gzip выкл. ]