|
|
|
|
|
|
|
И последнее, о чем мне хотелось бы поговорить в связи с иконографией Успения (вообще тема неисчерпаема, но надо все-таки где-то остановиться).
Небольшая деталь, которая присутствует на многих – хотя и не на всех – изображениях Успения. Обратим внимание на покрывало, на коем лежит бездыханное тело Богоматери. Обычно оно – красное. И это логично – это уже сам по себе цвет огня, воскресения, жизни. Кроме того, это может быть намек на завесу для Храма, которую ткала Дева Мария, а нити из красной шерсти (руна агнца!) для нее Она пряла, когда к Ней явился Архангел. Но на многих покрывалах присутствует особенный узор – это уже знакомые нам клетки, причем косые, в виде ромбов, часто с точками внутри или на пересечении линий.
Вернемся к самой первой нашей иконе – костяной пластинке, а затем новгородской иконе в желтых тонах. Вот также очень плохо сохранившаяся фреска в Спасо-Преображенской церкви Мирожского монастыря (1130).
А вот псковская икона 16 века (вся в «нордических» алых тонах). Рисунок покрывала – тот же самый.
Не стоит, однако, думать, что ромбический узор на покрывале Богоматери – атрибут лишь русских икон и связан с языческой традицией. На изображениях византийских он также присутствует, причем, в более утонченном виде. Эту великолепную фреску я специально оставила под конец – для этой именно темы.
Фреска Успения из Лесновского монастыря (14 век, начало 15 в.)
Здесь очень трогательная деталь – стоптанные туфельки земной женщины, которой пришлось много ходить, но теперь Ее земной путь окончен, и они аккуратно лежат на скамеечке у Ее ложа, а на ногах надеты туфельки такие же красные, но новые. Покрывало же просто великолепно – полосы из красных и синих, а еще бело-желтоватых клеток с растительным узором внутри каждой клетки. Вот фотография поярче (жаль, что только половинка и снята как-то сбоку).
И этот клетчатый узор здесь не случаен, поскольку тесно связан с образом Богородицы как Великой Матери – Жизни Подательницы, а эти ромбы, особенно с точками, присутствующий на разных произведениях искусства, но, особенно, на изображениях Великой Матери (а также на вышивках – в качестве оберега), академик Рыбаков расшифровал как символ засеянного поля (еще раз вспомним: «Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру…»). Кажется, никто его в этом не опроверг. Но сам по себе факт повсеместной распространенности и устойчивости этого узора – буквально по всему миру и на протяжении тысячелетий – свидетельствует не просто о глубочайшей древности его, но о происхождении райском – от адамова знания через множество поколений дошло оно до наших дней. И не случайно узор этот органично вписался в христианское искусство и даже быт (жаль, что мне никто не ответил на вопрос об украшениях византийских одежд этим узором, впрочем, здесь, кажется все и так ясно). И не случайно он оказывается на смертном покрывале Богоматери (как и на одежде в земной Ее жизни, например, на иконе Знамение из собрания П.Корина, которую я уже приводила) – это символ, намек на Ее воскресение и жизнь вечную, а также и на Ее роль Великой Матери – и ранее, в прообразах, и отныне, после Ее блаженного Успения.
В более поздние времена клеточки на русских иконах стали заменять цветами – тоже не случайное украшение, а образ райского сада, куда вот-вот отправится Усопшая и Воскрешенная Дева-Мать.
Москва, Архангельский собор. 1679-1681 гг. Царские изографы.
Однако, помимо косых клеток и цветов, на покрывале Богородицы периодически появлялись и другие сакральные символы. Это, прежде всего, отдельные ромбы с точками и вогнутыми краями, которые можно расшифровать и как отдельный участок засеянного поля, и как символ земли вообще (тогда как небо символизирует круг), и как предельно упрощенный, схематизированный годовой круг – такие же золотые ромбы с маленькими кружочками на концах мы видели на покрывале Покойной на мозаике из Капеллы Марторана; но вообще это отдельная тема, заслуживающая особого разговора. Между этими ромбами тонкие золотые узоры – символическое древо жизни, которому здесь самое место.
(Отредактировано автором: 01 Сентября, 2011 - 00:02:15) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Августа, 2011 - 23:48:34 |
|
|
|
|
|
|
Феофан Критский церк. свт. Николая. Монастырь Ставроникита
Те же самые сакральные узоры – не простые украшения – мы видим на полотенцах, «развешанных» по низу средневековых христианских храмов. Вот несколько примеров.
Остатки росписей в алтарной апсиде Спаса на Нередице. Понизу – полотенца с ромбами (на концах кружочки).
Церковь Богородицы Перивлепты, Охрид.
Марков монастырь:
Лесновский монастырь:
Как видим, везде обязательно присутствуют два узора: древо жизни с женским признаком – схематическим сердечком, и крест Юла – такого типа крестики до сих пор рисуют на новогодних шариках в скандинавских странах. Вообще эти узоры очень похожи на вышивки, и вот интересно – такие полотенца «вешались» в храмах только в славянских странах или в Греции тоже? Само расположение этих рисованных полотенец символично. Если то, что изображено на стене храма сверху, представляет собой сакральное пространство, то эта растянутая ткань, стало быть, отделяет это сакральное пространство от профанного – то есть, нашего падшего мира. Это своего рода «небо», «твердь», грань между тем миром и этим. Именно это «небо» свернут ангелы в конце времен (как рулон обоев, например, на фреске в Хоре). Может быть, и смертное покрывало Богоматери – тоже символ этого самого неба-границы? Это было бы вполне естественно, если вспомнить, что Матерь Божия – посредница между небом и землей, между Богом и людьми, лестница, виденная Иаковом в сонном видении, а теперь явленная нам как помощница, соработница Спасителя нашего.
(Отредактировано автором: 01 Сентября, 2011 - 03:39:02) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Сентября, 2011 - 02:05:31 |
|
|
|
|
|
|
А вот этой фреской мы закончим наш разговор об иконографии Успения, чтобы начать с нее же следующую тему Рождества Богородицы. Ибо эти две фрески в Грачанице (второй вариант Успения) – парные. На этом белом с сакральными узорами покрывале Младенец Мария была рождена в жизнь земную, на нем же – отошла от жизни земной, чтобы родиться в жизнь вечную. Узоры же на покрывале невозможно не опознать. Это те же самые ромбы и годовые круги-кресты, указывающие на четыре важнейшие точки – два солнцеворота и два равноденствия, когда ход Солнца и, соответственно, времени может качнуться в любую сторону – вперед или назад. Но это также и символ времени циклического, времени, ведущего в вечность.
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Сентября, 2011 - 15:42:13 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:А вот эта вторая фреска - не может быть "Премудрость созда себе храм"? |
Только не Пир Премудрости! Не то место (свод южного рукава) и не та иконография. Более всего это похоже на правую часть Благовещения, с Богоматерью за прядением на фоне трона-града с откинутой завесой и вдобавок лествицей на заднем плане. Интересно, что Рождество Христово и Успение оказываются здесь на одной (южной) стене, разделяемые Входом в Иерусалим - вижу такое впервые (впрочем, в Ани ещё не бывал).
(Отредактировано автором: 02 Сентября, 2011 - 11:05:44) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 02 Сентября, 2011 - 10:57:59 |
|
|
|
|
|
|
Тогда Архангел должен быть на противоположном своде. Нарсес, выложите, пожалуйста, еще фотографии из этого храма. Он, действительно, интересен и необычен - с точки зрения размещения сюжетов на стенах. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 02 Сентября, 2011 - 16:13:04 |
|
|
|
|
|
|
Фреска, изображение Входа Господнего в Иерусалим (над изображением Успения). Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 09:36:55 |
|
|
|
|
|
|
северная сторона так и не понял, что это за изображение
(Добавление) Каккие еще конкретно нужны фотографии? может они есть у меня... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 09:40:12 |
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni Это Воскрешение Лазаря - Христос слева, Лазарь справа, между ними окно. В результате Воскрешение оказывается строго напротив Входа в Иерусалим - тем самым сопоставлены начало Страстей и прообразование смерти и воскресения Христа. А нет ли у Вас съёмок в алтаре? |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 10:57:24 |
|
|
|
|
|
|
Похоже, это Воскрешение Лазаря. Попробуйте, пожалуйста, найти Рождество Богородицы, пока я подбираю материал для следующего сообщения. И кстати, как Вам удается так делать, что каждая картинка получается отдельно? Куда надо нажимать (или вообще что делать), чтобы вот эта голубая полосочка отделяла одно сообщение от другого? |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 11:00:18 |
|
|
|
|
|
|
алтарь, восточная апсида (Ани)
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 05 Сентября, 2011 - 21:41:27) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 21:39:08 |
|
|
|
|
|
|
Причащение апостолов. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 21:42:18 |
|
|
|
|
|
|
Причащение аостолов (другая сторона) Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 21:43:53 |
|
|
|
|
|
|
Причащение апостолов (фрагмент) Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 21:44:59 |
|
|
|
|
|
|
алтарная арка, пророки
(Добавление) Цитата:И кстати, как Вам удается так делать, что каждая картинка получается отдельно? Куда надо нажимать (или вообще что делать), чтобы вот эта голубая полосочка отделяла одно сообщение от другого? |
Я думаю все дело в кб фотографии, чем больше кб (относительно максм. размеру указанному на форуме), тем больше шансов опубликовать фото отдельными сообщениями. Кажется так Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 05 Сентября, 2011 - 21:48:24 |
|
|
|
|
|
|
Я размещаю картинки через Радикал - помню, еще на предыдущей ветке просили фотографии сжимать, поэтому они у меня поменьше, но так, как у Вас, крупно, конечно, гораздо лучше, особенно, если много мелких деталей. Но у меня вместе с текстом умещается в одно сообщение максимум 4 фотографии, а пятая, например, уже не влезат и вытесняет первую. Чтобы разместить следующую фотографию и кусок текста, приходится ждать несколько часов, а само собой новое сообщение не отделяется, как я ни пыталась. Ну, ладно, попробую делать большие картинки. Кстати, какое максимальное количество кб в одной фотографии можно разместить? Вообще Ваши фотографии из Ани очень интересны, необычный стиль, очень жаль, что плохо сохранились, ну, хоть что-то. У нас на Руси ранних фресок почти вообще не осталось или в еще худшем состоянии. А в приличном виде только 17 век, и то не всегда.
(Отредактировано автором: 06 Сентября, 2011 - 16:08:39) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 06 Сентября, 2011 - 16:05:45 |
|
|
|
|
|
|
Ну, у меня фотки мкс. по 140 кб. Радикалом никогда не пользовался. Сжимаю фотки для сайта посредством Пикчер манеджер.
Цитата:Вообще Ваши фотографии из Ани очень интересны, необычный стиль, очень жаль, что плохо сохранились, ну, хоть что-то. |
Интересны они постольку, по скольку представляют необычный синтез армяно-грузинской культуры, вот это и удивительно, потому как Ани - это одна из епархий армян-халкидонитов, которая с 13 века находилась в составе Грузинской Церкви, а до этого подчинялась Константинопольскому Патриархату. Таких армяно-халкидонитских храмов (в составе Грузинской Церкви) с соранностью фресок 13 века - целый ряд в северной части Армении. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Сентября, 2011 - 22:28:32 |
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni А нет ли у Вас грузинских фресок, в частности, мне интересна эта композиция Успения, якобы самая ранняя (из сохранившихся, разумеется) фреска из Атени? |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 16:14:05 |
|
|
|
|
|
|
Атени у меня есть и в качественных фотках в специздании, но для Вас придется оцифровать ее, думаю сделаю на днях. Выставлять на сайт или на мейл прислать? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 17:00:57 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо. На сайт, конечно, чтобы все видели. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 21:50:11 |
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni Спасибо за интересные фото. В Ани, к сожалению, не был, смотрел много лет назад Ахталу и Кобайр. Грузию видел, но ничего в то время не отснял. Нет ли у Вас Цаленджихи? Хотелось бы вновь встретиться с Киром Мануилом Евгеником... |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 22:01:21 |
|
|
|
|
|
|
Марина
К сожалению именно фреска Успения плохо сохранилась, я поджал фотку, и публикую то что есть. Эта левая чаасть фрески. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Сентября, 2011 - 22:34:45) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 22:24:51 |
|
|
|
|
|
|
пару фрагментов из сцены Успения (апостол Петр)
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 22:28:43 |
|
|
|
|
|
|
Фреска - Успения, правая часть, она похуже левой части. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 22:35:23 |
|
|
|
|
|
|
Ангел - фрагмент из сцены Успения. Кстати, Атенский Сион также имеет армянские элементы, там достаточно немало армянских монограмм на стенах,...
(Добавление) chalkites Цитата:Спасибо за интересные фото. В Ани, к сожалению, не был, смотрел много лет назад Ахталу и Кобайр. Грузию видел, но ничего в то время не отснял. Нет ли у Вас Цаленджихи? Хотелось бы вновь встретиться с Киром Мануилом Евгеником... |
Ахтала, Кобайр - прекрасные храмы, как с архитектурной, так и с иконографичесчкой стороны. Цаленджиху поищу (!) Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 07 Сентября, 2011 - 22:45:39) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 07 Сентября, 2011 - 22:37:22 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо огромное, Нарсес! Жаль, конечно, что середка фрески не сохранилась, но главное, что она есть и, возможно, действительно очень древняя, одна из самых ранних (что самая ранняя, как утверждает эта женщина с форума "Сирота" - не запомнила ее имя - утверждать, конечно, не берусь) и качество очень высокое. Очень хорош седой святитель справа - кажется, Иаков Праведный. Выкладывайте еще! |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Сентября, 2011 - 15:28:53 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Очень хорош седой святитель справа - кажется, Иаков Праведный. |
Нет, это Андрей Первозванный, как я понимаю, потому что именно этот лик очень распространен в Грузии сейчас, он же - проповедовал в западной Грузии.
Цитата: Что именно? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 08 Сентября, 2011 - 21:26:25 |
|
|
|
|
|
|
Датировка фресок Атени давно вызывает споры. Ш. Амиранашвили в "Истории грузинского искусства" датировал их началом 10 в., примерно в то же время Р. Шмерлинг отнесла их к концу 11 в. Более позднюю дату поддержал В.Н. Лазарев, и современная Православная энциклопедия называет их работой 1090-х гг. Поэтому думаю, что вряд ли атенское "Успение" может восприниматься как древнейший пример такой иконографии. Точно одна из самых ранних фресок со сценой Успения, середины 10 в., частично сохранилась в каппадокийской Новой Церкви Токалы-килиссе.
(Добавление) Цитата:Нет, это Андрей Первозванный, как я понимаю, потому что именно этот лик очень распространен в Грузии сейчас, он же - проповедовал в западной Грузии. |
И всё-таки это скорее Иаков, Андрея, как и прочих апостолов, не изображали в евангельских сценах в святительских одеждах. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 09 Сентября, 2011 - 00:09:47) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 08 Сентября, 2011 - 21:46:23 |
|
|
|
|
|
|
В сценах Успения в святительских одеждах, хотя и гораздо более позднего времени (конечно, такие омофоры с крестами появились позднее), изображались: св. Тимофей (которого поставил епископом ап. Павел), св. Дионисий Ареопагит - ученик апостола Павла, свт. Иерофей, о котором он же пишет в своих произведениях, и первый епископ Иерусалимский Иаков Праведный, брат Господень по плоти. Я не стала об этом упоминать в своем сообщении об иконографии Успения, потому что, честно говоря, сочла этот момент не очень существенным. Скорее всего, это Иаков и есть, т.к. он изображен старым, хотя на апостола Андрея, как его принято изображать, действительно похож. Апостола Андрея среди других апостолов узнать легко - он не только седой, но обычно еще и лохматый. Таков же здесь и Иаков, так что ошибиться легко. Дело не в сходстве образа, а в том, что апостолы ставили епископов в общинах, где они проповедовали, но никогда сами епископами не становились, хотя, конечно, совершали Евхаристию. И надолого в одном месте не останавливались. Это совершенно другое служение. Так что, например, утверждения о том, что ап. Петр был якобы первым епископом Рима - не просто легенда, а чистая выдумка с понятной целью.
Какие именно произведения византийского искусства мне бы хотелось увидеть на страницах форума - я, честно скажу, не знаю, потому что не знаю, какие еще сокровища под спудом у Вас хранятся. Вообще мы и армянское, и грузинское церковное искусство знаем плохо, чего греха таить. Вот и познакомьте нас всех с ним, пожалуйста. Я и Chalkites'a хочу попросить: Вам посчастливилось поездить и поснимать, поделитесь, пожалуйста с нами своими снимками. Например, Ваши фотографии из Зрзе были для меня настоящим открытием, я сразу же бросилась в интернет, чтобы побольше узнать об этом монастыре, но, увы, нашла очень мало. Думаю, что покойный Христич выделял эту ветку форума не только для меня, а для всех, кому есть что сказать на тему византийского искусства и кому есть чем поделиться. Единственная просьба - делать это в перерывах между праздниками, т.к. я, как Вы уже, наверное, заметили, выстраиваю определенный логический ряд, и лучше, чтобы он не прерывался. А готовую тему приходится размещать в течение нескольких дней (если она большая, как Успение, например), потому что за один раз не удается - я уже об этом писала. Следующий праздник - 21 числа, я пока подбираю материал. А за эти фотографии спасибо, они просто чудесные.
(Отредактировано автором: 09 Сентября, 2011 - 01:05:53) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 01:01:05 |
|
|
|