Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 12 13 14 [15] 16 17 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


У Христа же на этой фреске цвет нимба – красный, что может быть намеком на то, что Он пребывает в теле преображенном, прославленном, и сияние вокруг главы Его – цвета человеческой крови-руды, как ризы из света – золотистый с красным («красно золото»), и этот красный свет отбрасывает блики на белые пелены новорожденной души; хотя свечение вокруг всей фигуры Спасителя, т.е. вторгшееся в наш падший мир сакральное пространство – опять цвета сапфирово-голубого, и этим синим отсвечивает вишневый мафорий Почившей.



Интересно, что и на склонившегося над телом Марии апостола Иоанна это голубое сияние распространяется, и на хитон апостола Петра. И здесь, как на греческой иконе, это сакральное пространство как бы изливается из распахнутых дверей на Землю, а потом свернется, забрав с собой Мать и Сына.

Композиция Успения занимает практически все пространство западной стены церкви Богородицы Одигитрии в Пече.



Деревянная балка мешает воспринять всю композицию целиком, поэтому придется рассмотреть ее по частям.



Здесь опять мы видим многослойные треугольники и углы за ними – небесную геометрию мира иного. И крылатая только что рожденная в новую жизнь душа Марии на фоне бездыханного Ее тела кажется чрезвычайно живой, подвижной, радостной.
Но вот выше Она уже возносится в преображенном теле – с виду оно такое же, как прежде, но легкое, невесомое.



И здесь движение Богородицы (вверх) и апостолов в облачных «капсулах» (вниз) – разнонаправлено и, на самом деле разновременно. И здесь так же, как на фреске в церкви Богородицы Перивлепты с левой стороны Мария в особой «капсуле» передает Свой пояс апостолу Фоме.
Изображение возносящейся в молитвенной позе Богоматери здесь настолько красиво, что хочется рассмотреть его получше, более крупным планом




Может быть, стоило ограничиться несколькими фресками Успения, но все они настолько интересны и прекрасны, что совершенно невозможно что-то отобрать, а, главное, у каждой – своя какая-то особенность, интересная деталь, исполненная глубокими символическими смыслами.

В церкви св. Георгия в Старе Нагоричано (нач. 14 в.) к смертному одру Богоматери слетаются не только апостолы, но и ветхозаветные пророки, предсказавшие Ее в разных образах и символах. И вот они здесь, на стене православного храма: Валаам со звездой, Моисей с купиной неопалимой, Ной с ковчегом, Даниил с горой и другие.




(Отредактировано автором: 31 Августа, 2011 - 00:57:02)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Августа, 2011 - 23:55:11
Марина


Проэдр


Замечательна и поистине грандиозна фреска «Успение» в Грачанице (1320) Она производит впечатление народного действа и даже священнодействия, в котором принимают участие люди и ангелы, и даже Сам Сын Божий и Его Пресвятая Матерь. Впрочем, то же самое можно сказать о любой иконе Успения – в большей или меньшей степени.



Христос уже принял душу Своей Матери в Свои пречистые руки, а апостолы уже подняли одр с Ее телом на свои плечи и понесли хоронить. Врата небесных обителей отверсты, и ангелы с любопытством, как дети в окошко, смотрят на события в мире людей, ожидая прибытия Честнейшей Херувим. Похоже, умные силы более высокой ступени иерархии – большие, сильные и даже грозные – спустились вместе с Сыном Божиим участвовать во встрече Матери и Сына, а этих, маленьких, не взяли! Какие чудесные, живые лица!

Очень интересно сияние вокруг фигуры Спасителя. Здесь снова являет себя небесная геометрия, но несколько в необычном виде: треугольник (символ Троицы) накладывается на пятиугольник, и в итоге вновь получается восьмиконечная звезда, хотя и неправильной формы.



На соседней стене – апостолы приводят запоздавшего Фому на гроб Марии – а Ее там нет, ангелы возносят Ее на небеса – уже в воскресшем теле.



Здесь воскресение Богородицы в теле и вознесение Ее в небесные обители показано отдельно, как и в Дечанах.



Еще хотелось бы продолжить тему небесной геометрии.
Мандорла вокруг фигуры Спасителя на фреске в церкви Сил Бесплотных в Кастории изображена в виде уже знакомого нам полупрозрачного бело-голубоватого ромба.



И вот, наконец, во всей красе, как на иконе Преображения, сияет вокруг фигуры Христа красно-синяя восьмиконечная звезда – в русской иконописи – атрибут Бога Отца и Святого Духа. Что ж, Сам Христос сказал: «Я и Отец – одно». И это так и есть: при различии Лиц сущность Пресвятой Троицы Едина, поэтому изображать такую звезду в качестве сияния вокруг Сына вполне правомерно, тем более, что вокруг главы Спаса Эммануила – Сына до Воплощения – такая звезда тоже изображается.

Феофан Критский, церковь свт. Николая, афонский мон. Ставроникита, 16 в.



Интересно, что душа Марии на руках Спасителя - не в пеленах, а в обычном Своем мафории, только очень маленькая, такая, какая Она изображается на иконах Рождества Богородицы.

(Отредактировано автором: 31 Августа, 2011 - 03:04:05)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Августа, 2011 - 02:48:49
Марина


Проэдр


И, наконец, роспись в кафоликоне монастыря Большие Метеоры (сер. 16 в.), которая во многом представляется двойником Ставроникиты. Но композиция «Успения» здесь – иная, хотя и действительно, похоже, написана одной рукой. Вместо восьмиконечной звезды, однако, здесь традиционная голубоватая трехслойная мандорла с силами небесными, однако принцип монохромности уже не соблюден – ангелы цветные, и уже нет эффекта их неотмирности – они как бы участвуют в событиях. Остается только снова посетовать на качество фотографии: цвета явно искажены – фон должен быть не черный, а синий.



А теперь мне бы хотелось показать фрески настолько интересные и оригинальные, что вызывают просто восхищение. Воистину, даже в пределах жесткого канона можно, оказывается, проявить творческий подход, если это сделано талантливо и по Божиему вдохновению.

Фреска Успения на западной стене церкви свт. Николая в Прилепе (здесь сверху еще и великолепное Преображение, которое невозможно было показать в своей теме, т.к. фреску загораживает поперечная деревянная балка, а на этой фотографии она выглядит слишком косо).



Потрясающая деталь! Душа Богородицы вылетает в руки Ее Божественного Сына прямо из Ее уст.



Грандиозная композиция «Успения» в церкви Троицы в Сопочанах, казалось бы, ничем не отличается от других.



Но вот, оказывается, вместе со спешащими к смертному одру Богородицы апостолами из Иерусалима Небесного в Иерусалим Земной, также окруженный светящейся «капсулой»-яйцом спускается за душою Своей земной Матери и Сам Христос…



(Добавление)
И, наконец, потрясающая своим драматизмом, уникальная фреска в церкви св. Георгия Полошского монастыря (Македония). Склонившийся над бездыханным телом Марии Сын, бережно придерживая пречистыми Своими руками Ее спеленутую душку, нежно целует Мать, прощаясь – хотя и не надолго – оплакивая окончание земного пути Той, которой скоро предстоит стать Царицей Небесной. Но смерть – удел всех рожденных на земле, в падшем мире, людей, а потому и Матерь Божия вынуждена, как и они, пройти через врата смерти, пусть даже и безболезненно. Тем не менее, разрыв души и тела человека – вещь ненормальная, болезненная, вынужденная. Потому мы и чаем воскресения своего в новом теле, в Царстве Божием, когда так же встретим Христа во славе – в таком же лучезарном облаке, какое изображено в Сопочанах , и тогда будет новая земля и новое небо.



Эта композиция заставляет вспомнить о сцене оплакивания умершего на кресте Христа Божией Матерью и является по отношению к ней как бы зеркальной: в обоих случаях за оплакиванием и погребением следует воскресение.

(Отредактировано автором: 31 Августа, 2011 - 11:02:36)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Августа, 2011 - 10:48:12
Марина


Проэдр


А теперь две обещанные в начале великолепные мозаики 13 века. Первая - в центре алтарной апсиды католической ныне (а когда-то, когда она строилась в 5 веке – общехристианской) базилики Санта Мария Маджоре. Несмотря на длящееся уже 200 лет (ко времени создания мозаики) официальное отделение Римско-католической церкви от церкви Кафолической, композиция выдержана вполне в византийском духе, вернее, по технике и художественному вкусу приближается, скорее, к раннехристианскому искусству – до раскольному. И сделана очень качественно.



Однако отличительная особенность ее – местоположение. Прямо над ней, там, где на византийских иконах и фресках – круглый сегмент, символизирующий мир иной, или же символическое изображение райского сада, куда возносится душа Богоматери, а потом Она же – в воскресшем теле, – здесь конха апсиды с очень интересным сюжетом – коронация Богоматери Ее Божественным Сыном.



Глядя на эту композицию, создается совершенно четкое впечатление о том, что Царь венчает на царство Царицу – но не Мать, а царственную Супругу.



Первое впечатление – шок.
Но если остановиться и подумать, то ведь так оно и есть! Это на земле Мария – Мать Христа, а на небе, то есть, на иных планах бытия все может быть иначе. На земле Христос для Нее – Сын, а в общем и целом – Он для Отец, Бог и Творец.

И ведь вот что получается: как известно из православного учения, Церковь – Невеста Христова (или Невеста Агнца, убранная для брака Агнца, который будет в конце времен); Церковь же - Тело Христово, то есть, получается, Невеста, которая в конце времен, когда будет брак Агнца со Своей Богоневестой, как и заповедано Богом еще в раю, составит со своим Женихом Едину душу и Едину Плоть. Но и Матерь Божия, по определению св. отцов и литургических поэтов – Богоневеста. Но Бог – Троица. И кого из Лиц тогда Она Невеста? Бога Отца? Но Он совершенно неотмирен, трансцендентен и проводит Свою волю, т.е. действует в тварном мире только Своими «руками»-энергиями: «Бог творит мир Своим Словом во Святом Духе сущем» (по точному выражению свт. Афанасия Великого). Сошедшего на Нее после Благовещения Св. Духа? Такую глупость (что Дух есть якобы отец Христа) написал, например, свт. Иларий Пиктавийский (при всем уважении к этому святому отцу) – и это результат перевода арамейского слова Руах (женского рода) на латынь как «Спиритус Санктус» и восприятия Св. Духа, так сказать, в мужском роде (увы, как и в русском языке – «Царю Небесный»!). Но это действительно глупость, так как, несмотря ни на какой перевод с одного земного языка на другой, а также нарочитого замалчивания этого факта, женская природа Св. Духа все равно остается женской, и на христианском Востоке в древние времена даже вопроса по этому поводу не возникало (как тут не вспомнить отрывок из Евангелия от Филиппа: «где это видано, чтобы женщина рождала от женщины?» Впрочем, и это такая же глупость, т.к. Христос был зачат не просто от Духа Свята, а от Слова в Духе сущего, т.е. от Логоса, чистой информации, т.е. Сам Логос вошел в тело Марии с потоком энергий («Силы Вышняго») Св.Духа и, таким образом, является Сам Себе Отцом и Сам Себе Сыном, если мерить земными мерками, (для Марии же Христос является Сыном земным и Отцом небесным) – получается с точки зрения рационального мышления абсурд; но зато матерей Богочеловек Иисус имел две – земную Марию и небесную Софию. (Это я и хотела написать в теме Благовещения, да вот не решилась – из нежелания быть изгнанной с форума за мои неуместные, может быть, «теологумены», вслед за неким поклонником Фоменко-Носовского; все-таки заниматься всеми этими темами – огромное удовольствие. А теперь вот получилось нагромождение, а потом, весной, придется кое-что повторять – впрочем, с интересными подробностями.)

Значит – все-таки Бога Сына? Но если Сына, то Воплощенного (ибо и Мария воскрешенная – т.е. во плоти)? – так как Его воскресшее и прославленное Тело никуда не «растворилось», но вознесено Им в недра Пресвятой Троицы – туда, где Он снова стал Самим Собой – Логосом. Вероятно, так и есть: эсхатологический брак Агнца, Который пребывает в тонком, прославленном теле, может быть только с Невестой, Которая тоже пребывает в тонком, прославленном, преображенном теле. А эта Богоневеста и есть Пресвятая Богородица Мария – Она же мистическая Церковь – а небесным, безтелесным, чисто духовным и божественным прообразом обеих и является София, так же, как воплощенный Сын не переставал быть Логосом небесным.

Но, чтобы не путаться в трех соснах и понять хоть что-то, касающееся «родственных отношений» внутри Божества, надо уяснить раз и навсегда: в Божестве – то есть, внутри Пресвятой Троицы, как Она есть – НЕТ ни кровно-родственных отношений, ни вообще понятий пола – а есть только максимально абстрактные отношения полюсов – плюс-минус, как в магнитном поле (Условно говоря: Отец это плюс, Св. Дух – минус, Сын – тоже плюс, потому Он и Сын, а не Дочь, потому и «Я и Отец – одно»). Все эти родственные понятия – чисто земного плана, просто это НАМ так легче понимать таинственные божественные вещи. Однако, из Писания известно, человек тварный получил образ Божий именно в форме двух полов, способных порождать третьего – ребенка – вовне себя. Напомним: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:27 и еще раз повторение для непонятливых – 5:1-2). Но человек – не Бог, Который вечно рождает Сына «внутрь» Себя, а потому Адама-андрогина (Кадмона), чтобы он порождал детей наружу, надо было разделить пополам. Об отделении Евы от Адама по образу исхождения Св. Духа от Отца, а также рождения у них ребенка (любого пола) по образу вечного рождения Сына (выходит, все-таки, через Софию-Духа!) писали преп. Анастасий Синаит, свт. Григорий Нисский, свт. Фотий (то есть, даже не один отец – налицо патристический синтез). Но все это – именно ПО ОБРАЗУ отношений Лиц, а не как грубое копирование.

Поэтому и образ брака Агнца со Своей Богоневестой есть образ слияния неслиянного, подобно двум природам во Христе воплощенном, и никаких «кровосмесительных» отношений, которые могут смутить душу человека несведущего в вещах божественных (попросту говоря – профана) – здесь нет. Есть отношения любви божественной или, по слову свт. Василия Великого, – симпатии, притяжения полюсов – образом чего в тварном мире служит электро-магнетизм и гравитация (это, так сказать, для наглядности).

Образ брачного соединения супругов на уровне земном дан нам в отношениях любви между Лицами Пр. Троицы – это так называемый перихорезис, или взаимное проникновение Лиц друг во друга (а также божественной и человеческой природ в Сыне воплощенном). Но грань между духовно-душевно-телесными отношениями истинного христианского брака и блудом (т.е., с точки зрения христианской нравственности - вернее, "ползучего манихейства", по выражению Лосского - обычным скотством) казалась нашим святым наставникам настолько зыбкой, что они – за редким исключением – предпочитали подавлять всякие телесные проявления в людях вообще – во избежание греха. А потому и правду о Любви Божественных Лиц, как и о любви земной, надо было скрыть – хотя бы не договаривая каких-то очень тонких и сакральных вещей до конца.

Однако то, что не говорилось напрямую, все равно каким-то образом прорывалось, хотя бы через сакральное искусство.

Чтобы донести эту мысль до зрителя – что сразу после Успения Дева Мария становится Царицей Небеси и Земли, а венчает Ее Сам Христос, – мастер (Джакопо Торрити) даже поступился логикой последовательного расположения изображений евангельских сюжетов – композиция Успения оказалась между Рождеством Христовым и Поклонением волхвов, но зато в самом центре, прямо под изображением Божественной четы в круге – то есть, именно туда, вверх, в Царство Христово, в райский сад (великолепное древо жизни с ветвями в виде спиралей и с птицами в духе раннехристианского искусства), поднялась покинувшая земной мир скромная Дева и стала теперь Владычицей.



(Отредактировано автором: 31 Августа, 2011 - 20:17:09)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Августа, 2011 - 15:55:20
Марина


Проэдр


Кажется, коронация Девы Марии как особая богословская тема в Восточной Церкви не особенно обсуждалась, хотя и не опровергалась (в отличие от Filioque, например, с которым велась ожесточенная полемика). Позднее, уже в России, тема коронации Божией Матери как Царицы Небесной получила художественное отражение в том числе в иконографии «Песни Песней» (на фресках ярославских храмов, например). Впрочем, это изображение можно воспринять и как эсхатологический брак Агнца и Его Невесты Церкви, как впрочем, и мозаику в Санта Мария Маджоре, а также вторую мозаику, тоже в конхе апсиды, но уже другой базилики – Святой Марии за Тибром.



Однако, здесь автор мозаик (Пьетро Кавалини) расположил все сюжеты земной жизни Богородицы в хронологическом порядке (слева направо), и Успение оказалось с самого края, после Сретения, но зато на противоположном конце – слева – прекрасная мозаика – Рождество Богородицы, то есть по краям представлены начало и конец земного пути Ее, в середине – знаменательные вехи земной жизни, а сверху – Торжество небесного венчания.
Вот мозаика «Успение» Пьетро Каваллини, как она располагается в храме.



И отдельно (к сожалению, качество фотографии оставляет желать лучшего).



Увы, краски искажены до неузнаваемости (особенно пострадал золотой фон), но алая мандорла – прямо-таки пасхальное яйцо! – Спасителя осталась на месте.




(Отредактировано автором: 31 Августа, 2011 - 23:49:46)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 31 Августа, 2011 - 20:15:01
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 12 13 14 [15] 16 17 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0339 ]   [ Gzip выкл. ]