Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 11 12 13 [14] 15 16 17 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Вторая мозаика – из монастыря Хора в столице Империи Константинополе.



Византийские мастера обычно располагали композицию Успения на западной стене храмов – над дверью – не без умысла, надо полагать: закат земной жизни ассоциировался с западной стороной небосвода. (В соответствии с той же логикой в русских храмах на западной стене было принято писать Страшный Суд).

О высоких художественных достоинствах мозаики писать не буду – они очевидны. (Вообще все мозаики этого монастыря вызывают восхищение – жаль, что многие композиции утрачены). Здесь надо только внимательно смотреть – каждую деталь и всю композицию в целом – эти устремленные к почившей Богоматери, склоненные перед Нею фигуры апостолов и жен, их скорбные лики, и – посреди этого движения к центру монументальная фигура Спасителя с Младенцем-душой на руках. Личико Младенца просто умилительно – впрочем, как и все многочисленные детские лица на стенах этого храма (кажется, нигде больше нет столько детей, и выложенных из смальты с такой любовью!).



И если на ранних изображениях Успения Христос из общей массы никак не выделялся, разве что более крупными размерами, то здесь Он уже в дымчато-голубой мандорле, означающей одновременно и исходящее от Него сияние, и сам факт явления Его из иного мира – вернее, вторжение этого иного мира в наш земной, падший мир. Силы небесные (а какие разнообразные лица! И тоже, как дети – вертятся в разные стороны!) изображены монохромно, как на черно-белой фотографии – это тоже знак явления их из иного плана бытия (это подметил тот же академик Б.Раушенбах). Может быть, кстати, такой художественный прием навеян действительно имевшим место видением умопостигаемого мира в созерцании кем-то из художников или каким-то иным человеком? Кто знает? Интересно, что сама мандорла с ангелами вместе – как разбавленное туманным облаком тонкое сапфировое сияние, Сам же Христос блистает золотом – «одеяйся светом, яко ризою».


(Отредактировано автором: 28 Августа, 2011 - 21:36:05)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Августа, 2011 - 20:54:15
Марина


Проэдр


Еще две замечательные мозаики мы оставим напоследок. А сейчас вернемся к более ранним изображениям – где явившийся из мира иного Христос еще без мандорлы, но зато как бы освещает собою всю поверхность иконы.
Это, прежде всего, икона 12 в. из монастыря св. Екатерины на Синае – золотая поверхность ее фона также усеяна кругами разного размера, как на иконе Преображения, о которой мы говорили в прошлый раз. Эффект, конечно, потрясающий, кажется, эти круги пульсируют, испускают из центра волны света.



И вот новгородская икона конца 12-начала 13 вв.



Если на синайской иконе лик Спасителя скорбен, как и у склонившихся над Почившей, то на новгородской иконе – исполнен неземного покоя и величия.



(Добавление)
Композиция иконы уже усложнена: здесь появляются летящие на облаках апостолы, причем, сквозь каждое облачко с маленькой фигуркой внутри проглядывает ночное небо со звездочками – очень интересное художественное решение, символическое изображение смещения пространства и времени – чуда, совершившегося по молитве Божией Матери, пожелавшей перед кончиной попрощаться с апостолами, которые и были перенесены к ее смертному одру силою Святого Духа.



В центре вверху – сегмент ночного неба – знак, обозначение мира иного, куда ангелы возносят душу Усопшей.

Честно говоря, я не знаю, привозная ли эта икона - византийская - или работа местного мастера. Если местного, то стоит подивиться, как быстро наши мастера научились и добились таких выдающихся результатов - мастерство, с которым исполнена икона, очевидно.



(Отредактировано автором: 28 Августа, 2011 - 23:26:54)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 28 Августа, 2011 - 23:11:43
Марина


Проэдр


Другая новгородская икона (несмотря на то, что более поздняя – начала 15 в.) – предельно лаконична. Здесь нет даже апостолов – только два святителя и двое святых – Иоанн Креститель и Первомученик Стефан (непонятно, чем обоснован выбор именно этих святых – может быть, просьбой заказчика?). Зато бросается в глаза многослойная остроконечная и разноцветная мандорла – становится ясно, из какого далека прибыл Христос за душой Своей Матери – преодолел семь небесных сфер! Тем не менее, колорит иконы яркий, праздничный, мажорный.



Такой же радостью светится икона из праздничного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде (14 в.) – двойное сапфировое сияние отражается и на платье Почившей Богоматери, и – как блики – на одеждах апостолов и даже на подкрылках серафима, парящего над главою Христа.



Мандорла с обрамлением в виде небесных сил на тверской иконе первой половины 15 в. явно навеяна мозаикой Хоры, но гораздо ярче – здесь опять то же сапфировое сияние, описанное преп. Симеоном Новым Богословом.



Апостолов на облаках здесь переносят ангелы. И вот снова явление смещенного времени: Богородица во плоти уже из небесных обителей (концентрические круги вокруг Ее сидящей на скамеечке фигурки – маленький размер Ее создает впечатление дальности, нехарактерной для иконописи прямой перспективы) подает Свой пояс опоздавшему к похоронам апостолу Фоме, что, по Преданию, произошло на третий день после кончины. В целом потрясающе красивая, воистину праздничная икона.



(Отредактировано автором: 29 Августа, 2011 - 01:31:54)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 01:26:16
Марина


Проэдр


А вот на византийской иконе 14 в. с Афона (ГЭ) сияние от Христа исходит в виде тонких золотистых лучиков, а небесные сферы – как им и полагается быть – круглые; ангелы же как бы стоят позади апостолов – среди людей, провожающих Богородицу в последний земной путь. Зато врата небесные для Нее открыты – и там готовы встретить Ее душу силы небесные.



(Отредактировано автором: 29 Августа, 2011 - 06:03:46)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 05:59:35
Марина


Проэдр


Следующая греческая икона – не знаю, какого века, похоже, довольно поздняя (подскажите, если кто знает). Темный сектор – врывающаяся в наш земной мир реальность мира иного – занимает чуть ли не четверть пространства иконы сверху и еще темным хоботом, как смерч, спускается вниз. В центре иконы в пространстве этого неземного мира стоит Христос с душой Матери в руках, а чуть выше этот смерч уже как бы засасывает Ее вверх, в высшие сферы.



Здесь интересен один момент: обычно изображение неба со звездами не просто обозначает реальность иного мира – собственно, древние так и верили, что именно там, в вышине, располагаются семь хрустальных сфер, на которых прикреплены звезды, а на каждой из сфер еще и планеты, которые совершают свой оборот вокруг Земли. Но, с другой стороны, под звездами понимали также не просто светила, а силы небесные – ангелов, которые на земле чувственному оку не видны или являются избранным людям в виде людей же – посланников Божиих, и отличить их от обычных людей бывает трудно – обычно, когда беседа уже закончена, и ангел отлетел, человек понимает, что это был Божий посланник. Это отождествление ангелов со звездами, которое встречается даже в Откровении св. Иоанна Богослова, можно объяснить. Дело в невежестве древних, которые просто не знали, что звезды – это те же Солнца, только расположенные очень далеко. Дело в том, что мы на самом деле не знаем, как выглядят ангелы. Еще св. Дионисий Ареопагит писал, что наши изображения ангелов в виде юношей в крыльями – чистая условность. Но если принять во внимание, что ангелы – это первозданные и очень простые, односоставные (в отличие от трехсоставного человека) существа, собственно, логосы, но наделенные разумом и лицом, то можно прийти к выводу, что они представляют собой точки, не имеющие мерности в пространстве и светящиеся отраженным светом Духа Святого. Поэтому получается, что они действительно похожи на звезды. И вот в этом темном сегменте небесной сферы мы видим ангелов и в виде крылатых юношей, и в виде светящихся точек – или ангелов среди звезд (если мои домыслы неубедительны; впрочем, я думаю к этому вопросу еще вернуться).
Особенно поражает на этом темном фоне серебристо-белый нимб Спасителя – и такой же у лежащей на смертном одре Богоматери. При том, что и ризы Его, и нимбы ангелов, смешавшихся с толпой прощающихся с Марией апостолов, родных и близких людей, а также разлитый в верхней части неба нетварный свет – золотисто-желтый. Действительно, значит, нетварный свет может иметь различные оттенки – кому как дано увидеть.

Вообще эта икона очень необычна, приковывает к себе внимание, как-то даже будоражит чувства. Хотелось бы узнать о ней поподробнее – откуда она, какого века, где сейчас находится?



(Отредактировано автором: 29 Августа, 2011 - 16:56:44)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 16:52:42
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Фреска - Успение Пресвятой Богородицы, XIII век, армяно-халкидонитский храм во имя св. Григория Просветителя (Ани, ныне Турция).

Общий вид


Прикреплена картинка:
att-4e5bd36f77b3e11.jpg


(Отредактировано автором: 29 Августа, 2011 - 22:01:35)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 21:57:06
Марина


Проэдр


Спасибо, Нарсес. Фреска очень интересная. Спаситель здесь не сильно возвышается над телом Почившей, то есть, как бы снова спустился до нашего уровня, умалился. И, кажется, без бороды, то есть, это снова Спас Эммануил, что вполне логично, поскольку после Своего Вознесения Он вернулся в недра Пресвятой Троицы в качестве Второго Лица - Сына и Логоса.
Повыше Успения - вход в Иерусалим, а что на самом верху, в люнете - не могу разобрать. А что на самом верху, на своде арки слева - уж не Премудрость ли? Нельзя ли дать ее отдельно?

А я продолжу, пожалуй, потому что материал неисчерпаем - такие богатства и духовные, и эстетические, что просто диву даешься! Действительно, нельзя довольствоваться только нашими русскими иконами - по правде говоря, они довольно однообразны, как будто писались с одного какого-то шаблона, не принимая во внимания других течений в византийском искусстве, из которых можно было бы черпать вдохновение. Все-таки такие безусловные шедевры, как рублевская "Троица" или оригинальная новгородская иконография Софии весьма редки.
А посему продолжим рассмотрение иконографии Успения в более широком контексте.

Другая икона, где тоже необычно представлен мир иной – а именно, как райский сад, куда направляется душа усопшей Богородицы и где Ее поджидают ангелы – икона 17 века из Успенской церкви русского города Владимира.



Мы не будем здесь отвлекаться на эпизод со святотатцем Афонием (об этом при желании можно прочитать в Предании об Успении Богородицы), а обратим внимание на знаменательную деталь: так же, как на тверской иконе, Божия Матерь здесь представлена дважды: в виде Младенца на руках Своего земного Сына и Небесного Отца и – уже в обычном Своем виде, т.в. в воскресшем прославленном теле – поднимающаяся на небеса, в райский сад. Сам же сегмент с райским садом – очень маленький и опять, учитывая эффект прямой перспективы, кажется очень далеким, тем более, он размещен даже на раме, за пределами самой иконы.





(Отредактировано автором: 29 Августа, 2011 - 23:17:55)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 23:12:02
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Вот по-крупнее:

Прикреплена картинка:
att-4e5be7320151513.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 23:23:30
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Свод арки, слева


Прикреплена картинка:
att-4e5be821719a19628.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 29 Августа, 2011 - 23:27:29
Марина


Проэдр


Чудесно! Жаль только, что такая плохая сохранность. Хотя это понятно - туркам не больно надо беречь сокровища народа, который они стремились уничтожить. Обезьяны - что от них еще ожидать?

А вот эта вторая фреска - не может быть "Премудрость созда себе храм"? Несколько напоминает этот сюжет в Грачанице.

Однако продолжим.

Прямо противоположную картину мы наблюдаем на другой иконе – и опять – увы! – мне не известны никакие данные о ней – ни время, ни место создания, ни где находится ныне – в храме ли, в музее, в каком городе? Могу только предположить, что это русская икона, причем, довольно поздняя, где-то 17 или 18 вв. То есть, формально она к византийскому искусству уже как бы не относится, однако совершенно очевидно, что создана она в той же традиции, хотя автор, конечно, проявил здесь творческий подход. И поскольку икона потрясающе интересна, стоит все же ее здесь упомянуть.



Здесь интересно даже не то, что вместе с живыми в те времена апостолами (справа, как обычно, Петр с кадилом, за ним – все остальные) поклониться умирающей Божией Матери прибыли давно усопшие ветхозаветные праведники и пророки – их мы видим и на балканских фресках, так что это явление не уникальное; интересно то, что здесь нет обязательной для иконографии Успения центральной фигуры Христа – то есть, Он еще не прибыл и душу Матери не забрал, но зато в последние мгновения Ее земной жизни проявился иной план бытия – вот он, райский сад с чудесным красным Древом Жизни в центре (или оно и есть Христос?), рай, оказывается, совсем близко, но только пребывает на ином плане бытия и стал невидим чувственному оку в нашем падшем состоянии, он, собственно, и составляет основу, каркас, нашего мира, на нем все и держится. Он близок и далек одновременно – такая антиномия, которая разрешится только при Втором Пришествии, когда вновь сольются два наши мира, и все тайное станет явным. Непонятно, чем отделен райский мир от нашего, что это за темная «бахрома» в виде арки? Неужели что-то вроде «за морями, за лесами, за высокими горами»? Эти-то непреодолимые леса и горы (скорее, все-таки моря – хаотические воды первозданного, но еще не упорядоченного в творении мира, сосуществующие как бы параллельно) и отделяют нас от утраченного рая, а здесь он дан, явлен как бы «в разрезе» (обычный, впрочем, иконографический прием).
Жаль, что фотография очень маленькая и невозможно рассмотреть, кто где. Но очевидно, что на заднем плане благоразумный разбойник с крестом, перед ним, кажется, Ева в красном платье и белом платке (это логично, если учесть, что Мария – Новая Ева, но где тогда Адам?), чуть подальше, похоже, родители Марии. Хотелось бы раздобыть эту икону покрупнее – обычно на нимбах надписывались имена всех присутствовавших персонажей.



(Отредактировано автором: 30 Августа, 2011 - 02:14:35)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Августа, 2011 - 01:46:38
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
А вот эта вторая фреска - не может быть "Премудрость созда себе храм"?


Да, должно быть это.

Вот еще одна фреска Успения с бывшего халкидонитского храма, затем преобразованного в армяно-монофизитский Kaymakli Manastiri Trabzon 11-15 века. При чем фрески этого храма очень похожи по стилю с фресками монастыря Панагия-Сумела рядом с Трабзоном, они в одном районе. ВЫсе говорит о том, что авторами фресок обоих монастырей были одни и те же лица.
Прикреплена картинка:
att-4e5c7748a67072470.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 30 Августа, 2011 - 09:38:16
Марина


Проэдр


Это ж надо так лики изувечить! Руки бы эти кощунственные поотрывать! Впрочем, как говорят, кого Бог хочет наказать, того лишает разума. Эти - явно недочеловеки, прости Господи.

Продолжим обзор византийской иконографии Успения. Перейдем теперь к настенной монументальной живописи. Здесь разнообразие художественных приемов просто поражает, как поражает и разнообразие чувств и настроений, свойственных каждой композиции.

Одна из ранних фресок Успения – в церкви в Курбиново (12 в.).



Здесь все охвачено скорбью, праздник как-то совсем не чувствуется: и в приглушенных холодно-голубых минорных тонах, и в скорбных ликах Христа и плачущих апостолов, и даже в удивительно, непривычно старом лике Почившей. Блаженно улыбается лишь младенческое личико души Марии на руках Спасителя.



Гораздо более яркая и праздничная композиция Успения в церкви Богородицы в Студенице. Но… она находится в таком состоянии, что при виде ее просто слезы наворачиваются.



К сожалению, уродовать иконы могут не только враги. Какому-то умнику пришло в голову заново оштукатурить стены и сделать новые росписи, а для этого… – правильно, нанести насечки на прежней картине, прямо по красочному слою. Интересно, что у подневольного человека, получившего приказ, не поднялась рука изуродовать лики Христа и Богоматери – и они целы. А в целом получился неожиданный эффект снегопада – тоже, пожалуй, символичный, если учесть, что у нас на Руси (да и везде в Европе, наверное) зима всегда ассоциировалась со смертью – за которой обязательно последует воскресение.

Вообще композиции Успения в средневековых византийских храмах настолько грандиозны, что могут занимать целую стену.
Вот замечательная фреска в церкви Богородицы Перивлепты – фотография, к сожалению, срезана по бокам: слева Мария прощается с женами иерусалимскими, а справа апостолы несут одр с Ее телом к месту упокоения.



Зато в центре – прямо-таки космическая картина: из разверстого неба как будто поток ангелов, движущихся к одру Божией Матери и сливающихся с толпой провожающих – апостолов и святителей. Душа Марии на руках Спасителя, как ангел, крылата – довольно редкая, но очень трогательная деталь.



Справа и слева в облаках или неких пространственно-временных «капсулах» слетаются в Иерусалим апостолы, но вот одна такая «капсула» – с правой стороны вверху – отличается от остальных; в ней Богородица уже в воскресшем теле подает Свой пояс апостолу Фоме. То есть налицо, как и в других иконах Успения, наложение нескольких пространственно-временных пластов, но само по себе художественное решение этой фрески весьма оригинально.

(Отредактировано автором: 30 Августа, 2011 - 18:42:10)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Августа, 2011 - 16:48:45
Марина


Проэдр


Христос на иконах Успения обычно в белых или желто-золотистых одеждах, как на иконах Преображения («одеяйся светом, яко ризою»), что вполне естественно – так подчеркивается тот факт, что он пребывает в воскресшем, прославленном теле.
Фреска Успения в Дечанах.



На фреске в церкви св. Димитрия в Марковом монастыре (1370) бесплотные силы уже приняли крылатую душу Богоматери в свою «компанию»



Но и святые в райских обителях (самый верхний ряд) Ее тоже ожидают:



Отличительная черта фресок Маркова монастыря – разноцветные нимбы; это подтверждает тот факт, что свечение нетварного света, излучаемого святыми, также может иметь разные оттенки, как и видение божественных энергий в созерцании. Собственно, сейчас уже известно, что любой человек излучает некую энергию – свою собственную (это так называемая «аура»), и у злых людей она серая, у больных – неровная, местами разорванная, а у добрых и высоко духовных – чистая и радужная, часто с преобладанием какого-либо одного цвета, синего, например. Святые, пронизанные еще и божественными энергиями, имеют свечение более интенсивное, иногда даже видимое телесными очами уже при жизни земной, а после всеобщего воскресения преображенные тела будут такими, как были у первозданного Адама до падения – тонкие и светящиеся.



(Отредактировано автором: 30 Августа, 2011 - 22:41:34)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 30 Августа, 2011 - 21:19:37
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 11 12 13 [14] 15 16 17 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0219 ]   [ Gzip выкл. ]