Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 9 10 11 [12] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


Znichka
Цитата:
плетёнка. Означать она может, что угодно, потому что общеиндоевропейский орнамент


Не только общеиндоевропейский, гораздо шире. Я об этом уже писала на других ветках, хотя согласна, нужно еще более тщательно обосновать. Я собиралась разобрать эту тему - узора из клеточек с точками на отдельной ветке (а также птичек у Древа Жизни, это тоже очень интересно), но пока не получается.
Кстати, "софийный" вовсе не обязательно гностический. На эту тему я тоже кое-что интересного наковыряла, но пока говорить рано.

На фреске в центре убийство Захарии - отца Иоанна Крестителя. Справа Елизавета прячется с младенцем Иоанном в скале.

(Отредактировано автором: 07 Октября, 2012 - 21:41:45)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Октября, 2012 - 21:40:53
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Марина
спасибо, Захария там читается, но уж и подумать не могла, что так сюжет будет отличаться от остальных ихларских храмов, они все - разные...
И отличная идея, мне кажется, сделайте отдельную ветку про христианские орнаменты, я тоже найду, что туда подкинуть)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 07 Октября, 2012 - 21:48:12
Марина


Проэдр


Znichka
Скоро не обещаю, пока собираю материал. Дело в том, что меня посетила догадка, которую надо очень хорошо обосновать, иначе реакция будет типа "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Когда будет готово - выложу. А орнаменты из церквей Каппадокии можете выкладывать и здесь. А если из других мест - то можете сами ветку открыть, а я туда выложу что-то, когда все обдумаю и напишу. Бог в помощь!

(Отредактировано автором: 08 Октября, 2012 - 00:56:51)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Октября, 2012 - 00:54:05
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Цитата:
Бахаттин Саманлыгы, алтарная композиция

Интересное и необычное развитие алтарной к-ции: у подножия трона Христа медальоны с погрудными образами Ап. Павла (судя по иконографии портретных черт) и Фёклы (логично, если слева Павел). Жаль, утрачены подписи. Сразу вспоминаюся надпортальная мозаика из Св. Софии и все рассуждения на деисусную тему.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 14:25:06
Марина


Проэдр


chalkites

Неужели Фекла? Тогда это изображение просто уникально.
Вообще качество этой росписи с чисто художественной стороны выше всяких похвал.
Правда, немного странно, что ноги Спасителя как бы повисли в воздухе, не достают до квадратного подножия, хотя обычно они на нем покоятся - по Исайе, кажется (или по псалму, сейчас не припомню): "...и земля - подножие ног Его". И, соответственно, это подножие всегда имеет квадратную форму (как известно, небо традиционно изображается в виде круга, земля - квадрата). И необыкновенной красоты благословляющая рука Вседержителя - даже еще более выразительна, чем в церкви Эгри Таш.
Удивительны также ангелы, особенно их одежды - явственно чувствуется не просто "тихое веяние" в складках одежды, а прямо-таки вихрь - "творишь ангелы твои духи" (то есть ветры на самом деле, или "ангелы четырех ветров" по Еноху).

Я бы хотела вернуться к теме реставрации, проведенной в церкви Каранлик. Хранится у меня такая вот фотография:

Прикреплена картинка:
att-507415ac4f1aa____.jpg


(Отредактировано автором: 09 Октября, 2012 - 16:45:15)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 16:16:44
Марина


Проэдр


Похоже, сделана до реставрации. А теперь сравним с нынешней:

Такое впечатление, что росписи не отреставрировали, а поновили, вернее, сверху расписали заново. Не знаю, можно ли назвать такую реставрацию научной и вообще реставрацией. Интересно, что говорят: дескать, церковь "темная", свет туда не проникал и потому краски хорошо сохранились. Выходит, что в соседние церкви Сандалиевую и Яблочную свет проникал и там якобы все сплошь выцвело. Но на первой фотографии видно, что первоначально колорит был тот же, характерный для данного художника, - цвета нежные, пастельные, тонкие графичные черные линии оттеняют нежность красок, так создается впечатление зыбкого видения умопостигаемого мира; может быть, роспись выполнена по сырой штукатурке (не берусь утверждать, это чисто визуальное наблюдение), в технике, характерной для Греции, тогда как в Каппадокии принято было работать в сирийско-египетской технике - по сухой штукатурке минеральными красками на клеевой основе, и цвета получались насыщенными, яркими (там, где хорошо сохранились, разумеется, например, в Змеиной церкви в долине Ихлара), но впечатление неземного мира достигается иными средствами - большей степенью условности изображений.
Здесь же такое впечатление, что прямо по древней росписи налепили свежими красками - по сухому, разумеется.
Получилось красиво - для туристов...
Если я не права, исправьте меня, пожалуйста.

Прикреплена картинка:
att-507415f9c16fe____.jpg


(Отредактировано автором: 09 Октября, 2012 - 16:37:48)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 16:18:01
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


chalkites
Боюсь, что этого уже не определить, хотя - Фекла, действительно, очень хорошая гипотеза - она ведь местная, из Иконии, то есть Коньи по-теперешнему. От Коньи до Ихлары меньше 200 км...
Ну, на всякий случай выложу фрагмент покрупнее)



(Добавление)
Марина
Темная производит очень сильное впечатление... Конечно, для туристов, конечно, не очень научно.. и руками турков. Из ихларских церквей можно было бы еще и поинтереснее устроить. В Темной всё было снято фотографически до реставрации по квадратному сантиметру, и так же раскрашено. Конечно, грубее, но так же. Как смогли... Не думаю, что там "что-то ляпали".
Просто иногда трудно сказать - "мы не знаем", "мы потеряли".
Секрет утрачен...
Прикреплена картинка:
att-50744d0e5025e____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 20:13:02
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Вот снова не понимаю сюжетов. Загадочная правая стена, нижний ряд, Кроме общих ихларских бед и несчастий, в этом храме еще и подтопило сильно, кусок апсиды просто вымыло, и его обратно пришлось вставлять, грубо, но заделали. А некоторые фрески - подмыло, но, может, можно разобраться...
Прикреплена картинка:
att-507455e706298____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 20:50:47
Марина


Проэдр


Znichka

Нет, теперь видно, что это, скорее, Петр - светлые кудри, а не покрывало-мафорий. Хотя жаль.



(Добавление)
Цитата:
В Темной всё было снято фотографически до реставрации по квадратному сантиметру, и так же раскрашено. Конечно, грубее, но так же. Как смогли... Не думаю, что там "что-то ляпали".
Просто иногда трудно сказать - "мы не знаем", "мы потеряли".
Секрет утрачен...


Вот именно об этом я и говорю. Насколько я понимаю, научная реставрация - это закрепление красочного слоя в том виде, как он есть. Ну, может быть, тонирование процарапанных надписей. Но никак не раскраска сверху - это уже "поновление", пусть даже и по квадрату и по сантиметру, но это уже не подлинная живопись. Тем более, исполненная в ином колорите. Хотела бы я увидеть то, что было снято до реставрации, особенно надпись в диаконнике - уж очень свеженькой выглядит. Думаю, что подлинная живопись производила бы гораздо более сильное впечатление.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 20:55:45
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Цитата:
Это икона в конхе малой апсиды-дьяконника, подписанная «Авраам».

В книги Жоливе-Леви (Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, 1991) в числе прочего на стр. 134-135 разбирается иконография росписи южной апсиды. Она согласна с тем, что изображён Авраам, не знает иных примеров такого рода, но приводит ряд образов Авраама в контексте прообразовательной и евхаристической тематики её росписей вимы (С-Витале, Чефалу, Перахорио). В Каранлыке, по её мнению, евхаристические коннотации образа Авраама подкрепляются сценой Брака в Кане (восточный тимпан), Мандилионом в нижней части апсиды и образом Богоматери с Младенцем в северной апсидиоле (Христос "Сын Давидов, Сын Авраамов", Мф. 1,1).

(Отредактировано автором: 24 Октября, 2012 - 11:23:50)

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 24 Октября, 2012 - 11:21:29
Марина


Проэдр


chalkites
Ну, значит, так тому и быть. Тем более, что связанные с Авраамаом сюжеты (Гостеприимство Авраама или жертвоприношение Исаака - именно как прообразы Жертвы Сына Божия) изображалась в малых апсидах и по сторонам большой алтарной апсиды довольно часто. И, тем не менее, сам образ Авраама - точь-в-точь Христос Ветхий Деньми - вызывает удивление. Вообще у художника, который расписывал эти три церкви, есть несколько неординарных композиционных решений, то есть, удачных творческих находок, однако, этот образ, как мне кажется, к таковым не принадлежит.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Ноября, 2012 - 23:30:25
Марина


Проэдр


chalkites
А как Вы думаете, не может быть изображение в люнете справа от Рождества в церкви, где был амбар Бахатына, иконой Преображения? Если так, то иконография очень необычна, но потрясающе эффектна! Большая белая фигура Христа слева и маленькие фигурки упавших апостолов справа, а чуть выше тоже крупная фигура одного из пророков, а второй, кажется, проглядывается чуть выше головы Христа (которая видна еле-еле).


Прикреплена картинка:
att-509aca6022088____.jpg


(Отредактировано автором: 08 Ноября, 2012 - 01:02:06)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Ноября, 2012 - 00:39:24
Марина


Проэдр


Znichka
Похоже, росписи этой церкви действительно очень оригинальны. Вот здесь мне удалось разобрать следующие сюжеты: слева еще одно Рождество - добавлены волхвы с дарами в традиционных красных фригийско-персидских колпаках; далее ангел возвещает о том, что надо бежать - но на ложе, кажется, не спящий Иосиф, а Мария с Младенцем! Может быть, я ошибаюсь, но Младенец на груди Матери - вернее, его желтый нимб, как мне кажется, видны вполне отчетливо. Справа бегство в Египет: седовласый Иосиф, Мария с Младенцем на ослике и мальчик Иаков прокладывает путь; совсем справа - женская фигура - персонификация встречающего Святое Семейство Египта - здесь иконография вполне традиционная.


Прикреплена картинка:
att-509aca06bd6c0____.jpg


(Отредактировано автором: 08 Ноября, 2012 - 01:24:08)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Ноября, 2012 - 00:52:22
Марина


Проэдр


То, что в нижнем ряду, разобрать совершенно невозможно. Но мне кажется, что здесь изображены многочисленные чудеса, который совершил Младенец Христос в Египте, - по апокрифическому Евангелию.

А вот сцены, изображенные повыше убийства Захарии, угадываются легко: Благовещение (Архангела совсем не видно), встреча Марии и Елизаветы (справа в домике - традиционная фигура наблюдающей за ними девочки-служанки), далее испытание водой (по апокрифическому Евангелию) и путешествие в Вифлеем на перепись.

Тоже лучше рассмотреть отдельно.




Прикреплена картинка:
att-509ad11fe2608____.jpg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Ноября, 2012 - 01:22:39
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
К сожалению, на этом фото ничего определённого рассмотреть не могу, но, честно говоря, к иконографическим новациям подобного рода (Преображение, где Христос слева, а апостолы справа) отношусь скептически. Мб., удастся найти лучший ракурс, тогда и определимся.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 12:56:12
Марина


Проэдр


chalkites
Ну, конечно, я ПРЕДПОЛАГАЮ, а вовсе не настаиваю. Но, боюсь, что даже если ехать на место, ставить очень сильную лампу и снимать со стремянки, то все равно вряд ли удастся что-то разобрать, потому что верхняя часть, похоже, утрачена. Но в любом случае фигура в белом хороша! А такую оригинальную композицию художнику продиктовала форма поверхности, где ему пришлось размещать фигуры, - половинка люнеты, и композиция получилась ассиметричной. В целой было бы удобно написать Христа в центре, пророков по бокам, апостолов внизу - как обычно. Но ему, похоже, очень хотелось подчеркнуть именно разность масштабов Богочеловека и обычных земных людей. Кроме того, другого Преображения, насколько я поняла, в этой церкви нет.

А что Вы думаете насчет явления ангела во сне? Все-таки это Иосиф почивает или Мария с Младенцем? По тексту должен быть Иосиф. Но там тоже очень плохо видно.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 19:14:38
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


Марина вот побольше интересующий фрагмент люнета.
Прикреплена картинка:
att-509d38a408fd6____.jpg


(Отредактировано автором: 09 Ноября, 2012 - 21:08:52)

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 21:05:54
Znichka


Ипат
Откуда: Москва


а вот еще один.. с Иосифом, мне кажется.
Прикреплена картинка:
att-509d38e863b66____.jpg

Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 21:10:00
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Марина
Да, конечно, я не сомневался, что речь идёт именно о предположении и высказался по его адресу. Сейчас рассмотрел крупное фото и напомнило оно мне Благовещение пастухам. Во всяком случае, фигура в белых одеждах слева похожа на ангела, а справа внизу отчётливо видны овечки.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 21:55:29
Марина


Проэдр


Да, теперь видны две фигуры справа и овечки под ними. Тогда понятно, зачем понадобилась вторая икона Рождества - там Богородица и поклонение волхов. И теперь видно, что ангел является во сне все-таки Иосифу.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 22:07:50
ald


Куропалат


Церков Никифора в Чавушин и монастир возле ее



http://ald-bg.narod.ru/turkey_photo/cappadocia/cavusin/church/cavusin_church.htm



http://ald-bg.narod.ru/turkey_photo/cappadocia/cavusin/monastery/niciphor_monastery.htm


(Отредактировано автором: 07 Мая, 2014 - 00:22:00)

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 07 Мая, 2014 - 00:20:47
Марина


Проэдр


ald
Спасибо, ald. Давно никто на этой ветке не писал. А жаль.

Вы выложили удивительную, просто уникальную роспись в полуциркульном своде церкви "Чавушин" - Вознесение Христово. Я такой больше нигде не встречала (может, есть где-то нечто подобное?). Обратите внимание на мандорлу, в которой Спаситель возносится к небесам, - она напоминает прозрачный пузырь. Очень интересный, необычный эффект - так художник предложил свое понимание тонкого мира, отделенного от нашего мира прозрачной, но вполне ощутимой преградой. Части "тел" ангелов, возносящих Спасителя в этом удивительном пузыре, которые находятся сзади, за прозрачной сферой, написаны как бы размытыми. Впечатление потрясающее! Жаль, что картинки мелковаты.


Прикреплена картинка:
att-536bc545d9bda___.jpeg

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Мая, 2014 - 21:56:21
Марина


Проэдр


Похоже, поверх уже написанной фигуры ангела художник наложил тонкий слой очень жидких белил. Таким же размытым выглядит и удаляющийся от земли Христос. И более густой краской обвел контур мандорлы.

Вот еще один ангел.


Прикреплена картинка:
att-536bc62d2b7aa____.jpg


(Отредактировано автором: 08 Мая, 2014 - 22:01:05)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Мая, 2014 - 22:00:13
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Да, приём не редкий, но художественно очень убедительный.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 13 Мая, 2014 - 00:42:15
ald


Куропалат


Фрески этой церкви выглядеть как миниатюр. Вряд ли это случайно. Македонская династия возглавила империю после иконоборческой кризис. Многие из образцов иконописи были уничтожены. Так илюминаты стали модел для живописи. А в часовня - кресты, характерная украса для иконоборцев.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 13 Мая, 2014 - 00:49:19
Марина


Проэдр


chalkites
Ох! Да где же еще-то?
Интересно, что художник точно следует тексту Деян. 1:9: "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их". Вот этот прозрачный пузырь и есть облако, которое "взяло" воскресшего Спасителя, возвращающегося к Своему Отцу. Кажется, Христос, поднявшись не особенно высоко, просто растворился в воздухе. Да и нет Ему нужды подниматься на физическое небо - Бог-то ведь не там. Так же, как во время Преображения, показал ученикам Своим "якоже можаху" - то есть, насколько они могли вместить. И вот этот художник точнее, чем все остальные, показывает именно момент "растворения" преображенного Тела, удаление его из материального мира.
На всех остальных изображениях Вознесения фигура Христа - такая же яркая, как и все остальные фигуры людей, остающихся (пока) в физическом мире. Несмотря на разные приемы показа тонкого мира, куда Он уходит - от яйцевидной голубой мандорлы Евангелия Рабулы до концентрических небесных сфер эпохи Палеологов.

Вот нечто подобное, но выраженное иными средствами, - мозаика 5 в. из Санта Мария Маджоре - явление Аврааму Трех Странников, из коих центральная фигура - Сын Божий до воплощения и два Его спутника -одесную и ошуюю.
Здесь неотмирность Сына Божия, прозрачность тонкого мира, в коем Он пребывает, показана белой штриховкой по краям "пузыря". Но эффект тот же самый, особенно если смотреть издалека.

Между этой мозаикой и росписью в Чавушине прошло около 600 лет...





(Отредактировано автором: 14 Мая, 2014 - 23:59:27)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Мая, 2014 - 23:49:15
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Определение фресок пещерных­ храмов Каппадокии [Страниц (12): первая страница « 9 10 11 [12] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0062 ]   [ Gzip выкл. ]