|
|
|
|
|
|
|
Znichka Цитата:плетёнка. Означать она может, что угодно, потому что общеиндоевропейский орнамент |
Не только общеиндоевропейский, гораздо шире. Я об этом уже писала на других ветках, хотя согласна, нужно еще более тщательно обосновать. Я собиралась разобрать эту тему - узора из клеточек с точками на отдельной ветке (а также птичек у Древа Жизни, это тоже очень интересно), но пока не получается. Кстати, "софийный" вовсе не обязательно гностический. На эту тему я тоже кое-что интересного наковыряла, но пока говорить рано.
На фреске в центре убийство Захарии - отца Иоанна Крестителя. Справа Елизавета прячется с младенцем Иоанном в скале.
(Отредактировано автором: 07 Октября, 2012 - 21:41:45) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 07 Октября, 2012 - 21:40:53 |
|
|
|
|
|
|
Марина спасибо, Захария там читается, но уж и подумать не могла, что так сюжет будет отличаться от остальных ихларских храмов, они все - разные... И отличная идея, мне кажется, сделайте отдельную ветку про христианские орнаменты, я тоже найду, что туда подкинуть) |
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 07 Октября, 2012 - 21:48:12 |
|
|
|
|
|
|
Znichka Скоро не обещаю, пока собираю материал. Дело в том, что меня посетила догадка, которую надо очень хорошо обосновать, иначе реакция будет типа "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Когда будет готово - выложу. А орнаменты из церквей Каппадокии можете выкладывать и здесь. А если из других мест - то можете сами ветку открыть, а я туда выложу что-то, когда все обдумаю и напишу. Бог в помощь!
(Отредактировано автором: 08 Октября, 2012 - 00:56:51) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Октября, 2012 - 00:54:05 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Бахаттин Саманлыгы, алтарная композиция |
Интересное и необычное развитие алтарной к-ции: у подножия трона Христа медальоны с погрудными образами Ап. Павла (судя по иконографии портретных черт) и Фёклы (логично, если слева Павел). Жаль, утрачены подписи. Сразу вспоминаюся надпортальная мозаика из Св. Софии и все рассуждения на деисусную тему. |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 14:25:06 |
|
|
|
|
|
|
chalkites
Неужели Фекла? Тогда это изображение просто уникально. Вообще качество этой росписи с чисто художественной стороны выше всяких похвал. Правда, немного странно, что ноги Спасителя как бы повисли в воздухе, не достают до квадратного подножия, хотя обычно они на нем покоятся - по Исайе, кажется (или по псалму, сейчас не припомню): "...и земля - подножие ног Его". И, соответственно, это подножие всегда имеет квадратную форму (как известно, небо традиционно изображается в виде круга, земля - квадрата). И необыкновенной красоты благословляющая рука Вседержителя - даже еще более выразительна, чем в церкви Эгри Таш. Удивительны также ангелы, особенно их одежды - явственно чувствуется не просто "тихое веяние" в складках одежды, а прямо-таки вихрь - "творишь ангелы твои духи" (то есть ветры на самом деле, или "ангелы четырех ветров" по Еноху).
Я бы хотела вернуться к теме реставрации, проведенной в церкви Каранлик. Хранится у меня такая вот фотография:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 09 Октября, 2012 - 16:45:15) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 16:16:44 |
|
|
|
|
|
|
Похоже, сделана до реставрации. А теперь сравним с нынешней:
Такое впечатление, что росписи не отреставрировали, а поновили, вернее, сверху расписали заново. Не знаю, можно ли назвать такую реставрацию научной и вообще реставрацией. Интересно, что говорят: дескать, церковь "темная", свет туда не проникал и потому краски хорошо сохранились. Выходит, что в соседние церкви Сандалиевую и Яблочную свет проникал и там якобы все сплошь выцвело. Но на первой фотографии видно, что первоначально колорит был тот же, характерный для данного художника, - цвета нежные, пастельные, тонкие графичные черные линии оттеняют нежность красок, так создается впечатление зыбкого видения умопостигаемого мира; может быть, роспись выполнена по сырой штукатурке (не берусь утверждать, это чисто визуальное наблюдение), в технике, характерной для Греции, тогда как в Каппадокии принято было работать в сирийско-египетской технике - по сухой штукатурке минеральными красками на клеевой основе, и цвета получались насыщенными, яркими (там, где хорошо сохранились, разумеется, например, в Змеиной церкви в долине Ихлара), но впечатление неземного мира достигается иными средствами - большей степенью условности изображений. Здесь же такое впечатление, что прямо по древней росписи налепили свежими красками - по сухому, разумеется. Получилось красиво - для туристов... Если я не права, исправьте меня, пожалуйста.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 09 Октября, 2012 - 16:37:48) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 16:18:01 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Боюсь, что этого уже не определить, хотя - Фекла, действительно, очень хорошая гипотеза - она ведь местная, из Иконии, то есть Коньи по-теперешнему. От Коньи до Ихлары меньше 200 км... Ну, на всякий случай выложу фрагмент покрупнее)
(Добавление) Марина Темная производит очень сильное впечатление... Конечно, для туристов, конечно, не очень научно.. и руками турков. Из ихларских церквей можно было бы еще и поинтереснее устроить. В Темной всё было снято фотографически до реставрации по квадратному сантиметру, и так же раскрашено. Конечно, грубее, но так же. Как смогли... Не думаю, что там "что-то ляпали". Просто иногда трудно сказать - "мы не знаем", "мы потеряли". Секрет утрачен... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 20:13:02 |
|
|
|
|
|
|
Вот снова не понимаю сюжетов. Загадочная правая стена, нижний ряд, Кроме общих ихларских бед и несчастий, в этом храме еще и подтопило сильно, кусок апсиды просто вымыло, и его обратно пришлось вставлять, грубо, но заделали. А некоторые фрески - подмыло, но, может, можно разобраться... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 20:50:47 |
|
|
|
|
|
|
Znichka
Нет, теперь видно, что это, скорее, Петр - светлые кудри, а не покрывало-мафорий. Хотя жаль.
(Добавление) Цитата:В Темной всё было снято фотографически до реставрации по квадратному сантиметру, и так же раскрашено. Конечно, грубее, но так же. Как смогли... Не думаю, что там "что-то ляпали". Просто иногда трудно сказать - "мы не знаем", "мы потеряли". Секрет утрачен... |
Вот именно об этом я и говорю. Насколько я понимаю, научная реставрация - это закрепление красочного слоя в том виде, как он есть. Ну, может быть, тонирование процарапанных надписей. Но никак не раскраска сверху - это уже "поновление", пусть даже и по квадрату и по сантиметру, но это уже не подлинная живопись. Тем более, исполненная в ином колорите. Хотела бы я увидеть то, что было снято до реставрации, особенно надпись в диаконнике - уж очень свеженькой выглядит. Думаю, что подлинная живопись производила бы гораздо более сильное впечатление.
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Октября, 2012 - 20:55:45 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Это икона в конхе малой апсиды-дьяконника, подписанная «Авраам». |
В книги Жоливе-Леви (Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, 1991) в числе прочего на стр. 134-135 разбирается иконография росписи южной апсиды. Она согласна с тем, что изображён Авраам, не знает иных примеров такого рода, но приводит ряд образов Авраама в контексте прообразовательной и евхаристической тематики её росписей вимы (С-Витале, Чефалу, Перахорио). В Каранлыке, по её мнению, евхаристические коннотации образа Авраама подкрепляются сценой Брака в Кане (восточный тимпан), Мандилионом в нижней части апсиды и образом Богоматери с Младенцем в северной апсидиоле (Христос "Сын Давидов, Сын Авраамов", Мф. 1,1).
(Отредактировано автором: 24 Октября, 2012 - 11:23:50) |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 24 Октября, 2012 - 11:21:29 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Ну, значит, так тому и быть. Тем более, что связанные с Авраамаом сюжеты (Гостеприимство Авраама или жертвоприношение Исаака - именно как прообразы Жертвы Сына Божия) изображалась в малых апсидах и по сторонам большой алтарной апсиды довольно часто. И, тем не менее, сам образ Авраама - точь-в-точь Христос Ветхий Деньми - вызывает удивление. Вообще у художника, который расписывал эти три церкви, есть несколько неординарных композиционных решений, то есть, удачных творческих находок, однако, этот образ, как мне кажется, к таковым не принадлежит. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 01 Ноября, 2012 - 23:30:25 |
|
|
|
|
|
|
chalkites А как Вы думаете, не может быть изображение в люнете справа от Рождества в церкви, где был амбар Бахатына, иконой Преображения? Если так, то иконография очень необычна, но потрясающе эффектна! Большая белая фигура Христа слева и маленькие фигурки упавших апостолов справа, а чуть выше тоже крупная фигура одного из пророков, а второй, кажется, проглядывается чуть выше головы Христа (которая видна еле-еле).
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Ноября, 2012 - 01:02:06) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Ноября, 2012 - 00:39:24 |
|
|
|
|
|
|
Znichka Похоже, росписи этой церкви действительно очень оригинальны. Вот здесь мне удалось разобрать следующие сюжеты: слева еще одно Рождество - добавлены волхвы с дарами в традиционных красных фригийско-персидских колпаках; далее ангел возвещает о том, что надо бежать - но на ложе, кажется, не спящий Иосиф, а Мария с Младенцем! Может быть, я ошибаюсь, но Младенец на груди Матери - вернее, его желтый нимб, как мне кажется, видны вполне отчетливо. Справа бегство в Египет: седовласый Иосиф, Мария с Младенцем на ослике и мальчик Иаков прокладывает путь; совсем справа - женская фигура - персонификация встречающего Святое Семейство Египта - здесь иконография вполне традиционная.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Ноября, 2012 - 01:24:08) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Ноября, 2012 - 00:52:22 |
|
|
|
|
|
|
То, что в нижнем ряду, разобрать совершенно невозможно. Но мне кажется, что здесь изображены многочисленные чудеса, который совершил Младенец Христос в Египте, - по апокрифическому Евангелию.
А вот сцены, изображенные повыше убийства Захарии, угадываются легко: Благовещение (Архангела совсем не видно), встреча Марии и Елизаветы (справа в домике - традиционная фигура наблюдающей за ними девочки-служанки), далее испытание водой (по апокрифическому Евангелию) и путешествие в Вифлеем на перепись.
Тоже лучше рассмотреть отдельно.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Ноября, 2012 - 01:22:39 |
|
|
|
|
|
|
Марина К сожалению, на этом фото ничего определённого рассмотреть не могу, но, честно говоря, к иконографическим новациям подобного рода (Преображение, где Христос слева, а апостолы справа) отношусь скептически. Мб., удастся найти лучший ракурс, тогда и определимся. |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 12:56:12 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Ну, конечно, я ПРЕДПОЛАГАЮ, а вовсе не настаиваю. Но, боюсь, что даже если ехать на место, ставить очень сильную лампу и снимать со стремянки, то все равно вряд ли удастся что-то разобрать, потому что верхняя часть, похоже, утрачена. Но в любом случае фигура в белом хороша! А такую оригинальную композицию художнику продиктовала форма поверхности, где ему пришлось размещать фигуры, - половинка люнеты, и композиция получилась ассиметричной. В целой было бы удобно написать Христа в центре, пророков по бокам, апостолов внизу - как обычно. Но ему, похоже, очень хотелось подчеркнуть именно разность масштабов Богочеловека и обычных земных людей. Кроме того, другого Преображения, насколько я поняла, в этой церкви нет.
А что Вы думаете насчет явления ангела во сне? Все-таки это Иосиф почивает или Мария с Младенцем? По тексту должен быть Иосиф. Но там тоже очень плохо видно. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 19:14:38 |
|
|
|
|
|
|
Марина вот побольше интересующий фрагмент люнета. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 09 Ноября, 2012 - 21:08:52) |
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 21:05:54 |
|
|
|
|
|
|
а вот еще один.. с Иосифом, мне кажется. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 47 : Дата рег-ции: Сент. 2012 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 21:10:00 |
|
|
|
|
|
|
Марина Да, конечно, я не сомневался, что речь идёт именно о предположении и высказался по его адресу. Сейчас рассмотрел крупное фото и напомнило оно мне Благовещение пастухам. Во всяком случае, фигура в белых одеждах слева похожа на ангела, а справа внизу отчётливо видны овечки. |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 21:55:29 |
|
|
|
|
|
|
Да, теперь видны две фигуры справа и овечки под ними. Тогда понятно, зачем понадобилась вторая икона Рождества - там Богородица и поклонение волхов. И теперь видно, что ангел является во сне все-таки Иосифу. |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Ноября, 2012 - 22:07:50 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 07 Мая, 2014 - 00:20:47 |
|
|
|
|
|
|
ald Спасибо, ald. Давно никто на этой ветке не писал. А жаль.
Вы выложили удивительную, просто уникальную роспись в полуциркульном своде церкви "Чавушин" - Вознесение Христово. Я такой больше нигде не встречала (может, есть где-то нечто подобное?). Обратите внимание на мандорлу, в которой Спаситель возносится к небесам, - она напоминает прозрачный пузырь. Очень интересный, необычный эффект - так художник предложил свое понимание тонкого мира, отделенного от нашего мира прозрачной, но вполне ощутимой преградой. Части "тел" ангелов, возносящих Спасителя в этом удивительном пузыре, которые находятся сзади, за прозрачной сферой, написаны как бы размытыми. Впечатление потрясающее! Жаль, что картинки мелковаты.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Мая, 2014 - 21:56:21 |
|
|
|
|
|
|
Похоже, поверх уже написанной фигуры ангела художник наложил тонкий слой очень жидких белил. Таким же размытым выглядит и удаляющийся от земли Христос. И более густой краской обвел контур мандорлы.
Вот еще один ангел.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Мая, 2014 - 22:01:05) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Мая, 2014 - 22:00:13 |
|
|
|
|
|
|
Да, приём не редкий, но художественно очень убедительный. |
|
Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 13 Мая, 2014 - 00:42:15 |
|
|
|
|
|
|
Фрески этой церкви выглядеть как миниатюр. Вряд ли это случайно. Македонская династия возглавила империю после иконоборческой кризис. Многие из образцов иконописи были уничтожены. Так илюминаты стали модел для живописи. А в часовня - кресты, характерная украса для иконоборцев.
----- ALD |
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 13 Мая, 2014 - 00:49:19 |
|
|
|
|
|
|
chalkites Ох! Да где же еще-то? Интересно, что художник точно следует тексту Деян. 1:9: "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их". Вот этот прозрачный пузырь и есть облако, которое "взяло" воскресшего Спасителя, возвращающегося к Своему Отцу. Кажется, Христос, поднявшись не особенно высоко, просто растворился в воздухе. Да и нет Ему нужды подниматься на физическое небо - Бог-то ведь не там. Так же, как во время Преображения, показал ученикам Своим "якоже можаху" - то есть, насколько они могли вместить. И вот этот художник точнее, чем все остальные, показывает именно момент "растворения" преображенного Тела, удаление его из материального мира. На всех остальных изображениях Вознесения фигура Христа - такая же яркая, как и все остальные фигуры людей, остающихся (пока) в физическом мире. Несмотря на разные приемы показа тонкого мира, куда Он уходит - от яйцевидной голубой мандорлы Евангелия Рабулы до концентрических небесных сфер эпохи Палеологов.
Вот нечто подобное, но выраженное иными средствами, - мозаика 5 в. из Санта Мария Маджоре - явление Аврааму Трех Странников, из коих центральная фигура - Сын Божий до воплощения и два Его спутника -одесную и ошуюю. Здесь неотмирность Сына Божия, прозрачность тонкого мира, в коем Он пребывает, показана белой штриховкой по краям "пузыря". Но эффект тот же самый, особенно если смотреть издалека.
Между этой мозаикой и росписью в Чавушине прошло около 600 лет...
(Отредактировано автором: 14 Мая, 2014 - 23:59:27) |
|
Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 14 Мая, 2014 - 23:49:15 |
|
|
|