|
|
|
|
|
|
|
ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Столп бичевания Ныне - Храм Георгия Победоносца. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 01 Декабря, 2007 - 00:27:42 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Так храмов Святых Апостолов в Константинополе было три? А когда был построен регийский? |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 07 Декабря, 2007 - 10:29:00 |
|
|
|
|
|
|
Филин Если б только их...
Регийский был вписан в т.н. регийский портик, а он сооружен в IV веке. Но не факт, что сам храм возведен в одно время с ним. У меня нет информации. Надо дать то, что имеем. Может позже что-либо всплывет - подправим. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 07 Декабря, 2007 - 12:36:41 |
|
|
|
|
|
|
Кто располагает фото современного состояния б. кафоликона монастыря Пантократора в Стамбуле? Удивительное дело - серьезные люди проводят реставрацию, а материалов в Инете - ноль! Был сайт у R. Ousterhout-a, и тот прикрыт. Описанный выше дед (имам, или так халтурит на туристах) отпирающий за мзду двери снимать категорически не дает. Снимал через окно, но дыры было лишь две - в алтаре серерной церкви и внешнем нартексе. Пожалуй это единственный памятник подобного рода в Стамбуле где невозможно ничего снять при обилии сохранившихся фрагментов. Может кому-то повезло? см. статью http://www.projectclassica.ru/v_o/09_2003/09_2003_o_03a.htm Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Декабря, 2007 - 16:19:49 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Современных - нет. Есть до реставрации:http://www.nyu.edu/gsas/dept/fineart/html/Byzantine/ По поводу этого хрыча - мне тоже народ жаловался.
Гляньте еще тут: http://www.pallasweb.com/pantokrator/
Сноски на них - с нашего сайта.
Мы c al-rumi написали статью ( см. стр.3) - там цветное фото, но тоже до реставрации. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Декабря, 2007 - 21:25:57 |
|
|
|
|
|
|
http://www.pallasweb.com/pantokrator/ - жалкий лепет, к сожалению. Нашел на японском сайте несколько фото, тоже ерунда (ПРИЛАГАЮТСЯ) Вообще фото есть, но мало, и если размер нормальный, - то цвет ужасный, т.к. все старье, с пленок. У меня есть ч/б фото полов южной церкви - это просто супер, но вместо того, чтобы турок согнать в загаженный ныне голубяим северный храм (где они и молились ранее) и отреставрировать полы с последующей музеефикацией (как в Паммакаристос) - все оставят по прежнему, под досками , и дальше внешней аварийной реставрации дело не пойдет. Жуть. |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Декабря, 2007 - 10:06:42 |
|
|
|
|
|
|
Японские фото
По поводу сохранившейся "флорентийки": они там медресе устроили, а, т.к. на коврах, лежащих на полу, было холодно сидеть, то соорудили что-то вроде подиума из досок. А уже сверху положили ковры. Из-за этого короба она и сохранилась. На фото это сооружение слева и сверху видно, а слева внизу - подвернутый турецкий ковер. В этом месте у них был люк - фотограф этим и воспользовался. Фрагмент "флорентийской" мозаики пола в южном храме. Самсон побеждающий филистимлянина. Христич Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 18 Декабря, 2007 - 13:39:34 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Декабря, 2007 - 10:07:35 |
|
|
|
|
|
|
Константинополь. Монастырь Христа Пантократора. Южный храм. Интерьер. Перспектива пола на запад. "Флорентийская" мозаика. [Жаль не в цвете]. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Декабря, 2007 - 13:29:23 |
|
|
|
|
|
|
Может ее забили именно п о с л е последних исследований. А на Самсоне все зациклились, везде поминают лишь этот фрагмент. Это всего лишь о д и н из угловых фрагментов (их по 4 у каждого круга). Просто других сюжетов никто не видит, дверка-то у деда лишь над Самсоном. Техника такой мозаики называется cosmatesco. Что-то я не пойму - квадратные и круглые плиты тоже выломаны что-ли? Прилагаю фото внешнего нартекса, снято пока старого дедка не было через битое окно. Фото шумное - не хватило светосилы объектива из-за слабой вспышки.
(Добавление) Обратите внимание на остатки фресок на софитах окон верхнего фото. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Декабря, 2007 - 18:31:46 |
|
|
|
|
|
|
еще фото
(Добавление) это северный угол внешнего нартекса, за дверью (их пять) налево переход в нартекс северного храма, а прямо - в Михайловский. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Декабря, 2007 - 18:33:05 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Правильно, срублены. На старой черно-белой фотографии видны следы раствора на котором крепились элементы мозаик. Можно лишь предположить, что в угловых медальонах были изображения павлинов - излюбленный символ вечности мироздания в византийском монументальном изобразительном искусстве. Такой прием очень часто использовался. Это нетрудно подтвердить, либо опровергнуть: неободимо пустить кальку по отпечаткам крепления элементов. Лишь бы они полы тоже не успели "отреставрировать". Хотя, повторюсь, могло быть что-то другое. Вот, к примеру, "флорентийка" (по поводу термина cosmatesco - в курсе, но привычка -вторая натура) IV века с элементами VI века и более поздними базилики Сан-Клементо (там, в перспективе, ближе к ракам Кирилла и Мефодия). В общем и целом пол может служить примером итальянкого реставрационного искусства. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 08:46:35 |
|
|
|
|
|
|
По поводу сюжетов на полу - я ошибся, их даже по четыре по сторонам каждого круга. На счет павлинов - не уверен. Как правило на полах cosmatesco этого времени использовались монолитные плиты следующих пород: порфир темно-вишневый, порфир темно-зеленый с характерными белыми вкраплениями, реже - проконесский белый и фессалийский зеленый типа antic verde, а так же желтый и розово-красный. Круги и квадраты в Пантократоре видимо были именно с монолитными вставками, окантоваными внутри мозаичными рамами (остатки их видны на фото, например на нижнем левом круге). Полы cosmatesco - это что-то волшебное. Посмотреть их не выходя из дома можно на сайте австралийского Университета, впрочем, Вы наверное, в курсе. Например http://rubens.anu.edu.au/raider7/rome_2005/churches/san_lorenzo_fuori/interior/nave/cosmatesque_floor/ и далее вверх по ссылке. Кажется, такие полы вошли в моду сравнительно поздно, в веке 10-12. В Римских древних базиликах они поздние. Например, в Софии Константинопольской оригинальные полы выложены простыми плитами проконесского мрамора, а омфалий - явно познейшая вставка, он даже смотрится как-то сиротливо, как заплатка (но все равно хорош). |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 10:59:52 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Собственно, не отрицаю этого (см.выше). Еще есть вариант- размещение христианских монограмм. Если повезет еще раз побывать в Константинополе, то попробуйте кальку хотя бы с основы одного из медальонов снять. По возможности.
Что касается узоров на полах, то они более, если так можно сказать, статистичны. Восстановления после пожаров и землетрясений их, как правило, не затрагивали, или незначительно. Т.е., например, часть изначального покрытия Студийской базилики имеют похожие узоры. А то, что основу рисунка использовали при создании интерьеров более поздних построек - святое дело. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 14:57:08 |
|
|
|
|
|
|
А у вас еесть первоначальный рисунок полов Студия? Насчет кальки - это вряд ли, в ближайшее время не планирую, да и доски отрывать никто не даст. А насчет монолитных плит я почему-то уверен, не видел ни одного пола того времени с монограммами. Пантократорова южная церковь строилась с нуля в виде пристройки к более ранней Богородичной, так что полы там набирали сразу по последней моде. Кстати в переходе из южного храма в Михайловский в узор встроен камень, на который было положено тело Господа перед погребением. Камень этот привез Мануил Комнин и положил рядом со своей будущей могилой (рядом), об этом пишет еще Де Клари в своих мемуарах. Дедок, кстати,показывает место погребения императора Мануила Комнина. В этом месте как раз заканчивается не закрытый досками наборный пол, но рисунок там несклоько иной, хотя он часть того, что закрыт (состояние неважное). Монограммы на полу запрещены правилами вселенского собора. Павлины и проч. - это примерно VI век, см. мозаики Херсонеса и им подобные. В нашем случае тип полов совсем иной. Прилагаю чужое фото камня ок котором писал выше. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 17:35:32 |
|
|
|
|
|
|
Да и существует фото другог узора, где Самсон несет снятые им ворота Газы. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 17:36:55 |
|
|
|
|
|
|
Выкладаваю фото знаменитой дверки в б. церкви Пантократора. Оцените подбор мраморов. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 17:49:03 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil
Вот расхожее фото из кафоликона Студийского монастыря. Около 463 г. Сравните с рисунком пола в Сан-Клементо. К сожалению, еще две иллюстрации смогу отправить лишь завтра (это из-за моей чугунки).
Медальоны с монограммами есть, видел, 100%. Надо только найти.
Что касается вида через знаменитый люк в полу помоста - восхитительно. Впервые увидел эту картину в кадре кинохроники много лет назад и был потрясен.
Видел обломок Камня Омовения на фотографии, но тогда он был просто сброшен в ямку в полу. Видимо, его расположение "отреставрировали". Большая часть - в Иерусалиме.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Декабря, 2007 - 22:58:44 |
|
|
|
|
|
|
Вставки каменные точно. Вспомнил оставшуюся незакрытою часть пола в арке, соединяющей южный храм и погребальный храм Михаила Архангела (там, где могила Мануила Комнина). Так вот, там узор из круглых и прямоуголых плит с окантовкой, но в очень плохом состоянии (как на Вашем фото Студеона). Дедок обычно тычет туда пальцем и важно сообщает, мол, "Комненус томб". |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 20 Декабря, 2007 - 10:03:01 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Студийский монастырь. Кафоликон. Около 463 г. Интерьер. Пол. Фрагмент.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Декабря, 2007 - 21:34:33 |
|
|
|
|
|
|
Студийский монастырь. Кафоликон. Около 463 г. Интерьер. Пол. Фрагмент. Грифон. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Декабря, 2007 - 21:36:17 |
|
|
|
|
|
|
Студийский монастырь. Кафоликон. Около 463 г. Интерьер. Пол. Фрагмент. Летящий грифон. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Декабря, 2007 - 21:42:58 |
|
|
|
|
|
|
Студийский монастырь. Кафоликон. Около 463 г. Интерьер. Пол. Фрагмент. Заяц. Фотография ок. 1920 года. Уничтожен турками. Мне пападалась цветная иллюстрация, но найти не могу. Если у кого-то имеется - прошу поделиться. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Декабря, 2007 - 21:45:58 |
|
|
|
|
|
|
Cтудийский монастырь. Кафоликон. Около 463 года. Интерьер. Пол. Фрагмент. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Декабря, 2007 - 22:57:55 |
|
|
|
Филин
Деспот Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Храм Иоанна Крестителя (Предтечи, Продрома) – 1) октогональное святилище в константинопольском предместье Евдом, на седьмой миле от центра города. С V века в нем хранилась верхняя часть головы Иоанна Крестителя, обретенной незадолго до строительства храма в городе Эмеса. Несколько раз храм подвергался разрушениям в результате землетрясений и к середине VI века находился в плачевном состоянии. По инициативе императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) храм Иоанна Крестителя был практически отстроен заново. Затем это здание восстанавливалось при императоре Василии I (866 – 885 гг.). После его очередного обрушения, мощи Иоанна Крестителя перенесли в Студийский монастырь; 2) мартирий в сирийском городе Эмеса (совр. Хомс), сооруженный около 341 года, в правление императора Констанция II (337 – 361 гг.), на месте снесенного храма Аполлона. При императоре Феодосии II (402 – 450 гг.) мартирий стал храмом во имя святого пророка Иоанна Крестителя и местом хранения его головы, обретенной в Эмесе. Здание представляло собой базилику площадью 85 на 20 метров, рассеченную на три нефа двумя рядами двойных пятиметровых колонн из красного гранита. Внутреннее пространство храма, скорее всего, охватывала галерея для женщин (гинекей) на втором ярусе. В 636 году, после арабского завоевания, храм Иоанна Крестителя был превращен в мечеть и позже, после землетрясения, перестроен. К настоящему времени от первоначальной постройки частично сохранилась западная часть с нарфиком (притвором); 3) мартирий в сирийском городе Дамаске, сооруженный на рубеже IV – V веков на месте грандиозного языческого храма Юпитера (постройки III века от Р.Х. частично сохранились) и первоначально посвященный святому Захарию. В правление императора Ираклия I (610 – 641 гг.) мартирий был капитально перестроен, переименован во имя святого Иоанна Дамаскина и стал местом хранения его мощей. С того времени сооружение представляло собой базилику, рассеченную на три нефа двумя рядами аркад на колоннах-сполиях коринфского ордера из храма Юпитера. На аркадах первого яруса находились меньшие колонны коринфского ордера, также несущие аркады, а на них стены второго яруса, прорезанные оконными проемами. Храм имел деревянные перекрытия и черепичную кровлю. Первоначально внутри боковых нефов, вероятно, имелась галерея для женщин (гинекей). Верхние части северной и южной стен были прорезаны оконными проемами. После захвата Дамаска арабами в 635 году, христианские мозаики храма были срублены со стен. Западную часть здания превратили в мечеть, а восточную оставили христианам. В 705 или в 709 году по приказу халифа Халида ибн аль-Валида арабы отобрали и восточную часть храма у христиан. К 715 году здание было перестроено в мечеть и украшено исламскими мозаиками, созданными приглашенными византийскими мастерами. Под арабским владычеством здание стало называться «храмом Иоанна Крестителя», поскольку там хранилась часть мощей этого святого пророка, почитаемого и мусульманами. Крипта с мощами Иоанна Крестителя в центральном молельном зале сохранилась до наших дней, к ней разрешен доступ христианам.
Храм Панагии Перивлепты – христианское святилище в Мистре, построенное в середине XIV века на частные пожертвования. В архитектурном отношении храм принадлежит к двухколонному крестово-купольному типу, он не имеет нарфика, а западная ветвь креста (в плане) значительно удлинена. Изнутри храм украшен хорошо сохранившимися фресками, которые по своим художественным достоинствам причисляются к выдающимся памятникам поздневизантийского изобразительного искусства. Одной из самых замечательных фресок Панагии Перивлепты является изображение Божественной литургии на северной стене. В центре композиции Христос Первосвященник, стоящий под балдахином; перед ним проходит процессия ангелов, несущих предметы, необходимые для совершения евхаристического жертвоприношения. В центре алтарной апсиды изображена Богоматерь Платитера, а в верхней части свода представлена сцена Вознесения. Храм Панагии Перивлепты обладает единственной сохранившейся в Мистре купольной фреской, на которой в центре изображен Христос Пантократор, а по бокам от него, по нижней окружности купола, расположены херувим, Дева Мария с двумя ангелами, два пророка и сцена Этимасии. Стены храма внутри украшены картинами Страстей Христовых, из которых наиболее выразительны композиции Снятие с креста (на южной стене) и Сошествия во Ад (на западной стене). Кроме того, практически по всему периметру стен идет канва со сценами из жизни Богоматери, включающая и знаменитое изображение Успения Богородицы на северной стене, непосредственно над входом в храм. В художественном отношении фрески Панагии Перивлепты были предвестниками иконографического стиля Критской школы, который стал преобладать в поствизантийской православной церковной живописи.
Храм Святой Софии – 1) главный храм Константинополя, сооруженный в 532 – 537 годах во II регионе столицы Анфимием Траллским и Исидором Милетским, выдающееся произведение византийской архитектуры. Первоначальное здание храма было возведено на площади Августеон в правление императора Константина Великого между 325 и 328 годами, в результате реконструкции языческого храма базиликального типа. При императоре Констанции II, между 351 и 360 годами, храм был значительно расширен. С тех пор он принадлежал арианскому клиру и только в правление императора Феодосия I еретики были изгнаны из него буквально силой оружия между 388 и 391 годами. Во время беспорядков, устроенных сторонниками смещенного с патриаршей кафедры святителя Иоанна Златоуста, 20 июня 404 года храм вместе с Сенатом погиб в огне пожара. В 415 году он был восстановлен и заново освящен. Этот храм также сгорел в ходе бунта «Ника» в январе 532 года, а на его месте было возведено новое здание в гораздо больших масштабах. Ход строительных работ, начавшихся 23 февраля 532 года, лично курировал император Юстиниан I, ежедневно посещавший стройку, отказавшись от послеобеденного сна. По его приказу со всех концов империи свозились лучшие строительные материалы: монолитные колонны из ценных пород камня, шлифованный мрамор изысканных расцветок, кирпичи из особой пористой глины с острова Родос. Широко использовались элементы более ранних построек (сполии), в том числе из бывших языческих храмов. Для возведения куполов, кроме облегченного кирпича, использовался облегченный бетон. Общая стоимость строительства составила огромную сумму – 3200 кентинариев золота (102400 кг). Строительство продолжалось 5 лет 11 месяцев и 10 дней, считая со дня пожара. В нем принимало участие до 10000 рабочих и 100 мастеров. От прежней базилики сохранились элементы конструкций слева от алтаря в районе диаконника (хранилища священных сосудов). Храм был украшен 427 статуями, собранными со всего Константинополя. Святая София была освящена 27 декабря 537 года, после этого для населения столицы был дан грандиозный пир и всенародные увеселения. Состав клира указом Юстиниана 535 года был определен в количестве 425 клириков и 100 привратников. Храм представляет собой трехнефную купольную базилику длинной 77 метров и шириной 71,7 метра. Возведенный на парусах купол, диаметром 31,4 метра (диаметр современного купола, после ряда проведенных восстановительных работ), объединен с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придает интерьеру Святой Софии поражающее грандиозностью и великолепием гармоническое единство. Главный купол возвышается над полом на высоте 55 метров. Створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега, доставленной в столицу специальной экспедицией. Внутри Святая София украшена цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками, превратившими Собор после 1453 года в мечеть. Наружный облик Святой Софии искажен турецкими пристройками XVI – XVIII веков, в том числе четырьмя минаретами. Превращение Святой Софии в музей в 1935 году позволило расчистить часть мозаик VI – XIII веков в тимпанах Царских врат и юго-западного входа, в апсиде и части верхней галереи. На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X века, представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии. На апсиде также изображена Богородица с младенцем Христом, при этом золотой фон мозаики является оригинальным произведением VI века, а сами образы представляют собой репродукцию первоначальных изображений, частично уничтоженных в иконоборческую эпоху. На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты двух императорских семей: императора Константина IX Мономаха и его жены Зои, стоящих по сторонам от Иисуса Христа, и императора Иоанна II Комнина, его жены Ирины и их сына Алексея, стоящих слева и справа от Богородицы. Там же находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII века, на которой Богородица и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (Деисус); 2) главный храм города Никеи, в котором проходили I и VII Вселенские соборы; в XIII веке Святая София в Никее была патриаршим кафедральным собором, духовным центром Никейской империи и всего православного мира; 3) один из храмов Фессалоник, возведенный, вероятно, в начале VII века в прибрежном районе города, на месте ранней большой базилики. В определенной степени фессалоникийский храм был подражанием храму Святой Софии в Константинополе. Здание храма представляет собой трехнефную базилику с куполом на «парусах». Впервые о фессалоникийском храме Святой Софии упоминает в 795 году Феодор Студит, находившийся в то время в ссылке в Фессалониках. Уже тогда этот храм использовался церковными властями для проведения наиболее важных мероприятий, а начиная с X века он приобретает положение кафедрального собора митрополии. Эту главенствующую роль он продолжал играть и в период латинской оккупации города 1205 – 1224 годов, когда в нем размещалась резиденция католического предстоятеля. В 1359 году в храме Святой Софии был погребен видный церковный деятель эпохи, впоследствии канонизированный Григорий Палама. После турецкого завоевания Фессалоник в 1430 году, до 1525 года в храме продолжалось православное богослужение, а затем он был превращен в мечеть. Турки пристроили к фасаду портик в османском стиле, со стрельчатыми аркадами и античными колоннами, колокольню переделали в минарет, а всю внутреннюю живописную отделку храма, несущую христианскую символику, заштукатурили. К 1912 году, когда в Фессалониках утвердилась греческая власть, много мозаик уже было утрачено, прежде всего, при пожаре 1890 года. Удалось восстановить лишь те, что покрывали купол, апсиду и свод перед апсидой. На куполе изображена сцена Вознесения: в центре – Христос поднимается в небо, представленное как разноцветный диск, поддерживаемый двумя ангелами, а вокруг него, по ободу купола, расположены фигуры двенадцати апостолов и Богоматери Оранты в окружении двух ангелов, которые указывают апостолам на возносящегося Христа. Эта мозаика состоит из частей, выполненных в разные периоды: фигура Христа – в середине VII века, а Богоматерь и апостолы выложены в XI – XII веках. На мозаике апсиды на золотом фоне представлена Богородица, сидящая на троне с младенцем Христом на коленях. Данное произведение также не является однородным по времени создания. Фигура Богородицы была выложена в 780 – 790 годах на месте первоначального изображения большого креста. Помимо мозаик были также открыты фрески на стенах нарфика, выполненные в XI веке и в художественном отношении уступающие мозаикам. На фресках изображен ряд выдающихся представителей монашества, в том числе: святой Феодосий Великий, святой Евфимий Великий и другие аскеты.
Храм Святых Апостолов – 1) второй по значимости храм Константинополя (после храма Святой Софии), стоявший на центральной улице Месе в XI регионе столицы империи, западнее акведука Валента, на самом высоком из холмов города. Начало его возведения положил в 330 году император Константин I Великий (306 – 337 гг.), и незадолго до его кончины храм был освящен в 337 году, но завершилось строительство в правление императора Констанция II (337 – 361 гг.), сына Константина Великого. Именно в этом храме был похоронен основатель Константинополя. Храм задумывался как хранилище мощей всех апостолов Христианской Церкви, однако на деле в нем удалось собрать лишь мощи одного из двенадцати – святого Андрея, и двух из семидесяти – святого Луки и святого Тимофея. В 356 году в храм Святых Апостолов были перенесены из Эфеса мощи святого апостола Тимофея, а в 357 году там же положили мощи святых апостолов Луки и Андрея. Позже храм стал местом хранения мощей и других святых, в том числе: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, а в IX веке – константинопольских патриархов Никифора I и Мефодия I. В храме Святых Апостолов были погребены и некоторые другие патриархи Константинопольские. В числе реликвий храма была и голова святого апостола Матфея, а также Столп бичевания Христа, другие менее значимые святыни и множество драгоценностей. Первоначально здание представляло собой крестообразный мартирий, совмещенный с цистерной, рукавами которого служили трехнефные базилики, перекрытые в центре куполом под бронзовой золоченой кровлей. Здание окружала изящная позолоченная металлическая ограда. Интерьер был богато украшен мозаиками, изображавшими, в частности, деяния апостолов. Алтарь храма был сооружен над мощами апостолов, хотя крипта, как таковая отсутствовала. В 356 – 370 годах со стороны атриума был сооружен особый мавзолей для упокоения тела равноапостольного императора Константина Великого. После землетрясений и пожара 532 года, случившегося в ходе кровавого бунта столичного населения, храм Святых Апостолов был перестроен по инициативе императрицы Федоры, жены императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). Архитекторы Анфимий Траллский и Исидор Милетский отстроили его фактически заново. При этом использовались строительные материалы, оставшиеся после возведения храма Святой Софии. Новый храм строился с 536 года и был освящен 28 июня 550 года, уже после смерти Феодоры. Он имел в плане вид креста с пятью куполами. Серебряный алтарь, с мраморным балдахином на четырех колоннах, находился под центральным куполом, имеющим световые окна. Последующие императоры этот храм украшали и реставрировали; он служил прототипом для храмового строительства по всему Востоку, в том числе и на Руси. Типовыми по отношению к константинопольскому храму Святых Апостолов были, например, частично сохранившийся мартирий Святого Симеона Столпника в Сирии и собор Святого Марка в Венеции. Храм Святых Апостолов был соединен с двумя усыпальницами, где была погребена большая часть византийских императоров и императриц. В мавзолее Константина, помимо саркофага самого Константина Великого, позднее были установлены саркофаги императоров: Констанция II, Феодосия I, Льва IV, Василия I, Никифора I, Константина VIII и Василия II, а также императриц Пульхерии и Феофано. В мавзолее Юстиниана был похоронен сам Юстиниан I, его жена Феодора, император Юстин II c cупругой Софией, а также императоры Ираклий и Феофил. Последним из монархов там был погребен Константин VIII в 1028 году. В храме Святых Апостолов неоднократно проводились Церковные соборы. Например, именно там начался VII Вселенский собор, но был разогнан иконоборчески настроенными войсками. В 867 году в этом храме был проведен собор, созванный патриархом Фотием (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.), осудивший патриарха Игнатия (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.). В 1347 году там же состоялся один из соборов, утвердивших в Византийской Церкви учение святого Григория Паламы. В 1204 году латинские крестоносцы, взяв Константинополь, разграбили гробницы храма, вывезли оттуда все ценное: золото, драгоценные камни, мощи святых. При этом с останками императоров и императриц захватчики обращались как с мусором. После возрождения Византийской империи в 1261 году, храм Святых Апостолов был отремонтирован, однако прежние блеск и слава его осталась в прошлом. В результате землетрясений к 1422 году здание превратилось в руины, над которыми возвышались лишь огромные порфировые саркофаги. С огромным трудом храм был вновь частично восстановлен. После взятия Константинополя турками, султан Мехмет II в 1454 году предоставил храм Святых Апостолов в распоряжение константинопольского патриарха Геннадия II Схолария (1453 – 1456 гг.), но патриарх долго там не пробыл из-за ветхости сооружения и враждебности местного мусульманского населения; вскоре он перебрался в монастырь Богородицы Всеблаженной. В 1471 году Мехмет II разрушил храм Святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих Джами, которая и стоит там до сих пор. Описание этого храма сохранилось в поэме Константина Родосского, византийского писателя X века; 2) христианское святилище в I регионе Константинополя, на территории Большого императорского дворца, примыкавшее к триклинию Триконх. Храм возведен в IV – V веках, сгорел в девяностые годы V века в правление императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.), но вскоре был восстановлен. Разрушившийся в результате землетрясений храм Святых Апостолов, был повторно восстановлен при императоре Тиверии II (578 – 582 гг.), и с того времени представлял собой базилику, перекрытую полусферическим куполом; 3) христианское святилище в столичном квартале Регий (VII и IX регионы). Разрушено землетрясением между 946 и 958 годами в правление императора Константина VII Багрянородного (911 – 959 гг.), но вскоре было восстановлено. После реставрации храм Святых Апостолов стал представлять собой крестово-купольную постройку.
Храм Хрисокефалос (Златоглавый) – христианское святилище в центре цитадели Трапезунда, возведенное на месте древнего языческого капища и посвященное Богородице. Хрисокефалос впервые упоминается в 914 году, когда он стал кафедральным храмом митрополита Халдии. В 1222 году Хрисокефалос был перестроен и стал использоваться для проведения коронаций и для захоронения трапезундских императоров из династии Великих Комнинов; там же хоронили и особ, приближенных к императорам. В самом здании храма были погребены трапезундские императоры Иоанн II и Алексей IV, а также Феодора Кантакузина, жена императора Алексея III, некоторые митрополиты и высшие трапезундские сановники. В непосредственной близости к храму похоронены императоры Андроник I и Андроник IV. После захвата Трапезунда турками в 1461 году, Хрисокефалос был конфискован у Православной Церкви. В архитектурном отношении здание храма к тому времени было результатом нескольких перестроек. Первоначально оно представляло собой трехнефную базилику с апсидой в конце главного нефа и гинекеями вдоль всей длины боковых нефов. При реконструкции XII века здание было увенчано куполом, к нему был пристроен эксонартекс (разновидность притвора). В XIII – XIV веках снаружи был добавлен северный портал, а внутри с южной стороны устроена небольшая апсида, и здание, таким образом, приобрело в плане форму креста. Внутри храм был отчасти покрыт штукатуркой, отчасти обшит деревянными панелями.
(Отредактировано автором: 22 Декабря, 2007 - 11:45:51) |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 08:22:40 |
|
|
|