|
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Нарсес отверг тюраке, боясь, что нахарары хотят его отравить. Они ведь были недовольны его борьбой с языческими обычаями. И в отравлении царя Трдата, принявшего христианство, их подозревали.
Были случаи, когда отравленному слабым ядом врач под видом противоядия давал более сильный яд, например, введя его в горло при помощи птичьего пера.
Об отступничестве Папа от христианства ничего не известно. Максимум, в чём можно его обвинить - это нарушение канонов церковного собора, на котором и были одобрены проводившиеся в дальнейшем Нерсесом реформы (попечение о бедных и пр.).
Хронологию можно построить, вот только на основе какого автора? Наверное, надо составить список авторов и посмотреть, что каждый написал по каждой датировке.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 14 Июня, 2009 - 20:10:26 |
|
|
|
|
|
|
Но ведь, как то видно из истории Фавста нахарары были его сторонникакми и весьма опечалились из-за смерти архиерея. Ибо: " После убийства святого архипастыря Нерсеса все впали в глубокую печаль, и все люди страны Армянской в один голос твердили: «Слава армянская закатилась, ибо праведник Божий ушел из нашего мира». Князья и нахарары также говорили: «Теперь мы знаем, что наша страна погибла, ибо невинно пролилась праведная кровь, тем более что умер он за имя Божие». Скорбно взывал и Мушег: «Невинно пролилась кровь святого Божьего; отныне я уже не смогу пойти против врага или воевать с оружием против кого-либо. Ибо я знаю, что Бог оставил нас, мы покинуты и не сумеем поднять главы своей, я знаю, что с этих пор не будет больше победы над врагами Армянской страны, ибо все победы мы одерживали благодаря молитвам усопшего и его святого рода», ну и т.д.
"Умер он за имя Божие", надо понимать, что Нерсес положил душу за сохраение христианских канонов и обычаев в среде армянского общетва, что было пресечено Папом, возродителем языческих обрядов и обычаев.
Да, об отступничестве Папа прямо не говорится, но говорится о восстановлении языч. обрядов и умалении христианских, закрытие монастырей и разгон монахов и монахинь, ну и т.д., все это было воспринято современниками как - отступничество. А то, что Пап не был набожным христианином это факт. Находясь в Константинополе вместе с Нерсесом, им предложили принять догматические воззрения архиепископа Македония (один из вопросов, что стал причиною созыва ВС), т.е. присоединиться к македонианам-духоборцам, после чего им обещали свободный выезд из Византии. Пап принял македонианство и был отпущем императором с дарами в Армению, а вот Нерсес отказался, за что и был сослан на остров Принкипо (Принцевы Острова) вместе со своими диаконами и другими византийскими ревнителями, сторонниками ортодоксии.
Т.е., Папу было все равно, что язычество, что христианство. Он, видимо, хотел совместить в своем государстве и то и другое, чтобы угодить и язычникам и христианам. Но вот это-то и не получилось у него...
Тогда давайте составим список авторов сначала. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Июня, 2009 - 09:43:33 |
|
|
|
|
|
|
По хронологии Хоренского :
Григорий Просветитель 314-331 (если брать во внимание 17-ый год Тиридата от даты признания его царем Армении в 297-298)
Аристакес (Аристарх) 331-340 Вртанес 341-356 Юсик 356-362
По убиении Юсика, престол был вакантен некоторое непродолжительное время, может около полугода
Парен (Парнерсех) 363-367 (363 - 10-ый год Тирана по Хоренскому) Нерсес Великий 367-401 (367 - 3-ий год Аршака II в котором Нерсес занял престол по Хоренскому и правил 34 года)
34 года - явный анахронизм Хоренского.
Хоренский не упоминает кажется Саака (Шаака) Албианида, (между Пареном и Нерсесом). Судя по Фавсту, Саак правил кратковоременно, может поэтому Хоренский его и не упомянул. Кратковременно, значит - год, два.
Фавст Византиец не дает нам ни дат ни длительность правления архиепископов. Хотя он говорит, что Аристакес был епископом во времена Тиридата, вместе с отцом своим Григорием; Хосров стал царем в архиерейство Вртанеса; Юсик был отправлен в Кесарию в монаршество Тирана; Парен и Шаак (Саак) Албианид стали первосвященниками также при Тиране; Нерсес при Аршаке II;
Т.е. эти данные Фавста, полностью согласуются с данными Хоренского, именно в том, что выше перечисленные архиепискобы были современниками армянских царей, в период которых они и становились во главе АЦ. Исключая Шаака Албианида, о котором не упоминает Хоренский.
Использовав Хоренского и Фавста, я руководствовался тем, что они наиближайшие историки (по времени) интересующего нас времени, и писали, как кажется, независимо друг от друга.
Вы могли бы проверить Аммиана Марцеллина и кого-нибудь еще из неармянских историков? А потом мы сравним все данные и вынесим общий итог.
(Отредактировано автором: 17 Июня, 2009 - 18:51:21) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 16 Июня, 2009 - 20:23:57 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
По Аммиану Марцеллину можно только установить примерную дату смерти Папа. Он сообщает, что узнав о смерти Папа, персидский царь Сапор прислал к Валенту Арсака с предложением, чтобы римляне оставили Армению, а если не хотят, то убрали бы свои гарнизоны из Иверии и оставили бы там только одного царя Аспакура. Валент отказался. В конце зимы Сапор предложил привлечь к участию в переговорах тех, кто договаривался с Иовианом в 363 г. Посланные к нему Виктор и Урбиций настаивали, чтобы персы оставили Армению в покое.
Переговоры датированы зимой 374/375 г., они продолжались и в 375 г.
Иберийские цари правили совместно с 368 г.: проримский Саурмаг II в Мцхете (рядом с армянами и лазами), проперсидский Аспагур II в Армази (рядом с Албанией и персами). Тем же годом датируется и бегство Папа в Неокесарию.
По другим источникам (включая таблицы Самуила Анийского) Пап правил 7 лет, так что его правление было в 368-374 гг., хотя первоначально и без царского титула.
Поскольку сообщается, будто Пап убил Нерсеса, то ему требовалось ещё время для отмены его реформ. Так что Нерсес умер самое позднее в 373 г., за год до Папа.
(Добавление) Псевдо-Агафангел (фрагмент, приписываемый Агафангелу, в рукописи Себеоса из Эчмиадзинской библиотеки, в каталоге этой библиотеки, изданном в Тифлисе в 1863 г., эта рукопист под номером 1746) тоже пишет, что Пап, сын Арсака, правил 7 лет.
У Фавста Бузанда Нерсес как епископ сначала упоминается вместе с императором Валентом (364-378) и царем Аршаком(350/1-367), то есть между 364 и 367 гг. он был епископом.
А различные варианты начала епископства Нерсеса могут объясняться тем, что он был епископом с перерывом где-то между 353 и 362 гг.
Фавст Бузанд сообщает, что Нерсес служил на военной службе, а также при дворе царя Аршака, из чего следует, что при Аршаке он и стал епископом.
Более поздние даты не подтверждаются. Авторы, описывающие период сразу после раздела Армении в 387 г. (Лазарь Фарбеци, например) о Нерсесе в этот период совсем не упоминают.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 18 Июня, 2009 - 10:35:56 |
|
|
|
|
|
|
Ясно, что у Аммиана есть данные о Папе, которых нет у Фавста.
Цитата:Поскольку сообщается, будто Пап убил Нерсеса, то ему требовалось ещё время для отмены его реформ. Так что Нерсес умер самое позднее в 373 г., за год до Папа. |
Я не могу понять, почему такая разница в сообщении Аммианна и Фавста с Хоренским. Получается (Аммиан), что Пап никак не мог быть современником Феодосия Великого, а Нерсес не мог быть сослан в 379 в ссылку от руки Валента, соответственно возвращен оттуда Феодосием; да и вся эта история (Фавст) с островом и Нерсесом, рассказ о восьми месяцах, прведенных там Нерсесом с его окружением, далее - повествование о возвращении в Константинополь, с упоминанием Всленского Собора (Хоренский), затем помощь Феодосия армянам во главе с Нерсесом и Папом... ?!
Помните, Вы как-то писали мне, что тут разница в 8-10 годах?
Цитата:что он был епископом с перерывом где-то между 353 и 362 гг. |
А с чем связан перерыв?
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Июня, 2009 - 23:22:41 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Разница связана с тем, что Аммиан был современником событий и сам участвовал в некоторых. А вот Хоренаци принадлежал к школе Месропа Маштоца и жил позднее его. То есть уже после последнего епископа-Грегорида, покровителя Месропа. Какие-то сведения могли быть ему уже недоступны, и он описывал свои предположения и сам производил хронологические вычисления, без ссылки на источники.
Был ли перерыв у Нерсеса, неясно. Если и был, то его можно связать с какой-то ссорой между царем Аршаком и Грегоридами. У Аршака были сложные отношения с Сасанидами, а Грегориды имели персидское происхождение, так что были подозрительны для тех армян, что были проримски настроены.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 20 Июня, 2009 - 11:28:06 |
|
|
|
|
|
|
Но ведь Грегориды сами были из династии Аршакуни, потому Анак и поехал к Хосрову, как к сроднику своему, ибо персидский царь знал кто именно лучше всех может войти в доверие к армянскому царю. На самом-то деле Аршакуни даже не были парфянами (родственное персам племя), они были кушанами, опарфянившимися впоследствии (в Гиркании, что-ли); после чего их стали называть парфянским племенем. А потом, В.А.Арутюнова-Фиданян и американский византинист Нина Гарсоян упоминают о Грегоридах, как о проримски настроенных, в отличии от сирийцев Албианидов, которые были проперсидской ориентации.
Добавлю: о Нерсесе упоминает св. Василий, который в одном из своих писем (написанном в 372 г.) направленных италийским и галльским епископам, упоминает св. Нерсеса, как одного из архиереев Восточной Церкви (Epist. 92); это единственное письмо, где упоминается св. Нерсес; жизненные коллизии Нерсеса и Василия явно переплетаются в произведении Фавста.
Значит, исходя из "Истории" Аммиана Марцеллина, можно думать, что Нерсес почил в 373 г., т.к. через год был убит царь Пап, став жертвой римских интриг. Вы согласны с датой 373 г, как год смерти св. Нерсеса?
(Отредактировано автором: 20 Июня, 2009 - 13:57:53) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 20 Июня, 2009 - 13:52:17 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Да, 373 г., хотя дата, конечно, приблизительная. Правильнее будет "между 370 и 373 гг.". Пап сначала ведь не имел царской власти, сначала бежал из осаждённой крепости, потом пять месяцев скрывался от персов. Навряд ли все события происходили не в Армении, а на римской территории, иначе бы о них и римские авторы знали.
Точная дата только для смерти Папа. Она и является точкой отсчёта для датировки смерти Нерсеса.Весь 374 г. Пап тоже был занят: ездил в Тарс, был арестован, убегал на этот раз уже не от персов, а от римлян. Из 7 лет правления у него и не так много времени оставалось, чтобы отравить Нерсеса и отменить его реформы.
(Добавление) Что касается проримской ориентации Грегоридов, то ведь есть и другая их ветвь. Кроме Григора есть ещё один его брат, бежавший в Персию.
Армянским Грегоридам ничто не мешало поддерживать контакты и с ними. Чего им бояться, раз принадлежность к этому роду Григора уже была всем известна?
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 20 Июня, 2009 - 20:48:49 |
|
|
|
|
|
|
Хорошо! Ваше мнение мне понятно, спасибо!
А что Вам известно о персидских Грегоридах? |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Июня, 2009 - 00:16:06 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Сурен-Пахлавиды достаточно хорошо известны в иранской истории. Они правили при Сасанидах в областях Систан и Исфахан, были персидскими марзпанами Армении. И после арабского завоевания они тоже имели достаточное влияние. Некоторые грузинские и армянские князья считают себя их потомками.
Вот здесь кое-что написано:
http://tripatlas.com/Suren-Pahlav_Clan
Другие из т.н.семи парфянских кланов тоже имеют длинную историю. Например, Михраниды: известны далёкие потомки Бахрама Чубина, ветвь Михранидов правила в Кавказской Иберии.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 21 Июня, 2009 - 12:36:06 |
|
|
|
|
|
|
О семи парфянских семьях мне известно и о Бахраме Чубине также. Они еще и правили в Кавказской Албании: цари Вачаган Благочестивый, Санесан, и вообще Михраниды...
В период армяно-персидской войны Шапух II посылает в Армению против Аршака II войско во главе с полководцем Аланаозаном Пахлавиком. Т.е. тут явное противостояние двух парфянских родственных друг другу родов, один из которых поддерживал и служил персидскому шахиншаху (Хоренаци кн. II, гл. 28).
О брате св. Григория Просветителя, насколько мне известно, есть только то, что его звали Сурен (а св. Григория, скорее всего, звали только одним именем - Анакшат), и сообщается это в независимом Житии св. Иакова, епископа Низибийского («Гандзасар», 1993, № 4; на арм. яз.). Там же говорится, что Сурен, брат св. Григория, был доставлен в Персию и воспитывался под рукою Хосровуи, матери св. Иакова (который, согласно армяннской церковной традиции, был двоюродным братом Григория), из-за чего некоторые думали, что Сурен брат св. Иакова или наоборот, что св. Иаков брат св. Григория. О дальнейшей судьбе Сурена, кажется, нет сведений.
И свидетельство Агафангела (как Вы ранее писали уже) о спасшихся: "Лишь двух младенцев Парфянина (т.е. Анака) удалось спасти через каких-то кормилиц; и, взяв их, одна бежала в сторону Персии, а другая — Греции". Т.е. сообщения Агафангела и автора Жития св. Иакова согласны в том, что Сурен был вывезен в Персию, но о последующей его жизни нет информации, кажется, никакой. Однако инфа по Сурену у автора Жития св. Иакова несколько подробнее нежели у Агафангела.
Интересно, что согласно Житию св. Иакова, когда вырезался род Анака, то среди спасенных нахарарских детей оказался и сам св. Иаков, которого вывезли в ту же Кесарию Каппадокийскую, где он воспитывался в вере и благочестии подобно Григорию. "У св. Иакова была старшая сестра по имени Сакден, при которой он рос в Кесарии. Когда св. Иаков немного подрос, он был взят сестрой в Персию, где последняя выйдя замуж, родила сына Грачя. Св. Иаков же прийдя в возраст, не пожелал оставаться при персидском дворе, но заботясь с детства о принятии благожеланной пище божественных заповедей, оставил свою родню и все вещество мира сего, и как сирый и странник избрал уединение в пустыне. С этим намерением он пошел в сторону ассирийского междуречья, уединился в отдаленных от людей незнакомых горах и лесах, недалеко от города Низибии".
(Отредактировано автором: 21 Июня, 2009 - 19:35:42) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Июня, 2009 - 13:05:40 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Про Сурена действительно ничего больше не известно. Но из того, что из всего рода Сурен-Пахлав осталось только два брата, а Сурен был вывезен в Персию,следует, что все персидские Сурен-Пахлавы являются потомками этого Сурена.
Подобная история известна в Риме с Фабиями. Все Фабии погибли в сражении (весь их род отправился в поход) и остался только один несоверщеннолетний Фабий, от которого и пошли все Фабии.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 21 Июня, 2009 - 19:50:28 |
|
|
|
|
|
|
Т.е., Вы хотите сказать, что родоначальником персидской ветви парфянских Пахлавов стал брат Григория Просветителя - Сурен?
Это вполне может быть так, если учитывать, что св. Иаков также спасшись в Кесарии, потом оказался при дворе персидского шаха, где продолжилось его воспитание (ибо он был из княжеского рода, отец его был архонтом какой-то армянской области - Гефальской ?!), а Сурен был из княжеского рода, тем более, что персидский шах Арташир был нравственно обязан поддержать и взять на воспитание сына убитого Анака, которого он и послал на это предательское дело, увенчавшееся успехом для Персии.
(Отредактировано автором: 22 Июня, 2009 - 18:04:44) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Июня, 2009 - 20:10:21 |
|
|
|
|
|
|
И еще один существенно важный для меня вопрос: может Вам известно о др. неармянских историках этого периода (кроме Аммиана, поскольку Вы мне уже как-то говорили, что Аммиан вообще не упоминает ни Нерсеса, ни Василия Великого), которые упоминают св. Нерсеса, или проводят какую-либо параллель между Нерсесом и св. Василием?
(Отредактировано автором: 22 Июня, 2009 - 20:08:04) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Июня, 2009 - 19:13:49 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Неармянские источники не упоминают даже царя Папа - о нём пишет только Аммиан Марцеллин.
А вот в Оксфордском словаре Византии написано, что возможно Нерсес был известен своему современнику Василию Великому и что армянские источники часто их путают. Там же сказано, что традиция о присутствии Нерсеса на Константинопольском соборе 381 г. чисто апокрифическая.
Есть ещё статья о Нерсесе в более новом словаре BBKL (Биографическо-Библиографический Церковный Словарь):
http://www.bautz.de/bbkl/n/nerses_i_d_g.shtml
Поскольку там по-немецки, то вот перевод:
Нерсес I Великий (армян.Нерсес Мех), армянский католикос(353?-373), род.ок.310,ум.373. Правнук Григора Просветителя,воспитывался в Кесарии(Каппадокия). Выбрав военную карьеру, он получил место сенекапета при царском дворе. В 353(?) году овдовел и был посвящен в Кесарии в епископы. Его тесные отношения с Кесарией и Константинополем(Нерсес посетил его), а также его антиарианские взгляды вскоре вызвали немилость Аршака II. Возможно, Нерсес возглавлял посольство, участвовавшее в переговорах о мире между Римом и Персией (358 г.). В 359 г. он уходит в изгнание и возвращается только когда на трон всходит Пап, сын Аршака (368 г.). Отношения с Папом, продолжавшим дело своего отца, ухудшаются на почве церковной политики. Нерсес был энергичным организатором (на базе решений собора 354? г. в Аштишате) благотворительных учреждений(приюты,больницы) в Армении, а также лучшего образования местного духовенства. Его присутствие на соборе 381 г. в Константинополе легендарно. После Нерсеса армянских католикосов больше не посвящают в Кесарии. Подробности его биографии, а особенно хронология требуют ещё комплексного изучения на основе источников(Фавст Бузанд,Мовсес Хоренаци). Святой, праздник - на 4-й неделе после Троицы.
Там есть ещё большой список литературы в конце статьи. Из первичных источников в списке есть ещё Narratio de Rebus Armeniae (из лувенской серии CSCO 132).
В Окфордском словаре ещё пишут, что благотворительные учреждения Нерсеса похожи на подобные у Евстафия Севастийского.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 14:45:05 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:и что армянские источники часто их путают. |
Это верно, эти ошибки у Фавста в его "Истории" есть, где некоторые епизоды из жизни Василия он (либо поздний переписчик) приписывает Нерсесу, например проповедь Нерсеса императору Валенту, которая на самом деле принадлежит Василию Великому, произнесенная в защиту православия и в опровежение арианства.
Цитата:Там же сказано, что традиция о присутствии Нерсеса на Константинопольском соборе 381 г. чисто апокрифическая. |
Абсолютно верно.
Цитата:Narratio de Rebus Armeniae |
Это халкидонитский источник "Повествование о делах армянских", где говорится, что Нерсес был современником Феодосия, но вот об участии его на Соборе нет ни слова, как впрочем, и у Хоренаци.
Спасибо за перевод с немецкого! |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 25 Июня, 2009 - 20:36:21 |
|
|
|
|
|
|
Добавлю: Нерсес был внуком св. Юсика, который, в свою очередь, был внуком св. Григория. Тесные отношения он поддерживал с ромеями, это верно, но вот о том, что антиарианские настроения могли раздражать Аршака, это не верно, мне кажется. Аршак был холоден к вере вообще, как и Пап, да и о сочувствии царя к арианству в хрониках Хоренаци и Фавста, как помнится мне, нет и следа. А посольство в Византию Нерсес возглавлял, даже два раза. После второго его и отправили в ссылку.
Цитата:После Нерсеса армянских католикосов больше не посвящают в Кесарии. |
Армянский Аноним - Автор-халкидонит Narratio de Rebus Armeniae расценивает уход армян из под Кесарийской юрисдикции - как нарушение "завета святого Григория", который закрепил АЦ за Кесарийским Престолом. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 26 Июня, 2009 - 09:25:05 |
|
|
|