Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Давид Анахт [Страниц (10): « 1 2 [3] 4 5 6 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Паруйр - это армянское имя Проэресия (Проэресием, видимо, его назвали уже греки в Афинах, т.к. известно, что он родился в восточной Армении, а значит имел арм. имя, - Паруйр) - это древнейшее арм. имя. В Армении был царь с именем Паруйр (6 век до Р.Х), он имел кроме арм. еще и фригийские корни. "Айказн" можно сказать еще и "Айказун", на древнеарм. - это "армянин". Т.е. "Паруйр Армянин". Как известно, философов-армян (да и не только) греки называли по происхождению, например - Тиранион Армянин, Давид Армянин ... Знаете, просто в арм. литературе (в частности в исторических трудах) Проэресия не назыают этим именем, а Паруйром. А, кстати, что с греч. значит Проэресий? Думаю, о Проэресии Вы знаете не меньше меня, биография о нем уже давно переведенна на русский яз, неговоря уже о греч. его жизнеописании. Я читал о нем у ученика его - Евнапия. Армянские источники о Проэресии ничего нового не дополняют в его биографию.

Ну и не только с Понта и Каппадокии приезжали к Проэресию, но и с самой Армении. Вы наверное знаете, что в афинских фил. школах того периода студенческие группы обычно делились либо на этнические, либо на идеологические. Вот одной из таких групп в школе риторов Проэресия была армянская. Кстати, об этом говорится в житии Василия Великого, об арм. студентах пишет и Григорий Богослов, в частности, как они не хорошо отнеслись к Василию, и как потом Григорий заступился за него... Евнапий упоминает еще др. преподавателей-армян (не помню их имена), близких родственников Проэресия. Но и в Понте и в Каппадокии было много армян, так что члены так называемой "армянской группы" могли быть уроженцами все трех регионов (плюс Армения); видимо, все-таки Проэресий сыграл определенную роль не только в греческой филосовии, но и в развитии армянсмкой, очень очень не случайно (!) что свв. Саак и Месроп отправили на учебу своих учеников в первую очередь в Афины (куда попали большинство их учеников), где уже было известно об армянах и их достижениях, где греки благоволили к армянам и относилисиь к ним, как к братьям; и знаете, что для перевода на арм. яз. с греческого греки открыли для армян все архивы и дали ученикам св. Саака и Месропа свои лучшие книги, так что армяне переводили не с копий, а с оригиналов! Много книг не сохранилось на греч. яз, но благодаря арм. переводам они дошли до нас и сохранились только в арм. текстах. А все это благодаря, я так думаю, именно Проэресию и его авторитету, а также его окружению. Конечно, роль свв. Саака и Месропа тут велика, но мы не должны забывать и о Проэресии!!! Но почему-то о его заслугах в этом отношении армяне не говорят, что обидно, ведь он также был христианином (даже если бы и не был)...

Я могу подтвердить, и плюс к тому, что Вы сказали --- "Между Кесарией и Арменией существовали налаженные культурные связи. Многие ученики из Армении, как Вы это показали, учились в Кесарии (что уж говорить, если сам Григорий Просветитель жил в Кесарии). Так вот. Во-первых, почему Проересий приехал в Афины. Раньше ведь все учащиеся стремились ехать учиться к своим учителям (это хорошо показывает Евнапий, а также по-моему об этом есть и у св. Григория Богослова). Да потому , что глава афинской риторической школы Юлиан был из Ксесарии. К нему и приехал Проересий, что вполне логично (если учитывать связи Армении с Каппадокией). То же самое, как мне кажется, и в отношении Каппадокицев (свв. Василия и Григория). Они приехали в Афины именно к Проересию! И все по той же причине: он был "своим". Вот так мне кажется. Если эти предположения справедливы, то мы с вами сделали маленькое открытие. По крайней мере мне эта гипотеза нравится.
Так что давайте быстрей выкладывайте Ваши армянские данные о Проересии и других!!!" --- это действительно маленькое, но - открытие !!!

Ну о Проэресии мы уже определились, теперь Вы знаете и об арм. имени его, а другие - это кто?

"хотя и не знали его (Давида Анахта) христианских сочинений (подробные сведения о которых я с нетерпением жду от Вас)" ---я непременно сообщу Вам о них (!), главное, чтобы его работы были бы в наличии в библиотеке арм. церк. Думаю, в начале недели уже сообщу Вам.

"Византийские комментаторы, кстати, знали, что Давид был христианин, хотя и не знали его христианских сочинений (подробные сведения о которых я с нетерпением жду от Вас). Они его даже называли: Δαβὶδ ὁ θεοφιλέστατος καὶ θεόφρων φιλόσοφος. Интересно также, что и соученик Давида Элиас (т.е. Илия) также был христианином. Где-то я встречал предположение, что даже Олимпиодор был христианином. Если сюда приплюсовать также Иоанна Филопона и Стефана Византийского - то вот Вам и александрийская школа неоплатоников!!!" --- а это уже очень интересно!!!

"Ну посудите сами, какой там неоплатонизм, если перечисленные авторы совершенно не разделяли основных неоплатонических концепций (т.е. не были ортодоксальными последователями Плотина, в отличие Порфирия, Ямфлиха, Симпликия и др.)? Это наверное просто чисто технический термин". ---Да, именно так. Потому и впоследствии александрийская школа богословия так славилась - Афанасий Великий (хотя изначально он был самоучкой), Кирилл Александрийский, ...

"Поэтому я из этого делаю далеко идущий вывод (может, он поспешный, конечно), что не было никакого искусственного привития неоплатонизма к христианскому учению (как думают многие ученые). По-моему все гораздо проще. Увидев, что язычество разлагается и само себя изживает (в самом деле,Ф посмотрите в каком болоте увязли последние платоники-язычники!), большинство ученых и философов просто постепенно перешли в христианство. (Что уж говорить о рядовых, когда даже схолархи и знаменитые учителя попринимали христианство!) А в виду того, что уже при Аммонии эта традиция стремилась к строгой научности концепций и не принимала всякую языческую мистику, то у ученых-христиан, видимо, не было особых трудностей с тем, чтобы продолжать разрабатывать научные вопросы, которые их интересовали, и в то же время быть христианами. Кстати, за это их ругали "платоники"-язычники, которые не могли понять, как это вдруг вся античная традиция (вкупе с Платоном и Аристотелем) стала вдруг достоянием христиан (полемика между Филопоном и Симпликием)." -- Да, я с Вами вполне согласен, искусственного привития не было, - это произошло естественным образом, мне так видится, тому благоприятствовали условия той эпохи. И вся антич. традиция и Платон и Аристотель были доведенны до совершенства христианами-ученными.

"PS. Вскоре буду мучить Вас в связи с Езником и Егише."---жду с нетерпением мучений и я уже готовлю Вам инфу о них.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 15 Ноября, 2008 - 23:46:24
diodoros


Протоспафарий


Проэресий - от греч. προαίρεσις (намерение, устремленность к чему-либо). Видимо, греки отметили его (Проэресия) устремленность к наукам. А что значит Паруйр по-армянски?
Цитата:
биография о нем уже давно переведена на русский яз, не говоря уже о греч. его жизнеописании

Это вы имеете в виду Евнапия, или что-то еще?

Цитата:
Да, именно так. Потому и впоследствии александрийская школа богословия так славилась - Афанасий Великий (хотя изначально он был самоучкой), Кирилл Александрийский

Нет. Александрийская школа богословия, как ни странно, никак прямо не связана с так наз. "александрийским неоплатонизмом". Александрийская школа богословия - это собственно герменевтическая традиция, идущая от Оригена (2-3 век). А "алекс. неоплатонизм" - это в узком смысле школа Аммония (как ее называют Татакис и др.) (это 4-5 века). Ее научная методология, как мы тут говорили, целиком затем перекочевала в Константинополь. Где и дополнила утвердившуюся там александрийскую богословскую традицию. (путаться тут нежелательно).

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 16 Ноября, 2008 - 19:34:21
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Паруйр с арм. значит - (в прямом смысле) "спираль", либо (в переносном) "извилистый".

Да, я имел в виду труд Евнапия.

"Нет. Александрийская школа богословия, как ни странно, никак прямо не связана с так наз. "александрийским неоплатонизмом". Александрийская школа богословия - это собственно герменевтическая традиция, идущая от Оригена (2-3 век). А "алекс. неоплатонизм" - это в узком смысле школа Аммония (как ее называют Татакис и др.) (это 4-5 века). Ее научная методология, как мы тут говорили, целиком затем перекочевала в Константинополь. Где и дополнила утвердившуюся там александрийскую богословскую традицию. (путаться тут нежелательно)" --- аа, вот как, понятно! Эх, надо учить историю философии, времени просто нет, а как интересно ведь!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 16 Ноября, 2008 - 23:48:27
diodoros


Протоспафарий


Цитата:
Эх, надо учить историю философии

В том-то и дело, что о том, о чем мы с вами говорим, в "историях философии" ничего не найдешь. Надо все собирать по крупицам. Так уж получилось, что западные ученые, взявшие в свои руки изложение истории древней и средневековой философии (а за ними и наши), доходят обычно до эллинистических школ, затем вкратце упоминают (и то не все) христианских авторов (таких как Климент, Василий и Григорий), после чего сразу перескакивают на Боэция. Потом очень тщательно пережевывают Августина, после которого, ничтоже сумняшеся, погружаются в схоластику 12 века (иногда предварив ее экскурсами в еврейскую и арабскую средневековую мысль - потому что эти традиции повлияли на Запад). Так что у них Восток полностью выпадает из поля зрения. Как будто его и не было! Все, что было между Августином и Абеляром - это видишь ли "темные века"! Ха-ха. На Западе - это и в правду были темные века (темнее уж некуда). Вот по этой схеме у нас и учили историю философии!
Правда в последнее время (буквально последнее десятилетие) в науке наметился интерес к Восточной (Византийской и др.) мысли. Однако он еще только в зачаточном виде. Только только ученые осознали, что, оказывается, в Византии (и вообще на Востоке) не было такого понятия как "средние века"! Потому что не было и эпохи Возрождения. Нечего было специально "возрождать" то, что никогда не забывалось, а жило и тщательно изучалось, создавая особую культуру, равной которой в то время нигде не было.

Первая известная мне попытка более-менее "нормального" изложения истории философии была предпринята недавно в издании Моники Канто-Спербер. Да и то там до Византии так и не доползли (ну, по крайней мере, сделали попытку, что уже хорошо)...

(Добавление)
Кстати, полезным делом занимается некий Richard Sorabji (профессор то ли в Оксфорде, то ли в Кингз Колледж), основавший серию The Ancient Commentators on Aristotle. Он просто понял, что надо сначала весь этот корпус перевести, а потом уже ждать изменения в мозгах. Поэтому он сел (образно говоря) и переводит, переводит (ну, там целая команда, которую он объединил). Только после того, как все переведется, а потом пройдет еще лет десять-двадцать, может кто-кто и напишет объективную историю философии.

Вот ведь. Умеют же эти англичане решать такие вопросы. У нас, наверное, это нереально. Как-то не умеем мы, что ли...

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 17 Ноября, 2008 - 11:17:38
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Инфа о Езнике, что и обещал Вам:

Св. Езник – один из знаменитых учеников свв. Месроба и Саака, выдающийся армянский философ-апологет первой половины V в. Был епископом областей Багреванда и Аршаруник. Св. Езник учился в Византии и Сирии. Является автором жемчужины армянской церковной литературы – «Опровержение ересей» (о добре и зле), в которой он выступает против дуалистического зороастрийского понимания добра и зла, как о двух субстанциальных начал всего существующего, против персидской религии маздеизма, против греческого политеизма, против стоического пантеизма, против атеизма Эпикура и других, против гностического дуализма (вечное существование материи наряду с Богом), против ереси Маркиона и т. д. Коротко говоря, книга в основном посвящена философскому обоснованию христианских догматов и критике языческих философско-религиозых учений. Создание книги - «Опровержение ересей» было продиктовано политическим положением Армении первой половины V века. В это время самостоятельности армянского народа угрожала Сасанидская держава, которая превратила иранскую официальную религию - зороастризм в мощное средство своей ассимиляторской политики. Св. Езник поставил себе целью философски опровергнуть эту, а также различные языческие религии и обосновать истинность Христианства, которое в то время служило орудием борьбы противперсидского ига за сохранение национальной независимости армянского народа. Св. Езник составил еще сборник сентенций и нравственных правил, извлеченных из Священного Писания и творений святых отцов. Св. Езник является поместным святым Армянской Церкви, и почитание его сохранилось только у армян, ввиду чего имя его не значится в календарях Православной Церкви.

Кстати имя Езник с арм. переводится как "бычок" Вообще, следовало сказать, что арм. анахореты и воски 4-5 веков нередко носили очень странные имена, типа Езник (бычок), Мрджуник (муравей),... что очень интересно.

Св. Егише то же, что имя Елисей, только в арм. звучании, - был одним из наиболее известных учеников святых Саака и Месроба. Вместе со святыми Моисеем Хоренским и Давидом Непобедимым он продолжил учебу в Египте, в Александрии, в знаменитой школе св. Кирилла Александрийского, где вероятно и стал его учеником. Совершил паломничество ко святым местам в Палестине. По преданию, св. Егише служил секретарем и воином у святого полководца Вардана Мамиконяна. После Аварайрской битвы (451 г.) он удалился с военной службы и принял монашество, удалившись в Моккские горы Армении. Вернувшись затем на некоторое время в мир, он снова отправился в горы, но в другую провинцию. Позже, когда слава о его святости разнеслась среди местных крестьян, он покинул те места и ушел в горы области Рштуник, в провинции Васпуракан, где и скончался в 480 г. Пещеру на горе, где св. Егише провел последние годы, уже тогда называли «Пещерой святого Егише». Там он составил свои знаменитые работы, среди них: история великой Аварайрской битвы, в которую вошло и повествование об Арташатском соборе – «О Вардане и войне армянской», один из шедевров художественной исторической литературы, толкования на некоторые книги Ветхого Завета, трактаты «О человеческой душе» и «Назидательное слово об отшельниках», «Явление Господа на горе Фаворе» и «Учение о Страдании, Распятии, Погребении и Воскресении Христовом», «О человеческой душе» и т. д. Произведения св. Егише оказали большое влияние на средневековую армянскую мысль. Память св. Егише празднуется ПЦ февраля 27 (11).


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Ноября, 2008 - 16:26:19
diodoros


Протоспафарий


Спасибо. Кстати, хотел спросить: что такое
1. Матенадаран
2. Васпуракан
Что за заповедные места и почему туда так трудно попасть (судя по жалобам некоторых ученых, на которые я наткнулся).

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 17 Ноября, 2008 - 20:34:46
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Матенадаран это институт древних рукописей в Ереване, это такое чудо и там всего-чего так много. Оо, трудно потому, что доступ к редчайшей информации и к ценным материалам там не у всех, видать "связи" нужны хорошие ...

Васпуракан - это древняя армянская провинция на востоке страны, также виз. фема. Сегодня часть Васпуракана в Турции, а часть в Иране. Но туда никак не трудно попасть, ну разве что может в Иран, и то сомнительно.

(Отредактировано автором: 10 Ноября, 2009 - 20:42:05)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 17 Ноября, 2008 - 22:14:40
diodoros


Протоспафарий


Спасибо, понял. Да, наверное это о Матенадаране говорят как о заповедном месте. А Васпуракан просто у меня выплыл откуда-то из подсознания.

Возвращаясь к Давиду. Разведка донесла об одном интересном издании его работ: A. K. Sanjian, ed., David Anhaght‘: The ‘Invincible’ Philosopher (Atlanta: Scholars Press, 1986). Так вот, там есть перевод на англ. его сочинения An Encomium of the Holy Cross of God, p. 81-100!

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 18 Ноября, 2008 - 11:21:49
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


An Encomium of the Holy Cross of God - переводится как "Восхваление Святого Креста Господня", или "Панегирик Святому Кресту Господню". А, ну вот видите, оказывается, что-то издавалось уже из его церковных работ (!), правда на английском языке, но главное есть. Я буду иметь ввиду его (!), спрошу свящ. Нарека и о ней тоже. Поищу в инете ее, и если найду, - переведу.

Да, и еще о работах Езника, точне о его церковных трудах -

Из сочинений Езника Кохбаци до нас дошли два отрывка из речи, обращенной к Месропу Маштоцу, и исследование «Книга опровержений ( о добре и зле)». Ему приписываются также «Вопрошение Арцана и ответ Езника Кохбаци», «Вопрошение Смбата, сына Ашота, и ответ Езника Кохбаци, армянского вардапета», «Сказанное Езником о днях сотворения мира» и «Полезные и душеспасительные поучения вардапета Езника Кохбаци».

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 18 Ноября, 2008 - 18:10:51
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Спрашивал на счет церк. трудов Давида Анахта в арм. церкви и, к моему огорчению, их там нет. И это вполне понятно почему. В советское время если и издавались труды Анахта, так только его философские трактаты, а церковные труды его не издавались, ибо они противоречили тогдашней идеологии Советского государства, ну а философия, - это совсем другое дело. И видимо в постсоветское время эти сочинения Давида Анахта не были актуальны ни в АЦ, ни в самом армянском обществе. Хотя на Западе армянская община активно работала на переводами (на анг. яз.)сочинений Анахта, Езника, Егише... Сдвиги в этом направлении в Армении начались совсем недавно. И слава Богу! Я объязательно буду иметь ввиду церковные работы Анахта!! По ходу дела буду наводить справки, ну а если в Армению попаду, то уж точно постараюсь хотя бы что-либо достать. Тем более есть человек там у меня, который мог бы помочь.

Буду иметь ввиду работы Анахта и на англ. яз.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Ноября, 2008 - 19:05:08
diodoros


Протоспафарий


Только не переводите с английского. Все-таки надо переводить с оригинала.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 21 Ноября, 2008 - 20:06:44
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


ок., как скажете. тогда будем искать только на арм. яз.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Ноября, 2008 - 20:53:46
diodoros


Протоспафарий


А как по-английски пишется Езник, Эгише? Спрашиваю на всякий случай, вдруг что попадется.

Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 21 Ноября, 2008 - 22:21:28
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Eznik Koghbatsi или Yeznik of Kolb

Yeghishé

Ну а если нет на арм. изданий, то хотя бы уш на англ., на худой конец

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Ноября, 2008 - 17:40:28
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Давид Анахт [Страниц (10): « 1 2 [3] 4 5 6 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0057 ]   [ Gzip выкл. ]