Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » св. Нерсес I Великий,­ архиепископ Великой Армении [Страниц (7): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Согласно Агафангелу (он был секретарём Тиридата) Лициний предложил греческому царю (очевидно, Диоклетиану) сделать Тиридата царём Армении. Григор, служивший царю, отказался поклониться богине Анаит, за что после пыток был брошен в тюрьму в виде ямы.

Далее Агафангел сообщает историю настоятельницы Гаянэ и её воспитанницы Рипсимэ, бежавших из Рима в Армению от Диоклетиана (тот хотел жениться на Рипсимэ). Они были убиты царём Тиридатом, который вскоре заболел и, по совету своей сестры Хосровидухт, освободил Григора из тюрьмы.

Помимо Агафангела источником по Григору является его житие, написанное Симеоном Метафрастом (Patrologia Graeca, vol.115, coll.941-996), но оно явно списано у Агафангела и является его греческим переводом. Византийские авторы ничего не пишут о Григоре. Мученичество Гайанэ и Рипсимэ описано в Менологии Василия под 30 сентября (Patrologia Graeca, vol.117, coll.79-80). Так называемая переписка между Григором и римским папой Сильвестром I является подделкой.

На Никейском соборе Григор не присутствовал, а будто бы послал своего сына Аристака. Я проверил по греческому списку присутствовавших на соборе - действительно, он там есть:
от Каппадокии - Леонтий Кесарийский, Евтихий Тианский, Эрифрий Тианский, Тимофей Кибистрийский, Элпидий Команский, а также хорепископы Горгоний, Стефан, Евдромий, Родон и Феофан;
от Малой Армении - Евлалий Севастийский и Евефий Саталон;
от Великой Армении - Аристакес Армянский и Акритес.

Вот в латинских списках есть расхождение. В части рукописей вместо Aristarces стоит Arsaphius Sobmon.

В коптском списке Малая Армения названа Великой и там добавлено два хорепископа - Евкромий и Феофан. А Великая Армения названа Другой и там два епископа, Ариртей и Арик.

Присутствует Аристакес и в сирийском списке, но в некоторых версиях назван Аретом. В арабской версии имя армянского епископа - Евтихий, тут явно спутали две Армении.

В армянском списке Аристакес из Армении есть.

Так что большинство списков подтверждают присутствие Аристакеса на Никейском соборе 325 г., что даёт крайнюю дату для занятия им епископата - 325 г. или несколькими годами позднее. Как известно, Григор отказался от места епископа и последние годы жил отшельником.




(Добавление)
Почему Кесарийский епископ не мог замещать армянского епископа на соборе?

1) Мне неизвестны случаи, когда старший епископ замещал младшего. Скорее уж должен приехать кто-то из той же епархии,например, местоблюститель.

2) Кесария - это провинция Каппадокия. А здесь Великая Армения, полузависимое от Рима царство. В списке епископов Никейского собора они в разных разделах, хотя и рядом: Каппадокия, Малая Армения, Великая Армения, далее следует Диоспонт или Еленопонт и Полемонов Понт.



(Добавление)
3) Мне кажется, что у армянской церкви всё же было особое положение. Она имела своего старшего епископа, которого только рукополагали в Кесарии Каппадокийской, но во всём остальном он был независим от Кесарии.

Да и армянский царь, как правило, стремился к самостоятельности от римлян, даже если и дружил с ними. Автокефалию бы он одобрил. Армения - не римская провинция.

Если бы у нас была переписка епископа Кесарии с армянскими епископами, то мы смогли бы это проверить. Само наличие окружного послания предполагает подчиненность (письмо старшего епископа диоцеза пересылается от одной подчиненной ему епархии к другой). Но, увы, придётся обойтись материалами Вселенских соборов.


(Добавление)
Первая дата - это когда Тиридат стал римским префектом и претендентом на царство, а вторая - реальная царская власть (то есть признали его не только римляне, но и какие-то из нахараров).

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 11 Июня, 2009 - 13:12:53
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Яма - эта и есть сегодняшний монастырь св. Григория Просветителя, названный также "хор вирап" - "глубокий ров" (на армяно-турецкой границе, у горы Арарат).

Об Аристакесе добавлю к выше сказанному Вами, что в некоторых док. он назван Аростаном, под эти именем он внесен и во Вселенский календарь («Христианство». Москва, 1995, т. III, сс. 576-698); а что интересно, - св. Аристакес почитается во Вселенской Церкви (не знаю сколько раз в армянском) два раза, как участник I Вселенского Собора в Никее и как сын (сщмч.) Григория Просветителя - декабря 1 (14) и сентября 30 (октября 13); кстати, сентября 30 день почитания и самого Григория Аршакуни.

Хочу сказать, что св. Аристакес занял кафедру архиепископа Великой Армении "на сорок седьмом году царствования" Тиридата, как повествует об этом Моисей Хоренский в своей «Истории», (если брать в расчет римскую дату Тиридата, получается) т.е. в 333 г. А как видно по истории и Житию Аристакеса, рукоположение во епископа Аристакеса его отцом, св. Григорием, произошло до I Вселенского Собора в 325 г. Если верить Хоренскому, получается, что до 333 г., т.е. до возведения св. Аристакеса в архиепископы Армении св. Леонтием Кесарийским (как и пологалось по церковным канонам), армянская архиепископская кафедра оффициально числилась за св. Григорием Просветителем, т.е. все это время (до 333 г.) Аристакес был в качестве местоблюстителя своего отца. Так я предполагаю.

Цитата:
Почему Кесарийский епископ не мог замещать армянского епископа на соборе?


Да нет же, я как раз-таки хотел сказать, что он мог замещать и имел на это все канонические права. Остальное я объяснил выше.

Цитата:
3) Мне кажется, что у армянской церкви всё же было особое положение. Она имела своего старшего епископа, которого только рукополагали в Кесарии Каппадокийской, но во всём остальном он был независим от Кесарии.


Вам абсолютно правильно это кажется! И в "Истороии" Фавста это прямо говорится. Хайрапет имел полную власть во внутренних делах АЦ, но ставился в Кесарии, его не мог и не имел права поставить собор армянских епископов, это право было нарушенно после смерти св. Нерсеса. Потому армяне-халкидониты поздних веков считали, что национальная Церковь Армении "нарушила завет св. Григория", который закрепил АЦ за Кесарийским престолом.

Вот свид. Фавста (кн V, гл. 29):

"После смерти патриарха Нерсеса царь Пап назначил на его место епископа Иусика, который был из рода маназкертского епископа Албиана. Приказал он ему занять место патриархов и иметь власть убитого им (Нерсеса), и он занял его место.
Но кесарийский архиепископ услышал, что великого патриарха Нерсеса убили и на его место назначили Иусика, без его повеления, вопреки прежнему обычаю, согласно которому везли к кесарийскому архиепископу для рукоположения. По этой причине кесарийский архиепископ весьма разгневался. Было созвано синодское собрание епископов Кесарийской области, которое написало гневную грамоту патриарху (Иусику). [174]
Также написана была грамота царю Папу и упразднена власть (армянских) католикосов (с установлением), что впредь армянский патриарх будет иметь право благословлять хлеб царской трапезы, но не будет иметь права рукополагать епископов для Армении, как искони было заведено. С того времени упразднилось право армянских (католикосов) рукополагать епископов, и с тех пор лица, предназначенные в епископы из всех гаваров и областей Армении, ездили в город кесарийцев и там рукополагались во епископы, ибо с того времени армянская страна лишилась этого права, и с тех пор не осмеливались рукополагать епископов; но тот, кто среди епископов был старшим, только садился выше и благословлял трапезу царей. А тот (Иусик) был христианином, но не осмеливался никого упрекать, ибо был труслив и покладист и только по воле царя достиг почета; он держался молча и спокойно во все дни своей жизни".

Т.е., кесарийцы даже запретили армянам рукополагать себе и региональных епископов для Армении. Все кандидаты должны были ехать в Кесарию для получения сана. Ограничили функции хайрапета Мец Хайка и в этом. Что это, как не наглядный показатель зависимости АЦ от Кесарии, при чем на основании арм. историка. Знаете, что удивительнее всего, так это то, что несмотря на эти свид., армяне утверждают, что национальная АЦ никогда не была в зависимости ни от кого (!), а то, что арм. архиепископ получал рукоположение о кесарийцев, они называют "доброй традицией". - бред какой-то, и не более.

Цитата:
Если бы у нас была переписка епископа Кесарии с армянскими епископами, то мы смогли бы это проверить. Само наличие окружного послания предполагает подчиненность (письмо старшего епископа диоцеза пересылается от одной подчиненной ему епархии к другой). Но, увы, придётся обойтись материалами Вселенских соборов.


Я так помню, что у Зиновия Глака (История Тарона) есть какие-то письма, но, к сожалению, у меня нет этой книги. Хотя, я проверю в др. книгах...

(Добавление)
Цитата:
Первая дата - это когда Тиридат стал римским префектом и претендентом на царство, а вторая - реальная царская власть (то есть признали его не только римляне, но и какие-то из нахараров).


Значит 3-ий год Диоклетиана и есть начало префектуры Тиридата, хотя Хоренский и оговоривается и называет это: "восшествие на престол"; думаю, нахарары эти были проперсидской ориентации и воевали на стороне персов?!

(Добавление)
Декабря 1 (14) еще почитается старший брат Аристакеса - св. Вртанес (след. епископ Армении).

Вот, нашел:

из Истории Тарона Зиновия Глака (с. 42-43) ("Сирийцы в Тароне" с. 18, Арутюнова-Фиданян), где приводится ответ св. Леонтия на вопросы Григория Просветителя, он пишет армянам:
"На месте Иннакнеан (буд. монастырь в Армении), которое, как говорят некоторые, благодатно, посели людей из духовного звания и установи для них порядок по образцу, который ты видел у нас. Также научись порядку отшельничества у святого Антона, который ничем не уступает первому Антонию. Еще одно, что я также считаю помощью тебе, - я убедил ученика св. Антона, Епифана, прийти в это же место Иннакнеан, взяв с собой 40 мужей-отшельников, одетых в рубища, благонравных и отрекшихся от мира; а Епифана сделай старшим над этими и остальными братьями. И создашь вечный образец, чтобы никто, в селах и городах, не соблазнился примером александрийцев, не строил бы каждый свой Божий храм и не отделялся бы от других. И собери на том месте около 100 мужей, определи им большие угодья, дабы могли удовлетворить нужды монастыря и чтобы сами монахи занимались лишь молитвами и подвижничеством".

Далее с. Леонтий поучает Григория не превращать церкви в жилье для священнослужителей, а поставить там "священников" и "хорепископов", определить для них угодья, построить дома для нищих, "чтобы не роптали на тех, которые придут лечиться, и на паломников, которые раположатся спать у дверей храма. Ну и т. д..... Иннакнеан - это знаменитый монастырь в Таронской области на высоте ок. 2000 м. на гористой местност Карке, назван в честь Иоанна предтечи, основание его было заложенно самим Григорием, этот и стал первым общежительным монастырем в Армении, первыми игуменами которого были сириец Зиновий Глак и указанный Епифаний...

А вот письмо св. Леонтия к армянам, которое приводит Агафангел. ПОсле того, как кесарийцы хиротонисали Григория, он возвратился с арм. ишханами в Армению, когда они и передали письмо Леонтия царю Тиридату со след. содержанием:

ОТВЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ

«Царя Великой Армении Трдата и царицу Ашхен и великую княгиню Хосровидухт и все население многочисленного народа Великой Армении, которое претерпело удары и было предостережено, сражено ударами и было увещано, перенесло страдания и укротилось, было потеряно и найдено, заблуждалось и было обращено, удостоилось внимания и полюбилось Господу, Леонтий, архиепископ и митрополит Кесарии Великой и весь священнический чин святой церкви — епископы, иереи, дьяконы и народ приветствуют в Господе.
Услышав о вашем животворном спасении Богом, мы с беспредельной радостью вознесли хвалу Господу за вас, за неиз¬менную славу Христа и за святых мучеников Божьих, которые появились среди вас и прославились в вашей стране. Дабы и вы, взирая на исход их пути, своей верой уподобились им, прослави¬лись и были увенчаны их венками.
Ибо Творец всего и всех стран, удостоивший людей назы¬ваться сынами Божьими, по своему благоволению наставляющий всех и [пребывавших] в напрасных суетных трудах, утешит и предоставит покой всем утружденным в Своем царствии небесном, ибо «иго Его, благо и бремя Его легко» (Мт. 11.30). Он берет под свою защиту, научает, дабы всех сподобить своего покоя.
Так как вы изначально не признали достойного, Он сразил вас недостойным жезлом, дабы вы, как бы сразу пробудившиеся ото сна, обретя трезвость, уразумели достойное. И поскольку вы не сумели уразуметь человеческое по-человечески, Он дал вам понять это нечеловеческим [путем]. И пренебреженный вами по незнанию, утвердил вас в непоколебимом знании, ибо «камень, пренебреженный вами, зиждущими, стал для вас главою угла» (Деян. 4.11).
И тот, кого вы отказом разгневали, [с тем вы] со слезами примиритесь. И Тот, перед кем вы сомкнули глаза свои, считая Его мраком, взошел, открыл и осветил ваше зрение, сбросил с вас облачение языческого мрака и облек вас в лучезарный хитон. А тот, кого [вы] почли за безумца и желали погубить, был дан вам как вразумитель, он же был дарован вам как [предводитель], нашедший [путь к спасению].
Увидев столь чудесного мужа и услышав о его великих чудесах, сотворенных с вами, мы погрузились в глубины любви Божьей, как нагромождение волн — в пучину вод. Непрерывным прославлением и сверх того неумолчными устами и неустанными речами мы благословили благодетеля, чудотворца и дарителя милостей Господа нашего Ииcуса Христа, передав Григору нетленный дар Святого Духа, которым и вы сподобитесь милости приветствия царствия небесного. И нас, далеких от вас телесно, но близких по духу, помяните в ваших новоспелых молитвах, в дарованном вам спасении, особенно когда с радостью будете отмечать память святых.
Да будет нерушим обет, заключенный между нашими двумя краями, дабы щедрость наша к новотворному первосвященству вашей страны оставалась неизменной в нашей Кесарийской церкви, откуда вы и распорядились получить спасительное рукоположение. Таким образом нетленные таинства будут раздаваться вам мученической десницей дарованным обновлением через крещение и крест Спасителя, животворное тело и искупительную кровь Христа, через благословение нарождающегося священства. Благодаря этому и вы, вознесясь, смешаетесь с молитвоисторгающими вечными [спутниками] в воинстве спасенного Христом полка. Здравствуйте во Христе и вечно наслаждайтесь спасением в Господе».

Кажется, это неплохой материал...


(Отредактировано автором: 11 Июня, 2009 - 15:21:55)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Июня, 2009 - 14:00:29
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Выбор Иусика в качестве преемника Нерсеса вполне логичен.

Пап опасался чрезмерного могущества армянской церкви. Среди армян ещё достаточно многие придерживались язычества, уничтожение Нерсесом языческих святынь и его запрещение древних обычаев вызывало недовольство не только у простого народа, но и среди знати. Последнее вполне могло привести к потере Папом царской власти. А Юсик, судя по его характеру, мог проводить те же реформы в более мягкой форме.

Кроме того, Юсик уже исполнял некоторое врямя назад должность местоблюстителя при Нерсесе (примерно в 362-363 гг.), так что его умение управлять епархией было проверено.

Если бы язычники писали жития и мартирологи, то непременно бы объявили Нерсеса вторым Децием и Нероном, безбожником и гонителем древнего благочестия.

Как можно видеть, и преемники Юсика тоже были из его рода. К Грегоридам епископство вернулось только один раз - к сыну Нерсеса, а потом они потеряли его навсегда, хотя род и продолжал существовать. Видимо, Грегориды потеряли влияние в связи с разделом Армении между Византией и Сасанидами и утратой кесарийскими епископами контроля над частью, доставшейся персам.


Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 12 Июня, 2009 - 08:45:53
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Все дело в том, что Юсик вообще ничего не делал, никаких реформ, и ничего подобного; такой именно человек,"послушный" и "покладистый" необходим был Папу, которого он и нашел в лице Юсика Албианида; тем более, что Пап войшел в свойство с персами, которые выступали покровителями Албианидов;

Цитата:
Если бы язычники писали жития и мартирологи, то непременно бы объявили Нерсеса вторым Децием и Нероном, безбожником и гонителем древнего благочестия.


Эт точно...

Кстати, да. Когда в 387 г. произошел раздел Армении, часть ее, доставшаяся персам, так и осталась в неподчинении Кесарии с центром в Вагаршападе, а часть, которая отшла к Византии, примкнула обратно к Кесарийскому престолу, и уже на всегда, тому свид. присутствие армянских епископов на Вселенских Соборах, в качестве византийских.

Вот, что я накопал тут.

По Хоренскому св. Григорий "взошел на престол святого апостола Фаддея в семнадцатом году царствования Трдата" (кн. II, гл. 91), если учитывать во внимание то, что в 286-287 гг. Тиридат стал префектом Армении (но Хоренский воспринял это как восшествие на престол царский), а в 298 (299) приял титул царя, то получается, что св. Григорий стал архиепископом Великой Армении в 314 (или 315) г., что и есть 17 год царя Тиридата (если вести счет от оффицальной даты - 298), тут, плюс-минус, один год не стыковки, что могло быть ошибкой Хоренского; а это, замечу, стыкуется и согласует с византийскими данными и Агафангелом; Агафангел сообщает, что епископ, хиротонисавший Григория, был св. Леонтий глава Кесарийской митрополии, котороый (по византийским хроникам) принял кафедру в 314 г. и никак не ранее. Это точная дата воссшествия на престол церковный св. Григория, ибо и в научном мире принята эта дата - 314 г., как год хиротонии и воссшествия, а также крещения Армении. Эта дата - соответствует действительности, но никак ничем не обоснованная дата, приводимая армянскими церковниками - 301 г. Нет абсолютно никаких оснований утверждать это.

Далее продолжает Хоренский "Таким образом, от начала его (т.е. Григория) священничества — семнадцатого года царствования Трдата, до времени, после которого он более никому не являлся — сорок шестого года, насчитывается тридцать лет". 46-ой год Тиридата - это 333 г. (там же). "Вслед за ним (правил) Аристакес — девять лет, от сорок четвертого года Трдата до пятьдесят третьего года", т.е. Аристакес оффициально занял кафедру в 331 г. (44-ый год Тиридата) по 340 г. (53-ий год Тиридата). Вот Вам и точная дата правления св. Аристакеса кафедрой армян.

Тут не стыкуется только "тридцать лет"; однако, если брать во внимание 286 г., как дату начала правления Тиридата, тогда получается, что Григорий воссел на престол в 303 г. (что есть 17-ый год Тиридата), а соответственно 333 г. - это 46-ой г. Тиридата, - вот и наши "тридцать лет" сели на место. Как же быть? Мне кажется, что сам Хоренский хоть и называет 286 г., как начало царствования Тиридата, но иногда дает даты его правления исходя из даты оффициального признания Тридата в 298 (299), а иногда исходя из даты начала его префектуры - 286 г. Вот отсюда и вся путанница. Иначе сам Хоренский противоречит Агафангелу и византийским данным - в связи с личностью св. Леонитя, рукоположившего Григория и датой начала епископства самого св. Леонтия в 314 г. (314-337). Хоренский, кажется, все и путает сам.

Еще раз полный текст, чтобы Вы имели его под рукой: "Но хотя он (Григорий) и поселился там, однако время от времени появлялся и обходил страну, укрепляя в вере своих последователей. Но после того как сын его Аристакес вернулся с Никейского собора, святой Григор перестал являться кому-либо. Таким образом, от начала его священничества — семнадцатого года царствования Трдата, до времени, после которого он более никому не являлся — сорок шестого года, насчитывается тридцать лет". (кн. II, гл. 91). Судите сами...


До этого Аристакес был местоблюстителем своего отца, который уже со времени Вселенского Собора в Никее, т.е с 325 г., лишь номинально занимал престол, хотя Агафангел пишет, что Григорий время от времени спускался с гор (места своего подвижничества) и навещал своего сына, т.е. совершенствовал сына своего Аристакеса в умении правильно править и смотреть за церковными делали, короче, учил его епископству; утвердив сына окончательно, Григорий возвратился в горы и никому более не являлся. По некоторым данным блаженную кончину Григория датируют 335 годом. Выше Вы писали, что Григорий, должно быть, родился в 250 г. В др. источниках я читал, что рождение св. Григория относят к 239, а мне также известно, что он прожил двольно-таки долго - около 96 лет (не помню кто из историков пишет об этом). Если верить данным о 335 г., то отняв от 335 - 96 = мы получаем 239 г.

Если учитывать, что смена династии в Персии произошла в 226 г., когда Арташир Сасанид убил парфянина Артавана Аршакида, брата армянского царя Хосрова, который в течение 10 лет (11 лет у Хоренского) опустошал персидские земли, мстя за пролитие братской крови, то мы получаем - 226 + 10 войны = 236, после чего Арташир созывает совет на котором парфянин Анак соглашается помочь Арташиру (который пообещал ему много "милостей") войдя в доверие Хосрову и убить последнего, со всем домом своим едит в Армению ко двору Хосрова, обосновывается там и живя тут, входит в доверие царя, впоследствии убив его. Мне видится, что на все это предприятие и цель, которые Анак (с помощью Арташира) поставил перед собой, т.е. прибыть в Армению, войти в доверие к царю (как к сородичу) и т.д., требует не одного года; хотя бы пару лет уж точно, чтобы у армянского царя и его окружения исчезли бы всякие подозрения и сомнения на счет Анака. Вот в этот период пребывания Анака в Армении и рождается у него св. Григорий (в армянкой обласи Артаз, ныне тер. Ирана). Можно предполагать (осторожно замечу), что речь тут идет о 238 или 239 гг., или иначе: 226+10=236+2 или 3=238 или 239. Не очень ли смелое размышление?

я думаю можно продолжить расследования, взяв за основу теперь 340 год, ибо "Его (Аристакеса) преемником, начиная с пятьдесят четвертого года Трдата и далее, был старший брат его Вртанес". Значит св. Вртанес, старший сын Григория, занял кафедру в 341 году - соответствует 54-ому году Тиридата.

Какие предложения, можно взять эту дату, как основу, и строить на ней дальнейшие расследования?



(Отредактировано автором: 12 Июня, 2009 - 17:09:31)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 12 Июня, 2009 - 10:43:41
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » св. Нерсес I Великий,­ архиепископ Великой Армении [Страниц (7): « 1 [2] 3 4 5 » последняя страница ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0069 ]   [ Gzip выкл. ]