|
|
|
|
|
|
|
Narses Ermeni Сейчас работаю в Москве в Историчке. Короче, по Армении довольно много всего. Нашел перевод на русский сочинения Егише, которое меня интересовало (даже вроде два сочинения - выписал, посмотрю). Кстати, переводил его все тот же Чалоян. Он же написал Историю Армянской философии. По Давиду Анахту много интересного. Оказывается, книга Философия Давида Непобедимого (ФДН) и сборник докладов на научной конференции 1980 г. - не одно и то же! А уж об исторических сочинениях по Армении и говорить не приходится. Есть история Тарона (Вы как-то говорили, что Давид - из Тарона). Ну, а напоследок я Вам приготовил сюрприз. В 80-е гг. под редакцией Аревшатяна вышел том переводов с арм. яз. Житий древнеармянский святых!!!
Marcellinvs Судя по тому, что есть в Исторической библиотеке, по Себеосу, кроме того, что тут упоминалось ничего больше нет. Повторю. Это старый перевод Патканьяна. Перевод Малхисянца (1939 г.), который любезно выложил Ашхар. Малхисянц же издал критический текст Себеоса на арм. яз. и сделал перевод на новоармянский. А серьезную научную работу по Себеосу написал Абгарян (1963), о котором говорил Nerses. Это - докторская диссертация, но она на армянском. (: Короче, надо учить армянский. Пусть Nerses нас тут прям и учит... |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 10 Февраля, 2009 - 12:13:43 |
|
|
|
|
|
|
diodoros
Вот это даа! Значит надо Чалояна исследовать. Да, да - - Давид именно из Тарона был, селение Нергин. Так Егише я могу Вам выслать по почте, только перевод Иосифа Орбели. Древнеармянских житий? Это случайно не "Армянские жития и мученичества с 5 по 17 вв." Тер-Давтян (под ред. Аревшатяна), "Наири"? А есть ли какая инфа по Феодору Гаврасу?
(Отредактировано автором: 10 Февраля, 2009 - 14:43:18) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Февраля, 2009 - 14:41:35 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Это случайно не "Армянские жития и мученичества с 5 по 17 вв." Тер-Давтян (под ред. Аревшатяна), "Наири"? |
Да, именно эта книга. Значит, она Вам известна. Кроме нее еще тот же (та же) Тер-Давтян издал (-а) более обширные переводы в нескольких выпусках. Наз. "Памятники армянской агиографии". Но туда, кроме халкидонитов, входят и монофизиты, по-моему.
Цитата:Так Егише я могу Вам выслать по почте, только перевод Иосифа Орбели |
А что за Иосиф Орбели. Мне известен перевод Чалояна. Также выяснил, что был еще другой пер. на русский: Езник Кохбаци. Книга опровержений. Пер., предисл., прим. Г.М. Налбандяна. Ереван, 1989. Она есть в Ленинке в микрофильмах. Еще одна книга по Езнику: Des Wardapet Eznik von Kolb wider die Sekten. Aus dem Armenischen ubers. und mit Einl., Inhalts - Ubersichten und Anmerk. vers. Jos. Mihael Schmid. Wien, 1900.
Бартикяна - то, что Вы ищете, - чего-то пока не нашел(( Бартикян есть следующее:
О значении завещания Евстафия Воилы (1059 г.) для изучения истории Армении и Грузии в эпоху Византийского владычества (XI в.). М. 1960. 10 с. Источники для изучения павликианского движения. Ереван, 1961 (кандидатская дисс.). Византийский эпос и Дигенисе Акрите и его значение для арменоведения. Ереван, 1970 (докторская). - но в историчке только автореферат Кстати, где-то встретил инфу, что Егише, кроме известной истории, написал еще какие-то богословские сочинения. Не могли бы разузнать?
(Отредактировано автором: 11 Февраля, 2009 - 15:32:23) |
|
Всего записей: 246 : Дата рег-ции: Сент. 2008 : Отправлено: 11 Февраля, 2009 - 15:30:57 |
|
|
|
Ашхар
Спафарокандидат Откуда: СПб
|
|
|
|
Narses Ermeni
К сожалению, армяно-византийская контактная зона у меня только в виде книги. Может быть потом как-нибудь отсканирую. Работу Бартикяна "О византийской аристократической семье Гаврас" никогда не встречал. Хотелось бы где-нибудь встретить другую книгу Бартикяна Р. М. "Источники для изучения истории павликианского движения" Ереван, 1961, но тоже, к сожалению, нигде не видел. Меня больше интересует византийская история периодов VII в., аморейской и македонской династии, там и армянское влияние в истории Византии достигает максимального уровня, а потом при Комнинах, Ангелах, Палеологах, насколько я понимаю, уже одни греки, сербы и итальянцы.
Еще вроде есть работа Бартикяна Р. М. Хронография Матфея Эдесского о Грузии и грузинах //Византиноведческие этюды. Тбилиси. 1975. Только я не знаю, она русском или на грузинском. |
|
Всего записей: 134 : Дата рег-ции: Окт. 2006 : Отправлено: 11 Февраля, 2009 - 16:58:47 |
|
|
|
|
|
|
diodoros Цитата:Кстати, где-то встретил инфу, что Егише, кроме известной истории, написал еще какие-то богословские сочинения. Не могли бы разузнать? |
Егише писал толкования на некоторые книги Ветхого Завета, трактаты «О человеческой душе» и «Назидательное слово об отшельниках», «Явление Господа на горе Фаворе» и «Учение о Страдании, Распятии, Погребении и Воскресении Христовом», «О человеческой душе» и еще пару книг. Но я не интересовался ни одной из них, и не знаю издавались ли они вообще.
Иосиф Орбели выдающийся ученный, академи, профессор, ну и т.д. в СССР. Мне кажется, что его перевод должен быть даже лучше.
Мдаа, видать, работа Бартикяна о Гаврасах вещь редкая! ( Но работы Бартикяна меня интересуют все, т.к. этот человек составлял свои монографии на основе тщательных и скрупулезных исследований. И вообще - он один из лучших византинистов.
Эти Жития у меня есть. Цитата:Наз. "Памятники армянской агиографии". Но туда, кроме халкидонитов, входят и монофизиты, по-моему. |
Не думаю, чтобы там было что-то, что не известно мне.
Ашхар
Цитата:К сожалению, армяно-византийская контактная зона у меня только в виде книги. Может быть потом как-нибудь отсканирую. |
Если отсканируете как-нибудь, очень попрошу Вас сообщить мне. Буду Вам глубоко признателен!
Цитата:Работу Бартикяна "О византийской аристократической семье Гаврас" никогда не встречал. | До недавнего времени она продавалась на вернисаже в Ереване (друзья сообщили оттуда). Если Вы живете в Ереване, можете поинтересоваться ею там.
Цитата:Меня больше интересует византийская история периодов VII в., аморейской и македонской династии, там и армянское влияние в истории Византии достигает максимального уровня, а потом при Комнинах, Ангелах, Палеологах, насколько я понимаю, уже одни греки, сербы и итальянцы. |
При Македонской династии это просто был апогей армяно-византийских отношений во многих сферах. Ну так почему же, например в истории Анны Комнины (при императорской династии Комнинов) мы весьма часто встречаем армянских патрициев, духовных лиц и воинов в Византии. Они были и в Морейской империи и в Никейской также, как помню. Но с 12. в. влияние армян, конечно же, все слабеет и слабеет.
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Февраля, 2009 - 20:08:51 |
|
|
|
Ашхар
Спафарокандидат Откуда: СПб
|
|
|
|
Narses Ermeni
Я живу в Питере, а из Еревана просто прислали несколько книг, в частности, Себеоса в переводе Малхасянца. Там эти книги действительно покупали на Вернисаже. Насчет влияния армян в Византии мне думается, что до вторжения сельджуков, пока греко- и армянонаселенные области находились в одном государстве, влияние было огромным, в частности, во многом благодаря армянскому населению и знати на службе империи удалось остановить, а потом победить арабов. А после 1071 г., т.е. после вторжения сельджуков, когда области Великой Армении оказались отрезанными от греконаселенных областей, а те в свою очередь от армянской Киликии, армянское население перестало играть такую важную роль в жизни Византии, и население ее становится в основном греко-славянским. Хотя, конечно, остатки армянской знати сохранялись, особенно при Комнинах, и вообще до 1204 г. Потом же при Палеологах об армянах в жизни Византии уже почти и не удается прочитать. |
|
Всего записей: 134 : Дата рег-ции: Окт. 2006 : Отправлено: 11 Февраля, 2009 - 20:44:46 |
|
|
|
|
|
|
Да, битва при Манцикерте (1071 г.) сыграла свою роль в этом отношении. Но не будем забывать, что существовали и такие византийсские вассалы (по сути они были полководцами Империи) как Филарет Варажнуни, Габриэл Мелитинский, Торос Эдесский и т.д. - халкидониты, поддерживавшие связи с Византией в 11-12 вв.; да и в церковных кругах армяне-халкидониты встречаются в истории византийцев аш до второй половины 14 в., такие мыслители как Георгий Вардан, митрополит острова Керкира (Корфу), известный богослов и ученный муж; знаменитый виз. математик и ученный Артавазд Николай Рабдас из малоазийской Смирны... |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Февраля, 2009 - 22:53:00 |
|
|
|
|
|
|
Ашхар Большое спасибо за информацию и за выложенный перевод Малхасянца! Будет время - обязательно сравню текст прежнего и данного перевода.
(Добавление) diodoros И Вам также спасибо за продолжение темы, хотя столь подробно во взаимоотношения и взаимовлияние Армении и Византии я пока не углублялся. Успехов Вам в Ваших изысканиях!
Narses Ermeni И Вам спасибо за информацию и комментарий. К сожалению, кроме сочинения Себеоса в старом переводе похвалиться наличием исследовательских работ и изданий источников по Армении не могу, несмотря на желание Вам помочь. Успехов! |
|
Всего записей: 212 : Дата рег-ции: Дек. 2008 : Отправлено: 12 Февраля, 2009 - 12:05:17 |
|
|
|
Ашхар
Спафарокандидат Откуда: СПб
|
|
|
|
Narses Ermeni
По-поводу книг Арутюновой-Фиданян есть такой известный сайт, где продают много хороших книг, он называется alib.ru. Так вот по поиску книг Арутюновой-Фиданян там прямо сейчас выставлены на продажу книги, которые можно найти по этой ссылке: http://www.alib.ru/find3.php4?tfind=%C0%F0%F3%F2%FE%ED%EE%E2%E0-%D4%E8%E4%E0%ED%FF%ED
Среди всех книг две книги о армяно-византийской контактной зоне.
А по поводу участия армян в политической, военной и иной жизни Византии я думаю, что, конечно, если они хотели позиционировать себя в качестве игроков на византийском поле, то они должны были бы быть скорее всего греко-православными, чтобы найти лучший контакт с остальными участниками, например, с греками, исаврами, сирийцами, болгарами и другими народами. Какое-либо противопоставления себя в религиозном отношении привело бы к самоизоляции и потере влияния. Армяне в империи прежде всего относились к военному сословию, причем не к пришедшему извне, как позже каталонцы, итальянцы, варяги и другие, а как местное ромейское население, и если бы они утверждали иную разновидность христианской веры, т.е. строго придерживались бы армяно-григорианской веры, то они бы не смогли так успешно утвердиться в политическом и военном поле империи, так что они как минимум на этом вопросе не акцентировали внимание, а скорее всего были просто греко-православными. Ведь армяне стали возвышаться еще при Юстине I и при Юстиниане I, как Нарсес, Артавазд и другие. Потом куча армян была при Ираклии, потом разные полководцы при исаврийской династии, потом император Лев V Армянин, Василий I, Роман Лакапин, весь род Куркуасов, включая Иоанна Цимисхия, род Фок, Варда Склир, в общем очень много. Нельзя же подумать, что Иоанн Цимисхий был кем то иным, кроме как греко-православным. Хотя и армянином-халкедонитом его же тоже не назовешь. Он же все таки император, хотя и армянского происхождения. |
|
Всего записей: 134 : Дата рег-ции: Окт. 2006 : Отправлено: 12 Февраля, 2009 - 17:18:18 |
|
|
|
|
|
|
Ашхар
Большое спасибо за сноску!
Да, ведь среди этого же военного сословия были ии истые халкидониты, как и карьеристы, которых просто волновала их профессия, халкидонитство для таковых было второстепенно. Короче, были разные халкидониты.
Цитата:Какое-либо противопоставления себя в религиозном отношении привело бы к самоизоляции и потере влияния. |
Да, точно, так и есть, хотя ок. 10 в. и после на службу Византии приглашали уже и воинов из нехалкидонитов-армян, и конечно же, их было все же меньше чем халкидонитов, просто на то время ромеи испытывали кризис в военных кадрах. Воин-армянин, спасший имп. Василия 1 в бойне с павликианами был монофизит Феофилакт Авастакт, дед имп. Романа Лакапина, который, чтобы сделать карьеру при императорском дворе должен был перейти в православие, на что, кстати, и намекает в своем труде император-историк Константин 7 Порфирородный.
Цитата:Армяне в империи прежде всего относились к военному сословию, причем не к пришедшему извне, как позже каталонцы, итальянцы, варяги и другие, а как местное ромейское население, и если бы они утверждали иную разновидность христианской веры, т.е. строго придерживались бы армяно-григорианской веры, то они бы не смогли так успешно утвердиться в политическом и военном поле империи, так что они как минимум на этом вопросе не акцентировали внимание, а скорее всего были просто греко-православными. |
Я думаю, что в Византии были и местные и пришлые армяне-воины, и это видно из истории отдельных армяноромейских семей. Например род Фок, основателем которых был доместик схол Никифор Фока Старший, род. в Армении, но перешедший в столицу, где род. Вардан Фока, потом его сын, буд. имератор НИкифор Фока 2, и так по цепочке они уже были местными, хотя Никифор Старший был пришлым. А род императрицы св. Феодоры, востановившей иконопочитание в 843 г., вообще был из Пафлагонии и предки ее (отец друнгарий Марин и мать Флорина и их предки) из покон веков жили в виз. Малой Азии...
Я могу Вам назвать много имен полководцев - ревностных халкидонитов таких как Мжеж Гнуни при Ираклии, который все хотел восстановить Аванский католикосат, хотя имп. Ираклий ограничился и тем, что католикос Езрас признал Халкидон. Полководцы Мануил и Варда при св. Феодоре и многие иные. Хочу сказать, что там были совершенно разные люди и разной духовности.
Ну, они все были армянами-халкидонитами, но осознавали себя более ромеями, и Цимисхий и остальные. Они были и теми и другими просто кто в большей степени осознавал себя армянином, а кто в меньшей, но ромеями осознавали себя ВСЕ.
А вообще, по-моему, я с Вами согласен
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 12 Февраля, 2009 - 21:34:34 |
|
|
|