Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Монофизитство в Византийской­ Империи [Страниц (14): [1] 2 3 4 » последняя страница
movedПродолжение темы (перемещена)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Споры в Византийской Империи и Церкви о Халкидонском Соборе, а точнее об оρος’е составленном отцами Собора, подготовили церковное отпадение восточных регионов Империи: Египта, Палестины, Сирии и Армении (а также Абиссинии). Но более продуманная и дальновидная политика византийских императоров к восточным народам могла бы предупредить и это религиозное отчуждение, и отпадение, так как им политически приходилось играть на двух направлениях: на византийском и персидском, и особенно Армении, исходя из ситуации, поддерживать то одного, то другого из двух сильных соседей.

Никакая иная имперская ересь не отразилась так отрицательно на судьбе Византии и самих восточных народов, как монофизитство, преданное анафеме Халкидонским Собором, ставшая впоследствии одной из причин гибели самой Византии и, приведшая к рабскому статусу греков, армян и остальных христиан в эпоху мусульманского владычества.

Профессор В.В. Болотов считает, что причина разделения Православной
Церкви и Церквей восточных христиан заключается в сознательном
подчеркивании последних своего национального характера и упорном
отстаивании своей христологии: «Замечательно, - пишет В.В. Болотов, -
что от греческого монофизитства не осталось и следа; существуют
монофизиты – сирийцы, монофизиты – копты, монофизиты – абиссинцы,
монофизиты – армяне. Национальная грань оказалась рубежом, отделившим
их от Православия. И совсем не передовые расы стали под монофизитское
знамя – нет! Обломки цивилизаций древних и угасших, народности, едва
затронутые культурой... Уже по этому одному невероятно, чтобы эти люди
руководствовались глубоким постижением монофизитской доктрины в ее
тончайших отличиях от Православия» (Болотов В.В. Из церковной истории
Египта.// Христианское чтение. 1884. ч. 2, с. 585).

Подобное пишут и некоторые др. ученые-историки...

Согласны ли Вы с подобным мнением? Было ли монофизитство самой пагубной ересью в Империи, ставшая одной из причин гибели Державы ромеев?
Факт, что до сих пор сирийцы, копты, армяне и эфиопы (в своем подавляющем большинстве) стоят в оппозиции Халкидону.



(Отредактировано автором: 10 Июля, 2009 - 18:39:16)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Июля, 2009 - 18:28:56
Horst


Протоспафарий


Перефразируя Ш. Сеньобоса, можно сказать, что задавать себе такие "вопросы очень полезно, но отвечать на них очень опасно". Несомненно,
Цитата:
что причина разделения Православной
Церкви и Церквей восточных христиан заключается в сознательном
подчеркивании последних своего национального характера

Но восточные христиане - это не
Цитата:
Обломки цивилизаций древних и угасших, народности, едва
затронутые культурой

Последнее утверждение скорее относится к германцам, славянам и кельтам V - VI вв.; что же касается сирийцев и египтян, то их культура едва ли уступала греческой. И почему
Цитата:
невероятно, чтобы эти люди
руководствовались глубоким постижением монофизитской доктрины в ее
тончайших отличиях от Православия

К сожалению,
Цитата:
продуманная и дальновидная политика византийских императоров к восточным народам

воспринималась противоборствующими сторонами как измена православию. Восток погубила не ересь, а взаимная нетерпимость.

(Отредактировано автором: 11 Июля, 2009 - 09:21:15)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 09:17:21
христич


Севаст
Откуда: Москва


Horst
Цитата:
Восток погубила не ересь, а взаимная нетерпимость.

Вообще-то определение "ересь" и подразумевает нетерпимость к тому, либо иному течению в, например, христианстве, возникшее в результате разногласий при толкованиях Священных текстов...

Что касаемо собственно "терпимости", то опять же, к примеру, какая может быть терпимость к "христианам"- мормонам, отрицающим божественность Бога-Сына? И чем дольше по времени, тем дальше этот отколовшийся осколок отдаляется в своих помыслах и действиях от Церкви. Ну, не мне Вам по этому поводу лекции читать.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 11:51:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Христич

Цитата:
И чем дольше по времени, тем дальше этот отколовшийся осколок отдаляется в своих помыслах и действиях от Церкви. Ну, не мне Вам по этому поводу лекции читать.


Верное замечание.

Horst

Обломки цивилизаций древних и угасших, народности, едва
затронутые культурой


В.В. Болотов тут имеет ввиду уже угасшую ко времени гегемонии Восточно-Римской Империи культуру коптов, урартов (которым наследовали армяне), ассирийцев и эфиопов-абиссинцев. И египетская и ассирийская философия уступала гречечской, причем во много раз; факт, что христианское богословие имеет греческую языковую основу, но не египетскую и ассирийскую. Именно греческая философия систематизировала и собрала христианскую мысль в единное целое.

И тут автором имеется ввиду совершенство культуры греческой, т.к. именно греческая философская мысль приблизилась к правильному пониманию монотеизма и вкупе (впоследствии) с Христианством породило красоту и совершенство христианского богословия, чего не смог сделать ни Египет, ни Ассирия. Сегодня хоть и нет Византии, но именно на византийском (восточно-римском) богословиии основаны и стоят сегодня практически все Поместные Православные Церкви.

Цитата:
Последнее утверждение скорее относится к германцам, славянам и кельтам V - VI вв.; что же касается сирийцев и египтян, то их культура едва ли уступала греческой. И почему
Цитата:невероятно, чтобы эти люди
руководствовались глубоким постижением монофизитской доктрины в ее
тончайших отличиях от Православия


Да потому, что им 1) необходимо было отколоться от Вселенской Церкви, создав свою национальную, а прчины этого можно искать в психологичеко-политических проблемах этих восточных народов, 2) - им нужна была причина, они ее и нашли в лице Халкидона, т.е. отмежевания от него, ведь совесем не просто так замечает профессор Болотов, что "от греческого монофизитства не осталось и следа". Это говорит о многом (!), ибо - главное- 3) - подавляющее большинство этих представителей восточных народов не владело греческим языком, да и не имело желания, видимо (!?), они и сегодня (крайне) негативно относятся к нему, в чем я мог убедиться лично, общаясь с ними (!); в то время как греческие монофизиты изжили сами себя - Восток Империи бушевал, а почему? Ответ дан выше.

Они даже не хотели вдаваться в тонкости греческого языка, чтобы понять и разобраться в них. Считая себя правыми (а потому прокляв и Евтихия и Халкидон), их волновала другая проблема, - им необходимо было отделения, которому тщательно помогали персы, потом арабы, а потом как и уважаемый Христич заметил Цитата:
И чем дольше по времени, тем дальше этот отколовшийся осколок отдаляется в своих помыслах и действиях от Церкви.


Цитата:
воспринималась противоборствующими сторонами как измена православию.


Да, это так, так эта политика и воспринималась, но опять-таки мы возвращаемся к исходной позиции: греческое монофизитство - исчезло очень быстро, а монофизитство названных народов продолжается до сих пор.

(Отредактировано автором: 11 Июля, 2009 - 13:01:42)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 12:19:02
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Одно вероисповедание само по себе не несет особой угрозы другому верованию, если в процессе противостояния не проявляются процессы, которые могут повлечь разрушительные последствия как минимум одной из религий.
Другими словами, монофиситство не может поколебать устои православной церкви напрямую.

Непонятно, каким образом монофиситство причастно к гибели империи. Если монофиситство вызывало к жизни центробежные тенденции, то надо отметить, что откалывание восточных церквей произошло задолго до крушения империи.

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 15:36:11
Horst


Протоспафарий


Цитата:
"христианам"- мормонам

Если считать мормонов еретиками, то в классификации Иоанна Дамаскина они заняли бы место рядом с варварами и скифами, не выше... Действительно, "как может быть терпимо нечестие"! Но когда на поле боя не хватало мечей, ничто не мешало использовать во славу Империи и ариан-германцев, и арабов- монофизитов. Подобной терпимостью разумные автократоры не гнушались. Хотя в главном, христич, я с Вами согласен.
Narses Ermeni
Несомненно, суждения В.В. Болотова по данному вопросу убедительнее, чем доводы отца Иоанна (Мейендорфа), защищающего монофизитов VI века. По поводу всего остального: православие не ограничивается лишь философией, а значение позднеантичной культуры Египта и Сирии нельзя принижать.

(Отредактировано автором: 11 Июля, 2009 - 17:08:16)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 16:49:12
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Germain

Цитата:
Непонятно, каким образом монофиситство причастно к гибели империи. Если монофиситство вызывало к жизни центробежные тенденции, то надо отметить, что откалывание восточных церквей произошло задолго до крушения империи.


Именно - центробежные, Вы правильно заметили. Нужно проследить исторический путь монофизитских Церквей и их церковно-политическое отношение к Византии. Отколовшись от имперской ортодоксии эти народности должны были искать помощи от Иранаской Империи. Эта последняя, принимала всех еретиков-изгоев Империи. Оттого Иран и вмешивался в церковные дела Восточных Церквей, особенно Армении, из-за ее территориального фактора, еще и из-за того, что в районе закавказья церковная организация армян была самой значимой. Это понимали и ромеи и персы. Тому свидетельство II Двинский Собор в 554 г., созванный в противовес V Вселенскому в 553 г., расколовший окончательно Армению и Вищантию. Не последнюю роль в этих событиях играло давление со стороны Сасанидского Ирана, всячески способствовавшего углублению церковных разногласий армян с византийцами. Собор этот, несомненно, продиктован был противовизантийскими настроениями, ибо с воцарением императора Юстина I в Константинополе началось торжество Халкидонского знамени. А персы, занятые внутренней политической смутой даже позволили армянам (с 518 г.) иметь правителя-армянина.

Потом арабы, затем турки, султан которых - Мехмет в XV в. открыто поддержал армян-монофизитов, и оффициальным фирманом приказал открыть армянский патриархат в Константинополе, в то время как ромеи были всячески притесняемы турками (об это я подробнее писал в теме Армяне-Халкидониты). Тут явное противостояние; и явная поддержка монофизитов со стороны турок. Противостояние это берет начало еще с эпохи Халкидонского Собора. Всего этого не было бы если позиции монофизитов не были бы так усиленны благодаря невнимательной политике византийских императоров. Они упустили Восток уже в V веке, имею ввиду Маркиана, отказавшего в помощи армянам в войне с персами в 451 г.

Копты и сирийцы монофизиты, ясное дело, поддерживались арабским Халифатов. Особонно сирийцы-яковиты имели вполне оффициальный статус в Халифате - противовес халкидонитам.

Ну и т.д. Т.е. тут цепочка событий первопричиной которого был раскол из-за Халкидона.

Horst

Цитата:
православие не ограничивается лишь философией,


Согласен. Оно составляет одну из основ

Цитата:
а значение позднеантичной культуры Египта и Сирии нельзя принижать.


А я и не принижаю. Речь тут, как Вы поняли, идет о влиянии той или иной философской мысли на Христианство. А в этом отношении ни Египет, ни Сирия не сыграли столь существенной роли в развитии и основании христианской фиолсофской и богословской мысли, как Греция.


(Добавление)
А то, что соседи ромеев - персы еще в начале V столетия, т.е до времени Халкидона, пытались оторвать Арменское государство (Египет, Сирия, Палестина и Абиссиния тогда еще были частью Римской Империи) от Римской Империи по христологическим принципам см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=1&topic=171&start=9

Историк IV-V вв. Фавст Византиец пишет о том, что еще во второй половине етвертого столетия персы, вторгшись в Армению, начали умалять позиции греческого языка и грамматики, сжигали греческие книги и даже запрещали говорить армянам на это языке.

Историк конца V в. Моисей Хоренский пишет о репрессиях против грекофилов в Армении от руки персов и проперсидски настроенных соотечественников-армян (имея ввиду армян-монофизитов). Те же коллизии мы встречаем у историка того периода Лазаря Парбского. Персы вводили христологическое инакомыслие в Армению чисто для того, чтобы оторвать восточных армян от ромеев. Но вот самой действенной, в этом отношении, ересью - оказалось монофизитсто. А началось это еще с почитателей Аполлинария среди монахов-армян, которые все ходили по Константинополю и требовали анафемы на Феодора Мопсуэстийского, в то время как Кирилл Александрийский был против осуждения (в тот исторический период) Феодора, это вот и показывает крайние богословские взгляды армян, основывавшиеся не на здравом мышлении, подобно ромеям, а по-большей части на неуместной горячности, упорству и эмоциях, что и приводит, как известно, к пагубной крайности. Не слушая даже Кирилла, которого они почитали, шли в разрез с его мнением. Впоследствии Кирилл сам признал, что "за этой агитацией (армян) скрывается в Армении и Сирии старый аполлинаризм", а по сути же – новорожденное монофизитство, как замечает один из богословов.



(Отредактировано автором: 11 Июля, 2009 - 21:57:05)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 21:18:52
Horst


Протоспафарий


Narses Ermeni
Слишком просто объяснять ереси происками Ирана, Арабского халифата или дома Османов. Почему тогда в Картли монофизиты не имели успеха? И как могли они восторжествовать в Аксуме?
Цитата:
Они упустили Восток уже в V веке, имею ввиду Маркиана, отказавшего в помощи армянам в войне с персами в 451 г.

Вряд ли Маркиан мог оказать существенную помощь в то время, когда Империя сама нуждалась в защите от варваров.

(Добавление)
Цитата:
и Абиссиния тогда еще были частью Римской Империи

?

(Отредактировано автором: 11 Июля, 2009 - 22:41:12)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 22:36:12
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Horst

Да нет, я не объясняю ереси происками антивизантийских государств! Христианский Восток сделал свой выбор независимо от этих антивизантийских государств, это потом уже они начали активно использовать христианские разногласия в своих политических интригах против Византии. И это было самым действенным оружием против Византии. Вот что я говорю. А выбор в сторону монофизитства был сделан независимо от Ирана...

Маркиан именно что мог оказать помощь армянам, и это даже не смотря на то, что западные гранницы притесняли гунны, потому что его предшественник Феодосий II побещал дать армянским послам помощь Армении ромейским войском, но, к сожалению, он умер в 28 июля 450, Маркиан же отказал армнским послам в прошении, и они возвратились к своему полководцу Вардану Мамиконяну ни с чем. Армения осталась один на один с могучей Персией. Битва произошла 26 мая 451 г. Армяне приограли войну выйдя с 66 000 против 200 000 персов, но отстояли свою веру, которую хотел отобрать у них Иездигерт. Шахиншах смирился и не был рад от одержанной победы: Армения была разорена, а приток денг и воинов отсюда резко сократился. Он решил оставить вероисподное статус-кво, дабы как-то исправить ситуацию.

Надо сказать, что и полководец Маркиана - Анатолий способствовал тому, что Маркиан дал отказ армянам. После битвы при Аварайре в 451 г. Маркиан и его ромейское окружение зарекомендовали себя в глазах восточных армян - предателями Христианства. 451 г. для армян - не только год негатива для них в смысле Халкидона, но еще и предательсва ромеев.

Армянский историк 5 века - Егише, монах и секретарь Вардана Мамиконяна, а также участник войны при Аварайре пишет даже о некоем антиармянском сговоре ромеев и персов. НАсколько пристрасен этот автор - сказать трудно, но факт, что видя все ужасы войны и вспоминая отказ Маркиана он мог в крайних тонах отзываться о ромеях.

В.В. Болотов также пишет, что Феодосий II был мужем государственного ума и очертя голову мог кинуться на помомощь армянам, чего не сделал Маркиан.

Картли (см. темы Арм-Халх)

Арабы использовали армян-монофизитов в своих интнресах еще и в Грузии. Когда арабы поработили Иверию они начали с помощью армянских антихалкидонитов (как помню это VII-VIII вв.) насаждать монофизитство в этой части Кавказа. Позиции грузинских халкидонитов умалялись в пользу армянских монофизитов и тех, кто поддерживал последних. Делалось это по одной простой причине - отторвать и восточную Грузию от союза с Византией и ее Церковью. В некотором смысле этому способствовали и сами обстоятельства на Кавказе, ибо при Ираклии I позиции монофизитов были достаточно крепки, и настлько крепки, что пришлось вводить новую объединительную граммату по воссоединению Церквей выразившуюся в догматическом документе "Экфесис". Одно имя Кира, епископа Фазиского (западная Грузия, тогда часть Византии) говорит о многом. Арабы, конечно же, - не спали, и все это учитывали.

Но к моему прискорбию, я не помню этот грузинский средневековый источник, где говорится о притеснениях халкидонитов в Грузии восточной при арабских нашествия. Тогда, кстати говоря, и был написан один, популярный теперь в Грузии, литературный памятник, монаха-грузина Иоанна Зосимэ - "ქებაი და დიდებაი ქართულისა ენისაი", посвященная восхвалению грузинского языка. Это говорит о том, что позиции грузинского халкидонитства и языка стояли под угрозой арабского уничтожения, что и побудило монаха Иване Зосиме написать этот труд. Рукопись сегодня находится в библиотеке Синайского монастыря св. Екатерины.

Сама история Халкидонитства в Иверии немного отличается от Армении. Тут решающую роль в сторону избрания сыграл католикос Кирион I в начале VII оторгнув союз с армянами и примкнувший к Византии, он также был в общении с армяно-халкидонитским католикосатом Авана, в византийской части Армении. Т.е. грузины определились еще в начале этого века, их позиции росли и укреплялись, а потом ромеи их поддерживали и они не имели прямых границ с Ираном и Халифатом, в то время как с Византией граница была, а еще и знаменитая армяно-грузинская область Тайк, где всегда господствующим исповеданием было халкидонитство, вплоть до 17 века.

Аксум не имел границ с Византией и имел прямые контакты с египетскими монофизитами, там трудились, кстати, и армяне тоже.

Абиссиния - опечатка, простите!



(Отредактировано автором: 12 Июля, 2009 - 00:07:54)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 11 Июля, 2009 - 23:22:12
Horst


Протоспафарий


Цитата:
Одно имя Кира, епископа Фазиского

Поэтому я и упоминал Картли, а не Эгриси (Лазику) или Грузию в целом. Кроме того, если верить Вахушти Багратиони, в Эрети монофизитство удержалось до начала X века.
А в том, что несогласие между христианами
Цитата:
было самым действенным оружием против Византии.

Вы, безусловно, правы. Сколько раз должна повториться одна и та же история?

(Отредактировано автором: 12 Июля, 2009 - 00:42:34)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 12 Июля, 2009 - 00:19:58
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Narses Ermeni
Как же с хронологией, которая приведена Вами? Учитывая сказанное, монофиситство нанесло "смертельный" удар империи в VIв., и после этого Византия продолжала "агонизировать" еще восемь (!) веков.

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 12 Июля, 2009 - 01:57:58
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Horst

Византийская традиция несомненно восторжествовала в Грузии впоследствии. С Вахушти я согласен, но вот с ним не согласны теперешние грузинские богословы. Этим послединм свойственно вообще отрицать монофизитство, как таковое, в Грузии восточной. Но репресии монофизитов касаютс восточной части Грузии, куда проникли арабы и где был расположен католикосат - Мцхета - одним из виднейших представителей которой был Кирион.

А Эрети граничило с Албанией ведь, также примкнувшей к монофизитам, и все благодаря хозяйничавшим тогда арабам, которые содействовали армянам-монофизитам. Скажем о новоизбранном католикосе армянском Илии (703-717 гг.). По настоянию этого антихалкидонитского первоиерарха был смещен албанский католикос-халкидонит Нерсес (688-704 гг.), поддерживавший византийскую политику на Кавказе. Арабским халифом были приняты действительно крутые, даже жесткие меры. Католикос Нерсес был выслан в цепях к эмиру «правоверных», точнее осужден на такую ссылку, но предпочел умереть голодною смертью в цепях, и в цепях же был похоронен. Кроме того, решено было истребить «мечем и пленением тех, кто оказались бы халкидонитами». Наследовавший Нерсесу албанский католикос Симеон (706-707 гг), ставленик армянского ктоликоса, велел бросить в реку целые сундуки книг Нерсеса, полных халкидонитстской идеологии. С этого времени Армянская и Албанская Церкви придерживались единой позиции в отношении неприятия Халкидонского Собора. Католикос Илия подвергал преследованиям некоторых армянских богословов прохалкидонского направления, боролся за искоренение остатков византийских церковных обычаев.

Интересно, что получается, - армяне-монофизиты и их церковная организация использовались как оружие арабами против оффициальной халкидонитской Церкви и Иверии и Албании, а также провизантийской политики в этих странах. И не последним фактором тут играла общая граница с Византия, которая была у иверийцев, но не было у албанцев.

Germain

Смертельный удар монофизиты нанесли сами себе, когда в 554 г. откололись от Византии. Не буду вдаваться в подробности того, какие ужасы творили с армянами и персы, и особенно арабы... Чего не делали с армянами ромеи!

Агонизировала она восемь веков в том смысле, что до XII, ромеи все пытались привлечь армян к халкидонитву от монофизитсва, за которое цеплялись враги ромеев, и благодаря вероисповедным разностям они заключали с персами, арабами союзы против Византии, - это ли можно не назвать агонизацией!? в тех же коллизиях первенствующую роль играло именно монофизитство армян, что было причиной этой бури на Востоке. К XII-XV вв. турки уже обладали всей Малой Азией, и весьма умело использоваль опять-таки вероисповедные принципы, играя на чувствах и ромеев и армян. Монофизиты им нужны были до поры до времени, потом они их просто уничтожали.

Картина была бы совершенно иной, если б восток Империи могли удержать ромеи, но там было куча проблем...

Цитата:
Византия продолжала "агонизировать" еще восемь (!) веков.


Да, я не отказываюсь от своих слов, так и было. Я так и намерен думать. В V в. копты, сирийцы и армяне уже встали в оппозицию ромеям в лице Халкидона, в VI в. произошел раскол на главной стратегической территории Византии - Армении, VII-... арабы умело использовали монофизитов в своих целях, потом турки, а потом когда турки и арабы построили свои государства на бывших владения Византии, им уже не нужны были ни копты, ни сирийцы, ни армяне. Политика мусульман к этим меньшинствам была разная, но факт, что всех их они держали в узде. Не давая им особо-то и разгуляться, особенно в Турции.

Т.е. плоды своей церковной политики - оппозиция Халкидону и антивизантийская политика V-VI вв. - эти народности сполна пожали в период мусульманского владычества.

...

Очень хорошо замечает С. Троицкий, что богословское невежество, на которое накладывались личные амбиции и национальные идеи, всегда являлись поводом для разжигания религиозных внутрицерковных конфликтов. «Не знать, быть твердо убежденным в своем и крепко ненавидеть чужое» (Болотов В.В. Из церковной истории Египта.// Христианское чтение. 1884. ч. 2, с. 585) – таков глубинный смысл подобных явлений. Монофизитство, как подчеркивает профессор В.В. Болотов, не было исключением. Как ересь оно было отравлено ядом ненависти к Святому Халкидонскому Собору. Созданная монофизитами полемическая литература была, естественно, лишена всякого трезвого и рационального взгляда на IV Вселенский Халкидонский Собор и его вероопределение. Расчитанная на темные массы и приспособленная к их понятиям, она абсолютно бесцеремонным образом использует клевету, возбуждая в читателе чувства омерзения и ненависти к византийцам. «Подобный характер монофизитской агитации, - продолжает В.В. Болотов, -лучше другого объясняет и бесплодность многократных попыток Православной Церкви примирить с собою отщепенцев: слишком темные силы были пущены в действие, и они угрожали наконец подавить и самих деятелей; разрушительные снаряды монофизитского полемического арсенала могли бить и в самих вожаков при попытке их изменить свою догматическую позицию; тот или другой епископ мог перейти в Православие, но лишь при слабой надежде – увлечь за собою и выдрессированную известным образом паству».



(Отредактировано автором: 12 Июля, 2009 - 13:55:37)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 12 Июля, 2009 - 13:53:55
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Монофизитство в Византийской­ Империи [Страниц (14): [1] 2 3 4 » последняя страница
movedПродолжение темы (перемещена)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0103 ]   [ Gzip выкл. ]