Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Важнейшая седмица в годовом­ круге. [Страниц (6): « 1 2 [3] 4 5 6 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Марина


Проэдр


ВХОД ХРИСТОВ В ИЕРОСАЛИМ.

«На бессловесное животное воссел Создавший словом небо,
людей освобождая от уподобления животным».

Великим праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих шести дней Христос завершит Свою земную жизнь. В Иерусалиме Он будет отвергнут и предан смерти. Это есть преддверие Его Креста. Господь грядет на вольную Страсть, Он предает Себя в руки человеческие. А потому праздник Входа Господня в Иерусалим вызывает двоякие чувства: он исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения.

Ближайшим поводом к народному торжеству, которым сопровождался сам Вход Господень в Иерусалим, было, по Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря, которое не могло не потрясти всех. От века не было видано, чтобы кто воскресал из мертвых, да еще четверодневный, со всеми признаками разложения плоти. Об этом свидетельствовали жители Вифании, видевшие чудо собственными глазами. И как только слухи об этом стали распространяться среди людей, шедших в Иерусалим на праздник Пасхи, все устремились навстречу Иисусу, чтобы увидеть Его и приветствовать как давно ожидаемого Спасителя. Толпа людей приветствует Христа у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая Ему дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями.

Торжественный Вход Христов в Иерусалим происходит на следующий же день после воскрешения Лазаря. Потому эти два события часто изображаются рядом – один за другим, как, например, в церкви св. Димитрия в Пече (1345).



Впрочем, иконография праздника сложилась задолго до создания этого храма, еще в самые ранние христианские времена. Впервые образ Христа, шествующего на осляти, и встречающих Его с пальмовыми ветвями людей появляется на горельефах христианских саркофагов. Например, вот на этом, начала 4 века.



Библейские сцены сменяют здесь друг друга, как на стенах катакомб: Моисей источает воду из скалы, апостола Петра ведут в темницу, Христос шествует верхом на осляти, далее изображено чудо умножения хлебов и рыб, а заканчивает композицию воскрешение Лазаря.

На саркофаге Юния Басса (359 г.) сцены из земной жизни Христа представлены раздельно – каждая от отделена других колонками.



Далее развитие иконографии идет, как всегда, по пути усложнения. И уже вполне сложившуюся иконографию праздника Входа в Иерусалим мы видим на миниатюре россанского Евангелия 6 века.



На пурпурном форе пергамента разворачивается окрашенное в трагические тона действо Входа Христова в Иерусалим; здесь уже присутствуют все элементы иконографии праздника: едущий уже не верхом, а боком Христос –как это напоминает другую икону – Бегство в Египет, где Матерь Его с Ним, Младенцем, на коленях, так же едет на ослике – вон из этой страны, где Сына Ее ждет погибель! А теперь Он идет как будто прямо в пасть Левиафана – в город, где ждет Его крестная смерть. И правой рукою Он благословляет святой град и идущих во стретение Его людей, в том числе детей, постилающих под ноги ослу одежды, а сзади, как овцы за пастырем, шествуют Его ученики.

Рассмотрим теперь все эти описанные в Евангелии и нашедшие отражение в иконографии праздника детали.

Толпа людей приветствует Спасителя у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями или ваиями, они знаменовали победу Христа, воскресившего Лазаря, над смертью, так как «ваиа» у евреев называется распускающаяся (оживающая) ветвь. У евреев был обычай — оказывать почести царям или победителям в войнах, сопровождая их в торжественной процессии с ветвями вечнозеленых деревьев. Вайи — это символ жизни, символ веселия и торжества. Пальмовая ветвь как символ мужества – аналог лаврового венка у греков и римлян – вручалась в награду победителю. Однако, рассказ Иоанна очень напоминает описание религиозной процессии во время праздника Кущей, где люди шли по улицам также с пальмовыми ветвями в руках (такой букет из пальмовых ветвей назывался «лулав»).

Православная энциклопедия дает такое объяснение:

«Событие воскрешения Лазаря (Ин 11. 1-44), связь к-рого с В. Г. в И. подчеркивает Иоанн, согласно учению Церкви, предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых, но воскресение мертвых и начало Суда - это одна из тем праздника трубного звука, праздновавшегося в 1-й день 7-го месяца перед праздником Кущей (Лев 23. 24; Числ 29. 1). Для праздника Кущей были характерны и ликование и радостные восклицания (Ис 12. 6; 42. 1-2; 44. 23; Иер 31. 7; Зах 9. 9), также указывавшие на буд. воскресение мертвых (Ис 26. 19)».

Но дело в том, что праздник Кущей – осенний. Как же люди перепутали Песах и Суккот, весну и осень? Приближаются дни, когда «Жених грядет в полунощи», – начинается смешение, путаница не только в головах людей, но и в самой природе, которая уже предчувствует приближение смерти Творца мира, начинается аберрация времени, которая сильнее всего даст о себе знать в ночь ареста и мучений Христовых, а также в момент Его смерти на Кресте, когда настанет ночь среди дня; линейное время окончательно поворнет вспять – в направлении конца времен; приближается Пасха Христова – праздников праздник и торжество из торжеств, когда в единую точку сходятся все времена и все праздники.


(Отредактировано автором: 08 Апреля, 2012 - 23:03:44)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Апреля, 2012 - 01:18:56
Марина


Проэдр


В галилейском лапидарии хранится вот такой рельеф раннехристианских времен: из лулава произрастает Крест – Древо Жизни, а в кувшине с ручками характерной «змеиной» формы хранится собранная у Креста Кровь Христова.



Далее Православная энциклопедия:

«…процессия могла напоминать один из моментов маккавейских войн, когда Симон Маккавей шел очищать храм в сопровождении музыки, пения и пальмовых ветвей».

И верно, буквально на следующий день Христос очистит Храм от торгующих в нем.

«Вероятнее всего, прибытие верхом на осле указывало на обстоятельства помазания Соломона на царство (3 Цар 1. 32-40), т. е. событие В. Г. в И. понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что они подстилали ему под ноги свою одежду».

За шесть дней до крестной смерти в первый и последний раз в Своей земной жизни Христос явил Свое царственное величие, которое во всей полноте будет явлено только после Второго Его пришествия, когда, по слову Иоанна Богослова, «все народы придут на брак Агнца и поклонятся перед Царем святых, Господом господствующих и Царем царствующих.

«…традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Св. града и храма».

В Евангелии не уточняется, КАК вошел Христос в городские ворота – слез ли со спины ослика или проехал на нем. Не показывает этого и иконография – Христос на ослике всегда изображается приближающимся к городским воротам. Думается, все же, что Он проехал и дальше, чем вызвал еще большее недовольство вождей израильских.

Впрочем, уже сам факт того, что Христос едет на ослике, говорит о многом: не как завоеватель, на белом коне или в триумфальном колеснице, входит Он в Свой город, и не пешком, как обычный паломник, но как-то «посредине» - вроде бы и верхом, но почти доставая ногами до земли.

В шествовании Господа верхом на осляти исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Об этом празднике возвещал пророк Захария (Зах. 9, 9; заметим, что не многие пророчества прямо процитированы в Евангелии, чаще на них просто указывается: «Да сбудется реченное через пророка имярек…», или образованные читатели сами понимают, о чем идет речь). Кроме того, царь Давид прорек о встречающих Спасителя детях: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8, 3).
«Все евангелисты подчеркивают в событии В. Г. в И. царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова».

Духом Святым Давиду было возвещено, что его царству не будет конца. И ему было обещано потомство, которое воспримет престол Отца и которому будет дано помазание на вечное царство. Из этого обетования рождается образ Помазанника-Мессии, прихода Которого ждали все. Мессия должен быть Царем, который утвердит Свой престол в Иерусалиме. Вход Господень в Иерусалим являет этого победоносного Мессию. По евангелисту Иоанну, накануне В. Г. в И. в Вифании совершилось помазание Христа перед Его погребением (Ин 12. 1-8; ср.: Мф 26. 6-13; Мк 14. 3-9).

Помазанник Божий вступает в Свой град.

«…обстоятельства В. Г. в И. напоминали широко известный в Древнем мире обычай триумфального вступления в город полководца после достигнутой победы… такое вступление победителя в город (напр., лат. triumphus, ovatio) обычно сопровождалось приветствиями народа и завершалось входом в храм для совершения жертвоприношений».

Свт. Амвросий Медиоланский указывает, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху. И этим Агнцем стал Он Сам. И это жертвоприношение скоро произойдет – такое страшное, какового история падшего человечества еще не знала – жертвоприношение Сына Божия, Который пришел отдать Свою жизнь за жизнь мира.

«Осанна Сыну Давидову»! — приветствует Иисуса народ как своего Царя.
«Евр. выражение «осанна» (букв.- спаси же) - это мольба о помощи, обращенная к Богу… На осеннем празднике Кущей восклицание «осанна» было связано с молением о дожде… в пророческой лит-ре, дождь стал одним из символов Мессии, ср.: Ос 6. 3; Иоиль 2. 23; ср.: Иак 5. 7)».

И они получат этот дождь – ливень, напомнивший им всемирный потоп, когда разверзлись хляби небесные, – в момент смерти Сына Божия на Кресте, когда потряслись все основы мироздания, и день стал как ночь.

Но пока они мессианским приветсвием встречают Христа, полные радостных ожиданий и надежд, вызывая недовольство и злобу вождей израильских.

Однако мы знаем, что это торжество недолго продлится. Встречая всемогущего победителя смерти и пророка, иудеи ожидали от Него во исполнение пророчества устроения земного царства Израиля. Но Его вход, кроткий и смиренный — на молодом осле — обманул их ожидания,
это было несовместимо с их мечтами о величии Израиля. И буквально через несколько дней иудеи, не получив того, чего ожидали, кричали Пилату «Распни Его!» и еще такие слова, страшнее которых вообще трудно себе представить: «Кровь Его на нас и детях наших», навлекая Божие проклятие на своих невинных детей, которые простодушно, без задней мысли, не помышляя ни о каком господстве или отмщении, встречают Христа, как своего Небесного Отца. Христос-Спаситель – Помазанник на Царство не от мира сего, потому и одежды Ему постилают не взрослые, а дети. Но здесь вспоминаются слова Самого Христа, сказанные Им именно о детях: «Не мешайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Божие» и – не только о детях, но о тех, кто как дети – «блаженны нищие духом», то есть, как дети, простодушные, и «блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Вот и увидели в Иисусе Сына Божия именно дети, и потому именно они – на всех изображениях праздника Входа Христова в Иерусалим – постилают свои одежды под ноги Его ослика, и залезают на деревья, чтобы обломать ветви, и поют Ему хвалу.

«Свт. Григорий Палама подчеркивает сверхъестественный характер события В. Г. в И., поскольку было явлено чудо - Сам Св. Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа».

Поэтому детям на иконах Входа Господня в Иерусалим отводится много внимания.


(Отредактировано автором: 08 Апреля, 2012 - 23:07:51)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Апреля, 2012 - 10:25:15
Марина


Проэдр


Мозаика церкви Успения Божией Матери в Дафни (пригород Афин, 1100).



Эта мозаика настолько хороша, что стоит разглядеть ее поподробнее.

Христос и два апостола – Петр и Иоанн – приближаются к городу.



Их встречают взрослые жители Иерусалима и прибывшие на праздник Песах паломники с ветвями-лулав (увы, цветопередача данной и следующей фотографии оставляет желать лучшего):



и дети:



На мозаике в Палатинской капелле (Сицилия, Палермо, 12 в.) дети стаскивают с себя одежду, чтобы постелить под ноги шествующего в Свой град Спасителя мира:



И кидают вниз ветки с пальмы на мозаике в базилике Монреале (там же):



(Как, увы, часто у меня бывает – плохого качества общий вид и приличного качества – деталь иконы):



Еще раз напомню, что мозаики в сицилийских храмах выложены приглашенными из Константинополя мастерами, а потому весьма высокого качества.

А вот в соборе Сан Марко в Венеции мозаика «Вход в Иерусалим» оставляет совсем иное впечатление: у всех действующих лиц (простите за тавтологию) одинаково невыразительные лица. Правда, есть одна интересная деталь: осел всеми четырьмя ногами, как будто специально, наступает на шитые золотыми нитями и расстеленные на земле детские рубашечки – о, латинская педантичность!



Переходя от мозаик к фрескам, отметим очень сильную, волнующую живопись в церкви Николая Прилепского (Македония, 1298):



Композиция в Раванице (Сербия, монастырь Вознесения, 1387), несмотря на плохую сохранность, впечатляет какой-то необыкновенной светоносностью: в середине, в луче света с небес, показана фигура «дщери Сиона» - персонификации града Иерусалима:



И в этот световой кокон уже вошел осел и сейчас войдет Христос.



Ослик же под Ним выступает так величественно, как будто понимает, Кого он несет на своей спине.

Матери иерусалимские все одеты в вишневые накидки, как принято изображать Богородицу. Особенно хороша мать с младенцем, первым протягивающим веточки навстречу Христу:



Иерусалим со стенами и башнями напоминает образ «града огражденного». Внутри же хорошо видно здание, увенчанное куполом. Отметим эту деталь.


(Отредактировано автором: 08 Апреля, 2012 - 23:42:15)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Апреля, 2012 - 12:59:43
Марина


Проэдр


На фреске в Дечанах ход событий, как всегда, представлен очень подробно: слева два ученика добывают осла, а справа на нем уже подъезжает к Иерусалиму Христос:



И здесь висят цепи с кружочками.

Сохранность дечанских фресок просто поразительна.

Чего, увы, нельзя сказать о фресках в церкви св. Пантелеймона в Нерези.



Фигуры Христа и апостолов совсем утрачены. Но зато хорошо видны дети и фарисей, первым встречающий Спасителя у врат города. И какой замечательный ослик!

Благословляющий жест Спасителя на фреске в церкви Яблочной точно повторяет такое же движение Его на фреске слева, где Он воскрешает Лазаря.



Но в церкви Темной тот же художник располагает «Вход в Иерусалим» по-другому – на своде. Честно говоря, эта композиция поначалу показалась мне неудачной, но потом, приглядевшись получше, поняла: так получается, что Христос благословляет детей, но не взрослых и теперь уже и не сам город – «Се, оставляется дом ваш пуст». Такая композиция, пожалуй, уникальна и больше нигде ничего подобного мне не встречалось.



Но, очевидно, эту же идею художники-иконописцы стали выражать несколько иначе: едущий на осляти Христос отворачивается и от города, и от людей и как будто беседует со Своими учениками. Такая иконография появилась довольно рано, еще в 12 веке - впервые, скорее всего, в Курбиново.



Позднее такой поворот корпуса Спасителя, едущего на осляти, становится общепринятым.

Афон, монастырь Ватопед, кафоликон:



Замечательная фреска. Христос на осле, полном чувства собственного достоинства, выразительные лица встречающих.


(Отредактировано автором: 09 Апреля, 2012 - 00:08:10)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Апреля, 2012 - 15:44:43
Марина


Проэдр


А вот эта семья просто потрясает – прямо-таки святое семейство. И неужели эти люди потом скажут такие страшные слова?



Одно можно сказать: иногда дети бывают умнее своих родителей, да и Бог промышляет о судьбах каждого человека, а проклятие обычно обращается на голову того, кто его произносит. Возможно, именно из этих детей, встречавших Христа у врат святого града, впоследствии составилась первая христианская община – и почти вся погибла для жизни земной, прямиком уйдя в Иерусалим Небесный, к своему Спасителю.

Прямо вот по этим горкам-лещадкам, лесенкам в небеса, которые обязательно изображаются на иконах Входа в Иерусалим.

И самая высокая из них – гора Елеонская, что как раз находится на пути ко святому граду.



Печ, церковь Богородицы Одигитрии.

И горки слева всегда уравновешены башенками Иерусалима справа. И в центре города часто возвышается купольное здание. Обычно это изображение толкуют как Храм Ирусалимский. Возможно, но только, так сказать, на внешней, видимой стороне. Да и на видимой эта трактовка не годится – потому что построенный Иродом храм выглядел совершенно иначе! А то, что видит Христос – и мы, если мы смотрим глазами апостолов, – это Храм Гроба Господня, ротонда Константина! – круглое двухъярусное здание, изображенное, например, на миланском диптихе 5 в.



Само по себе такое изображение несет глубокий смысл – и дело не только в том, что Гроб Христу во граде Иерусалиме уже уготован, и Он его перед Собою видит.

Немного позднее этот храм стали изображать уже трехъярусным.

Мозаика в церкви св. Апостолов в Фессалонике:



Вот она же в цвете – но нижняя часть не видна за брусом. Осел здесь поворачивает в другую сторону, как будто хочет увезти своего ездока подальше от опасного места. Но мы-то знаем, что он сейчас развернется и поедет туда, куда ему прикажут…



Однако трехъярусный храм – образ трехуровнего мироздания – виден очень хорошо. Но не думаю, что здесь имеются в виду три уровня, так сказать, очевидные для всех – небеса, земля и преисподняя (Правь – Явь – Навь), так как аду в храме христианском места нет. Это, скорее, земля (нижний уровень) или область тварного и чувственного, небеса (средний уровень) или область тварного, но умопостигаемого – мир райский и ангельский, и, наконец, самый высший уровень – область нетварного, т.е. Пресвятой Троицы (обычно внутри купола изображается Лик Божий – Христа Вседержителя - а иначе как во плоти Его изобразить невозможно, или Божией Матери Знамение – Софии с Предвечным Младенцем во чреве).

Интересно, что такой трехъярусный храм – это образ, я бы сказала, архетипический и, хотя и нечасто встречается въяве, но зато повсеместно.

Православный армянский храм Звартноц, построенный в 7 веке во образ Храма Гроба Господня или ротонды Константина (спасибо, Нарсес). Вот так он выглядел, пока землетрясение не разрушило его почти до основания. Но и развалины, надо сказать, производят впечатление.



А вот храм Неба – за тысячи верст от нас, в столице Поднебесной (15 в.):



Интересно, что у нас на Руси такой трехъярусный образ «Храма Иерусалимского» не вызывал никаких вопросов.

Икона «Вход в Иерусалим» кисти преподобного Андрея Рублева в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405):



Несмотря на плохое качество фотографии, видно, что икона вся светится золотистым светом – и ярко выделяется трехуровневый купольный храм.

Более того, на Руси стало принято изображать этот Храм Господень с православным крестом на куполе!

Тверь, середина 15 в.



Как видим, русские иконы «Входа в Иерусалим» различаются между собой очень мало. И всегда над городом высится купол – синего небесного цвета.

И более того, рядом с этим Храмом высится башенка – «пирги» – которая въяве стояла рядом с храмом Влахернским и изображалась на утраченной ныне иконе Богородицы «Пирогощей».

Икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде, конец 15 в.



Таким образом, Христос входит не просто в земной град Иерусалим, но и во святой град Второй Рим. Это образ некоего обобщенного святого града – Горнего Иерусалима.

Не помню, какой умный человек написал, что разрушенные и взорванные храмы Божии не пропадают в никуда, но мысленно поднимаются в Небесный Иерусалим и занимают там свое законное место. Так же и здесь – все святые грады и все святые храмы – разрушенные и ныне стоящие – сосредоточены в одном архетипическом Граде, в который входит ныне Царь царей – воплощенный Сын Божий.

Таким образом, торжественный Вход Христов в Иерусалим есть образ водворения Царя Славы в Царстве Его, сам же Иерусалим является образом благодатного Града Божия, Иерусалима Горнего. Вот какой чудесный день мы сегодня празднуем.

На утрени благословляются ветви, и мы держим их в руках в течение всей службы, показывая, что мы тоже встречаем Христа как Царя и Спасителя.

На Антиохийском подворье в Москве по древнему восточному обычаю в этот день совершается крестный ход с младенцами – и с вербами в руках. Возглавляет процессию с вербами-вайями архиепископ Филиппопольский Нифон.


(Отредактировано автором: 09 Апреля, 2012 - 00:53:43)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Апреля, 2012 - 19:09:50
Марина


Проэдр


Хотелось бы добавить кое-что к образу храма двух- и трехъярусного. Здесь прослеживается совершенно определенная логическая связь: храм есть образ мироздания. Но и человек есть микрокосм - отображение макрокосма, т.е. того же мироздания, космоса. Таким образом, храм двухъярусный есть образ человека, состоящего их души и тела. Под словом "душа" здесь следует понимать духовно-душевный состав человека, т.к. два тонких состава человека - душа и дух - воспринимаются как один, хотя учение апостола Павла о трех составах человека никто не отменял, т.к. оно соответствует учению о создании человека как образа Божия, т.е. Троицы из Трех Лиц.

И, пожалуй, самым гармоничным и совершенным образом его является церковь Покрова на Нерли, в облике которой эта дихотомия видна очень четко: квадрат в плане есть образ земли, круг барабана и купола - образ небес. Или, если рассматриваеть здание как образ человека, то основной объем его соответствует телу, барабан - это грудь с сердцем, т.е. душой, а барабан - голова, где содержится дух (нус или ум) человека, т.е. трихотомия все же присутствует, хотя и не очень ярко выражена.



Трехъярусных храмов на Руси тоже хватает, хотя не всегда они так четко прослеживаются, как два. Это, прежде всего, те церкви, которые построены как "три восьмерика на четверике", т.е. образцом для них послужил Александрийский маяк. И, тем не менее, это не "четыре" состава человека, а все же три - два верхних вместе с куполом воспринимаются как одно целое. Так же и "четверика", т.к. квадрата в плане, может быть два, как в церкви Покрова в Филях (там два этажа, т.е. фактически два храма - зимний и летний), и все же это единый состав - "земля" или "тело" человека, из земли когда-то созданное.



Здесь каждому "составу" соответствуют два яруса, но все вместе - это единый великолепный, даже роскошный ансамбль, смотреть на который - уже праздник, прямо-таки душа радуется. Такая нарядная пирамидка или горка, увенчанная крестом.

В следующей теме у нас снова всплывет образ Храма Иерусалимского. Впрочем, любой христианский храм в любой точке Земли есть образ Храма Гроба Господня - в алтаре обязательно присутствует престол с киворием-кувуклией. Так что и внешний вид, напоминающий ротонду Константина, пусть даже ее уже очень трудно узнать, - вполне логичен.

(Отредактировано автором: 10 Апреля, 2012 - 22:21:22)

Всего записей: 713 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 08 Апреля, 2012 - 22:53:41
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Важнейшая седмица в годовом­ круге. [Страниц (6): « 1 2 [3] 4 5 6 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0282 ]   [ Gzip выкл. ]