Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 14 15 16 [17] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Я предлагаю вести более строгое размежевание сюжетов по темам и не бояться увеличивать количество последних. Эта ветка, кстати, называется "Богоявление" и логично было бы для каждого праздника открывать свою собственную площадку. Но что вышло, то вышло. А закавказские фрески, конечно, ещё не поздно вынести в отдельную тему, благо это совсем не сложно.

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 13:37:51
Марина


Проэдр


Мне кажется, что для каждого праздника открывать отдельную ветку не стоит - они идут своим чередом по годовому кругу, и это удобно. Просто так получилось, что эта ветка начала свою автономную жизнь с Крещения. А когда праздники будут повторяться (а это неизбежно), то это не страшно, т.к. каждый праздник - тема неисчерпаемая и всегда можно сказать (и показать) что-то новое. И хорошо было бы, если бы каждый раз кто-то что-то добавлял по теме, в том числе фотографии, относящиеся к теме. А отдельную ветку для закавказских фресок, конечно, выделить можно, если Вы считаете нужным. Но ограничивать ее одним Закавказьем, не знаю, стоит ли. Может быть просто построить ее по другому принципу. На этой ветке - подборка по праздникам, на другой - по храмам или городам, как выкладывал фотографии Нарсес.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 17:11:04
chalkites


Патрикий
Откуда: Москва


Так ведь количество веток не ограничено, и можно их открывать по мере необходимости, причём делать это способен каждый из нас. Одна - пусть будут праздники, другая - Закавказье, а там и третья, четвёртая и т.д. Пусть на каждой будет по 3-4 страницы на каждый сюжет, зато в них легко ориентироваться, перелистывать, реагировать на сказанное по прошествии какого-то времени. А то, опять же к примеру, на 16-й странице Успение, а кто-то шлёт сюда интересную информацию по Благовещению, которое прошло десятью страницами раньше. И от логичной последовательности сюжетов мало что остаётся...

Всего записей: 373 : Дата рег-ции: Авг. 2010 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 17:51:42
Марина


Проэдр


Согласна. Тогда открывайте новую ветку на Рождество Богородицы (я просто не умею этого делать и готова, как в прошлый раз, последовать за Вами), тем более, что это будет Новолетие. Хотя я как раз хотела связать Успение и Рождество, но теперь это уже не имеет значения, как-нибудь выкручусь. Кстати, Вы навели меня на интересную мысль - иконопись (вообще византийское сакральное искусство, не только иконопись как "умозрение в красках") тоже можно понимать как своего рода Богоявление - явление, откровение вовне, для людей, сокровенных смыслов не только Писания, но и того, что стоит за ним, что в Писание не вошло, а осталось где-то глубже, не всегда даже осознаваемо и выражено в словесной форме.
И еще у меня просьба и к Вам, и ко всем, у кого есть хорошие фотографии фресок (мозаик, миниатюр, любых произведений византийского искусства, даже донышки от стеклянных сосудов): выкладывайте их после каждого сюжета, чтобы дополнить картину. Дело в том, что у меня фотографии не всегда хорошего качества, а хотелось бы разглядеть эти произведения получше, да и всем показать. Например, чудесная фреска Успения из Лесновского монастыря: одна в целом виде, но какая-то тусклая, другая - яркая, но снята с угла и почему-то только половина. Вот хорошо бы показать ее в целом виде и с хорошими красками. Если у Вас есть фотография лучшего качества - выкладывайте, можно даже с какими-то интересными деталями, которые я, может быть, пропустила. Фрески из храма Преображения Мегало Метеорос вообще не хочется показывать - они все сняты как будто через красный фильтр: синий фон стал черным, и впечатление - ну, прямо палехские шкатулки! Может быть, их можно обработать фотошопом, но я, к сожалению, пока им не овладела. И еще: поправляйте меня, когда я ошибаюсь или допускаю неточность. Я действительно далеко не все знаю: например, почему в некоторых храмах (например, в Грачанице или в Нерези) бывает двойной набор сюжетов, когда храм вроде бы один - один набор в самом храме, а другой в притворе? В том же Мегало Метеорос тоже двойной набор, но там явно не один храм: в кафоликоне (храме Преображения) работал Феофан Критский, а другой храм - в честь какого праздника или святого освящен? Художник там явно другой, но тоже очень интересный. В общем, жду от Вас помощи, если это Вас не затруднит.

(Отредактировано автором: 09 Сентября, 2011 - 19:41:18)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 18:20:12
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ну так мне открывать отдельную ветку по Закавказью (?) И в этой ветке мне начать публикацию с Рождества Богородицы, ближайшего праздника (?)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 21:05:45
Марина


Проэдр


Да, открывайте отдельную ветку по Закавказью. И еще отдельную ветку для праздников (потому что я не умею, помогите, пожалуйста), можно так назвать: "Иконография праздников - Новолетие" . Туда буду писать я, а Вы по возможности по окончании сюжета добавляйте что Вы сочтете нужным по теме. А на ветке по Закавказью - группируйте фотографии по храмам, как в прошлый раз - это было очень интересно, только, если можно, давайте побольше информации: храм такой-то, построен тогда-то, какие-то интересные события с ним связаны.
Кстати, что в Атени нарисовали свт. Иакова как ап. Андрея - уже само по себе интересно. Да и другие два святителя с икон "Успения" - Дионисий Ареопагит и его учитель св.Иерофей - вообще загадочны, о них практически ничего не известно, не говоря уже о том, как они выглядели.
Если какие-то фотографии будут дублироваться (например, фреска с праздником попадет и на "Праздники", и на "Закавказье"), думаю, это не страшно.

Специально для Вас, Нарсес, подобрала несколько изображений апостола Андрея. Честно говоря, мне этот апостол очень симпатичен и очень нравится его апокрифическое житие. Вообще если говорить о портретном сходстве иконных изображений с оригиналом мы можем быть уверены только в отношении Петра и Павла, так как имеется множество очень ранных их "портретов" на стенах римских катакомб, и пусть даже писали их не с натуры, но все равно по очень свежим воспоминаниям. В отношении других апостолов таких ранних свидетельств нет. Тем не менее, Андрея мы всегда можем из всех апостолов выделить - по сходству с ликом Петра (они, как известно, были братьями) и седой шевелюре.

Вот почти самые ранние изображения апостолов - мозаики Равенны.
1. На куполе баптистерия ариан Андрей стоит за Петром - здесь прическа у него приглажена - все-таки у престола Божия предстоит и несет в руках свой мученический венец.



2.Так же за Петром он стоит и на куполе баптистерия православных (кафоликов):



3. И здесь же, в Равенне, на подпружной арке церкви Сан Витале - он совсем другой.



4. В церкви Санта Мария Антиква в Риме на фреске 7 в. ап. Андрей кудряв, как Петр, но даже кудри довольно непослушные. Лик же просто необыкновенно прекрасен. Жаль, что фотография не цветная.



(Отредактировано автором: 10 Сентября, 2011 - 01:46:31)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 09 Сентября, 2011 - 21:37:32
Марина


Проэдр


Итак, образ апостола Андрея Первозванного весьма колоритен. Его часто изображают рядом с его братом Петром и немного похожим на брата, как чертами лица, так и возрастом - оба седовласые старцы. Но если у Петра седые кудри, то у Андрея волосы как будто развеваемы ветром, как бы вразлет. И такая неприглаженная, непокорная шевелюра свидетельствует о неукротимости характера, может быть, даже в какой-то степени первобытной дикости - в отличие от более мягкого, более смиренного Петра.

Вот еще две мозаики.

5. Из капеллы Марторана (Палермо, Сицилия, 12 в.). Здесь он как будто не похож на себя, очень благостный.



6. Зато в Софии Киевской в сцене причащения апостолов - такой, каким мы привыкли его видеть:



Оказывается, сравнивать различные изображения отдельных святых тоже очень интересно. Попробую продолжить опыт. Только вот на какой ветке?

(Отредактировано автором: 10 Сентября, 2011 - 02:00:50)

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 10 Сентября, 2011 - 01:21:11
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цитата:
Да, открывайте отдельную ветку по Закавказью. И еще отдельную ветку для праздников (потому что я не умею, помогите, пожалуйста), можно так назвать: "Иконография праздников - Новолетие" . Туда буду писать я, а Вы по возможности по окончании сюжета добавляйте что Вы сочтете нужным по теме. А на ветке по Закавказью - группируйте фотографии по храмам, как в прошлый раз - это было очень интересно, только, если можно, давайте побольше информации: храм такой-то, построен тогда-то, какие-то интересные события с ним связаны.


Ок, я подумаю как это сделать.

Цитата:
Специально для Вас, Нарсес, подобрала несколько изображений апостола Андрея. Честно говоря, мне этот апостол очень симпатичен и очень нравится его апокрифическое житие. Вообще если говорить о портретном сходстве иконных изображений с оригиналом мы можем быть уверены только в отношении Петра и Павла, так как имеется множество очень ранных их "портретов" на стенах римских катакомб, и пусть даже писали их не с натуры, но все равно по очень свежим воспоминаниям. В отношении других апостолов таких ранних свидетельств нет. Тем не менее, Андрея мы всегда можем из всех апостолов выделить - по сходству с ликом Петра (они, как известно, были братьями) и седой шевелюре.


Спасибо, было интересно!


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Сентября, 2011 - 21:40:36
Марина


Проэдр


Narses Ermeni
Нарсес, может быть, Вы начнете с того же храма в Атени (Атенский Сион). Кажется, там еще есть фрески интересные.

Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 12 Сентября, 2011 - 01:35:36
Марина


Проэдр


На "Катехоне" выложили мой текст по иконографии Преображения (пока не полностью): http://katehon.com/ru/article/vizantiyskaya-ikonopis-preobrazhenie-gospodne

По сравнению со старым - исправленный и дополненный. К сожалению, я пропустила две большие темы - Креста и Вознесения, и пришлось в эту тему делать оттуда какие-то вставки, поэтому текст получился большим.


Всего записей: 725 : Дата рег-ции: Нояб. 2010 : Отправлено: 20 Августа, 2016 - 15:11:57
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » Византийская изобразительная традиция и иконография » Богоявление: вопросы иконографии [Страниц (17): первая страница « 14 15 16 [17] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0124 ]   [ Gzip выкл. ]